Какие люди относятся к лику святых. Иконы святых

Заступницей и покровительницей России считается сама Пресвятая Богородица. Неудивительно поэтому, что среди почти 300 русских православных святых есть и женщины. И первым человеком, принявшим христианство на Руси, стала княгиня Ольга.

1. Евфросиния Полоцкая

В миру Евфросинию Полоцкую звали Предславой. Она была дочерью витебского князя Святослава Всеславича.
Предслава с ранних лет проявляла интерес к духовной жизни, как только девочке исполнилось 12 лет, она отказалась от династического брака и 15 февраля 1116 года приняла тайный постриг в Полоцком монастыре.
Спустя несколько лет Евфросиния занялась переписыванием книг, что было очень трудоемким и длительным процессом. Обычно такое послушание получали мужчины, но Евфросиния была тверда в своей вере.
Преподобной Евфросинии приписывают приобретение Полоцким Софийским собором иконы Богородицы Эфесской. Также Евфросиния заказала мастеру Лазарю Богше крест-мощевик, который стал зваться ее именем. Умерла Евфросиния Полоцкая во время паломничества в Иерусалиме, 23 мая 1167 года. Почитать в Полоцке ее стали вскоре после смерти, но канонизирована Евфросиния была только в 1893 году.
Евфросиния Полоцкая была ярким церковным деятелем своего времени. Она инициировала строительство женского Спасского монастыря, принимала участие у политической жизни княжества и стала своеобразным знаменем борьбы половчан за свою независимость.
Интересно, что в житие преподобной Евфросинии отсутствует рассказ о посмертных чудесах.

2. Княгиня Ольга


Княгиня Ольга – единственная русская женщина, которую причислили к лику равноапостольных святых. Ольга первая на Руси приняла христианство, еще до Крещения.
О юности Ольги известно очень мало, наиболее точные сведения о ней появляются в летописях 945 года, когда погибает ее муж Игорь. Тогда же Нестор описывает в летописях мести Ольги древлянам, которые были виновны в смерти князя.
С 947 года Ольга начинает править сама. Она устанавливает систему погостов, открывает несколько сухопутных путей, устанавливает размер полюдья. Именно Ольга положила начало каменному строительству на Руси.
В 955 году Ольга принимает крещение в Константинополе под именем Елена. Княгиня старалась приобщить к христианству и сына Святослава, но тот так и остался язычником до конца жизни.
Святой Ольгу признали уже во времена правления Ярополка, ее внука, а в 1547 году княгиня Ольга была причислена к лику равноапостольных святых.

3. Матрона Московская


Матрона Московская является одной из самых популярных русских святых. Канонизирована она была сравнительно недавно – в 1999 году.
Матрона родилась незрячей. Родители хотели оставить ребенка в приюте, но матери девочки приснился вещий сон о слепой голубице, и Матрону оставили. Уже в 8 лет девочка была глубоко верующей, у нее был дар предсказывать будущее и исцелять больных. К 18 годам у Матроны Московской отнялись ноги.
Большую часть жизни Матрона прожила у односельчанки Евдокии Михайловны Ждановой и её дочери Зинаиды, принимала у себя страждущих и больных. Скончалась Матрона Московская в 1952 году.
В 1999 году Матрону канонизировали как местночтимую святую, но поклониться ей едут люди со всей России.

4. Ксения Петербуржская


Ксения Петербуржская выбрала путь юродства в 26 лет. Сохранилось множество легенд и воспоминаний о пророческом даре святой.
Родилась Ксения в первой половине XVIII века. Достигнув совершеннолетия, Ксения вышла замуж за придворного певчего Андрея Фёдоровича Петрова. Молодые супруги жили в Санкт-Петербурге. Андрей Фёдорович не скончался, когда Ксении было 26 лет.
Молодая вдова встала на путь юродства, стала отзываться только на имя мужа, раздала все их имущество бедным, а дом подарила одной из своих знакомых, при условии, что она будет пускать ночевать неимущих.
Точная дата смерти Ксении Петербуржской неизвестна. В 1988 году Русская Православная Церковь причислила ее к лику святых юродивых.

5. Феврония


Житие святой стало широко известно после публикации «Повести о Петре и Февронии», которая напоминала скорее волшебную сказку, чем исторический документ. Феврония была дочерью бортника. Однажды к ней обратился за помощью князь Петр, который пообещал сделать ее своей невестой, если та исцелит его от ран. Девушка вылечила Петра, но тот не сдержал своего обещания, и болезнь вернулась. Тогда Петр взял Февронию в жены. Бояре не приняли простонародную жену князя. Петр забрал жену и покинул город, в котором почти сразу же разразилась смута, и князя попросили вернуться назад.
Петр с Февронией правили много лет, а в старости приняли монашеский постриг в разных монастырях. Они молились о том, чтобы умереть в один день, и завещали, чтобы их похоронили вместе. Когда просьбу Петра и Февронии не исполнили, они чудесным образом оказались в одном гробу. Погребены супруги были в 1228 году, а в 1547-м их канонизировали. Петр и Феврония считаются покровителями семьи.

6. Анна Кашинская
Анна (в постриге – София) родилась в XIII веке в семье ростовского князя Дмитрия Борисовича. В 1299 году она вышла замуж за князя Михаила Ярославича Тверского, а спустя 20 лет он был убит в Орде. Спустя годы в Орде были казнены ее сыновья и внук.
Год пострига Анны неизвестен, но в 1358 году она упоминается как 80-летняя настоятельница Тверского женского монастыря во имя св. Афанасия. Перед самой смертью Анна приняла схиму.
Почитание Анны Кашинской началось в 1611 году, когда были обнаружены ее останки в кашинской церкви во имя Пресвятой Богородицы. В 1650-м году она была канонизирована, но уже в 1677 году, в рамках борьбы с двоеперстным крещением, была проведена деканонизация, а житие святой Анны – предано анафеме. Только в 1909 году императором Николаем II было дано разрешение на повторную канонизацию.

7. Иулиания Лазаревская


Настоящее имя Иулиании Лазаревской - Ульяна Устиновна Осорьина. Она родилась в 1530 году в семье дворян Недюревых. С детства девочка была очень набожной и усердной. В 16 лет она вышла замуж за Юрия Осорьина, в браке с ним она родила 13 детей. После гибели двух сыновей на царской службе, Ульяна стала упрашивать мужа, чтобы тот отпустил ее монастырь. Тот согласился при условии, что до этого она воспитает оставшихся детей.
Когда в период правления Бориса Годунова разразился голод, Иулиания продала все свое имущество, чтобы накормить неимущих.
Умерла Иулиания в 1604 году и была похоронена в Муроме. В 1614 году, когда рядом копали могилу, были обретены мощи Иулиании, которые источали миро. Тогда же исцелились несколько человек. В том же 1614 году Иулианию Лазаревскую канонизировали в лике праведницы.

8. Святая княгиня Елизавета Федоровна


Елизавета Федоровна была старшей сестрой Александры Федоровны, последней русской императрицы. В 1884 году Елизавета Федоровна вышла замуж за великого князя Сергея Александровича, брата императора Александра III.
Всю жизнь Елизавета Федоровна занималась благотворительностью. Она организовала Елизаветинское благотворительное общество, во время войны занималась медицинской помощью воинам. В 1905 году ее муж погиб в результате покушения.
Овдовев Елизавета Федоровна основала Марфо-Мариинскую Обитель Милосердия, которая занималась медицинской и благотворительной работой. С 1909 года княгиня посвятила всю свою жизнь работе в обители.
Елизавета Федоровна была убита и сброшена в шахту в 1918 году в городе Алапаевске вместе с другими членами семьи Романовых. Есть свидетельства, что Елизавета скончалась позже остальных, поскольку из шахты еще некоторое время доносились песнопения.
В 1992 году Елизавета Федоровна была причислена к лику святых и включена в Собор новомучеников и исповедников Российских.

9. Варвара Скворчихинская


Блаженная Варвара родилась в семье священника. Выучившись на домашнюю учительницу, девушка начала преподавать. Она была истово верующей и часто приводила на занятия священника, но когда в школах начали проповедовать атеизм, Варвара перестала работать и избрала для себя путь затворницы.
Она прожила более 35 лет в старом сарае, постоянно молясь и соблюдая посты. Все эти годы Варвара не посещала церковь, но принимала у себя священников и верующих.
Умерла Варвара в 1966 году, а в 2001 году Патриарх Алексий II благословил прославить подвижницу в лике местночтимых святых Уфимской епархии.

10. Евдокия Дмитриевна


Евдокия Дмитриевна также известна как преподобная Евдокия Московская, еще при жизни она прославилась своей благотворительной деятельностью. В 15 лет ее выдали замуж за московского князя Дмитрия Донского. С ним она провела 22 года в счастливом браке, а после кончины супруга некоторое время правила, являясь блюстительницей престолонаследия среди сыновей.
Евдокия Дмитриевна при жизни инициировала постройку множества храмов и монастырей, в том числе Вознесенского женского монастыря. Под руководством Евдокии Дмитриевны было собрано московское ополчение для защиты города от Тамерлана. В 1407 году княгиня удалилась в Вознесенский монастырь, где приняла постриг с именем Евфросиния. В иночестве Евфросиния прожила всего несколько месяцев и скончалась в том же году. В 1988 году была причислена к лику святых вместе со своим мужем.
В 2007 году была учреждена церковная награда - орден и медаль преподобной Евфросинии Московской.

11. Евфросиния Колюпановская


Княжна Евдокия Григорьевна Вяземская была фрейлиной Екатерины II, но ее желание посвятить себя служению Богу было столь велико, что она инсценировала собственную смерть и тайно покинула двор. Она странствовала более 10 лет, пока в 1806 году не встретилась с митрополитом Платоном, который дал ей благословение на подвиг юродства. С этого момента бывшая княжна поселилась в Серпуховском Владычном Введенском женском монастыре под именем «дура Евфросиния».
Известно, что Евфросиния тайно носила вериги и даже зимой ходила босой.
Когда в монастыре сменилась настоятельница, Евфросинию начали притеснять, что, в конце концов, заставило женщину покинуть стены обители. Последние 10 лет своей жизни бывшая княгиня провела в селе Колюпаново в доме помещицы Натальи Алексеевны Протопоповой. Ефвросинии Колюпановской еще при жизни приписывали дар исцеления и предвидения. Преставилась блаженная Евфросиния в 1855 году, но почитание, начавшееся при жизни, продолжилось и после смерти.
В 1988 году Евфросиния Колюпановская была канонизирована в составе Тульских святых в лике блаженных.

12. Иулиания Вяземская


Судьба Иулиании Вяземской мало походит на судьбы других русских святых. Она была супругой князя Симеона Мстиславича Вяземского, пока смоленский князь Юрий Святославович не попытался насильно привести Иулианию к себе «хотя с нею жити». Не стерпев надругательства, княгиня ударила обидчика ножом, а тот в приступе ярости убил ее мужа, ей самой отрубил руки и ноги, а тело велел бросить в реку Тверцу.
Весной 1407 года тело мученицы Иулиании было найдено плывущим против течения реки Тверец. Обретенное тело святой было погребено у южных дверей Спасо-Преображенского собора города Торжка, вскоре после этого на месте захоронения стали происходить чудесные исцеления.
Точная дата канонизации Иулиании Вяземской как местночтимой святой неизвестна, но многие историки считают, что это произошло в 1815 году, в год повтороного обретения мощей святой.

В церкви Святого Варфоломея Армянского (San Bartolomeo degli Armeni – букв. Святого Бартоломео Армян) в Генуе в серебряном позолоченном окладе хранится тысячелетняя реликвия – ее считают единственным прижизненным портретом Спасителя.

Предание гласит, что на Святом Плате отпечатался Лик Христа, но речь идет именно о портрете, написанном темперой – краской приготовленной на основе яйца, которую умели готовить и в Древнем Египте, и гораздо позднее, в Древнем Риме. Портрет написан на льняной материи – последние исследования позволили датировать ее эпохой Римской империи.

Поколения генуэзцев из века в век передавали знаменитое предание о посланце Абгара, царя города Эдессы в Армении, доставившем Лик Христа на свою родину. (Хотя, по «Ашхарацуйцу», Эдесса/Урха находилась за пределами Великой Армении, армянская роль в управлении городом и областью, армянский элемент в составе населения были весьма значительны. В эпоху Крестовых походов многочисленные армянские воины из местного населения плечом к плечу с крестоносцами, в том числе выходцами из Италии, обороняли город и графство Эдесское. Падение Эдессы в 1144 году привело ко Второму Крестовому походу. Все это отразилось в генуэзском предании. – Прим. ред.)

Первым о Святом Лике, хранящемся в Эдессе, написал Евсевий Кесарийский (IV век), впоследствии о нем писали Мовсес Хоренаци (V век), Евагрий и Святой Иоанн из Дайнашено (VI век). Папа Адриан I подтвердил Карлу Великому существование Святого Льна в Армении.

Спасение города при осаде войском персидского шаха Хосрова в 544 году Прокопий Кесарийский приписывает письму Христа, адресованному Абгару, но хронист Евагрий уже в 593 г. связывает это чудо с «сотворенным Богом образом», к которому не прикасались человеческие руки.

Реликвия оставалась в Эдессе до 944 года – после побед византийского полководца армянского происхождения Иоанна Куркуаса император договорился с городским эмиром о ее переносе в Константинополь, передав взамен арабам 12 000 монет серебром и 200 пленных. Нередко называется имя Константина VII Багрянородного. Он действительно номинально был императором с 913 года, с восьмилетнего возраста, однако реально до декабря 944 года (а Лик был торжественно доставлен в столицу в августе того года) империей правил другой монарх, армянин Роман Лакапен. Став командиром гвардии, он сразу же выдал за четырнадцатилетнего Константина свою дочь Елену, стал его опекуном, а в декабре 919 года взошел на престол, не лишая своего зятя формальных прав. В конце 944 года император Роман I был свергнут и сослан в монастырь в результате заговора своих сыновей, и только в следующем году Константин Багрянородный обрел всю полноту власти.

15 августа, на праздник Успения Богоматери, обоим императорам-соправителям, из которых реальной властью обладал именно Роман Лакапен, во Влахернской церкви Богоматери в присутствии всего двора были вручены две реликвии – Святой Лик на плате и Образ на чрепии, его отпечаток. Затем оба императора торжественно объехали на корабле столицу с двумя реликвиями, как «со вторым ковчегом Ветхого Завета», и с триумфом вернулись через Золотые ворота. После богослужения в церкви Св. Софии Лику на императорском троне поклонился весь двор. Лишь после этого его перенесли в дворцовую Фаросскую часовню у маяка, где он обрел свое место «в правой части на восток». Плат с Ликом и Образ на чрепии хранились в двух золотых ларцах, подвешенных в центре часовни на толстых серебряных цепях. Вскоре был установлен ежегодный праздник, отмечаемый 16 августа в честь перенесения реликвий в Константинополь. По свидетельству очевидцев, Лик был украшен «видимым теперь золотым окладом» и имел следующую надпись от царя Абгара: «Христе Боже, кто на Тебя надеется, не будет безуспешен». В 1032 году Эдесса была освобождена византийцами, и переписку между царем Абгаром и Христом также доставили в столицу империи – она была утрачена во время смуты 1195 года.

Святой Лик на плате, как архетип всех последующих образов Христа, занял особое положение среди реликвий земной жизни Иисуса, хранившихся в дворцовой часовне. В самое ближайшее время Константин VII составил первое дошедшее до нашего времени описание реликвии. Возможно, поэтому ее перенос в столицу чаще всего связывался именно с этим императором. Например, считается, что на знаменитой иконе из монастыря Св. Екатерины на Синае царь Абгар, принимающий плат с Ликом, наделен чертами лица Константина VII.

Образ множество раз повторялся на фресках и иконах. В русской православной традиции он назывался Спасом Нерукотворным, его изображали в том числе на боевых знаменах и хоругвях. В то время как большинство икон, как правило, имеют портретную схему полуфигуры, Нерукотворный Образ изображается по сокращенной схеме – отпечаток Лика и волос на фоне, символизирующем плат.

После трех веков пребывания в Константинополе Святой Лик был помещен в драгоценный оклад из золота и серебра с филигранью – десять медальонов оклада иллюстрируют историю Лика до его триумфального прибытия в византийскую столицу. Сцены начинаются слева вверху с поручения больного Абгара привезти портрет, а заканчиваются чудом исцеления, которое сотворила реликвия в Константинополе.

Изображения в медальонах соответствуют преданию о Святом Лике. Посланнику Абгара не удается нарисовать Христа. Христос умывает лицо, чтобы запечатлеть его потом на плате. Получив послание и образ, Абгар исцеляется. Когда Лик водружают на колонну, с другой колонны низвергается языческий идол. Впадение в идолопоклонство правнука Абгара побуждает епископа по велению явившегося ему Христа снять Лик с городских ворот и заложить кирпичом в стене, замуровав его в нише из страха поругания. Когда плат снова открывают спустя множество лет при осаде города персами, обнаруживается, что лампада, зажженная епископом, не погасла, а Лик оставил на кирпиче точный отпечаток или «Образ на чрепии». В предпоследней картине повествования епископ истребляет персов на костре, в который он налил масло, источаемое образом.

К середине XIV века турецкая агрессия вынудила императора Иоанна V Палеолога просить военной помощи у Республики Генуя – отсюда в Константинополь отправился отряд под командованием капитана Леонардо Монтальдо. Не совсем ясно, каким образом был получен Святой Лик – в качестве дара от византийского монарха или компенсации, затребованной за помощь. В 1362 году реликвия была перевезена в Геную. Монтальдо подарил собору Святого Лаврентия другие реликвии, но Лик хранил в тайнике своего замка. Лишь на смертном одре Монтальдо, ставший к тому времени Дожем, раскрыл секрет его существования и подарил церкви Святого Варфоломея Армянского.

В 1507 году Лик был похищен французскими войсками, но генуэзские послы и банкиры при дворе Людовика XII смогли за несколько месяцев договориться о его возврате. Вскоре после этого копия Лика была установлена на верхней части городских ворот как святыня, призванная охранять город и его жителей. Сама реликвия была заключена в прекрасный защитный футляр XVII века из серебра с семью ключами, вверенными наиболее благочестивым людям. В начале следующего, XVIII века футляр был украшен драгоценными камнями. Только раз в году он открывался в присутствии нотариуса и представителей народа, и Лик выставлялся на всеобщее обозрение.

Во время наполеоновских завоеваний Лик был спрятан в частных апартаментах, так как многие церкви в городе подверглись поруганию.

Изучать Святой Лик начали достаточно давно, можно вспомнить, в частности, А. Калканьино (начало XVII века). Первые действительно научные исследования были проведены по пожеланию Кардинала Сирии в 1968 году профессором Колет Дуфо из Университета Генуи при технической поддержке профессора Пико Челлини (Рим) с использованием радиографии и томографии.

Под слоем темперы обнаружилась льняная ткань, закрепленная на основе из кедра, четко просматриваются края ткани. Возможно, это тот самый лен, на котором Христос, согласно преданию, запечатлел Свой Лик. Со временем понадобилось ретуширование, чтобы лучше выявить черты, стершиеся с течением времени.

Исследования позволили отделить изначальные черты лица от последующих реставрационных дополнений. Кроме этого, Пико Челлини удалось установить соответствие между Ликом из Генуи и Туринской Плащаницей.

Изначальная кедровая основа хранит следы прежнего украшения вокруг Лика Христа: это был ряд мелких жемчужин, от которых еще остаются отверстия. Во время исследований был выявлен еще один бесценный элемент – фрагменты древних персидских (эпохи Сасанидов) и арабских (эпохи Фатимидов) тканей. Речь идет о так называемых «Брандомах» – «реликвиях через контакт», в эти ткани, видимо, и был завернут Лик. В XV веке в Генуе была приклеена и другая бесценная ткань – лигурийская с изображением гранатов серебряными нитями.

По сей день реликвия находится в церкви Святого Варфоломея Армянского, основанной в 1308 году двумя монахами-базиликанцами с Черной Горы (знаменитая гора Сев Лер. – Прим. ред. ) в Киликийской Армении. И монахи-базиликанцы (их еще называли варфоломитами), и армянские колонии в Генуе были тесно связаны с культом Святого Варфоломея, до сих пор существуют шесть церквей, посвященных этому апостолу-мученику, одному из двух апостолов, которые благовествовали Веру Христову в Армении.

Сегодня не так просто найти старинную церковь, с двух сторон закрытую зданием дворца конца XIX века. Как ни странно, многие современные генуэзцы даже не предполагают о существовании реликвии, тесно связанной с историей города, реликвии, которая в XV веке была почитаема наравне со Святой Плащаницей. До середины прошлого века генуэзцы притекали сюда на праздник Святого Варфоломея Армянского с верой, что Святой Лик имеет силу защищать город от напастей, подобно тому, как он защищал древнюю Эдессу.

Итак, в 1307 году Мартино Ди Сегаризи и Гульельмо, два армянских монаха-базиликанца (Нас не должны удивлять эти отнюдь не армянские имена. В силу непривычности и трудности произношения армянские имена часто переиначивались за границей на местный лад. – Прим. ред. ) из ордена Святого Василия, спасшиеся при разрушении их монастыря в горах Антитавра, достигли Генуи и обосновались на возвышенности, где сейчас находится район Кастелло. Банкир Оберто Пурпурейро, имевший владения в тех местах, подарил им надел земли для строительства церкви и монастыря, добавив еще 100 лир и, по свидетельству стелы внутри здания, попросил взамен служить мессу за свою душу.

Возведение церкви было невозможно без папского соизволения. Климент V был осведомлен о ситуации в Киликийской Армении – в 1306 году в Рим прибыло посольство нового армянского царя. В своем послании католикосу и царю Левону III (IV) от 2 июля 1306 года папа выражает солидарность армянскому народу в трудную пору его страданий. В 1307 году на Сисском соборе был принят ряд постановлений (впоследствии отмененных) о сближении с доктриной католицизма. В том же году в своей булле от 20 февраля папа уполномочивает Мартина и его товарищей на строительство церкви Сан Бартоломео.

Первоначальный стиль был типично армянским – с центральным куполом и двумя боковыми капеллами в передней части здания. В 1595 году храм был удлинен пристройкой к абсидной части широкого нефа.

Здание было заново отреставрировано в 1775 году. От первоначальной структуры сейчас осталась абсидная часть с куполом, в котором в позднейшее время был открыт фонарь (речь об архитектурном термине, который обозначает возвышающуюся часть покрытия с проемами для освещения. – Прим. ред. ) и левая капелла в передней части. Правая, посвященная Святому Панталео, была разрушена в 1883 году при постройке дворца, который сейчас закрывает церковь с фасада и правой стороны.

В левой части нефа находится капелла Святого Лика, возведенная в конце XVI века, с возвышающейся лоджией, где в свое время выставлялась Святая Реликвия для показа верующим. За лоджией находится часовня из мрамора, где хранится Святой Лик.

Богатое декоративное убранство церкви большей части связано со Святой Реликвией. Можно упомянуть фрески Паджи (XVI век) «Иисус дарует Анании отпечаток своего Лика» у входа, «Истории Святого Лика» Орацио Де Феррари, Паджи и Джулио Бендзо на контрфасаде и правой боковой стене, «Мученичество Святого Варфоломея» Ладзаро Тавароне (1596 г.). Среди картин выделяются «Благовещение» Паджи, «Чудо слепого из Джерико» Орацио Де Феррари и портрет «Блаженного Алессандро Саули» Джакомо Бони (1745 г.). На главном алтаре представлен великолепный триптих Турино Вани «Мадонна со святыми» и «Истории Святого Варфоломея» (1415 г.), на стенах пресвитерия – работы Луки Камбассо «Воскресение» (1559 г.) и «Вознесение» (1561 г.), а также «Ангелы» Доменико Пиола. Полотно А. Кассони представляет дарение реликвии Дожем Монтальдо, четыре полотна Грегорио де Феррари – ангелов с гимнами во славу Святого Лика, написанными на бумажных лентах.

Учитывая тесные коммерческие связи между Генуей и Киликией, не стоит удивляться тому, что одним из пунктов назначения, выбранным монахами, бежавшими от нападений мамелюков, стал именно лигурийский порт. Мартино Ди Сегаризи и Гульельмо не были в этом отношении первопроходцами.

В свете последних исследований, касающихся присутствия цистерцианцев в Генуе и на Лигурии, выясняется, что патриарх Антиохии Опиццо Фиески, который с 1288 года по 1292 год был апостольским представителем Генуэзской Архиепископии, способствовал переносу в Геную цистерцианского монастыря Санта Мария Дель Джубино из окрестностей Антиохии на Черной Горе (Сев Лер). Ранее, в 1214-м или в 1215-м, этот монастырь отошел к Цистерцианскому Ордену при содействии патриарха Антиохии Петра II, первого аббата цистерцианского аббатства Санта Мария Ди Ривальта Скривия. Возможно, присутствие цистерцианцев из Ривальта Скривия благоприятствовало тому, что армяне обосновались в Понтекуроне, на бывшей римской Постумской дороге, посредине между Тортоной и Вогерой. Монахи, бежавшие от нашествия султана Бейбарса, нашли себе первое убежище в Никосии на Кипре, откуда окончательно перебрались на северо-восточную окраину г. Генуи.

О создании госпиталя Понтекуроне нам известно только благодаря эрудиту XIX века Джакомо Карневале, который упоминает Эусторджио Курионе – «очень ученого мужа из района Понтекуроне», В своем завещании, составленном нотариусом Весконтиусом 8 ноября 1210 года тот написал: «...достопочтенным священникам Святого Петра из Ордена Святого Василия в обязательном порядке построить приют в том же районе для больных и для путников и каждый год назначать двух верующих для обслуживания и управления этим учреждением». Выбор Эусторджио Курионе передать свои средства армянским монахам мог быть каким-то образом связан с назначением патриархатом Антиохии аббата Петра из Ривальта Скривия и его добрыми отношениями с монахами с Черной Горы. Возможно, сыграло роль предоставление в марте 1201 года царем Киликийской Армении Левоном I торговых привилегий Коммуне Генуи.

Однако первый известный документ, косвенно касающийся монастыря Санта Мария Дель Джубино в Генуе, восходит только к 6 мая 1308 года, когда архиепископ Поркетто Спинола заложил первый камень церкви Святого Варфоломея Армянского в землю, подаренную 13 марта предыдущего года двум монахам-базиликанцам с Черной Горы. Можно проследить связи между двумя близлежащими приходами – Санта Мария Дель Джубино, уже расположенным в Генуе, и новым – Святого Варфоломея Армянского.

Интерес, проявленный со стороны некоторых семейных союзов района Дертонензе (господа из Баньяры и Понтекуроне), их родственные отношения с Фиески, Конти Ди Лаванья, а также дипломатические отношения между патриархом Антиохии Опиццо Фиески (1247-1292) и Армянским царством Киликии могли благоприятствовать переезду в Геную монахов из Санта Мария ди Джубино и Сан Бартоломео (Святого Варфоломея). Связи между дарителем земли, на которой и был воздвигнут этот последний монастырь, банкиром из Генуи Оберто Пурпурейро, одним из основных представителей господ Баньяра – Джованни, архидьяконом из Генуи, а также родственные связи кардинала Луки Фиески с царским домом Армении (сестра короля Хетума II была женой Михаила Х Палеолога, брат которого был супругом племянницы кардинала) могут облегчить нам понимание того, на какую территориальную, политическую и дипломатическую сеть могла опираться и рассчитывать армянская диаспора в период с 1210 по 1307 год.

По свидетельству «Католической Энциклопедии», вслед за Генуей армянские монахи продолжали прибывать из Киликии в Парму, Сиену, Флоренцию, Болонью, Милан, объединенные под именем Варфоломитов. Они соблюдали монастырский устав Св. Василия (базиликанский) и служили армянскую литургию. Однако очень скоро ситуация изменилась – они уже служили католическую мессу, соблюдали устав Св. Августина и обычаи Доминиканского ордена, что было зафиксировано в 1356 году указом папы Иннокентия VI. Тем же указом он утвердил объединение ранее самостоятельных армянских монастырей Италии в одну конгрегацию. Бонифаций IX (1389–1404) предоставил конгрегации Варфоломитов те же привилегии, что и доминиканцам, но запретил присоединяться к любому другому ордену, кроме картузианского. Сикст IV (1471–1484) постановил, что руководители ордена, ранее избираемые на пожизненный срок, будут избираться только на трехлетний. После двухвекового процветания армянская конгрегация начала приходить в упадок – число монахов сокращалось, многие монастыри пришлось закрыть. Папа Иннокентий X (1644 –1655) потребовал от оставшихся Варфоломитов либо перейти в состав другого ордена, либо снять с себя монашеский сан. В 1650 году он распустил конгрегацию, передав ее имущество для иных нужд. Церковь Св. Варфоломея в Генуе была доверена отцам-барнабитам.

Отсутствие общекатолического культа хранящегося в Генуе Лика можно объяснить тем, что он остался архетипом изображения Христа на Востоке Христианского мира, тогда как на Западе архетипичный статус приобрел другой плат. По легенде, его подала Христу на Крестном пути благочестивая женщина Вероника, сняв плат со своей головы. Спаситель отер им кровавый пот со Своего Лица, запечатлев Свои черты в терновом венце. Считается, что святыня находится в соборе Св. Петра в Ватикане, хотя по некоторым версиям оригинал был утрачен при разграблении Рима в 1527 году. Известные копии «Вероники» (в Испании – в Аликанте и Жаене, в Австрии – во дворце Хофбург в Вене) имеют отчетливое сходство со Святым Ликом из Генуи, но это обстоятельство еще не изучено достаточно детально.

Для человека, недавно пришедшего в церковь или просто с интересом смотрящего на нее издалека, есть много непонятных явлений и понятий. Как пример, большое количество почитаемых святых — и почему-то один является преподобным, а другой — просто святителем, один — страстотерпец, а другой — мученик. Различить их поможет наш сводный список ликов святости, существующих в Православии.

Почитание святых утверждается в христианстве с древнейших времен. Первоначальный культ распространяется на апостолов и мучеников, а также на ветхозаветных святых праотцев и пророков. В древнейший же период складывается и почитание предстоятелей местных церквей, как святителей, сначала в пределах местных же церквей, а затем и в качестве общецерковного культа. Историческое развитие приводит и к появлению других категорий святых, почитание которых органически входит в общий культ (Фрагменты из книги "Святость. Краткий словарь агиографических терминов. Живов В.М.", далее фрагменты из его книги выделены курсивом).

Апостолы (греч. ἀ πόστολος — посол, посланник) — это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, потом Христос избрал еще семьдесят.

Двое из апостолов, Петр и Павел, называются первоверховными , так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры. Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами .

Праотцы (греч. προπάτωρ) — разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской Церковью как исполнители воли Божией в священной истории до новозаветной эпохи. К праотцам относятся также праведные Богоотцы Иоаким и Анна, родители Богородицы, и праведный Иосиф, обручник Богородицы.

Пророки (греч. προφήτης) — разряд ветхозаветных святых, почитаемых христианской Церковью как провозвестники воли Божией, предрекавшие приход Христа. В Священном Писании пророками именуются ветхозаветные патриархи Енох, Ной, Авраам, Иаков, Моисей. Иоанн Креститель выступает как последний из пророков.

Равноапо́стольный (греч. Ισαπόστολος) — святой, особо прославившийся благовествованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру. Это наименование Церковь прилагает к святой Марии Магдалине как соработнице апостолов, святому императору Константину и матери его Елене, просветителям славян Кириллу и Мефодию, святому князю Владимиру и великой княгине святой Ольге, крестившим Русскую землю.

Почитание святых в современном виде началось с почитания мучеников, засвидетельствовавших своей кровью истину христианства; с прекращением гонений стали признавать святыми также и тех, кто, не удостоясь мученического венца, прославился своими трудами и благочестием (прежде всего пустынников и монахов).

Ныне лик святых — это все праведные, преподобные, мученики, исповедники, благоверные князья, Христа ради юродивые, святители, пророки и апостолы, евангелисты.

Святи́тель — святой, стяжавший святость на пути архиерейского служения праведным пастырством и беспорочной жизнью, праведной кончиной осуществивший Промысл Божий о Церкви в ее движении к Царству Небесному. В число особо почитаемых святителей входят Василий Великий (379 г.), Григорий Богослов (389 г.), Григорий Нисский (ок. 394), Иоанн Златоуст (407 г.) и Николай Чудотворец (ок. 345). Первым русским святителем является св. Леонтий, третий епископ Ростовский (ок. 1077 г.).

Учение о множественности даров Святого Духа (т.е. о многообразии форм святости) было сформулировано еще в самом начале христианской истории. Апостол Павел писал: «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как ему угодно» (1 Кор. 12. 8-11)».

Му́ченик (греч. μάρτυς — свидетель) — человек, принявший мучения и смерть за исповедание веры в Иисуса Христа, засвидетельствовав свою веру кровью. Первым мучеником в высшем значении был Сам Иисус Христос, согласием на принесение Себя в жертву за грехи человеческие давший наивысшее свидетельство верности спасительной миссии, вверенной Ему Отцом. Первым христианским мучеником (первомучеником) стал архидиакон и апостол от 70-ти Стефан (ок. 33-36 гг.).

Великому́ченик (греч. μεγαλόμαρτυρ) — мученик, претерпевший особенно жестокие и продолжительные мучения и проявивший при этом чрезвычайную твердость в вере. Выделение великомучеников из всего множества почитаемых Церковью мучеников подчеркивает значимость этого рода подвига.

Современный календарь Русской Православной Церкви включает такие имена вмчч., как: Георгий Победоносец (303 г.), Пантелеимон Целитель (305 г.), Димитрий Солунский (ок. 306 г.) и великомученица Анастасия Узорешительница (ок. 304 г.).

Священному́ченик (греч. άγιομάρτυς) — святые мученики, принадлежавшие к священному чину (диаконскому, иерейскому или епископскому). Священномученики составляют особый лик святых. Хотя на Литургии они воспоминаются вместе с другими мучениками, существуют службы священномученику и священномученикам.

К известным священномученикам относятся Игнатий Богоносец, епископ Антиохийский (107 г.); из русских святых — Ермоген, патриарх Московский и всея Руси (1612 г.), Кукша Печерский (+ после 1114 г.). В нашем регионе можно выделить, в частности, сщмч. Димитрия Апанского (Неровецкого) (1919 г.).

Преподобному́ченик (греч. όσιομάρτυς) — мученик, принадлежащий к числу монашествующих. Пмчч. составляют особый лик святых, поскольку существуют соответствующие службы им. Среди русских святых в их число входит Григорий, пмч. Печерский, в Ближних Антониевых пещерах почивающий (1093 г.).

Страстоте́рпцы — наименование христианских мучеников, принявших мученическую кончину не за имя Христово, а в силу злобы и коварства людей. Главное в подвиге страстотерпцев — беззлобие и непротивление врагам. Страстотерпцами являются святые благоверные князья Борис и Глеб (1015 г.), последний император Российский Николай II и члены его семьи (1918 г.).

Испове́дники (греч. ὁ μολογητής) — особый лик святых в Православии, прославляемых Церковью за открытое изъявление своей веры во время гонений; к исповедникам причислялись те христиане, которые, претерпев мучения, остались, в отличие от мучеников, в живых. В Древней Руси особо был известен и почитался Максим Исповедник (662); в Соборе новомучеников и исповедников Российских прославлен в лике исповедников святитель Лука (Войно-Ясенецкий).

С утверждением христианства как государственной религии закономерно появляются новые формы святости. В этом контексте возникает почитание благоверных царей и цариц, а с развитием монашества — почитание преподобных. Согласно христианским представлениям, процесс обнаружения новых форм святости неисчерпаем и продолжается по сей день.

Бессребреник (греч. άνάργυρος) — святой, особо прославившийся своим бескорыстием, отказом от богатства ради своей веры. Наименование сие усваивается в православной традиции прежде всего свв. Косьме и Дамиану, родным братьям, пострадавшим как мученики во второй половине III в.

Благове́рный (греч. εὐ σεβής) — правитель (князь, царь), прославившийся своим благочестием, милостью и заботой об укреплении христианской веры и причисленный Церковью к лику святых. Например, к благоверным относится святой князь Александр Невский (1263 г.).

Блаженный (греч. μαχάριος) — в XIX в. данный эпитет стали прилагать в России к святым, почитаемым в других христианских исповеданиях, в тех случаях, когда почитание их установилось до разделения церквей и тем самым признается Православной Церковью. В лике прославлен блаженный Августин (430 гг.). В Древней Руси наименование «блаженный» прилагалось к святым юродивым, как в случае Василия Блаженного.

Преподобный — человек, стяжавший святость на пути монашеского подвижничества. Особое почитание получают в России устроители монашеской жизни, основатели лавр и монастырей — такие как Антоний (1073 г.) и Феодосий (1074 г.) Печерские, Сергий Радонежский (1392 г.), Серафим Саровский (1833 г.).

Первыми преподобными в христианской церкви, прославленными именно за монашеский подвиг, стали Антоний Великий († 356 г.) и Ефрем Сирин († ок. 373-379 гг.).

Праведный — человек, достигший святости в миру, в обычных условиях семейной и общественной жизни. Таковы в Ветхом Завете — Ной, Иоа; в Новом Завете — Иосиф Обручник, Иоаким и Анна; из русских святых — Иоанн Кронштадтский (1909 г.).

Столпники (греч. στυλίτης) — святые преподобные, избравшие для себя особый подвиг — стояние на столпе и сосредоточение на постоянной молитве. Основателем столпничества считается преп. Симеон (ок. 459 г.). Из русских подвижников столпниками были прпп. Никита Переяславский (1186 г.) и Савва Вишерский (1461 г.).

Чудотворец (греч. θαυματουργός) — эпитет ряда святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на чудотворное исцеление. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации. Среди почитаемых Русской Церковью чудотворцев можно отметить святителя Мир Ликийских Николая (ок. 345) и преподобного Антония Римлянина (1147 г.).

Юродивый (слав. безумный) — подвижник, изображающий безумного ради отвержения «мудрости мира сего», которое «есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:19). Такой род аскезы является радикальным средством уничтожения в себе гордыни. Наиболее известными юродивыми были Прокопий Устюжский (1303 г.) и Василий Блаженный Московский (1557 г.).

Источники:

1. Святость. Краткий словарь агиографических терминов. Живов В.М.
2. Епископ Егорьевский Марк. Церковный протокол. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2007.

В церковной литературе, в частности, в житиях святых часто упоминаются лики святости. Это категории, на которые Православная Церковь распределяет святых во время прославления и почитания. Основывается эта типология на особенностях, которыми прославились святые при жизни. Мы подготовили перечень ликов святости, в алфавитном порядке и привели примеры афонских святых.

Икона всех святых

Апостолы (ап., с греч. «посланники») – это ученики Иисуса Христа, которые были свидетелями Его проповедей, так как сопровождали Его. Изначально их было 12, потом – еще 70. После сошествия на них Святого Духа они начали проповедовать христианство по всей земле. На Святой Горе, к примеру, в честь одного из 12 апостолов – Андрея, назван Андреевский скит.

Апостолов Петра и Павла называют Первоверховными за их особо значимую роль в деле проповеди Христовой веры. На Афоне 12 июля отмечает панигир монастырь Каракал, главный собор которого возведен в честь святых апостолов Петра и Павла.

Четырех апостолов: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, называют Евангелистами, так как они написали Евангелие.

Бессребренники (бесср.) - святые, которые прославились своим бескорыстием, часто, полным отказом от богатства во имя веры. Многие из них исцеляли больных бесплатно. Например, бессребреником также был святой великомученик Пантелеимон, глава которого хранится на Святой Горе Афон в монастыре, названном в его честь.

Благоверные (блгв.) – монархи и князья, которые канонизированы за свою благочестивую жизнь, дела по укреплению церкви и веры. Свято-Пантелеимонов монастырь отмечает особый праздник – Собор всех святых русских государей, 28 июля, в который входят святые благоверные князья и княгини.

Блаженные (юродивые) (блж., блаж.) – святые, которые под образом безумных, терпя поношения от окружающих, обличали пороки людей, утешали отчаявшихся, вразумляли правителей.

Великомученики (вмч., влкмч.) – святые, которые умерли за веру Христову после тяжелых страданий, которым их подвергали мучители. Например, вышеупомянутый великомученик Пантелеимон.

Исповедники (исп., испов.) – мученики, которые перенесли мучения, однако умерли мирно. Например, афонский святой Максим Исповедник.

Мученики (мч.) – святые, которые за веру христову приняли жестокие мучения и смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Например, афонские святые мученик Константин Афонский, мученик Константин Родосский, мученик Георгий Афонский и другие.

Первыми мучениками были архидиакон Стефан и святая Фекла. Они называются первомучениками. На Святой Горе монастырь Констамонит освящен в честь святого первомученика Стефана.

Начертанные - исповедники, которым мучители писали на лицах хульные слова.

Новомученики (новмч., новомуч.) – мученики, которые пострадали за Христа относительно недавно, в период богоборческого времени. Например, афонский новомученик Иларион (Громов).

Праведные (прав.) – святые, которые достигли святости, живя в миру, имели семьи. Например, святые праведные Иоаким и Анна. На Святой Горе есть действующий Скит Святой Анны, названный в честь матери Богородицы – праведной Анны.

Первых праведников принято называть родоначальниками или патриархи человеческого рода, Такими являются Адам, Ной, Авраам и другие.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) – исповедники, которые были монахами.

Преподобные (прп.) – праведники, которые удалялись от мирской суеты и посвящали свою жизнь Богу, пребывая в девстве. Например, преподобные: Нил Сорский, Максим Грек, Феофил Мироточивый, Евдоким Ватопедский и другие.

Преподобномученики (прмч.) - преподобные, которые пострадали за Христа. К примеру, преподобномученики: Иларион Зографский, Иоасаф Афонский, Дионисий Дохиарский и другие.

Пророки (прор.) – святые, которым Господь открывал будущее. Они жили до пришествия Христа на землю.

Равноапостольные (равноап.) – святые, которых приравнивают за их труды на благо Церкви, распространение веры в разных странах, к апостолам. Например, равноапостольный Косма, афонский святой, который был известным миссионером. Он проповедовал в Фессалониках, Македонии, на греческих островах.

Святители (свт.) – епископы или архиереи, которые угодили Богу своей праведной жизнью. Например, афонские святые святители: Нифонт II Патриарх Константинопольский, Феофан Митрополит Солунский, Григорий Палама, архиепископ Солунский и другие. Вселенскими учителями - учителями всей Церкви называют: Святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Священноисповедники (сщисп.) – исповедники, которые имели сан священников.

Священномученики (сщмч.) – мученики, которые пострадали за Христа, будучи священниками. Например, священномученик Иаков Дохиарский (Афонский), иеродиакон.

Столпники (столпн.) – подвижники, которые подвизались на так называемом столпе – башне или высокой площадке скалы, куда не имели возможность попасть посторонние. В Свято-Пантелеимоновом монастыре хранится часть мощей преподобного Симеона Столпника.

Страстотерпцы (страстот.) – те, кто принял мученическую смерть от гонителей на веру.

Чудотворцы (чудотв.) – так называют святых, которые прославились даром чудотворения.

Апостолы (ап.) - это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят.

  • Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными , так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры.
  • Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами .

Бессребренники (бесср.) служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие.

Благоверные (блгв.). В праздновании памяти святых монархов и князей прославляется их подвиг, запечатленный в благочестии, милости и заботе об укреплении христианской веры, а не властные полномочия, бывшие у них в земной жизни, или родовитое происхождение. Например, Святой благоверный князь Даниил Московский, святая благоверная великая княгиня Анна Кашинская.

Блаженные (юро́дивые) (блж.,блаж. ) (гр. σαλός слав.: глупый, безумный) - представители сонма святых подвижников, избравших особый подвиг - юродство, подвиг изображения внешнего, т.е. видимого безумия, с целью достижения внутреннего смирения.

Великомученики (вмч., влкмч .).Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками , как например: св. великомученик Георгий ; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Исповедники (исп., испов. ). Мученики, которые после перенесенных ими мучений, скончались мирно, называются исповедниками .

Мученики (мч.) - те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Например, св. мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София.

  • Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками .

Начертанные . Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными .

(новмч., новомуч.). Христиане, принявшие мученическую кончину за исповедание веры во Христа в сравнительно недавнее время. Так Церковь именует всех пострадавших за веру в период послереволюционных гонений.

Праведные (прав.) проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др.

  • Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами , как например: Адам, Ной, Авраам и др.

Преподобноисповедники (прп. исп., прписп.) Исповедники из числа монахов.

Преподобномученики (прмч.). Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками .

Преподобные (прп.) - праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие.

Пророки (прор.) - Божиии, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю.

Равноапостольные (равноап.) - святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др.

Святители (свт.) - епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др.

  • Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями , то есть учителями всей христианской Церкви.

Священноисповедники (сщисп.). Исповедники, принадлежащие к священническому чину.

Священномученики (сщмч.). Священнослужители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками .

Столпники (столпн.) - святые подвижники, подвизавшиеся на столпе - башне или высокой площадке скалы, недоступной для посторонних.

Страстотерпцы - принявшие мученическую кончину не от гонителей христианства, но от своих единоверцев - в силу их злобы, коварства, заговора. Подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих, в отличие от мученичества — которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры. Этим именованием подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие и непротивление врагам, что является заповедями Иисуса Христа.

Чудотворцы (чудотв.) - эпитет святых, особо прославившихся даром чудотворения, заступников, к которым прибегают в надежде на помощь. Можно сказать, что все святые обладают даром чудотворения, т.к. засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Общепринятые сокращения

Сокращение множественного числа термина образуется, как правило, от сокращения единственного числа путём удвоения последней буквы. Пример: св. — святой, свв. — святые.

  • ап. — апостол
  • апп. — апостолы
  • архиеп. — архиепископ
  • архиепп. — архиепископы
  • архим. — архимандрит
  • архимм. — архимандриты
  • бесср. — бессребреник, бессребреники
  • блгв. — благоверный (благоверная)
  • блгвв. — благоверные
  • блж. (блаж. ) — блаженная, блаженный
  • блжж. — блаженные
  • вмц. (влкмц .) — великомученица
  • вмцц. (влкмцц .) — великомученицы
  • вмч. (влкмч .) — великомученик
  • вмчч. (влкмчч .) — великомученики
  • диак. — диакон
  • ев. — евангелист
  • еп. — епископ
  • епп. — епископы
  • игум. — игумен
  • иером. — иеромонах
  • иеросхим. — иеросхимонах
  • исп. (испов. ) — исповедник, исповедница
  • кн. — князь
  • кнн. — князья
  • кнг. — княгиня
  • кнж. — княжна
  • митр. — митрополит
  • митрр. — митрополиты
  • мч. — мученик
  • мчч. — мученики
  • мц. — мученица
  • мцц. (мчцц .) — мученицы
  • новмч. (новомуч. ) — новомученик
  • новосвщмч. — новосвященномученик
  • патр. — патриарх
  • патрр. — патриархи
  • прав. — праведный
  • правв. — праведные
  • пресвит. — пресвитер
  • прор. — пророк
  • прорр. — пророки
  • пророчц. — пророчица
  • просвет. — просветитель, просветительница
  • прот. — протоиерей
  • протопресв. — протопресвитер
  • прмч. — преподобномученик
  • прмчч. — преподобномученики
  • прмц. — преподобномученица
  • прмцц. — преподобномученицы
  • прп. — преподобный
  • прпп. — преподобные
  • прп. исп. (прписп.) — преподобноисповедник
  • равноап. — равноапостольный, равноапостольная
  • равноапп. — равноапостольные
  • св. — святой, святая
  • свв. — святые
  • свт. — святитель
  • свтт. — святители
  • сщисп. — священноисповедник
  • сщмч. — священномученик
  • сщмчч. — священномученики
  • столпн. — столпник
  • страст. — страстотерпец
  • схим. — схимонах
  • чудотв. — чудотворец
  • юрод. — юродивый
Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.