Братоубийство в османской империи. Османская империя — история возникновения и падения государства Кто отменил закон фатиха

Османская империя за шесть столетий своего существования знавала и величайшие триумфы, и унизительные поражения. Она неоспоримо играла одну из ключевых ролей в мировой истории, будучи тесно связанной как и с христианским миром, так и с миром востока. В османских императорах европейские амбиции переплетались со строгостью восточного деспотизма, заставляя держать при дворе целый штат палачей, казнивших нарушителей закона великой восточной империи.

В книгах об истории Османской империи казням нередко уделяется отдельная глава — столько традиций и особенностей накопилось в работе палачей за почти 6 столетий! Для каждого сословия в империи существовали свои методы казни: так, простолюдины, которые могли не совершить тяжких преступлений, нередко подвергались самым мучительным казням, таким как подвешивание на крюк за ребро, сажание на кол или четвертование. Государственным служащим обычно отрубали голову мечом, а вот для высшего сословия, в том числе для служащих султанского двора и его приближенных, избирались исключительно бескровные методы казни: например, удушение тетивой лука или шелковым платком. Но для различных сословий полагались не только определенные методы казни, но и определенные палачи. Так, низшие сословия казнили палачи, которые выбирались из дворцовой стражи султанского двора. Преимущественно, они были глухими, чтобы их рука не дрогнула, услышав страшные крики приговоренных во время экзекуции. Элиту же мог казнить только глава дворцовой стражи, который старался закончить свое дело максимально быстро и безболезненного для приговоренного.

Каждое дело в отдельности рассматривал верховный суд, а в это время осужденный дожидался приговора во Дворце Топкапы. Решение суда он узнавал весьма своеобразным образом: охранник приносил ему чашу с шербетом. Каждый обвиняемый желал, чтобы ему досталась чаша с напитком белого цвета — это означало бы снятие всех обвинений. Если же шербет был красным — это означало смертную казнь. Тогда осужденный выпивал напиток и в течение трех дней смертный приговор приводился в исполнение. Для всех сословий данная процедура была одинаковой.

Но для некоторых людей, которые занимали в государстве особо высокое положение, надежда на избежание казни оставалась даже после того, как им подносили красный шербет. Глава дворцовой стражи предлагал осужденному пройти испытание: выиграть у него забег через дворец до места казни — вся дистанция занимала около 300 метров. Если первым на место казни прибегал заключенный — его наказание тут же смягчали, заменяя смертную казнь изгнанием из государства. Если же побеждает глава стражи — он тут же казнил осужденного через удушение.

Несмотря на кажущуюся простоту соревнования, шансы узника на благоприятный исход были крайне малы: во дворцовой страже служили исключительно атлеты, победить которых было крайне сложно. Кроме того, стражники отлично знали все хитрости и ловушки пути, по которому они побегут. За всю историю существования традиции лишь нескольким заключенным удалось избежать смерти, опередив главу дворцовой стражи. Один из счастливчиков — Хаджы Салих-паша, осужденный в ноябре 1822 года, смог выиграть соревнование. Ему повезло вдвойне: султан не только заменил его смертную казнь на изгнание, но ещё и предложил пост генерал-губернатора Дамаска. Однако такие случаи были скорее исключением из правил: глава стражи обычно легко побеждал в забеге.

Как именно появилась данная традиция — неизвестно. Первые упоминания о ней относятся к концу 18 века, а заканчивается она приблизительно ближе к середине 19 века.

Иллюстрация: «Великий визирь даёт аудиенцию в Куббеалты», Jean Baptiste Vanmour

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Люди, вынужденные всю жизнь скрываться под маской палача. Кто они?

В Османской империи важную часть в правосудии играли казни. Многие государственные деятели попали под их действие. Также интересны и те, кто приводит в исполнение казнь.

Далеко не каждый мог стать палачом. Одним из важнейших требований к ним были немота и глухота. Благодаря этим качествам палачи были безжалостны. Они просто не слышали страданий тех, кого убивали и поэтому были равнодушны.

Нанимать палачей правители Османской империи стали с XV века. По национальности это были люди из числа хорватов или греков. Также был особый отряд, состоящий из пяти человек-янычар, который занимался казнями во время военных походов. Палачи имели своего начальника, он был ответственным за их «работу».

Палачи хорошо знали человеческую анатомию, не хуже любого врача. Но начинали всегда с самого простого, выполняя роль ассистента у опытного коллеги, познавая все тонкости ремесла. Благодаря полученным знаниям палачи могли как принести жертве максимальные страдания, так и лишить его жизни без мучений.

Палачи не женились, так после их смерти на будущих поколениях лежала бы негативная печать предка-палача. Таким образом, палачи как бы исчезали из общества.

Приказ казнить провинившегося поступал от главы бостанджи (гвардия султана - прим. ред.), который отдавал его главному палачу. Большое значение имело положение в обществе осужденного на казнь. Так, в случае казни великого визиря, например, чаще всего использовалось удушение. А простым янычарам отрубали головы.

Членам правящей династии и прочим членам «касты избранных» делали «чистое» удушение с помощью тетивы от лука, которой их душили. В таком случае не было крови.

Большинство госслужащих умерщвлялось путем обезглавливания мечом. Но тем, кто был осужден за воровство, убийство или грабеж везло не так сильно. Их могли подвесить на крюк за ребро, посадить на кол и даже распять.

Главными тюрьмами во времена Османской империи были Эдикюль, Терсане и Румели Хисар. Во дворце Топкапы между башнями Бабус-Салям располагался секретный проход к помещениям, где находились палачи и куда уводили осужденных османских вельмож. Последнее, что они видели в своей жизни – двор султанского дворца.

В этом месте задушили знаменитого великого визиря Ибрагим-пашу. Перед Бабус-Салям палачи водружали на колонны головы казненных ими людей в назидание публике. Ещё одним местом казни была площадка у фонтана перед дворцом. Именно в нем палачи омывали свои окровавленные мечи и топоры.

Обвиняемых, чьи дела находились на рассмотрении, содержали либо в замке Балыкхане, либо в Эдикюле. Свою участь они узнавали по цвету шербета, которую им приносили охранники. Если цвет был белым, то это означало оправдание, а если красным, то – признание виновным и смертную казнь. Казнь происходила после того как осужденный выпивал свой шербет. Тело казненного выбрасывали в Мраморное море, головы отправляли великому визирю в качестве доказательства совершенной казни.

Из истории известно, что подозреваемых и обвиняемых в средневековой Европе подвергали разного рода жестоким пыткам; в Амстердаме даже есть музей пыток.

В Османском государстве такой практики не было, так как местная религия запрещает пытки. Но в отдельных случаях по политическим мотивам или для того чтобы продемонстрировать определенный урок обществу тех, кто совершил тяжкие преступления подвергали пыткам. Одним из самых распространенных видов пыток были удары палками по пяткам – «фалака».

Сила османских султанов заключалась в том, что когда они выпускали свои указы – «фирманы», все без исключения, должны были повиноваться им и никто не смел ослушаться, так как каждому было известно, что ослушание серьезно наказывается.

Важное место в отправлении правосудия в Османской империи играли казни. Множество государственных деятелей поплатились жизнью за свои ошибки. Однако особого внимания заслуживает деятельность тех, .

Требования к вакансии палача

Одним из главных требований к палачам были немота и глухота . Именно этим объясняется их легендарная безжалостность. Они попросту не слышали криков свих жертв и оставались, в буквальном смысле глухи, к их страданиям.

Правители Османского государства стали прибегать к услугам палачей с 15 века. Обычно их выбирали из числа хорватов или греков. Кроме этого из янычарского отряда бостанджи выделялось пять человек для совершения казней во время военных походов. У палачей был свой начальник, который отвечал за их деятельность. Начальник «гражданских» палачей, в свою очередь, подчинялся командиру бостанджи. В его обязанности кроме всего прочего входили казни государственных деятелей.

Потенциальный кандидат в палачи , начинал свою практику «заплечных дел мастера» в качестве ассистента у кого-нибудь из своих более опытных коллег, пока не постигал всех тонкостей своего ремесла. Палачи знали анатомию человеческого тела не хуже врачей и могли доставить своей жертве как максимум страданий, так и быстро отправить на тот свет без всяких мучений.

Интересно и то, что палачи никогда не женились и после смерти как бы полностью исчезали из общества, которое бы испытывало определенный моральный дискомфорт в случае присутствия в своих рядах потомков людей такой профессии.

Способы, которыми казнили палачи

Приказ умертвить того или иного провинившегося представителя знати поступал от главы бостанджи, который для этого вызывал к себе главного палача. Османское государство придавало большое внимание тому, какое положение в обществе занимал осужденный на казнь человек. Например, если казнили великого визиря, то его обычно душили, а простым янычарам отрубали голову топором . Один из экземпляров такого топора, кстати, демонстрируется в музее Топкапы.

Если к смерти приговаривался член правящей династии, то для его умерщвления использовалась тетива от лука, которой его душили . Это была очень «чистая» смерть без малейшего следа крови, которая и полагалась членам «касты избранных».

Государственных служащих обычно обезглавливали мечом . Однако не все осужденные на смерть могли отделаться так легко: признанные виновными в воровстве, убийстве, пиратстве и грабежах подвергались болезненной казни путем подвешивания на крюк за ребро, сажания на кол или даже распятия.

Где проводились казни?

Главными тюрьмами во времена Османской империи были Эдикюль , Терсане и Румели Хисар . В Терсане содержались осужденные на галеры, военнопленные и приговоренные к каторжным работам. Тех, кто был приговорен к сравнительно небольшим срокам помещали Эдикюль или Румели Хисар. Сюда же сажали послов тех государств, с которыми османы находились в состоянии войны.

Во дворце Топкапы между башнями Бабус-Салям располагался секретный проход к помещениям, где находились палачи и куда уводили осужденных османских вельмож Последнее, что они видели в своей жизни – двор султанского дворца.

Именно здесь задушили знаменитого великого визиря Ибрагим-пашу. Перед Бабус-Салям палачи водружали на колонны головы казненных ими людей в назидание публике. Ещё одним местом казни была площадка у фонтана перед дворцом. Именно в нем палачи омывали свои окровавленные мечи и топоры.

Обвиняемых, чьи дела находились на рассмотрении, содержали либо в замке Балыкхане, либо в Эдикюле. Свою участь они узнавали по цвету шербета, которую им приносили охранники. Если цвет был белым, то это означало оправдание, а если красным, то – признание виновным и смертную казнь. Казнь происходила после того как осужденный насмерть выпивал свой шербет. Тело казненного выбрасывали в Мраморное море, головы отправляли для подтверждения факта казни великому визирю.

Из истории известно, что подозреваемых и обвиняемых в средневековой Европе подвергали разного рода жестоким пыткам; в Амстердаме даже есть музей пыток.

В Османском государстве такой практики не было, так как ислам запрещает пытки. Но, в отдельных случаях, по политическим мотивам или для того чтобы продемонстрировать определенный урок обществу тех, кто совершил тяжкие преступления подвергали пыткам. Одним из самых распространенных видов пыток были удары палками по пяткам – «фалака».

Тех, кто вымогал у людей деньги и имущество, совершал грабежи, убивал государственных чиновников, подрывал основы государственной власти, так же подвергали пыткам перед приведением смертного приговора в исполнение.

Сила османских султанов заключалась в том, что когда они выпускали свои указы – «фирманы», все без исключения, должны были повиноваться им и никто не смел ослушаться, так как каждому было известно, что ослушника ожидает серьезное наказание.

Ильдар Мухамеджанов

Понравился материал? Сделайте пожалуйста репост?

ЗАКОН ФАТИХА.

3 сообщения

В этой теме мы расскажем о Законе Мехмеда II Фатиха и о том, что такое «Женский султанат».

Немного истории. Какая власть ждёт нашу Нурбану — жену султана Селима II?

Женский султанат — исторический период жизни Османской империи, который продлился немногим более века. Он характеризуется переходом фактической власти в руки четырёх матерей сыновей султанов, сыновья которых, правящие падишахи, слушались их безоговорочно, принимая решения по поводу внутри и внешнеполитических, общегосударственных вопросов.

Итак, этими женщинами были:

Афифе Нурбану Султан (1525-1583) — по происхождению венецианка, имя при рождении Сесилия Баффо.

Сафие Султан (1550-1603) — по происхождению венецианка, имя при рождении София Баффо.

Махпейкер Кёсем Султан (1589-1651) — Анастасия, вероятнее всего родом из Греции.

Хатидже Турхан Султан (1627-1683) — Надежда, родом из Украины.

Верной датой «Женского султаната» следует считать 1574 год, когда Нурбану стала Валиде Султан. И именно Нурбану Султан следует считать первой представительницей исторического периода Османской империи под названием «Женский султанат».

Руководить гаремом Нурбану начала в 1566 году. Но настоящую власть Нурбану удалось прибрать к своим рукам только в период правления её сына Мурада III.

В год восшествия на престол Мурад III, поддавшись влиянию матери Нурбану и Великого Визиря Мехмеда Паши Соколлу, который был послушным исполнителем воли Нурбану, отдал приказ казнить всех своих сводных братьев, объясняя своё решение Законом Мехмеда Фатиха о братоубийстве, изданным в 1478 году. До этого Закон не использовался целых 62 года, так не было нужды в нём.
Когда на престол взошёл Сулейман у него на тот момент не было братьев-конкурентов.
Также, когда на престол восходил его сын Селим, у него (у Селима) уже не было братьев. (Мустафу и Баязета казнил Сулейман, Джихангир умер своей смертью и он не являлся претендентом на трон из-за болезни, а Мехмет был специально заражен оспой ещё в Манисе конкурентами на трон.

Через 21 год, когда умрёт Султан Мурад III, сын Селима II, новый султан, сын Мурада III — Мехмед III опять использует этот закон и опять это будет сделано по настоянию матери султана, уже Валиде Сафие Султан.
Мехмед III казнил 19 своих сводных братьев в 1595 году. Этот год войдёт в историю, как самый кровавый год применения Закона Фатиха.

После Мехмеда III на престол взойдёт Ахмед I, наложницей которого станет знаменитая Кёсем, в будущем властная и хитрая Валиде Султан.
Ахмед I введёт в практику заточения братьев правящих султанов в один из дворцовых павильонов, в «Кафес» (в переводе «Клетка»), что, однако, не является отменой закона Фатиха, а лишь дополняет к нему право выбора — смерть или клетка на пожизненное заточение. Да и к введению этой практики Кёсем Султан не приложила никаких усилий, поскольку смогла вмешиваться в решение султанов намного позже.
Упомянем лишь о том, что правящий султан Мурад IV сын Кёсем в 1640 году оставшийся без наследников, из страха конкуренции попытается убить своего родного брата, другого сына Кёсем. Однако Кёсем, располагавшая на тот момент огромной властью, помешает этому, поскольку в противном бы случае, правление Османской династии прекратилось бы, а османы правили империей 341 год.
Справедливости ради отметим, что Закон Фатиха действовал до начала 20 века, пока османская империя не прекратила существовать. Последний раз он использовался в 1808 году, когда султан Махмуд II, занявший трон, убьёт своего брата султана Мустафу IV.

Кто такой Мехмет Фатих? Чьё имя заставляло дрожать от страха могущественных султанш и их наследников трона на протяжении почти всего существования Османской империи?
Упоминание имя Мехмета Фатиха бросало в дрожь Хюррем Султан и её сыновей, только Махидевран спала спокойно, не боясь, что её сын попадёт под удар.
Всему виной ни что иное — как ЗАКОН О БРАТОУБИЙСТВЕ, закон, который придумал и ввёл Мехмет Фатих (Завоеватель), предок султана Сулеймана, тот самый, кто завоевал Константинополь и переименовал его в Стамбул. Закон разрешает воцарившемуся брату убить всех осталных братьев дабы потом они не посягнули на его трон.
Мустафа, сын Махидевран, под закон Фатиха не попадал, так как был старшим и главным наследником османского трона. Конечно, в этом Махидевран повезло, ведь до него у султана были сыновья от предыдущих наложниц — от Фюлане и Гюльфем. Но они умерли от болезни в годы эпидемий, и ПОЭТОМУ, Мустафа стал первым и главным претендентом на османский трон.
Махидевран не боялась закона Фатиха.
После Мустафы у султана появились от новой любимой наложницы и в будущем супруги — Хюррем — 6 детей: дочь Михримах и 5 сыновей (Мехмет, Абдалла, Селим, Баязет, Джихангир.) Абдалла умер во младенчестве, поэтому его не посчитали нужным ввести в сериал, о нём даже не упомянули.
Вот ко всему вышесказанному Хюррем и боялась больше всех этот проклятый закон, ведь она знала, что воцарившись, Мустафа убьёт её сыновей, каким бы добрым или милосердным он не казался — закон есть закон, и Совет настоит на исполнении этого закона, дабы жить спокойно, не опасаясь, что кто-то из братьев посягнёт на трон.

А теперь подробнее о законе Фатиха:

В 1478 году Мехмет II Фатих Завоеватель ввёл закон «О престолонаследии», второе более распространённое название закон «О братоубийстве».
Закон гласит: «Любой человек, который посмеет посягнуть на султанский трон, должен быть немедленно казнён. Даже, если трон пожелает занять мой брат. Следовательно, тот наследник, кто станет султаном, должен немедленно казнить своих братьев для сохранения порядка.»

Свой закон Мехмед II ввёл уже в конце правления. Он должен был послужить наследникам Мехмеда II надёжной защитой от претендентов на трон, недовольных властью оппонентов, в первую очередь от родных и сводных братьев правящего султана, которые могли в открытую выступить против Падишаха и поднять бунт.
Для предотвращения подобных беспорядков братьев надлежало казнить сразу после восшествия нового султана на трон, в независимости от того, посягали они на трон, или нет. Это было очень просто сделать, поскольку невозможно было отрицать, что хотя бы раз в жизни законные шехзаде не помышляли о троне.

И напоследок, отметим, что Закон Фатиха действовал до начала 20 века, пока османская империя не прекратила существовать. Последний раз он использовался в 1808 году, когда султан Махмуд II, занявший трон, убьёт своего брата султана Мустафу IV.
Просуществовала османская империя до 1922 года и потерпела крах из-за поражения в первой мировой войне.

Закон Фатиха или чего больше всего на свете боялась великая Хюррем-султан.

Закон Фатиха. Жестокое и непреложное правило существования могущественной династии Османов, неизбежный рок, повергающий в ужас могущественных султанш, родивших своему повелителю шехзаде. Как же был установлен этот обычай, породивший множество интриг у подножия султанского престола?

Одна лишь мысль о том, что ее сыновья станут жертвами Закона Фатиха, заставляла сердце Хюррем Султан сжиматься в жгучей тревоге. Напротив, Махидевран не очень беспокоилась по поводу того, что эта норма принесет в будущем несчастье ее сыну Мустафе. Дело в том, что Мехмет Фатих узаконил настоящее братоубийство — тот наследник, которому посчастливилось стать избранником Аллаха и взойти на трон, был обязан убить своих братьев во избежание смуты и неповиновения.

Мустафе повезло: он был старшим мальчиком среди детей султана Сулеймана и под Закон Фатиха не подпадал. Конечно, если бы выжили сыновья от предыдущих фавориток — Гюльфем и Фюлане, то Махидевран пришлось бы отчаянно интриговать, чтобы сохранить жизнь своему единственному шехзаде. Однако судьба до поры до времени позволяла главной жене правителя хранить спокойствие и не думать о печальной участи матери, потерявшей сына.

Но над головой сыновей рыжеволосой Хюррем Султан Закон Фатиха раскачивался словно дамоклов меч. Мать пятерых мальчиков прекрасно понимала, что если сын ее соперницы станет султаном, то им не жить. Каким бы добрым и понимающим братом не был Мустафа, он не остановится ни перед чем, желая уберечь государство от развала и гражданской войны. Закон суров, но это закон. На его выполнении будет настаивать Совет, отрицающий родственные чувства во имя интересов страны.

Подробнее о законе Фатиха

Совершивший множество славных походов Мехмед Фатих прославился среди своих подданных не только как завоеватель, но и как законодатель. Изданный в 1478 году закон «О престолонаследии», который вошел в анналы истории как закон о братоубийстве, гласил, что любой человек, осмелившийся посягнуть на трон повелителя, должен быть предан казни. Даже если это будет ближайший родственник. Из этого следовало, что новый султан прежде всего будет обязан уничтожить все потенциальныхсоперников за верховную власть.

Эта норма появилась под конец царствования Мехмеда II и должна была способствовать закреплению прав на престол наследников самого Фатиха, а не его сводныхбратьев и дядей, имевших возможность выступить против царствующего падишаха и повести за собой недовольное правлением население. В целях внутренней безопасности империи надлежало сразу же тайно или явно устранить конкурентов мужского пола, тем паче, что основания всегда имелись: каждый законный шехзаде хоть раз в жизни мечтал о троне.

Последний раз закон о братоубийстве был реализован в 1808 году, когда Махмуд II расправился со своим братом Мустафой IV. Впоследствии эта норма прекратит свое существование вместе с распадом Османского государства после поражения в Первой мировой войне в 1922 году.

Закон Фатиха: в борьбе за власть все средства хороши

Любая империя держится не только на военных завоеваниях, экономической силе и мощной идеологии. Империя не может долго существовать и эффективно развиваться без стабильной системы наследования верховной власти. К чему может привести анархия в империи, можно проследить на примере Римской империи эпохи её упадка, когда императором мог стать фактически любой, кто предложит больше денег преторианцам, столичной гвардии. В Османской империи вопрос о порядке прихода к власти регулировал в первую очередь закон Фатиха, приводимый многими в пример как образец жестокости и политического цинизма.

Закон Фатиха о престолонаследии появился благодаря одному из самых известных и успешных султанов Османской империи Султаны Османской империи: 600 лет завоеваний, роскоши и власти , Мехмеду II (годы правления 1444-1446, 1451-1481). Уважительный эпитет «Фатих», то есть Завоеватель, ему был дан восхищёнными подданными и потомками в качестве признания выдающихся заслуг по расширению территории империи. Мехмед II действительно постарался на славу, проведя многочисленные победоносные походы как на Востоке, так и на Западе, в первую очередь на Балканах и в Южной Европе. Но главным его военным деянием является захват Константинополя в 1453 году. Византийская империя к тому моменту уже фактически перестала существовать, её территория контролировалась османами. Но падение великого города, столицы монументальной империи, было знаковым событием, ознаменовавшим конец одной эпохи и начало следующей. Эпохи, в которой у Османской империи появилась новая столица, переименованная в Стамбул, а сама она стала одной из ведущих сил на международной арене.

Однако завоевателей в истории человечества немало, гораздо меньше великих завоевателей. Величие завоевателя измеряется не только масштабом покорённых им земель или количеством убитых врагов. В первую очередь это забота о том, чтобы сохранить завоёванное и превратить его в могущественное и процветающее государство. Мехмед II Фатих был великим завоевателем – после множества побед он задумался о том, как обеспечить империи стабильность в будущем. В первую очередь для этого нужна была простая и чёткая система наследования власти. К тому моменту уже был выработан один из механизмов. Заключался он в принципе, на котором строилась жизнь султанского гарема – «одна наложница – один сын». Султаны очень редко вступали в официальный брак, обычно детей им рожали наложницы. Чтобы одна наложница не получала слишком много влияния и не начинала интриг против сыновей от других наложниц, она могла иметь от султана лишь одного сына. После его рождения её больше не допускали к интимной близости с повелителем. Более того, когда сын достигал более или менее вменяемого возраста, его назначали наместником в одну из провинций – и мать должна была его сопровождать.

В политике братья опаснее всего

Тем не менее, сложности с наследованием престола всё равно оставались – султаны не были ограничены в вопросе количества наложниц, так что и сыновей у них могло быть немало. С учётом того, что каждый совершеннолетний сын мог рассматриваться полноправным наследником, борьба за будущую власть нередко начиналась ещё до смерти предыдущего султана. Кроме того, даже получив власть, новый султан не мог быть полностью спокоен, зная, что его братья способны в любой момент поднять мятеж. Сам Мехмед II, придя к власти окончательно, решил этот вопрос просто и радикально – он убил сводного брата, потенциального соперника в борьбе за власть. А затем издал закон, в соответствии с которым султан после восшествия на престол имеет право казнить своих братьев ради сохранения стабильности государства и во избежание будущих мятежей.

Закон Фатиха в Османской империи Османская империя: южный мост между Востоком и Западом формально действовал на протяжении более чем четырёх веков, до конца существования султаната, упразднённого в 1922 году. При этом не стоит делать из Мехмеда II изувера, который якобы в обязательном порядке завещал своим потомкам нещадно уничтожать всех братьев. Закон Фатиха не говорил о том, что каждый новый султан обязан умерщвлять своих ближайших родственников. И многие султаны не прибегали к подобным радикальным мерам. Однако этот закон давал главе империи право посредством такого внутрисемейного «кровопускания» обеспечить политическую устойчивость всего государства. Кстати, данный закон не являлся жестокой прихотью султана-маньяка: его одобрили юридические и религиозные авторитеты Османской империи, посчитавшие, что такая мера оправдана и целесообразна. Закон Фатиха нередко использовался султанами Османской империи. Так, при своём восшествии на трон в 1595 году султан Мехмед III приказал умертвить 19 братьев. Впрочем, последний случай применения этой чрезвычайной юридической нормы был отмечен задолго до падения империи: в 1808 году пришедший к власти Мурад II приказал убить брата, предыдущего султана Мустафу IV.

Закон Фатиха: законы и сериалы

Вряд ли бы о законе Фатиха в наше время вспомнило бы столь большое количество нетурецкого, то есть не изучавшего деяния Мехмеда II в школьном курсе истории, населения, если бы не пресловутый сериал «Великолепный век». Дело в том, что сценаристы сделали закон Фатиха одной из главных сюжетных пружин всего повествования. Согласно сценарному замыслу, Хюррем, знаменитая наложница и любимая жена султана Сулеймана Великолепного, начала плести свои интриги против других наложниц и старшего сына султана Сулеймана. При этом главная её деятельность была направлена как раз против закона Фатиха о престолонаследии. Логика была такова: у султана Сулеймана был старший сын, рождённый другой наложницей. Следовательно, именно он имел самые высокие шансы занять престол отца. В этом случае новый султан мог пустить в ход закон Фатиха и убить своих братьев, сыновей Хюррем.

Поэтому Хюррем-султан якобы стремилась добиться от Сулеймана отмены данного закона. Когда же султан не захотел отменять закон даже ради любимой жены, она перенаправила свою деятельность. Не будучи в состоянии упразднить закон как угрозу своим сыновьям, она решила упразднить первопричину – и начала интриговать против старшего сына Сулеймана, чтобы дискредитировать его в глазах отца, а по возможности и уничтожить. Эта деятельность привела к усилению влияния Хюррем, ставшей, таким образом, родоначальницей той традиции, которая в истории Османской империи известна как «Женский султанат».

Версия в целом интересная и не лишённая логики, однако, всего лишь художественная версия. Хюррем-султан не является деятельницей «Женского султаната», это явление, характеризуемое большим влиянием женщин гарема на политическую ситуацию в стране и даже на верховную власть, возникло спустя полвека после её смерти.

К тому же опять стоит вспомнить, что закон Фатиха не предусматривал неизбежной расправы султана над братьями. Характерно, что в некоторых случаях закон обходили: например, в 1640 году, перед своей смертью, Султан Мурад IV приказал убить своего брата. Однако приказ не был выполнен, так как в случае его выполнения не оставалось прямых наследников по мужской линии. Правда, следующий султан вошёл в историю как Ибрагим I Сумасшедший, так что большой вопрос, правильно ли не выполнили приказ – но это уже другая история…

www.chuchotezvous.ru

Закон Фатиха

Закон Фатиха

Название закона

Основатель закона

Закон Фатиха - одна из священных традиций Османской Империи, используемая султанами при восшествии на престол. Закон Фатиха призывал султанов, получивших трон, умертвить всех своих братьев и их потомков мужского пола ради предотвращения междоусобных войн в дальнейшем.

Случаи убийства близких родственников во время борьбы за власть в династии османов происходили с первых же дней. Казня соперника в борьбе за престол, зачастую казнили и всех его сыновей, независимо от возраста. До Мурада II во всех случаях казнили только провинившихся принцев: бунтовщиков и заговорщиков, противников в вооружённой борьбе. Мурад II первым наложил наказание на несовершеннолетних невиновных братьев, велев их ослепить абсолютно без их вины. Его сын, Мехмед II, сразу после восшествия на престол казнил только что родившегося брата. Позднее султан издал сборник законов, одно из положений которого признавало убийство невинных шехзаде ради сохранения порядка законным.

Османы унаследовали представление о том, что пролитие крови членов династии недопустимо, поэтому родственников султанов казнили, удавливая их с помощью тетивы лука. Хоронили убитых таким образом сыновей султана с почётом, обычно рядом с умершим отцом. Баязид II и Селим I не применяли при воцарении закон Фатиха, поскольку отношения с братьями выясняли с оружием в руках, Сулеймана I пережил только один сын, поэтому в чистом виде закон Фатиха применялся начиная с воцарения Мурада III в 1574 году и до смерти Мурада IV в 1640 году:

Мурад III, старший сын Селима II, при воцарении в 1574 году воспользовался своим правом казнить ни в чём не виновных малолетних братьев по закону Фатиха. Количество казнённых оценивается как пять или девять. Мехмед III, старший сын Мурада III, при вступлении на престол также отдал приказ о казни своих малолетних братьев. У него их было 19. Опасаясь заговора со стороны собственных сыновей, Мехмед ввёл пагубный обычай не отправлять шехзаде в санджаки, а держать их при себе на территории султанского дворца. Ахмед I, старший из сыновей Мехмеда III, переживших его, дважды отдал приказ о казни Мустафы, однако оба раза случались неприятности, заставлявшие суеверного султана отменять приказ. Сын Ахмеда, Осман, приказал казнить своего брата, Мехмеда. Сам Осман был вскоре свергнут и убит. Мурад IV приказал казнить как минимум двух своих несовершеннолетних братьев. Несмотря на то, что у него так и не было сыновей, переживших младенчество, Мурад приказал казнить своего последнего брата и единственного наследника, Ибрагима, однако его спасла мать, и Ибрагим сменил Мурада на троне. Убит Ибрагим был позже, после мятежа янычар и свержения.

В дальнейшем закон Фатиха более не применялся. Посчитано, что на протяжении всей истории Османской империи было казнено 60 шехзаде. Из них 16 были казнены за мятежи и 7 за попытки мятежа. Все прочие - 37 - из соображений общей пользы.

Великолепный век

Мустафа клянется, что никогда не казнит Мехмеда

Впервые о законе, приказывающем убить своих братьев при восшествии на престол, упоминается в третьем сезоне. На охоте Сулейман рассказывает об этом сыну Мехмеду, и тот, встретившись с Мустафой, спрашивает его, сможет ли брат казнить брата. Шехзаде клянутся друг другу, что кто бы из них не взошел на престол, он никогда не казнит другого.

Казнь Баязида и его сыновей

В четвертом сезоне о законе Фатиха упоминается едва ли не в каждой серии. Претендентов на престол три - шехзаде Мустафа, Селим и Баязид. Мать Селима и Баязида Хюррем готова на всё, чтобы трон достался одному из её детей, и с этой целью она начинает плести интриги вокруг Мустафы. Баязид и Мустафа клянутся друг другу, что, взойди один из них на престол, он не убьёт другого, однако против этого активно выступают матери шехзаде. После казни Мустафы соперников остается только двое - Селим и Баязид, и каждый из них знает, что его ждет либо престол, либо смерть. За спиной Селима стоит отец, за спиной Баязида - мать. Между шехзаде происходит не одна битва, и в результате их младший шехзаде оказывается в персидском плену, откуда его выкупает Селим и казнит вместе со всеми сыновьями, дабы обеспечить себе спокойное правление.

Империя Кёсем

Маленький Мустафа I перед казнью в темнице

О Законе Фатиха упоминается в первой же серии. Ахмед рассказывает о своем детстве, омраченном смертью братьев и жестокостью отца, умершего из-за болезни и тем самым позволившего Ахмеду взойти на престол. На глазах шехзаде был убит его старший брат, Махмуд, а Дервиш Паша позже вспоминает, что, не отрави он Мехмеда III, и сам Ахмед был бы казнен. Следуя закону, новый султан должен лишить жизни своего младшего брата Мустафу, однако не может совершить этого не смотря на давление и со стороны матери, и со стороны Сафие Султан. Он делает несколько попыток к убийству мальчика, однако каждый раз что-то останавливает его. В итоге Ахмед так и не совершает злодеяния, чем заслуживает всеобщее признание. Однако из-за его милосердия Мустафе приходится всю жизнь просидеть в кафесе, из-за чего последний сходит с ума.

Казнь шехзаде по приказу Халиме Султан

После смерти Ахмеда закон Фатиха становится едва ли не главным героем сериала: чтобы защитить и своих детей, и всех шехзаде, которые ещё родятся в Империи, Кёсем Султан отменяет братоубийство. Она от имени мужа принимает новый закон о «самом старшем и мудром», по которому султаном становится старший из рода Османов. Но это не помогает остановить кровопролития: по приказу не считающейся с новыми порядками Валиде Халиме Султан всех племянников нового падишаха едва не казнят, причем дважды. Осман II, взойдя, наконец, на престол, отменяет принятый мачехой закон и возвращает братоубийство. Тем самым становится возможной казнь его брата, шехзаде Мехмеда. Также, еще во время жизни Ахмеда, казнят Искендера, «потерянного шехзаде», но позже он оказывается жив, и Кёсем, чтобы обеспечить в дальнейшем спокойное правление своему сыну и лишить наследника Сафие Султан, делает всё, чтобы расправиться с ним. Во время второго правления безумного Мустафы ради сохранения порядка детей Кёсем снова едва не казнят, а Османа убивают янычары. Его сына, Мустафу, также казнят.

Казнь шехзаде Баязида

Во втором сезоне Закон Фатиха царствует от первой серии до последней: стоит султану Мураду взять власть в свои руки, как его братья начинают опасаться за свою свободу, а потом и за жизнь. Гюльбахар Султан, едва приехав во дворец, сразу же начинает говорить сыну, что однажды султан по-любому его казнит, и потому необходимо свергнуть действующего падишаха прежде, чем это случится. Стоит шехзаде Касыму совершить проступок, как его сажают в кафес, а спустя несколько лет, вследствие интриг его матери, и вовсе казнят. Несмотря на все попытки Валиде Кёсем Султан сохранить жизнь всем шехзаде, Баязид первым погибает от рук палачей, ввязавшись в игру своей матери, Касыма убивают вторым, а Ибрагима, также несколько лет проведшего в кафесе, Кёсем в прямом смысле защищает своим телом. Позднее падишах казнит пожилого Мустафу I, всё ещё сидящего в кафесе.

ru.muhtesemyuzyil.wikia.com

На главную страницу

Süleyman ve Roksolana / Сулейман и Роксолана

Закон Фатиха
Зачем он нужен?! И кто его придумал?!

Ну для начало напоминаю, для тех кто забыл или попросту не знал, как этот закон называется. Закон Фатиха — это тот самый закон, который дозволяет умертвить всех своих братьев и полностью прервать их род (то есть убить всех их потомков, по мужской линии), если (тебе всё таки повезло) и ты занял престол, то есть стал Султаном.

Для начало, не много о создателе этого самого закона. Султан Мехмед II, прозванный в народе Фатих, что означает Завоеватель - был османским султаном с 1444 по 1446 и с 1451 по 1481. (Прадедушка султана Сулеймана Кануни).

Мехмед II родился 29 марта 1432 года в Эдирне. Он был четвёртым сыном Мурада II от его наложницы Хюмы Хатун (предполагается, что она была греческого происхождения).

Когда Мехмету исполнилось шесть лет, его отправили в санджак-сарухан Манису, где он находился до августа 1444 года (до 12 лет), то бишь до занятия им престола.

В момент вступления на трон Мехмед II приказал утопить сводного брата Ахмеда-Кучука. После этого собственно, Мехмед II и узаконил этот обычай своим указом, который гласил «Тот из моих сыновей, который вступит на трон, ВПРАВЕ убивать своих братьев, чтобы был порядок на земле.» Большинство знатоков судейского дела одобрили этот закон. ТАК ПОЯВИЛСЯ ЗАКОН ФАТИХА.

На самом деле этот султан, прославился не только своим знаменитым законам, он вёл многочисленные завоевания в ходе Балканских войн завоевал Сербию, Герцеговину, Албанию. В 1467 году Мехмед II подошёл к владениям мамлюкских правителей Караманидов - Ак-Коюнлу - Мемлюк. В 1479 году султан предпринял поход против венецианцев, держащих обширную территорию Албании под контролем. Мехмед II осадил крепости Шкодер (Ишкодра) и Круя (Акчахисар). Самым главным его завоеваниям, за, которая он собственно и получил прозвище «Фатих» было завоевания Константинополя в мае 1453 года (на тот момент ему шёл 21 год).

Жёны и наложницы:

С начала правления султана Мехмета II (с 1444 года), основным элементом османской семейной политики было проживание с наложницами, официально не заключая с ними брака, а так же главного принципа (о котором, я думаю очень многие слышали) «одна наложница один сын (шехзаде)», так же как и политика ограничения деторождения жен из благородных семей, осуществлялось путем полового воздержания. Внутри султанского гарема, вероятно, применялась своеобразная политика недопущения в постель султана тех наложниц, которые уже родили сыновей. Одной из причин применения политики «одной наложнице одного сына» являлось то, что матери султанских детей при отправке своих сыновей на управления санджаками сопровождали их и возглавляли их дом в провинциях.

1.Эмине Гюльбахар Хатун: мать Джевхер хатун и приёмная мать Баязида II (Как приёмная мать Баязида и вдова Мехмеда получила титул, равный появившемуся позже титулу валиде-султан. Умерла в 1492 году в Стамбуле. Похоронена в мечети Фатих. В память о приёмной матери Баязид II после её смерти построил в Токате мечеть Хатунийе).

2. Ситти Мюкриме Хатун: была ЗАКОННОЙ женой Мехмета, дочерью шестого правителя Дулкадириды Сулеймана Бея и биологической матерью Баязида II. (Её сын взошёл на престол спустя 14 лет, после смерти Мюкриме. Другая жена Мехмеда Эмине Гюльбахар Хатун получила тогдашний эквивалент титула валиде-султан, как его приёмная мать).

3. Гульшах хатун: мать любимого сына султана Мехмеда II – шехзаде Мустафы (1450-1474 года). (Шехзаде умер от болезни в июне 1474 года, в возрасте 24 лет. В его смерти обвинили великого визиря Махмуда-пашу, у которого были плохие отношения с Мустафой. Его задушили, но похоронили в его мавзолее, который он построил и носит его имя. А самое главное в день его похорон султан объявил траур, что являлось признаком его переменчивого характера).

4.Чичек хатун: мать шехзаде Джема
5.Хелена хатун
6.Анна хатун
7.Алексис хатун

Сыновья: султан Баязид II, шехзаде Мустафа, шехзаде Джем и шехзаде Коркут.

Дочери: Джевгер хатун, Сельджук хатун, Хатидже хатун, Илади хатун, Айше хатун, Хинди хатун, Айнишах хатун, Фатьма хатун, Шах хатун, Хума султан и Икмар султан. (Я думаю, многим интересно почему первых дочерей называли хатун, а 2-х последних султан, объясняю, до времени правления Базида II дочерей султана называли Хатун, а после его восхождения на престол, дочерей султанов стали называть Султаншами).

Умер Мехмед II, когда перебазировался из Стамбула в Гебзе для окончательного формирования армии (для очередного похода). Во время нахождения в воинском стане Мехмед II заболел и скоропостижно скончался, как предполагалось от пищевого отравления или же по причине своей хронической болезни. Существовала также версия об отравлении. Тело владыки было привезено Карамани Ахмет-пашой в Стамбул и было выставлено для прощания в течение двадцати дней. На второй день после восхождения Баязида II на престол тело было предано земле в мавзолее Мечети Фатих. Похороны состоялись 21 мая 1481 года.

Требования пожарной безопасности к складам нефти и нефтепродуктов Складские строения, предназначенные для хранения нефти, нефтепродуктов, в связи с их взрыво- и пожароопасностью должны быть оборудованы соответствующим образом для […]

  • Криминалистическое исследование следов биологического происхождения К следам биологического происхождения относятся: кровь и ее следы; следы спермы; волосы и другие выделения человеческого организма. Указанные следы несут разыскную […]

  • На протяжении почти 400 лет Османская империя властвовала на территории современной Турции, в юго-восточной Европе и на Ближнем Востоке. Сегодня интерес к истории этой империи велик, как никогда, но при этом немногие знают, что у останов было немало «тёмных» секретов, которые скрывали от посторонних глаз.

    1. Братоубийство


    Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.

    Когда Мехмед Завоеватель осаждал Константинополь, его родной дядя воевал против него со стен города. Мехмед справился с проблемой с присущей ему беспощадностью. Когда он вступил на престол, то казнил большую часть своих родственников мужского пола, в том числе даже приказал задушить своего брата-младенца прямо в люльке. Позже он издал свой печально известный закон, который гласил: "Тот из моих сыновей, кому должен достаться Султанат, должен убить своих братьев ". С этого момента, каждый новый султан должен был занимать трон, убивая всех своих родственников мужского пола.

    Мехмед III вырвал бороду от горя, когда его младший брат просил его о пощаде. Но при этом он "не ответил ему ни слова", и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. А Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы за тем, как его собственного сына задушили тетивой, когда тот стал слишком популярным в армии и стал представлять опасность для его власти.

    2. Клетки для шехзаде


    Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ("клетки"). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

    3. Дворец как тихий ад


    Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.

    Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы "хотя бы рыбы куда-то тратили их".

    Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами - за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как "султанат женщин". Ахмет III как-то писал своему великому визирю: "Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана... Я никогда не могу побыть один ".

    4. Садовник с обязанностями палача


    Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.

    Что любопытно, османы не удосужились создать корпус палачей. Эти обязанности, как ни странно, были поручены дворцовым садовникам, которые делили свое время между убийствами и выращиванием восхитительных цветов. Большинство жертв просто обезглавливали. Но было запрещено проливать кровь султанской семьи и высокопоставленных чиновников, поэтому их душили. Именно по этой причине главный садовник всегда был огромным мускулистым человеком, способным быстро задушить кого угодно.

    5. Смертельная гонка


    Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.

    Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.

    6. Козлы отпущения


    Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве "козла отпущения" всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.

    7. Гарем


    Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

    Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.

    Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.

    Ещё одна дама - Кесем Султан (1590-1651) - достигла еще большего влияния, чем Роксолана. Она управляла империей в качестве регента вместо своего сына, а впоследствии и внука.

    8. Кровная дань


    Одной из самых известных особенностей раннего османского владычества был девширме ("кровная дань") - налог, которым облагалось немусульманское население империи. Заключался этот налог в принудительном наборе молодых мальчиков из христианских семей. Большинство мальчиков зачисляли в корпус янычар - армии рабов-солдат, которые всегда использовались в первой линии при османских завоеваниях. Эту дань собирали нерегулярно, обычно к девширме прибегали, когда султан и визири решали, что империи, возможно, потребуется дополнительная рабочая сила и воины. Как правило, набирали мальчиков в возрасте 12-14 лет из Греции и на Балканах, причем брали самых сильных (в среднем, 1 мальчика на 40 семей).

    Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.

    К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.

    9. Рабство как традиция


    Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.

    Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.

    Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.

    10. Массовые убийства


    При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.

    Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть "двойными агентами" Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.

    По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).

    Продолжая турецкую тему, для наших читателей .

    Похожие статьи

    © 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.