Ректор рудн: университеты должны порождать новые знания. Владимир Михайлович Филиппов: биография Новый карьерный виток

В программу "Экспорт образования", рассчитанную на срок до 2025 года, вошли 39 вузов. Перед университетами стоит серьезная задача - увеличить число иностранных студентов в три раза. Где мы возьмем столько? Зачем строить в общежитии бассейн и ресторан? Чем плох Шанхайский рейтинг? Что общего между Салтыковым-Щедриным и инженерным факультетом? Об этом и многом другом рассказывает Владимир Филиппов , ректор РУДН - одного из вузов, которые вошли в программу.

Владимир Михайлович, в наших вузах учатся 240 тысяч иностранных студентов. Через восемь лет их должно быть больше семисот тысяч. Где их найти?

Владимир Филиппов: 700 тысяч иностранных студентов должны учиться не только в этих 39 университетах. Речь идет в том числе и о дистанционном образовании, и о дополнительном образовании для иностранцев - выпускников российских вузов. Наши выпускники уезжают повышать квалификацию в европейские страны и обучаются работать уже на другом оборудовании и по другим технологиям, фактически переучиваясь. Если мы хотим, чтобы какие-то отрасли, например, атомная энергетика, оборонка, ориентировались на наших иностранных выпускников, мы должны создать условия для повышения квалификации.

Кто будет оплачивать им учебу или станем учить бесплатно?

Владимир Филиппов: К сожалению, пока у нашего бизнеса нет такой культуры и средств, чтобы переобучать выпускников-иностранцев. В отличие от частных западных компаний. Поэтому для некоторых отраслей, думаю, нужны и государственные стипендии тем, кто к нам поедет. Также нужно вести работу среди наших компаний и объяснять, что оплата учебы, прежде всего, это вложения в свой рынок. Еще один источник - иностранные компании. Сотрудник, получивший сертификат, принесет компании больше прибыли. Будут и люди, которые сами заплатят за учебу. Но взрослый человек не поедет на курсы в другую страну, если ему придется жить в комнате общежития на 3-4 человека. В РУДН готов проект строительства Института повышения квалификации для выпускников российских и советских вузов на тысячу человек. Это будет современное здание на территории РУДН с хорошими аудиториями, рестораном, бассейном. Группы будут маленькие, по 10-15 человек. В год планируем набирать примерно 70 групп.

Допустим, я окончила не РУДН, а Воронежский госуниверситет. Смогу я к вам приехать?

Владимир Филиппов: Мы должны принимать на переобучение выпускников любых российских вузов. В РУДН разработано 1600 программ дополнительного образования. Такая многопрофильность позволяет предлагать и междисциплинарные программы. Но надо знать, что будет востребовано на этом рынке, понимать, в каких странах каких специалистов ждут. Первый проректор РУДН сейчас находится на Мадагаскаре, где много наших выпускников - специалистов горной промышленности. Может быть, они станут одними из первых слушателей института. В Ливане, Иордании есть наши выпускники-медики и у них есть потребность в повышении квалификации. Мы поняли это по выездным конференциям и семинарам. Может быть, другим вузам необязательно открывать большой институт, но программы дополнительного профобразования для иностранных выпускников у них быть должны.

Что надо сделать нашим вузам, чтобы вместо Мюнхенского технологического или Хельсинкского университетов студент выбрал Бауманку или РУДН?

Владимир Филиппов: Когда меня на одном из съездов ректоров в очередной раз пытались критиковать за введение системы бакалавров и магистров, на сцену вышел ректор Челябинского госуниверситета Герман Платонович Вяткин и обратился к президенту: "Мы, конечно, лучшие в мире в области высшего образования, но плохо, что они там за рубежом об этом не знают".

У нас хорошее образование по соотношению цена - качество, тут мы конкурентоспособны. Я недавно встречался с ректором Университета города Сальвадор. Инженерное образование в этом вузе стоит 10 тысяч долларов в год. У нас - 3-4 тысячи. Но нам надо активнее себя продвигать, сравнивать наши и западные вузы по уровню образования и рассказывать студентам, что рейтинги построены в основном на принципах науки, и количества нобелевских лауреатов. А студент, может, ни разу за время учебы ни одного лауреата и не увидит.

Как себя продвигать? Первое: надо делать сайты вузов не только на русском и английском языках, но и на всех языках ООН - это русский, английский, французский, испанский, арабский, китайский. Второе: надо создавать студентам нормальные бытовые условия. И не так, чтобы в хорошем общежитии жили иностранцы, а российских селили абы куда. Все это отталкивает людей. Третье: ректорам стоит активнее выступать на международных конференциях и семинарах. К сожалению, наша беда в том, что многие руководители вузов не знают английского. У меня два языка - английский и французский, я часто выступаю на разных мероприятиях и вижу, как мало ректоров там бывает.

Извините, можете назвать тех, кого видите на международных конференциях?

Владимир Филиппов: Ректора МГУ Виктора Антоновича Садовничего, ректора Академии госслужбы Владимира Александровича Мау, ректора МГИМО Анатолия Васильевича Торкунова. Много ездят ректоры Санкт-Петербурского университета Николай Михайлович Кропачев, Томского политеха и госуниверситета Петр Савельевич Чубик и Эдуард Владимирович Галажинский. С трудом наберется 10 ректоров из 900.

РУДН сейчас строит общежитие. В какую сумму обойдется стройка?

Владимир Филиппов: Примерно 700 миллионов, 350 миллионов - наши деньги, а еще половину надеемся получить от минобрнауки. У нас сейчас 14 корпусов, будет пятнадцатый. Общежития приходится строить раз в пять лет - благодаря ЕГЭ постоянно растет число иногородних студентов.

С рождения ЕГЭ прошло почти 20 лет. Откройте секрет: кто его все-таки придумал? Вы?

Владимир Филиппов: Впервые проблема была обозначена на Всероссийском съезде работников образования в Кремле в январе 2000 года. Пять тысяч делегатов согласились, что есть серьезные проблемы: школам нужен единый измеритель знаний. Уже после съезда, во время проработки решений, появилась идея соединить выпускной и вступительный экзамены. А название ЕГЭ родилось, когда мы обсуждали этот вопрос с Ярославом Ивановичем Кузьминовым и Виктором Ивановичем Болотовым. И в докладе на Госсовете в августе 2000 года уже звучало слово "ЕГЭ".

ЕГЭ приняли, бакалавриат и магистратуру одобрили, аспирантуру переводим на полный день. Что дальше?

Владимир Филиппов: Надо поднимать качество образования, вкладываться в оборудование для вузов, инфраструктуру, больше приглашать на работу иностранных преподавателей.

Но им платить надо, как на Западе - не 50 тысяч рублей, а 5 тысяч долларов.

Владимир Филиппов: Помните, у Салтыкова-Щедрина есть фраза: "Они сидели и думали, как бы из своего убыточного хозяйства сделать прибыльное, ничего в оном не меняя". Такого быть не может. Хотим что-то изменить - надо платить зарплату. И нашим российским преподавателям удвоить и иностранным, конечно, платить больше, если мы хотим, чтобы были для нас образцом. Чтобы не ректор сказал нашим преподавателям: "Работайте лучше!", а приехавший коллега. В РУДН пока всего 1,4 процента иностранных преподавателей, это 25 человек, а надо 190. Мы поставили себе такую задачу в "дорожную карту" до 2020 года. Объявляется свободной ставка доцента - ты выноси ее на общий конкурс, и к тебе приедут и индус, и китаец, и араб, и преподаватель из Европы.

Вы легко расстаетесь с людьми, которые не очень соответствуют своим должностям в вузе?

Владимир Филиппов: Это как хирургическая операция. Иногда ее затягиваешь, но потом все равно приходится резать... В какой-то момент у нас по показателям стал проседать инженерный факультет. Закончилось это тем, что мы уволили всех 200 преподавателей и объявили новый конкурс. Сорок процентов ушли из университета. Среди них были и те, кто учил меня. Да, они проработали 30-40 лет, но они не соответствовали современным требованиям. Претензий было много.

Есть в России нехорошая привычка: люди, которые защитили кандидатскую диссертацию, пытаются тащить свою тему диссертации до конца жизни. А нужна другая культура - готовности к резким переменам в жизни. На западе ребенок часто меняет школу и учится привыкать к новым коллективам. В России пока низкая мобильность и в перемещении, а значит, и в идеях. Все новое приживается с трудом. Возьмите хотя бы аккредитацию выпускников-медиков. Иностранцы не обязаны ее проходить, потому что все равно будут сдавать трудный экзамен в своих странах на право заниматься практикой. Но многие соглашаются пройти аккредитацию в России и получить сертификат. А наши российские студенты недовольны: почему экзамены принимают не их вузовские педагоги? Но не должен принимать экзамен тот, кто учит. Иначе экзамен обесценивается. У нас не все это понимают.

  • О научной дипломатии и роли ученого в чрезвычайных ситуациях

    ​Подходящий к концу 2017 год был объявлен перекрестным Годом науки и образования Великобритании и России. В его рамках прошли научные семинары, лекции известных ученых, мастерские по научным коммуникациям.

  • Профессор Владимир Филиппов: взаимное признание образования стимулирует вузы работать лучше

    ​Соглашения о взаимном признании документов об образовании наподобие того, который недавно подписали Россия и Венгрия, стимулируют университеты, кафедры и преподавателей работать лучше и выходить на международный уровень.

  • Наталия Тарасова: наука России поможет решить глобальные проблемы ООН

    Российские химики давно и по праву занимают прочное место вверху мировой табели о рангах, существенные успехи достигнуты также в одном из ведущих направлений - зеленой химии. Свидетельством этому станет конференция по зеленой химии Международного союза теоретической и прикладной химии (IUPAC), которая пройдет в Москве 2-5 октября при поддержке столичного правительства.

  • Академик Виктор Садовничий: «Мы должны показать всем, что мы – великая научная страна»

    ​В МИА «Россия сегодня» состоялась мультимедийная пресс-конференция ректора МГУ, академика РАН Виктора Садовничего. «Конкурс среди поступающих в МГУ на бюджет на сегодняшний день в среднем составляет два человека на место, а всего в этом году планируется принять на бюджет 10 тысяч абитуриентов», - сообщил ректор вуза Виктор Садовничий.

  • Как развивается российско-китайское сотрудничество в сфере образования: интервью с Людмилой Огородовой

    Окно в мировое образование Отвечая на вопросы журналиста «Гуанмин Жибао», заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова подчеркнула, что отношения партнерства между российскими и китайскими вузами поднялись на новую ступень развития как в сфере обучения, так и в сфере научных исследований.

  • Сегодня мы поговорим об известной личности в России - Владимире Михайловиче Филиппове. Этот человек занимает важный государственный пост и при этом руководит университетом. Какова его жизнь, принципы, семья? Как мужчина добился такого успеха и что он прошел на своем карьерном пути? Обо всём этом читайте в статье ниже.

    Детство и молодость

    Владимир Филиппов появился на свет в 1951 году, 15 апреля. Родился мальчик в скромной семье в Урюпинске (Волгоградская область). В школе учился хорошо, получил серебряную медаль после окончания. В 1968 году молодой человек поступает в Университет дружбы народов им. В 1973 году парень оканчивает факультет естественных и физико-математических наук по специальности «Математика». Однако на этом университетская жизнь не заканчивается, поскольку Владимир продолжает учебу в аспирантуре. В 1975 году поступает на службу в Вооруженные силы СССР. После нее парень возвращается в УДН.

    После службы

    К этому времени он уже был не простым ассистентом. Еще до службы в армии Владимир Филиппов занимал разные должности - от ассистента до заведующего кафедрой математического анализа. Свою жизнь мужчина решил полностью связать с родным университетом, к которому он привык за столько лет. Преподаватели кафедры и те, кто знал парня лично, были рады, что их коллектив пополнится молодым и талантливым человеком, который живет своей профессией. Занимательно, что мужчина никогда не прыгал через голову и не желал получить то, чего он не заслуживает. Немного тавтологии, но В. Филиппов всегда получал то, чего добивался исключительно своими силами. Он не гнушался работать ассистентом, ведь понимал, что это необходимое звено цепи, которое принесет свои плоды.

    Карьерный рост не закончился на уровне заведующего кафедрой. Уже через несколько лет мужчина стал начальником научного управления, а по совместительству - деканом факультета естественных и физико-математических наук. Одновременно с этим Владимир Филиппов работал секретарем в партийной организации.

    Вверх по карьерной лестнице

    В 1980 году Филиппов Владимир Михайлович успешно защищает кандидатскую диссертацию. Спустя 3 года он едет в Бельгию, где год тратит на получение научной квалификации. В итоге в 1984 году В. Филиппов получает её в Свободном университете Брюсселя. Уже через 2 года мужчина защищает докторскую диссертацию по специальности «Математический анализ» в Математическом институте им. В. А. Стеклова. Такой быстрый подъем по карьерной лестнице не мог оставить кого-то равнодушным. В этот период мужчина обзавелся верными друзьями и приобрел завистливых врагов. Спустя год после защиты диссертации Владимир получил звание профессора.

    Новый карьерный виток

    В 1993 году происходит одно из самых значимых событий в жизни Владимира. Он становится ректором РУДН - Российского университета Вот так, спустя много лет, молодой и талантливый студент, поступивший в вуз, стал его ректором. На этом посту мужчина находился 5 лет. Затем Президент РФ Борис Ельцин снял Филиппова с должности, так как приготовил ему новую - В. Филиппов стал министром образования РФ.

    В 2000 году мужчина становится заведующим одной из кафедр в РУДН (кафедра сравнительной образовательной политики). Именно она получила статус Международной кафедры в ЮНЕСКО. Спустя год ректора РУДН выбирают членом-корреспондентом, в 2003 году он становится действительным членом Российской академии образования. В 2004 и 2008 годах Владимир становится членом Президиума РАО. Отдельно хочется заметить, что бывший отлично владеет английским и французским языками.

    На высоком государственном посту

    Филиппов Владимир Михайлович, биографию которого мы рассматриваем, на пост министра пришел осенью 1998 года. Он обзавелся поддержкой вице-премьера В. Матвиенко. В этом году мужчина и начал налаживать ситуацию в российском образовании. Спустя год он продвигает в Правительстве Федеральную программу по развитию образования в период 2000-2004 годов. Программа была принята Правительством, а заключалась она в том, что, помимо основного финансирования, должны были выделяться дополнительные средства для развитие образования.

    Организация съезда

    По личной инициативе В. Филиппова была начата глубокая модернизация образовательного процесса. Владимир Филиппов в Москве в 2000 году провел Всероссийский съезд работников образования. Занимательно, что на то время последний раз он проводился 12 лет назад. Съезд был проведен при личном содействии В. Путина. На встречу приехали около 5000 делегатов из разных уголков страны.

    Главная задача съезда заключалась в том, чтобы решить существующие проблемы. И это удалось. На встрече были определены основные проблемные моменты, а также возможные пути их решения. Отдельно обсуждалась тема обновления системы образования. Также участники съезда одобрили Национальную доктрину образования, которую позже утвердило Правительство. Стоит отметить, что доктрина расписана на период до 2025 года.

    Нововведения

    Наибольшее количество нововведений в российское образование было введено посредством реформы 2010 года. Она разрабатывалась В. Филипповым еще с 2001 года, и в итоге В. Путин утвердил ее. Она включала в себя ряд изменений:

    • активная информатизация учебного процесса;
    • разработка совершенно новых стандартов качества среднего школьного образования;
    • внедрение иностранного языка как обязательного предмета со 2 класса;
    • необходимость владеть 2 иностранными языками по окончании средней школы;
    • обучение профильным предметам в старших классах;
    • внедрение программы «Школьный автобус»;
    • налаживание работы сельских школ, их оптимизация;
    • оптимизация школьных изданий, повышение их качества;
    • введение многобалльной системы оценивания;
    • нормативно-подушевое финансирование средних учебных заведений;
    • полное оснащение всех школ РФ художественной литературой и спортивным инвентарём;
    • изменение статуса средней школы - переход к форме юридического лица;
    • получение новых статусов для всех средних учебных заведений;
    • активное создание попечительских советов в школах и высших учебных заведениях;
    • отдельное внимание школьному питанию - улучшение организационных и качественных моментов;
    • в вузы после школьного образования;
    • активная разработка новых стандартов для начального, среднего и высшего образования.

    Однако стоит добавить один пункт модернизации, который оказал существенное влияние на систему образования. Речь идет о внедрении ЕГЭ - Единого государственного экзамена, по результатам которого принимают в высшее учебное заведение. Также было введено новое правило, согласно которому прием в вуз осуществлялся с учетом участия в региональных и всероссийских Олимпиадах.

    Семейная жизнь

    Филиппов Владимир Михайлович в РУДН не встретил своей судьбы. Женщина его жизни училась в Известно, что она работает учителем в школе. Вот так вся семья поддерживает сферу образования. У пары родилось двое детей - девочка и мальчик. Оба они обучались в РУДН на экономическом факультете и благополучно его окончили. Однако дочь решила связать свою жизнь с телевидением и взяла творческий псевдоним Ирена Понарошку. Работает виджеем и ведущей на российских телеканалах.

    Научные труды

    Стоит отметить, что мужчина, помимо политики, всегда оставался верен своему научному началу. Он написал более 200 научных работ, среди которых 30 - монографии. Его вклад настолько велик, что две монографии были даже переведены на английский язык и изданы Американским математическим обществом в США.

    Подводя итоги статьи, хочется добавить новые достижения Владимира Филиппова. Так, в 2012 году он стал президентом управляющего комитета ЮНЕСКО касательно программы «Образование для всех». В том же году мужчина стал председателем Экспертного совета по международной деятельности в сфере образования. В 2013 году герой нашей статьи по распоряжению Дмитрия Медведева - Председателя Правительства РФ, был назначен председателем Высшей аттестационной комиссии.

    Кроме того, В. Филиппов имеет множество наград и званий, перечисление которых заняло бы ещё пару страниц.

    Миссия РУДН

    Российский университет дружбы народов – международный классический университет, миссия которого заключается:

    · в объединении знанием людей разных национальностей, рас и вероисповеданий;

    · в подготовке приоритетно востребованных специалистов в различных сферах человеческой деятельности;

    · в формировании личностей, являющихся патриотами своих стран и друзьями России, приобщённых к достижениям мировой культуры, несущих идеалы гуманизма, демократии и дружбы народов;

    · в воспитании молодёжи, способной успешно работать в любой стране мира и проявлять свои творческие возможности в условиях взаимосвязи цивилизаций и многообразия современного общества.

    Гимн

    РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ДРУЖБЫ НАРОДОВ

    «Я ЛЮБЛЮ РУДН»

    (Слова А.П. Вихряна; Музыка Г.Н. Трофимовой)


    Я люблю РУДН, это трудное слово...

    Но труднее всего мне его позабыть!

    Целый мир обойду - не найду я другого,

    Чтобы память сумела его заменить.

    Я люблю РУДН за напевность наречий,

    За мозаику лиц и его доброту.

    И за то, что дела ценит выше, чем речи,

    Всех народов Земли воплощая мечту


    Я люблю РУДН!

    I love you RUDN!

    Oui je t"aime RUDN!


    Я люблю РУДН за веселый характер,

    За студенческий смех в коридорах родных.

    РУДН делит всех на «сестер» и на «братьев»,

    Не деля никого на «своих» и «чужих».

    Я люблю РУДН за любовь к переменам,

    За классический стиль и за смелость идей

    Свято верю я в то, что он будет бессменным

    Властелином судьбы в жизни многих людей!

    Что такое РУДН?

    Университет дружбы народов был основал 5 февраля 1960 года решением Правительства СССР. 22 февраля 1961 года Университету было присвоено имя Патриса Лумумбы – одного из символов борьбы народов Африки за независимость. Первым ректором Университета был Сергей Васильевич Румянцев, Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор. При его непосредственном участии был организован Университет, которым С.В. Румянцев руководил с 1960 по 1970 год.

    Занятия на подготовительном факультете для обучения иностранных студентов русскому языку начались в 1960 году, а на шести основных факультетах Университета (инженерном, историко-филологическом, медицинском, сельскохозяйственном, физико-математических и естественных наук, экономики и права) – 1 сентября 1961 года. В 1964 году Университет был принят в члены Международной ассоциации университетов (МАУ).

    В 1965 году состоялся выпуск первых 228 молодых специалистов из 47 стран мира. В те же годы начали создаваться интернациональные строительные отряды (ИССО), появились команды КВН, из которых родилась знаменитая на всю страну сборная команда КВН РУДН. В 1966 году было начато строительство нового учебного комплекса Университета на Юго-Западе Москвы. Вторым ректором Университета стал Владимир Францевич Станис, Заслуженный деятель науки РФ, доктор экономических наук, профессор, провозгласивший в Университете «культ знаний». Он руководил Университетом с 1970 по 1993 год. УДН становится крупным всемирно известным учебно-научным центром. Уже к 1975 году Университет подготовил около 5600 специалистов, в том числе 4250 выпускников для 89 зарубежных стран. В том же году



    Университет был награжден орденом Дружбы народов за заслуги в деле подготовки специалистов для стран Азии, Африки и Латинской Америки.

    5 февраля 1992 года решением Правительства России Университет переименован в Российский Университет дружбы народов. Учредителем РУДН является Правительство Российской Федерации.

    С 1993 по 1998 год ректором РУДН являлся Владимир Михайлович Филиппов, выпускник УДН им. Патриса Лумумбы 1973 года. С 1998 по 2004 год он работал Министром образования Российской Федерации в составе четырех Правительств РФ, а в 2004-2005 годах – Помощником Председателя Правительства России по вопросам образования и культуры. В это время сначала исполняющим обязанности ректора (1998-2004), а с 2004 по 2005 год – ректором Университета

    был Дмитрий Петрович Билибин, выпускник УДН им. Патриса Лумумбы 1966 года, Заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор.

    4 марта 2005 года В.М. Филиппов вновь был избран ректором и является им по настоящее время. В.М. Филиппов – доктор физико-математических наук, профессор, академик, член Президиума Российской академии образования.

    В 1990–х годах были открыты новые факультеты: экологический, экономический, юридический, филологический, гуманитарных и социальных наук, повышения квалификации преподавателей русского языка как иностранного, повышения квалификации медицинских работников и учебные институты: иностранных языков, мировой экономики и бизнеса, дистантного образования, гостиничного бизнеса и туризма, гравитации и космологии, были созданы системы довузовского и дополнительного профессионального образования.

    В 2000 году в Университете была открыта кафедра сравнительной образовательной политики, имеющая статус кафедры ЮНЕСКО.

    В 2006 году был вручен 50000-ый диплом РУДН. Его получил выпускник инженерного факультета Хосе Атиенсия Вильягомес (Эквадор).

    В настоящее время Российских университет дружбы народов – один из известнейших с мире центров высшего образования. Это единственных на планете университет, в котором ежегодно обучаются студенты из 140 стран мира. РУДН имеет многопрофильную структуру факультетов и специальностей, характерную для ведущих классических университетов мира. Более 70000 тысяч его выпускников, свыше 5200 кандидатов и докторов наук работают более чем 170 странах. Подготовка специалистов осуществляется по 62 направлениям и специальностям. Сейчас в РУДН обучается около 27000 студентов, аспирантов, ординаторов и стажеров, представители свыше 450 народов и национальностей.

    Российский университет дружбы народов – крупный научный центр. В Университете работает коллектив, состоящий из 4500 сотрудников, в том числе 2826 высококвалифицированных преподавателей. Из них – около 600 профессоров и докторов наук, свыше 1300 доцентов и кандидатов наук. Среди преподавателей 16 академиков и членов-корреспондентов Российской академии наук и других российских государственных академий, 52 члена общественных академий, 50 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 116 Почетных работников высшей школы России.

    26 преподавателей РУДН являются действительными членами иностранных академий и научных обществ. Свыше 500 сотрудников РУДН – изобретатели и рационализаторы. Интеллектуальный фонд вуза составляют описания изобретений к более чем 870 авторским свидетельствам и к 150 патентам Российской Федерации практически по всем направлениям научной деятельности Университета.

    Многие зарубежные и российские политические и общественные деятели, выдающиеся ученые стали Почетными докторами Российского университета дружбы народов. Среди них – президенты Анголы, Габона, Намибии, Нигерии, Шри Ланки, ЮАР, Гайаны; премьер-министры Бангладеш, Казахстана; генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); директор Европейского Центра высшего образования (CEPES).

    Университет имеет обширные и прочные международные связи как с отдельными зарубежными вузами, так и с международными организациями. РУДН - член Международной ассоциации университетов, член Евразийской ассоциации университетов, имеет более 160 договоров о сотрудничестве с зарубежными университетами и научными центрами, сотрудничает с Международной организацией Франкофонии, Ассоциацией университетов столиц Европы, европейской Ассоциацией международного образования. Принимает участие в программах и форумах ООН, ЮНЕСКО, Совета Европы и иных международных и межправительственных организаций. Является одним из учредителей Сети сотрудничества университетов Европы и Центральной Азии, Академической сети университетов стран Восточной и Южной Европы, принимает участие в деятельности организации университетов стран Черноморского бассейна, участник Зальцбургских семинаров (Австрия) работников высшей школы.

    За 50 лет Университет получил всемирную известность и завоевал заслуженный авторитет как крупный учебно-научный центр, многие годы занимающий место в пятерке лучших российских университетов.
    Управление Университетом

    Главным законом жизни в РУДН является его Устав , в соответствии с которым составлены «Правила внутреннего распорядка» . Высшим законодательным органом РУДН является общая конференция профессорско-преподавательского состава, сотрудников и учащихся РУДН. В остальное время решения принимает Ученый Совет , члены которого избираются тайным голосованием на вышеуказанной конференции. В состав Ученого Совета входят представители всех основных научных, педагогических, и административных подразделений вуза. Возглавляет его Ректор Университета. На ежемесячных заседаниях Ученый Совет решает основные вопросы учебного, научного и воспитательного процессов, экономического и социального развития РУДН. Непосредственное управление Университетом осуществляет Ректор . Общее руководство факультетами осуществляют их Ученые советы, возглавляемые деканами, на которых возложено непосредственное управление. Руководство кафедрами (основными учебно-научными структурными подразделениями Университета) осуществляют заведующие кафедрами.

    Руководство Университета

    Ректор – профессор, академик РАО, доктор физико-математических наук Владимир

    Михайлович Филиппов . Главный корпус, к.2-1, тел. 434-70-27. [email protected]

    Первый проректор - проректор по учебной работе – профессор, доктор

    физико-математических наук Александр Петрович Ефремов . Главный корпус,

    крыло ректората, к. 402, тел. 434-66-82.

    Проректор по работе со студентами - Гладуш Александр Дмитриевич – кандидат технических наук, доцент. Ул. Миклухо-Маклая, д.6 (главный корпус), учебный сектор, к.201, тел.: 433-7363, e-mail: [email protected]

    Первый проректор - проректор по экономической деятельности – доктор экономических наук Евгений Леонидович Щесняк . Главный корпус, правое крыло, к. 203, тел. 433-73-68.

    Проректор по научной работе – профессор, доктор философских наук

    Нур Серикович Кирабаев . Здание на ул. Орджоникидзе, д. 3, к. 105, тел. 952-52-26.

    Главный корпус, крыло ректората, к. 402, тел. 434-66-82.

    Проректор по международной деятельности – профессор, доктор философских наук

    ГульнараАмангельдиновна Краснова. Корпус естественно-гуманитарных факультетов

    к. 112, тел. 434-70-16.

    Проректор по ДО – кандидат химических наук Анжела Викторовна Должикова.

    Главный корпус, крыло ректората, к 502, тел. 434-66-41.

    Проректор по связям с общественностью – профессор, доктор политических наук

    Елена Викторовна Мартыненко . Главный корпус, правое крыло, к. 200, тел. 787-38-27.

    Проректор по административно-хозяйственной деятельности

    Геннадий Алексеевич Ермолаев .4-й корпус, к.356, тел. 433-02-09.

    Проректор по кадровой и документационной деятельности – Ирина Петровна Герасимова. Главный корпус, крыло ректората, к. 101, тел. 434-53-00

    Проректор по коммерческой деятельности - Назюта Сергей ВикторовичУл. Миклухо-Маклая, д.6, (главный корпус), к.11, тел.: 434-6635, 438-8301.

    Помощник ректора Павел Александрович Смирнов . Главный корпус, крыло ректората,

    к. 401,тел. 434-70-18.

    Помощник ректора по безопасности Александр Алексеевич Карпов .

    Главный корпус, правоекрыло, к. 315.

    ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА (ВЫДЕРЖКИ)

    Принято на общеуниверситетской конференции представителей профессорско - преподавательского состава, сотрудников и обучающихся в Университете.

    Об этом рассуждает министр образования РФ в 1998 −2004 годах, председатель Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки, ректор Российского университета дружбы народов, академик РАО Владимир Филиппов .

    Экран вместо профессора

    Юлия Борта, «АиФ»: — Владимир Михайлович, ведущие университеты начали отказываться от обычных лекций в пользу онлайн-курсов через интернет. Но ведь мы уже много лет боремся с неэффективными вузами и филиалами, которые заочно учат всему, а на деле ничему... Не выйдет ли то же самое?

    Владимир Филиппов : — В цифровой экономике от использования информационных технологий в образовании никуда не деться. Есть дисциплины, перевод которых «в цифру» открывает больше возможностей для самообразования. Например, курсы по истории России, философии можно дополнить видеоматериалами о каждом историческом деятеле, философе, фильмами о них, тут же посмотреть их, и многое другое. На лекции столько дать невозможно. Но полностью заменить онлайн-курсами обычные лекции и семинары в аудитории не получится. В законе «Об образовании в РФ» сказано, что образование — это целенаправленный процесс воспитания и обучения. Причем воспитание на первом месте. Воспитать медика, педагога невозможно без личного контакта преподавателя и студента. Директор Курчатовского института профессор Михаил Ковальчук мне говорил, что даже воспитание физика и инженера по духу — совершенное разное.

    Нужно избегать крайностей. В Советском Союзе, когда начали внедрять технические средства обучения, появилась такая шутка. Преподаватель как-то приходит к студентам и говорит: «Ну что я вам одно и то же читаю из года в год? Я записал на магнитофон всю лекцию». Включил и ушел. А когда через 1,5 часа вернулся, ни одного студента в аудитории нет, а вокруг магнитофона лежат диктофоны.

    — Допустим, профессор записал онлайн-курс по своему предмету, студенты могут его посмотреть заочно, ни первый, ни вторые в вузе не появляются. Всем удобно, но как обеспечить качество?

    — Недавно у нас выступал Филип Альтбах , один из ведущих специалистов в мире в области высшего образования, электронных технологий обучения, глобальных университетов и т.д. Так вот когда его попросили рассказать про один онлайн-университет в США, в котором учились 300 тыс. студентов, он признался, что этот бизнес-проект провалился. Они хотели заработать за счёт массовости, но не смогли обеспечить качество обучения (а работодатель сегодня смотрит на компетенции специалиста, а не на его «корочки»), дискредитировали себя и вынуждены были продать бизнес другой компании, которая реализует полудистанционное обучение. В итоге осталось всего 70 тыс. студентов.

    Профессор американского Массачусетского технологического университета (один из лучших вузов мира, всегда входит в тройку лидеров самых престижных рейтингов — Ред.) выступая недавно в РУДН, отметил: онлайн-курс окупается, если на него записались минимум 10 тыс. человек. Мы радуемся, если на наши онлайн-курсы записалась хотя бы тысяча. Но главное — чтобы работать с этими 10 тыс. студентов дистанционно (отвечать на вопросы, проверять задания и т.д.), ему приходится содержать штат 8 помощников плюс к профессору. Только на одну дисциплину.

    Если мы хотим бороться с обманом, коррупцией, надо разработать кампанию, поставить задачу перед всеми учителями страны, чтобы отучить от списывания, предусмотреть серьёзное наказание.

    — Выходит, качественные онлайн-курсы могут быть только платными?

    — На данном этапе — да. Однако со временем вузы в рамках создания сетевых университетов будут договариваться между собой, что своим студентам свои курсы они предлагают бесплатно. Более того, на Западе сейчас продвигается идея открытых образовательных ресурсов (OpenEducationalResources — OER). Её главный идеолог — сэр Даниэль , бывший замгендиректора ЮНЕСКО , создатель первого в мире Открытого университета Великобритании (OpenUniversityofGreatBritain), в котором ещё 20 лет назад дистанционно обучалось 200 тыс. студентов по всему миру. Смысл идеи OERв такой: договориться с правительствами разных стран о том, что если профессор или учитель школы, работая в госучреждении, создаёт за бюджетные деньги электронный образовательный ресурс, то обязан разместить его в открытом доступе для всех. Получилась бы такая база данных учебных ресурсов преподавателей со всего мира. Но, к сожалению, пока не до конца решена проблема авторских прав.

    — Это похоже на Московскую электронную школу, где учителя выкладывают сценарии уроков.

    — Да, принцип тот же.

    — Несколько лет назад страну сотрясали скандалы, связанные со списанными диссертациями — то у одного политика или чиновника их найдут, то у другого... Сейчас тишина. Все честными стали?

    — Мы продолжаем проверять всех, кто защитился после 2011 года — к сожалению, по истечении 10 лет лишить научного звания уже нельзя. Все 5,5 лет, что я работаю председателем ВАК, мы каждый месяц лишаем степени доктора или кандидата наук по 5-10 человек. Только в прошедшем сентябре на президиуме ВАК по гуманитарным наукам сразу 12 человек лишись степени или получили отказ в её присвоении. Сейчас трём ректорам университетов грозит лишение научной степени. Многие стали серьёзно бояться подавать лже-диссертации. В 2013 году было принято решение публиковать в открытом доступе на сайте ВАК сроком на 10 лет фамилии не только тех, кого лишили степени, но и их научных руководителей, оппонентов, ведущую организацию. Так теперь люди стали жаловаться, что не могут найти оппонентов, ведущую организацию. Никто не хочет на 10 лет оказаться в «чёрном» списке.

    Почему наши вузы сейчас проигрывают в мировых рейтингах? Один из главных критериев оценки - уровень научных исследований. В Англии, США все ведущие научные лаборатории (даже сверхсекретная Лос-Аламос, где ведутся ядерные разработки!) числятся в структуре университетов.

    Но решать проблему нужно шире. Вот аспиранты нам говорят: интересно, в магистратуре курсовые можно было списывать, а в аспирантуре диссертацию нельзя. Почему? Потом мы приходим к магистрантам, внушаем: нельзя, мы ваши диссертации магистерские пропускаем на антиплагиат. А нам отвечают: интересно, а почему в бакалавриате было можно списывать, а в магистратуре нельзя? И вот так возвращаясь к 1 классу школы. У нас, к сожалению, дух в школе такой, что вот если ты отличник и не дашь кому-то списать, то ты «нехороший человек». И тебя позорят твои же друзья.

    Как-то меня пригласили на телепередачу, посвящённую проблеме списывания на ЕГЭ. Так вот там выпускник РУДН, известный певец Пьер Нарцисс , меня, действующего министра образования, крепко приложил. Он сказал тогда: «Вы знаете, у нас в Камеруне если на ЕГЭ (аналог французской системы госэкзаменов) поймают того, кто списывает, то по национальному ТВ на всю страну позорят и папу, и маму». Вот где Камерун, и где Россия. Но там с 1 класса воспитывают так, что списывать нельзя категорически. И иностранные студенты, приезжая в наш университет, поначалу удивляются: как можно вообще списывать? Но это тот самый случай, когда они очень быстро учатся. Поэтому если мы хотим бороться с обманом, коррупцией, надо разработать кампанию, поставить задачу перед всеми учителями страны, чтобы отучить от списывания, предусмотреть серьёзное наказание. Поздно делать это на 2-3 курсе университета.

    — Объявили, что программа по поддержке вузов для вхождения в ведущие мировые рейтинги продолжится. А какая нам польза с этого?

    — Мы сейчас живем в таком открытом информационном мире, что вынуждены сравнивать — что лучше, что хуже. В какую школу пойти, в какой вуз? И одно дело — слушать мнение знакомых или соседей. И совсем другое, когда кто-то учебные заведения уже сравнил, ранжировал по внешним критериям. А будучи в рейтингах, вуз привлекает больше хороших студентов, а значит и финансов.

    Сейчас в мире 23 тыс. вузов. А в рейтинги входит только 600, то есть менее 4%. И конечно, недовольство в мире такими рейтингами растет. Каждый предлагает создать свои. Это как в футболе. Не умеем играть, ну так что, нам свои правила придумать? Давайте клюшки дадим футболистам, тогда они, может, начнут выигрывать что-то. Почему наши вузы сейчас проигрывают в мировых рейтингах? Один из главных критериев оценки — уровень научных исследований. В Англии, США все ведущие научные лаборатории (даже сверхсекретная Лос-Аламос, где ведутся ядерные разработки!) числятся в структуре университетов. И все научные открытия, публикации идут в копилку этим вузам. Более того, на Западе крупные университеты имеют по 50-100 тыс. студентов. А у нас в самом крупном МГУ — всего 45 тыс. В России же от вузов отделены всевозможные отраслевые НИИ, которые всегда традиционно занимались наукой, — медицинские, пищевые, транспортные и т.д. Эту систему надо менять.

    К 2020 году не меньше 5 российских вузов должны оказаться в топ-100 мирового рейтинга (пока там только МГУ — Ред.). Сейчас в проекте участвует и получают господдержку 21 университет. Предлагается расширить программу за счёт включения лучших отраслевых институтов и отобрать те вузы, в которых действительно есть наука.

    Охота за мозгами

    — Профессор одного из ведущих вузов говорил мне, что наши студенты после 2-3 курса начинают сильно проигрывать западным. Почему так?

    — Ситуация неоднозначна. Сейчас все развитые страны стремятся развивать STEM-образование. Это начальные буквы английских слов «наука — технологии — инженерия — математика» (science — technology — engineering — mathematics). Предметы в школе, программы вузов подбираются исходя из этого подхода. Американцы, французы, немцы, все хотят быть прогрессивными в STEM. Они понимают, что без этого можно отстать в экономике, вооружениях и т.д. Россия пока удерживает здесь неплохие позиции в математике, а вот в инженерии существенно отстаёт. Потому что отстали еще и технологии, которые остались со времён Советского Союза. Помню, когда к бывшему министру образованию Андрею Александровичу Фурсенко (сейчас помощник президент РФ — Ред.) пристали с вопросом, почему у нас плохие инженеры выпускаются, он ответил: «Наши выпускники-инженеры не хуже, чем наши автомобили».

    Почему мы теряем в качестве образования на старших курсах и в магистратуре? Мы меньше требуем от студентов самостоятельности и креативности. У нас ведь как: если студент 17 лекций за семестр послушал, выучил, пришел на экзамен и по этим лекциям сдал, то получает «пятёрки». Такого в принципе не может быть в западных университетах. Лекции — это десятая часть того, что ты должен был сам освоить. И даже на «тройку» надо пахать, много заниматься самостоятельно. У нас же все студенты знают, что если лекции посещал, то уж «тройки»-то им точно поставят и диплом дадут. Ну и плюс к тому — практика слабовата. Раньше государственные предприятия обязаны были принимать студентов на практику. Теперь частный бизнес не хочет этим заниматься и тратить время на их обучение.

    — Сейчас стипендии таковы, что прожить на них нельзя. Молодые люди из небогатых семей из регионов лишаются возможности получить качественное высшее образование в столичных городах.

    — Когда мы вводили ЕГЭ, то рассуждали с точки зрения министерства образования: задать механизм, чтобы дети из отдалённых регионов могли поступать в лучшие столичные вузы, не выезжая из своих регионов, причём могли подавать документы сразу в несколько университетов. Эту задачу решили. Встала следующая проблема — материальное обеспечение этих студентов, чтобы они могли жить в больших городах. В западных университетах 90% студентов живут вне общежития. Они арендуют жилье. У нас пока рынка свободного жилья нет или оно дорогое. Поэтому проблема строительства общежитий стоит остро.

    Как решается проблема во многих странах мира? Строительством больших студгородков, где расположены различные вузы и общежития. Например, в каждом областном городе можно объединить все «местные» вузы (везде есть педагогический институт, медицинский, технический и т.д., и в каждом своя кафедра философии, химии и пр.) в один большой университет, построить за городом огромный кампус для них. Причем это может быть бизнес-проект, потому что здания, как правило — хорошие, которые они занимают сейчас в центре города, можно отдать инвестору. Но, к сожалению, не решен вопрос межведомственного взаимодействия. Ведомства не хотят отдавать свои вузы. Вот эта местечковость очень мешает нам в продвижении в рейтингах и решении проблемы жилья.

    Но, кстати, сейчас многие ведущие вузы, чтобы привлечь лучших студентов, вводят дополнительные стипендии за счёт собственных средств. Например, у нас в РУДН это 15 тыс. рублей.

    — В новом нацпроекте «Образование» есть цель увеличить в 2-3 раза число иностранных студентов в российских вузах в ближайшие 6-7 лет. А 5% из них трудоустроить в российских компаниях. Разве у нас лишние рабочие места есть, которые мы своим предложить не можем?

    — Начну издалека. Мы критикуем марксизм-ленинизм. Но надо помнить, что Маркс и Ленин были экономистами. И Ленин предсказал две вещи, которые уже сбылись. Первое — что в Европе неминуем процесс стирания границ, создания единой валюты и образование новой структуры Соединённые Штаты Европы (по сути нынешнее ЕС). Второе — в борьбе между капитализмом и социализмом победит тот, у кого выше производительность труда. А она связана с конкуренцией. Плохо работаешь — тебя заменят другим. А у нас при социализме был принцип: все должны иметь рабочее место, числиться где-то. Безработицы не должно быть в Советском Союзе. А ведь определённый процент безработицы необходим, это стимулирует людей к самообразованию, развитию. Кто победил? Капитализм. В основе развала лежал прежде всего кризис экономики. Советский Союз проиграл в экономическом соревновании.

    Конечно, государство не должно бросать людей, которые проиграли в конкуренции за рабочие места в столице. Создавать другие возможности. Скажем, не хочешь быть безработным бомжом — вот тебе гектар на Дальнем Востоке, поезжай и работай.

    Среди наших выпускников — больше ста тысяч иностранцев. И среди них наверняка были талантливые физики, химики, математики. И где они сейчас? Во Франции и Германии, Италии — сейчас там созданы целые ассоциации выпускников РУДН, при том что студентов из этих стран у нас никогда не было. Они не вернулись к себе в Африку! И мы в итоге за российские деньги кормили Запад, потому что Россия, Советский Союз не создали им условия работать здесь и применять свои таланты на благо нашей страны. Надо сделать очень многое в этом направлении, начиная с восприятия общества, что с тобой рядом может работать, скажем, африканский врач или преподаватель.

    — Какие профессии будут востребованы в будущем больше всего? Программисты?

    — Не думаю, что будут сильнее других востребованы «чистые» программисты. В большей степени будут нужны профессионалы, владеющие информационными технологиями каждый в своей профессии. Например, медик, учитель, химик, инженер, разбирающийся в информационных технологиях и умеющий их применить.

    Для иностранных студентов в этом году выделено 15 тысяч бюджетных мест. Плюс платные места, в которых очень заинтересованы все вузы. Сколько иностранцев приедет к нам учиться? Какие специальности они выбирают? Как вузы будут отсекать абитуриентов-троечников? Об этом "РГ" рассказывает ректор РУДН Владимир Филиппов.

    Владимир Михайлович, все ректоры говорят, что наше образование из-за курса валюты стало привлекательнее для иностранцев. Сколько студентов приедут учиться в российские вузы?

    Владимир Филиппов: Государство выделило 15 тысяч бесплатных мест в 106 вузах. Думаю, добавится еще примерно 30 тысяч студентов на платной основе. В итоге на разные уровни образования смогут приехать более 45 тысяч человек. Растет спрос на магистратуру и аспирантуру. Во многих странах мира - в Африке, Латинской Америке, Индии уже созданы свои системы высшего образования, там неплохо готовят бакалавров, но есть пока сложности с подготовкой на уровне магистратуры и PhD. РУДН примет около 2,5 тысяч иностранных студентов. По бюджету - менее 30 процентов, остальные - на контрактной основе.

    Инфографика "РГ" / Мария Савельева / Ирина Ивойлова

    Российские абитуриенты могут поступить только по конкурсу. Среди иностранцев отбор есть?

    Владимир Филиппов: Раньше мы принимали студентов по идеологическим принципам. Бывало, что люди сразу после революций поступали к нам учиться. Вузам даже разрешалось обучать их на подготовительных факультетах не один год, а три. И это были очень мотивированные студенты. Время изменилось, но, в вузах укрепилась традиция принимать, а не отбирать студентов. В то время как американские, французские, английские университеты проводят очень сильный отбор иностранных студентов. РУДН будет набирать тех иностранцев, которые получили не менее 70 процентов от максимальных оценок в своих странах, и тех, кто показал хорошие результаты в олимпиадах, которые проводит Россотрудничество. Мы участвовали в организации олимпиады в Африке и заключили соглашение о проведении олимпиад в четырех странах Латинской Америки. С 2017 года планируем провести десять региональных олимпиад.

    Эксперты говорят и о других проблемах. Иностранные студенты у нас находятся на таких же правах, как и обычные мигранты. Уехал на каникулы - получай снова визу. Не успел вовремя - штраф, полиция… Эти правила будут меняться?

    Владимир Филиппов: Обо всем этом президенты землячеств разных стран РУДН рассказали председателю наблюдательного совета университета Валентине Ивановне Матвиенко. Она дала целый ряд поручений, в том числе Федеральной миграционной службе (на тот момент). Необходимые документы, которые выделяют образовательных мигрантов из всех остальных, подготовлены. Надеюсь, Федеральное Собрание их примет и студентам, которые поступят в наши вузы в 2017 году, будет гораздо комфортнее учиться в России. Что еще можно сделать для привлечения иностранных студентов в наши вузы? Система зачисления должна быть более гибкой. Во многих странах выдача аттестата затягивается почти на полгода, и мы должны это учитывать. Надо разрешить студентам учиться на подготовительном отделении без оригинала аттестата и предоставлять его перед зачислением на 1-й курс. Время для выбора специальности и вуза надо увеличить. Сейчас многим из тех, кто поступает в наши вузы, остается 2-3 недели на то, чтобы определиться и подать дакументы. Этого времени мало. Во Франции, Германии государство не вмешивается в прием иностранных студентов, хотя обучение для них бесплатно. У нас все расписано "сверху" до мелочей. В итоге человек получает бумагу: такого-то числа тебе надо явиться в такой-то университет. А ему, может, в другой вуз хочется…

    В этом году почти 500 тысяч выпускников сдают обществознание - экономика по-прежнему в числе самых популярных у наших абитуриентов. Какие специальности больше всего востребованы у иностранцев?

    Владимир Филиппов: Все медицинские профессии. На втором месте - группа инженерных специальностей, на третьем - гуманитарные. Иностранцы в отличие от россиян с удовольствием идут в аграрно-технологический институт. К сожалению, упускается очень важная для их стран и России группа, связанная с физикой, математикой, естественными науками. Во всем мире выпускники с такими российскими дипломами имеют преимущество, но во многих странах слабая школьная подготовка по этим предметам, а учиться в наших вузах на математических, физических факультетах сложно. Всегда большой конкурс на творческие специальности, но тут дело в том, что и мест на них выделяется очень мало.

    Какие специальности приносят вузам от иностранных студентов самый высокий доход?

    Владимир Филиппов: Медицина. Эта специальность стоит 7800 долларов (на русском языке - 7000 долларов) в год для иностранцев и 300 000 рублей для россиянВ. Заработать вуз может не только на платных студентах, но и на продвижении программ повышения квалификации.

    Еще одна серьезная задача: продумать, как оставлять лучших выпускников-иностранцев в России. Пока что ситуация такая: мы готовим кадры в России, а самые талантливые африканцы, индусы нередко уезжают потом в США и Западную Европу.

    Что для этого надо сделать? Давать выпускнику вид на жительство, квартиру, место в университете? Не будет ли это в ущерб российским выпускникам?

    Владимир Филиппов: Речь идет о том, чтобы оставлять максимум 3-4 процента иностранных выпускников в год. Чтобы заинтересовать их, надо дать то же самое, что предлагают им западные вузы, - примерно такую же среднюю зарплату, возможность снять жилье или жить в служебной квартире, полис обязательного медицинского страхования, уменьшить размер налогов. Должна быть разработана система льгот для вузов, которые оставляют таких выпускников. Уже есть понимание, что для иностранцев, которые окончили российские вузы, нужно создать систему повышения квалификации. Иначе получается, что человек, который проучился у нас 7 лет, через какое-то время уезжает на повышение квалификации в западные страны и переучивается на других технологиях. А это уже вопрос геоэкономический. Там фирмы и компании могут себе позволить оплачивать повышение квалификации сотрудника, у нас - пока нет. Значит, государство должно подключиться к решению этого вопроса.

    Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова

    Самая дорогая специальность для иностранцев - медицина: 7800 долларов в год

    То есть предложить повышать квалификацию за счет бюджета?

    Владимир Филиппов: На этом этапе - да. В первую очередь - по приоритетным для России технологиям.Либо на паритетных основах с фирмами и предприятиями.

    Если мы так заинтересованы в талантливых иностранных выпускниках, почему нельзя разрешить им защищать диссертации на английском, что для многих проще, чем на русском?

    Владимир Филиппов: Диссертацию на английском языке человек представить может, но мы должны обеспечить ее письменный перевод и синхронный перевод защиты, потому что не все члены совета знают английский язык. Более того, законодательство разрешает защищать диссертацию на любом иностранном языке, но одновременно ее надо представить и на русском. Так что защита на родном или английском языке - всегда дополнительные расходы. Более 95 процентов аспирантов пишут диссертации на русском.

    В этом году в РУДН придут более 2 тысяч российских студентов. Меняется ли что-то в предпочтениях выпускников школ? У вас, к примеру, есть аграрный факультет. Ожидается ли туда высокий конкурс?

    Владимир Филиппов: Иностранные абитуриенты охотно идут на аграрный факультет, а российские - нет. Поэтому мы на этом факультете, где есть классические специальности - агрономия, ветеринария, были вынуждены открыть ландшафтную архитектуру, санитарно-ветеринарную экспертизу, кадастровый учет. Вот туда наши выпускники поступают охотно. Мы вынуждены были закрыть программу "Зоотехния" в пользу программы "Ветеринария". В этом году в несколько раз уменьшен план бюджетного приема на экономические специальности. А вот на инженерных специальностях, на физмате и в бакалавриате, и в магистратуре прием уменьшаться не будет.

    Какие специальности выбрать, чтобы через 10 лет иметь хорошую работу?

    Владимир Филиппов: Для начала надо выбрать хороший сильный вуз, а в нем - сильную специальность. Думаю, в ближайшие годы будут востребованы информационные технологии и все, что с этим связано. Всегда нужны будут те, кто умеет лечить и учить. Преимущество на рынке труда будет у выпускников, которые кроме диплома могут предъявить документы о дополнительных квалификациях и умениях. Например, диплом переводчика, сертификат о владении IT-технологиями, удостоверение о том, что вы прослушали курс компьютерной графики в среде AutoCAD или контрактной системы и управления закупками. В РУДН около 1500 программ дополнительного образования.

    Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Ирина Ивойлова

    Сейчас идет объединение вузов. С кем мог бы объединиться РУДН?

    Владимир Филиппов: Мы открыты, готовы к объединению и только что приняли к себе на учебу несколько сотен медиков из Академии Маймонида, в которой эта специальность сейчас закрыта. РУДН - многопрофильный вуз. По этому образцу и надо объединять ученые заведения. Но мало соединить вместе 5-6 разных вузов, нужен общий кампус. Как будет жить вуз, который разбросан по 30 адресам в Москве? Это тяжело и студентам, и преподавателям. Есть еще одна важная вещь: элитная подготовка не может быть массовой, и гнаться только за количеством при объединении нет смысла.

    Есть вопрос

    Владимир Филиппов: Система зачисления в вуз должна быть более гибкой. Фото: РИА Новости

    О чем просят ректора иностранные студенты

    Одна из особенностей РУДН - возможность получения второго диплома. Как правило - переводчика или преподавателя русского языка. Может ли этот диплом быть бесплатным?

    Многие выпускники хотели бы пригласить родителей на вручение диплома. Однако визу родителям оформляют только на 7 дней. Нельзя ли увеличить срок хотя бы до 15?

    Можно ли перевести учебные планы на медицинском факультете на иностранные языки?

    Почему иностранные студенты не могут записаться на прием к врачу через терминал, как российские, а стоят в "живой очереди"?

    Почему перевод тем курсовых и выпускных работ на английский язык в дипломе возлагается на студента? Ведь при переводе самим студентом могут допускаться ошибки?

    Похожие статьи

    © 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.