Как эйнштейн выучил физику. Альберт эйнштейн не был двоечником в школе Был ли эйнштейн двоечником

Немецкая Википедия утверждает, что этот миф связан с ошибкой первого биографа Эйнштейна . И в Германии и в Швейцарии принята шестибальная шкала оценок. Но в Германии лучшая оценка - это 1, худшая - 6. А в Швейцарии - наоборот: лучшая - 6, худшая - 1. И вот, мол, биограф перепутал оценки в швейцарском аттестате с немецкими .

Правда, эта теория не объясняет, как Эйнштейн - по мнению биографа - смог поступить в политехнический институт, имея "6" по всем математическим дисциплинам и физике, а также - "5" по химии и ряду других предметов.

Вот гипотеза о происхождении мифа:

Das Gerücht, dass Einstein allgemein ein schlechter Schüler war, ist falsch: Es geht auf Einsteins ersten Biografen zurück, der das Benotungssystem der Schweiz mit dem deutschen verwechselte.

Объективно Эйнштейн не был плохим учеником (по русски - "двоечником" или "троечником"), как не был и "круглым отличником" или даже "хорошистом". Он еще в детстве был весьма своеволен, не особо хотел учить не интересующие его предметы (а интересующие, наоборот, изучал сверх программы; заодно утратил религиозность в 12 лет) - отметки получал соответствующие (но, как минимум, удовлетворительные), не боялся высказывать свое мнение и спорить с авторитетами (учителями, директором гимназии или собственным отцом: как минимум, в вопросе о высшем образовании он пошел в политехнический, куда сам хотел, а не туда, куда хотел направить отец).

Немецкую гимназию Эйнштейн не закончил не из-за неуспеваемости (неудовлетворительных оценок у него не было) , а из-за конфликта с директором и учителями. Те считали, что Эйнштейн слишком плохо себя ведет и, к тому же, негативно влияет на других. Словом, не почитает авторитеты и не вписывается в систему. Тем не менее, Эйнштейн не был исключен, а просто ушел сам. В 15 лет, между прочим. Тем более, что родители жили уже в другой стране (в Италии), а через пару-тройку лет грозил призыв на службу в кайзеровской армии (достаточно было дожить до 17 лет в Германии, чтобы превратиться в военнообязанного), куда Эйнштейн совершенно не хотел. От немецкого подданства он, кстати, вскоре тоже отказался и ряд лет не имел вообще никакого гражданства.

В 16 лет - в Италии - он написал первую научную статью ("Об изучении состояния эфира в магнитном поле"), которую послал своему дяде в Бельгию для ознакомления. (А какую научную статью написали вы в ваши 16 лет? Я, например, никакую.) В научные журналы работа не посылалась и не публиковалась.

Потом семья переехала в Швейцарию и Эйнштейн попытался поступить в политехнический . Поскольку не имел образования, дающего право на поступление в ВУЗ (в Германии это называется Abitur, в Швейцарии - Matura), пришлось сдавать вступительные экзамены (кстати, оставшись в гимназии он все еще продолжал бы учиться и ни в какой ВУЗ в 16 лет не поступал бы). Провалил то ли экзамен по французскому (как утверждает немецкая Википедия), то ли еще и ботанику (как утверждает русская), то ли - до кучи - еще и зоологию (как утверждается в предыдущем ответе). В любом случае, все остальное он сдал, хотя в гимназии не доучился, а частных уроков, вроде, не брал (кроме обучения игре на скрипке).

По рекомендации одного из профессоров политехнического, Эйнштейна приняли доучиваться в швейцарскую школу , где он и получил свой аттестат насчет сдачи экзаменов на эту самую Matura (французский - на 3, то есть - в пятибальной системе - на тройку с минусом). После чего поступил в политехнический , где продолжил в своем прежнем духе: прогуливал лекции по не интересовавшим его предметам (готовился к экзаменам по конспектам сокурсников). На сей раз в "опалу" попала уже математика, как слишком затеоретизированная и далекая от проблем физики. Впоследствии, работая над ОТО, Эйнштейн, якобы, изменил свое мнение на сей счет и высказывал сожаление по поводу прогулов математических лекций в период обучения в политехническом.

Немецкий физик-теоретик Альберт Эйнштейн часто попадает в списки гениальных ученых, которые в школе были двоечниками. В отличие от проблем Томаса Эдисона, неуспеваемость будущего лауреата Нобелевской премии по физике - миф, который продолжают тиражировать, несмотря на то что в середине 1980-х годов ему нашлось документальное опровержение, передает Day.Az со ссылкой на Mel.fm . Ольга Кузьменко рассказывает, как в действительности учился великий ученый.

Детство Альберта Эйнштейна прошло в Мюнхене, куда его небогатая семья переехала через год после рождения сына. Несмотря на то, что родители Эйнштейна были евреями, в пять лет его отправили в католическую начальную школу, поскольку она находилась рядом с домом. Классическую модель образования Альберт возненавидел с детства: школьники должны были ходить по струнке, а за каждый неправильный ответ их били линейкой по рукам. Кроме того, в Германии начинали усиливаться антисемитские настроения, и сверстники часто задирали мальчика за его происхождение.

В 1888 году 9-летний Альберт поступил в Луитпольдовскую гимназию, которая славилась уровнем преподавания математики, естественных наук и древних языков, а также имела современную лабораторию.

Перемена места учебы не изменила чувств Эйнштейна к организации самого процесса: он ненавидел зубрежку и вдалбливание в головы школьников бесполезных фактов, ненавидел уходящих от вопросов учителей и казарменную дисциплину, которую те пытались привить своим ученикам. Юный Альберт никогда не гонял мяч и не лазил по деревьям со сверстниками, зато мог с удовольствием объяснить непонятные им вещи, например, как работает телефон. За это ровесники ласково называли Эйнштейна зубрилой и большой занудой.

Несмотря на полное неприятие школы как института, Альберт всегда получал высокие оценки и находился среди лучших учеников.

Академические записи, поднятые из архивов в 1984 году, свидетельствуют о том, что Эйнштейн был вундеркиндом, который к 11 годам освоил физику на уровне колледжа, был прекрасным скрипачом и имел высокие оценки по всем школьным предметам, кроме французского языка.

В свободное от занятий время Альберт занимался наукой самостоятельно. Родители заранее покупали ему учебники, и за время летних каникул мальчик мог уйти намного вперед по математике. Дядя Альберта Якоб Эйнштейн, который вместе с его отцом Германом руководил фирмой по торговле электрическим оборудованием, придумывал для племянника сложные задачи по алгебре. Альберт часами над ними сидел и не выходил из дома, пока не находил решение.

Помимо дяди, у будущего физика был еще один наставник, студент медицинского вуза Макс Талмуд, которого Эйнштейны принимали у себя дома по четвергам. Талмуд приносил Альберту книги, среди которых была серия научно-популярных очерков Аарона Бернштейна "Народные книги по естествознанию". Бернштейн часто писал о скорости света, погружая читателей в различные захватывающие ситуации: например, вы находитесь в скоростном поезде, в окно которого попадает пуля, или перемещаетесь по телеграфной линии вместе с электрическим сигналом.

Под влиянием этих очерков Эйнштейн задался вопросом, который завладел его мыслями на ближайшее десятилетие: а как, действительно, выглядел бы луч света, если бы можно было прокатиться с ним рука об руку? Еще в детстве ему казалось, что луч света не может быть волной, потому что тогда он был бы неподвижным, но никто никогда не видел неподвижные световые лучи.

Когда Альберту было 12 лет, Талмуд дал ему учебник геометрии, который мальчик прочитал залпом и называл своей священной маленькой книгой по геометрии. От математики наставник-студент перешел к философии и познакомил Эйнштейна с Иммануилом Кантом, который стал любимым философом будущего нобелевского лауреата.

Эйнштейн терпеть не мог глупых людей, вне зависимости от их возраста и положения в социальной иерархии, а скрывать своих чувств не умел, поэтому у него часто возникали конфликты с учителями. Мальчика могли выгнать с урока за то, что он сидел на последнем ряду и ухмылялся.

Один из преподавателей как-то в сердцах сказал, что Эйнштейн никогда ничего не достигнет

Несмотря на это, школьник продолжал делать успехи, чего нельзя сказать об его отце: в 1894 году его компания разорилась, и Эйнштейны переехали в Милан. Альберта же ожидало несколько лет в мюнхенском общежитии, поскольку ему нужно было окончить школу. Подросток не смог вынести свалившихся на него грусти и одиночества и уже через полгода постучался в дверь родительского дома.

Так, Эйнштейн оказался в положении бросившего школу подростка, который скрывается от армии в чужой стране (Альберту скоро исполнялось 17, в Германии с этого возраста молодые люди должны были нести воинскую службу). При этом у него не было навыков, которые позволили бы устроиться на работу.

Чтобы выйти из ситуации, Эйнштейн подал документы в Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха, поскольку к вступительным экзаменам там допускали без эквивалента диплома о среднем образовании.

Во время учёбы в школе многим из нас рассказывали об одном замечательном факте из биографии Эйнштейна. А точнее о том, что будущий Нобелевский лауреат был двоечником и даже по физике, в которой он в дальнейшем и прославился, у него стояла лишь тройка. Двоечников такая информация должна была подстёгивать, показывая, что и из них могут получиться успешные люди. Ну а остальным ученикам эти сведения доставляли немало радости - ещё бы, уже на том этапе они были круче самого Эйнштейна!

Лишь став взрослым я узнал, что та радость была преждевременной. И даже не потому, что так и не достиг высот Эйнштейна, а потому, что и в школе учился ничуть не лучше его. История о том, что Эйнштейн - двоечник оказалась неправдой.

А правда была такова. Таланты Эйнштейна, особенно в математике и латыни, стали проявляться уже в средней школе. Но с учителями он не ладил и часто спорил с ними. Как позже говорил сам Эйнштейн, укоренившаяся система механического заучивания материала учащимися наносила вред самому духу учёбы и творческому мышлению, а авторитарное отношение учителей к ученикам вызывало неприятие. Слухи же о его плохой успеваемости поползли по двум причинам. Во-первых, из-за его его провала при вступлении в политехническую гимназию в Цюрихе. Правда, при этом он был на 2 года моложе остальных конкурсантов, получил необычайно высокие оценки по физике и математике, но оказался слаб во французском языке и ботанике. А второй, основной, причиной стал его аттестат, в котором стояли следующие отметки:

1. Немецкий язык и литература …………………...5
2. Французский язык и литература………………..3
3. Английский язык и литература…………………..-
4. Итальянский язык и литература………………..5
5. История……………………………………………...6
6. География……………………………………..…….4
7. Алгебра……………………………………………….6
8. Геометрия (планиметрия, тригонометрия,
стереометрия и аналитическая геометрия)….....6
9. Описательная геометрия.…………………….…6
10. Физика…….. …………..…………………………..6
11. Химия …………………..…………………….….....5
12. Естественная история ……………………….…5
13. Художественный рисунок ……………………....4
14. Технический рисунок……………………...……..4

Молодой Эйнштейн обучался сначала в Германии, а потом - в Швейцарии. Именно здесь, в Арау, он и получил свой аттестат.
Но первые биографы Эйнштейна приняли швейцарскую систему оценок в школе за немецкую.
В Швейцарии система оценок была шестибалльной. И шестёрка здесь была высшей оценкой. А в Германии система была десятибалльной, и в пересчёте на советскую пятибалльную шестёрка Эйнштейна по физике или математике действительно превращалась в тройку, а четверка по географии - в двойку.

Вот из-за этой-то этой ошибки возник и до сих пор продолжает распространяться миф о плохой школьной успеваемости великого физика.

Многие нерадивые ученики в оправдание своих оценок приводят такой аргумент: некоторые гении, например , учились в школе из рук вон плохо.
Это не соответствует действительности: да, маленький Альберт не был в числе первых учеников, но и двоечником он точно не был. Всё дело в том, что Эйнштейн большую часть времени учился в Германии, но получал школьный аттестат в Швейцарии, где система оценок была противоположна немецкой: в Германии высшим баллом была единица, чуть ниже двойка и так далее, а швейцарские учителя использовали прямую шестибалльную систему.

В школе Эйнштейн особенно преуспел в математике и естественных науках, уделяя меньше времени французскому языку, географии и рисованию - эти предметы его не слишком интересовали, но его средний балл составлял около пяти баллов из шести (по швейцарской системе).

Кстати, Нобелевскую премию физик получил отнюдь не за теорию относительности, как многие полагают, а за разработку квантовой теории фотоэффекта.

7 полезных уроков, которые мы получили от компании Apple

10 самых смертоносных событий в истории

Советская «Сетунь» - единственная в мире ЭВМ на основе троичного кода

12 ранее не издававшихся снимков лучших фотографов мира

10 величайших перемен последнего тысячелетия

Человек-крот: мужчина провёл 32 года, копая пустыню

10 попыток объяснить существование жизни без дарвиновской Теории эволюции

Непривлекательный Тутанхамон

Пеле был так хорош в футболе, что своей игрой «поставил на паузу» войну в Нигерии

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Биография Альберта Эйнштейна, написанная Уолтером Айзексеном, охватывает не только интеллектуальные достижения великого физика, но и то, что имеет к этому косвенное отношение: славу, его антивоенную деятельность, трудности в браке. Но самая любопытная информация касается той части, которая рассказывает о том, как Эйнштейн.

Насколько умен был Эйнштейн?

Одна из самых распространенных историй об Эйнштейне гласит, что он «на тройку» знал математику/физику и не окончил математическую школу. Это одна из тех историй, которые становятся легендами, вне зависимости от того, правдива она или нет.

Но она неправдива. Эйнштейн отлично знал математику с раннего возраста. Он сам это признает: «Я никогда не проваливал математику. До пятнадцати лет я освоил дифференциальное и интегральное исчисление». Но гением он тогда не считался. Кстати, вы можете без труда найти фотографию его диплома, воспользовавшись поисковиком и набрав «Albert Einstein’s matriculation certificate 1896».

Как Эйнштейн учил математику и физику?

Учитывая вклад Эйнштейна в физику, это весьма стоящий вопрос. Вот некоторые из его методов, о которых говорит Айзексен в книге.

Обучение происходит от решения трудных проблем, а не от посещения школы

Знаменитый ученый питал отвращение к зубрежке и посещению уроков. Как он сам утверждал: «Я много играл и изучал мастеров теоретической физики дома».

Когда ему было 12 лет, у Эйнштейна уже была «склонность к решению сложных проблем в арифметике» и его родители купили ему передовой математический учебник, который он мог изучать летом.

Он изучал физику, а не послушно посещал занятия, как делало большинство. Он играл с идеями и уравнениями самостоятельно. Главным его принципом уже в то время было «делай, а не слушай».

Когда вы можете что-то доказать, то действительно знаете это

Откуда вы знаете, что действительно что-то понимаете? Метод Эйнштейна состоял в том, чтобы самому попытаться доказать любое утверждение. Все началось с раннего возраста, когда дядя Якоб бросил ему вызов доказать теорему Пифагора.

Эйнштейн вспоминал: «После больших усилий мне удалось «доказать» эту теорему на основе подобия треугольников».

Айзексен объясняет, что Эйнштейн занялся новыми теориями, пытаясь доказать их самостоятельно. Этот подход к изучению физики, который естественным образом пришел к Эйнштейну, был вызван сильным любопытством к тому, как все работает и его убеждением, что «природу можно понимать через относительно простую математическую структуру».

Уже здесь становится заметно, что знаменитый ученый обладал невероятным любопытством и интуицией. Возможно, даже в большей мере, чем интеллектом.

Интуиция имеет большее значение, чем уравнения

Да, его можно назвать скорее интуитивным физиком. На него повлияли книги Аарона Берштейна, который поощрял именно интуитивный подход к физике. Они изобиловали выдуманными картинками, такими как «воображаемое путешествие сквозь космос» или «скорость света».

Как Эйнштейн развивал интуицию? Его собственные мысли по этому поводу сводились к тому, что интуиция - не что иное, как результат раннего интеллектуального опыта. Его ранняя привычка доказывать теоремы и решать сложные проблемы поддерживала его способность создавать абстрактно-визуальные картины в воображении.

Мышление требует спокойного пространства и глубокой концентрации

У Эйнштейна была невероятная способность. Его сын пишет: «Даже самый громкий плач младенца не беспокоил отца. Он мог продолжать работу, несмотря на уровень шума вокруг».

Вот что говорит сам физик о его работе в патентном бюро Берна: «Я мог выполнить всю работу за 2-3 часа. В оставшееся время я разрабатывал свои идеи». Невероятная концентрация, которую он все это время развивал, помогла справиться с общей теорией относительности, кульминацией которой стало «изнурительное четырехнедельное безумие». Впрочем, это плохо повлияло на его здоровье.

И все же способность фокусироваться и любовь к одиночеству позволила ему добиться высот.

Понимание идей возникает при помощи мысленных экспериментов

Эйнштейн был фанатом мысленных экспериментов. Они не требовали расходов и выполнялись очень быстро. Самыми знаменитыми его экспериментами были парадокс Эйнштейна и парадокс близнецов.

Все мысленные эксперименты были построены на интуитивном понимании физики, которое, в свою очередь, основывалось на его опыте работы с теориями и проблемами.

Озарения приходят во время дружеских прогулок

Хотя уединение и сосредоточенность были важными компонентами того, как Эйнштейн учился и занимался физикой, очень часто именно беседы и прогулки с людьми приводили его к озарениям.

Самым известным примером была его прогулка с давним другом Микеле Бессо. Во время своей работы над специальной теорией относительности он прогуливался с другом, пытаясь объяснить ему теорию. Разочарованный, он заявил, что сдается. Но внезапно его осенило - на следующий день он сказал Бессо, что полностью решил проблему.

Обсуждая идеи вслух, делясь ими с другими, часто можно получить новые идеи.

Будьте бунтарем

Эйнштейн никогда не был конформистом. Его бунтарский дух повредил ранней академической карьере, но также поспособствовал его величайшим открытиям.

Он поддавал сомнению все правила и традиции, принятые в физике. Он не любил немецкую систему образования, которая, по его словам, нетерпима к иному мнению. Когда вы начнете изучать биографию Эйнштейна, то, вероятно, придете к одной важной мысли: быть может вы не сможете сравниться с ним интеллектом, однако развить в себе эйнштейновское упорство и любопытство может каждый.

Желаем вам удачи!

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.