Генетика высшее образование. Профессия генетик

Наука и технологии не стоят на месте, и с каждым годом генетикам удается достичь все больших результатов. Хотя им еще многое предстоит постичь, уже сегодня люди могут ощутить преимущества их работы на себе. Чем именно занимаются генетики и почему их труды так важны для общества? Ответ на этот вопрос знают немногие, именно поэтому эта столь значимая профессия достойна более широкого освещения.

Человечество всегда интересовалось вопросами изменчивости организмов, наследственности и процессов, приводящих к возникновению новой жизни. Среди различных научных отраслей , которые, несомненно, имеют большое значение для общества, особое место занимает генетика, призванная приоткрыть занавес тайн и загадок природы.

Наука и технологии не стоят на месте, и с каждым годом генетикам удается достичь все больших результатов. Хотя им еще многое предстоит постичь, уже сегодня люди могут ощутить преимущества их работы на себе. Чем именно занимаются генетики и почему их труды так важны для общества? Ответ на этот вопрос знают немногие, именно поэтому эта столь значимая профессия достойна более широкого освещения.


Кто такой генетик?

Специалист, ученый, занимающийся исследованием механизмов наследственности и преобразования живых организмов. Основной задачей выступает поиск и попытки решения генетической природы патологий, выявление наследственной предрасположенности к наркотической и алкогольной зависимости, умственной неполноценности, которые можно обнаружить еще на первых стадиях беременности.

Название профессии произошло от древнегреческого γένεσις, что означает первоисточник, возникновение, зарождение. То есть, уже в самом названии заложена основная задача генетика - открыть тайну возникновения тех или иных генов.

Профессия генетика была официально запатентована английским ученым Бэтсоном в начале прошлого столетия. С этим же периодом совпадает ряд открытий, которые подарили науке значимые результаты и дали толчок развитию этого направления.

Генетики могут развиваться не только в профессиональном направлении, но и в административном или научном. В отличие от генетика-практика, научный сотрудник занимается повышением научных званий, написанием соответствующей литературы и преподаванием в ВУЗах, а административный сотрудник руководит определенным исследовательским подразделением и занимается организационными вопросами.


Какими личностными качествами должен обладать генетик?

Для генетиков большое значение имеет высокий уровень ответственности и дисциплины. Они работают над важными научными открытиями , проводят множество исследований и ошибки в их заключениях недопустимы.

Ключевую роль в профессии играет:

  • склонность к естественным наукам,
  • умение анализировать,
  • внимательность.

Работа генетика очень сложная, а потому не подходит равнодушным к науке кандидатам. Ведь исследовательская и практическая деятельность подвластна только людям с высоким уровнем заинтересованности и развитым мышлением. Еще одним важным фактором здесь является способность к обработке большого количества информации и умение использовать современные технические ресурсы.

Чтобы преуспеть на профессиональном поприще генетику нужно:

  • быть целеустремленным,
  • правильно ставить задачи,
  • достигать целей.

Не малое значение в профессии имеет и настойчивость, уверенность в результате, которая должна сочетаться с рациональностью и умением прислушиваться к коллегам.

Кроме того, современному генетику приходится не только проводить исследования , но и излагать результаты в соответствующей форме. А это значит, что он должен владеть искусством слова и знать, как правильно преподнести информацию, чтобы она была понятной окружающим.

Преимущества профессии генетик

В России, как и в других странах мира, профессия генетик является очень востребованной. Наука сегодня стремительно набирает обороты, а поскольку генетика - перспективное направление и грани ее возможного развития еще не установлены, в государственных и частных учреждениях самых разных направлений деятельности ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов. Например, генетик может с легкостью найти себе работу в научно-исследовательских институтах, лабораториях, фармацевтических компаниях, перинатальных центрах и клиниках и т.д.

Накопленный опыт открывает перед ученым все больше возможностей для карьерного роста и, соответственно, увеличения оплаты труда. Если зарплату начинающего генетика сложно назвать высокой, то специалист, занимающий более высокую должность, может рассчитывать на оклад в пределах 50-70 тысяч рублей, а иногда и больше (хотя во многом доход зависит и от сферы деятельности учреждения).

Кроме того, для генетика немалое значение имеет признание его работы. Он получает большое моральное удовлетворение, если результат его усердной работы, его научные достижения оцениваются по достоинству.

Наиболее перспективные ученые, желающие начать собственное исследование и рассматривающие значимые для человечества вопросы, могут рассчитывать на государственные гранты и программы поддержки молодых генетиков.


Недостатки профессии генетик

Генетические исследования - это в первую очередь тяжелый труд. Большое напряжение, которое испытывают специалисты, и практически круглосуточная работа, изнуряет организм, вызывает переутомление и вследствие этого развитие различных заболеваний.

Немалое влияние на здоровье оказывает и взаимодействие с различными реактивами, которые используются в ходе проведения исследований, поэтому в работе очень важно соблюдать меры предосторожности. В противном случае исследования могут привести к необратимым последствиям.

Даже самая незначительная ошибка генетика может негативно отразиться не только на его жизни, но и на жизни окружающих. В связи с этим специалисты по генетике часто сталкиваются с недоверием общества и жестким контролем со стороны государства. А это оказывает серьезное эмоциональное давление на ученых.

Начинающим генетикам чаще всего приходится работать не ради материальных выгод, а ради реализации собственных амбиций и приобретения опыта. И это неудивительно, поскольку молодому специалисту невозможно устроиться на высокооплачиваемую работу.

Где можно получить профессию генетик?

Генетиком может стать только человек, окончивший ВУЗ по соответствующему направлению подготовки. Однако на этом его обучение не заканчивается. Так как наука непрерывно совершенствуется для развития в выбранной профессии, он должен постоянно посещать различные семинары и курсы, читать большое количество литературы, чтобы его знания не устарели.

Естественные науки, медицина

Вид деятельности

Исследовать, получать новые знания, экспериментировать

Анализировать и упорядочивать информацию, делать расчеты

Краткое описание

Генетика - молодая, но бурноразвивающаяся область, так как открытия в области генетики могут существенно продлить срок и качество жизни человека. Благодаря генетике можно будет без труда получать продукты с заданными свойствами, выявлять и лечить различные генетические заболевания, такие как синдром Дауна или синдром Патау, еще в утробе матери.

Генетик – ученый, который изучает закономерности наследственности и изменчивости в живых организмах, а также методы управления этими процессами. Исследования, проводимые генетиками, находят широкое применение в практике – в криминалистике, медицине, сельском хозяйстве, микробиологической промышленности, а также генной инженерии.
Например, благодаря работам генетиков можно предсказать и снизить возможные риски серьезных наследственных заболеваний , вывести устойчивые к морозу овощи и фрукты, повысить урожай и срок хранения сельскохозяйственной продукции, создать новые виды лекарств , найти преступника по оставленным им следам (например, пота, крови, слюны), а в будущем, возможно, выращивать органы для трансплантации.

Генетический консультант – это врач, который оценивает индивидуальный или семейный риск различных наследственных заболеваний. Информирует беременную женщину и других врачей, сопровождающих беременность, о возможности возникновения генетических патологий у плода. Консультирует женщин и дает советы, как снизить возможные риски при планировании беременности. Также проводит генетические экспертизы на установление отцовства.

Где учиться

Направления обучения:
Биологические науки (06.00.00)

Вузы:

06.03.01 – Биология

    • Московский государственный университет пищевых производств (МГУПП)
    • Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (МГУТУ)
    • Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
    • Российский государственный аграрный заочный университет (РГАЗУ)
    • Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева (РГАУ – МСХА)
06.05.01 –Биоинженерия и биоинформатика
    • Первый московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (МГМУ)
    • Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ)

Где работать

Компании мечты:*
      *Информация основана на рейтингах сайтов по поиску работы

Подробности Обновлено: 01.11.2019 16:47 Опубликовано: 08.05.2017 12:42

Профессия Генетик принадлежит ученым, которые исследуют механизмы и закономерности наследственности. Генетика подразделяется на ряд наук, направленных на исследование конкретных объектов – простейших организмов, растений, животных, людей.

Теории и методики дисциплины напрямую касаются таких областей как медицина, сельское хозяйство, промышленность, инженерия.

В процессе исследований генетики могут использовать несколько схожих между собой методик. В этом плане генетика подразделяется на экологическую, молекулярную и т.д. Наука «медицинская генетика » подразумевает под собой изучение наследственных заболеваний, а также зависимость состояния здоровья человека от условий среды проживания.

История развития профессии

Официальное название профессия Генетик получила лишь в начале 20-го столетия. Запатентовал его английский ученый Бэтсон. В это же время происходит перечень открытий, касающихся изучения человеческих и животных половых клеток.

Официальным же периодом становления генетики как науки и появления первых специалистов можно считать 1900 год. Именно тогда эта наука получила свое стремительное развитие. Первым был открыт гибридологический способ исследований, подаривший современной науке множество потрясающих результатов.

Особенности профессии

Генетик помогает человечеству победить генетические заболевания. Делает он это путем исследования физических данных индивида, которые достались ему от предыдущего поколения.

Если говорить о здоровье малыша в утробе, то в задачу генетиков входит определение рисков перенимания наследственных патологий.

К примеру, при помощи генетики можно выявить зарождение умственной неполноценности, склонность к алкогольной или наркотической зависимости.

Трудовые обязанности генетика:

  • Профессия Генетик подразумевает под собой выявление генетической природы той или иной болезни. Можно сказать, что в этом и состоит главная задача специалиста. Генетик занимается изучением всего организма, а не отдельных его частей.
  • Генетик это человек, оказывающий помощь в виде консультации пациента с медицинской и генетической сторон. Специалист анализирует родовое дерево человека, прогнозирует его состояние и дает письменный отчет о проделанной работе.
  • Наравне с другими врачами, генетик контролирует выполнение назначенных процедур, пользуется необходимыми химическими реактивами, медицинскими инструментами и лекарственными средствами. Специалист этой области составляет план деятельности младших сотрудников, занимается оформлением документации.

Важные качества генетика:

В первую очередь генетик это врач, который должен обладать чувством ответственности и честности. Именно этому специалисту доверено озвучивать вердикт о здоровье человека и его потомства. Для лучшей степени профессионализма, кандидат должен быть склонным к исследованиям и практической деятельности.

Для того, чтобы поставить верный диагноз, а также назначить адекватное лечение, в данной профессии необходимо обладать особым складом ума и аналитическим мышлением. Генетик внимательно относится к деталям, умеет работать с большим количеством информации, выстраивать оптимальный путь для достижения результата.

Навыки и знания специалиста

Согласно общепринятым стандартам, работать Генетиком может человек, который:

  • В достаточной степени обладает способностью собирать, обрабатывать и хранить необходимую информацию;
  • Способен к самообучению и обретению новых знаний;
  • Осознает значимость выбранной специальности для социума и будущего человечества;
  • Умеет формулировать задачи и ставить цели, профессионально реализовывать их.

Перспективы и карьерный рост

Работать Генетиком весьма востребовано как на территории отечественных стран, так и за границей. При помощи этой области познания, науке открылся контроль за болезнями, передающимися по наследству.

После получения высшего профильного образования и диплома, специалист зачастую устраивается на работу в государственное или частное учреждение. Среди них преобладают поликлиники, центры перинатальной медицины, репродуктивные клиники.

При достаточном опыте, имея такое желание, можно открыть собственную организацию, занимающуюся проведением экспертиз и лабораторных тестов. Также молодые сотрудники имеют возможность принимать участие в различных конкурсах, направленные на поддержание начинающих генетиков.

Где обучиться профессии генетика?

Подготовкой генетиков занимаются биологические кафедры училищ, высших учебных заведений, институтов ветеринарной и сельскохозяйственной направленности. Как правило, для успешного зачисления на биологический факультет придется сдать экзамен по биологии, химии или физике, математике, а также родному языку.

Какие специалисты будут востребованы через 15-20 лет? Бизнес-школа «Сколково» и Агентство стратегических инициатив выпустили «Атлас новых профессий». Из него следует, что в будущем люди будут ездить на электрокарах по «умным» дорогам, отдыхать в виртуальных мирах и жить в «умных» домах, на крышах которых будут расти овощи и фрукты. Медики смогут менять геном человека и подбирать молекулярную диету.

Подбирает композитные материалы для производства, в том числе с использованием 3D-печати, робототехнических устройств с заданными характеристиками.

Где учиться:

  • Национальный исследовательский

Программирует геном для лечения наследственных заболеваний и генетических проблем у детей.

Где учиться:

Проектирует новые экологически чистые города.

Где учиться:

Строитель «умных» дорог

Выбирает и устанавливает «умное» дорожное покрытие с датчиками контроля состояния дороги, а также «умные» знаки, разметку и системы видеонаблюдения.

Где учиться:

Определяет стоимость нематериальных активов: идеи, изобретения, бизнес-модели и т. п.

Где учиться:

Организует работу краудфандинговых платформ, предварительно оценивает проекты для краудфандингового финансирования, разбирает конфликты между вкладчиками и авторами проектов.

Где учиться:

Экономики, статистики и информатики

Будет разрабатывать туристические программы в околокосмическое пространство, а позднее — на лунные базы и другие космические сооружения.

Где учиться:

Диетолог, разрабатывающий индивидуальную схему питания исходя из молекулярного состава пищи и результатов генетического анализа человека.

Где учиться:

Специалист по генетическому анализу. Анализирует данные, полученные с диагностических устройств, дает заключение и рекомендации по дальнейшей схеме лечения.

Где учиться:

Выращивает овощи и фрукты на крышах и стенах небоскребов.

Где учиться:

Создает виртуальные миры со своей природой, архитектурой и своими законами.

Где учиться:

  • Московский государственный университет
  • Московский физико-технический институт
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
  • Национальный исследовательский ядерный университет
  • Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики

Разрабатывает оптимальные физические нагрузки, образ жизни и систему питания для пожилых людей.

Где учиться:

Специалист по строительству, который оценивает и, если нужно, корректирует ход строительства с помощью цифровых проектов зданий.

Где учиться:

Проповедует экологически осознанный образ жизни, проводит образовательные программы для детей и взрослых.

Где получить базовое образование:

  • Московский государственный университет
  • Томский государственный университет
  • Дальневосточный федеральный университет
  • Томский политехнический университет

Предотвращает катастрофы, которые осознаются людьми постепенно: загрязнение вокруг промышленных центров, радиационные свалки, тающие ледники.

Где учиться:

  • Московский государственный университет
  • Томский государственный университет
  • Санкт-Петербургский государственный университет
  • Дальневосточный федеральный университет
  • Московский государственный технический университет им. Баумана
  • Томский политехнический университет
  • Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ
  • Новосибирский государственный технический университет
  • Московский государственный технологический университет

Специалист со знанием IT, который создает и управляет базами физиологических данных пациентов, а также проектирует программное обеспечение для лечебного и диагностического оборудования.

Где учиться:

Космобиолог исследует, как ведут себя организмы в космосе, происходят ли генные изменения, и создает экосистемы для орбитальных станций и лунных баз. Космогеолог занимается разведкой и добычей полезных ископаемых на Луне и астероидах.

Где учиться:

Проектировщик «умной» среды

Создает программные и технологические решения, позволяющие домам и офисам реагировать на запросы пользователей.

Где учиться:

Разрабатывает законодательство для виртуального мира и сетей, а также разбирается в вопросах защиты виртуальной собственности.

Где учиться:

  • Факультет вычислительной математики и кибернетики Московского государственного университета
  • Московский физико-технический институт
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  • Томский политехнический университет
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  • Томский государственный университет
  • Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева
  • Московский технический университет связи и информатики
  • Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики

Организует систему обмена и взаиморасчета традиционных и альтернативных, например электронных, валют.

Где учиться:

Специалист, проектирующий роботов и киберустройства для медицины: диагностические роботы, роботы-хирурги, киберпротезы.

Где учиться:

  • Московский физико-технический институт
  • Национальный исследовательский Томский государственный университет
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  • Национальный исследовательский Томский политехнический университет
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
  • Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики
  • Дальневосточный федеральный университет

Обслуживает заправки для электротранспорта.

Где учиться:

Проектирует макеты конструкций и подбирает наилучшие компоненты для их печати.

Где учиться:

Полностью контролирует разработку месторождений: от поисково-разведочных работ до закрытия месторождения.

Где учиться:

Разрабатывает лингвистические системы семантического перевода (перевода с учетом контекста и смысла), обработки текстовой информации (в том числе семантический поиск в интернете) и новые интерфейсы общения между человеком и компьютером на естественных языках.

Где учиться:

  • Московский государственный университет
  • Московский физико-технический институт
  • Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
  • Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
  • Томский политехнический университет
  • Новосибирский национальный исследовательский государственный университет
  • Томский государственный университет
  • Нижегородский государственный технический университет им. Алексеева
  • Московский технический университет связи и информатики
  • Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики

Генетика (от греч. genesis – происхождение) – наука о наследственной передаче и изменчивости признаков живых организмов. Генетика – интегрирующая биологическая дисциплина, изучающая два фундаментальных свойства живого: наследственность и изменчивость.

Генетика использует множество методов исследования: морфологический, физиологический, биохимический, цитологический, физико-химический, математический и др., но основным, принципиально отличающимся от других, является метод генетического (гибридологического) анализа. Интегрирующая роль генетики заключается в том, что она исследует универсальные свойства на всех уровнях организации живого: молекулярном, клеточном, организменном и популяционном и на всех таксономических группах организмов, включая и человека.

Основоположником научной генетики является Г. Мендель, который в 1865 году опубликовал работу «Опыты над растительными гибридами». Он разработал и обосновал метод гибридологического анализа, принципиальные положения которого используются генетиками до сих пор. Он сформулировал и обосновал идею о существовании дискретных наследственных факторов, ввёл понятие об альтернативных наследственных факторах и признаках (принцип аллелизма). Доказал, что наследственные факторы (гены), объединяясь в зиготе, не смешиваются и не сливаются (позже это явление стало называться законом чистоты гамет).

Цель данного курса лекций – разъяснить слушателям логику генетических исследований; вскрыть сущность наследственности и изменчивости на разных уровнях организации жизни – молекулярном, клеточном, организменном и популяционном; раскрыть сущность дискретных единиц наследственности - генов; показать практическое значение генетики для сельского хозяйства, медицины, биотехнологии и других областей человеческой деятельности.

Формат

Форма обучения заочная (дистанционная).
Еженедельные занятия будут включать просмотр тематических видеолекций, решение генетических задач и выполнение тестовых заданий с автоматизированной проверкой результатов.
Важным элементом изучения дисциплины является написание творческих работ в формате сочинения-рассуждения по заданным темам, которое должно содержать полные, развёрнутые ответы, подкреплённые примерами из лекций и/или личного опыта, знаний или наблюдений.

Требования

Знание математики, физики, химии и биологии в соответствии со стандартами обучения на биологических факультетах университетов.

Программа курса

Лекция 1. Менделизм. Опыты Г. Менделя и его последователей
Гибридологический анализ. Моногибридное скрещивание, доминирование одного из родительских признаков в F1 и расщепление в Е2 (3:1). Анализирующее скрещивание. Наследственный фактор - дискретная единица наследственности - ген. Понятие «аллель гена». Утверждение принципа, что наследуются не признаки, а аллели генов, контролирующие их развитие.

Лекция 2. Дигибридное скрещивание
Доминирование в F1 и расщепление в F2 (9А-В-: ЗА-вв: 3ааВ-: 1 аавв).
Независимое комбинирование и независимое наследование признаков. Цитологические основы явления. Неаллельное взаимодействие генов. Ген и признак. Пенетрантность и экспрессивность признака. Норма реакции генотипа. Формально-генетический подход анализа наследования признаков. Типы взаимодействия неаллельных генов: комплементарное, эпистатическое, полимерия.

Лекция 3. Хромосомная теория наследственности Т.Г. Моргана
Наследственные факторы - гены локализованы в хромосомах.
Гены расположены в хромосоме в линейном порядке и составляют группу сцепления генов. Между гомологичными хромосомами может происходить обмен участками (кроссинговер), что приводит к нарушению сцепления генов, т.е. генетической рекомбинации. Величина кроссинговера есть функция расстояния между генами на хромосоме. Генетические карты характеризуют относительные расстояния между генами, выраженные в процентах кроссинговера.

Лекция 4. Теория гена. Сложное строение гена. Функциональный и рекомбинационный тесты на аллелизм.

Лекция 5. Генетика пола
Пол - сложный, генетически контролируемый признак. Генетические) и эпигенетические факторы детерминации пола. Гены, контролирующие детерминацию и дифференцировку пола. Хромосомное определение пола. Основная функция половых хромосом (X,Y и W,Z) - поддержание полового диморфизма и первичного соотношения полов (N♂/N♀=1). Наследование признаков, сцепленных с полом. Реципрокные скрещивания. Отсутствие единообразия у гибридов F1, и наследование признака по типу «крест-накрест». Первичное и вторичное нерасхождение половых хромосом. Гинандроморфизм.

Лекция 6. Мутационная и модификационная изменчивость
Наследственная изменчивость – мутационная и комбинативная – характеризуется изменением генотипа. Модификационная (ненаследственная изменчивость) видоизменяет фенотип организма в пределах нормы реакции генотипа.
Мутация – дискретное изменение признака, передающееся по наследству в ряду поколений организмов и клеток.
Классификация мутаций: по структуре генетического материала, по месту локализации, по типу аллельного, по причине возникновения.
Генетические последствия загрязнения окружающей среды. Мутагенные факторы Мониторинг уровня частоты различных типов мутаций в одних и тех же географических точках. Скрининг мутагенной активности лекарственных препаратов, пищевых добавок, новых промышленных химических соединений.
Размах проявления модификационной изменчивости организма при неизменном генотипе - норма реакции.

Лекция 7. Мутационный процесс: спонтанный и индуцированный
Мутационный процесс характеризуется всеобщностью и причинностью, статистичностью и определённой частотой, протяжённостью во времени.
Спонтанные мутации возникают в результате ошибок в работе ферментов матричного синтеза ДНК. Генетический контроль мутационного процесса. Гены-мутаторы, гены-антимутаторы. Системы репарации генетических повреждений.
Закономерности индуцированного мутагенеза (радиационного, химического и биологического). Дозовая зависимость, временной характер, мощность дозы (концентрация), предмутационные изменения генетического материала и др.
Методы количественного учёта мутаций. Молекулярные механизмы возникновения генных мутаций и хромосомных перестроек.

«Адаптивный» мутагенез. Проблема наследования приобретаемых признаков.
Лекция 8. Генетика популяций
Любую популяцию составляют особи, отличающиеся в той или иной мере по генотипу и фенотипу. Для понимания генетических процессов, протекающих в популяции, необходимо знать: 1) какие закономерности управляют распределением генов между особями; 2) изменяется ли это распределение из поколения в поколение, и если изменяется, то каким образом.
Согласно формуле Харди-Вайнберга, в идеальной популяции, находящейся в равновесии, доли разных генотипов должны неограниченно долго оставаться постоянными. В реальных популяциях эти доли могут изменяться из поколения в поколение вследствие ряда причин: малочисленность популяции, миграции, отбор мутации. Генофонд популяции, геногеография (А.С. Серебровский), генетическая гетерогенность природных популяций (С.С. Четвериков), генетико-автоматические процессы (Н.П. Дубинин).

Лекция 9, 10. Генетика развития
Современная биология развития представляет собой сплав эмбриологии, генетики и молекулярной биологии. Мутации генов, контролирующих разные этапы индивидуального развития, позволяют выявить время и место действия нормального аллеля данного гена и идентифицировать продукт этого гена в виде и - РНК, фермента (полипептида) или структурного белка.
Генетический контроль детерминации и дифференцировки пола.
Модельные объекты генетики развития: Drosophila melanogaster - плодовая мушка, Caenorhabditis elegans – круглый червь, нематода, Xenopus laevis - шпорцевая лягушка, Mus musculus - лабораторная мышь, Arabidopsis Thaliana
Проблемы генетики развития: анализ дифференциальной активности генов, активность.
Гомеозисные мутации, их роль на ранних этапах онтогенеза. Эпигенетика индивидуального развития и её перспективы. Генетический импринтинг. Роль апоптоза (генетически программированной гибели клеток) и некроза в ходе индивидуального развития многоклеточных организмов. АЛЛОФЕННЫЕ МЫШИ – генетические мозаики. В отличие от животных у растений из соматических клеток сформированного организма можно получить взрослое полноценное растение (морковь, табак, томаты), способное к половому размножению. Из изолированной клетки под действием растительных гормонов можно получить целое растение.
Проблема репрограммирования генома в дифференцированных клетках животных. Эмбриональные стволовые клетки (ЭСК). Тотипотентность, плюрипотентность и мультипотентность разных типов клеток. Получение индуцированных плюрипотентных клеток фибропластов человека (iPS) с помощью индукторов репрограммирования транскрипционных факторов Oct4, Sox2, c-Mic, Klf4 и Nanog.
Клонирование позвоночных животных (овечка Долли, 1997). В настоящее время клонированы десятки видов животных из класса млекопитающих (мышь, корова, кролик, свинья, овца, коза, обезьяна (макака-резус) и др.).

Лекция 11, 12. Генетика человека.
Биосоциальная природа человека. Антропогенетика и медицинская генетика. Методы исследования: генеалогический, близнецовый, цитологический, биохимический, молекулярно-генетический, математический и др.
Менделирующие (моногенные и мультифакториальные) полигенные признаки. Нормальный кариотип человека. Дифференциальное окрашивание хромосом и Fish–метод. Хромосомные аберрации и связанные с ними генетические синдромы.
Методы картирования генома человека. Гибридизация соматических клеток человека и мыши. Секвенирование генома человека (3,5х109 п.о.). Геномика (структурная, функциональная, фармакогеномика, этногеномика и т.д.).
Генетический полиморфизм – основа биоразнообразия человека Типы полиморфизма ДНК (по числу и распределению мобильных генетических элементов; по числу копий тандемных повторов и др).
Медицинская генетика. Развитие медико-генетического консультирования. Пренатальная диагностика (кариотипирование, ДНК-маркеры, биохимические и иммунологические маркеры, прогноз для потомства). Демографическая генетика.
Евгеника, генотерапия, генетическая паспортизация (проблемы и спорные вопросы).

Лекция 13. Генетические основы селекции
Селекция растений и животных. Исходный материал (дикие формы, районированные сорта растений и заводские породы животных, инбредные линии).
Гибридизация (методы скрещивания): межвидовое, межпородное, внутрипородное (аутбридинги инбридинг), промышленное скрещивание.
Методы отбора (массовый – индивидуальный, по фенотипу- по генотипу, по родословной – по качеству потомства). Гибридная кукуруза (простые и двойные межлинейные гибриды). Межлинейные яичные и мясные гибриды кур.
Явления гетерозиса и инцухт - депрессии.
Межродовой фертильный гибрид редьки и капусты (рафанобрассика).
Биотехнология и использование трансгенных организмов.

Результаты обучения

В результате освоения курса слушатель:
1) получает представление о базовых понятиях генетики (ген, генотип, фенотип, мутация, репликация, рекомбинация, репарация, геном, геномика) достижениях в этой области знаний и практическом применении этих знаний в практике сельского хозяйства, медицины, биотехнологии;
2) овладевает методами генетического анализа на прокариотических и эукариотических организмах, методами цитологического, физико-химического и биоинформатического анализа генетических феноменов и процессов;
3) понимает интегрирующую роль генетики в познании ключевых звеньев и этапов фундаментальных биологических процессов (фотосинтез, синтез пептидов, онтогенез, онкогенез и др.).

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.