§2. осязательные ощущения и их основные качества

Основы общей психологии Рубинштейн Сергей Леонидович

Осязание

Осязание

Ощущения прикосновения и давления в такой абстрактной изолированности, в какой они выступают при типичном для традиционной психофизиологии определении порогов кожной чувствительности, играют лишь подчиненную роль в познании объективной действительности. Практически, реально для познания действительности существенно не пассивное прикосновение чего-то к коже человека, а активное осязание , ощупывание человеком окружающих его предметов, связанное с воздействием на них. Мы поэтому выделяем осязание из кожных ощущений; это специфически человеческое чувство работающей и познающей руки; оно отличается особенно активным характером. При осязании познание материального мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета.

Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание - это и экстеро-, и проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках, суставных сумках (пачинниевы тельца, мышечные веретёна). При движении они раздражаются изменением напряжения. Однако осязание не сводится к кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.

У человека есть специфический орган осязания - рука и притом главным образом движущаяся рука . Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания объективной действительности. 70 Отличие руки от других участков тела заключается не только в том количественном факте, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что, будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не только к рецепции пассивного прикосновения. В силу этого она дает нам особенно ценное знание существеннейших свойств материального мира. Твердость, упругость, непроницаемость - основные свойства, которыми определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь в ощущениях, которые она нам доставляет. Различие твердого и мягкого распознается по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом, отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей.

В советской литературе роли руки как органа познания и проблеме осязания была посвящена специальная работа Л.А.Шифмана: К проблеме осязательного восприятия формы // Труды Гос. ин-та по изучению мозга им. В.М.Бехтерева. 1940. Т. XIII; его же . К вопросу о тактильном восприятии формы // Там же. Шифман экспериментально показывает, что рука как орган познания ближе к глазу, чем к коже, и вскрывает, как данные активного осязания опосредуются зрительными образами и включаются в построение образа вещи.

Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств, посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира. Взаимодействие ощущений давления и температуры дает нам ощущения влажности. Сочетание влажности с известной податливостью, проницаемостью позволяет нам распознавать жидкие тела в отличие от твердых. Взаимодействие ощущений глубокого давления характерно для ощущения мягкого: во взаимодействии с термическим ощущением холода они порождают ощущение липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности, главным образом опять-таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств материальных тел, как-то: вязкости, маслянистости, гладкости, шероховатости и т. д. Шероховатость и гладкость поверхности мы распознаем в результате вибраций, которые получаются при движении руки по поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.

В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца, рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Эти же моменты действенного ознакомления в процессе активного познания предмета имеют место и в экспериментальной ситуации.

Вопреки субъективно-идеалистическим тенденциям ряда психологов (Р.Гиппиус, И.Фолькельт и др.), которые, всячески подчеркивая в осязании момент субъективного эмоционального переживания, стремились свести на нет предметно-познавательное значение, исследования, выполненные на кафедре психологии Ленинградского педагогического института, показывают, что даже у младших школьников осязание является процессом действенного познания окружающей действительности. Многочисленные протоколы Ф.С.Розенфельд и С.Н.Шабалина 71 отчетливо выявляют познавательные установки ребенка в процессе осязания: он не отдается переживанию субъективного впечатления от того или иного осязаемого им качества, а стремится посредством качеств, которые выявляет процесс осязания, опознать предмет и его свойства.

Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание выступает независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные особенности, его сильные и слабые стороны.

Наиболее слабым пунктом в изолированно действующем осязании является познание соотношений пространственных величин, наиболее сильным - отражение динамики, движения, действенности. Оба положения очень ярко иллюстрируются скульптурами слепых. <…> Еще, быть может, поучительнее скульптуры слепоглухонемых детей из Ленинградского института слуха и речи, в частности исполненные динамизма скульптуры Ардальона К., юноши, пожалуй, не менее замечательного, чем Елена Келлер, жизнь и достижения которого заслуживают не менее тщательного описания. Глядя на скульптуры этих детей, лишенных не только зрения, но и слуха, нельзя не поражаться тому, сколь многого можно достичь в отображении окружающей действительности на основе осязания.

На осязании, на деятельности движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых, и в еще большей мере - слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит, овладение одним из основных средств умственного и общего культурного развития совершается у них посредством пальпации - восприятия пальцами выпуклого шрифта (шрифта Брайля).

Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. "Слушание" речи слепоглухонемыми по способу "чтения с голоса" заключается в том, что слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия улавливает речь.

Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов, писателей и т. д., в частности поразительная биография слепоглухонемой Елены Келлер и ряд других, служат достаточно ярким показателем возможностей осязательно-двигательной системы обучения.

Из книги Настольная книга развития сверхспособностей сознания автора Крескин Джордж Джозеф

Осязание У меня есть друг, который живет один на маленькой, удаленной ферме в глубинке, и после отставки, произошедшей несколько лет назад, он почти все время ходил полураздетым. Он говорит, что в результате может «слышать» и «видеть» больше, чем предполагал возможным. Я

Из книги Суперинтуиция для начинающих автора Теппервайн Курт

Осязание Подержите в руках различные материалы, например бумагу, шелк, шерсть, дерево, стекло, камень, или просто прикоснитесь к ним. При этом сосредоточьте внимание на руках, ладонях, кончиках пальцев. Пусть полученное ощущение проникнет в глубь вашего сознания.

Из книги Тайны нашего мозга [или Почему умные люди делают глупости] автора Амодт Сандра

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Заварзина-Мэмми Елизавета

Из книги Тайны мозга вашего ребенка [Как, о чем и почему думают дети и подростки от 0 до 18] автора Амодт Сандра

Осязание, или восприятие кожей механических раздражителей, дифференцируют на касание, давление (нажим) и вибрацию. По характеру раздражения касание может быть определено как неустойчивая деформация, давление - статическая, вибрация - пульсирующая деформация. В органолептике наиболее важным является ощущение касания.

Осязательные, или тактильные (от латинского tactilus - осязательный), ощущения позволяют определить консистенцию, структуру, температуру продукта, степень измельчения и некоторые другие физические свойства.

Чувствительные рецепторы, реагирующие на прикосновение, глубокое осязание, температуру, обильно размещены в ротовой полости (преимущественно на кончике языка и деснах), на подушечках пальцев, ладонях. На поверхности кожи и в слизистой оболочке ротовой полости и носа расположенно около 500 тыс. рецепторов. Наиболее чувствительны к давлению и прикосновению кончик языка, губы и подушечки пальцев. Осязанием с помощью пальцев контролируют степень помола муки, состояние поверхности, упругость и увядание свежих фруктов и овощей, эластичность тканей мяса и рыбы, качество теста.

Рецепторы ротовой полости могут осязать, а также ощущать температуру, боль. Впечатлительные осязательные рецепторы позволяют обнаружить в продукте посторонние включения, отклонение от нормального уровня таких показателей, как плотность, степень измельчения, сочность, хрупкость и др.

Способность к осязанию зависит от внешних факторов и индивидуальных особенностей дегустаторов. При отрицательной температуре осязательная восприимчивость рецепторов снижается. С возрастом осязание человека обычно ослабевает, но в меньшей степени по сравнению с другими органами чувств.

Воспринимающие органы осязания расположены на разной глубине человеческой кожи, как видно на рис. 10.

С помощью глубокого осязания можно оценить площадь и форму продуктов, эластичность тканей мясных и рыбных товаров и ряд других показателей. Наиболее плотно рецепторы осязания расположены на ладонях, причем установлено, что порог восприятия прикасания для обеих рук различен: он значительно выше для левой руки. Кроме показателя порога прикасания, чувствительность к осязанию оценивается также величиной "порога расстояния", т.е. минимальным расстоянием между двумя одновременно прикасающимися к коже предметами, при котором появляется ощущение, что к коже, в данный момент прикасаются именно два предмета.

Исследованиями установлено, что кончики пальцев воспринимают давление величиной - 0,028 - 0,170 г/мм 2 .

При восприятии ощущения осязания наблюдаются явления адаптации, усталости, индукции органа осязания. Например, если продолжительное время надавливать на поверхность кожи, то человек перестает ощущать давление, т.е. наступает адаптация сенсорного анализатора.

Если стимул воздействует на орган осязания непрерывно, то появляется "усталость" рецептора, при этом сигнал не попадает в головной мозг. Однако установлено, что соседние рецепторы при этом становятся более чувствительными. Такое явление называется индукцией осязания.

Осязание пальпацией (кончиками пальцев) применяется при испытаниях качества продуктов, например при оценке степени помола муки, ровности или шероховатости поверхности овощей, фруктов, других продуктов растительного происхождения, однородности частиц порошкообразных продуктов, например какао. Органами глубокого осязания при контроле качества продуктов оценивают твердость (степень зрелости фруктов), плотность и эластичность рыбных продуктов (соленой рыбы, балычных изделий, продукции холодного копчения), многих мясных продуктов. Отсутствие эластичности тканей охлажденной рыбы или мяса может характеризовать уровень качества, а также быть признаком несвежести.

В последнее время к пяти общеизвестным ощущениям (зрению, обонянию, вкусу, осязанию и слуху) добавляют шестой вид, называемый кинестезисом. Это чувствительность к давлению и сдвигу определенных рецепторов в мышцах и суставах. Кинестетическое ощущение используется в оценочной деятельности специалистами хлебопечения, сыроварения.

Органами осязания в полости рта воспринимают волокнистость, крошливость, нежность, липкость, сочность, густоту, зернистость и другие показатели.

Ощущения, воспринимаемые слухом, играют второстепенную роль в сенсорных испытаниях продуктов. Они могут усилить ощущение осязания, а также вкуса и обоняния, например, при оценке соленых и консервированных огурцов, квашеной капусты, свежих яблок, сухарных и бараночных изделий и некоторых других продуктов.

Орган слуха (ухо) воспринимает звуки, представляющие собой колебания воздуха с частотой от 16000 до 20000 колебаний в секунду. При распространении звуковых волн различают высоту и интенсивность звука. Высота звука зависит от частоты колебаний, а интенсивность - от их амплитуды. В процессе органолептических испытаний продуктов, раскусывая пробы, дегустатор одновременно с ощущением осязания воспринимает, как правило, различные шорохи, но не звуки.

Простейшими, но очень важными психическими познавательными процессами являются ощущения. Они сигнализируют нам о том, что происходит в данный момент вокруг нас и в нашем собственном организме дают возможность ориентироваться нам в окружающих условиях и сообразовывать с ними свои действия и поступки.

Что такое ощущения. Виды ощущений. Ощущения – начальный источник всех наших знаний о мире. При помощи ощущений мы познаем величину, форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и пр. Именно ощущения дают материал для сложных психических процессов – восприятия, мышления, воображения.

Если бы человек был лишен всех ощущений, он никакими способами не мог бы познавать окружающий мир и понимать, что происходит вокруг. Так, людям, слепым от рождения, не дано представить, что такое красный, зеленый или любой другой цвет, глухим от рождения – что такое звук человеческого голоса, пение птиц, музыкальные мелодии, звуки проезжающих машин и пролетающих самолетов и пр.

Обязательным условием возникновения ощущения является непосредственное воздействие предмета или явления на наши органы чувств. Предметы и явления действительности, которые воздействуют на органы чувств, называются раздражителями . Процесс воздействия их на органы чувств называется раздражением.

Уже древние греки различали пять органов чувств и соответствующие им ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Современная наука значительно расширила представления о видах ощущений человека.

Орган чувств – анатомо-физиологический аппарат, расположенный на периферии тела или во внутренних органах; специализирован для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды. Каждый такой аппарат связывает мозг с внешним миром, обеспечивает поступление в мозг разнообразной информации. И.П. Павлов предложил назвать их анализаторами.

Любой анализатор состоит из трех отделов: орган чувств – рецептор (от латинского слова receptor – принимающий), который воспринимает действующий на него раздражитель; проводниковая часть и нервные центры коры головного мозга, где происходит переработка нервных импульсов. Все отделы анализатора работают как единое целое. Ощущение не возникнет, если повреждена любая часть анализатора. Так, зрительные ощущения прекращаются и при повреждении глаз, и при поражении зрительных нервов, и при разрушении соответствующих участков коры головного мозга.

Окружающая действительность, воздействуя на наши органы чувств (глаз, ухо, окончания чувствительных нервов в коже и т.д.), вызывает ощущения. Ощущения появляются тогда, когда вызванное каким-либо раздражителем возбуждение в органе чувств распространяется по центростремительным путям на соответствующие участки коры головного мозга и подвергается там тончайшему анализу.


Мозг получает информацию и от внешнего мира и от самого организма. Поэтому анализаторы бывают внешними и внутренними. У внешних анализаторов рецепторы вынесены на поверхность тела - глаз, ухо и пр. Внутренние анализаторы имеют рецепторы, расположенные во внутренних органах и тканях. Своеобразное положение занимает двигательный анализатор.

Анализатор – сложный нервный механизм, который производит тонкий анализ окружающего мира, то есть выделяет отдельные его элементы и свойства. Каждый анализатор приспособлен для выделения определенных свойств предметов и явлений: глаз реагирует на световые раздражения, ухо – на слуховые и пр.

Главная часть каждого органа чувств – рецепторы, окончания чувствующего нерва. Это органы чувств, реагирующие на определенные раздражители: глаз, ухо, язык, нос, кожа, и специальные рецепторные нервные окончания, заложенные в мышцах, тканях и внутренних органах тела. Такие органы чувств, как глаз, ухо объединяют десятки тысяч рецепторных окончаний. Воздействие раздражителя на рецептор приводит к возникновению нервного импульса, который по чувствующему нерву передается в определенные участки коры больших полушарий головного мозга.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторных систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на организм. Различные виды ощущений возникают в результате воздействия различных раздражителей на различные анализаторы.

Ощущения мы получаем при помощи органов чувств. Каждый из них дает нам свои особые ощущения – зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и пр.

Виды ощущений. Зрительные ощущения – это ощущения света и цвета. Все, что мы видим, имеет какой-нибудь цвет. Бесцветным может быть только совершенно прозрачный предмет, который мы не видим. Цвета бывают ахроматические (белый и черный и промежуточные между ними оттенки серого) и хроматические (различные оттенки красного, желтого, зеленого, синего).

Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на чувствительную часть нашего глаза. Светочувствительным органом глаза является сетчатка, в которой находятся клетки двух типов – палочки и колбочки, названные так за их внешнюю форму. Таких клеток в сетчатке очень много – около 130 палочек и 7 млн. колбочек.

При дневном освещении активны только колбочки (для палочек такой свет слишком ярок). В результате мы видим цвета, т.е. возникает ощущение хроматических цветов – всех цветов спектра. При слабом освещении (в сумерках) колбочки прекращают работу (света для них недостаточно), и зрение осуществляется только аппаратом палочекчеловек видит в основном серые цвета (все переходы от белого до черного, т.е. ахроматические цвета).

Есть заболевание, при котором нарушается работа палочек и человек видит очень плохо или ничего не видит в сумерках и ночью, а днем его зрение остается относительно нормальным. Это заболевание называется «куриная слепота», гак как куры, голуби не имеют палочек и в сумерках почти ничего не видят. Совы, летучие мыши, наоборот, имеют в сетчатке только палочки – днем эти животные почти слепы.

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека, на успешность учебной деятельности. Психологи отмечают, что наиболее приемлемый цвет для окраски стен учебных помещений оранжево-желтый, создающий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает, темно-синий угнетает, и тот и другой утомляют глаза.

В некоторых случаях у людей наблюдаются нарушения нормального цветоощущения. Причинами этого могут быть наследственность, заболевания и травма глаз. Чаще всего встречается красно-зеленая слепота, называемая дальтонизмом (по имени английского ученого Д. Дальтона, впервые описавшего это явление). Дальтоники не различают красный и зеленый цвет, не понимают, почему люди обозначают цвет двумя словами. Такую особенность зрения, как дальтонизм, следует учитывать при выборе профессии. Дальтоники не могут быть шоферами, летчиками, не могут быть художниками-живописцами и модельерами и пр. Полное отсутствие чувствительности к хроматическим цветам встречается очень редко.

Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому нельзя читать при плохом освещении, в сумерках, чтобы не вызвать излишнее напряжение в работе глаз, что может быть вредно для зрения, способствовать развитию близорукости, особенно у детей и школьников.

Слуховые ощущения возникают при помощи органа слуха. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. В этих видах ощущений звуковой анализатор выделяет четыре качества: силу звука (громкий-слабый), высоту (высокий-низкий), тембр (своеобразие голоса или музыкального инструмента), длительность звука (время звучания), а также темпо-ритмические особенности последовательно воспринимаемых звуков.

Слух к звукам речи называется фонематическим. Он формируется в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Овладение иностранным языком предполагает выработку новой системы фонематического слуха. Развитый фонематический слух ребенка заметно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в начальной школе. Музыкальный слух ребенка воспитывается и формируется, как и речевой слух. Здесь большое значение имеет раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре человечества.

Шумы могут вызывать у человека определенный эмоциональный настрой (шум дождя, шелест листьев, вой ветра), иногда служат сигналом приближающейся опасности (шипение змеи, грозный лай собаки, грохот идущего поезда) или радости (топот ножек ребенка, шаги приближающегося любимого человека, гром салюта). В школьной практике чаще приходится сталкиваться с отрицательным влиянием шума: он утомляет нервную систему человека.

Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Такие ощущения человек получает, например, при прикосновении рукой к крышке звучащего рояля. Вибрационные ощущения обычно не играют важной роли для человека и развиты очень слабо. Однако они достигают весьма высокого уровня развития у многих глухих, которым они частично заменяют отсутствующий слух.

Обонятельные ощущения . Способность чувствовать запахи называется обонянием. Органами обоняния являются специальные чувствительные клетки, которые находятся в глубине носовой полости. Отдельные частички разнообразных веществ проникают в нос вместе с воздухом, который мы вдыхаем. Так мы получаем обонятельные ощущения. У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но люди слепо-глухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением со слухом: определяют по запахам знакомые места, узнают знакомых людей, получают сигналы об опасности и пр.

Обонятельная чувствительность человека тесно связана с вкусовой, помогает распознать качество пищи. Обонятельные ощущения предупреждают человека об опасной для организма воздушной среде (запах газа, гари). Благовоние предметов оказывает большое влияние на эмоциональное состояние человека. Существование парфюмерной промышленности всецело обязано эстетической потребности людей в приятных запахах. Обонятельные ощущения весьма значимы для человека в тех случаях, когда они связаны со знаниями. Только зная особенности запахов тех или иных веществ, человек может ориентироваться в них.

Вкусовые ощущения возникают при помощи органов вкуса – вкусовых почек, расположенных на поверхности языка, глотки и неба. Существует четыре вида основных вкусовых ощущений: сладкое, горькое, кислое, соленое. Разнообразие вкуса зависит от характера сочетаний этих ощущений: горько-соленое, кисло-сладкое и т.д. Малое число качеств вкусовых ощущений не означает, однако, ограниченности вкусовых ощущений. В пределах соленого, кислого, сладкого, горького возникает целый ряд оттенков, каждый из которых придает вкусовым ощущениям новое своеобразие. Вкусовые ощущения человека находятся в большой зависимости от чувства голода, невкусная пища кажется вкуснее в состоянии голода. Вкусовые ощущения очень зависят от обонятельных. При сильном насморке любое, даже самое любимое, блюдо кажется безвкусным. Кончик языка лучше всего чувствует сладкое. Края языка чувствительны к кислому, а его основание - к горькому.

Кожные ощущения – тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла или холода). На поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение или прикосновения, или холода, или тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому виду раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев, спина менее чувствительна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой, поясницы, живота, груди. Температурные ощущения имеют весьма выраженный эмоциональный тон. Так, средние температуры сопровождаются положительным чувством, характер эмоциональной окраски для тепла и холода различен: холод переживается как бодрящее чувство, теплота – как расслабляющее. Температура же высоких показателей, как в сторону холода, так и тепла, вызывает отрицательные эмоциональные переживания.

Зрительные, слуховые, вибрационные, вкусовые, обонятельные и кожные ощущения отражают воздействие внешнего мира, поэтому и органы всех этих ощущений расположены на поверхности тела или вблизи ее. Без этих ощущений мы ничего не могли бы знать об окружающем нас мире.

Другая группа ощущений сообщает нам об изменениях, состоянии и движении в нашем собственном теле. К этим ощущениям относятся двигательные, органические, ощущения равновесия, осязательные, болевые. Без этих ощущений мы ничего бы не знали о самих себе.

Двигательные (или кинестезические) ощущения - это ощущения движения и положения частей тела. Благодаря деятельности двигательного анализатора человек получает возможность координировать и контролировать свои движения. Рецепторы двигательных, ощущений расположены в мышцах и сухожилиях, а также в пальцах рук, языке и губах, так как именно этими органами осуществляются точные и тонкие рабочие и речевые движения. Развитие кинестезических ощущений – одна из важных задач обучения. Уроки труда, физкультуры, рисования, черчения, чтения должны быть спланированы с учетом возможностей и перспектив развития двигательного анализатора. Для овладения движениями большое значение имеет их эстетическая выразительная сторона. Дети овладевают движениями, а следовательно и своим телом в танцах, художественной гимнастике и других видах спорта, развивающих красоту и легкость движений.

Без развития движений и овладения ими невозможна учебная и трудовая деятельность. Формирование речевого движения, правильного моторного образа слова повышает культуру учащихся, улучшает грамотность письменной речи. Обучение иностранному языку требует выработки таких речедвигательных движений, которые не характерны для русского языка.

Без двигательных ощущений мы не могли бы нормально выполнять движения, так как приспособление действий к внешнему миру и друг другу требует сигнализации о каждой малейшей подробности акта движения.

Органические ощущения рассказывают нам о работе нашего организма, наших внутренних органов - пищевода, желудка, кишечника и многих других, в стенках которых и находятся соответствующие рецепторы. Пока мы сыты и здоровы, мы вообще не замечаем никаких органических ощущений. Они появляются только тогда, когда в работе организма что-нибудь нарушается. Например, если человек съел что-то не очень свежее, нарушится работа его желудка, и он сразу это почувствует: появится боль в животе. Голод, жажда, тошнота, боль, половые ощущения, ощущения, связанные с деятельностью сердца, дыханием и т.д. – все это органические ощущения. Если бы их не было, мы не могли бы вовремя распознать какую-нибудь болезнь и помочь своему организму справиться с ней. «Нет сомнений, – говорил И.П. Павлов, – что для организма важен не только анализ внешнего мира, для него также необходимо сигнализирование вверх и анализирование и того, что происходит в нем самом». Органические ощущения тесно связаны с органическими потребностями человека.

Осязательные ощущения – это сочетания кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, то есть при прикосновении к ним движущейся руки.

Маленький ребенок начинает познавать мир с осязания, ощупывания предметов. Это один из важных источников получения информации об окружающих его предметах.

У людей, лишенных зрения, осязание – одно из важнейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой, несложным конструированием, даже шитьем, приготовлением пищи.

Сочетание кожных и двигательных ощущений, возникающих при ощупывании предметов, т.е. при прикосновении к ним движущейся руки, называется осязанием. Органом осязания является рука.

Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении различных операций, требующих точности.

Ощущения равновесия отражают положение, занимаемое нашим телом в пространстве. Когда мы впервые садимся на двухколесный велосипед, становимся на коньки, ролики, водные лыжи, то самое трудное – удержать равновесие и не упасть. Ощущение равновесия дает нам орган, расположенный во внутреннем ухе. Он похож на раковину улитки и называется лабиринтом. При изменении положения тела происходит колебание особой жидкости (лимфы) в лабиринте внутреннего уха, называемого вестибулярным аппаратом. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдаются тошнота, рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). При регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает. Вестибулярный аппарат дает сигналы о движении и положении головы. При повреждении лабиринта человек не может ни стоять, ни сидеть, ни ходить, он будет все время падать.

Болевые ощущения имеют защитное значение: они сигнализируют человеку о неблагополучии, возникшем в его организме. Если бы ощущение боли отсутствовало, человек не чувствовал бы даже серьезных ранений. Полная нечувствительность к боли - редкая аномалия, и она приносит человеку серьезные неприятности. Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существуют «точки боли» (специальные рецепторы), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц заболевания внутренних органов дают ощущения боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверх сильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляющий свет, оглушительный звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий запах вызывают и болевое ощущение.

Основные закономерности ощущений . Не все, что действует на наши органы чувств, вызывает ощущение. Мы не ощущаем прикосновения падающих на кожу пылинок, не видим света далеких звезд, не слышим тиканья часов в соседней комнате, не чувствуем тех слабых запахов, которые хорошо улавливает идущая по следу собака. Почему? Чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Слишком слабые раздражители не вызывают ощущений. Минимальная величина раздражителя, дающая заменное ощущение, называется абсолютным порогом ощущения .

Каждый вид ощущения имеет свой порог. Это та самая маленькая, сила воздействия на органы чувств, которую они способны уловить.

Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств, или способность реагировать на минимальные воздействия. Чем меньше величина порога ощущения, тем больше абсолютная чувствительность к данным раздражениям.

Абсолютная чувствительность определенных анализаторов у разных людей различна. В мире нет совершенно одинаковых людей, поэтому и пороги ощущения у всех различаются. Так, один человек слышит очень слабые звуки (например, тиканье часов, находящихся на большом расстоянии от его уха), а другой не слышит. Для того, чтобы у последнего возникло слуховое ощущение, необходимо увеличить силу данного раздражителя (например, приблизить на более близкое расстояние тикающие часы). Таким образом, можно обнаружить, что абсолютная слуховая чувствительность у первого выше, чем у второго, и точно измерить наблюдаемое здесь различие. Или один человек может заметить совсем слабый, тусклый свет, а для другого этот свет должен быть чуть ярче, чтобы его можно было ощутить.

Пороги абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении жизни человека: чувствительность у детей развивается, достигая к юношескому возрасту высшего уровня: пороги становятся ниже, а чувствительность достигает оптимального уровня. К старости пороги чувствительности повышаются. Значительное влияние на изменение порогов оказывает деятельность, в процессе осуществления которой человек опирается на данные виды чувствительности.

Не только в специальных школах, но и в обычных учатся дети с пониженной слуховой и зрительной чувствительностью. Чтобы они отчетливо видели и слышали, нужно заботиться о том, как создать для них условия наилучшего различения речи учителя и записей на доске.

Помимо абсолютной чувствительности анализатор имеет другую важную характеристику – способность различать изменения в силе раздражителя. Другая важная характеристика анализатора – его способность различать изменения в силе раздражителя. Та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений, называется порогом чувствительности к различению.

В жизни мы постоянно замечаем изменение освещенности, увеличение или уменьшение силы звука, но почувствуем ли мы, например, разницу в силе источника света в 1000 и 1005 Вт?

Порог различения имеет постоянную для определенного вида ощущений относительную величину и выражается в виде отношения (дроби). Для зрения порог различения 1/100. Если исходная освещенность зала составляет 1000 вт, то прибавка должна составлять не менее 10 вт, чтобы человек ощутил едва заметное изменение в освещенности. Для слуховых ощущений порог различения 1/10. Значит, если к хору в 100 человек прибавить 7-8 таких же певцов то человек не заметит усиления звука, только 10 певцов едва заметно усилят хор.

Развитие различительной чувствительности имеет важное жизненное значение. Оно помогает правильно ориентироваться в окружающем, дает возможность действовать в соответствии с малейшими изменениями в окружающих условиях.

Адаптация. В жизни адаптация (от латинского слова adaptare – прилаживать, привыкать) хорошо известна каждому. Входим в реку купаться, в первую минуту вода кажется ужасно холодной, затем ощущение холода исчезает, вода кажется вполне терпимой, достаточно теплой. Или: выйдя из темной комнаты на яркий свет, мы в первые мгновения видим очень плохо, сильный свет ослепляет, и мы невольно зажмуриваемся. Но через несколько минут глаза приспособятся, привыкнут к яркому освещению, и будут видеть нормально. Или: когда мы с улицы приходим домой, то в первые секунды ощущаем все домашние запахи. Через несколько минут мы их перестаем замечать.

Значит, чувствительность анализаторов может меняться под влиянием действующих раздражителей. Такое приспособление органов чувств к внешним воздействиям называется адаптацией. Общая закономерность изменения чувствительности: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным – снижается. В этом проявляется биологическая целесообразность: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна, когда они слабы, важна способность улавливать слабые раздражители.

Сильная адаптация наблюдается в зрительных, обонятельных, температурных, кожных (тактильных) ощущениях, слабая – в слуховых и болевых. К шуму и боли можно привыкнуть, т.е. отвлечься от них, перестать обращать на них внимание, но чувствовать их не перестаешь. А вот кожа перестает чувствовать давление одежды. Наши органы чувств не приспосабливаются к боли потому, что боль – это тревожный сигнал. Его подает наше тело, когда с ним что-нибудь неладно. Боль предупреждает об опасности. Если бы мы переставали чувствовать боль, мы не успевали бы помогать себе.

Взаимодействие ощущений. Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолировано друг от друга. Работа одного анализатора может влиять на работу другого, усиливая или ослабляя ее.

Например, слабые музыкальные звуки могут повысить чувствительность зрительного анализатора, а резкие или сильные звуки, наоборот, ухудшают зрение. Обтирание лица прохладной водой (температурные ощущения), слабые кисло-сладкие вкусовые ощущения тоже могут обострить наше зрение.

Дефект работы одного анализатора обычно компенсируется усиленной работой и совершенствованием других анализаторов при потере одного из них. Оставшиеся неповрежденными анализаторы своей более четкой работой компенсируют деятельность «выбывших» анализаторов. Так, при отсутствии зрения и слуха у слепо-глухих настолько развивается и обостряется деятельность оставшихся анализаторов, что люди научаются довольно хорошо ориентироваться в окружающей обстановке. Например, слепоглухая О.И. Скороходова за счет хорошо развитого осязания, обоняния и вибрационной чувствительности сумела добиться больших успехов в познании окружающего мира, в умственном и эстетическом развитии.

Развитие ощущений . Чувствительность, т.е. способность иметь ощущения, в элементарном проявлении врожденна и является, безусловно, рефлекторной. Ребенок, только что появившийся на свет, уже реагирует на зрительные, звуковые и некоторые другие раздражители. Человеческий слух формируется под влиянием музыки и звуковой речи. Все богатство человеческих ощущений есть результат развития и воспитания.

Нередко развитию ощущений уделяют недостаточное внимание, особенно по сравнению с более сложными познавательными процессами - памятью, мышлением, воображением. Но ведь именно ощущения лежат в основе всех познавательных способностей, составляют мощный потенциал развития ребенка, который чаще всего в полной мере не реализуется.

Устройство наших органов чувств позволяет нам ощущать гораздо больше того, что мы на самом деле ощущаем. Как будто сложный прибор работает не в полную силу. Можно ли как-то изменить или усилить наши ощущения? Конечно, можно.

Развитие ощущений происходит в связи с практической, прежде всего трудовой деятельностью человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Высокой степени совершенства достигают, например, обонятельные и вкусовые ощущения у дегустаторов, определяющих качество чая, вина, духов и пр.

Живопись предъявляет особые требования к ощущению пропорций и цветовых оттенков при изображении предметов. Это ощущение у художников развито выше, чем у людей, не занимающихся живописью. То же – у музыкантов. На точность определения звуков по высоте влияет, например, инструмент, на котором человек играет. Исполнение музыкальных произведений на скрипке предъявляет особые требования к слуху скрипача. Поэтому различение высоты звуков у скрипачей обычно более развито, чем, например, у пианистов (данные Кауфмана).

Известно, что одни люди хорошо различают мелодии и легко их повторяют, другим кажется, что все мелодии имеют один и тот же мотив. Бытует мнение, что музыкальный слух дан человеку от природы и если у кого-то его нет, то уж никогда не будет. Такое представление ошибочно. Во время занятий музыкой у любого человека развивается музыкальный слух. Особенно острым слухом отличаются слепые люди. Они хорошо узнают людей не только по голосу, но и по звуку шагов. Некоторые слепые могут по шуму листьев различать деревья, например, отличить березу от клена. А если бы они видели, то у них не было бы особой необходимости обращать внимание на такие небольшие различия в звуках.

Наши зрительные ощущения тоже развиты очень мало. Возможности зрительного анализатора гораздо шире. Известно, что художники различают гораздо больше оттенков одного и того же цвета, чем большинство людей. Встречаются люди с хорошо развитым осязанием и обонянием. Особенно важны эти виды ощущений для слепых и глухих. На ощупь и по запаху они узнают людей и предметы, идя по знакомой улице, они по запаху узнают о том, мимо какого дома проходят.

Вот, например, что пишет Ольга Скороходова: «Независимо от того, какое бывает время года: весна ли, лето ли, осень или зима, но я всегда по запахам чувствую большую разницу между городом и парком. Весной я чувствую, как резко пахнет влажная земля, смолистый запах сосны, запах березы, фиалок, молодой травы, а когда цветет сирень, я слышу этот запах. Еще подходя к парку, летом я чувствую запах разных цветов, травы и сосны. В начале осени я слышу в парке сильный, не похожий на другие запахи, запах увядающих и уже сухих листьев; в конце осени, особенно после дождя, я ощущаю, как пахнет мокрая земля и намокшие сухие листья. Зимой же я отличаю парк от города, потому, что воздух здесь более чистый, нет тех резких запахов людей, автомобилей, разной пищи, запахов, которые в городе исходят почти из каждого дома...»

Для того, чтобы развивать свои ощущения, необходимо их тренировать. Мы не используем всех возможностей, данных нам природой. Свои ощущения можно упражнять и тренировать, и тогда окружающий мир откроется человеку во всем своем многообразии и красоте.

Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно. Исследования психологов показывают: сенсорное развитие – результат длительного жизненного пути личности. Чувствительность – потенциальное свойство человека. Реализация его зависит от обстоятельств жизни и тех усилий, которые приложит человек к их развитию.

Осязание как способ контакта с внешним миром и получения информации о нем играет без преувеличения исключительную роль, потому что во взаимодействии с другими видами ощущений, и прежде всего со зрением, осязание послужило основой для формирования у человека целостных представлений об окружающих предметах и развития способности к трудовой деятельности. Вот поэтому Владимир Ильич Ленин в своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909 год) по познавательному значению осязание поставил в один ряд со зрением. А Иван Михайлович Сеченов, основываясь на всестороннем сравнительном анализе осязания и зрения, назвал осязание «чувством, параллельным зрению». При потере зрения и слуха с помощью тактильной чувствительности можно научить человека читать, пользуясь специальным шрифтом (рельефный точечный шрифт Брайля), а это сразу делает принципиально неограниченными возможности человека познавать мир.

Осязание, или тактильная чувствительность, обусловлено функционированием механочувствительных афферентных систем кожного анализатора. Источником тактильных ощущений являются механические воздействия в виде прикосновения и давления.

Тактильные рецепторы весьма многочисленны и разнообразны по форме (рисунок 26).

В коже очень много нервных окончаний, а распределены они весьма неравномерно. Особенно много их в пальцах рук, ладонях, губах, что и обеспечивает этим областям более высокую по сравнению с другими участками чувствительность. Очень много нервных окончаний заложено в волосяных фолликулах. Установлено, что прикосновение и давление воспринимаются нервными сплетениями вокруг волосяных фолликулов, свободными нервными окончаниями, тельцами Мейснера и Пачини, дисками Меркеля. Читатель, очевидно, догадывается, что эти названия связаны с именами их первооткрывателей.

Как уже было отмечено, многие из рецепторных образований механически связаны с кожными волосками, что значительно повышает их чувствительность. Это объясняется тем, что волоски играют роль рычага, увеличивая интенсивность воздействия на рецептирующие структуры. Сбривание волос значительно уменьшает тактильную чувствительность. В общем виде механизм возбуждения тактильных рецепторов можно представить следующим образом. Механический стимул вызывает деформацию нервного окончания, что сопровождается растяжением поверхностной мембраны и возникновением рецепторного потенциала, обусловливающего появление распространяющихся нервных импульсов.

А с чем же связано дифференцирование прикосновения и давления? Это зависит от адаптационных способностей рецепторов. Те из них, у которых такое свойство выражено хорошо, то есть реагируют только на изменение интенсивности стимула, связаны с кратковременным ощущением — прикосновением, даже когда это длительно давящий стимул. Медленно адаптирующиеся рецепторы посылают импульсы даже при длительном действии механического раздражителя. Они обеспечивают ощущение длительности давления. По механизму прикосновения могут восприниматься и вибрационные раздражители.

Возбуждение, несущее информацию о тактильных раздражителях, передается в центральную нервную систему и в конце концов в ее высший отдел — кору головного мозга, где и формируются специфические субъективные ощущения. Нетрудно заметить, что рецепторная площадь осязания несравненно больше, чем у других органов чувств, в буквальном смысле — вся поверхность нашего тела, то есть не только кожа, но и слизистые оболочки, и роговица, и даже волосы. Может быть, это обусловит большое разнообразие в строении проводящих путей тактильной чувствительности? Нет! Они, естественно, многочисленны, но подчиняются общей закономерности. Афферентные пути со всех участков тела через спинной и задний мозг сходятся в область зрительного бугра, а оттуда в заднюю центральную извилину коры головного мозга и некоторые другие ее участки. Это так называемые соматосенсорные зоны.

В осязательных афферентных системах различают два пути. Рецептивные поля одного из них очень велики, покрывают все тело и часто неспецифичны. С функционированием этой части тактильной сенсорной системы связана генерализованная, то есть охватывающая очень широкие кожные покровы, чувствительность. Рецептивные поля второго пути невелики и обладают гораздо большей специфичностью как в отношении чувствительности к различным раздражителям, так и в соответствующих им ощущениях. Есть основание полагать, что первая из этих сенсорных систем в эволюционном отношении более древняя, она обеспечивает неспецифическое реагирование на различные раздражители. Вторая же делает возможным тонкий дифференцированный анализ.

Очень интересным является то обстоятельство, что на поверхность коры проецируется поверхность тела. Но эта проекция весьма своеобразна. Наибольшие площади занимают те участки кожи, которые имеют более тонко дифференцированную тактильную чувствительность, то есть пальцы, кисти, лицо, губы. Можно даже определить достаточно четко границы таких проекций, и при этом получается весьма своеобразная фигура (рисунок 27), размеры частей тела на которой соответствуют размерам сенсорного представительства.

Весьма существенной является способность человека очень точно относить (локализовать) все ощущения прикосновения и давления к определенному месту кожи. Однако такая способность является не врожденной, а вырабатывается в процессе жизненного опыта и во взаимодействии с другими органами чувств, главным образом зрением и мышечным чувством (о котором у нас разговор впереди). В этом можно легко убедиться посредством знаменитого опыта Аристотеля. Если к маленькому шарику прикоснуться перекрещенными указательным и средним пальцами, то возникает ощущение прикосновения к двум шарикам. И действительно, наш повседневный опыт учит, что внутренней стороной указательного пальца и наружной среднего одновременно могут касаться только два разных шарика.

На различных местах кожи тактильная чувствительность развита неодинаково. Это можно легко определить, если прикасаться к разным местам тела кисточкой. В одних будет достаточным самого легкого прикосновения, в других она совсем не будет ощущаться. Порог раздражения самых чувствительных участков равен 50 миллиграммам, а в наименее чувствительных он достигает 10 граммов. Самая высокая чувствительность в области губ, носа, языка, наименьшая на спине, подошвах стопы, животе.

Для осязания характерно и пространственное ощущение. Оно заключается в способности различать, воспринимать как раздельные две одновременно раздражаемые точки. Попробуйте на разных участках тела найти наименьшее расстояние между двумя одновременно раздражаемыми точками, при котором возникает ощущение двойного воздействия. Это и будет порог пространства кожной чувствительности. Вы убедитесь, что такие пороги на различных частях поверхности тела очень различаются. Сравните полученные вами данные с рисунком 28.

Понятно, что тактильная чувствительность имеет определенное биологическое значение для всей поверхности тела. Однако первостепенным является осязание руками и взаимодействие рук в процессе осязания. Специальными экспериментами установлено, что узнавательная способность правой и левой руки неодинакова, что обозначают как функциональная сенсорная асимметрия. Предложите кому-либо из ваших знакомых на ощупь узнавать предметы правой и левой рукой, и вы убедитесь, что при этом будет затрачиваться неодинаковое время. Замечено, что правши не только быстрее и точнее выполняют работу правой рукой, но и лучше опознают предметы на ощупь этой же рукой. Причина заключается опять же в гораздо большем опыте правой конечности, то есть, по всей вероятности, сенсорная асимметрия представляет собой следствие двигательной асимметрии.

Наверное, каждый по своему опыту знает, что тактильное опознание предмета наиболее успешно, когда оно производится двумя руками, или бимануально. И дело при этом совсем не в том, что используется большая поверхность. Наоборот, замечено, что при бимануальном ощупывании человек использует правую и левую руку попеременно. Причина кроется скорее в том, что в таких условиях человек «осматривает» предмет как бы с двух сторон. Можно даже говорить о том, что в нашем сознании для многих предметов обихода существуют тактильные образы от правой и левой руки. «Соединение» этих образов, то есть ассоциативная функция головного мозга, позволяет узнавать предметы и быстрее, и точнее.

Таким образом, осязательная чувствительность, с одной стороны, является одним из наиболее древних видов чувствительности и очень хорошо развита у многих животных, с другой стороны, она сыграла заметную роль в формировании человека.

Сигнализирующих о том, что происходит в данный момент времени в окружающей нас среде и в нашем собственном организме. Он дает людям возможность ориентироваться в условиях, которые их окружают, и сопрягать с ними свои поступки и действия. То есть ощущение - это познание окружающей среды.

Ощущения - что это?

Ощущения - это отражение определенных свойств, которые присущи предмету, при непосредственном воздействии их на человеческие или животные органы чувств. С помощью ощущений мы получаем знания о предметах и явлениях, такие как, например, форма, запах, цвет, размеры, температура, плотность, вкус и прочее, улавливаем разнообразные звуки, постигаем пространство и совершаем движения. Ощущение - это первейший источник, дающий человеку знания об окружающем его мире.

Если человек был бы лишен абсолютно всех органов чувств, то никакими бы способами он бы не сумел познать окружающую среду. Ведь именно ощущение - это то, что дает человеку материал для сложнейших психологических процессов, таких как воображение, восприятие, мышление и прочее.

Так, например, те люди, что от рождения лишены зрения, никогда не смогут представить, как выглядит синий, красный или любой другой цвет. А человек, страдающий с рождения глухотой, не представляет, как звучит голос мамы, мурлыканье кошки и журчание ручья.

Итак, ощущение - это в психологии то, что порождается в результате раздражения тех или иных органов чувств. Тогда раздражение - это воздействие на органы чувств, а раздражителями называются явления или предметы, которые тем или иным способом воздействуют на органы чувств.

Органы чувств - что это?

Мы знаем, что ощущение - это процесс познания окружающей среды. А с помощью чего мы чувствуем, а следовательно, познаем мир?

Еще в древней Греции выделяли пять органов чувств и ощущений, соответствующих им. Их мы знаем еще со школы. Это слуховые ощущения, обонятельные, осязательные, зрительные и вкусовые. Так как ощущение - это отражение окружающего мира, а мы используем не только эти органы чувств, современная наука значительно увеличила сведения о возможных видах чувств. Кроме того, термин «органы чувств» на сегодняшний день имеет условную трактовку. «Органы ощущений» - более точное название.

Окончания чувствительного нерва - это главная часть любого органа чувств. Они называются рецепторами. Миллионы рецепторов имеют такие органы чувств, как язык, глаз, ухо и кожа. Когда раздражитель воздействует на рецептор, возникает нервный импульс, передающийся по чувствительному нерву в определенные участки коры головного мозга.

Кроме того, существует сенсорный опыт, который порожден внутри. То есть не в результате физического воздействия на рецепторы. Субъективное ощущение - это и есть подобный опыт. Один из примеров подобного ощущения - это шум в ушах. Кроме того, ощущение счастья - это тоже субъективное ощущение. Таким образом, можно сделать вывод, что субъективные ощущения индивидуальны.

Виды ощущений

Ощущение - это в психологии воздействующая на наши органы чувств действительность. На сегодняшний день насчитывают порядка двух десятков разнообразных органов ощущений, которые отражают воздействие на организм человека. Все виды ощущений являются результатом воздействия на рецепторы разнообразных раздражителей.

Таким образом, ощущения разделяют на внешние и внутренние. Первая группа - это то, что нам рассказывают о мире наши органы чувств, а вторая - то, о чем нам сигнализирует собственное тело. Рассмотрим их по порядку.

К внешним ощущениям относятся зрительные, вкусовые, обонятельные, осязательные и слуховые.

Зрительные ощущения

Это ощущение цвета и света. Все предметы, которые нас окружают, обладают каким-либо цветом, тогда как совершенно бесцветным предметом может быть только тот, которого мы совершенно не видим. Различают хроматические цвета - разнообразные оттенки желтого, синего, зеленого и красного, и ахроматические - это черный, белый и промежуточные оттенки серого.

В результате воздействия световых лучей на чувствительную часть нашего глаза (сетчатку) возникают зрительные ощущения. В сетчатке находятся два вида клеток, реагирующих на цвет - это палочки (около 130) и колбочки (порядка семи миллионов).

Активность колбочек происходит только в дневное время суток, а для палочек, наоборот, такой свет слишком ярок. Видение нами цвета - результат работы колбочек. В сумерках проявляют активность палочки, и человек все видит в черно-белом свете. Кстати, отсюда и известное выражение, что ночью все кошки серы.

Разумеется, что чем меньше света, тем хуже человек видит. Поэтому, с целью предотвратить излишнее напряжение при работе глаз, настоятельно рекомендуется не читать в сумерках и в темноте. Подобная напряженная деятельность отрицательно сказывается на зрении - возможно развитие близорукости.

Слуховые ощущения

Различают три вида подобных ощущений: музыкальные, речевые и шумы. Слуховой анализатор во всех этих случаях выделяет четыре качества любого звука: его силу, высоту, тембр и длительность. Кроме того, он воспринимает темпо-ритмические особенности звуков, воспринимаемых последовательно.

Фонематический слух - это способность к восприятию звуков речи. Его развитие обуславливается речевой средой, в которой воспитывается ребенок. Хорошо развитый фонематический слух существенно влияет на безошибочность письменной речи, особенно в период обучения в начальной школе, тогда как ребенок с плохо развитым фонетическим слухом делает при письме множество ошибок.

Музыкальный слух малыша формируется и развивается точно так же, как и речевой или фонематический. Раннее приобщение ребенка к музыкальной культуре играет здесь огромную роль.

Определенный эмоциональный настрой человека могут создавать различные шумы. Например, шум моря, дождя, вой ветра или шелест листвы. Шумы могут служить сигналом опасности, например шипение змеи, шум приближающейся машины, грозный лай собаки, а могут сигнализировать о радости, например гром салюта или шаги любимого человека. В школьной практике зачастую говорится о негативном влиянии шума - он утомляет нервную систему школьника.

Кожные ощущения

Тактильное ощущение - это ощущения прикосновения и температурные, то есть чувство холода или тепла. Каждый вид нервных окончаний, находящийся на поверхности нашей кожи, позволяет нам почувствовать температуру среды или же прикосновение. Разумеется, чувствительность различных участков кожи различна. Например, к ощущению холода больше восприимчивы грудь, поясница и живот, а к прикосновениям - кончик языка и подушечки пальцев, менее всего восприимчива спина.

Весьма выраженный эмоциональный тон имеют температурные ощущения. Так, положительным чувством сопровождаются средние температуры, несмотря на то что эмоциональные окраски тепла и холода значительно различаются. Тепло расценивается как расслабляющее чувство, а холод, наоборот, бодрящее.

Обонятельные ощущения

Обоняние - это способность чувствовать запахи. В глубине носовой полости располагаются специальные чувствительные клетки, способствующие распознаванию запахов. Обонятельные ощущения у современного человека играют сравнительно небольшую роль. Однако у тех, кто лишен какого-либо органа чувств, остальные работают более усиленно. Например, глухо-слепые люди способны распознавать людей и места по запаху, получают с помощью обоняния сигналы об опасности.

Обоняние также может сигнализировать человеку о том, что рядом опасность. Например, если в воздухе витает запах гари или газа. На эмоциональную сферу человека оказывают большое влияние запахи окружающих его предметов. Кстати говоря, существование парфюмерной промышленности целиком и полностью обусловлено эстетической потребностью человека в приятных запахах.

Вкусовые и обонятельные ощущения тесно связаны друг с другом, так как обоняние помогает определить качество пищи, а если у человека насморк, то все предлагаемые блюда ему будут казаться безвкусными.

Вкусовые ощущения

Они возникают из-за раздражения органов вкуса. Таковыми являются вкусовые почки, которые расположены на поверхности глотки, нёба и языка. Выделяют четыре основных вида вкусовых ощущений: это горькое, соленое, сладкое и кислое. Ряд оттенков, возникающий в пределах этих четырех ощущений, придает вкусовое своеобразие каждому блюду.

К кислому восприимчивы края языка, к сладкому - его кончик, а к горькому - его основание.

Необходимо заметить, что на вкусовые ощущения в значительной степени влияет чувство голода. Если человек голоден, то невкусная пища кажется значительно приятнее.

Внутренние ощущения

Эта группа ощущений дает человеку знать о том, какие изменения происходят в его собственном теле. Интероцептивное ощущение - это пример внутреннего ощущения. Оно сообщает нам о том, что мы испытываем голод, жажду, боль и прочее. Кроме того, выделяют еще двигательные, осязательные ощущения и ощущение равновесия. Разумеется, интероцептивное ощущение - это крайне важная способность для выживания. Без этих ощущений мы бы ничего не знали о своем собственном организме.

Двигательные ощущения

Ими обуславливается то, что человек чувствует движение и положение в пространстве частей своего тела. С помощью работы двигательного анализатора человек имеет способность чувствовать положение своего тела и координировать его движения. Рецепторы двигательных ощущений располагаются в сухожилиях и мышцах человека, а также в пальцах рук, губах, языке, потому что этими органами нужно совершать тонкие и точные рабочие и речевые движения.

Органические ощущения

Этот вид ощущений рассказывает о том, как работает организм. Внутри органов, например пищевода, кишечника и многих других, находятся соответствующие рецепторы. Пока человек здоров и сыт, он не ощущает никаких органических или интероцептивных ощущений. А вот когда в организме что-то нарушается, они проявляются сполна. Например, боль в животе появляется, если человек употребил в пищу что-то не слишком свежее.

Осязательные ощущения

Этот вид чувств обусловлен слиянием двух ощущений - двигательного и кожного. То есть осязательные ощущения появляются при прощупывании какого-либо предмета движущейся рукой.

Равновесие

Это ощущение отражает положение, которое занимает наше тело в пространстве. В лабиринте внутреннего уха, который еще называется вестибулярным аппаратом, при изменении положения тела происходит колебание лимфы (особой жидкости).

Орган равновесия тесно связан с работой остальных внутренних органов. Например, при сильном возбуждении органа равновесия у человека может наблюдаться тошнота или рвота. По-другому это называется воздушная или морская болезнь. Устойчивость органов равновесия при регулярной тренировке возрастает.

Болевые ощущения

Чувство боли имеет защитное значение, так как оно сигнализирует о том, что в организме что-то неблагополучно. Без этого вида ощущений человек не чувствовал бы даже серьезных ранений. Аномалией считается полная нечувствительность к боли. Она не приносит человеку ничего хорошего, например, он не замечает, что режет себе палец или положил руку на горячий утюг. Разумеется, это приводит к постоянным травмам.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.