Придумать пару слов в бином фантазии. Словесные игры

Текущая страница: 6 (всего у книги 10 страниц)

Шрифт:

100% +

Приложение

ДРАКА
(коллективный рассказ на занятии в 3 классе)

«Жил-был в аквариуме динозавр, который занимался выращиванием редиски. Однажды поехал он сажать семена и не заметил, как от автомобиля отвалилось блестящее колечко. Пришло время собирать урожай. Снова поехал динозавр на своё поле. Собирает редиску и вдруг видит: корона выросла. Обрадовался динозавр, а автомобиль говорит:

– Это моя корона, она из моего колечка выросла!

– Нет, моя, ведь она на моём поле росла! Так они и подрались.

А вы как думаете, чья корона?»

КОЛЮЧИЙ КРОКОДИЛ
(исходное предложение – в начале сказки)

«Однажды в Африке слон ананасом нарисовал крокодилу иголки. Крокодил был страшно доволен: его и так все боятся, а тут он ещё с колючками! А так как он был голодный, то решил пойти позавтракать и заодно проверить, как будет действовать новое приспособление…»

ЗА ИЗУМРУДАМИ
(исходное предложение – в середине сказки)

«В одном автобусном парке жили-были семь автобусов.

Жили они не очень дружно, постоянно спорили: кто из них быстрее ездит. Пассажирам от их споров было не очень-то хорошо: только автобус подъедет к остановке, тут же отъезжает. (Правда, если успел зайти, то домчишься очень быстро.)

Сами автобусы тоже страдали от этого: нередко попадали в аварии, быстро снашивали шины, от большой скорости начинали фары болеть…

Однажды в книжке, забытой на переднем сиденье, один автобус прочитал про изумруды – волшебные камни, обладающие целебной силой. Он решил раздобыть изумруды, чтобы стать самым быстрым и выиграть спор.

И ночью, когда все автобусы спали, он отправился в дорогу…

Изумруды были найдены во дворе ювелирного магазина… Правда, почему-то они были не изумрудного, а салатного цвета, но автобус решил, что ему это кажется из-за плохого освещения. И только он приготовился «подзаправиться» изумрудами, как сзади послышался шум моторов – это все остальные автобусы примчались за ним.

Распихивая друг друга, автобусы быстро подобрали камни и уехали обратно в парк.

Наутро оказалось, что семь автобусов наелись кислых изумрудов.

Что тогда началось! На каждой остановке автобусы простаивали по полчаса, а то и больше, чтобы прийти в себя; смену закончили гораздо раньше, ни про какие скорости в этот день они и думать не могли…

За ночь автобусы отдохнули, окрепли, но когда вышли на линию и привычно захотели мчаться наперегонки, задумались: «А может быть, хватит уже соревноваться, кто быстрее? Может быть, теперь пора выяснить, кто лучше работает, а?..»

РЕМОНТ
(исходное предложение – в конце сказки)

«Решила Баба-яга в лесу порядок навести. А то все говорят: «Дремучий лес! Дремучий лес!» Никто и заходить не хочет. А как же жить Бабе-яге, кого пугать, на кого страх нагонять? Вот если бы было в лесу, как в парке: дорожки асфальтовые, клумбы кругом, беседки, скамеечки… Народ бы сразу в лес потянулся…

Придумала так Баба-яга, потом села и, как хорошая хозяйка, подсчитывать начала: «Сколько цветов пересадить нужно? Сколько берёз на скамеечки пустить? Сколько асфальта нужно, чтоб на все лесные тропинки хватило? Какой толщины асфальт делать, чтоб Кощей своими костями его не проткнул?»

Подсчитала – пригорюнилась, это ж столько сил и средств потратить придётся! Решила пойти к Кощею за советом. Взглянул Кощей на её расчёты да как закричит: «Как ты посмела считать, сколько асфальта ноги Кощея истопчут?! Всё моё в лесу, где хочу – там и хожу! Не бывать лесу парком, пока я жив!..»

Так и остался лес дремучим, ведь Кощей-то – бессмертный…»

Занятие 18
Приёмы «Бином фантазии», «Произвольная приставка»

Основная мысль занятия: можно придумывать сюжеты сказок и новые слова с помощью приёмов «Бином фантазии», «Произвольная приставка».

1. Игра на внимание «Кто? – Что?» (3 мин)

Учитель называет слова, обозначающие живые и неживые объекты, а также может указывать на различные объекты в классе. Если называется или показывается «живое», дети хором говорят «Кто?», если «неживое» – «Что?».

2. Объяснение приёма «Бином фантазии» (15 мин)

– Один из самых известных приёмов фантазирования, придуманный Джанни Родари, называется «Бином фантазии».

Но вначале нужно разобраться, что обозначает новое для вас слово «бином».

Догадайтесь, что обозначает приставка «би-», если известно, что «бинокль» – это прибор, в который надо смотреть двумя глазами (биплан – самолёт с двумя плоскостями, бицепс – двуглавая мышца…)?

– Совершенно верно, «би-» – обозначает «два», а корень «-ном» очень похож на тот, который слышится в словах «антонимы», «синонимы», «омонимы»… Что обозначают эти слова?

– Корень «-ном» переводится как «слово». Таким образом, получается, что бином – это «два слова». Но это должны быть такие слова, чтобы при их столкновении возникала «искра», из которой потом появится сказка. Сегодня мы с вами будем учиться придумывать сказки с помощью приёма «Бином фантазии».


Последовательность работы по приёму:

1) Два ученика записывают по одному слову с разных сторон доски так, чтобы не видеть то, что пишет другой. Один из них записывает название живого существа, другой – неживого предмета. Затем доски открываются, и написанная пара слов становится отправной точкой для создания новой необычной истории. Например: варежка – муха.

2) При помощи различных предлогов составляются и записываются всевозможные словосочетания.

Например: муха на варежке, варежка из мух, муха в варежке, варежка без мухи, муха из варежки…

3) Развитие темы – сочинение истории с соответствующим названием.

Примечание. Не все истории будут одинаково интересны. Увлекательность истории зависит не только от выбора слов, но – прежде всего – от умения детей увидеть нечто необычное в предложенном сочетании, использовать слова не только в прямом значении; не бояться «уходить в сторону», когда следуешь за возникшей ассоциацией.

Например, ситуацию «Муха на варежке» можно рассмотреть как совершенно обыкновенную: «На варежку села муха, потом улетела», а можно – и как сказочную (различные варианты – см. приложение).

На занятии достаточно рассмотреть 2–3 различных бинома.

3. Проверка домашнего задания (5–7 мин)

Сказки «О том, как убежала буква…» оцениваются с точки зрения интересности, разработанности сюжета, отстройки от варианта Джанни Родари.

4. Объяснение приёма «Произвольная приставка» (10–12 мин)

– Вы придумывали сказки о приключениях обычных букв. А как вы себе представляете необычные буквы, например аква-букву-водяную или астробукву (звёздную), вице-букву (помощницу букв), монобукву (единственную на весь алфавит), экс-букву (бывшую букву, например букву «ять»)?

– Получается, что достаточно к слову «буква» добавить необычное начало – и возникает новая интересная идея. Такой приём называется «Произвольная приставка».

На доске записано 6–7 различных приставок в столбик.


Например:

супер-, вице-, полу-, аэро-, анти-, зоо-, мото-, астро-, видео-, архео-, мело-, моно-, аква-…

Затем обсуждаются значения приставок и приводятся соответствующие примеры (можно записать на доске).


Например:

Супер– сверх (супермен).

Вице– помощник (вице-президент).

Полу– половина (полушарие).

Аэро– воздушный (аэропорт).

Анти– против («антимоль»).

Зоо– животный (зоопарк).

Мото– приводящий в движение (мотоцикл).

Астро– звёздный (астрономия).

Видео– видеть (видеокамера).

Архео– древний (археолог).

Мело– музыкальный (меломан).

Моно– единственный (монолог).

Аква– водяной (аквариум).


Далее каждая пара или группа учеников получает название 1–2 объектов, которые необходимо «усовершенствовать», добавив произвольную приставку, и объяснить, где и для чего можно будет использовать новый объект.

Примеры объектов:

кисточка, кровать, топор, зонтик, ведро, лыжи, сковорода, будка…


Примеры «усовершенствований»:

– мелокровать (музыкальная кровать, играет спокойные мелодии, когда засыпаешь, и бодрые по утрам);

– видеокисточка (превращает рисунки в мультфильмы);

– вице-зонтик (помощник зонтика, раскрывается над ним, чтобы он не промокал…).

5. Домашнее задание (3 мин)

Придумать решение сказочной задачи (по сюжету сказки Дж. Родари «Планета Новогодних Ёлок»).

«Во время космического путешествия корабль, на котором летел мальчик Марко, был подвергнут нападению собак-пересобак. От обычных собак их отличали громадные размеры, собаки были похожи на каких-то чудовищ, и при этом оглушительно лаяли. С кораблём они сделать ничего не могли, но их лай, казалось, заполнил всё вокруг.

К счастью, корабль двигался быстрее, чем собаки, и вскоре они остались далеко позади.

… Но вот однажды, когда Марко уже находился на Планете Новогодних Ёлок, вдруг раздался из громкоговорителя взволнованный голос:

– Внимание! Внимание! Армада лающих собак-пересобак снова несётся к нашей планете. Немедленно заткните уши и оставайтесь в таком положении до конца тревоги!..

Вред жителям планеты собаки причинить не могут, но их оглушительный лай долго выдержать невозможно.

Что нужно сделать, чтобы собаки перестали лаять?»

6. Подведение итогов занятия (3 мин)

Можно обсудить «бином фантазии», связанный с неожиданным окончанием занятия (типа: «звонок + пантера», «перемена+ + таракан», «журнал + соловей»…)

Приложение
ВАРИАНТЫ СЮЖЕТОВ СКАЗКИ «МУХА НА ВАРЕЖКЕ»

– «Пятнышко на варежке напоминало муху, девочка стала с ним играть, и пятнышко ожило, превратилось в настоящую муху со своими желаниями, просьбами, капризами, которые девочке пришлось выполнять…»

– «Не желая засыпать на зиму, одна любопытная муха с осени забралась в варежку…» Её приключения зимой (ведь она никогда не видела снега, льда; не знает, что такое холод, метель…). Можно рассмотреть сюжет, как она познакомилась и подружилась со снежинкой – «зимней» мухой – и т. д.

– «Дед Мороз на Новый год дарил детям не только подарки, но и умения, в зависимости от того, какой узор был вышит на варежке: у кого ягодки, тот сразу стал прекрасным кондитером; у кого снеговик – перестал мёрзнуть зимой; у кого полоски, похожие на волны, – тот сразу же научился плавать… У одного мальчика на варежке узор был какой-то непонятный, напоминающий муху, – и Дед Мороз подарил ему умение летать…»

– «Варежка – кличка пушистого беленького котёнка ростом с варежку, а Мухой звали маленького чёрного цыплёнка, который постоянно откуда-то падал – учился летать… Рассказ об их дружбе и способе передвижения, когда они отправлялись в путешествия – Муха на Варежке, различные приключения и т. д.»

Занятие 19
Приём «Что потом?»

Основная мысль занятия: можно научиться придумывать продолжения сказок.

1. Загадки-шутки (3–5 мин)

Учитель предлагает 8–10 шуточных вопросов, неизвестных детям. Этот этап занятия можно провести в виде игры «да-нетка» с ограничением количества вопросов (не больше 3–5 по каждой загадке).

Затем анализируется выполнение задания: какие ответы сначала приходили в голову, а какие – потом, когда помогала отвечать психологическая инерция.


Примеры вопросов (в скобках – ответы):

– Под каким деревом заяц прячется во время дождя? (Под мокрым.)

– Как по-английски вытирать пыль? (Так же, как и по-русски: тряпкой.)

– Кто ходит сидя? (Шахматист.)

– Может ли курица назвать себя птицей? (Нет, она не умеет говорить.)

– Что находится посередине земли? (Буква М.)

– Что бывает в пустом кармане? (Дырка.)

– Сколько горошин может войти в пустой стакан? (Нисколько, горошины не ходят.)

– Сколько яиц голодный человек может съесть натощак? (Одно, все остальные будут уже не «натощак».)

– Профессор ложится спать в 8 часов вечера, а будильник ставит на 9 часов утра. Сколько времени будет спать профессор? (Один час, будильник «не различает» 9 часов утра и вечера.)

– Горело 7 свечей. 2 погасли. Сколько осталось? (Остались две погасшие, остальные сгорели.)

– Шли три чудака, нашли три пятака. За ними пятеро идут, сколько они найдут? (Неизвестно, но скорее всего – нисколько.)

2. Практическая работа «Что потом?» (12–15 мин)

Обычно дети воспринимают сказку как законченное целое, в котором «ни убавить, ни прибавить».

Использование приёма фантазирования «Что потом?» позволяет придумывать продолжения известных сюжетов.

Учитель предлагает придумать продолжения некоторых сюжетов.


Например:

– Лиса съела Колобка, что потом? Как Колобок себя вёл внутри Лисы? Может быть, он продолжал петь и мешал ей охотиться? А, может, он смог выскочить и убежать от Лисы, когда она зевнула?..

– Золушка стала жить с принцем во дворце, а что потом? Продолжала ли она заниматься хозяйством по привычке? Как складывались её отношения с сёстрами и мачехой? Осталась ли она доброй, кому она помогала во дворце?..

– За вредность старухе Шапокляк подарили связку воздушных шаров, и она улетела. А что было потом? Где она приземлилась? Как объяснила своё появление? Как потом отомстила Чебурашке и его друзьям?..

– Мойдодыр вымыл неряху, а что потом? Стал ли мальчик аккуратным? Как родители и товарищи отнеслись к тому, что он изменился?..


Желательно, чтобы 3–4 сюжета обсуждались кратко (ответы на вопросы), а один сюжет (по выбору детей) можно рассказать подробно, как «настоящую» сказку.

Возможен вариант, когда дети придумывают продолжение по цепочке, а затем учитель повторяет готовый сюжет.

3. Проверка домашнего задания (5 мин)

Варианты решения проблемы «Как спастись от лая собак-пересобак» оцениваются не только с изобретательской точки зрения, но и с позиций гуманности (предложения, связанные с тем, чтобы этих собак убить, взять в плен, покалечить… – не засчитываются).

Можно обсудить, почему эти варианты неприемлемы, к каким последствиям могут привести негуманные решения.

4. Работа в группах «Сказки с тремя концами» (10–12 мин)

– Можно сказать, что у нас получилась одна сказка, у которой много концов – ваших способов выхода из ситуации. Когда читаешь сказку, иногда бывает, что конец не очень нравится, хочется, чтобы он был другим, но что поделаешь – книга уже написана…

А Джанни Родари придумал необычные сказки – сказки с тремя концами, из которых читатель сам может выбрать тот, который ему больше нравится.

Например, сказка про приключения Буратино, у которого нос увеличивался, когда он начинал лгать. Буратино врал и разбогател на торговле строительными материалами (он нос отпиливал и продавал). А вот три конца этой сказки: в одном варианте Буратино стал богатым, но остался добрым и помогал другим; по другой версии, Буратино однажды случайно сказал правду и всё его богатство исчезло, а нос больше не «работал»; в третьем варианте один человек смог перехитрить Буратино и обмануть его, забрав себе всё его богатство…


Задание группам: придумать несколько концов к известным сказкам (сказки предлагает учитель, или дети выбирают их сами по желанию).

Подведение итогов работы: оцениваются концы сказок с точки зрения разнообразия сюжетов.

5. Домашнее задание (2–3 мин)

Придумать несколько продолжений ситуации: «Ученик пишет с ошибками. К чему ХОРОШЕМУ это может привести?».

6. Упражнение «Фантастические продолжения» (3–5 мин)

Учитель называет какое-либо реальное событие. Например: прошёл дождь, нарисовали портрет, замычала корова, сломался велосипед, выросла ромашка… Нужно придумать сказочные, необычные последствия.


Например:

– Прошёл дождь, но на земле вместо травы выросли новые дождики (капли были семенами дождя). А что было потом?

– Нарисовали портрет, а он умел слышать и говорить. Где и для чего его можно использовать?..

– Корова замычала, и у каждого, кто её слышал, появился в руках стакан молока. Чем всё закончилось?

7. Подведение итогов занятия (3 мин)

Можно провести в виде обсуждения: «Что было на занятии? Что будет потом? А чего бы хотелось?»

Занятие 20
Приём «Творческая ошибка»

Основная мысль занятия: для придумывания сказки можно использовать ошибки в словах.

1. Игра на внимание «Запрещённое движение» (3 мин)

Учитель показывает различные движения, которые нужно вслед за ним повторять. При этом какое-либо движение (например, руки вверх) объявляется запрещённым, его повторять нельзя (можно показать другое или остаться в предыдущем положении).

Игра проводится в быстром темпе на выбывание.

2. Проверка домашнего задания (5 мин)

– Мы играли в игру, в которой правила нельзя было нарушать. В жизни тоже существует множество правил и запретов, которые лучше не нарушать: нельзя играть со спичками, перебегать дорогу перед приближающейся машиной, чистить уши острыми предметами (продолжите сами).

В школе вас тоже окружают правила, и их нарушение имеет неприятные последствия: можно получить «двойку», могут наказать, придётся переделывать работу и др.

Но, может быть, в ошибках есть что-нибудь и хорошее?


Дети высказывают свои предположения, в конце учитель обобщает:

– Действительно, на ошибках учатся. А Джанни Родари открыл, что на ошибках можно не просто учиться, а учиться фантазировать. Этим сегодня мы будем заниматься.

3. Работа в группах «Объясни ошибку» (12–15 мин)

– Если написать слово «автомобиль» правильно, без ошибок, то фантазия не работает – это обыкновенная машина, которую все знают. А если ученик ошибся и пропустил какую-нибудь букву или нечаянно вписал лишнюю… И тогда могут получиться вот такие слова: «атомобиль» – наверно, он использует атомную энергию вместо бензина; «автомобил» – в нём, пожалуй, очень жёсткие сиденья; «автомобуль» – эта машина умеет плавать; а «автормобиль» – это специальный автомобиль для писателей.

Про каждую из таких машин уже можно сочинить какую-нибудь интересную историю… Приведите свои примеры, когда ошибка помогает увидеть в предмете что-то необычное, смешное.

– Интересные сюжеты получаются, когда берётся не отдельное слово, а слово в предложении, особенно если оно всем хорошо известно.

Например, ошибка в пословице «Ум – хорошо, а два лучше» привела к такому высказыванию: «Ус – хорошо, а два лучше». Такое действительно может быть, попробуйте объяснить: кому и для чего мало одного уса, а нужно обязательно два?

– А можно объяснить не одним предложением, а придумать сюжет…


Группы получают 1–2 предложения с ошибкой (можно использовать пословицы, стихотворные строчки, ошибочные предложения из детских работ – см. приложение), нужно объяснить, как и почему такое произошло.

Оценка работ производится с точки зрения разработанности сюжета, убедительности и оригинальности причин.

4. Упражнение «Кит и Кот» (15 мин)

– Поэт Борис Заходер придумал длинную сказку под названием «Кит и Кот». А сюжет её строится именно на том, что была допущена ошибка, и вот что получилось:


Кот – огромный, просто страшный,
Кит был маленький, домашний,
Кит мяукал, Кот пыхтел,
Кит купаться не хотел…
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану,
Ловит Кит мышей на суше,
Кот на море бьёт баклуши…

Но потом возникла проблема, когда перед китобойным судном вдруг появился Кот-великан… Всё заканчивается хорошо: в тексте обнаружили опечатку, исправили ошибку, и всё стало на свои привычные места…


Учитель предлагает детям сочинить аналогичную сказку.

Последовательность сочинения:

1) Выбрать два любых слова, схожие по звучанию.

Например:

Ворона – корона.


2) Поменять местами выбранные объекты.

Например:

Ворона оказалась на голове у королевы, а корона – на огороде.


3) Дать объяснение, как такое может быть.

Например:

«Однажды подул такой сильный ветер, что с головы королевы сдуло корону и занесло её на огород за городом… В это время спящая ворона свалилась с ветки прямо на голову королеве, но она ничего не заметила…»

4) Развить сюжет (придумать продолжение сказки).

Например:

«Ворона проснулась и очень удивилась, увидев, что она попала на бал во дворец. В это время королева подошла к зеркалу и обнаружила, что у неё на голове сидит ворона. Но так как дело было на балу, то королева не стала прогонять ворону, а, наоборот, велела украсить её драгоценностями… Придворные решили, что это новая мода, и по всей стране началась охота за воронами, чтобы они служили украшением женских причёсок…

В это время бедный крестьянин нашёл на огороде корону и решил её продать на базаре. Но оказалось, что корону никто не хотел покупать, потому что все покупали только ворон…

И крестьянин придумал вот что: он начал делать короны, украшенные воронами, и продавал их, уверяя, что искусственные вороны гораздо удобнее, чем настоящие, а драгоценности для украшения он брал из короны…»

Примечание. Обычно на занятии во время коллективной работы цельной законченной сказки не получается, только обозначаются направления развития сюжета.

5. Домашнее задание (2–3 мин)

Развить сюжет, придуманный на занятии, или сочинить свою аналогичную историю.

6. Подведение итогов занятия (3–5 мин)

«Жил как-то один молодой человек, который мечтал стать великим изобретателем. Он учился день и ночь, учился много лет и, наконец, сказал себе:

– Я многому научился, стал УЧОНЫМ, и теперь всем покажу, на что я способен!

Он сразу же принялся за эксперименты, и ему удалось изобрести дырки в сыре. Но потом он узнал, что дырки уже были изобретены.

И тогда он начал учиться заново. Учился с утра до вечера и с вечера до утра, учился многие месяцы и, наконец, сказал себе:

– Пора кончать. Теперь я уже УЧОННЫЙ… Надо посмотреть, на что же я способен.

И все увидели, что он изобрёл дырки в зонтике. И все очень смеялись. Но он не пал духом, а снова взялся за книги, продолжал свои эксперименты и, наконец, сказал себе:

– Ну, вот, теперь я уверен, что не ошибаюсь. Теперь я просто УЧЁННЫЙ.

Но всё-таки он опять ошибался. Он придумал окрашивать корабли акварельными красками. Это было очень дорого и меняло цвет моря.

– И всё-таки я не отступлюсь! – решил отважный изобретатель, у которого голова уже покрылась сединой.

Он снова сел за книги и занимался так много, что действительно стал УЧЁНЫМ. И тогда он смог изобрести всё, что ему хотелось. Он придумал, например, машину для поездок на Луну; поезд, которому достаточно было одного-единственного зёрнышка риса, чтобы промчаться тысячу километров; туфли, которые никогда не снашивались, и множество других таких же интересных вещей.

Одного только он не смог придумать – как научиться никогда не делать ошибок. И, наверное, никто не придумает этого».

Бином фантазии. Дети последовательно просматривают картинки или игрушки, затем выбирают два объекта, которые трудно объединить в сказоч­ном сюжете. Сочинение истории про них и называется «бином фантазии». Так, можно показать детям две картинки, на которых изображены кошка и сумка, и предложить придумать сказку. Конечно же, легче представить себе отношения между кошкой и собакой, кош­кой и мышкой. Но необходимо специально создать обстановку повышенной сложности. Только размышляя, изобретая, находясь в состоянии активной мыслительной деятельности, могут развиваться дети. Предлагаем вам следующие пары предметов и явлений для их соединения методом «бином фантазии». Приведем пример одной такой сказки. «Слон в шкафу». В доме жил фарфоровый слон. Скучно было ему и одиноко, не было у него друзей. Пошел он однажды погулять и вдруг увидел, что в конце улицы стоит шкаф и скучает. Слон спросил: «Почему вы тут стоите, разве у вас нет дома?» - «Нет у меня ни дома, ни друзей - я совсем один!» - ответил шкаф. Слон предложил: «Давайте дружить!» Шкаф согласился. Стали они разговаривать, да так и подружились. С тех пор шкаф живет у слона дома, они охраняют друг друга.

Слайд 23 из презентации «Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Формирование речевого творчества старших дошкольников посредством обучения сочинению сказок.pptx» можно в zip-архиве размером 3185 КБ.

Скачать презентацию

«Математика в ДОУ» - Дети садятся за стол и рисуют под диктовку. Посмотрите, какой длинный поезд. Навстречу едет товарный поезд. Мы сядем за стол и выполним несколько заданий. Для того, чтобы было весело ехать, споём песню. Вагончики бегут бегут, бегут. Давайте мы письмо почитаем. Карлсон показывает карточки с кодами. Материал к занятию.

«Развивающая математика для малышей» - Зайчик. Треугольник. Круг. Математика для малышей. Предметы круглой формы. Геометрические фигуры. Познакомить детей с геометрической фигурой. Фактор интеллектуального развития. Демонстрационный материал. Построим треугольник.

«Математика для дошкольников» - Математические способности. Логические блоки Дьенеша. Способности. Программа "Радуга". Анализ программ. Карточки - символы. Задачи использования логических блоков. Программа воспитания и обучения в детском саду. Использование логических блоков. Вид мышления. Программа "Детство". Программа "Развитие".

«Здравствуй мир» - Путешествие в Африку Путешествие в Австралию и Антарктиду Путешествие в Америку Зоопарк. Возможный максимум. Уметь объяснять свое отношение к миру. Как работать с пособиями для детей. Примерная сетка занятий для разных возрастных групп. Образное формирование конкретных понятий. Информированность. Нельзя ориентироваться ни на слабого, ни на сильного.

«Овладение грамотой» - Рисование орнамента. Образуй множественное число. Подбор антонимов. Зелёный круг. Крепкий фундамент. Что лишнее. Достаточность словарного запаса. Как можно назвать одним словом. Определить место звука «Л» в словах. Сформированность грамматического строя речи. Штриховка. Полноценность владения речевыми звуками.

Мы видели, как тема для фантазии – отправная точка рассказа – возникла из одного‑единственного слова. Но то был, скорее, оптический обман. В действительности для возникновения искры одного электрического заряда недостаточно – нужно, чтобы их было два. Одно слово («Буффало. И название сработало…» – говорит Монтале) оживает лишь тогда, когда оно встречает другое, его провоцирующее, заставляющее сойти с рельсов привычки, раскрыть новые смысловые возможности. Нет жизни без борьбы. Воображение отнюдь не составляет некую обособленную часть ума, оно – сам ум, одно с ним целое и реализуется путем одних и тех же приемов в самых различных областях. Ум же рождается в борьбе, а не в покое. Анри Валлон в своей работе «Истоки мышления у детей»

пишет, что мысль возникает из парных понятий. Понятие «мягкий» появляется не до и не после появления понятия «жесткий», а одновременно с ним, в процессе их столкновения, который и есть созидание. «Основа мысли – это ее двойственная структура, а не составляющие ее отдельные элементы. Пара, двойка, возникла раньше, чем единичный элемент».

Итак, вначале было противопоставление. Того же мнения придерживается Поль Кли, когда пишет в своей «Теории формы и изображения», что «понятие немыслимо без своей противоположности; не существует понятий самих по себе, как правило, мы имеем дело с „биномами понятий“».

Рассказ может возникнуть лишь из «бинома фантазии».

«Конь – пес», в сущности, не представляет собой «бинома фантазии». Это всего лишь простая ассоциация внутри одного вида животных. При упоминании этих двух четвероногих воображение остается безразличным. Это – аккорд типа терции мажор, и ничего заманчивого он не сулит.

Надо, чтобы два слова разделяла известная дистанция, чтобы одно было достаточно чуждым другому, чтобы соседство их было сколько‑нибудь необычным, – только тогда воображение будет вынуждено активизироваться, стремясь установить между указанными словами родство, создать единое, в данном случае фантастическое, целое, в котором оба чужеродных элемента могли бы сосуществовать. Вот почему хорошо, когда «бином фантазии» определяется случаем. Пусть два слова будут продиктованы двумя детьми так, чтобы один не знал, что сказал другой; или можно прибегнуть к жеребьевке, или пусть ребенок, не умеющий читать, ткнет пальцем в далеко отстоящие друг от друга страницы словаря.

Когда я был учителем, я вызывал к доске двух учеников, одного просил написать слово на видимой стороне доски, другого – на оборотной. Этот небольшой подготовительный ритуал имел определенный смысл. Он создавал атмосферу напряженного ожидания, сюрприза. Если ребенок писал на виду у всех слово «пес», то оно уже было особым словом, готовым к определенной роли в необычной ситуации, к тому, чтобы стать участником некоего непредвиденного события. «Пес» уже был не просто четвероногим, он был героем приключения, вымышленным персонажем, полностью находящимся в нашем распоряжении. Повернув доску, мы обнаруживали, предположим, слово «шкаф». Дети встречали его взрывом смеха. Слово «утконос» или «четырехгранник» не имело бы такого успеха. Отдельно взятое, слово «шкаф» не заставит ни смеяться, ни плакать. Оно инертно, бесцветно. Но «шкаф» в паре с «псом» – это совсем другое дело. Это уже открытие, изобретение, стимул.

Много лет спустя я прочел у Макса Эрнста обоснование его идеи «систематического смещения». Эрнст воспользовался как раз изображением шкафа, каким его нарисовал Де Кирико, – посреди классического пейзажа, в окружении оливковых деревьев и греческих храмов. Будучи «смещенным», попав в необычный контекст, шкаф превращался в какой‑то загадочный предмет. Возможно, в этом шкафу висела одежда, а быть может, нет. Факт таков, что шкаф был полон притягательности.

Виктор Шкловский описывает эффект «остранения», достигаемый Л.Н.Толстым, когда тот говорит об обычном диване словами, которые употребил бы человек, никогда дотоле дивана не видевший и никакого понятия о том, как им пользоваться, не имевший.

В «биноме фантазии» слова берутся не в их обычном значении, а высвобожденными из языкового ряда, в котором они фигурируют повседневно. Они «остранены», «смещены», выхвачены и витают на невиданном дотоле небосводе. Таковы, на мой взгляд, оптимальные условия для появления на свет занимательного рассказа.

Итак, возьмем все те же два слова: «пес» и «шкаф».

Самый простой способ их сочленить – это прибегнуть к помощи предлога (а по‑русски еще и падежа. – Ю.Д.). Таким образом мы получим несколько картин:

пес со шкафом

пес на шкафу

пес в шкафу

Каждая из этих картин может послужить основой для придумывания конкретной ситуации:

1. По улице бежит пес со шкафом на спине. Это его будка – значит, в этом нет ничего особенного. Он всегда ее таскает на себе, как улитка раковину. И так далее и тому подобное, по вашему разумению.

2. Шкаф пса: подобная идея, скорее всего, способна вдохновить архитектора, дизайнера, специалиста по богатым интерьерам. «Шкаф пса» предназначен для хранения собачьей одежды, набора намордников и поводков, теплых тапочек, нахвостника с помпончиками, резиновых костей, игрушечных котят, путеводителя по городу (чтобы пес ходил за молоком, за газетой и за сигаретами для хозяина). Никакой сюжет на эту тему мне в голову не приходит.



3. Пес в шкафу: вот это многообещающая тема. Доктор Полифемо, придя домой, лезет в шкаф за домашней курткой, а в шкафу – собака. Нас сразу ставят перед необходимостью найти объяснение этому явлению. Но объяснение можно отложить и на потом. В данный момент интереснее проанализировать создавшееся положение с близкого расстояния. Пес неопределенной породы. Может быть, натаскан для охоты за шампиньонами, а может, за цикламенами, а может, за рододендронами. Он добродушен, приветливо виляет хвостом, вежливо подает лапу, но о том, чтобы вылезти из шкафа, и слушать не желает; как его доктор Полифемо ни упрашивает, пес неумолим.

Доктор Полифемо отправляется в ванную принимать душ и там, в шкафчике, обнаруживает другую собаку. Третья сидит в кухонном шкафу среди кастрюль, четвертая – в посудомойке, еще одна, в полузамороженном виде, – в холодильнике. Симпатичный щенок прячется в закутке для половых щеток, а маленькая болонка – в ящике письменного стола. Доктор Полифемо мог бы, конечно, вызвать лифтера и с его помощью выдворить непрошеных гостей из квартиры, но доктор Полифемо собачник, и сердце подсказывает ему другое решение. Он побежал в мясную лавку и купил десять килограммов вырезки, чтобы накормить своих гостей. Отныне он ежедневно берет по десять килограммов мяса. Это не может пройти незамеченным. Хозяин мясной лавки почуял что‑то неладное. Пошли разговоры, пересуды, начались и клеветнические измышления. А не прячет ли доктор Полифемо в своей квартире шпионов, гоняющихся за атомными

секретами? Не производит ли каких‑нибудь дьявольских опытов – иначе зачем ему столько мясных полуфабрикатов? Бедняга‑доктор стал терять клиентуру. Поступил донос в полицию. Начальник полиции распорядился произвести у доктора обыск. И только тут выяснилось, что доктор Полифемо претерпел все эти неприятности исключительно из‑за любви к собакам.

На этой стадии рассказ представляет собой лишь «сырье». Обработать его, превратить в законченный продукт – задача писателя. Нас же интересовало одно: привести пример «бинома фантазии». Бессмыслица может и остаться бессмыслицей. Важен процесс: дети владеют им в совершенстве и получают от него истинное удовольствие – я имел возможность наблюдать это во многих школах Италии. Описанное упражнение, конечно же, дает вполне ощутимые плоды, мы потом еще поговорим об этом. Но не следует недооценивать и развлекательный момент. Особенно если учесть, как мало в наших школах смеются. Одно из самых закоренелых и трудно преоборимых представлений о педагогическом процессе заключается как раз в убеждении, что процесс этот должен протекать угрюмо. Кое‑что знал на сей счет еще Джакомо Леопарди, писавший в своем «Дзибальдоне» 1 августа 1823 года: «Прекраснейшая, счастливейшая пора жизни, детство, сопряжена с тысячью мучений, с тысячью тревог и страхов, со столькими тяготами воспитания и ученья, что взрослый человек, несмотря на все свои мытарства, даже если бы мог, никогда не согласился бы вновь стать ребенком, дабы не пережить заново пережитое когда‑то».

5. «СВeТ» И «БОТИНКИ»

Приводимая ниже история была придумана мальчиком пяти с половиной лет при участии еще трех его товарищей в подготовительной школе «Диана» города Реджо‑Эмилия. «Бином фантазии», из которого она родилась, – «свет» и «ботинки» – был подсказан воспитательницей (на следующий день после того, как мы обсуждали этот метод на нашем семинаре). Вот эта история без лишних предисловий:

Жил‑был однажды мальчик, который любил надевать папины ботинки. Папе надоело, что сын забирает его ботинки, и вот как‑то вечером он взял и подвесил сына к люстре; в полночь сын свалился на пол, тогда папа сказал:

– Кто это, уж не вор ли?

Глянул – сын лежит на полу. И весь горит. Тогда папа крутанул его голову, но он не погас, потянул за уши, а сын все горит, нажал на кончик носа – опять горит, потянул за волосы – горит, нажал на пупок – горит. Тут папа снял с сына ботинки, и тогда он погас.

Финал, придуманный, кстати, не основным рассказчиком, а другим малышом, настолько пришелся по вкусу ребятам, что они сами себе зааплодировали: действительно, находка точно и логично замыкала круг и придавала рассказу завершенность; но было здесь и кое‑что другое.

Я думаю, сам Зигмунд Фрейд, если бы он мог незримо при сем присутствовать, разволновался бы, услышав рассказ, столь легко поддающийся интерпретации в духе теории о «комплексе Эдипа», начиная с завязки, с мальчика, надевающего отцовские ботинки. Ведь «снять с отца ботинки» – значит занять его место возле матери! Борьба эта неравная, отсюда неизбежность всякого рода призраков смерти. Судите сами:

«Подвесить» близко по значению к «повесить». А где же все‑таки оказался мальчик – на полу или в земле? Все сомнения отпадут, если правильно прочесть слова «он погас», знаменующие трагическую развязку. «Угаснуть» и «умереть» – синонимы. «Угас во цвете лет» – пишется в некрологах. Побеждает более сильный, более зрелый. Побеждает в полночь, в час духов… А перед концом – еще и пытки: «крутанул его голову», «потянул за уши», «нажал на кончик носа»…

Я не буду слишком увлекаться этим произвольным опытом из области психоанализа. На то есть специалисты: им и карты в руки. Но если «глубинное», подсознательное действительно завладело «биномом фантазии» как подмостками для своих драм, то в чем же это проявилось? В резонансе, вызванном в детском сознании словом «ботинки». Все дети любят надевать папины ботинки и мамины туфли. Чтобы быть «ими». Чтобы быть выше ростом. И просто для того, чтобы быть «другими». Игра в переодевание, помимо ее символики, всегда забавна в силу возникающего из нее гротескного эффекта. Это театр: интересно облачиться в чужой костюм, играть какую‑то роль, жить не своей жизнью, перенимать чужие жесты. Жаль, что только для карнавала детям позволяют надевать отцовский пиджак или бабушкину юбку. В доме следовало бы всегда иметь корзину с вышедшей из употребления одеждой – для игры в переодевание. В детских учреждениях Реджо‑Эмилии для этого имеются не только корзины, но целые костюмерные. В Риме на улице Саннио есть базар, где торгуют подержанными вещами, вышедшими из моды вечерними туалетами; именно туда мы ходили, когда дочка наша была маленькой, пополнять вышеозначенную корзину. Я уверен, что ее подруги любили наш дом, в частности, благодаря этой «костюмерной».

Почему мальчик «горит»? Наиболее очевидную причину следовало бы искать в аналогии: если мальчика «подвесили» к люстре, как электрическую лампочку, то он и ведет себя как лампочка. Но это объяснение было бы достаточным, если бы мальчик «загорелся» в тот момент, когда отец его «ввернул». Однако в этом месте рассказа ни о каком «зажигании» речи нет. Мы видим, что мальчик «зажегся» только после того, как упал на пол. Я думаю, что если воображению ребенка понадобилось некоторое время (несколько секунд), чтобы обнаружить аналогию, то произошло это потому, что аналогия выявилась не сразу с помощью «видения» (маленький рассказчик «увидел» «ввинченного» мальчика «зажженным»), а сначала прошла по оси «словесного отбора». В голове ребенка, пока шел рассказ, происходила своя самостоятельная работа вокруг слова «подвешен». Вот эта цепочка: «подвешен», «включен», «зажжен». Словесная аналогия и не произнесенная вслух рифма дали ход аналогии зрелищного образа. Короче говоря, имела место та работа по «конденсации образов», которую все тот же доктор Фрейд так хорошо описал в своем труде о творческих процессах во сне. С этой точки зрения рассказ и впрямь выступает перед нами как «сон с открытыми глазами». Такова вся атмосфера сцены, ее абсурдность, наслоение тем.

Из этой атмосферы мы выходим с помощью попыток отца «погасить» «мальчика‑лампочку». Вариации на данную тему навязаны аналогией, но развиваются в разных планах: так подключается и опыт движений, необходимых для того, чтобы погасить лампочку (вывинтить ее, нажать кнопку, потянуть за шнурок и т.д.), и знание собственного тела (от головы переход к ушам, носу, пупку и т.д.). На этой стадии игра становится коллективной. Главный рассказчик сыграл лишь роль детонатора, взрыв же вовлек всех, его результат кибернетики назвали бы «амплификацией».

В поисках вариантов дети рассматривают друг друга, обнаруживают на теле соседа новые находки; жизнь подключается к рассказу, наталкивает на открытия, происходит нечто аналогичное тому, что делает рифма, когда она диктует поэту, сочиняющему стихи, содержание, как бы привносимое ею в лирическую ситуацию извне. Описанные движения тоже рифмуются, хотя и не совсем точно, причем это рифмы соседние, то есть простейшие, типичные для детского стишка.

Заключительный вариант – «папа снял с сына ботинки, и тогда он погас» – знаменует еще более решительный разрыв со сном. И это логично. Именно отцовские ботинки удерживали мальчика в «зажженном» состоянии, ведь с них все началось; стоит снять с мальчика ботинки, и свет пропадет – рассказ может на этом закончиться. Зародыш логической мысли руководил магическим орудием – «папиными ботинками» – в направлении, противоположном первоначальному.

Делая это открытие, дети вводят в вольную игру воображения математический элемент «обратимости» – пока еще как метафоры, а не как идеи. К идее они придут позже, а пока сказочный образ, видимо, создал основу для структурализации идеи.

Последнее замечание (то, что оно последнее, получилось, разумеется, случайно) касается включения в рассказ нравственных критериев. С моральной точки зрения эта история предстает как наказание за непослушание, более того, она выдержана в духе соответствующей культурной модели. Отца надлежит слушаться, он имеет право наказывать. Традиционная цензура позаботилась о том, чтобы рассказ был выдержан в рамках семейной морали. Ее вмешательство поистине дает основание сказать, что к рассказу «приложили руки и небо и земля»: подсознательное с его противоречиями, опыт, память, идеология и, конечно, слово во всех его функциях. Чисто психологического или психоаналитического прочтения было бы недостаточно для того, чтобы осветить значение рассказа с различных сторон, как это попытался, хотя бы вкратце, сделать я.

6. ЧТО БЫЛО БЫ, ЕСЛИ…

Гипотеза, – писал Новалис, – подобна сети: забрось ее, и, рано или поздно, что‑нибудь да выловишь".

Сразу же приведу знаменитый пример: что было бы, если бы человек вдруг проснулся в обличье отвратительного насекомого? На этот вопрос с присущим ему мастерством ответил Франц Кафка в своем рассказе «Превращение». Я не утверждаю, что рассказ Кафки родился именно как ответ на этот вопрос, но ведь факт таков, что трагедийная ситуация создается здесь именно как следствие совершенно фантастической гипотезы. Внутри нее все становится логичным и по‑человечески понятным, наполняется смыслом, поддающимся различным толкованиям. Нечто символическое живет самостоятельной жизнью, и его можно представить во многих реальных ситуациях.

Техника «фантастических гипотез» предельно проста. Она неизменно выражена в форме вопроса. Что было бы, если?

Для постановки вопроса берутся первые попавшиеся подлежащее и сказуемое. Их сочетание и дает гипотезу, на основе которой можно работать.

Пусть подлежащим будет «город Реджо‑Эмилия», а сказуемым – «летать». Что было бы, если бы город Реджо‑Эмилия начал летать?

Пусть подлежащим будет «Милан», а сказуемым «окружен морем». Что было бы, если бы Милан внезапно оказался посреди моря?

Вот две ситуации, внутри которых повествовательные элементы могут сами по себе множиться до бесконечности. Чтобы запастись подсобным материалом, мы можем представить себе реакцию разных людей на необычайную новость, вообразить всякого рода происшествия, вызванные тем или другим событием, возникающие в связи с ними споры. Получилось бы целое эпическое полотно в стиле позднего Палаццески. Главным героем можно было бы сделать, например, мальчика, вокруг которого каруселью завертится вихрь самых непредвиденных событий.

Я заметил: когда подобную тему дают деревенским детям, они заявляют, что первым, кто обнаружил новость, был сельский пекарь – ведь он встает раньше всех, даже раньше церковного служки, которому надо звонить в колокол, сзывать к заутрене. В городе открытие совершает ночной сторож; в зависимости от того, что в ребятах развито сильнее, гражданственность или привязанность к семье, сторож сообщает новость либо мэру, либо жене.

Городские дети часто вынуждены манипулировать персонажами, которых они лично не знают. Деревенским детям лучше, они не должны придумывать какого‑то отвлеченного пекаря, им сразу приходит в голову пекарь Джузеппе (иначе как Джузеппе я его назвать не могу: мой отец был пекарем и звали его Джузеппе); это помогает им вводить в рассказ знакомых, родственников, друзей, отчего игра сразу становится веселее.

В упомянутых мною статьях в «Паэзе Сера» я ставил следующие вопросы:

– Что было бы, если бы у Сицилии оторвались и потерялись пуговицы?

– Что было бы, если бы к вам постучался крокодил и попросил одолжить ему немного розмарина?

– Что было бы, если бы ваш лифт рухнул – провалился в сердцевину земного шара или взлетел на Луну?

Только третья тема вылилась у меня впоследствии в настоящий рассказ, героем которого стал официант из бара.

То же самое и с детьми: больше всего их увлекают самые нелепые и неожиданные вопросы, именно потому, что последующая работа, то есть развитие темы, есть не более как освоение и продолжение уже сделанного открытия; хотя бывают, конечно, и случаи, когда тема, совпав с личным опытом ребенка, будучи созвучна обстановке, в которой он растет, его окружению, побуждает ребенка вторгаться в нее самостоятельно, подойти к реальности, уже заполненной знакомым содержанием, с непривычной стороны.

Недавно в одной средней школе мы с ребятами придумали такой вопрос: Что было бы, если бы в телецентр для участия в викторине «Рискуй всем» явился крокодил?

Вопрос оказался весьма продуктивным. Мы как бы обнаружили новый ракурс, позволяющий смотреть телевизор со своей точки зрения и судить о своем опыте телезрителей. Чего стоила одна беседа крокодила с растерявшимися работниками телецентра на бульваре Мадзини! Он требовал, чтобы его допустили к участию в викторине как специалиста по ихтиологии. Крокодил показал себя непобедимым. После каждого удвоения ставки он проглатывал конкурента, забывая при этом проливать слезы. Под конец он съедал даже ведущего – Майка Бонджорно, но крокодила в свою очередь проглатывала ведущая – Сабина; дело в том, что ребята были пламенными ее поклонниками и хотели, чтобы она любой ценой вышла победительницей.

Впоследствии я этот рассказ переделал и со значительными изменениями включил в свою «Книгу машинных новелл». В моем варианте крокодил выступает как эксперт по кошачьему помету; пусть я погрешил пищеварительным натурализмом, но зато рассказ приобрел заряд демистификации. В конце рассказа Сабина не съедает крокодила, а заставляет его выплюнуть в обратном порядке всех, кого он проглотил. Здесь уже, как мне кажется, не бессмыслица. Здесь фантазия используется для установления активной связи с действительностью более отчетливо. На мир можно смотреть прямо, но можно смотреть и с заоблачной высоты (в век самолетов это нетрудно). В действительность можно войти с главного входа, а можно влезть в нее – и это куда забавнее – через форточку.

Ольга Давыдова
Комплексное занятие «Бином фантазии»

Комплексное занятие "Бином фантазии "

(Занятие можно провести в один день, как два занятия )

1. Развитие речи

2. Рисование.

Программное содержание :

Развивать у детей творческое воображение

Продолжать работу по активизации и уточнению словаря детей;

Закреплять умение согласовывать существительные с другими частями речи.

Учить детей разнообразным способам изображения предметов, явлений.

Учить выделять в рисунке главное цветом. формой, положением на листе бумаги.

Материал : карточки с картинками, изображающие предметы, животных. Тонированные листы бумаги, краски, карандаши, мелки.

Ход занятия:

На столе воспитателя карточки с картинками (рисунком вниз) . Вызванные два ребенка выбирают карточки и показывают детям. Например "пёс + шкаф"

Задание :

1. необходимо соединить эти два слова используя предлоги- "пёс НА шкафу", "пёс В шкафу" и т. д.

2. Предложить детям составить предложения с этими словосочетаниями.

3. Выбрать наиболее удачные предложения или то, какое хочет ребенок.

4. Предложить составить короткий рассказ; составить рассказ детям, сидящим за одним столом.

5. Предложить детям нарисовать картинку к своему рассказу.

В конце занятия устроить выставку работ, а дети рассказывают, что они изобразили.

Публикации по теме:

Игровое комплексное занятие «Кладовая леса» КГКП детский сад-ясли №11 «Айголек» акимата г. Усть-Каменогорска. Воспитатель: Карпова Н. Н. 22 апреля 2014 г. Цель: 1. Выявить знания детей.

Итоговое комплексное занятие в старшей группе Программное содержаниеФормирование звуковой выразительности речи. Развивать фонематическое восприятие. Обогащать словарь детей. Углублять.

Комплексное развивающее занятие «Кукла Жанна» Программное содержание. 1. Учить находить и правильно называть желтый цвет. Формировать грамматический строй речи, учить согласовывать существительное.

Комплексное занятие «Автобусная экскурсия» Цели: 1. Расширять кругозор детей 2. Активизировать речь детей 3. Развивать внимание и наблюдательность 4. Автоматизация звука "Р".

Комплексное занятие «Перелетные птицы» Цель: Воспитание любви и бережного отношения к природе, инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества. Задачи: Развитие связной.

Комплексное занятие «Рисуем осень» Цель: Познакомить детей с нетрадиционными методами рисования. Задачи: -научить детей рисовать пальчиками; -закрепить знание цветов (желтый,.

Комплексное занятие «В гости к бабушке» Цель: развитие речи детей младшего возраста средствами логоритмики. 1. Совершенствовать общую и мелкую моторику. 2. Расширять лексический.

Комплексное занятие «В гости к Лешему» Цель. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период. Дать элементарные понятия.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.