Вологодская роспись по дереву для детей. Вологодские росписи

Тема: Великоустюжская роспись.

Задание и материалы все в этом сообщении, рассылку по почте делать не буду. Все желающие порисовать пожалуйста дополнительно просмотрите ссылки.


Возникновение и развитие Великоустюжской росписи

В XVII веке живописное искусство было тесно связано с иконописью. Поэтому, в народном изобразительном искусстве нашли отражение и техника иконописания, и ее стилистические приемы, и ее терминология.

Среди живописцев русских северных городов добрую славу имели художники Великого Устюга. В XVII веке в городе было более тридцати пяти человек – живописцев-травщиков. Они писали иконы по заказу церквей и монастырей, они же украшали росписью бытовые вещи для горожан. Это стало толчком для образования великоустюжской росписи. В отличие от иконописных заказов, где художники должны были точно следовать установленным церковью правилам – канонам, в росписях бытовых предметов они писали все, что хотели, что видели вокруг себя и что поражало их воображение. Все, что относилось к окружающей природе – деревья, холмики, цветы – называли травами, а художников, рисовавших их, – травщиками. Поскольку травщики специализировались и на писании орнамента, именно им в первую очередь поручали работы по украшению бытовых вещей. Но, несмотря на то, что все живописцы Великого Устюга были потомственными живописцами, унаследовавшими от своих предков мастерство рисунка, творчество устюжан нашло отражение и в искусстве древних художников. Упрощая технические рисунки устюжских росписей, они по–своему перевоплощали и содержание их. Поэтому если образы городских художников близки церковной книге, то у деревенских они родственны былине или сказке.

Авторы живописных творений хорошо знали и любили художественные произведения своего времени. Одни из них были грамотными и могли читать сами (об этом свидетельствуют включенные в роспись надписи на коробах и сундуках, хранящиеся в Великоустюгском краеведческом музее), другие слышали их у деревенских сказителей – ведь большая часть древнерусских произведений дошла до нас в устной передаче.
Очень часто устюжские художники XVII века изображали героев Древней Руси: это и легендарные богатыри (человек-конь Полкан, Бова-Королевич, царь Александр Македонский), звери (лев, единорог, грифон), птицы (Стратим-птица, птица Сирин, попугай), невиданные растения. Но наряду со сказочно-фантастическими сюжетами художники отражали в своих росписях и темы, заимствованные из окружающей жизни. Кроме того, даже сюжеты, навеянные сказкой или легендой, приобретали порой под рукой живописца реальные черты. Все вышеизложенное о великоустюжской росписи является достоверными научными фактами.

Композиционное решение в росписи

Композиция в изобразительном искусстве связана с необходимостью передать основной замысел, идею произведения наиболее ясно и убедительно. И если в живописи композиция помогает передать иллюзию пространства, его глубину, то в народном и декоративно-прикладном искусстве художник композиционными приемами, наоборот, стремится подчеркнуть объем или плоскость украшаемого объекта.

В декоративной композиции тема может быть выражена способами, принципиально отличающими ее от композиции картины. Изображение пейзажа может разворачиваться не в глубину, а вверх, в таком случае дальние планы помещают над ближними, как в древнерусской иконе. Основная отличительная особенность декоративного изображения от реалистического состоит в том, что цвет предмета может быть дан без учета света и тени, возможен даже полный отказ от реального цвета. Важно, чтобы с помощью цвета создавался художественный образ.

Свойство декоративной композиции – декоративное преображение любой натуры, выделение народности, красочности, орнаментальности окружающего мира, соблюдение определенной меры условности изображения. Умелое обобщение формы нисколько не вредит выразительности. Отказ от второстепенных подробностей делает более заметным главное. К положительным результатам ведет не только строгий отбор главного, но и некоторая недосказанность, ассоциативность эмоционально–образного решения темы. Следует обратить внимание на композиционные приемы народного орнамента. Орнамент (от латинского ornamentum – украшение) – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов. В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный и антропоморфный.

В великоустюжской росписи используется растительный и геометрический орнамент. В любой росписи растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток... Наиболее часто встречается мотив «Древо жизни». Это единое целое, это ведущая линия в орнаменте, к которой прикрепляются все остальные элементы. «Древо жизни» (древо – дерево) старше человека и животных, оно пришло из глубокой древности. Его считают причастным к сотворению мира. «Древо жизни» уходит корнями глубоко в землю того края, где мы живем, где живет наш народ, где пекут по–своему хлеб, поют свои песни, хранят свои легенды и помнят историю прапрадедов. И если мы будем знать песни своего народа, обычаи, праздники, то и «Древо жизни» будет расти.

«Древо жизни» является символом творческих сил природы, незыблемости, миропорядка. Птицы, которые могут сидеть на ветвях «Древа жизни», являются вестниками счастья, они символизируют хозяина и хозяюшку. Стражем его является лев – хранитель очага. Наиболее часто «Древо жизни», его мотив изображается как цветущий куст – это относится и к великоустюжской росписи, и является растительным орнаментом. В устюжском узоре изображение цветка тюльпана является единственным мотивом росписи. Он заменил собою все остальные растительные элементы древнего травного орнамента. Однако это не помешало введению большого разнообразия деталей в каждом цветке. Он давался в различных ракурсах, приобретал иногда довольно далекий от оригинала вид. Некоторое объединение возможностей декорировки при использовании всего лишь одного растительного орнаментального элемента обычно компенсировалось изображением птиц, зверей, мифических существ и даже человека.

О чем рассказывает одежда гeрoeв

Жанровая сценка: по сторонам небольшого столика стоят двое – молодец и девица – с чарками в поднятых руках. Как ни лаконичен рисунок, художник сумел показать самое характерное: люди одеты в старинную длиннополую одежду и высокие шапки. Праздничность наряда художник показал нам по-своему, несколькими черточками и штрихами: полы платья он украсил рядами полукружий, значит, оно сшито из ткани с крупными цветами; заштрихованными полосками обозначил вышивку и узорную ткань на воротнике и шапке.

Если одежда героев передана художником так тонко и искусно, то изображение людей на первый взгляд может показаться по-детски неумелым. Очерченные почти прямыми и угловатыми линиями фигуры далеки от «натуры»: их руки разной длины и так изогнуты, словно вместо суставов у них гибкие пружины.

Художник не пытается сделать изображение объемным: у стола и стоящих на нем сосудов показаны только передние стенки, на одеждах нет ни одной складки. Вместо лица кружок, глаза и брови обозначены двумя запятыми, а нос и рот – прямыми черточками. Вся фигура повернута к зрителю в фас, а ноги – в профиль.

Так одевались бояре в допетровской Руси. Значит, своих героев художник одел в соответствии с обычаями своего времени.

Фрагмент росписи. Короб. Север. XVII век.

А сейчас поговорим об образах народного искусства - Берегиня, Сирин, Единорог, Лев, Полкан и пр. Крестьянин, если не полностью, то все же частично знал их древний смысл. Вот почему он с таким упорством обращался не ко всем, а к определенным, большей частью одним и тем же сюжетам. Надо признать, что почти все образы народного искусства содержательны. Прежде всего, скажем о древних образах мифологического рода: о божествах, конях, птицах, древах жизни.

Лев – бесконечно добродушный с пастью до ушей, растянутой в улыбку. В них нет и намека на свирепость. Их морды иногда похожи на человеческие (скоморошьи) личины, решены очень своеобразно. Фигуры то просты, то затейливы, головы обращены к зрителю, и порой окружены узорной гривой, как солнечным сиянием. Тела изогнуты, приведены в родство с растительными, гибкими ветками, внедрены в их узор. Кажется, что они возникают из него, вырастают, выходят на наших глазах. Крестьянских львов нельзя бояться. Чаще они спокойно лежат в орнаменте, поджав под себя лапы, тихо помахивая процветшим хвостом. Порой готовы изогнуться и невероятным усилием поворачивают головы, неотступно следя за нами. Иногда же привстают как сторожевые псы, оберегающие жилье хозяина. Существует мнение, что изображение льва служило в качестве оберега, стража, стерегущее хозяйское добро. Но они и украшают жилище крестьянина, вносят чувство необычности. Лев в понимании народного мастера – иногда похож на доброго пса или котенка.

Птица сирин. В крестьянском искусстве сирины чаще всего изображались на свадебных прялках, на тех, которые жених дарил своей невесте. В народном искусстве сирин превращается в сказочную жар-птицу, удивительно красивую, как чудесный гость, впорхнувшую в убогую избу и озарившую ее своим сиянием. В крестьянском искусстве сирин как бы спустился с неба на землю. Его охранительная роль осталась, но заменилась более личным обращением к владельцу вещи. Сирины стали стеречь не отвлеченное «древо жизни», а самого человека.

Птица Сирин. Копия. Роспись внутренней стороны крышки сундука. Великий Устюг. Начало XVIII века.

Богатырь полкан. В произведениях устюжских художников Полкан встречается часто. На нем то кольчуга, то русский кафтан и круглая, опушенная мехом шапочка. Вооружен он всегда луком со стрелами. Нацеливая стрелу или прямо перед собой, или повернувшись всем корпусом назад. Полкан всегда в движении.

Грифон – это крылатый зверь. У него мощные лапы с выпущенными когтями, поджарое туловище, а шея с пышной гривой завершается птичьей головкой с острым клювом. Поднятые вверх передние лапы, закрученный хвост, расправленные крылья и хищно раскрытый клюв показывает, что зверь приготовился поразить своего противника. Под ногами зверя – холмы с травкой, а вокруг – извивающиеся стебли цветов пестрой окраски. Это мифический зверь – грифон.

Откуда пришел к нам на Русь мифический зверь грифон? Много сотен лет до нашей эры в странах Древнего Востока грифон, как и лев, считался божеством, позже стал эмблемой власти. С Востока, через Италию и Византию, он попал в страны Западной Европы и к нам, на Русь. Как и лев, грифон привлек россиянина своей храбростью и силой, причем своим могуществом он превосходил льва: ведь у грифона было туловище зверя, орлиный клюв и огромные крылья.

Стратим-птица. В средневековых легендах представления о птицах были не менее фантастичны, чем о животных. Им приписывали мифическую силу и власть. Считалось, например, что павлин своим криком может прогнать змей. Видимо, поэтому в росписях устюжан обязательно присутствуют птицы.
Стратим-птицу изображали в росписях на коробьях. У нее сильно вытянутое, будто сложенное из двух плоских дощечек туловище, которое под прямым углом переходит в такую же длинную шею, заканчивающуюся маленькой головкой с большим загнутым клювом. Такой же, как у грифона или льва, скошенный круглый глаз с любопытством смотрит куда-то вдаль, сильные когтистые лапы охватывали край рамки, а поднятые крылья говорят, что птица готова взлететь. Не пытаясь детализировать изображение или сделать его объемным, художник одинаковыми косыми черточками зачертил тело птицы, ее шею и край крыла. Тем не менее птица кажется нам живой, полной мрачной таинственности и загадочности: она не похожа ни на одну из известных в природе птиц.

Единорог очень похож на коня, но у него на лбу растет длинный и острый рог. Его поэтому так и назвали – единорог.

В некоторых легендах единорог, слившись в один образ с каким-то неведомым божеством, становится царем всего подземного царства.

Нарисованный на крышке на фоне трав и цветов, единорог весело скачет, напоминая жеребеночка, выпушенного пастись на зеленую травку.

Это сходство еще увеличивает его глуповато-удивленная мордочка, приподнятые для прыжка передние ноги, мягкая шоколадная окраска животного.

Цветовое решение в росписи

Устюжские художники расписывали бытовые предметы в XVII веке, как и иконы, яичной темперой, т.е. красками, растворявшимися в желтке куриного яйца. Однако распространение живописного мастерства вносит в старую иконописную (по–видимому, более дорогую) рецептуру и состав красителей цветовое упрощение. Если на иконы шли золото, серебро и такие дорогие краски, как бакан, киноварь, голубец, то в росписи бытовых предметов старались больше употреблять сурика и жижгла (желтый). Удешевляли и растворитель: вместо одного желтка брали все яйцо.

Цвет в великоустюжской росписи играл подсобную роль: раскрашивая нанесенные предварительно контуры изображений, художник отнюдь не пытался подражать природе или же оттенками цвета сделать их объемными. Главной целью его было сделать предмет как можно ярче и наряднее. Поэтому устюжские росписи были похожи отчасти на восточные ткани XVI – XVII века.

В наше время цветовая гамма в росписи осталась той же: используются в основном желтый, оранжевый, красный, зеленый, а иногда коричневый и голубой, для оживки идет черный цвет.
В изобразительной деятельности принято считать, что богатый ассоциациями красный цвет – согревающий, оживляющий, активный, энергичный; зеленый цвет создает спокойное, приятное, мирное настроение; желтый цвет – теплый, добрящий, веселый, привлекательный; оранжевый цвет – веселый, радостный, пламенный, добрый. Поэтому в росписи мастера отдают предпочтение желтому и красному цвету, которые делают предметы праздничными, создают атмосферу тепла и уюта.

Лучше понять особенности цвета, использовать его в живописи, применять в декоративном прикладном искусстве помогает художнику наука о цвете (цветоведение или колористика).
Наука о цвете возникла очень давно. Еще в IV веке до нашей эры в Древней Греции ученый Аристотель пытался объяснить происхождение цвета и разные цветовые явления. Восприятие цвета во многом зависит от цветового тона, степени его яркости и насыщенности.

В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, изумрудный, вишневый и т.д. Итак, цветовой тон определяется названием цвета (желтый, красный...) и зависит от его места в спектре. Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета составляют спектр. Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Цветовой круг обычно делится на две части – теплую и холодную. Теплые цвета: красные, желтые, оранжевые и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают цвет солнца, огня, того, что в природе действительно дает тепло. И недаром в области ДПИ преимущество отдается теплым цветам, а не холодным. Холодные цвета: синий, голубой, зеленый, фиолетовый и цвета, которые можно получить от смешения с этими цветами. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении со льдом, снегом, водой. Черный, серый, белый составляют группу нейтральных цветов.

Цвета спектров, расположенных напротив друг друга, считаются контрастными и при этом гармоничными: красный – зеленый. Они становятся более насыщенными и усиливают яркость друг друга. Контрастными сочетаниями в изделиях нужно пользоваться с большой осторожностью: в композиции достаточно двух контрастных цветов, к тому же одного из них должно быть поменьше, иначе они начнут подавлять друг друга.
В декоративной работе художники заботятся о гармоничном соотношении цветов, причем реальные цвета предметов могут быть изменены на символические. Колористическое единство всех элементов орнаментов достигается с помощью цветовых контрастов и нюансов.

Но нельзя забывать и о главном правиле: в каждом цветовом подборе один цвет должен быть основным, второй – дополнительным, за применением остальных надо внимательно следить – они не должны превалировать и могут служить лишь оживляющими общую гамму акцентами, их не должно быть очень много. Основной цвет всегда господствует над остальными, объединяя их вокруг себя.

БДОУ СМР «Детский сад 27» Дидактическая игра «Вологодская роспись» Воспитатели: Михайлова М.Г. Савичева Л.Л г.


Поле да волок, да луг, да река – Вологда, Вологда, ты далека! Дивный царь-град над рекой Сухоной, Вологда, Вологда! Ты не со мной! Ты, словно лебедь, плывешь вдалеке, Перстень-кольцо у реки на руке! Обручена с дорогой стариной… Вологда, Вологда, ты не со мной! Кто тебе снится, царевна моя? Чьих лёгких лодок звенят якоря? Чьих светлых сказов шуршанье страниц? Кормишь ли нынче с ладони жар-птиц?


Как ты бытуешь да как ты живёшь? Ткёшь полотенца ли, песни поёшь? Иль убираешь наряд в кружева? Вологда-ладушка, чем ты жива? Вологда-лада живёт, как поёт, Всё узорочья-услады плетёт, Дарит Россиюшку льном-молоком… Северным солнцем богат каждый дом! А отчего столько солнца в домах? Ведь Сухона, и Шексна, и Двина Целую зиму укрыты снежком, Солнышко скрыто за тем бочажком!


Ну а на что же смекалка у нас? Солнышко светит отрадою глаз – На деревцах-поставцах расписных, Досочках липы, берёзы, сосны! В каждом дому – сундучок да ларец, Полочка, блюдце да ларь-кладенец, Хлебница, короб – для кухни набор, В разных узорах, что радуют взор! Роспись Глубоковки, роспись Шексны, И Верховажья счастливые сны… Сказки, легенды старинной земли В росписях Вологды жизнь обрели!





Вологодские росписи - направление декоративного искусства народов севера страны. Роспись по дереву известна на Руси давно, она развивалась повсеместно, во всех районах огромной территории. Отличие состояло в технологии подготовки изделия к работе, в наборе традиционных орнаментов, в преобладании каких-либо цветов. Только в известно более десяти видов росписи, отражающих своеобразие северного края и конкретных мест, в которых они появились.

Вологодская художественная роспись

Если посмотреть на карту Вологодской области, то не найдется населенных пунктов, где бы не развивался этот народный промысел. Жители берегов Северной Двины, Сухони, притоков Юга и Лузы, а также центральных и западных районов Вологодской губернии украшали свои жилища, бытовую утварь, мебель, орудия труда, посуду рисунками, свойственными только их местности. Никто не знает, сколько видов росписи утрачено, но те, которые удалось сохранить, являются ценностями отечественной культуры.

Суровый край, богатый лесом, требовал от людей выносливости и способствовал самовыражению в виде развития ремесел, связанных с теплом дерева. Сначала появилась художественная резьба, а вологодская роспись деревянных изделий возникла значительно позже. Она подхватила темы, предложенные более ранним промыслом, и значительно их расширила, оставив в своем арсенале приемы и технологии данной местности.

Техника росписи

В народном искусстве различаются два стиля нанесения рисунка на изделие: графический и свободно-кистевой (мазковый).

На севере известны образцы графической росписи, которые относятся к XVII веку. Оформлялись ею бытовые предметы: прялки, короба, сундуки, ковши, расписные тарелки. Техника выполнения такова: на изделие наносится четкий контур рисунка, который потом раскрашивается двумя-тремя цветами. Мастера используют в работе темперные краски. Известны несколько локальных центров народных промыслов Вологодской области, которые работают в такой технике.

Свободно-кистевой, живописный или мазковый рисунок появился на Русском Севере позже, в начале XIX века. Но сам он был далеко не нов, его корни уходят в глубокое прошлое. Техника выполнения отличается от графической коренным образом. Художник не наносит предварительный контур, он начинает писать по «чистому» изделию, сразу нанося мазки краски. Рука при этом движется свободно, границы изображения несколько размыты, отсутствует симметрия. Получается более правдоподобный, «жизненный» рисунок.

В этой технике часто используют прием нанесения на кисть сразу двух красок: цветной и белой. Одним мазком мастер наносит основную краску и тут же оттеняет, усиливает ее звучание белильной оживкой. Свободно-кистевая роспись в Вологодской области чаще всего встречалась в росписи крупной мебели или домов: на карнизах, фронтонах, ставнях.

Харовская роспись

В Харовском районе используется для росписи деревянных изделий свободно-кистевая технология с графической оживкой и осветлением. Традиционно в росписи этой местности изображались растительные сюжеты и, как ни странно, львы. Местные жители считали этого зверя оберегом для своих домов. Львы на рисунках очень забавны. Они то похожи на собак, то на кошек, то стоят на задних лапах. Реже рисовались люди и птицы. Цвета фона преобладали коричневые, зеленые, темно-бордовые. Краски для росписи использовались коричневого, голубого, зеленого цветов.

Изделия с росписью найдены участниками поисковой экспедиции в Харовском районе. Их остается все меньше, и задача художников, пытающихся возродить этот промысел, состоит в сбережении найденных образцов, их изучении и копировании.

Глубоковская роспись

На северо-востоке Вологодской области, в отдаленной деревне Глубоковке родилась роспись, состоящая из классических элементов, которые соединяются в замысловатый узор. На самом деле, деревень было несколько, но название росписи дала именно эта. Глубоковская роспись так богата разными элементами, что все их сложно перечислить. Чаще других используются бутоны, завитки, капли, скобочки и многие другие. Ранние работы имели в преобладании оливково-коричневые цвета, более поздние - оранжевые и красно-коричневые.

Расписывались такой росписью прялки, шкафы, двери. Современные мастера с большим искусством воспроизводят элементы росписи на домашней утвари. Хлебница в глубоковском стиле украсит любую кухню и поднимет настроение хозяйке. Спокойный букет из крупных завитков является традиционным элементом глубоковской росписи.

Район Вологодской области, расположенный на юго-западе, граничит с Ярославской областью. Здесь родилась графическая, яркая, веселящая глаз роспись. Мелкий узор из точек и лепестков, побегов и семян создает некое то ли дерево, то ли цветок. Особенность гаютинской росписи в симметричном заполнении плоскости, словно идет штамповка фрагмента по всему изделию. В создании росписи участвует много ярких красок: красная, оранжевая, зеленая, золотая. И вся эта красота накладывается на красный фон. Специалисты считают, что постоянно изображаемое фантастическое растение - это Мировое Древо, связывающее Землю и Небо и разбрасывающее семена всех растений. Если это так, то орнамент напоминает о наших языческих корнях.

Раньше этим узором украшали чаще всего прялки - те, которые делались в подарок девушке или женщине. Современные вологодские художники оформляют так деревянные тарелки, пасхальные яйца, солонки и другие сувениры.

Шекснинская роспись

Яркая, нарядная роспись, годная только для праздника или украшения, относится к разряду малоизученных. Она создавалась на территории, граничащей с Ярославской и Новгородской губерниями. На ярко-красном фоне преобладает золоченый узор, потому-то жители Шекснинского района зовут ее «золоченкой».

В росписи используются фантастические растения, переплетающиеся в красивый орнамент. На растениях небывалые цветы и ягоды, иногда встречаются райские птицы.

Шекснинская роспись напоминает золотую Хохлому, рожденную в Нижегородской области. Как похожая техника могла оказаться далеко на севере страны? Оказывается, истоками создания и той, и другой росписи были орнаменты русских икон и рукописных книг. Но технология выполнения художественной росписи в этих районах разная.

Верховажная роспись

Эта роспись относится к свободно-кистевой. Изображение рисунка, в данном случае цветочной ленты, смотрится немного размыто, очень естественно и объемно. В орнаменте всегда преобладали растения: ягоды, цветы, листочки.

Такой стиль не был известен нашим предкам. Новизна - это его отличительная черта. Родился он в конце XX века в современной мастерской. Художественное объединение «Надежда» сплотило местных мастеров-единомышленников. Они изучили и возродили некоторые виды Вологодских росписей и заинтересовались искусством мастеров города Семенова («Золотой Хохломой»). Воспроизводя их технологию изготовления изделий, они внесли некоторые изменения и получили очень интересный результат.

В городе Семенове на поверхность изделия наносят слой «лудки» - раствора, имеющего в составе олово. Это придает предмету серебристый цвет. Далее наносится слой олифы, и изделие отправляют в печь. От высокой температуры происходит взаимодействие олова и олифы, и цвет поверхности превращается в золотой. По нему и ведется основная роспись.

А северяне, отменив покрытие олифой, получили на выходе из печи серебряный, морозный, вологодский оттенок. Так рождаются новые изделия в мастерских народных промыслов Вологодской области.

Опыт, накопленный мастерами, веками передавался из рук в руки. Таким образом, мы можем увидеть сегодня сохраненную технику росписи, как результат труда многих поколений. Преемственность традиций позволяет современным художникам работать в стиле, созданном века назад мастерами Вологодской области.

Благодаря их мастерству самый обыкновенный предмет, расписанный красочным узором, превращается в праздничную, нарядную вещь, отражающую самобытность конкретной местности северного края. Но все вместе они носят название - «вологодские росписи».

Хохлома -

Роспись по дереву, при которой яркими тонами по чёрному лаковому фону наносятся ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, а также иногда птицы, рыбы и звери. Название стиля происходит от одноимённого округа Нижнего Новгорода. Основные предметы, на которые наносится хохлома: посуда, мебель, статуэтки, матрёшки.

Городецкая роспись -

Роспись по дереву, при которой насыщенными цветами на золотистом фоне изображаются жанровые сцены из жизни русского купечества, а также звери и цветы. Название стиля происходит от города Городец в Нижегородской области. Основные предметы, на которые наносится городецкая роспись: сундуки, прялки, детская мебель.

Роспись по керамике, при которой растительные орнаменты разных оттенков синего цвета с завитками рисуются на белом фоне. Название стиля происходит от района «Гжельский куст», его образуют 27 деревень в Раменском районе Московской области. Основные предметы, на которые наносится гжель: посуда, вазы, статуэтки, чайники, разделочные доски, матрёшки.

Федоскинская роспись -

Роспись по дереву, при которой портреты людей изображаются на чёрном лаковом фоне. При этом на основу наносится светоотражающий материал - металлический порошок, сусальное золото, поталь, перламутр, что придаёт работе эффект свечения и глубины. Название стиля происходит от подмосковного села Федоскино. Основные предметы, на которые наносится Федоскинская роспись: ларцы, шкатулки, коробочки, крышки альбомов, очёчники, кошельки, пасхальные яйца.

Роспись Северной Двины -

Роспись по дереву, при которой сказочные персонажи и растения наносятся красными и оранжевыми цветами на жёлтый фон. Название стиля происходит от реки Северная Двина, протекающей в республике Коми, Архангельской и Вологодской областях. Основные предметы, на которые наносится роспись: посуда, сундуки, ларцы, подголовники.

Прикамская роспись -

Роспись по дереву, при которой изображения растений и зверей рисуются красными красками по оранжевому фону. Название стиля происходит от территории, прилегающей к реки Кама в Пермском крае. Основные предметы, на которые наносится роспись: мебель, двери и стены дома.

Жостовская роспись -

Роспись металлических подносов, при которой на чёрном фоне изображаются простые композиции из крупных и мелких цветов. Название стиля происходит от деревни Жостово Московской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: разнообразные подносы.

Мезенская (Палащельская) роспись -

Роспись по дереву, при которой неокрашенный фон покрывается архаичным дробным узором - звёздами, крестиками, чёрточками. Они рисуются в два цвета: чёрным - «сажей» и красным - «земляной краской». Традиционные элементы Мезенской росписи - солнечные диски, ромбы, кресты. Название стиля происходит от реки Мезень, протекающей в Архангельской области и республике Коми. Основные предметы, на которые наносится роспись: прялки, ковши, коробы для хранения, братины*.

Роспись по дереву, при которой на тёмном фоне изображаются темы русских народных сказок или исторических событий. Название стиля происходит от села Палех в Ивановской области. Основные предметы, на которые наносится роспись: шкатулки, солонки, тарелки, матрёшки, панно, брошки.

*Братина - род ковша, из которого в допетровское время во время пиров пили вино.

На Русском Севере росписи известны с XVII века, широкое распространение они получили в конце XIX - начале XX вв. Строго следуя традициям, народный мастер в силу художественного дара преображал материал, вкладывая в произведения свое представление о красоте и гармонии природного мира. Росписи служили декором предметов крестьянской утвари, деревенского интерьера: изделие при этом «оживало», дарило радость. В каждой местности сложились свои приемы, техника, своеобразный язык росписи. Сегодня на Вологодчине насчитывается около 20 видов росписи.

Шекснинская золоченка

Еще одна яркая, сказочная, «огненная» роспись Вологодского края. До недавних времен шекснинская золоченка относилась к числу малоизвестных росписей. Она бытовала в юго-восточной части Шекснинского района Вологодской области, на границе Ярославской, Вологодской и Новгородской губерний. Местные жители называли ее «золоченкой» за золото узора, выполненного на ярко-красном фоне. Причудливые растения с диковинными листьями, цветами и плодами, на ветвях которых сидит гордая птица с орлиным независимым взглядом, с хвостом, иногда переходящим в растительный орнамент, - основные мотивы шекснинской росписи.


По цветовой гамме и манере письма «шекснинская золоченка» напоминает хохломскую роспись («кудрину»). Узоры Шекснинской золоченки напоминают орнаменты икон и рукописных книг. Золотой цвет росписи в сочетании с черным контуром и красным фоном составляет яркую, контрастную праздничную гамму и созвучен красочному строю древних икон. В технике «шекснинская золоченка» работают и современные мастера. Она прекрасно смотрится на ларчиках, шкатулках, ювелирных изделиях.

Интересный и своеобразный центр народной росписи был на северо-восточной окраине Вологодской области (ныне это Вельский район Архангельской области). Составлял его куст деревень в отдаленных, глухих местах, затерявшихся в лесах северного края. Одна из деревень, где жили мастера росписи, называлась Глубоковка. Именно здесь родилась та орнаментальная роспись, которую исследователи назвали «Глубоковской». Глубоковская роспись богата разнообразными элементами. Это различные по форме «розетки», «бутоны», «завитки», «листья», «точки», «капли», «скобочки». Чаще всего глубоковской росписью украшались предметы интерьера - шкафы, двери, прялки. Если ранние памятники с росписью имели оливково-охристый цвет, то более поздние - насыщенно оранжевый и красно-коричневый цвет.

Гаютинская роспись была распространена на юго-западной территории Вологодской области, пограничной с Ярославской областью. Это праздничная, нарядная мозаичная графическая роспись с мелким бисерным узором из цветочных розеток, образованных точками и лепестками. В основе композиции - древо-цветок, побег, который завершается плодом с точками-семенами внутри.

Веселый характер росписи придает многоцветие красок - красных, оранжевых, зеленых, голубых, золотых и серебряных оттенков, которые накладываются на густой вишневый, красно-коричневый или охристый фон. Такая роспись присутствовала в основном на прялках. Сокровенная символика гаютинской росписи - символика мироздания и мироустройства.



1.


Современные вологодские мастера украшают мелким бисерным узором сувенирные изделия - шкатулки, солонки, декоративные тарелки, пасхальные яйца, сундучки, чаши, деревянные игрушки

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.