Значение русская древлеправославная церковь в православной энциклопедии древо. Древлеправославная церковь

Значительная часть членов Церкви признала своим главой перешедшего к ним Саратовского архиепископа Николу (Позднева) ; с присоединением последнего к староверию из обновленчества (уже после того, как Патриарх Тихон запретил в священнослужении всех епископов, уклонившихся в обновленчество [ ]) у них появилась своя иерархия. В сентябре 1929 года к ним также присоединился «андреевский» единоверческий епископ Иргинский Стефан (Расторгуев) .

Первоначально центр был в Саратове (месте пребывания архиепископа). В 1924 году он был перенесён в Москву - при Никольском храме на Рогожском кладбище .

Кафедральный Спасо-Преображенский собор в Новозыбкове был закрыт в 1938 году; богослужения в нём возобновились в 1943 году, при немецкой оккупации, и с того времени не прекращались. В 1955 году центр РДЦ перенесён в Куйбышев .

Давление властей на Древлеправославную церковь, как и на другие религиозные организации, усилилось в конце 1950-х годов в связи с хрущёвской антирелигиозной кампанией , одним из результатов государственной политики явилось обострение внутренних нестроений среди беглопоповцев. Все это стало причиной того, что в январе 1962 года архиепископ Епифаний (Абрамов), ссылаясь на преклонный возраст и нездоровье, ушёл на покой. 24 марта 1963 году в сан архиепископа Новозыбковского, Московского и всея Руси был возведен Иеремия (Матвиевич) , который перенёс центр РДЦ в Новозыбков Брянской области .

После хрущевских гонений и вплоть до конца 1980-х годов количество приходов РДЦ составляло во всем СССР лишь около 20. Основные центры находились в городах Самаре (тогда Куйбышев), Новозыбкове, Вольске и Курске .

В 1988 году состоялась первая в РДЦ канонизация святых. К лику святых были причислены: Андрей Рублёв , Максим Грек , Митрополит Московский Макарий , Патриарх Московский Гермоген , протопоп Аввакум

В 1990 году московской древлеправославной общине был передан Покровский собор в Замоскворечье , на Новокузнецкой улице, который стал главным московским храмом РДЦ.

В 1991 году в Новозыбкове при Спасо-Преображенском кафедральном соборе открылось четырёхгодичное Высшее Духовное училище .

В 1999 году в Церкви произошёл раскол ввиду несогласия части мирян с официальной (юридической) квалификацией вероучения Церкви как идентичной вероучению РПЦ . В результате была образована и официально зарегистрирована новая религиозная организация - Древлеправославная церковь России (Курская епископия) , во главе которой стал епископ Аполлинарий (Дубинин) , единолично рукоположённый в 2000 году епископом Тульчинским Евмением (Титовым) . В настоящее время епископ Евмений вернулся в лоно РДЦ, а количество сторонников епископа Аполлинария существенно сократилось.) два «иерарха» «Временного высшего церковного управления Российской Православной Церкви» (ВВЦУ РосПЦ) - «епископ» Дмитровский и Можайский Тихон (Гришин) и «епископ» Богородский Гедеон (Михайлов) . Они были рукоположены́ Арсением (Киселёвым), отделившимся в 2007 году от Синода Рафаила (Мотовилова) (ИПЦ(Р)) и создавшим независимую юрисдикцию - ВВЦУ РосПЦ. После Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе г. Москвы чиноприём по старообрядческой традиции, с отречением от ересей (в том числе, «никонианской» и экуменической) и исповедью совершил иерей Георгий Новиков. Патриарх Александр составил по поводу состоявшегося чиноприёма особый Акт, в котором оговаривается, что епископам Тихону и Гедеону пока не предоставляется права «совершения богослужений, церковных таинств и треб».

Февральская революция стала значимым событием в жизни старообрядчества. Древлеправославные христиане восприняли ее с надеждой на то, что времена насилия над совестью и верой уйдут в прошлое. Только что созданное Временное правительство объявило о намерении снять все ограничения с деятельности древлеправославной Церкви.

В апреле 1917 года состоялся внеочередной съезд старообрядцев Белокриницкой иерархии. В его резолюции говорилось о необходимости установления принципиально новых отношений Церкви и государства: «Церковь не может быть в услужении у государственной власти, Церковь должна отказаться от всяких поползновений к господству, должна отказаться от денежной поддержки государства… Полное отделение Церкви от государства и свобода религиозных групп, находящихся в России, послужит только к благу, величию и процветанию свободной России».

Летом 1917 года религиозная ситуация осложнилась. Вопреки первоначальным заявлениям, Временное правительство вновь взяло курс на поддержку господствующего исповедания. Было образовано министерство исповеданий, в котором пост министра и обоих его заместителей были заняты членами синодальной церкви.

Правительство издало постановление, которым были подтверждены «прежние правящие установления русской церкви, к учреждению коих государственная власть приложила печать своей санкции». Тем самым сохранялся, хотя и временно, дореволюционный порядок религиозного устройства. На запросы старообрядцев о причинах отказа от принципа равноудаленности конфессий от власти министр по делам исповеданий А. В. Карташев ответил, что, будучи русским, национальным, правительство должно относиться к синодальной церкви как «к исторически-первенствующей среди других исповеданий в русском государстве».

Осенью 1917 года в стране разразился глубокий правительственный кризис. Под напором леворадикальных сил Временное правительство пало, и к власти пришли большевики.

В ноябре 1917 года епископ Александр (Богатенков) писал епископу Филарету Казанско-Вятскому (Паршикову): «Да, «большевики » столько бед творят, что великая Россия становится бедной «рассеей», от «рассеяния народов», ее составлявших: отделяются Финляндия, Латвия, Украина, Кавказ, Крым, Дон, Сибирь, а может быть, Волга и проч., и проч.»

Сразу после октябрьских событий начались закрытия древлеправо-славных храмов, монастырей и учебных заведений. Гражданская война на несколько лет отрезала Московскую архиепископию от многих епархий России. Архиепископ Мелетий был вынужден уехать на Дон, где ему пришлось скрываться в течение нескольких лет. Тотальный контроль, установленный большевиками в период «красного террора», вынудил предстоятеля Церкви прекратить переписку с Архиепископией.

Обязанности архиепископа в этот период исполнял епископ Александр (Богатенков). Одновременно он вынужденно замещал несколько епископских кафедр. Единственным его помощником стал владыка Геронтий (Лакомкин), епископ Санкт-Петербургский и Тверской.

В годы гражданской войны в Сибири отошли в вечную жизнь епископ-апологет Антоний Пермско-Тобольский (Паромов) и Иоасаф Томско-Алтайский (Журавлев).

Значительное число древлеправославных христиан, особенно проживавшие на окраинах России крестьяне и казаки, выступили против большевистской диктатуры и активно участвовали в Белом движении. В казачьих частях А. И. Деникина действовали старообрядческие полковые священники. В армии А. В. Колчака существовали состоявшие из старообрядцев «добровольческие крестоносные дружины», был создан и институт военных священников Белокриницкой иерархии. Епископ Иннокентий (Усов) в конце 1918 года составил молитву об избавлении России от власти безбожников. Староверы участвовали в самом крупном крестьянском восстании тех лет, получившем в советской историографии название антоновского мятежа.

В связи с такой ситуацией Высший революционный совет РСФСР принял 12 декабря 1918 года «Инструкцию», в которой говорилось, что «подлежат обязательному истреблению все генералы; помещики; штабс- и обер-офицеры; окружные, станичные и хуторские атаманы; все контрреволюционеры и — все казачество». Таким образом в годы гражданской войны одна из опор древлеправославной Церкви — казачество — была подвергнута геноциду.

В годы гражданской войны всеми сибирскими и дальневосточными приходами управлял священномученик епископ Амфилохий (Журавлев). Он сумел восстановить контакт с Архиепископией только в 1920 году. Некоторые епископы были вынуждены эмигрировать (епископ Иннокентий Нижегородский и Костромской — в Молдавию, епископ Иосиф Иркутско-Амурский — в Китай). В последующие годы благодаря усилиям владыки Амфилохия на Сибирь и Дальний Восток были поставлены новые епископы (среди них — священномученики Тихон Томско-Алтайский и Афанасий Иркутско-Амурский).

После окончания гражданской войны духовная жизнь Церкви стала постепенно налаживаться. В отличие от новообрядческой церкви, у древлеправославных христиан в этот период не было каких бы то ни было расколов, автокефалий, обновленчества и т. п. Церковь сохраняла целостность и единство благодаря древнему духу соборности.

После октябрьской революции церковный собор удалось созвать только в мае 1922 года. На нем среди прочего было принято решение о возведении епископа Александра в митрополиты в случае, если отсутствующий архиепископ Мелетий не сможет явиться в Москву. Однако в том же 1922 году владыка Мелетий прибыл в столицу и принял управление Церковью; таким образом учреждение Митрополии было снова отложено.

Впоследствии этот вопрос неоднократно поднимался на соборах, и каждый раз в силу объективных причин его не удавалось решить положительно.

В 1920-е годы состоялось еще несколько Освященных соборов. Были хиротонисаны новые епископы, большинство из которых приняли впоследствии венцы мучеников и исповедников. Обсуждались вопросы о противодействии атеизму, о старообрядческом церковном образовании, о пастырских курсах, о создании старообрядческих братств, об участии мирян в жизни Церкви.

Старообрядческие начетчики вступили в открытое противостояние с апологетами безбожия. Именно в этот период состоялись знаменитые диспуты Ф. Е. Мельникова с Бухариным, Луначарским и другими апологетами атеизма. Итогом этих дискуссий стала серия книг, опровергающих безбожие. Большинство этих сочинений ныне опубликовано в старообрядческом издательстве «Лествица» (Барнаул).

Последний Освященный собор состоялся в 1927 году. В это время в древлеправославной Церкви Христовой служили 27 епископов. В 1928 году состоялся последний съезд старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. 2 января 1928 года скончался епископ Александр.

В 1920-х годах ряд архиереев и некоторые приходы новообрядческой церкви из-за обновленческого раскола и сергианской смуты стали тяготеть к старообрядчеству. В 1929 году перед угрозой очередного раскола синод новообрядческой Церкви, руководимый митрополитом Сергием (Страгородским), принял постановление об отмене клятв соборов 1656 и 1666-1667 годов на старые обряды. В «Деянии» синода говорилось: «Признаём: а) богослужебные книги, напечатанные при первых пяти русских патриархах, православными… Клятвенные определения собора 1666-1667 годов… разрушаем и уничтожаем яко не бывшие».

В 1930 году вышло постановление ЦК ВКП(б) «О мероприятиях по ликвидации кулаческих хозяйств в районах сплошной коллективизации». Новая политика советского правительства в первую очередь ударила по старообрядчеству — ядру зажиточного крестьянства. Постановление предполагало заключение «кулаков» в концентрационные лагеря либо высылку в отдаленные местности СССР. В течение года практически все передовые и богатые крестьянские хозяйства были уничтожены. Наиболее активные и состоятельные крестьяне были либо репрессированы, либо вынуждены покинуть родные края. Таким образом, крепкое крестьянство, значительную часть которого составляли старообрядцы, было уничтожено.

Одновременно с борьбой против «кулаков» власти начали широкомасштабное закрытие старообрядческих храмов и монастырей. Последние преследовались не только как религиозные центры, но и как высокоэффективные хозяйства, «конкурирующие» с создаваемыми колхозами.

4 июня 1934 года отошел ко Господу архиепископ Мелетий. Многие епископы к этому времени находились в ссылке или под арестом, некоторые умерли, некоторые оказались в эмиграции. Оставшиеся на свободе епископы не могли собраться вместе и избрать нового предстоятеля Церкви.

После длительной переписки местоблюстителем архиепископского престола избрали епископа Викентия Кавказского (Никитина). Протоиерей Василий Никитин принял иноческий постриг в 1928 году. В апреле 1932 года подвергся аресту, пробыл в заключении полтора года. «Условия жизни ему достались тяжелейшие, негде было и главу приклонить, — писала в своих воспоминаниях секретарь Архиепископии Галина Мариничева. — Тем не менее он принимал участие в богослужениях в уцелевших московских храмах на Рогожском кладбище, на Тверской, на Апухтинке и в самый острый период антирелигиозных гонений находил мужество после богослужений говорить проповеди, которые были струей свежего воздуха в удушающей атмосфере распространявшегося безверия… Его речь была продуманной, немногословной, серьезной и доступной для понимания каждого слушающего. Авторитетом среди верующих он пользовался огромным, народ его почитал и любил».

В 1937 году епископ Викентий был повторно арестован и 25 апреля 1938 года казнен. В 1930-е годы большинство старообрядческих храмов было закрыто. На территории СССР не осталось ни одного легально действующего старообрядческого монастыря, ни одного учебного заведения. Большинство архиереев, священников, иноков было репрессировано.

Мученические венцы приняли святители Амфилохий (Журавлев), Тихон (Сухов), Афанасий (Федотов), Рафаил (Воропаев). «Я лично человек очень верующий и за веру готов жизнь отдать», — записал следователь в протоколе допроса слова священника Маркела Маслова из деревни Фокино (ныне Медынский район Калужской области).

В 1938 году единственным архиереем, оставшимся на свободе, был престарелый епископ Калужско-Смоленский Сава (Симеон Ананьев), хиротонисанный в 1922 году. Бело-криницкая иерархия на территории СССР оказалась под угрозой полного исчезновения. Стараясь избежать этого и ожидая каждый день ареста и казни, в 1939 году владыка Сава единолично рукополагает епископа Паисия (Петрова) своим преемником на Калужско-Смоленскую епархию. К счастью, ареста не последовало, и в 1941 году владыка Сава по ходатайству рогожских старообрядцев возвел вернувшегося из заключеия епископа Иринарха Самарского (Парфенова) в достоинство архиепископа.

«Я занял осиротевший первосвятительский престол не по своему желанию, — говорил впоследствии архиепископ Иринарх. — Меня этот пост очень смущал, я трепетал душой принять такую великую ответственность. Я не искал его, но был найден, потому что в то время я был только один-единственный епископ. Второй епископ, Сава Калужский, был болен. Так волею Божиею я пришел к вам на московский престол. Пришел не для того, чтобы мне служили, но чтобы вам послужить, согласно слову Господню: «Хотяи быти в вас первыи, да будет всем слуга» (Мф. XX, 26)».

В следующем 1942 году вернулся из заключения епископ Геронтий (Лакомкин), ставший помощником архиепископа.

В Великую Отечественную войну, древлеправославные христиане, как и в прежние трудные времена, встали на защиту Отечества.

Многие тысячи старообрядцев пали на поле брани, умерли от голода и болезней. Зимой 1942-1943 года скончался от тифа епископ Паисий (Петров), а протоиерей Андрей Попов был расстрелян в оккупированном Ржеве немецкими захватчиками.

Епископ Иринарх Киево-Винницкий (Вологжанин), протоиереи Маркел Кузнецов (Калуга), Лазарь Турченков (Иваново, Ржев) и другие были награждены медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», епископ Александр (Чунин) Волжско-Донской и Кавказский — медалями «За оборону Сталинграда» и «За победу над Германией». Легендарный разведчик Николай Кузнецов был выходцем из старообрядческой семьи…

Едва закончив школу, по 16 часов в сутки работал сварщиком на Ярославском паровозоремонтном заводе, где выпускали и ремонтировали бронепоезда, будущий архиепископ Иоанн (Витушкин). Тяжелая работа сварщиком повредила зрение будущему владыке. В 24 года он стал инвалидом второй группы.

В 1942 году, в один из самых тяжелых периодов войны, архиепископ Иринарх обратился к жителям оккупированных территорий с посланием. В нем говорилось: «Возлюбленные чада старообрядческой Христовой Церкви, находящиеся в немецком пленении и оккупации… Из центра старообрядчества — из достославной Москвы, с Рогожской заставы, — я, ваш архипастырь и богомолец, обращаюсь к вам со словами утешения и надежды и призывом оказывать всяческое противодействие врагу. Помогайте партизанам, вступайте в их ряды, будьте достойны своих предков, бившихся за свою святую Русь. Вспомните, как наши достославные предки, движимые любовию к Родине, все как один вилами и рогатинами истребляли, и гнали с своей земли двунадесять языков гордого завоевателя. И сколько же их ушло из России? Жалкая кучка! Освобождение нашей матери-родины от исконного врага и губителя русского народа — немца — всенародное святое дело. Помогайте нашей армии истреблять и гнать врага с священной земли нашей и тем самым приближать радостный час соединения с вами. Мы же здесь возносим Господу Богу непрестанные молитвы, чтобы он сохранил вас от зла и губительства и дал вам силы предков наших в борьбе за освобождение нашей отчизны от захватчиков».

Миллион двести тысяч рублей собрала Архиепископия Московская и всея Руси на оборону страны. «Трогательно до слез было смотреть, с какой готовностью, с каким горячим порывом протягивались руки к тарелке «На оборону Родины», чтобы положить на нее свою посильную трудовую лепту», — вспоминала секретарь Архиепископии Галина Мариничева о службах в Покровском кафедральном соборе в военные годы.

В 1943 году начались перемены в отношении советской власти к религиозным объединениям. В мае 1944 года Совнарком СССР принял решение о создании Совета по делам религиозных культов при СНК СССР, на который возлагалась задача осуществлять связи «между правительством СССР и руководителями реигиозных объединений: мусульманского, иудейского, буддийского вероисповеданий, армяно-григорианской, старообрядческой, греко-католической, католической и лютеранской церквей и сектантских организаций по вопросам этих культов, требующим разрешения правительства СССР».

В послевоенный период положение древлеправославной Церкви было крайне тяжелым. Большинство закрытых в 30-е годы храмов так и не были возвращены Церкви. Архиепископия Московская и всея Руси ютилась в подсобке единоверческого храма святителя Николы на Рогожском кладбище. Не было получено разрешения на открытие монастырей и учебных заведений. Единственным признаком религиозной «оттепели» стало разрешение издания церковного календаря на 1945 год.

Несмотря на трудности, владыка Иринарх делал все возможное для возрождения старообрядчества.

К 1950 году в Церкви служило пять епископов, на сохранившиеся приходы было рукоположено несколько десятков священников. Несколько общин было восстановлено.

7 марта 1952 года скончался архиепископ Иринарх, а 12 марта того же года архиепископом Московским был единогласно избран епископ Донецко-Донской и Кавказский Флавиан (Слесарев). Владыка Флавиан родился в крестьянской семье в селе Городище области Войска Донского. 22 сентября 1905 года он был рукоположен в диаконы ко Успенскому храму родного села, 12 февраля 1910 года — в сан священника к тому же храму. Публиковал свои произведения в старообрядческой периодике. В 1947 году был избран кандидатом в епископы. В начале 1948 года принял иноческий постриг, а марте того же года архиепископом Иринархом и епископом Геронтием хиротонисан в сан епископа. Архиепископ Флавиан скончался 25 декабря 1960 года.

19 февраля 1961 года в сан архиепископа был возведен епископ Иосиф Кишиневский (Моржаков). Еще отроком он был отдан в Елесинский старообрядческий монастырь, где в его воспитании принимали участие знаменитые старообрядческие епископы Кирил Нижегородский и Арсений Уральский. В ноябре 1916 года епископом Иннокентием (Усовым) он был поставлен священником к кафедральному собору Нижнего Новгорода, на следующий год возведен в протоиереи. В 1924 году овдовел, оставшись с семью детьми. В 1935 году был арестован и определен в карагандинские лагеря. Отбыв срок, поселился во Ржеве, где поступил на работу в швейную артель. Во время немецкой оккупации с бригадиром артели отказался шить полушубки для захватчиков и был вынужден бежать из Ржева. В мае 1945 года ему было предложено принять сан епископа, а 9 сентября он был поставлен архиепископом Иринархом и епископом Геронтием на Кишиневскую кафедру. Во время его предстоятельства в Россию возвратилась большая группа староверов-некрасовцев. 22 сентября 1962 года в порт Новороссийска прибыли морским путем 400 казачьих семей (около тысячи человек), большинство из которых поселились и проживают поныне в Ставропольском крае. Архиепископ Иосиф скончался 3 ноября 1970 года. 22 октября 1971 года новым архиепископом был избран епископ Никодим (Латышев), а 24 октября в Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище состоялось его возведение в этот сан. Архиепископ Никодим родился в 1916 году в Молдавии, в трехлетнем возрасте остался без матери. С детства был приучен к церковной службе. Дав обет безбрачия, епископом Иннокентием (Усовым) был поставлен в сан диакона на приход села Добруджа. В 1943 году диакон Никита отказался служить в храме по новому стилю и был заключен в концлагерь. В 1944 году, когда лагерь переводили в Кишинев, он бежал и скрывался до прихода в Бесарабию Красной армии. 5 октября 1961 года Никита Латышев был пострижен в иноки, а 8 октября того же года в Покровском кафедральном соборе хиротонисан во епископы на Кишиневскую кафедру.

Архиепископ Никодим по болезни не мог постоянно находиться в Москве и в последние годы своего первосвятительства проживал в Добрудже. В эти годы церковными делами фактически ведал епископ Донской и Кавказский Анастасий (Кононов) (1896-1986). Чуткий к нуждам паствы, он делал все возможное, чтобы облегчить жизнь христиан в это непростое время. Стараниями владыки Анастасия были рукоположены десятки священников, диаконов и чтецов.

В 1950 — 1980-х годах не было массовых репрессий против Церкви. Однако развиваться свободно она не могла. Так, например, вопросы об учреждении новых епархий, хиротонии новых епископов решались и согласовывались с отделами по делам религиозных культов годами, а чаще и вовсе не решались.

Эти несколько десятилетий можно определить как период стагнации, проходивший на фоне активной антирелигиозной пропаганды и давления органов государственной безопасности. Государство вело политику, направленную на исчезновение древлеправославия. К середине 1980-х годов в Церкви осталось только три престарелых епископа.

С большими трудностями по благословению архиепископа Никодима 5 января 1986 года был хиротонисан епископ Алимпий (Гусев). 11 февраля того же года архиепископ Никодим скончался, а в апреле скончался и епископ Донской и Кавказский Анастасий, избранный местоблюстителем архиепископского престола.

13 апреля 1986 года местоблюстителем московского архиепископского престола стал епископ Алимпий; вскоре на Освященном Соборе он был избран архиепископом Московским и всея Руси. Интронизация была совершена 6 июля 1986 года российскими епископами и епископом Браиловским Киприаном (Румыния) в Покровском кафедральном храме Москвы.

В 1988 году архиепископ Алимпий был избран Митрополитом московским и всея Руси. Чин возведения на кафедру состоялся 24 июля 1988 года. На этом же соборе древлеправославная Церковь России приняла официальное наименование — Русская Православная Старообрядческая Церковь.

Это время можно считать началом нового периода в истории Церкви. Возрождение старообрядчества оказалось сложным и медленным процессом. Уже не существовало классов, составлявших социальную основу староверия: крестьянства, казачества и купечества. Церковь была сильно ослаблена организационно. Отсутствовала система образования. До начала Перестройки власти так и не дали разрешения на открытие монастырей.

Тем не менее в 1990-е годы возрождались старые и появлялись новые приходы, старообрядцам возвращались некоторые закрытые в годы безбожия храмы. Были воссозданы Дальневосточная, Донская и Кавказская епархии. Начали регулярно созываться Освященные Соборы. В 2003 году здоровье митрополита Алимпия пошатнулось, и в декабре того же года он преставился ко Господу.

Внеочередной Освященный Собор был созван местоблюстителем митрополичьего престола архиепископом Ярославским и Костромским Иоанном в феврале 2004 года. Подавляющим большинством голосов митрополитом Московским и всея Руси был избран епископ Казанский и Вятский Андриан (Четвергов).

Время первосвятительства митрополита Андриана оказалось недолгим. На первосвятительской кафедре он пробыл немногим более полутора лет. Однако за этот непродолжительный период митрополит Андриан успел многое совершить на благо Церкви. Владыка рукоположил двух епископов, 5 священников, 8 диаконов, 7 чтецов, 3 свещеносцев. Он совершил 7 архипастырских поездок, посетив 23 региона Российской Федерации.

В Рогожской слободе возобновило свою деятельность Духовное училище, закрытое в 1917 году, был создан информационно-издательский отдел и возобновлено издание «Вестника Митрополии». При содействии Русской Православной Старообрядческой Церкви прошел ряд научных и культурных мероприятий.

Значительным событием в духовной жизни России стало празднование 100-летия дарования свободы вероисповедания в России и распечатания алтарей храмов Рогожского кладбища. За время предстоятельства митрополита Андриана были налажены контакты с представителями государственной власти, руководителями регионов Российской Федерации, главами муниципальных образований. 10 августа 2005 года во время Великорецкого крестного хода (традиционный крестный ход на место явления иконы святителя Николы Чудотворца) митрополит Андриан преставился ко Господу.

18 октября 2005 на Освященном Cоборе Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополитом Московским и всея Руси был избран епископ Казанский и Вятский Корнилий.

Митрополит Московский и всея Руси Корнилий (в миру Константин Иванович Титов) родился 1 августа 1947 года в г. Орехове-Зуеве Московской области в старообрядческой семье. Окончив восемь классов школы, он стал учеником токаря на Литейно-механическом заводе Ореховского хлопчатобумажного комбината. На этом комбинате он проработал 35 лет, совмещая работу с учебой в вечерней школе, техникуме и Московском автомеханическом институте, который окончил в 1976 году. До 1997 года он работал начальником отдела технического контроля завода; с 1991 по 1995 год являлся председателем церковного совета Орехово-Зуевской старообрядческой общины храма Рожества Пресвятыя Богородицы. В 1997 году, дав обет безбрачия, поставлен в сан диакона. Рукоположение совершил преосвященнейший митрополит Алимпий.

преосвященнейший митрополит Андриан рукоположил диакона Константина в сан иерея. Местом служения ему был назначен храм Рожества Пресвятыя Богородицы г. Орехова-Зуева.

21 октября 2004 года Освященным Собором иерей Константин Титов был избран кандидатом в епископы на Казанско-Вятскую кафедру, а 14 марта 2005 года принял иноческий постриг.

7 мая 2005 года в Покровском кафедральном соборе митрополит Андриан в сослужении епископов Силуяна Новосибирского, Евмения Кишиневского и Германа Дальневосточного рукоположил его в сан епископа Казанского и Вятского.

18 октября 2005 года Освященный Собор, собравшийся в Москве для выборов нового предстоятеля Церкви, избрал епископа Корнилия митрополитом Московским и всея Руси. Его возведение на кафедру состоялось в Покровском кафедральном соборе 23 октября 2005 года.

    - (РДЦ) одно из старообрядческих поповских согласий, действующих в РФ и некоторых иных странах. Часто также встречается название Новозыбковская архиепископия. Содержание 1 История 2 Современное состояние … Википедия

    Русская древлеправославная церковь, одна из организаций старообрядцев поповцев. Иерархия этой церкви была возобновлена в 1923, когда в старообрядчество перешёл бывший иерарх Русской православной церкви, примкнувший к обновленчеству, архиепископ… … Энциклопедия «Народы и религии мира»

    Русская древлеправославная церковь - (архиепископия) старообрядческая церковь, возникшая на базе беглопоповского согласия (см. Беглопоповцы) в 30 х гг. 20 в. Центр орг ции все время перемещался: Саратов, Москва, Куйбышев. В наст. вр. он находится в Новозыбкове (Брянская обл.). До … Религии народов современной России

    Одно из направлений поповского течения в старообрядчестве. Образована поповцами, не признавшими Белокриницкую иерархию. Духовный центр церкви находится в г.Новозыбкове Брянской обл. Источник: Религиозный словарь … Религиозные термины

    Основная информация Основатели Аполлинарий (Дубинин) Предстоятель в настоящее время Аполлинарий (Дубинин) Центр … Википедия

    Русская Православная старообрядческая Церковь … Википедия

    Ветви христианства Католицизм Католическая церковь Римско католическая церковь Восточно католические церкви Старокатолики Православие Вселенская Православная церковь Албанская правосла … Википедия

    Успенский храм (колокольня) в Москве на Старообрядческой улице. Русская Православная Старообрядческая Церковь православная Церковь русской традиции; одна из ветвей старообрядчества (старообрядцев поповцев). Считает себя преемницей Русской Церкви … Википедия

    - (ДПЦ) современное официальное название крупнейшего религиозного объединения староверов поморского согласия. Как и многие беспоповские толки, ДПЦ не имеет трёхчинной иерархии, то есть богослужения; принятые у поморов таинства (Крещение,… … Википедия


Официальный диалог Русской Православной Церкви с Русской Древлеправославной Церковью (РДЦ) начался в конце прошлого года в бывшем соборе Московской Покровской общины сестер милосердия - храме Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. В этом храме, по благословению приснопоминаемого Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и при активном участии бывшего митрополита Смоленского и Калининградского, а ныне - Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, создается Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции (то есть с "дониконовским" обрядом богослужений), иными словами - единоверческий, или старообрядческий центр в составе Московского Патриархата и подчиненным Патриарху Московскому и всея Руси. Здесь 26 декабря 2008 года состоялась первая официальная встреча членов Комиссии Русской Православной Церкви по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством с представителями РДЦ, возглавляемой древлеправославным архиепископом Московским и всея Руси Александром (Калининым).
На встрече, прошедшей в обстановке взаимного уважения и доброжелательности, обсуждались вопросы, представляющие взаимный интерес: статус и значение Большого Московского Собора 1666-1667 годов и вопрос об апостольском преемстве иерархии РДЦ. Стороны обменялись взглядами по данным вопросам, свободно и открыто обсудив имеющиеся в них проблемные моменты.


Епископ Брянский и Севский Феофилакт


От Русской Православной Церкви во встрече принимали участие глава рабочей группы по собеседованиям со старообрядцами епископ Брянский и Севский Феофилакт (Моисеев), профессор Московской Духовной Академии, председатель Историко-правовой комиссии Московского Патриархата протоиерей Владислав Цыпин, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством священник Иоанн Миролюбов и сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Д.И. Петровский.
РДЦ была представлена председателем Миссионерского отдела РДЦ епископом Сибирским Сергием (Попковым), сотрудником этого отдела протоиереем Андреем Марченко, благочинным Слобожанского благочиния (Украина) протоиереем Николой Просиным и клириком Покровского кафедрального собора в Москве священником Георгием Новиковым. По взаимному соглашению сторон признано полезным продолжить обсуждение интересующих обе стороны тем. Следующая встреча ориентировочно намечена на май 2009 года.

СПРАВКА

Неофициальные названия РДЦ: беглопоповцы, новозыбковские старообрядцы.

Организационная структура:

Канонический центр: Древлеправославная Патриархия в Москве.

Первоиерарх: Древлеправославный архиепископ Московский и всея Руси Александр (Калинин) (родился в 1957 г., окончил Московскую Духовную Академию в 1986 г., избран главой РДЦ 09.05.2000 г.).

Адрес: 243000, Брянская обл., г. Новозыбков, Первомайская ул., д. 7.


Спасо-Преображенский кафедральный собор в Новозыбкове

Вторая кафедра первоиерарха РДЦ, архиепископа Московского и всея Руси, располагается в Москве по адресу: ул. Новокузнецкая, д.38, стр. 1 (5-й Монетчиковский пер, д.1).


Покровский кафедральный собор в Москве

Высший орган управления: Освященный (общий) собор.
Епархиальные соборы созываются местными епископами, ар­хиерейские соборы - первоиерархом, постановления и тех и дру­гих "обсуждаются и узакониваются" на Освященных (общих) собо­рах с участием епископов, священников и мирян.
Повседневными вопросами занимается Совет епископов. Все текущее управление возложено непосредственно на первоиерарха.

Юрисдикция РДЦ распространяется на всю территорию СНГ и на беглопоповские приходы в Румынии (с 1990 г., до этого установлению церковно-иерархических связей препятствовали румынские власти).

Епископат РДЦ:
- епископ Белорусский и Украинский Иосиф;
- епископ Сибирский Сергий
- епископ Нижневолжский Савин;
- епископ Верхневолжский Василий;
- епископ Сионский и всея Западной Европы Иоанн.

Имеется несколько монастырей:
- Свято-Троицкий общежительный мужской монастырь РДЦ в поселке Каменка Злынского района Брянской области;
- Ильинский женский монастырь в Самаре (443117, г. Самара, ул. Стандартная, 26);
- Малиновский женский монастырь (606476, Нижегородская обл., Борский район, с. Филипповское).

По данным Министерства юстиции РФ на 1 мая 2004 года на территории России зарегистрировано 79 религиозных организаций РДЦ, в том числе, 3 централизованных, 74 местных общины, и одно духовное училище.

Краткая история

С середины XIX в., когда возникло белокриницкое согласие, часть поповцев не признала белокриницкую иерархию и продолжа­ла переманивать священников из господствующей Церкви.
В 20-е годы XX века многолетние поиски беглопоповцами епископа завершились привлечением двух епископов господствующей Церкви. Таким образом, с 1923 г. нынешняя РДЦ имеет самостоятельную трехчинную иерархию. По­этому название беглопоповцы (внутри РДЦ не употребляемое) - исторический анахронизм. Весь епископат РДЦ ведет свою преем­ственность от двух архиереев - архиепископа Саратовского и Петровского Николы (Позднева, 1853-1934; до 1906 г. был ректо­ром Пензенской духовной семинарии) и епископа Свердловского Сте­фана (Расторгуева, 1861-1937), присоединившихся к церкви "ста­рообрядцев, приемлющих священство от Греко-Российской Церкви", соответственно в октябре 1923 г. и в 1929 г.
Кафедра древлеправославных архиепископов последовательно на­ходилась в Саратове, Москве, Куйбышеве и с 1963 г. - в Новозыбкове.


(Источник: http://samstar-biblio.ucoz.ru).

***

А вот отрывок из интервью архиепископа Александра (в миру Авдея Диомидовича Калинина), данному интернет-изданию "Благовест" (г. Самара) 22 декабря 2000 года:

- Владыка, какова на сегодняший день ситуация в Древлеправославной Церкви, предстоятелем которой Вы являетесь?
- Наша паства, по разным оценкам, насчитывает от 700 тысяч до миллиона человек. Действует около 50 храмов. Этот масштаб позволяет мне лично знать, чем живет каждый из наших приходов, какие испытывает трудности, какие проблемы решает... Духовно-административный центр Русской Древлеправославной Церкви находится в г. Новозыбкове Брянской области. При нем действует высшее духовное училище, которое готовит священников для наших приходов.

- Каков, если так можно сказать, обобщенный "портрет" прихожанина древлеправославного храма?
- Нашими прихожанами являются, как правило, потомственные старообрядцы. Но в последние годы к нам стали приходить люди, корнями не связанные с древлеправославием. Ну а уходят от нас в другие конфессии единицы, да и то лишь те, чьи корни не старообрядческие.

- Какова история Русской Древлеправославной Церкви? Как Вам удалось восстановить церковную иерархию? И почему в народе эту "ветвь" старообрядчества называют беглопоповцами?
- Когда в 17 веке произошел раскол, Патриарх Никон очень опасался, что на нашу сторону перейдет часть епископата. Тогда бы у старообрядцев сразу появилась церковная полнота, ведь епископ может рукополагать священников и дьяконов, а если епископов несколько, они могут совершать архиерейские хиротонии (в Церкви принято, что во епископа хиротонисают два и более архиерея). Вот почему Патриарх Никон преследовал тех архиереев, которые сочувствовали старообрядцам. Так, был заморен в темнице (а по другой версии - сожжен) епископ Павел Коломенский. В результате старообрядчество оказалось без епископата. Тогда было решено принимать к нам священство, перебегающее от "никониан" (потому и некоторые называют нас беглопоповцами). Этих священников принимали вторым чином, через миропомазание. Так было до середины 19 века. А в 1846 году греческий митрополит Амвросий перешел в Древлеправославную Церковь и положил начало старообрядческой церковной иерархии. Но некоторые верующие были смущены тем, что митрополит Амвросий не смог доказать, что был крещен через погружение (мы признаем истинным только погружательное крещение). Часть старообрядцев, которую я сейчас представляю, по этой причине не приняла митрополита Амвросия, и они образовали Русскую Древлеправославную Церковь. Те староверы, которые признали Митрополита Амвросия, сейчас называют себя Русской Православной старообрядческой Церковью, или, как укоренилось в народе, Белокриницкой (Австрийской) иерархией. Далее события развивались так. В 1923 году к нам в Древлеправославную Церковь перешел епископ Саратовский Николай (Позднев). Он смог доказать, что был крещен погружением. От него и пошла наша церковная иерархия. В 1929 году к нам перешел епископ Свердловский Стефан (Расторгуев). Уже на следующий день эти два епископа совершили первую в нашей Церкви архиерейскую хиротонию: епископом стал архимандрит Пансофий. С этого времени мы имеем церковную иерархию. Сейчас у нас шесть архиереев.

- В храме во время проповеди с амвона Вы говорили о том, что сейчас Древлеправославная Церковь переживает раскол...
- Да, к сожалению незначительная часть священников ушла в раскол. Под их влияние подпало всего несколько храмов. Те, кто совершил этот раскол, не истинные пастыри, а волки, которые влезли в ограду церковную. Характерно, что у этих раскольников тоже в свою очередь произошел раскол, их приходы разделились на две части... Но масштабы этого раскола таковы, что особых последствий это нестроение для нашей Церкви иметь не будет.

- Владыка, расскажите о себе.
- Мне 43 года . Родился в Сталинграде (ныне Волгоград). Учился в Московской Духовной Академии. Я потомственный старообрядец. Мои отец, дед и прадед были священниками. 9 мая сего года на Соборе я был избран архиепископом Московским и всея Руси.

- Как сейчас складываются отношения Вашей архиепископии и Московской Патриархии?
- У нас со всеми должны быть нормальные отношения... Но церковного общения, совместной молитвы у нас с Московской Патриархией нет и быть не может. То, что по гордости совершил Патриарх Никон, мы считаем отступлением. И пока Московская Патриархия не покается, у нас молитвенного общения не будет.

- В 1971 году Священный Синод Русской Православной Церкви снял "клятву" со староверов, их обряд был назван "равноспасительным". Вы это не считаете покаянием?
- Нам это решение ничего не дало. Молитвенное общение будет восстановлено лишь в том случае, если Московская Патриархия вернется к старым обрядам. Но это, к сожалению, вряд ли возможно. Насколько мне известно, более удачно складывается диалог Московской Патриархии со старообрядцами-безпоповцами. Это, видимо, объясняется тем, что безпоповцев тяготит отсутствие иерархии, таинств. Вот почему они более склонны к диалогу с Московской Патриархией. У нас же есть Церковная полнота и потому мы в этом диалоге в такой степени не заинтересованы.

- А как складываются Ваши отношения с безпоповцами?
- У нас с ними еще меньше общего, чем с Московской Патриархией. Если и мы, и Русская Православная Церковь ожидаем Второго пришествия Христова, то безпоповцы фактически ждут... прихода антихриста. Вернее, даже и не ждут. Для них он давно пришел. Мы им говорим, что без священства, без таинств спасение невозможно. А они отвечают, что и таинства, и церковную иерархию уже упразднил антихрист! Они убеждены, что антихрист давно уже незримо правит миром... Какой же с ними может быть диалог?

- А как Вы относитесь к единоверию (когда старообрядческие приходы находятся в каноническом подчинении у Московской Патриархии)?
- Отрицательно отношусь.

- Но все же есть ли такие сферы, где возможно сотрудничество Московской Патриархии и Древлеправославной Церкви?
- Есть. У нас сейчас общая беда - введение всякого рода "электронных документов" и ИНН (идентификационного номера налогоплательщика). Этому апокалиптическому явлению мы должны противостоять. Вместе.

- Что вы отвечаете своим прихожанам, когда они спрашивают у вас, принимать им или нет ИНН?
- Недавно мне в Новозыбков пришло письмо из налоговой инспекции, в котором от меня и от главного бухгалтера потребовали принятия ИНН, в противном случае грозили денежными штрафами. Я понял, что настало время окончательно определиться в этом вопросе. Обсудил со многими священниками эту проблему и 12 октября сего года направил от своего имени открытое письмо Президенту России. В нем, в частности, говорится:
"Древлеправославные христиане... не против уплаты положенных налогов. Но по религиозным убеждениям мы решительно против ИНН. Ибо ИНН - это электронная "фамилия" человека. Он дается пожизненно, включается в мировую компьютерную сеть... ИНН обезличивает человека, это номер не паспорта, а самого человека. С принятием ИНН теряется Богодарованное достоинство человека как личности и от человека может отступить благодать Божия..."
Такова позиция Русской Древлеправославной Церкви. Ее верные чада ИНН не примут. В создавшейся ситуации всем нам нужно молиться, чтобы Господь не попустил страшной напасти произойти в наши дни. Молиться о себе, чтобы не принять сначала "номер", а потом и "печать", чтобы не лишиться Царствия Небесного. Молиться о своих близких, чтобы и они не приняли ИНН... Когда всем навяжут эти "номера", дьявол на этом не угомонится. И потащит еще дальше, через два или три порога - уже к самой "печати". Вы же видите, какими быстрыми темпами развивается электроника. А пока нас приучают ко всем этим "номерам", подготавливают для дальнейшего cползания в духовную бездну. Я еще в детстве и юности об этом задумывался, как же дьявол сможет воцариться, посадить на трон антихриста? И как люди допустят это беззаконие? Сейчас уже видно, как это может произойти. Войны, смуты, бедствия... Люди устанут от всего этого и захотят "порядка", который им и пообещает "отец лжи" - дьявол.

- Как случилось, что центр Русской Древлеправославной Церкви сейчас находится не в столице, а в провинциальном Новозыбкове?
- Наш духовно-административный центр всегда находился в Москве. Даже при Сталине мы удержались в столице. А при Хрущеве пришлось уезжать из Москвы. Уполномоченный сказал, что если мы не уберемся куда-нибудь подальше, то лишимся всех храмов... Пришлось срочно перебираться в Новозыбков.

- Как Вы отнеслись к эпохальному для всей Православной России событию - прославлению в лике святых Государя-мученика Николая II и Его Семьи?
- Никак.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.