Как восстановить бинокулярное зрение дома. Бинокулярное зрение

Бинокулярное зрение — визуальное восприятие объектов одновременно двумя глазами и способность мозга объединять их в единую картину. Формируется бинокулярное зрение обычно к 14-15 годам. Важно наблюдать за ребенком в этом возрасте, чтобы понять, не нарушено ли оно. Как это распознать и можно ли его восстановить — расскажем в нашей статье.

Бинокулярное (стереоскопическое) зрение очень важно, ведь с его помощью мы способны оценить размер, форму, примерное расстояние до предметов или между ними. При нарушении или отсутствии бинокулярного зрения человек испытывает множество проблем. Например,

В этой статье

невозможность работать в определенной профессии: водителем, врачом, фотографом, заниматься командными видами спорта и так далее. У детей же в этом случае развиваются серьезные глазные патологии, вот почему так важно вовремя определить, в порядке ли у них стереоскопическое зрение.

От чего зависит развитие бинокулярного зрения? Причины его расстройства

У новорожденных малышей в первые 6-8 недель отсутствуют согласованные движения глазных яблок, поэтому у них наблюдается легкое косоглазие. По прошествии этого времени появляется способность видеть предмет обоими глазами, а в возрасте 3-4 месяцев бинокулярность фиксируется. К полугоду формируется фузионный рефлекс (согласованные одновременные движения глазных яблок), обеспечивающий возможность стереоскопического зрения, ребенок в состоянии видеть предметы на разном расстоянии. К 3-4 годам оно становится устойчивым, а к 14-летнему возрасту глазное дно полностью формируется, и это говорит о завершении процесса формирования бинокулярности.

Чтобы стереоскопическое зрение сформировалось правильно, необходимы следующие условия:

  • нормальный тонус глазодвигательных мышц; нередко именно его ослабление является причиной утери бинокулярного зрения в пожилом возрасте;
  • разница в оптической силе глаз должна составлять не более 0,5 диоптрий;
  • отсутствие нарушений формы роговицы;
  • симметрия обоих глазных яблок. Бывает так, что в результате механической травмы глаза или воспалительного заболевания нарушается симметричность совпадения полей;
  • отсутствие каких-либо глазных патологий.

Если у человека наблюдается хотя бы один из вышеперечисленных пунктов, то велика вероятность того, что его стереоскопическое зрение отсутствует. У детей зачастую это проявляется в виде двух распространенных патологий.

Какие бывают нарушения у детей при отсутствии бинокулярного зрения

Если у ребенка отсутствует или нарушена бинокулярность, то, как правило, это чревато косоглазием или амблиопией (синдром «ленивого глаза»).
При косоглазии у детей снижается острота видимости и отсутствует правильный баланс между мышцами. Чаще всего оно развивается в раннем детском возрасте (1-3 года), вот почему нужно в этот период обращать внимание на зрение малыша. Кроме того, это важно в эстетическом аспекте, поскольку ребенок может подвергаться насмешкам сверстников.


Амблиопия — патология, при которой в зрительном процессе не участвует один глаз, то есть ребенок имеет монокулярное зрение. Ее причины могут быть разными: близорукость, торможение визуального восприятия в коре головного мозга и другие, но наиболее распространенной является косоглазие, при этом и амблиопия может стать его причиной. Нередко она вызвана разницей в остроте зрения между глазами (больше 0,3-0,4). Эту патологию необходимо выявить как можно раньше, потому что со временем она может усилиться вплоть до атрофии зрительных функций у «ленивого глаза».

Как выявляется нарушение бинокулярного зрения у детей

Косоглазие и амблиопия диагностируются у 3-4% детей в мире, и зачастую это происходит именно из-за несвоевременной диагностики отсутствия бинокулярного зрения. Регулярная проверка у офтальмолога в установленные сроки поможет избежать таких проблем. Каким образом это сделать? Можно осуществить проверку в домашних условиях или же у врача при помощи специальных ортоптических приборов.

Осмотр офтальмолога необходим малышу в 2 месяца, в полгода и в годовалом возрасте. Это обязательно даже при отсутствии видимых патологий. Врач диагностирует, имеется ли у ребенка миопия или гиперметропия, проверит остроту и характер зрения, угол косоглазия (если оно есть).
В домашних условиях Вы можете провести несложные тесты самостоятельно. Например, один из распространенных — метод Кальфа.


Ребенок держит карандаш перед собой на расстоянии 30-50 см, а второй карандаш ведет сверху, стремясь точно соединить кончики их стержней. Если сделать это не удается, и он постоянно промахивается, то это срочный повод обратиться к врачу.
Второй несложный способ — надавить осторожно на верхнее или нижнее веко при открытых глазах. При нормальном бинокулярном зрении текст или предмет, на который смотрит ребенок, будет двоиться.

Как восстановить бинокулярное зрение у ребенка

После того, как врач установит, что бинокулярное зрение ребенка нуждается в восстановлении (а оно успешно восстанавливается, если вовремя начать лечение), необходимо разработать комплекс мер, которые помогут малышу вернуть способность видеть мир стереоскопически. Существуют специальные упражнения для лечения в домашних условиях, а также в амбулаторных. Наиболее результативным будет их совмещение.

В домашней обстановке специалисты рекомендуют проводить регулярные упражнения для восстановления бинокулярного зрения. Например, такое: найти отсутствующий элемент на одной из двух с виду одинаковых картинок. Хорошо также помогает игра «Шнурок»: в плоском плотном листе делаются отверстия разной формы и величины, и ребенку нужно последовательно протянуть шнурок через каждое из них.
Еще одно эффективное упражнение — найти среди простых фигур, расположенных рядами (например, звездочки, треугольники, кружки), одинаковые и вычеркнуть последовательно повторяющиеся.
Хорошие результаты дает нанизывание колечек разного диаметра на ось, забрасывание мяча в корзину и другие подобные занятия. Для их выполнения необходимо совмещение двух картинок в одну, что мозг и пытается сделать, таким образом, заставляя глазные мышцы напрягаться и правильно фокусировать взгляд.

В амбулаторных условиях одна из распространенных методик лечения — диплоптика, которую можно проводить уже с двухлетнего возраста. Ее используют при косоглазии. Суть заключается в том, чтобы вызвать двоение предмета в глазах. Перед пациентом устанавливается призматическое стекло, искажающее и раздваивающее изображение, а когда его убирают, четкая видимость постепенно восстанавливается. Врач также меняет призмы для лучшего эффекта.
В российской медицине успешно применяются приборы отечественных разработчиков. Например, «Реамед», в основе действия которого лежит принцип аутотренинга с помощью видео. Ребенок просматривает мультфильм, а в это время прибор снимает энцефалограмму глаз. При этом картинка на экране сохраняется только во время «правильного» зрения и исчезает при его потере. Мозг на уровне подсознания пытается сокращать «неконтрастные» периоды, чтобы разглядеть четкое изображение. В процессе оптимизируется работа нейронов головного мозга, отвечающих за визуальное восприятие, а зрение улучшается.

Способ «засветов по Кащенко» предназначен для восстановления бинокулярности при косоглазии и амблиопии. В основе работы лежит метод интенсивной фотостимуляции, предложенный профессором Т. П. Кащенко. При закрытом одном глазу на второй направляется яркий пучок света в течение 15-20 секунд, затем пациент переводит взгляд на белый экран, расположенный на расстоянии 40 см, и наблюдает два последовательных образа: темный, а затем светлый. Задача пациента — соединить их в один. Этот способ дает большую результативность при работе с маленькими детьми.

Широко применяется в лечебных учреждениях синоптофор для лечения различных нарушений бинокулярного зрения. Принцип его работы довольно прост, но очень эффективен. Парные изображения подсвечиваются специальными лампами (то одно, то другое), при этом меняется также мощность освещения. Благодаря попеременному включению-выключению ламп, ребенок сосредотачивается то на одном, то на другом рисунке. В ходе этого активно работают глазодвигательные мышцы, нагрузка на них распределяется равномерно и отсутствуют какие-либо осложнения.


Мы описали только часть упражнений и методик, которые помогут восстановить бинокулярное зрение у ребенка. Как это делать правильно, решит врач, который назначит соответствующее лечение. Иногда, в запущенных случаях, приходится прибегать к хирургическому вмешательству. Патологии зрения не проходят сами с возрастом, поэтому следует как можно раньше заняться лечением проблемы. Ношение специальных очков, выполнение процедур и упражнений помогают восстановить баланс между глазами.
Помните, что только своевременное обращение к специалистам гарантирует возможность восстановить бинокулярное хорошее зрение в детском возрасте.

Зрение двумя глазами, когда изображения сливаются в один зрительный образ, называется бинокулярным . Слияние изображения от обоих глаз происходит в корковом отделе зрительного анализатора, коре головного мозга. Благодаря бинокулярному зрению мы можем определять расстояние между предметами, ориентироваться в пространстве, получать впечатление объемности, воспринимать предметы в трех измерениях, т. е. имеем стереоскопическое зрение. Единый образ предмета, воспринимаемого двумя глазами, возможен лишь в случае попадания его изображения на так называемые идентичные, или корреспондирующие, точки сетчатки, к которым относятся центральные ямки сетчатки обоих глаз, а также точки сетчатки, расположенные симметрично по отношению к центральным ямкам. В центральных ямках совмещаются отдельные точки, а на остальных участках сетчатки корреспондируют рецепторные поля, имеющие связь с одной ганглиозной клеткой. В случае проецирования изображения объекта на несимметричные, или так называемые диспаратные, точки сетчатки обоих глаз возникает двоение изображения - диплопия .

Бинокулярное зрение начинает развиваться с раннего детского возраста и формируется к 1-2-м годам. Постепенно оно развивается, совершенствуется, и к 6-8 годам формируется стереоскопическое зрение, достигая полного развития к 15 годам.

Для формирования бинокулярного зрения необходимы следующие условия :

одинаковая острота зрения в обоих глаза (не ниже, чем 0,4 на каждый глаз);

одинаковая рефракция (степень дальнозоркости или близорукости) в обоих глазах;

одинаковая величина изображений на сетчатке;

симметричное положение глазных яблок;

согласованная работа глазодвигательных мышц и нервной системы.

При нарушении одного из этих звеньев бинокулярное зрение может расстроиться или не развиться совсем либо становится монокулярным (зрение одним глазом) или одновременным, при котором в высших зрительных центрах воспринимаются импульсы то от одного, то от другого глаза. Монокулярное и одновременное зрение позволяет получить представление лишь о высоте, ширине и форме предмета без оценки взаиморасположения предметов в пространстве по глубине.

Основной качественной характеристикой бинокулярною зрения является глубинное стереоскопическое видение предмета , позволяющее определить его место в пространстве, видеть рельефно, глубинно и объемно. Образы внешнего мира воспринимаются трехмерными. При бинокулярном зрении расширяется поле зрения и повышается острота зрения (на 0,1 - 0,2 и более). При монокулярном зрении человек приспосабливается и ориентируется в пространстве, оценивая величину знакомых предметов. Чем дальше находится предмет, тем он пилится меньшим. При повороте головы расположенные на разном расстоянии предметы смешаются относительно друг друга. При таком зрении труднее всего ориентироваться среди находящихся вблизи предметов, например трудно попасть конном нитки в ушко иголки, налить воду в стакан и т. п.

Отсутствие бинокулярного зрения ограничивает профессиональную пригодность человека.

Для формирования нормального (устойчивого) бинокулярного зрения необходимы следующие условия :

достаточная острота зрения обоих глаз (не менее 0,4), при которой формируется четкое изображение предметов на сетчатке;

свободная подвижность обоих глазных яблок. Именно нормальный тонус всех двенадцати глазодвигательных мышц обеспечивает необходимую для существования бинокулярного зрения параллельную установку зрительных осей, когда лучи от рассматриваемых предметов проецируются на центральной области сетчатки. Такое положение глаз обеспечивает ортофорию. Это состояние обоих глаз характеризуется тем, что в покое они могут принимать такое положение, при котором зрительная ось одного глаза отклоняется или кнутри (эзофория), или кверху (гиперфория), или книзу (гипофория). Причиной гетерофории считается неодинаковая сила действия глазодвигательных мышц, т. е. мышечный дисбаланс.

Патология глазодвигательного аппарата является одной из основных причин утраты бинокулярного зрения:

равные величины изображений в обоих глазах - изойкопия. Разные по величине изображения возникают при анизометропии - разной рефракции двух глаз;

нормальная функциональная способность сетчатки, проводящих путей и высших зрительных центров;

расположение двух глаз в одной фронтальной и горизонтальной плоскости. При смещении одного глаза во время травмы, а также в случае развития воспалительного или опухолевого процесса в орбите нарушается симметричность совмещения полей зрения, утрачивается стереоскопическое зрение. При нормальном бинокулярном зрении каждая точка рассматриваемого предмета раздражает соответствующие идентичные, или корреспондирующие, места обеих сетчаток. Корреспондирующие точки сетчаток - эго, прежде всего, центральные ямки сетчаток и точки, расположенные в обоих глазах в одинаковых меридианах и на равном расстоянии от центральных ямок. Все другие точки сетчатки неидентичны;

диспаранты. Изображения от них передаются в различные участки головного мозга, поэтому не могут сливаться, в результате чего возникает двоение. Эту взаимосвязь между расположением точек сетчатки и их проекцией в высшие зрительные центры каждый может проверить на себе, слегка надавливая пальцем на глазное яблоко через веко. При смещении глазного яблока в сторону сейчас же наступает двоение (диплопия), так как изменилось расположение точек одной из сетчаток, и изображения от объекта не стали падать на идентичные места.

Бинокулярное зрение должно быть хорошо развито у летчиков, водителей транспорта.

Нарушение бинокулярного зрения отмечается при любом виде косоглазия.

Исследование бинокулярного зрения имеет большое практическое значение для диагностики ряда заболеваний и при профессиональном отборе. Определять бинокулярное зрение можно с помощью специальных приборов (четырехточечный цветотест) или следующими простыми способами.

Способ Соколова - «дыра в ладони». Из листа бумаги сворачивают трубочку и ставят ее перед одним глазом. Перед вторым глазом помешают ладонь. При бинокулярном зрении происходит наложение картин, видимых обоими глазами. В результате этого исследуемый видит в своей ладони как бы отверстие от трубки и в нем предметы, видимые через нее.

Проба с карандашом, или так называемая проба с промахиванием, в ходе которой наличие или отсутствие бинокулярности выявляют с помощью двух обычных карандашей. Пациент держит один карандаш вертикально в вытянутой руке, врач - другой в том же положении. Наличие бинокулярного зрения у пациента подтверждается в том случае, если при быстром движении он попадает кончиком своего карандаша в кончик карандаша врача.

Проба с чтением за карандашом. В нескольких сантиметрах перед носом читающего помещают карандаш. Читать, не поворачивая головы, можно только при бинокулярном зрении, так как буквы, закрытые для одного глаза, видны другим и наоборот.

Статья из книги: Глазные болезни. Полный справочник | Передерий В.А.

Развитие бинокулярного зрения, упр. 1

При близорукости, вследствие неправильных зрительных навыков и низкой остроты зрения, часто бывает нарушена способность удерживать взгляд двумя глазами на рассматриваемой цели. Часто близорукие люди непризвольно или сознательно сводят зрительные оси не на рассматриваемом объекте, а перед ним или позади него. Точка пересечения зрительных осей называется точкой бинокулярной фиксации, или бификсации. В норме точка бификсации располагается на рассматриваемом объекте, чтобы в зрительном акте участвовали изображения из двух глаз, что является основой бинокулярного зрения. Но многие люди пользуются изображением только одного доминирующего глаза, это так называемое монокулярное зрение. При таком зрении изображение второго глаза блокировано мозгом, то есть второй глаз выключен. Это не заметно для самого человека, потому что монокулярное зрение тоже дает неплохое изображение. Но если вы разовьете бинокулярное зрение, то это сразу даст вам 20%-ную прибавку к остроте вашего зрения и разовьет такие правильные зрительные навыки, как объемное зрение и хороший глазомер.

Как вы заметили, для упражнений я стараюсь подобрать вам простые вещи. В этом упражнении вы будете использовать свои пальцы. Закрепите на стене зрительную мишень и встаньте на расстоянии 2-3 метра от нее.

Сожмите правый кулак, а указательный палец выпрямите вверх. Смотрите на зрительную мишень и расположите кисть правой руки на расстоянии 30-40 см от лица так, чтобы кончик указательного пальца находился на зрительной оси. Вы увидите раздвоенный указательный палец по обе стороны от зрительной мишени, как на рисунке внизу.

А сейчас посмотрите на кончик указательного пальца. Вы увидите, что зрительная мишень раздвоилась, как на рисунке внизу:


Переведите насколько раз ваш взгляд с мишени на кончик указательного пальца и обратно. Обратите внимание, что раздвоенные изображения пальца является полупрозрачным, сквозь них просвечивают изображения предметов, расположенных позади. Если при взгляде на мишень вы видите раздвоенное изображение пальца, а при взгляде на палец видите раздвоенное изображение зрительной мишени, при этом каждый раз оба раздвоенных изображения одинаковой яркости, то ваши глаза одинаково участвуют в зрительном акте. Но может быть так, что при взгляде двумя глазами на зрительную мишень одно из изображений указательного пальца яркое, а другое бледное или его совсем не видно.

На рисунке внизу показано изображение пальца при монокулярном зрении правого глаза, если смотреть на мишень двумя глазами:


На рисунке внизу показано изображение пальца при монокулярном зрении левого глаза, если смотреть на мишень двумя глазами:


Закрывайте поочередно один глаз и смотрите другим глазом на мишень несколько раз, чтобы включить более слабый глаз. Добейтесь, чтобы каждое из изображений пальца стало одинаковой яркости. Затем смотрите на мишень двумя глазами, чтобы вы видели два раздвоенных полупрозрачных изображения указательного пальца одинаковой яркости. Если вы наблюдательны, то заметите, что когда вы смотрите на мишень и при этом раздвоенные изображения указательного пальца одинаковые, то тогда изображение зрительной мишени еще более четкое и яркое.

На следующем занятии мы продолжим это упражнение.

Берегите зрение.

Ваш доктор А. Давыдов.

Комментарии (38)

  1. Дмитрий. :

    добрый день. Подскажите пожалуйста. У меня исход.косоглазие левого глаза-0,7,правый в норме-1. Прохожу курс лечения по мет.Бейтса(2недели). Путем этих упражнений удалось включить левый глаз! Четко вижу ближн.ворота,но изображение мишени нечеткое! Дальн ворота так же нечеткие. Научился “управлять” лев.глазом и когда,путем напряжения мышцы, его подвожу в норм.положение,т.е. смотрю двумя глазами,изображение нечеткое,размытое,хуже чем когда смотрю одним лев.глазом! Это нормально? Говорят,что когда мозг адаптируется,то глаза в расслабленном состоян будут видеть и смотреть четко и ровно!??? Прошу совета и рекомендаций! Зарание благодарен!

  2. :

    Дмитрий, сейчас не надо зацикливаться на четкости изображения. Гораздо важнее развить фузионный оптомоторный рефлекс, то есть когда вы подводите раздвоенные изображения близко друг к другу, они как бы самопроизвольно соединяются в одно, как намагниченные. Можно попробовать упражнение “конвергенция без аккомодации”, чтобы научиться управлять конвергенцией, не задействуя аккомодацию. Если вам или кому-то еще интересно, я могу написать статью по данному упражнению. Когда этот рефлекс станет устойчивым, потом можно будет работать над четкостью изображения.

  3. Дмитрий. :

    Добрый день! Очень благодарен Вам за ответ и вообще за внймание. Прошу Вас,вышлите мне описание этого упражнения. Зарание благодарю!

  4. Ризат :

    Здравствуйте! У меня точно такая же проблема как у Дмитрия… Буду благодарен если тоже вышлите мне описание этого упражнения. Спасибо!

  5. Алексанлдр :

    У меня монокулярное с детства, можно ли развить бинакулярное зрение. видят два глаза.. но по очереди.. при этом картинки не двоятся…

  6. :

    Александр, собственно мой блог о развитии бинокулярного зрения как подготовка к динамической фиксации. Пробуйте, старайтесь, развивайте зрение, пишите комментарии…

  7. Vitalii :

    Упражнения на конвергенцию делать могу, но изображение нечеткое. Зрение у меня одновременное(по цветотесту), один глаз иногда косит наружу (не сильно). После упражнения – пару минут косит внутрь. Хочу знать професиональное мнение. Посоветуйте упражнения на слияние „для начинающих”, так как я занимаюсь недавно и не все выходит. Зарание спасибо.

  8. :

    Vitalii , упражнения на динамическую фиксацию развивают зрительные навыки в определенной последовательности – вначале точечная центральная фиксация в движении, затем одновременное участие глаз в акте зрения и потом динамическая бификсация цели, развивающая фузионный окуломоторный рефлекс. Если с первыми двумя этапами у вас порядок, то для разития фузии (слияния) попробуйте упражнения на динамическую конвергенцию и динамическую дивергенцию . Эти упражнения следует делать для развития понимания и ощущения точки бификсации как точки пересечения зрительных осей.

  9. Наталья :

    Добрый день!
    Я очень уважаю врачей, которые действительно разбираются в совей области и им это искренне интересно. К сожалению, сейчас таких мало. Я и сама вращаюсь в мед.кругах, поэтому знаю о чем говорю =) Вы – один из немногих. И я Вас заранее уважаю.
    Хотела бы попасть к Вам на консультацию. Где находится клиника в которой Вы ведете прием?

  10. :

    Наталья, спасибо. Я веду этот и параллельный блог как эксперимент по ознакомлению людей с методом динамической фиксации он-лайн. Принять вас пока не могу. Когда такая возможность появится, я сообщу.

  11. Виктор :

    Надо смотреть то одним глазом, то другим махая перед лицом ладонью, для меня легче сам закрывать глаз, потом другой.

  12. :

    Виктор, если вам так легче, то делайте по-своему. Главное – получить результат.

  13. Виктор :

    Что бы изображения сравнялись, голову приходится держать почти горизонтально.

  14. :

    Виктор, ” почти горизонтально ” это наклонив голову в сторону к плечу или как-то еще?

  15. Виктор :

    Первое, т.е. “почти горизонтально ” наклонив голову в сторону к плечу, я это случайно заметил: прочитал часть 2 бинокулярного зрения и стал сильно наклонять голову.

  16. Екатерина :

    Добрый день! Хотела спросить вашего совета: моему сыну 1,8г., родился преждевременно, 5 дней лежал в инкубаторе, что, как говорят, очень плохо сказывается на глазах,но, к счастью, ретинопатия не развилась, в год диагноз был – “здоров”. Но при всем, при этом, где-то в возрасте 6 месяцев начал косить правый глаз периодически. Наш врач сказал, что это неврологическое (у нас ДЦП в легкой форме), ничем помочь не может. В 1,6г мы наблюдались у врача с Микрохирургии глаза г.Чебоксары, после осмотра она сказала, что у нас дальнозоркость +3 обоих глаз, плюс к этому не развивается бинокулярное зрение. Выписала очки для постоянного ношения, сказала, что пока надо понаблюдать. Но так ужасно это неведение и беспомощность. Подскажите, чем можно помочь такому маленькому малышу (для упражнений он еще маловат)?

  17. :

    ” … Установлено, что недельные младенцы воспроизводят ротовые движения взрослого человека после их визуального наблюдения…

    … Нет каких-либо средств, с помощью которых они могли бы приобрести психологическое представление о собственных ртах и ртах других людей, по крайней мере в том смысле, в котором обычно используется термин “психологическая репрезентация”. То, что они могут различать движения этой загадочным образом известной им части тела другого человека и могут сами точно воспроизводить эти движения, говорит в пользу того, что уровень когнитивного функционирования новорожденных намного более продвинут, чем мы это себе обычно представляем… Применительно к “имитативным” действиям новорожденного, интермодальное восприятие может способствовать визуальному узнаванию младенцем рта другого человека на основании не визуального сенсорного опыта собственного рта. Отметим также, что младенец также имеет врожденную способность активно повторять то, что он наблюдал пассивно; он двигает своим ртом, так как ранее наблюдал, как взрослый двигает своим ртом…

    … Я также обсудил другую группу феноменов, которая может быть эффективной в детерминации действия и сенсорного восприятия, хотя они могут никогда не достигать вербального осознания. Это сенсорно-моторные, или поведенческие воспоминания, которые возникают главным образом из довербального восприятия и сохраняют свое влияние на всем протяжении детства и во взрослой жизни. ”

    Эти мысли Скотта Даулинга о врожденной способности младенца активно повторять то, что он наблюдает пассивно, я применил для тренировки навыка фиксации движущейся цели(динамической фиксации) для развития бинокулярного зрения у моего сына, когда ему было около двух месяцев. Движущаяся цель и объект для подражания были мои глаза. Сама тренировка заключалась в том, что я вначале устанавливал с ним зрительный контакт, то есть ловил его взгляд, и когда он устойчиво смотрел мне в глаза, я начинал ритмично, с частотой два движения в секунду, попеременно смотреть ему то в правый, то в левый зрачок. Вначале в его глазах я наблюдал удивление, а потом он инстинктивно начал повторять движения моих глаз. Что интересно, он делал это в противофазе к моим движениям, его движения глаз были противоположны моим, но точно в моем ритме и очень четкие. Я даже заснял один эпизод на видео:
    http://www.youtube.com/watch?v=-rIXWV8GW4Q&feature=autoplay&list=UUR1UzeVie4bKK8rHXf-blDA&lf=context&playnext=24
    Сейчас ему два с половиной года, у него очень цепкий взгляд, он бьет ногой по катящемуся мячу и попадает теннисной ракеткой по мячу с отскока. Как теннисист со стажем, могу сказать, что не всякий ребенок школьного возраста может это сделать. То есть, он зрительно точно определяет расстояние до летящего к нему мяча и его скорость. Можно сделать вывод, что у него уже начинает развиваться стереоскопическое восприятие движущихся объектов.

    Так что попробуйте установить с вашим ребенком зрительный контакт и делайте своими глазами ритмичные саккады, может ваш ребенок начнет вам подражать, а потом его зрение может развиться. Главное, запустить процесс. Потом отпишитесь здесь, при любом результате. Это интересно…

  18. Екатерина :

    Спасибо большое, обязательно используем ваш совет.

  19. Саша :

    Добрый вечер!
    У меня тоже есть проблема. Я вижу правым глазом при помощи жесткой линзы лучше, чем левым (делали операцию по замене хрусталика с диоптриями) и все равно, я правым вижу лучше, хотя и им не 100%. У меня двоится: изображение левого глаза накладывается немного выше и далее “уплывает” вверх и влево, а потом останавливается. Фильмы и стерео картинки мне не доступны. Подскажите пожалуйста, какие делать упражнения, чтобы убрать этот дефект? В Волгограде, еще сделали 2 операции по устранению косоглазия. Косметически глаза в норме, а мозг никак не соединит 2 картинки.

  20. :

    Саша, к сожалению, мои упражнения предназначены для людей, имеющих бинокулярное зрение.

  21. Виктор :

    Саша, для развития бинокулярного зрения следует рассматривать стереоскопические картинки из книги Перельмана ”Занимательная физика” например, отсюда http://class-fizika.narod.ru/p197.htm . Для облегчения можно между носом и экраном поставить листок и получится.

  22. Саша :

    Добрый вечер!
    С нетерпением ждал ответ,а когда получил и удивился.думал не ответите.Большое спасибо за разъъяснение.А как же я буду видеть,если у меня двоится(уходит в сторону)7Как удерживать второе изображение?Я обязательно по пробую ваш совет.Может поможет увидеть,также как и все люди.Спасибо.саша.

  23. Виктор :

    Мне собирались делать операцию от косоглазия, но протестировав решили, что отклонение от нормы незначительное, и операцию делать нет смысла, правда и упражнений не дали.

  24. Виктор :

    Для Саши и т.д.
    Если содружественное косоглазие (или скрытое) (т.е. глаза двигаются в любую сторону) основным способом лечения является воспитание бинокулярного зрения и доведение его до автоматизма.
    Следует отметить, что у нормального человека боле ближние предметы и более дальние от фокуса взгляда двоятся, просто люди со временем привыкают к этому.
    Двоящиеся предметы (удалённые) бывают один ниже другого – тогда для развития бинокулярного зрения можно одеть призматические очки или наклонить голову.
    Следует на полуметровой линейке пластилином закрепить пяток карандашей (или на двух линейках) и держа перед глазами фокусировать на каждом карандаше взгляд, подробнее это упражнение и тренажёр описано на сайте http://forum.vseoglazah.ru/showthread.php?t=524 .

  25. Леонид :

    Здравствуйте
    Пытаюсь увидеть две мишени при фокусировке на палец, ничего не выодит. Вижу только одним или другим, может есть какие то предварительные упражнения, чтоб появилась хотяб не очень яркая картинка вторым глазом?

  26. :

    Леонид, обычно таким пациентам я ставлю призмы силой 2 – 3 призменные диоптрии основанием к носу в комбинации с минусовыми линзами для полной коррекции близорукости и предлагаю посмотреть вдаль на светящееся изображение креста, в проекторе знаков есть такая опция. После временного двоения происходит бификсация цели и фузия, при снятии призм также временно появляется двоение, а затем также бификсация и фузия. Вначале, как правило, двоения нет, но потом пациент начинает замечать двоение, то есть появляется изображение в парном (слабом) глазу. Можно еще использовать цветотест для тестирования бинокулярного зрения, но призмы лучше.

  27. Леонид :

    Спасибо большое за ответ
    В домашних условиях это возможно сделать?

  28. :

    Леонид, если вы разбираетесь в теме, то можете поэкспериментировать с призматическими офтальмотренажерами для домашнего использования. Или прилепите эластичные призмы Френеля на ваши очки для дали с внутренней стороны, основаниями к носу.

  29. Леонид :

    Попытался разобраться в теме, покопался в интернете и выяснил, судя по описаниям у меня альтернирующее косоглазие, в близи не заметное но при увеличение расстояния до фиксации угол повышается.
    Возможно ли в 30 лет восстановить в таком случае фузию и бинокулярное зрение? могу посоветовать пройти обследование в МНИИ ГБ им. Гельмгольца .

  30. Вячеслав :

    Аркадий, спасибо за сайт!
    У меня монокулярное зрение – вижу левым глазом, сделал лазикс правого глаза – был очень сильный астигматизм.
    Теперь зрение правого практически такое же как и левого, а бинокулярного зрения нет. То что зрение с помощью тренировок резко улучшается это я на практике убедился.
    Но ни кто и нигде не дает упражнений на развитие бинокулярного зрения, очень хочется внятных систематических рекомендаций, упражнений с указанием времени занятий, возможно изготовить или приобрести приборы, если возможно, то и в видео формате. Я одержим идеей создания такого курса.
    Стерео картинки вижу, но эффекта стабильного стерео зрения нет, хотя и как будто второй глаз пробивается и это вдохновляет на тренировки!
    Ваш сайт просто находка!

  31. :

    Вячеслав, спасибо за позитивный отзыв! Понимаю ваше воодушевление, но чтобы создать систематизированные рекомендации в видеоформате, медицинские приборы, программное обеспечение, etc, необходимо создать и профинансировать группу из врачей, инженеров, программистов…

  32. Александр :

    А у меня такая ситуация – амблиопия, косоглазие внутрь на правом глазу градусов 20-25 (было до второй операции), слабая светочувствительность на оттенки зеленого и красного цвета (по таблицам Рябкина узнал, когда проверялся в университете), 2 раза оперирован в 5-6 и 11-12 лет (точно не помню, сейчас 27). После второй операции отклонение значительно уменьшилось и возникало насколько я помню, лишь при физических нагрузках или психоэмоциональных. Из-за чего не любил физкультуру или например длинные поездки. В полностью расслабленном состоянии, по собственным наблюдениям, глаз не отклоняется от нормальной оси. После операции глаза были 1 на левом и 0.3 на правом. Через лет 5 и до сих пор на правый пишут в основном 0.2

    Все проверки у врачей и в военкоме, и в универе проходили обычно по одной схеме – тебя смотрят, проверяют на разных приборах, что-то спрашивают, затем молча пишут какую-то ерунду и без каких-либо, даже самых элементарных рекомендаций/советов отправляют гулять. Я даже диагноз узнал когда сам разобрал корявый почерк врача, т.к. их что-то спрашивать это как головой об стенку биться, видимо мне так везет с ними. Также, до поступления в универ проверялся в одной из больниц и впервые узнал, что у меня слабая светочувствительность на некоторые оттенки цветов. Врач помню так занервничала, когда я неверно отвечал, будто я издеваюсь с нее или шучу, в итоге вписала в карточку противопоказание на факультеты связанные с компьютерами, но я все равно на такой поступил. Сейчас по 10-12 часов в день за компьютером провожу и зрение все то же, что и после 2-ой операции.

    Задумываться о глазах и своем диагнозе начал лишь недавно. Накачал всякой литературы с упражнениями вроде Бейтса, также читал о всяких приборах по улучшению кровотока в глазах, которые якобы помогают при амблиопии. На ваш блог также наткнулся, осваиваю.

    В описанном выше упражнении заметил такую вещь – правый (слабый 0.2) глаз включается почему-то не всегда, когда именно – даже описать не могу. Но, заметил чудную вещь как его включить сразу же – надо часто поморгать и он тут же появляется и я вижу как и на картинке – справа четкий палец, слева – фантомный. Прокомментируйте пожалуйста данную закономерность, и стоит ли такими морганиями помогать заводить второй глаз или же нужно выполнять упражнения с полностью раслабленными глазами (и веками в том числе).

  33. Александр :

    также забыл указать к последним строкам – левый “фантомный” палец почему-то получается ниже примерно на 1.5-2 ногтя.

    Также, спустя 5 мин этого занятия заметил, что при фокусировании на точке листа, если поднести палец очень близко к глазам, то все равно вижу раздвоение, как-будто правая картинка настоящая, а левая – призрак, раньше подобного не замечал или просто не пытался. Хотя, судя по комментам у меня по идее все чуть сложнее, т.к. зрение на правом 0.2, у других же я смотрю зрение может быть на обоих глазах нормальное, а бинокулярность отсутствует.

    Поэтому для меня сложно понять как должен выглядеть правый “фантомный палец”, и если восстановить бинокулярность, то что это будет значит для обоих глаз, ведь у них большая разница в остроте.

  34. :

    Александр, действительно, при моргании активизируются зрительные доли коры головного мозга (зрительный кортекс). Лучше моргать мягкими движениями, не напрягая круговую мышцу глаза.

    Чтобы пальцы были на одном уровне, наклоните голову вправо.

    И да, при амблиопии добиться полноценной бинокулярности невозможно. Но включение слабого глаза в процесс зрения может улучшить его остроту до какой-то степени.

Способность человека одновременно видеть двумя глазами и получать объемное представление об окружающих объектах называется бинокулярным зрением. Если такая способность нарушается, это влияет на остроту, четкость и другие особенности зрительного восприятия. Восстановить бинокулярное зрение у взрослых помогут специальные упражнения.

В этой статье

Как бинокулярное зрение работает?

При нормальном бинокулярном зрении каждый человеческий глаз получает отдельное изображение, после чего мозг преобразует их в единую объемную картинку. По ряду причин глаза взрослых людей могут работать разобщенно, и тогда слияние двух изображений в одно не происходит. Это негативно влияет на остроту зрительной функции, мешает адекватно воспринимать расстояние между предметами и оценивать их в объемной перспективе.

Нарушения бинокулярного зрения могут возникать, если существует большая разница в оптической силе правого и левого глаза, глазные яблоки расположены асимметрично, нарушена работа нервной системы или глазных мышц, наблюдаются патологические изменения в сетчатке, роговице или хрусталике.
Самые частые офтальмопатологии, которые сопровождают расстройства бинокулярного зрения — это косоглазие и амблиопия.

Можно ли восстановить бинокулярное зрение?

Сегодня в офтальмологии существует два основных метода восстановления здорового бинокулярного зрения: ортоптика и диплоптика.

  • Ортоптическое лечение направлено на улучшение совместной работы глаз как единого органа зрения. Для достижения этой цели применяются специальные упражнения, стимулирующие глаза соединять две картинки воедино.
  • Диплоптика — это методика восстановления зрения, суть которой заключается в том, чтобы вызвать у пациента двоение объекта восприятия. Такой способ стимулирует способность человека к самостоятельному восстановлению бинокулярного стереоскопического зрения. Для проведения диплоптических упражнений уровень косоглазия не должен превышать 7 градусов.

Завершающим этапом лечения расстройств бинокулярного зрения является специальная лечебная гимнастика для глаз, задача которой — увеличить подвижность глазных яблок.

Как восстановить бинокулярное зрение в домашних условиях?

Восстановлением бинокулярного зрения в домашних условиях можно заниматься только в том случае, если подобную терапию назначил врач-офтальмолог . После диагностики специалист принимает решение о том, поможет ли Вам стандартная терапия или потребуется серьезное хирургическое лечение.

Зачастую лечить нарушения бинокулярного зрения можно как амбулаторно в клинике, так и дома, соблюдая предписания врача. Как правило, они включают ношение специальных очков , выполнение комплекса упражнений и процедур, направленных на восстановление баланса между глазами.

Эффективные упражнения для восстановления бинокулярного зрения

Регулярная тренировка бинокулярного зрения является важным условием его восстановления. Существует несколько тренировочных систем, которые были разработаны специалистами в области офтальмологии — Кащенко, Бейтсом и т.д. Подобрать оптимальный комплекс упражнений для конкретного пациента сможет только врач-офтальмолог во время очного обследования.

Основная тренировка глаз проводится в условиях клиники на специальных аппаратах. Но, помимо аппаратного лечения, специалисты рекомендуют в качестве дополнительной меры выполнять специальную гимнастику в домашних условиях.
Ниже мы приведем несколько вариантов упражнений, которые часто назначаются для восстановления бинокулярного зрения у взрослого человека и подходят для домашнего использования.

Простые упражнения в домашних условиях

Нарисуйте маркером на листе бумаги вертикальную линию длиной 10 см и шириной 1 см. Прикрепите лист на хорошо освещенную стену на уровне глаз и отойдите от нее на один метр.
Теперь наклоните голову таким образом, чтобы Вы видели начерченную линию в единственном экземпляре, то есть она не двоилась перед глазами. После того, как двойное изображение сольется в одно, начинайте медленно отводить голову вниз, не сводя взгляда с полосы. Продолжайте до тех пор, пока изображение не начнет удваиваться.
Повторите те же действия с самого начала, только уже отводя голову вверх, а затем поочередно в стороны. Выполнять такое упражнение нужно минимум трижды в день по пять минут. Таким же образом можно тренировать бинокулярное зрение, используя вместо начерченной линии любой предмет небольшого размера.

Эффективные упражнения на фокусировку

  • Вариант 1.

Расположите на стене зрительный объект и отойдите от нее на расстояние двух метров. Вытяните перед собой руку и поднимите вверх указательный палец. Он должен располагаться в одной зрительной оси с объектом на стене.
Сначала сосредоточьте фокус внимания на зрительном объекте и наблюдайте за ним через кончик пальца. Вам покажется, что палец раздваивается. Затем поменяйте фокус внимания и сосредоточьте его на кончике пальца. Теперь руку вы должны видеть как цельное изображение, а объект на стене будет раздваиваться.
Учитывайте, что наиболее четкое изображение будет со стороны глаза с наилучшим зрением. Иногда можно тренироваться, закрыв один глаз, чтобы второй в это время работал с максимальной отдачей.
Повторять такое упражнение нужно несколько раз. Попеременное переключение фокуса с ближнего на дальний объект тренирует бинокулярное зрение, и со временем Вы заметите, что четкость изображения увеличивается.

  • Вариант 2.

Возьмите яркий рисунок и сначала подробно рассмотрите его целиком. Затем выберите небольшой элемент изображения и постарайтесь сконцентрироваться на нем, глазами обрисовать его контур, рассмотреть внутреннюю часть, не обращая внимания на основной фон. Затем повторите то же самое, но для фокусировки выберите элемент еще меньшего размера.

Рассматривать стереограммы полезно для бинокулярного зрения

Полезным упражнением для взрослых с нарушениями бинокулярного зрения будет рассматривание стереоскопических картинок. Когда Вы всматриваетесь в стереограммы, перед глазами появляются внутренние зашифрованные рисунки, изображение становится объемным, что помогает вернуть бинокулярное зрение.



Владельцы патента RU 2283071:

Изобретение относится к офтальмологии и предназначено для восстановления бинокулярного зрения. В условиях механической гаплоптики пациенту предъявляют объекты для наблюдения. Объекты могут быть сходными или различными для каждого глаза в отдельности. Обладают свойством изменения яркости, попеременного или одновременного мигания, возможностью перемещения в пространстве. При этом осуществляется зрительная и слуховая изоляция пациента от всего его окружающего. Способ позволяет повысить зрительные функции макулярной области. 3 табл.

Изобретение относится к медицине, а именно к офтальмологии, и может быть использовано для развития и укрепления бинокулярного зрения.

За последние годы отмечается значительный прогресс использования компьютерных технологий в медицине.

Особенно привлекательными и перспективными направлениями данных разработок для медицинской практики является создание обучающих программ на основе виртуальной реальности.

Виртуальная реальность (от лат. Virtus - мнимый, воображаемый) созданная компьютерными средствами трехмерная модель реальности, которая создает эффект присутствия человека в ней, позволяет взаимодействовать с представленными в ней объектами, включая новые способы сотрудничества: изменение формы объекта, свободное перемещение между микро- и макроуровнями пространства, перемещение самого пространства.

Знакомясь с литературой, мы пытались найти сведения, касающиеся использования данной технологии (с учебной или лечебной целью) в офтальмологии. Однако таких данных в доступном информационном пространстве мы не обнаружили. В связи с этим, по нашему мнению, представляется весьма перспективным использовать эффект виртуальной реальности, создаваемый специальными шлемами для офтальмологической практики, а именно для лечения детей с косоглазием.

Способность бинокулярного видения окружающего пространства относится к высшим зрительным функциям. Окружающее нас пространство имеет три измерения, а изображение его на сетчатке глаза является плоским. Несмотря на это, глаза в норме точно решают задачу ориентации в пространстве.

Всегда, когда область сетчатки стимулируется изменением освещения глаза, стимул не только воспринимается, как имеющий некоторую яркость, цвет и некоторую форму, но также всегда локализуется в некотором направлении зрительного пространства - субъективном зрительном направлении. Центральная ямка сетчатки - область самой высокой остроты зрения. Зрительное направление центральной ямки называется основным субъективным зрительным направлением. Все остальные носят название вторичных субъективных зрительных направлений. Они относительны к основному субъективному зрительному направлению и, следовательно, меняются вместе с ним при изменении положения глаза.

Прямая, соединяющая центральную ямку с точкой фиксации, называется зрительной осью. Другие синонимы - линия взгляда, зрительная линия и линия взора. Если две зрительные оси пересекаются в точке фиксации, имеет место бинокулярная фиксация, если только одна основная линия направления проходит через точку фиксации, то фиксация монокулярная.

Бинокулярное зрение - это зрение с использованием информации, поступающей в мозг через два глаза, при этом обеспечивается одновременное направление зрительных осей на объект фиксации, слияние монокулярных изображений этого объекта в единый зрительный образ и его локализация в соответствующее место пространства. Бинокулярное зрение усиливает воспринимаемую яркость объекта и позволяет более точно оценивать третье пространственное измерение, т.е. объемность предметов, степень их абсолютной и относительной удаленности.

Способность глаз оценивать трехмерное пространство на основе двухмерных изображений на сетчатках называют глубинным или стереоскопическим зрением. Существуют признаки восприятия глубины, дающие представление об удаленности наблюдаемых предметов и без участия бинокулярного зрения. Это так называемые монокулярные признаки восприятия глубины (частичное закрытие далеких объектов близкими, линейная перспектива, распределение светотеней и др.). Основу глубинного бинокулярного зрения составляет стереопсис. Под стереопсисом надо понимать процесс объединения молекулярных образов в бинокулярный, который сопровождается специфическим (отличающимся от впечатления пространственности, основанного на монокулярных признаках восприятия глубины) переживанием глубины. Существуют пределы, в которых возможно глубинное зрение. Верхняя граница - это радиус стереоскопического зрения, равный минимальному расстоянию, с которого уже нельзя стереоскопически отличить глубину расположения объекта относительно другого объекта. Нижняя граница - это расстояние ясного видения, равное расстоянию от глаза до ближней видимой точки.

При бинокулярной фиксации монокулярные поля зрения накладываются друг на друга, образуя общее бинокулярное поле зрения. Объект, находящийся в любом его участке, одновременно раздражает сетчатки обоих глаз. Стимулом к бинокулярной фиксации объекта служит постоянная тенденция зрительной системы к преодолению диплопии (двоения монокулярных образов), т.е. к одиночному восприятию. Одиночное видение достигается с помощью механизма фузии - слияние в единый образ раздельно воспринимаемых правым и левым глазом изображений на сетчатках, происходящее в высших зрительных центрах мозга.

Одиночное восприятие наблюдаемого объекта возможно только при условии одновременного раздражения центральных ямок или корреспондирующих точек сетчаток.

Главной объективной предпосылкой формирования трехмерного пространственного восприятия является наличие расстояния между центрами зрачков, т.е. бинокулярного базиса. Правый и левый глаз одновременно рассматривают предмет с разных точек, вследствие чего изображение его на сетчатке правого и левого глаза различны.

На основе анализа двух таких изображений неодинакового характера в зрительных зонах коры головного мозга возникает трехмерное изображение наблюдаемой картины.

Так в рамках бинокулярной фиксации объединились воедино диспаратность, дающая стереоэффект, и фузия, устраняющая двоение.

При предъявлении каждому глазу двух подобных монокулярных изображений даже на диспаратных элементах сетчатки фузия может осуществляться и без движений глаз. Т.е. две подобные линии на диспаратных элементах сетчатки "притягиваются" друг к другу, сливаясь в единый образ. Такая фузия носит название сенсорной фузии. Однако если молекулярные образы, попадающие на корреспондирующие области сетчатки, не подобны, а отличаются друг от друга, фузия становится невозможной. В этом случае имеет место попеременное восприятие то левого, то правого монокулярного образа, называемое бинокулярным соревнованием (или соревнованием сетчаток). Бинокулярное соревнование может быть также результатом предъявления двум глазам подобных объектов различного цвета или неодинаковой яркости (цветовое соревнование). Во избежание путаницы один или другой монокулярный объект временно подавляются. Какой из двух объектов будет подавляться, зависит от того, какой глаз является доминирующим. Постоянное подавление сетчатки одного глаза с прекращением соревнования ведет к полному доминированию другого глаза. Это главное препятствие к бинокулярному зрению. Для восстановления бинокулярного зрения необходимо возвращение к соревнованию сетчаток.

Расстройства бинокулярного зрения в зависимости от их характера могут служить ранним сигналом нарушения деятельности как периферических отделов зрительного анализатора, так и центральной нервной системы.

В связи с этим исследования бинокулярного зрения представляет интерес как в офтальмологии, так и в неврологии, психиатрии, психоневрологии. Специфика исследования восстановления бинокулярного зрения и закрепления его путем тренировочных упражнений требует разнообразия условий исследования и тренировок, максимально приближенных к естественным, во избежании возникновения так называемого «приборного зрения». Этим объясняется наличие в медицинской практике различных приборов функционально одинакового назначения.

Методы, направленные на восстановление бинокулярного зрения, традиционно основывались на различных принципах разделения полей зрения обоих глаз: механическом (синоптофор и синотипные приборы-аналоги), цветовом (анаглифы, например четырехточечный тест), поляроидном, растровом и других.

Опыт показывает, что чем больше условия зрительного восприятия на завершающем этапе лечения косоглазия отличаются от естественных, тем меньше эффективность лечения и ниже процент восстановления бинокулярного зрения (Э.С.Аветисов, 1977, 1980).

Именно искусственные условия зрения в гаплоскопических приборах явились одним из оснований для развития диплоптики (Э.С.Аветисов, 1979, 1980). Система диплоптики предусматривает лечение в естественных и близких к ним условиях и включает в себя серию способов с различными принципами возбуждения диплопии и устранения феномена торможения.

В физиологии зрения также существует мнение, что зрительная информация передается фазово, не исключено, что и попеременно, то в правом, то в левом зрительных каналах (Корпман И.Л., 1966, Hamburger F.A., 1949, Verhoeff F.H., 1935). Частота этих импульсов такова, что переменность их передачи не ощущается человеком. Поэтому можно предположить, что фазово-временное предъявление тест-объектов является одним из физиологических способов бинокулярного предъявления зрительной информации.

Принцип фазового разделения был использован Aulhovn (1973) в фазово-разделяющем гаплоскопе, где смена фаз осуществляется вращающимися секторными обтураторами.

Прототипом изобретения является способ применения системы поляроидов, посредством которой осуществляется разделение полей зрения. Автор Вакурина А.Е. Способ и устройство для восстановления бинокулярного зрения (SU Авт. Свид. N 98411, кл. А 61 В 3/08, 1996 г.

Однако данное устройство не дает возможности наблюдать на экране объект одновременно обоими глазами, что не позволяет проводить диплоптическое лечение косоглазия.

Целью предлагаемого способа лечения является повышение зрительных функций макулярной области, что ведет к устранению амблиопии, препятствующей развитию бинокулярного зрения и восстановления самого бинокулярного зрения с помощью шлема виртуальной реальности.

Суть нашей работы заключается в следующем.

В стандартном шлеме виртуальной реальности имеются специальные экраны (визоры), на которые от видеоисточника проецируется изображение отдельно для правого и левого глаза.

Видеошлем использует два цветных дисплея на жидких кристаллах, каждый из которых создает контрастное изображение из 789×230 элементов. Оба глаза видят разные изображения стереоэффекта, оба глаза при этом совместно воспринимают глубину изображения. В результате получается поистине реалистичное стереоскопическое изображение.

В конструкцию видеошлема входят стереонаушники высокого качества. Система виртуальной ориентации реагирует на каждое движение головы пользователя. Контролер цифровой обработки сигнала обеспечивает точность ввода и обратную связь, помещая пользователя в виртуальный мир.

С помощью настройки добиваются объемного 3-мерного изображения, которое возможно только при условии бинокулярного зрения.

Запускаются игры в нашей специальной обработке, и ребенок (5-12 лет) в шлеме попадает в мир виртуальной реальности и наслаждается игрой.

Шлем по нашему мнению должен стимулировать рефлекс бификсации.

Лечебные упражнения для восстановления бинокулярных функций воспринимаются каждым глазом отдельно, при этом дабовлаются сине-красные фильтры-линзы на модифицированную нами оправу и фиксируются на оба дисплея шлема. При необходимости можем добавить в эти оправы сферические или астигматические линзы, корригирующие аметропию.

При этих упражнениях предусмотрены дополнительные возможности: попеременные или одновременные мигания, изменение яркости красного и синего цветов. Подбор и последовательную смену бинокулярных упражнений следует проводить в соответствии с функциональными возможностями пациента. При наличии функциональной скотомы или неустойчивого совмещения целесообразно назначать упражнения в режиме мигания (одновременного или попеременного), начиная с более крупных объектов, параметры мигания (цвет, частота) подбираются индивидуально (4-9 Гц в течение 1-2 минут, затем частоту уменьшать).

По мере устранения скотомы или ее отсутствия те же упражнения назначают для развития фузионных резервов. Вначале выбирают более крупные объекты, затем переходят к более мелким объектам.

Результаты выполнения упражнений сохраняются в компьютере. Они позволяют врачу судить о динамике лечения и периодически добавлять или изменять те или иные упражнения. При подборе конкретных упражнений рекомендуется учитывать возраст и уровень интеллектуального развития ребенка. На первых сеансах следует выбирать упражнения с простыми и крупными объектами, затем переходить к более сложным и мелким объектам.

До лечения, в ходе проведения сеансов и после лечения необходимо проводить контрольные исследования традиционными методами: измерение остроты зрения, угла косоглазия, оценку характера зрения на цветотесте и фузионную способность на синоптофоре.

Наш лечебный способ отличается от традиционных: он проводится в форме игры, с активным участием и большей заинтересованностью пациента, а также объективным контролем на любом этапе лечения. Он отличается от всех лечебных способов при данной патологии тем, что во время сеанса пациент изолирован от всего его окружающего (зрение и слух).

Упражнения проводятся ежедневно, 2 раза в день по 10-15 минут, на один курс лечения по 15 сеансов.

Предлагаемый способ апробирован при лечении 36 детей, страдающих нарушением бинокулярного зрения.

В первой группе (20 человек) проводили лечение косоглазия традиционными методами: (амблиотренер, хейроскоп, синоптофор и др.). В результате проведенного лечения у больных первой группы острота зрения 0,4 и выше отмечена у 3-х человек, восстановлено бинокулярное зрение у 3-х детей.

Во второй группе (16 человек) занятия проводили предлагаемым способом после безуспешного традиционного лечения нарушения бинокулярного зрения. После проведенного лечения бинокулярное зрение получено у 11 детей.

Пример. Больная Р., 5 лет 6 месяцев, поступила в специализированный детский сад по лечению косоглазия и амблиопии в октябре 2000 года с диагнозом: содружественное неаккомодационное сходящееся косоглазие, дисбинокулярная амблиопия высокой степени левого глаза, гиперметропия слабой степени правого глаза и средней степени левого глаза. Косоглазие выявлено в возрасте 1,5 лет.

При поступлении: острота зрения правого глаза = 0,6 не корригируется, левого глаза = 0,2 н/к, угол косоглазия по Гиршбергу = 15° имеется центральная зрительная фиксация на амблиопичном глазу. В результате плеоптического лечения, включавшего пенализацию для близи, локальные засветы центральной ямки сетчатки, занятия на корректоре-локализаторе, другие плеоптические упражнения, через 3 месяца острота зрения левого глаза достигла 0,3 с соответствующей коррекцией. В течение последующих 3 месяцев на фоне продолжавшегося лечения улучшений не отмечалось. В июне 2001 года начато лечение предлагаемым нами способом. После 15 проведенных сеансов (через 3 недели) острота зрения достигла 0,6, уменьшился угол косоглазия до 3° на синоптофоре, отмечено отсутствие угла косоглазия по Гиршбергу, а на четырехточечном цветотесте выявлено одновременное зрение.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.