Готовые проекты по физическому развитию в доу. Педагогический проект по физическому развитию в старшей группе «За здоровьем в детский сад»
татьяна данильченко
Педагогический проект по физическому развитию в старшей группе «За здоровьем в детский сад».
Педагогический проект по физическому развитию в старшей группе
«За здоровьем в детский сад » .
Проект : «За здоровьем в детский сад » .
Тип проекта : познавательно-исследовательский
Участники проекта : дети старшей группы , родители воспитанников, педагоги группы .
Основная цель проекта : формирование положительного отношения к здоровому образу жизни , потребности в положительных привычках.
Основополагающий вопрос : дети старшего дошкольного возраста нуждаются в создании комплексной системы физкультурно-оздоровительной работы , направленной на сохранение и укрепление здоровья детей .
Задачи :
расширить кругозор в вопросах спортивной жизни страны и в мире;
сформировать осознанное отношение к необходимости беречь и укреплять свое здоровье ;
повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом ;
расширить двигательные возможности ребенка за счет освоения новых движений и упражнений здоровьесберегающих технологий ;
воспитывать социально значимые личностные качества : целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие;
повышать эмоциональное благополучие ребенка за счет проведения разнообразных, интересных и увлекательных мероприятий физкультурной направленности;
формирование у детей и родителей осознанного отношения к своему здоровью ;
привлечение родителей к организации оздоровительной работы с детьми в ДОУ и дома.
Срок реализации проекта : среднесрочный (март)
Проект может быть реализован совместно : с физкультурным руководителем.
Тема и ее актуальность :
Дошкольный возраст - это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья .
Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития , формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств .
Поэтому сегодня наблюдается особый интерес к физическому воспитанию и пропаганде здорового образа жизни .
Сохранение и укрепление здоровья детей , формирование привычки к здоровому образу жизни остаются первостепенной задачей. Здоровье ребенка зависит не только от полноценного физического развития и воспитания в детском саду , а также от условий жизни в семье, так как семья- это среда, где формируется здоровье ребенка и закладывается в его сознании основа к постоянному стремлению к здоровью . Одним из важных аспектов реализации программ по здоровьесбережению детей является совместная работа ДОУ и семьи.
Наш проект не ставит целью достижение высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное в нем – помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, чтобы, взрослея, они были готовы вести здоровый образ жизни , ценили свое здоровье и здоровье окружающих .
Необходимые материалы : оборудование для проведения сюжетно-ролевых и дидактических игр, подборка тематической литературы, выставка семейных поделок, детских рисунков , стенгазета.
Вопросы к детям по предлагаемому проекту :
Что нужно делать, чтобы быть здоровым ?
Кого называют спортсменами?
Кто помогает людям быть здоровыми ?
Что ты хочешь узнать о ЗОЖ?
Основные этапы проекта : этапы реализации проекта :
1этап- Подготовительный
Определение темы проекта . Обоснование его актуальности.
Постановка целей и задач работы.
Определение уровня знаний детей о здоровье , о ЗОЖ
Опрос и беседа с детьми «Как я буду заботиться о своем здоровье ?» , «Что нужно делать, чтобы быть здоровым ?» .
Анкетирование родителей «Физкультура и семейное воспитание» ,
Консультация для родителей «О здоровье детей » .
Чтение художественной и познавательной литературы.
Конспекты познавательных занятий, бесед.
Подбор консультативного материала для родителей.
2 этап- Познавательно- исследовательский (основной)
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры : «Доктор» , «Аптека» , «Больница» , «Магазин» (покупаем продукты, полезные для здоровья ) .
Дидактические игры : «Овощи-фрукты» (разложить отдельно овощи и фрукты, «Узнай на ощупь» , «Узнай по запаху» .
Развивающие игры : «Послушаем тишину» , «Сравни картинки» .
Игры с зеркалом : «Мои зубки» , «Мои глазки» , «Мои ушки» .
Беседы на темы : «Чистота и здоровье » , «Как я буду закаляться» , «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья» .
Чтение художественной литературы :
Чтение : Ф. Афонькин «Как победить простуду» , «Откуда берется болезнь» ,
В. Голявкин «Про Вовкину тренировку» .
Заучивание стихотворений : К. Чуковский «Мойдодыр» , «Айболит» ,
В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо» , А. Барто «Девочка чумазая» .
Загадки на тему : «Овощи-фрукты» , «Спорт» , .
Художественно-эстетическое развитие :
Рисование на тему : «Виды спорта» , «Полезные и вредные продукты» , «День здоровья » .
Лепка : «Я расту сильным и здоровым » , «Фигура человека» , «Спортивная площадка» (коллективная работа) .
Прослушивание песен про спорт, здоровье .
Работа с родителями :
Оформление стенгазеты «Моя спортивная семья» .
Консультации : «Оздоровление детей в детском саду » , «За здоровьем всей семьей » , «Культура здоровья » , «Простые правила здорового образа жизни » .
3 этап - ИТОГ
ООД «Я здоровье берегу сам себе я помогу»
Оформление стенгазеты совместно с родителями «Я расту сильным и здоровым » .
Родительское собрание : «Достижения нашей группы .»
Планируемые результаты :
С точки зрения детей в ходе выполнения проекта :
Расширятся представления о здоровье , необходимости физических упражнений ;
Появятся начальные представления о здоровом образе жизни ;
Обогатится словарный запас;
С точки зрения родителей :
Активируется родительское участие в жизни детского сада , воспитании ребенка;
Создается атмосфера общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада .
Публикации по теме:
«Я здоровье сберегу - сам себе я помогу». Проект «За здоровьем в детский сад» «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу» «За здоровьем в детский сад» Инструктор по физической культуре: Чеботарёва Юлия Алексеевна В.
Мини-проект «За здоровьем в детский сад» Составила: Лисюнина Т. П. МДБОУ «Детский сад № 58» Красноармейского района Цель: Формирование у детей мотивации к занятиям физической культурой.
Педагогический проект "Детский сад-дом радости" Тип проекта: творческий, социальный, групповой, средней продолжительности. Средней продолжительности.
Педагогический проект по развитию речи в старшей группе «Овощи и фрукты» в соответствии с ФГОС Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №27 «Центр развития ребёнка – детский сад «Малыш» Утвержден: Педагогический.
Проект направлен на развитие интереса к физкультуре и спорту у детей дошкольного возраста. Все мероприятия по физическому развитию детей строятся с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню его физического развития.
Лето – удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать и прыгать. Именно в этот период они много времени проводят на воздухе. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересным содержанием, чтобы воспоминания о летнем времени, играх, прогулках, праздниках, развлечениях, еще долго радовали детей. Жизнь детей в нашем саду в летний период наполнена праздниками, развлечениями, играми, смехом и весельем.
Мы ведем активную работу по здоровьесбережению, физическому развитию детей, повышению двигательной активности. Этому способствует созданная в ДОУ доступная и безопасная предметно-развивающая среда: спортивный зал с соответствующим оборудованием, спортивные площадки.
Я, как инструктор предлагаю детям интересные формы проведения за-рядки. Дети с удовольствием выполняют упражнения под музыкальное со-провождение, в игровой форме, что способствует бодрому началу дня. Профессионально подобранные физические упражнения для детей младшего и старшего дошкольного возраста способствуют физическому совершенствованию дошкольников, укрепляют иммунитет и повышают сопротивляемость организма к болезням. Ежедневно утром проводится гимнастика на свежем воздухе.
Зарядка помогает ребёнку быстрее избавиться от утренней сонливости, обеспечивает прилив энергии и бодрости.
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов, становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и к окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Весь летний период с июня по август разделен на тематические недели, в которых прослеживается интеграция деятельности всех участников образовательного процесса по следующим направлениям: физическое, познавательное развитие. Тематика недель в июне разнообразна: «Счастливое лето», «Осторожный пешеход», «Мы туристы», «Спасем лес.
Любой педагог заметит, как счастливы дети, когда с ними организуют какую-либо новую форму работы. А радость ребенка - это не только положительные эмоции, это очередной «заряд» здоровья, ведь ничто так не улучшает состояние человека как положительные эмоции. Просто необходимо подумать, пофантазировать и приукрасить будни ребенка в дошкольном учреждении. Почему бы не пригласить на обычное физкультурное занятие какого-либо забавного героя. Дети играют, участвуют в соревнованиях,а в конце недели проводятся развлечения или праздник по тематической недели. В летнее время развлечения помогают в доступной и интересной форме решать серьёзные воспитательные, образовательные и оздоровительные задачи.
Спортивный праздник – это всегда положительные эмоции, радостное настроение, веселые соревнования, искренний радушный смех, удивление и восторг, а положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.
Спортивные праздники и развлечения одна из форм активного отдыха детей и родителей. Они включают в себя разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, викторин, конкурсов, аттракционов и подвижных игр.
Физкультурно - спортивные праздники – это массовые зрелищные мероприятия показательного и развлекательного характера, способствующие пропаганде физической культуры и спорта.
Такие мероприятия всегда наполнены веселыми занимательными уп-ражнениями, встречей с любимыми героями из мультфильмов, неожиданными сюрпризами.
Участвуя в физкультурно - спортивных праздниках, дети учатся быстро и правильно мыслить. Такие мероприятия развивают в них командный дух, развивают ловкость, умение координировать движения.
Воспитываю у детей чувство товарищества, такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважение к соперникам.
Во время проводимых мной спортивных праздников и развлечений все дети принимают активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, аттракционах, упражнениях, музыкально - ритмических движениях. Особое внимание уделяю музыке и подготовке средств ее трансляции, продумываю музыкальное сопровождение для всех моментов спортивного праздника. Использую записи любимых песен малышей из детских мультфильмов, популярных эстрадных групп, солистов и классическую музыку. Как персонаж участвую вместе с детьми, провожу с ними разминку, соревнования, игры. Организуя летнюю оздоровительную работу, большое внимание уделяю планированию туристического похода по территории детского сада.
В год экологии в детском саду проведены развлечения и праздник, они объединяются идеей сохранения экологии и природы страны, в которой мы живем. Дети в играх и эстафетах обратили внимания на природу и те проблемы, которые связаны с экологией и чистотой окружающей среды.
Туризм в нашем детском саду является эффективной формой активного отдыха. Прежде чем отправится с детьми в туристический поход, знакомлю их с этим увлекательным видом спорта. Через подвижные игры с поисковыми ситуациями, эстафеты, загадки дети узнают, кто такие туристы, для чего люди занимаются туризмом, что нужно знать и уметь, чтобы стать туристом. Активные движения на свежем воздухе способствуют закаливанию организма и улучшают здоровье. Ходьба с грузом (рюкзаком) и дозированной нагрузкой укрепляет сердечно- сосудистую систему.
Совершенствуются все физические качества – быстрота, ловкость, вы-носливость, гибкость, сила, ориентировка в пространстве.
Благодаря постоянному перемещению по местности, активному участию в играх и туристических состязаниях развивается пространственная ориентация каждого участника, умение действовать по предложенному плану. Интересно продуманная двигательная деятельность детей в природных условиях развивает у дошкольников интерес к занятиям туризмом и физической культурой, повышают мотивацию на здоровый образ жизни.
Большой популярностью пользуются у детей такая форма организации физкультурно - оздоровительной работы, как «Веселые старты».
Задачи этих мероприятий заключались в том, чтобы развить у детей выносливость, ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, умение ориентироваться в пространстве, воспитать чувство коллективизма, дружбы, товарищества. Поддержать у детей желание заниматься физической культурой, вести здоровый образ жизни.
Была подготовлена насыщенная программа соревнований с веселыми эстафетами, играми, спортивными упражнениями. В итоге соревнований всегда «побеждала дружба». Все участники получили бодрое, радостное настроение, положительные эмоции.
Чтобы ребенок рос, физически развивался, становился совершенным человеком, ему нужны солнце, воздух, вода. Благодатная пора для этого – лето. И очень важно так организовать жизнь дошкольников, чтобы каждый день приносил им что-то новое, был наполнен интересными играми с водой, мелками, мыльными пузырями, воздушными шарами.
Дошкольный возраст является периодом бурного накопления ребенком двигательного опыта, развитие движений происходит в разных видах деятельности под руководством взрослых.
Известно, что среди двигательных действий, которыми ребенок овладевает с самого раннего возраста, большое место занимает действие с мячом.
Имея на территории детского сада площадку в летний период обучаю детей играть в пионербол. Эта игра из нашего детства, она является облегченной версией волейбола. Научить детей играть в пионербол не сложно. Дети старшего дошкольного возраста с легкостью понимают привила игры.
Участники проекта: дети старшей группы «Ромашка», воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Актуальность проекта:
Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно и качественно овладевать разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами – бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом.
Усвоение детьми навыков этих движений, овладение правильными способами их выполнения обогащает двигательный опыт, необходимый в игровой деятельности, разнообразных жизненных ситуациях, труде и быту. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей, облегчают в дальнейшем усвоение школьной программы по физической культуре. Эти движения составляют основу комплекса ГТО для детей 7-9 лет, подготовка к которому может начинаться уже в детском саду.
Цель проекта:
Воспитывать интерес и осознанное выполнение воспитанниками основных движений.
Задачи:
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями).
Совершенствование физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости, координации) в разнообразных формах двигательной деятельности.
Формирование умения осознанно выполнять движения.
Развитие интереса к физической культуре.
Воспитывать целеустремлённость, организованность, инициативность, стремление участвовать в играх с элементами соревнований, играх-эстафетах.
Вид проекта:
Практико-ориентированный, краткосрочный, групповой.
Ожидаемые результаты:
Для детей: ответственное отношение к качественному выполнению основных движений; развитие активности, самостоятельности; воспитание осознанного отношения к занятиям физической культуры, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма; внедрение новых технологий в работе с детьми и родителями; личностный и профессиональный рост.
Для родителей: повышение уровня личностного сознания, укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Этапы работы над проектом:
I этап – подготовительный:
Выделение проблемы:
некачественное выполнение детьми основных движений может сказаться на результатах в спортивных соревнований, следовательно, только через осознанное, качественное и добросовестное выполнение основных движений можно добиться отличных результатов в спортивных соревнованиях «Весёлые старты» между командой старшей группы «Ромашка» и старшей группы «Зайчик».
II этап – планирование проекта:
1. Совместно с воспитанниками определение цели проекта.
2. Планирование предстоящей деятельности с воспитанниками.
3. Планирование воспитателем разнообразных видов деятельности с дошкольниками.
4. Планирование совместной деятельности с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, родителями воспитанников по теме проекта.
5. Подбор методической литературы, детской литературы (энциклопедии, художественной литературы) по теме проекта; дидактических пособий; физкультурного оборудования и спортивного инвентаря.
III этап – реализация проекта:
- Беседы: «Что такое физкультура?», «Для чего нужна физкультура?», «Физкультура для здоровья».
- Непосредственно организованная деятельность по физическому развитию.
- Прослушивание музыкальных произведений: Олимпийские марши, спортивные марши, физкультурные марши, гимн Российской Федерации.
- Работа по музыкально-оздоровительной программе М.Л. Лазарева «Здравствуй!» по темам: «Весёлые движения», «Волшебство силы», «Волшебство мужества», «Волшебство защиты слабых».
- Использование дидактических игр: «Назови физкультурное упражнение», «Физкультурное оборудование», «Я и физкультура».
- Придумывание детьми своих физических упражнений для овладения основными движениями.
- Сюжетно-ролевая игра «Тренажёрный зал».
- Подвижные игры на прогулке: «Хоккей», «Попади в цель», «Догони».
- Индивидуальная работа по закреплению качеств основных движений: прыжки на скакалке, ходьба по канату различными способами, забрасывание колец в кольцеброс, овладение мячом разными способами, сбивание кеглей, прыжки разными способами и т. д.
- Игры-загадки по теме проекта: «Правильно ли я выполняю физкультурное упражнение?», «Для какого вида основных движений необходимо определенное спортивное оборудование?».
- Изобразительная деятельность на тему: «Как я занимаюсь физкультурой»
IV этап – презентация проекта.
спортивное соревнование «Весёлые старты» между воспитанниками старшей группы «Ромашка» и старшей группы «Зайчик».
V этап – рефлексия.
Совместный анализ проведенной дельности.
Обсуждение результата, действий каждого.
VI этап – проектирование.
В дальнейшем планируется продолжать развивать физические качества, накапливать и обогащать двигательный опыт детей в ходе других проектов.
Результаты проекта:
Осознанное выполнение основных движений в различных ситуациях создало большие возможности для проявления детьми инициативы и творчества, свободы в применении движений и уверенных действиях в игровых и жизненных ситуациях.
Осознанное выполнение основных движений помогло победить в спортивных соревнованиях «Весёлые старты».
Программное содержание:
- Формировать у детей потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями;
- Обеспечивать всестороннее и гармоничное развитие физических качеств дошкольников.
- Приобщать детей к здоровому образу жизни.
- Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения.
- Способствовать укреплению здоровья, развитию воли, целеустремлённости.
- Сделать достоянием каждого ребёнка элементарные знания о своём организме, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья.
- Воспитывать эстетические потребности личности ребёнка.
Краткое содержание проекта:
В процессе работы над проектом у детей формируются и расширяются представления о физкультуре и спорте, воспитываются положительные качества, проявляются собственные потенциальные возможности, данные ему от рождения.
Заключительный этап:
Проведение досуга по физическому воспитанию, включающему презентацию результатов совместной работы детей и родителей(стенгазеты, альбомы), выставка рисунков детей и родителей.
Виды деятельности:
- физическая культура;
- ребёнок и окружающий мир;
- развитие речи;
Группа:
Старший дошкольный возраст 6-7 лет
Родители (законные представители)
Воспитатель
Приблизительная продолжительность проекта: 7 месяцев.
Основа проекта
Образовательные стандарты:
- физическая культура;
- развитие речи;
- ребёнок и окружающий мир;
- изобразительная деятельность.
Физическая культура: формировать у детей потребность в ежедневной двигательной деятельности, развивать психофизические качества, воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию, поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.
Развитие речи: приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу и любознательность с целью получения новых знаний, приучать к самостоятельности ответов и суждений.
Ребёнок и окружающий мир: расширять и углублять знания детей о спорте; формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры; воспитывать уважение к прославленным российским спортсменам, чувство гордости за их высокие спортивные достижения.
Изобразительная деятельность: формировать устойчивый интерес к изодеятельности; обучать активному и творческому применению усвоенных способов изображения в рисовании, лепке; развивать умение отображать в своих рисунках впечатления о спортивных праздниках и развлечениях.
Ожидаемые результаты обучения.
- привитие детям потребности в выполнении физических упражнений, развитие физических качеств, гарантирующих всестороннее развитие (ловкость, смелость, выносливость), желания заниматься в спортивных секциях;
- развитие личности воспитанника, его творческого потенциала, умение взаимодействовать с другими людьми;
- воспитание нравственных и патриотических чувств, социальной ответственности (умение действовать в интересах большого сообщества);
- освоение системы интегрированных знаний и умений;
Перед началом работы над проектом проводится анкетирование родителей (законных представителей) с целью получения информации о физической подготовленности членов семьи, об отношении к физкультуре и спорту.
В процессе реализации проекта проводятся тематические занятия, физкультурные праздники и развлечения. В помощь родителям выставляются папки-передвижки, даются консультации, домашние задания для детей и родителей по спортивной тематике: сбор материала для выпуска групповой стенгазеты, фотоальбома, составление рассказов о спортсменах, видах спорта, пользе физических упражнений. Общение с детьми в свободное от занятий время: беседы, игры, эстафеты.
По окончании проекта организуется:
- праздник для детей и родителей «Папа, мама, я – спортивная семья»;
- выставка детских рисунков, поделок, нетрадиционного спортивного оборудования;
- экскурсия в спортивную школу;
- встреча с тренерами спортивных секций(футбол, волейбол, бокс).
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта.
Технологии – оборудование: спортивное оборудование, фотоаппарат, магнитофон, компьютер, сканер, принтер, видеокамера, телевизор, мультимедиа.
Технологии – программное обеспечение: программы обработки изображений; электронные энциклопедии.
Распределение функций участников проекта.
Воспитатель группы
Самообразование (накопление знаний об олимпийской истории, великих спортсменах, направленном действии физических упражнений на разные группы мышц). Разработка конспектов занятий, бесед, праздников и их проведение. Диагностика уровня физической подготовленности детей. Подбор литературы, иллюстраций по теме. Разучивание стихов, песен, танцев.
Дети
Занятия физкультурно-оздоровительного цикла, прогулки тренирующего характера, экскурсии. Участие в праздниках, досугах, играх-эстафетах. Посещение соревнований, спортивных секций. Художественная деятельность: рисование, лепка по данной теме. Разучивание стихов, танцев, песен.
Родители
Участие в сборе информации. Оформление стенгазеты, фотоальбома, стенда. Посещение с детьми спортивных секций. Участие в праздниках, развлечениях. Изготовление нестандартного физкультурного оборудования
1 этап – накопление знаний.
1. Рассматривание иллюстраций, журналов, фотографий спортивной тематики.
2. Беседы об истории Олимпийского движения, пользе физических упражнений для здоровья, о великих спортсменах.
— «Олимпийские игры! Что это такое?»-расширить знания детей о спорте; познакомить с историей Олимпийских игр.
— «Почему мы двигаемся»-дать понятие об опорно-двигательной системе (мышцах); развить общую выносливость; воспитать желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
— «Мы верим твёрдо в героев спорта»-познакомить детей с великими российскими спортсменами, воспитывать уважение к ним, чувство гордости за свою Родину.
3. Занятия:
— «Радуга здоровья»
— «Зачем нужны мышцы»
— «Весёлый тренинг»
— «Чтобы сильным быть и ловким, всем нужна нам тренировка»
4. Экскурсия в Детско-юношескую спортивную школу.
5. Встреча с тренером по волейболу(беседа, показ медалей, фотоальбома).
6. Посещение секции бокса.
7. Загадывание загадок на спортивную тему.
2 Этап – практический.
1.«Осенняя спартакиада»- соревнования между подготовительными группами детского сада.
2.«Здоровье – это здорово!»- спартакиада для дошкольников среди детских садов муниципального образования.
3. Рисование. «Мы со спортом на «ты».
4. Лепка. «Раз, два, три, спортивная фигура замри».
5. «А ну-ка, мамочки!»- физкультурное развлечение с участием родителей.
6. Игры – соревнования: «Попади в цель», «Кто быстрее», «Самый ловкий».
7. Эстафеты (с предметами и без).
8. Спортивные игры с элементами футбола, волейбола, тенниса.
9. Сюжетно-ролевая игра. «Пограничники», «Космонавты» — способствовать военно-патриотической подготовке дошкольников; воспитывать смелость, выносливость; совершенствовать физическую подготовку.
10. Утренний кросс (ежедневно).
11. Зимний спортивный праздник.
12. «Мы сильные, ловкие, смелые» — спортивный праздник с участием родителей.
13. Заучивание стихотворения Л. Сивачевой «Много маленьких спортсменов…».
14. Разучивание песни Ю. Слонова «Физкульт-ура!».
15. Разучивание танцев (с лентами, с помпонами).
3 Этап – заключительный.
1. Физкультурное развлечение «Папа, мама, я – спортивная семья!».
2. Заслушивание мини-докладов детей.
3. Оформление стенгазеты «Мы со спортом на «ты»!».
4. Выставка рисунков на спортивную тему(сотворчество детей и родителей).
5. Демонстрация фотоальбома.
6. Вручение Дипломов (по номинациям) и медальонов с изображением Олимпийского символа.
Используемая литература.
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
- «Занимательная физкультура в детском саду» К.К.Утробина.
- «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке» В.Г.Фролов.
- «Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость» Е.Н.Вавилова.
- «Физическое воспитание дошкольников»(практикум) В.Н.Шебеко, Н.Н.Ермак, В.А.Шишкина.
- «Какая физкультура нужна дошкольнику» В.А.Шишкина, М.В.Мащенко.
- «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» Л.Д.Глазырина, В.А.Овсянкин.
- «Физическая культура – дошкольникам» Л.Д.Глазырина.
- «САФИ – ДАНСЕ» (танцевально-игровая гимнастика для детей) Ж.Е.Фирилева, Е.Г.Сайкина.
- «Быть здоровыми хотим» (оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада) М.Ю.Картушина.
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 146»
Коминтерновский район город Воронеж
ПРОЕКТ
по физическому воспитанию детей
«Растим детей здоровыми»
2014 - 2017
Руководитель проекта заведующий:
ТАМБОВЦЕВА
ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА
Заместитель заведующего по УМР
КУДИНОВА ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА
инструктор по физкультуре
ПОПОЛИТОВА ЛЮБОВЬ ИВАНОВНА
Принят на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 29.08.2014 года
Идеал воспитания – это сочетание
ума мудреца с силой и здоровьем атлета.
Ж.Ж.Руссо.
Нас всех много лет поражает грустная статистика частоты заболевания детей дошкольного возраста. Каждый третий имеет отклонения в физическом развитии. Конечно, причин этому множество: и экологических, и социальных, и генетических, и медицинских. Одна из них – невнимание взрослых к здоровью детей. Иначе говоря, мы любим свое дитя, усердно лечим, когда оно заболеет, а в повседневности не используем весь арсенал средств и методов для предупреждения заболевания. Не следует забывать, что дошкольный возраст – самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников приемам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
В настоящее время существует немало программ и методических рекомендаций по организации воспитательно-оздоровительной работы в ДОУ (В.Г.Алямовская «Здоровье», 1993г, Ю.Ф.Змановский «Здоровый дошкольник»,1996, В.Г.Кудрявцев Развивающая педагогика оздоровления» 2000г, «Здоровье» Л.Г.Татарникова). Однако, несмотря на достаточную проработанность проблемы оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ, внедрение имеющихся программ и технологий тормозится в силу отсутствия механизма их адаптации к возможностям конкретного дошкольного учреждения, специфики региональных особенностей, а также материальных, организационных, кадровых и иных условий.
Здоровье ребенка – категория многогранная и динамическая, она включает физическое, интеллектуальное, функциональное развитие детей в соответствующие возрастные периоды, а также способность адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды. Рост и развитие должны оцениваться не только психофизиологическими величинами, но и способностью ребенка контактировать со сверстниками и взрослыми, воспринимать и усваивать необходимую информацию, реально оценивать и развивать свои возможности. Только комплексный подход к оценке уровня здоровья позволит найти оптимальные пути оздоровления ребенка. Первостепенная задача – установление индивидуальных особенностей потребности ребенка в движении.
Программа основывается на физиологических, психолого-педагогических, валеологических исследованиях и составлена с учетом документов: Программы воспитания и обучения детей под редакцией Васильевой, «Здоровье» Л.Г.Татарниковой.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о себе и о здоровом образе жизни, правилах гигиены, охране здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны не только получить обо всем этом четкие представления, но и иметь стойкие навыки и привычки. Программа направлена на обеспечение укрепления здоровья детей, применение эффективных методов закаливания в условиях детского сада и семьи, разработку психогигиенических требований в условиях детского сада.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
1.Закон РФ «Об образовании»
2.Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ И Госсанэпиднадзором.
3.Устав образовательного учреждения
4. Положение о ДОУ
Цель программы : научить ребенка беречь себя через воспитание привычки думать и заботиться о своем здоровье.
Программа направлена на воспитание у детей положительного отношения к здоровому образу жизни, обогащение знаний о себе и своем организме, о способах сохранения здоровья, о способах оказания элементарной помощи и самопомощи.
Для достижения поставленных целей необходимо:
Сформировать навыки ухода за телом
Создать условия для закаливания, дав ребенку возможность самому решать, как закаливать организм
Выработать стойкую привычку к самомассажу
Создать проблемную ситуацию, которая наглядно демонстрировала бы значимость правильного отношения к своему здоровью
Научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами
Дать основные представления о строении и функции тела
Убедить: если беречь свое тело, правильнопитаться и заниматься физической культурой, обязательно вырастишь крепким, здоровым, красивым, умным.
Формировать навыки охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих
Ознакомить детей с возможными травмирующими ситуациями
Научить некоторым приемам первой медицинской помощи в случае травмы (ушиб, поре, ссадина)
Дать представление о правилах ухода за больным (заботиться, не шуметь, выполнять просьбы и поручения)
Основные направления программы:
Обеспечение и организация благоприятного и безболезненного течения адаптации детей к условиям детского сада
Организация и надлежайшее выполнение санитарно-гигиенического режима
Решение оздоровительных задач всеми средствами физического воспитания
Предупреждение острых заболеваний и психологического дискомфорта методами неспецифической медико-психолого-педагогической профилактики
Проведение специальных, социальных и санитарных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний.
Определение показателей физического развития, двигательной активности и подготовленности, критериев здоровья детей дошкольного возраста методами комплексной диагностики
Изучение передового педагогического, медицинского и психолого-педагогического опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.
Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
Пропаганда нетрадиционных методов оздоровления в коллективе детей, родителей и сотрудников детского сада.
Обеспечение реализации основных направлений программы
1.Техническое и кадровое обеспечение:
Приобретение необходимого оборудования
Осуществление ремонта пищеблока, коридоров, игровых площадок
Оборудование помещений: спортивного зала, групповых комнат
Пополнение среды нестандартными пособиями: мягкими модулями, нестандартными ковриками, массажерами
Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ
2.Организационно-педагогическое и психолого-педагогическое обеспечение:
Поиск, изучение и внедрение эффективных технологий и методик оздоровления:
Элементы точечного массажа (по А.А.Уманской)
Пальчиковая и артикуляционная гимнастика
Дыхательная и звуковая гимнастика по Стрельниковой
Психогимнастика по методике Чистяковой
Создание здорового психологического микроклимата коллектива взрослых и детей
Организация работы с родителями по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей в ДОУ и в семье, проведение консультаций, стендовые сообщения.
Участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях различного уровня по вопросам оздоровления детей.
Принципы создания программы :
1.доступность
Учет возрастных особенностей
Адаптированность материала к возрасту детей
2.систематичность и последовательность
Постепенная подача материала от простого к сложному
Частое повторение усвоенных правил и норм
3.наглядность
Учет особенностей мышления
4.Динамичность:
Интеграция программы в разные виды деятельности
5.дифференциация:
Учет возрастных особенностей
Создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.
Средства реализации:
Совместная деятельность педагога с детьми по темам: «Я-человек», «Я и движение»,
«Я осваиваю гигиену и этикет»,
«Я и опасные предметы», « Я и улица». Эти темы интегрированы в различные режимные моменты: игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
Организация здоровьесберегающей и развивающей среды, способствующей формированию навыков здоровья и конструирования вариантов своего, здорового образа жизни.
Работа с родителями, Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады – родитель- воспитатель- ребенок для развития культуры, здоровья и включает разные формы работы.
Методы реализации программы
Практические |
словесные |
Наглядные |
1.создание здоровьесберегающей и развивающей среды, обеспечивающей комфортное пребывание ребенка в детском саду 2.демонстрация разных ситуаций, несущих опасность для здоровья ребенка 3.организация режима двигательной активности, обеспечивающего нормальную жизнедеятельность детей 4. закаливающие мероприятия 5.оформление уголка ОБЖ в МДОУ 6.разметка дорожного движения на участке детского сада |
1.беседы 2.чтение художественной литературы 3.заучивание стихотворений 4.дидактические игры 5.сюжетно-ролевые игры 6.подвижные игры 7 развлечения 8.моделирование ситуаций 9консультации 10 наблюдения |
1.организация выставок. Конкурсов 2.сбор фотоматериалов 3.рассматривание иллюстраций 4.аудиовизуальная техника 5.информационно-агитационные стенды 6.театральная деятельность 7.личный пример взрослых |
Ожидаемые результаты :
1.полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья
2.приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни
3.полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
4. разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста
5.обоснование и внедрение в деятельность дошкольного учреждения системы неспецифической профилактики респираторных заболеваний.
Объекты программы
1.дети дошкольного образовательного учреждения
2.семьи детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение
3.педагогический коллектив образовательного учреждения
Психогигиенические мероприятия
на занятиях и в режиме дня
возраст |
Организационно-методические указания |
|
Младшая группа |
1.Утренний прием: Функциональная музыка Элементы слово-сказко-арттерапии 2.Умывание и утренняя гимнастика: -мытье рук с произношением потешек Комплекс ОРУ 3. свободная деятельность: Словотератпия Арттерапия Игровая деятельность Индивидуальная работа 4.Завтрак: Эстетическое оформление блюд Спокойный тон воспитателя и помощника воспитателя Гигиеническое полоскание рта 5.Подготовка к прогулке, прогулка: Одевание Наблюдение Хождение по дорожкам, хороводы вокруг деревьев Хождение босиком, воздушные и солнечные ванны Зимние забавы Дыхательные и физические упражнения Создание хорошего настроения, благоприятного психоэмоционального состояния |
- успокаивающая ласковая музыка, звучание тихое Использование потешек, сказок, стихов, шуток, поговорок, кукольного, пальчикового, настольного театра, голос воспитателя ласковый, выражение лица доброжелательное Использование стихов и потешек, побуждающих проводить гигиенические мероприятия, стимуляцию с помощью самомассажа Подбор комплекса общеразвивающих упражнений игрового характера, использование игрушек и атрибутов Чтение сказок, стихов, беседы с малышами Обыгрывание сюжетов сказок, совместное пение, настольный, пальчиковый, кукольный театр, ряженье Настольные игры, игры с любимыми игрушками Использование слово- арттератии Привлечение к эстетическому оформлению блюд работников пищеблока Пояснение – какие блюда на столе, чем полезны, при необходимости докармливать детей Рассказ о необходимости, пользе полоскания рта Успокаивающая музыка Подвижные игры, психогимнастические этюды Хождение по ранее обследованным тропинкам, общение с живой и неживой природой Пребывание на солнце согласно возрасту и индивидуальным особенностям В зимнее время игры со снегом, катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам Обучение детей носовому дыханию во время прогулок и физических упражнений |
Укрепление дыхательной системы детей
Чтобы эффективно решать задачи укрепления дыхательной системы детей с целью повышения их сопротивляемости простудным и другим заболеваниям, а также выносливости при физических нагрузках, применяется дыхательная гимнастика.
В младшей группе для развития дыхания используются дыхательные и звуковые упражнения. Это имитация через дыхание урагана, легкого ветерка, пылесоса, надувание шариков. Большое внимание уделяется очистительному дыханию- вдох носом, прерывистый, словно спуск по ступенькам вниз. Вдох через левую ноздрю, затем выдох через правую ноздрю и наоборот. Произнесение гласных звуков с дыханием без напряжения голосовых связок. «Рисование» дыханием в воздухе воображаемых фигур. Вдохи и выдохи при наклонах в разные стороны, в положении стоя, сидя и т.д.
В средней группе – брюшное и грудное дыхание. Обучая грудному дыханию, предложить держать ладони на груди, понюхать, как пахнуть цветы_ сделать вдох, а затем сдуть пух с одуванчиков. А упражнение «покачай ладошку» помогает обучить детей брюшному дыханию. Лежа на спине, дети должны положить руку на живот и покачать ее, надувая и опуская живот с помощью дыхания.
Дети старших и подготовительных групп знакомятся с разными типами дыхания.
Дыхательная гимнастика нравится детям, успокаивает и сосредотачивает их, а главное – приносит пользу здоровью.
Элементы антистрессовой гимнастики для детей
Огромный вред нервной системе детей наносят грубые слова, несправедливые замечания, невежливое обращение, проявление несдержанности. Состояние, следующее за этим – стресс. Именно стресс может стать первоисточником многих детских заболеваний. Поэтому с раннего возраста надо приучать детей умению регулировать свое эмоциональное состояние, правильно реагировать на жизненные обстоятельства. Тогда стрессовая ситуация не навредит здоровью малыша, напротив, она воспитает в нем волю, поможет развить способности и интеллект. Для снятия стрессов у детей используются элементы самомассажа, а также вибрационная гимнастика. В основе вибрационных упражнений практикуются естественные движения детей. Это стряхивание с себя капель дождя, росы, снега. Самомассаж проводится в игровой форме: «Поиграем с носиком», «Поиграем с ручками», «Поиграем с ушками», «Поиграем с ножками». Это не занимает много времени. Такой массаж проводится в перерывах между режимными моментами. А сочетание массажа с вибрационной гимнастикой активизирует работу всего организма. Антистрессовую гимнастику необходимо проводить не менее 1 раза в неделю, преследуя при этом следующие задачи:
Помочь детям овладеть эффективными приемами снятия стрессов
Повысить защитные силы детского организма
Формировать нравственное здоровье ребенка.
Применение антистрессовой гимнастики в условиях детского сада позволяет укрепить стартовые возможности дошкольника и наиболее благоприятно использовать данный период для формирования здоровья ребенка перед поступлением в школу.
Все воспитательно-оздоровительные мероприятия позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, прививают необходимые санитарно-гигиенические навыки, приспосабливают ребенка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды- словом учат вести здоровый образ жизни с раннего детства.
Какие показатели характеризуют физическую культуру ребенка? К ним относятся:
· Достаточный уровень здоровья, психофизического развития
· Сформированный навык правильной осанки во время выполнения физических упражнений и в повседневной жизни
· Соответствующий возрасту уровень гигиенической культуры
· Достаточный уровень развития физических качеств
· Адекватный возрасту уровень культуры движений(двигательный опыт), его красота и двигательное творчество
· Осознанность занятий физкультурой, определяемая наличием знаний в области физической культуры и здоровьесбережений в целом
· Стойкий интереск занятиям физической культурой
· Умение самостоятельно организовывать свой досуг и подвижные игры со сверстниками
1. для повышения защитных сил организма давать ребенку легкую, но полноценную. Пищу, обогащенную витаминами и минеральными веществами
2. включать в рацион кисломолочные продукты (кефир, биолакт, ацидофилин) Кисломолочные напитки обязательно дают на полдник. Перед ночным сном ребенку предлагают стакан кефира.
3. следует приучать ребенка к салатам из сырых овощей и фруктов, винегретам, овощным пюре, рагу, запеканкам из овощей. В качестве гарниров ко вторым блюдам лучше давать овощи, а не каши и макаронные изделия.
4. детям, не приученным к овощам, предлагают «замаскированные блюда, соединяя овощи с теми продуктами, которые дети едят охотно, например, с кашей или творогом. Можно добавить фруктовое пюре, во время еды предложить запивать овощное пюре фруктовым соком.
5. для обогащения рациона детей витаминами и минеральными веществами вместо кипяченой воды или чая полезно давать несладкие овощные соки, отвар из овощей, настой шиповника.
6. для профилактики острых респираторных заболеваний в питание включают зеленый лук и чеснок, которые содержат фитонциды- ароматические летучие вещества, обладающие высоким бактерицидным действием.
Закаливание
Закаливание предполагает систему мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетических механизмов защиты и приспособления организма.
При организации необходимо соблюдать ряд требований
1.провести комплексную оценку здоровья ребенка
2.определить тип и дозировку закаливания
3.выбрать метод
4. скорректировать действия педагогов и родителей по выбору средств и методов закаливания
5.учитывать противопоказания к закаливанию организма
Менее пяти дней после выздоровления или профилактической прививки
Менее двух недель после обострения хронического заболевания
Высокая температура в вечерние часы
Отсутствие полного контакта и сотрудничества с семьей
Протест и страх ребенка
Температура окружающего воздуха ниже нормы
Основные принципы закаливания – постепенное расширение зоны воздействия и увеличение времени проведения процедуры. К закаливанию часто болеющих, ослабленных детей надо подходить очень осторожно: наблюдать за ответными реакциями, постоянно консультироваться с педиатром. Ни в коем нельзя лишать ослабленного ребенка закаливания, так как именно ему оно необходимо для здоровья Предпочтение отдается воздушному закаливанию.
Метод |
методика |
Противопоказания |
Утренняя гимнастика |
Проведение на свежем воздухе в облегченной одежде Гимнастика в трусах и майках, хождение босиком |
Медицинский отвод после болезни |
прогулка |
Прогулка на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону |
|
Сон без маек при открытых фрамугах |
Учитывать физическое и соматическое состояния ребенка, не допускать сквозного потока холодного воздуха |
Температура воздуха в спальне ниже 14 С |
Воздушные контрастные ванны, Гимнастика после сна |
Использование разницы температур (под одеялом, без одеяла, в спальне, в групповой комнате |
Температура воздуха ниже нормы Наличие противопоказаний. |
Хождение босиком |
Во время физкультурных мероприятий с учетом физического и соматического здоровья |
Температура ниже нормы, наличие медицинских отводов |
Полоскание рта отварами трав или кипяченой водой |
Постепенное обучение полосканию рта, начиная с первой младшей группы |
Аллергическая восприимчивость |
Обширное умывание |
Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку и умыванию лица, процедура проводится 1 раз после сна. |
Температура воздуха ниже нормы. Наличие медицинских отводов. |
Туалет носа |
Освободить носовой ход от скапливающейся слизи, промыть проточной водой |
|
Прогулка. Солнечные ванны, световоздушные ванны |
Использование ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня) Проведение солнечных ванн в облачные дни. Использование отраженных лучей (в тени). Изменение площади открытой поверхности кожи подбором одежды Изменение продолжительности процедуры |
Лихорадочные состояния, хронические заболевания, температура свыше 30С |
Метод воздушного закаливания позволяет при минимальных организационно-технических затратах и без дополнительной нагрузки на персонал охватить одновременно детей всей группы и осуществить за ними контроль. Это закаливание проводится воспитателем после дневного сна в групповом помещении, где в одной из комнат (Спальне, игровой или раздевалке) температура воздуха поддерживается в пределах 21-24, а другой –на 3-5 ниже и за 6-8 недель снижается до 12-16С. Дети просыпаются под звуки музыки, что создает радостный эмоциональный настрой, и лежа в постели, поверх одеяла выполняют в течение 2-3 минут 3-4 физических упражнения, охватывающие все мышцы тела. Затем по команде воспитателя дети снимают спальную одежду и в трусах и майках выполняют в течение 1-2 минут циклические движения умеренной интенсивности (бег, ходьба, танцевальные движения) попеременно в холодном и теплом помещениях то есть принимают общую воздушно-контрастную ванну. Количество перебежек из одной комнаты в другую за время занятий 12-15 минут с пребыванием в каждой 1-2 минуты составляет не менее 6.
При организации закаливания учитываются индивидуальные особенности ребенка.
Любой метод закаливания предполагает его непрерывность, Если система была нарушена в силу каких-либо причин (болезнь, отпуск), начинать процедуры нужно с начальной стадии.
Правильно организованная система закаливания:
Поддержит температурный баланс тела
Нормализует поведенческие реакции ребенка
Снизит инфекционно-воспалительные заболевания
Улучшит показатели физического развития
Повысит уровень физической подготовленности.
Организация работы с семьей
Вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей, так как основы здоровья закладываются в семье.
Главное в работе с родителями – формировать активную позицию в воспитании и оздоровлении ребенка, преодолевать равнодушие и безразличие к тому, что делается в МДОУ.
Для решения этих проблем необходимо дать родителям полное представление о динамике физического развития и состоянии здоровья каждого конкретного ребенка. Только на этой основе возможна консолидация усилий семьи и ДОУ и выработка общей стратегии в воспитании у ребенка потребности к здоровому образу жизни.
Важно учесть условия семейного воспитания детей, своевременно рекомендоватьродителям приобретать необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, чтобы способствовать повышению двигательной активности детей и в домашних условиях; нужно привлекать к совместным подвижным играм дошкольников старших сестер, братьев и других членов семьи. При проведении совместных с родителями праздников дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях. При этом они ведут себя непосредственнее, чем на физкультурных занятиях, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения, более естественно использовать те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, проявлять своеобразный артистизм, эстетичность в движениях, что имеет большое значение для развития личности ребенка. Задача этих праздников – приобщение родителей и детей к массовой физкультуре.
Для организации эффективного сотрудничества родителей с МДОУ мы используем анкетирование родителей, совместные физкультурные праздники, проведение дней открытых дверей с просмотром занятий в физкультурном зале, семинары-практикумы, текстовые информации.
Наглядная агитация, консультации, беседы, практикумы помогают знакомить родителей с последними достижениями в области физического развития детей, вводят в курс тех проблем и достижений, которые есть у ребенка.
Увлечь пап и мам, показать им, как интересно можно провести досуг в семье с пользой для ребенка, донести до них информацию об особенностях дошкольного возраста – важные задачи ДОУ.
Таким образом, совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1.Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основными методами, содержанием и приемами физкультурно-оздоровительной работы с детьми в детском саду, а педагоги используют лучший опыт работы семейного воспитания
2.Систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду.
3.Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учета их интересов и способностей.
4.Взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей – в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей включает:
· ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья детей
· участие в составлении индивидуальной работы по оздоровлению ребенка
· целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую необходимость рационального режима и питания, закаливания, оптимального температурного режима
· ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении
· обучение конкретным приемам и методам оздоровления.
В этих целях широко используются:
Информация вродительских уголках, в библиотеке
Консультации
Устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, инструктора по физкультуре, а также родителей с опытом семейного воспитания
Семинары-практикумы
Деловые игры и тренинги с прослушиванием магнитофонных записей бесед с детьми
Открытые дни для родителей с просмотром и проведением занятий
Сроки |
Мероприятия |
ответственные |
сентябрь |
1.Анкетирование родителей 2.Оформление «Уголка здоровья» 3.Консультации для родителей «Роль семьи и детского сада в воспитании здорового ребенка» |
Воспитатель Инструктор по физкультуре Воспитатели |
октябрь |
1.Консультация «Точечный массаж при ОРЗ» 2.выставка овощных блюд, включающих лук и чеснок |
Врач Воспитатели, повар |
ноябрь |
Семинар-практикум «Изготовление чесночных бус, кулончиков для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей» |
Ст.медсестра |
декабрь |
Выступление родителей на тему физического оборудования в домашних условиях 2.показ фрагментов физкультурных занятий с использованием нетрадиционного оборудования |
Родители, воспитатели Инструктор по физкультуре |
январь |
1.Оформление фотостенда «Отдых в выходные дни» 2.Консультация «Игры и зимние развлечения детей» |
Воспитатели |
февраль |
Музыкально-физкультурное развлечение «Папа и я – спортивная семья» 2.Консультация «Основы правильного питания» |
Музыкальные руководители, инструктор по физкультуре Старшая медсестра |
март |
Музыкально-физкультурное развлечение «Мама лучше всех» |
Муз.рук., инструктор по физкультуре, воспитатели |
апрель |
1.Консультация «Роль витаминов в детском питании» 2.Показ физкультурных занятий с детьми разных возрастных групп |
Старшая медсестра Инструктор по физкультуре |
май |
Диагностика состояния здоровья детей- выпускников детского сада |
Инструктор по физкультуре, воспитатели |
Июнь- август |
1.Организация летнего отдыха детей- консультация 2.Минипоходы детей с родителями в лес- рекомендации 3.Консультация «Собирайте лекарственные травы» |
Воспитатели врач |