Самообразование учителя по физической культуре. План по самообразованию инструктора по физкультуре

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение " Свияжская средняя общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района

Республики Татарстан»

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя физкультуры

Шароповой Равила Шавкатовны

на межаттестационный период

2016-2021 годы.

Тема самообразования :

«Повышение уровня профессиональной компетенции в обучении физической культуры »

    План самообразования

    Цель, задачи

    Перечень вопросов по самообразованию

    Предполагаемый результат

    Формы отчета

    Направления повышения профессионального уровня

План самообразования

Цель:

    Повышение профессиональной подготовленности в области теории и методики физической культуры и спорта и как следствие, повышение эффективности обучения физической культуре.

    Духовно-нравственное развитие и воспитание

    Формирование устойчивых мотивов и потребностей школьников в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

Задачи :

    воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, воспитание нравственных и духовных качеств личности;

    использование технологии проектной деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков;

    внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.

    повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий;

    разработка учебных, научно – методических и дидактических материалов.

    формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой через формирования у учащихся базы знаний об истории физической культуры, Олимпийского движения, развития видов спорта, оздоровительных систем и др;

    организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

    выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся;

    формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры посредством как практических, так и теоретических уроков.

    Формировать у школьников мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и здоровому образу жизни..

Перечень вопросов по самообразованию:

    изучение психолого-педагогической литературы;

    разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;

    анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;

    продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;

    планомерное и систематическое совершенствование методов учебно-воспитательного процесса.

Предполагаемый результат:

    разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС

    формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;

    повышение качественной успеваемости учащихся;

    участие в педсоветах, семинарах, вебинарах, в работе школьного и районного МО учителей физкультуры;

    умение оказать практическую помощь коллегам.

Направления повышения профессионального уровня:

Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.

Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры.

Принимать участие в научно-практических конференциях, вебинарах, конкурсах различных уровней.

Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.

Проводить открытые уроки и их видеосъёмку для анализа со стороны коллег, для пополнения личного сайта.

Организовывать и проводить внеклассную деятельность по предмету.

Систематически просматривать спортивные телепередачи.

Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

2. Психолого-педагогическое

    Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

    Изучать современные психологические методики.

    Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя.

3. Методическое

    Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания:

Физическая культура в школе;

Спорт в школе;

Теория и практика физической культуры.

    Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физической культуры.

    Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу.

    Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

    Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания знаний учащихся в области физической культуры и спорта:

Тестирование с закрытыми и открытыми ответами.

6. Создавать пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.

7. Создание рабочий программ по предметам ФК в соответствии с ФГОС.

9. Ведение персонального учительского сайта

Посещать педагогические порталы.

4. Эстетическое

    Поддерживать свой организм в хорошей спортивной форме посредством занятий пластической гимнастики, ходьбы на лыжах, игры в волейбол.

    Соблюдать гигиену тела и следить за своим внешним видом.

3. Посещение спортивных мероприятий;

4. Ознакомление с историей спорта;

5. Участвовать в школьных и межшкольных соревнованиях по различным видам спорта

5. Информационно-коммуникативные технологии

    Совершенствовать навыки работы на компьютере.

    Периодически проводить обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогическим технологиям.

    Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

    Разрабатывать конспекты уроков с применением ИКТ и формировать копилку методических материалов для проведения теоретических уроков физической культуры, для подготовки учащихся к районной Олимпиаде по физической культуры.

    Формировать копилку методических и дидактических материалов для проведения уроков физической культуры

6. Охрана здоровья

    Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции.

    Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии.

3. Прививать учащимся желание вести здоровый образ жизни, заниматься различными видами спорта, физическими упражнениями.

    Интересы и хобби

1. Помогать учащимся при выборе направления в спорте, учитывая возможности и степень физической подготовленности ребенка;

2. Участие на соревнованиях различных уровней.

Способ демонстрации результата проделанной работы:

    Презентация результатов работы перед членами методического объединения учителей физической культуры.

    Публикации, статьи в методических журналах, сборниках.

    Разработка и внедрение дидактических материалов.

Форма отчета по проделанной работе: Обобщение опыта работы на уровне школы: выступление на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах, семинарах, конференциях, п редставление администрации школы отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других учителей

Форма самообразования: индивидуальная, групповая, коллективная

Ожидаемые результаты: повышение качества обучения; рост мотивации и творческого потенциала обучающихся.

План самообразования

Иванова К.В.,

учителя физической культуры

МБОУ «Основная общеобразовательная школа №37»

«Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы

и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились,

сколько бы вы ни знали, знанию и образованию

нет ни границ, ни пределов. »

Тема самообразования:

«Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала обучающихся на уроках физической культуры»

Пояснительная записка

Я уверен что, как педагог, не должен быть обычным потребителем готовой продукции, а, пронеся через себя новые знания, осмыслив их, должен создать свой продукт, который будет понятен только мне, но эффективен для моих учеников. Для этого я должен уметь выбрать направление исследования и сформулировать тему, которая станет для меня актуальной, а ее разработка принесет мне теоретическую новизну и практический интерес. В качестве темы по самообразованию я выбрал «Развитие образовательного, воспитательного и оздоровительного потенциала обучающихся на уроках физической культуры».

Работу над данной темой я разбил на три смысловые части: развитие образовательного потенциала, развитие воспитательного потенциала, развитие оздоровительного потенциала. На протяжении года я работаю с литературными источниками. Работа над любой темой начинается с проблемы.

Журнал «Здоровье школьника» раскрыл более подробно современные проблемы физической культуры в формировании здоровья школьников. Очень много литературы по психологии физического воспитания и его современных тенденциях я почерпнул из научно-теоретического журнала «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта», №1,2 (120) – 2015 год.

Актуальность темы

Совершенствование качества обучения и воспитания в младшей школе напрямую зависит от уровня подготовки педагога. Этот уровень должен постоянно расти, так как, эффективность курсов повышения квалификации, семинаров и конференций не будет иметь силы без процесса самообразования учителя. Самообразование - есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «самообразованиеэто целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области… В основе самообразования - интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Самообразование учителя - есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике. Учитель должен учиться постоянно, потому что в лицах его учеников перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с получением диплома. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но, не в меньшей степени, эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности.

Цель:

1. Повышение профессиональной подготовленности и, как следствие, повышение эффективности обучения физической культуре младших школьников.

Задачи:

Планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий данного заведения;

Творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей обучающихся;

Формировать интерес обучающихся к занятиям физической культурой;

Организовать учебно-воспитательную работу с обюучающимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности обучающихся в соответствии с решаемыми задачами;

Формировать знания, умения и навыки, необходимые обучающимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;

Учитывать и оценивать результаты работы с целью определения задач на перспективу;

Аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.

Основные направления

Действия и мероприятия

Профессиональное

1. Систематически знакомиться с происходящими изменениями в области преподавания предмета «Физическая культура».

2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.

3. Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.

4. Своевременно повышать квалификацию, участвуя в проблемно-ориентированных семинарах, вебинарах, профессиональных конкурсах.

5. Принимать участие в работе городского, а в дальнейшем и областного методического объединения учителей физической культуры.

6. Принимать участие в конкурсах, соревнваниях различных уровней.

7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

8. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, заполняя портфолио.

9. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.

10.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

11. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.

12. Систематически просматривать спортивные телепередачи.

13. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

Психолого-педагогическое

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

Методическое

1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания: « Физическая культура в школе» «Спорт в школе», «Теория и практика преподавания физической культуры.

2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм урочной и внеурочной деятельности по физической культуры.

3. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

4. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания физического состояния обучающихся:

Оценка физической подготовленности 2 раза в течение учебного года;

5. Создавать комплект дидактики по предмету (индивидуальные планы тренировок, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности обучающихся, контрольные тесты-упражнения).

6. Создавать банк разработок уроков с применением ИКТ- технологий.

ИКТ

1. Обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогических технологий.

2. Изучать информационно-коммуникационные и здоровьесберегающие технологии и внедрять их в учебный процесс.

Охрана здоровья

1. Своевременно проводить инструктажи по ТБ на уроках физической культуры.

2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями.

Интересы и хобби

1.Продолжать заниматься пауэрлифтингом

2. Участвовать на соревнованиях различных уровней.

Предполагаемый результат:

1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 4,8, отсутствие неуспевающих).

2. Доклады и выступления на педагогических советах и методических объединениях.

3. Разработка дидактических материалов.

4. Разработка и проведение уроков с использованием современных образовательных технологий.

5. Разработка и проведение внеклассных мероприятий по предмету.

Форма отчета о проделанной работе

  1. Представление опыта на заседаниях методического объединения учителей физической культуры школы и города.
  2. Представление администрации школы отчета с полным анализом о проделанной работе, с целью повышения собственной квалификации.

Литература

Тема: «Самообразование учителя»

«Воспитание, полученное человеком, закончено,

достигло своей цели, когда человек настолько

созрел, что обладает силой и волей самого себя

образовывать в течение дальнейшей жизни и

знает способ и средства, как он может осуществить

в качестве индивидуума, воздействующего на мир».

А.Дистервег

Самообразование учителя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязана знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентной во всех вопросах образования. Поэтому и тема, над которой я работаю: « Компетентностный подход к формированию здорового образа жизни учащихся »

Актуальность темы: Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.

Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Наиболее эффективно формирование здорового образа жизни происходит на основе личностно ориентированного обучения и воспитания, включающих изучение своего организма, освоения гигиенических навыков, знания факторов риска и умение реализовывать на практике все средства и методы сохранения и приумножения здоровья.

Формирование здорового образа жизни - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения. В решении этой задачи большую роль играет, в первую очередь, моя готовность к формированию здорового образа жизни учащихся, личностный опыт сохранения и приумножения здоровья.

Задачи:

Планировать учебно-воспитательный процесс по физическому воспитанию, физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с учетом конкретных условий лице

Формировать интерес учащихся к занятиям физической культурой и спортом;

Организовать учебно-воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого-педагогических, медико-биологических, дидактических и методических требований;

Выбирать и творчески применять методы, средства и организационные формы учебной, воспитательной, физкультурно-оздоровительной и других видов деятельности учащихся в соответствии с решаемыми задачами;

Формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования.

Устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, администрацией учебного заведения;

Учитывать и оценивать результаты работы с целью определения новых задач;

Аргументировать социальную и личностную значимость избранного вида деятельности.

Предполагаемый результат:

1. Повышение качества преподаваемого предмета (средний балл по предмету не ниже 4,8, отсутствие неуспевающих).

3. Разработка дидактических материалов.

4. Разработка и проведение уроков по современным образовательным технологиям, в том числе информационным технологиям»

Направленность на формирование здорового образа жизни школьников на основе образовательных компетенций

В настоящее время реализуется компетентностный подход в образовании, а также в воспитании направленности личности на ведение здорового образа жизни. Воспитание направленности учеников на здоровый образ жизни, их подготовленность к сохранению здоровья формирую на основе образовательных компетенций:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика на здоровье и здоровый образ жизни, его способностью видеть и понимать ЗОЖ, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения, направленные на укрепление и сохранение своего здоровья.
2. Общекультурная компетенция. Множество вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, - это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль спорта и физкультуры в жизни человека.

3. Учебно-познавательная компетенция. Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенные с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации физкультурных занятий, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки состояния своего здоровья.

4. Информационная компетенция. При помощи технических средств и информационных технологий формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию о сохранении здоровья, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее на конференциях, докладах, в рефератах.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в команде, владение различными социальными ролями в коллективе, обеспечивающие взаимное сохранение здоровья.
6. Социальная компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере общественного здоровья, в социально-трудовой деятельности, в сфере семейных отношений и обязанностей.
7. Личностная компетенция направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки своего личного здоровья, а также комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Очень важно, что эти компетенции включают знания, умения, отражают целостное и комплексное представление тех составляющих социокультурного опыта, которыми овладевает человек в процессе образования.

Основные направления и действия для повышения личного самообразования

Свою компетентность в формировании здорового образа жизни лицеистов я рассматриваю в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), итога саморазвития или формы проявления, поэтому для того, чтобы сформировать перечисленные компетенции у лицеистов, я определила основные направления и действия для повышения личного самообразования:

Профессиональное направление:

1. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры, организованных в Институте образования.

2. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура», «ОБЖ».

3. Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.

4. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

5.Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

6. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.

7. Систематически просматривать спортивные телепередачи.

Психолого-педагогическое направление:

1. Совершенствовать свои знания в области современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

3. Создание пакета психолого-педагогических материалов для учителя.

Информационно-коммуникативные технологии:

1. Пройти курсы повышения квалификации для получения пользовательских навыков работы на компьютере.

2. Поиск в Интернете информации по физической культуре и ОБЖ, психологии, педагогике, педагогических технологий.

3. Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс.

Методическое направление:

1. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания, через Интернет-сайты.

3. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации инновационных форм уроков физической культуры.

4. Проводить научно-исследовательскую работу по проблемам: «Влияние физических упражнений на уровень физической подготовленности школьников», «Укрепления и сохранения здоровья школьников»

5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

8. Разрабатывать пакет стандартного поурочного планирования по темам «Легкая атлетика», «Гимнастика», «Спортивные игры».

Эстетическое направление:

1. Посещение спортивных комплексов, выставок, музеев, проведение экскурсий.

2. Участвовать в смотрах художественной самодеятельности, проводимых в лицее.

Охрана здоровья:

1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры.

2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом (волейболом).

Интересы и хобби:

2. Участвовать на соревнованиях различных видов спорта.

Форма отчета по проделанной работе

Вывод: компетентность учителя в области формирования здорового образа жизни лицеистов, становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимся находить свое место в мире, вследствие чего образование представляется как высокомотивированное и личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. На основе этого я ориентирую учащихся на приобретение личностного опыта здорового образа жизни, необходимого им в предстоящей деятельности. В связи с решением этой непростой задачи появляется необходимость в формировании профессиональной педагогической компетентности в формировании здорового образа жизни лицеистов на основе научных знаний, национально-культурных традиций казахского народа сохранения и укрепления здоровья.

План самообразования учителя физической культуры

МБОУ «Гимназия № 26»

Досяк Н.А.

Проблема над которой работаю

Развитие физических качеств

на уроках спортивных игр

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ

ДОЛЖНА БЫТЬ ОЗАРЕНА МЫСЛЬЮ.

П. Д. ЛЕСГАФТ

Тема самообразования:

Развитие физических качеств на уроках спортивных игр

Актуальность темы: Проблема здорового образа жизни и здоровья человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений.

Сущность педагогического обеспечения здоровья подрастающего поколения состоит в формировании у человека с раннего возраста компетентности в сфере сохранения здоровья, индивидуального стиля здорового образа жизни, являющегося основой культуры здоровья личности. Формирование здорового образа жизни - проблема комплексная. Речь не может идти лишь о способах и методах укрепления здоровья, профилактики заболеваний. Необходимо повышение роли личностных качеств в сознательном и волевом принятии принципов здорового образа жизни, а забота о здоровье, его укреплении должны стать ценностными мотивами поведения.

Цель:

Способствовать развитию физических качеств и формированию позитивного отношения учащихся к укреплению здоровья и организации здорового образа жизни

Задачи:

    планировать учебно-воспитательный процесс с учетом конкретных условий социума;

    творчески применять профессионально-педагогические знания в решении конкретных учебных и воспитательных задач с учетом возрастных, индивидуальных, социально-психологических особенностей учащихся;

    формировать интерес учащихся занятиям физической культурой и спортом. к здоровому образу жизни;

    организовать учебно- воспитательную работу с учащимися на уровне современных психолого- педагогических, дидактических и методических требований;

    выбирать и творчески применять методы, средства и современные технологии в соответствии с решаемыми задачами;

    формировать знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельного использования средств физической культуры в процессе своего самосовершенствования;

    устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, преподавателями, родителями.

План

самообразования на 2016 – 2017 учебный год

Планируемые мероприятия

Сроки исполнения

1. Профессиональное направление

Знакомиться с современными исследованиями, авторскими программами, методическими рекомендациями и разработками в области преподавания физической культуры и спорта, организации внеклассной работы.

Постоянно

Своевременно повышать квалификацию через систему самообразования, дистанционное обучение, на курсах повышения квалификации.

Принимать участие в спортивных соревнованиях, фестивалях, конкурсах педагогического мастерства различных уровней.

Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни страны.

Постоянно

Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Постоянно

Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету

С начала учебного года

2. Повышение теоретической подготовки по специальным и педагогическим знаниям

Изучение новых программ, учебников, методической литературы

По мере выхода

Изучение нормативных документов:

    Закон о правах ребенка в РК

    Закон о языках в РК

    Конвенция о правах ребенка

    Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК

    Государственная программа развития образования до 2020 года.

В течение года

Изучение Государственных нормативных документов об образовании

В течение года

Обзор в Интернете информации по физическому воспитанию, педагогики, психологии, педагогических технологий

В течение года

3. Изучение и обмен опытом

Посещение мероприятий, уроков и изучение передового опыта учителей школы. Изучать инновационный опыт коллег по организации различных форм уроков и внеклассных занятий

В течение года

Проводить открытые уроки для коллег

По плану работы школы

Участие в заседаниях МО

По плану работы школы

4. Методическая работа

Составление тематических планов (технологических карт)

Август

Изучение методической литературы по физическому развитию и воспитанию детей

Первое полугодие

Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания, через Интернет-сайты

Постоянно

Посещать библиотеки, изучать научно-методическую, учебную и художественную литературу

Постоянно

Пополнять «методическую копилку» уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов

Постоянно

Проводить научно-исследовательскую работу по проблеме: «Влияние спортивных игр на уровень развития физических качеств учащихся»

Постоянно

5. Творческая работа по совершенствованию учебного процесса

Работа спортивных кружков и секций

В течение года

Создать методические разработки, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

В течение года

Методическая тема по самообразованию:

"Подвижные игры как средство развития физических качеств" (нарушение осанки).

2. Условия возникновения, становление опыта.

3. Приемы формирования навыка правильной осанки:

Игровые упражнения, подвижные игры.

Упражнение на формирование навыка правильной осанки.

Нестандартные формы проведения урока физической культуры.

Успех в работе, как прием развития навыка правильной осанки.

4. Приложения.

5. Список литературы.

1. Теоретическая интерпретация.

Физическая культура – уникальный учебный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике. Она решает задачи воспитания у учащихся необходимых ему двигательных умений и навыков.

Сегодняшний день физической культуры – не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя, родителей над укреплением здоровья детей. Здоровье – важнейшее условие гармонического развития ребенка, важнейший фактор его работоспособности, от которого в конечном итоге зависит эффективность его воспитания и обучения.

У детей младшего школьного возраста часто наблюдаются нарушения осанки. Осанка – это привычное положение тела при выполнении естественных видов движений. Она тесно связана с физическим развитием человека и его двигательной подготовленностью. Осанка может быть правильной и неправильной. Правильная осанка определяется по следующим признакам:

Голова и туловище держатся прямо;

Грудная клетка слегка выступает вперед, а плечи отведены назад, живот подтянут;

В области поясницы есть изгиб вперед;

Ноги прямые.

Осанка зависит от состояния позвоночника, от того, насколько слаженно работают мышцы, которые поддерживают тело в вертикальном положении. Если все мышцы развиты у человека одинаково хорошо, то осанка у него красивая, правильная. О школьнике, имеющем хорошую осанку, без ошибки можно сказать, что он гармонично физически развит. Ведь правильная осанка – это и определенная симметрия в развитии мышц плечевого пояса, и оптимальный уровень развития выносливости, мышечной силы, гибкости других физических качеств.

Чаще всего нарушения осанки бывают у ребят со слабо или неравномерно развитой мышечной системой. Особое внимание необходимо уделять гармоничному физическому развитию, так как нарушения в физическом развитии, как правило, сопровождаются и нарушениями осанки. Например, нередко можно встретить школьников, у которых ширина или высота плеч различна. Причина этого – неравномерная нагрузка.

При неправильной осанке наблюдается негармоничное развитие мышц тела, принимающих участие в поддержании и сохранении определенных поз.

Среди школьников наиболее распространены следующие виды нарушения осанки. Сутулость – шейная кривизна позвоночника увеличена, а поясничная сглажена, плечи опущены и несколько сведены вперед, грудь впалая, голова опущена, ноги полусогнуты в коленях, руки висят вдоль туловища. Часто встречаются сколиотические нарушения осанки (сколиоз), когда одно плечо выше другого. Причина – боковой изгиб позвоночника. Сегодня сколиоз составляет 8 - 12% от всей ортопедической патологии (по данным Центрального института ортопедии и травматологии). При нарушении осанки изменяются физиологические изгибы позвоночника. Начинают беспокоить боли в спине, утомляемость, появляется головная боль, а это неизбежно сказывается на успеваемости детей в школе. Неправильная осанка не только портит фигуру, она может отрицательно влиять на жизнедеятельность важнейших систем организма, и в первую очередь на работу его внутренних органов.

Хорошим средством формирования правильной осанки и профилактики её нарушений являются комплексы гимнастических упражнений с предметами (мечом, палкой, обручем, мешочком с песком). В эти комплексы входят прогибания спины, наклоны в стороны с обручем, приседания, ходьба на четвереньках, упражнения «велосипед», «рыбка», «качалка», упражнения в висах на перекладине. Прекрасным профилактическим средством является плавание. Рационально использованные физические упражнения – эффективное средство не только предупреждения, но и лечения нарушений осанки.

Считаю, что моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы формировать у учащихся умения самостоятельно выполнять комплексы физических упражнений, направленных на формирование навыка правильной осанки, а для этого необходимо воспитывать у них интерес к учению, потребность в знаниях.

2. Условия возникновения, становления опыта.

Известно, что большинство болезней закладываются в детском возрасте. Сохранению здоровья в значительной мере помогает физическое воспитание детей и подростков. В большой степени задача сохранения здоровья детей должна решаться на уроках физической культуры в школе. В настоящее время отмечается постоянный рост заболеваемости детского населения, и с возрастом число «нездоровых» детей увеличивается. Если при поступлении в школу только30% детей имеют нарушение осанки, то к её окончанию уже 70-80%.

Врачи констатируют, что более 60% школьников, которым необходимо специальная коррегирующая гимнастика, как правило, приобретают искривления позвоночника не под влиянием болезни, а в результате асимметрии привычных положений и движений. Научные данные свидетельствуют, что с возрастом асимметрия усиливается, может стать значительной.

Наблюдая за школьниками, обратила внимание на то, что у некоторых детей были дефекты осанки: опущены и сдвинуты вперед плечи, слегка опущенная голова, выпяченный живот, асимметрия плеч. Многие из них не умеют красиво держаться, сохранять правильную осанку. При внимательном наблюдении заметила, что дети опускают голову, принимают неудобные позы. Неправильную позу отдельные дети принимают и при ходьбе: сгибают туловище вперёд, раскачивают его в стороны. Для формирования правильной осанки требуется коррекционная работа, как на уроках, так и в свободной деятельности. Поэтому поставила перед собой конкретную задачу – вести постоянную работу по укреплению силы и выносливости крупных мышечных групп и выработке стойкого рефлекса правильного положения тела детей. А для этого необходимо определить, какие выбрать методы и приемы, которые в наибольшей мере способствуют формированию навыка правильной осанки.

Это побудило меня выбрать тему по самообразованию: «Подвижные игры как средство развития физических качеств » (нарушение осанки). Презентация прилагается.

3. Приемы формирования навыка правильной осанки.

1. Игровые упражнения, подвижные игры.

В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для детей является игра. Игра – единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Игра для детей – способ научиться тому, чему их никто не может научить.

Выдающийся русский ученый П. Ф. Лесгафт рассматривал игры, как одно из важнейших средств физического воспитания, подчеркивал, что во время игры ребенок учится преодолевать препятствия, которые встречаются в жизни. В процессе игры дети познают мир и при высокой эмоциональной нагрузке учатся самостоятельно действовать в различных ситуациях.

Основной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движения в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передача и ловля меча). Эти двигательные действия направляются на преодоление различных препятствий, трудностей, поставленных на пути достижения цели игры. А достижения цели требует от учащихся активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель).

Важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъём. Именно благодаря этому замечательному свойству подвижные игры больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему гармоничному физическому и умственному развитию детей, развитию координации движения, ловкости, меткости.

Большое место подвижные игры занимают в физическом воспитании детей младшего школьного возраста, так как они благоприятствуют комплексному совершенствованию двигательных навыков, нормальному физическому развитию, укреплению и сохранению здоровья. Подвижные игры оказывают благоприятное воздействие на сердечно – сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма. Поскольку ребенок развивается в игре, то игры способствуют всестороннему развитию ребенка. Игры расширяют круг его представлений, развивают наблюдательность, сообразительность. Образовательное значение имеют игры, родственные по двигательной структуре отдельным видом спорта (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика).

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, выносливости, гибкости. В подвижных играх эти же качества у детей развиваются в комплексе.

В первой части урока игры могут решать задачи по организации детей, совершенствование в различных построениях и перестроениях. Во второй, основной, части урока игры решают самые различные педагогические задачи воспитательного и общеобразовательного характера, в том числе и совершенствовании двигательных умений и навыков. В третьей, заключительной части урока используются следующие приёмы:

Изменение продолжительности и количество повторений;

Увеличение или уменьшение площади;

Изменение веса инвентаря (от малых мячей до больших набивных);

Упрощение или усложнение правил;

Уменьшение или увеличение количества действий;

Введение или устранение перерывов.

На основании выше изложенного можно сделать вывод, что:

Игра – это средство познания ребенка в действительности.

В игре учащиеся учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, умение действовать в коллективе, бороться за честь класса.

Повышается активность детей.

Игра облегчает межличностное общение.

В игре закрепляются и применяются в нестандартной обстановке знания, полученные на уроках.

Игра носит обучающий характер.

Игры и игровые упражнения стараюсь подбирать не ради забавы и развлечения, а направленные на комплексное совершенствование двигательных навыков.

2. Комплексы упражнений игрового характера, направленные на формирование навыка правильной осанки.

В числе важных задач физического воспитания в школе следует читать задачу, связанную, с формированием у учащихся двигательных умений и навыков в процессе подвижных игр. Включение в урок игр создает у детей бодрое настроение и облегчает преодоление трудностей.

Так при проведении урока гимнастики в 6 классе использовала подводящие игры для учебных заданий с равновесиями, опорными прыжками, с акробатическими упражнениями.

Бег с различными прыжками.

Цель: развитие быстроты, ловкости.

Организация. Класс делится на две команды, выстраивающиеся колоннами по одному. В 15м перед каждой колонной ставятся стойки, а в середине устанавливается гимнастическая скамейка. По сигналу первые игроки колонн бегут вперёд, вскакивают на скамейку и прыжками на правой ноге проходят до конца, соскочив с неё, добегают до стойки, огибают её слева, возвращаются к скамейке, продвигаются по ней на левой ноге, добегают до второго игрока своей команды, касаются его рукой и встают в конец колонны. Допустившие ошибку должны вернуться назад и продолжить игру с места ошибки. Выигрывает команда, завершившая задание первой.

Ловля кузнечиков.

Цель: развитие силы, быстроты, ловкости, внимания.

Организация. На дистанции 10-12м проводятся стартовая и финишная линия. В 1,5м впереди стартовой проводится ещё одна линия. Класс делится на две команды, одна из которых становится за стартовой линией и принимает упор присев, с опорой на руки. В 1,5м от них такое же положение принимают игроки другой команды. По сигналу все участники начинают прыжки вперед кузнечиком, отталкиваясь руками и ногами. Задача задних игроков догнать и касанием руки запятнать как можно больше кузнечиков передней команды, пока те не достигли финишной линии. А задача передних – как можно быстрее ускакать и не дать себя осалить. Прыгающие без опоры на руки из игры выбывают. Выигрывает команда, поймавшая больше кузнечиков.

Прыжок и кувырок.

Организация. Класс делится на две команды, игроки выстраиваются в колонны. В 7метрах перед каждой колонной ставятся гимнастические скамейки, за которыми укладываются по два гимнастических мата. По сигналу первые игроки бегут до гимнастических скамеек, перепрыгивают через них, затем – кувырок вперед на матах, добежав до стены, касаются её рукой и бегут обратно справа от скамеек и касанием руки передают эстафету следующему игроку. Побеждает команда, закончившая эстафету быстрее.

На уроках физической культуры использую игровые упражнения, способствующие профилактике нарушений осанки. Упражнения доступны, легко осваиваются и высокоэффективны.

(Приложение 1).

Игровой и соревновательный методы желательно считать основными. Ведущим можно считать такой путь: от игры и соревнования к двигательному навыку, повышению уровня физической подготовленности. Главное же – и в учебной, и во внеклассной деятельности – создавать атмосферу интереса к занятиям физической культурой.

Дети не любят долго слушать объяснения, сидеть на скамейках в ожидании своей очереди. Ничто так не способствует развитию лени и недисциплинированности, как вынужденное безделье на уроке. Стараюсь постоянно увеличивать моторную плотность урока. Нагрузку регулирую паузами отдыха, когда даю объяснения, зачем и почему, с какой целью выполняется то или иное упражнение. На уроках стремлюсь раззадоривать ребят, привлекать к активному выполнению упражнений, применяю самые различные методические приемы. Например, многие дети любят во всем быть первыми. Однако это доступно не каждому ребенку. А вот не быть последним – задача по силам любому школьнику. Её и стараюсь ставить, в первую очередь, во многих играх и упражнениях.

Наиболее зрелищным, эмоционально привлекательным является выполнение музыкально стимулируемых заданий с использованием фронтального метода, когда все занимающиеся работают одновременно. Преимущество данного метода очевидно – психологический эффект массового воздействия, максимальный охват учащихся двигательной деятельностью, гораздо большая, чем обычная моторная плотность урока, следовательно, более быстрое и успешное освоение учебной программы в сочетании с субъективным и объективным облегчением выполняемой работы.

Многолетний опыт подсказывает, что в работе с детьми лучше всего руководствоваться словами известного французского философа Ж. Ж. Руссо: «Ребёнок может делать все, что он хочет, но хотеть он должен то, чего желает воспитатель».

Планируя проведение игр на уроке, никогда не забываю, что урок – это труд, кропотливая работа.

3. Нестандартные формы проведения урока физической культуры.

Одним из приемов формирования навыка правильной осанки являются нетрадиционные уроки. Одно из средств повышения двигательной активности и одновременного снижения эмоционально – психической напряженности - использование на уроках специальных упражнений на растягивание. Воздействие на мышечную деятельность учащихся растяжками повышает двигательную активность, улучшает подвижность суставов. Начиная с 1класса, обращаю особое внимание на работу с позвоночником, ибо здоровый позвоночник – признак активного долголетия. Даю упражнения в положении лежа на наклонной плоскости, в висе и упоре. В висе на гимнастической стенке и перекладине в течение 20-30 сек. выполняют упражнение «маятник», которое способствует укреплению мышц спины и живота.

Для разгрузки позвоночника и выработки хорошей координации даю различные упражнения. Цель занятий растяжками – гармоничное, естественное развитие и укрепление систем и функций организма. Регулярное применение растяжек укрепляет мышечно – связочный аппарат рук, ног и туловища, восстанавливает гибкость суставов и позвоночника, повышает работоспособность, учит занимающихся снимать психоэмоциональные и физические нагрузки.

Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес к предмету, наблюдательность, память. В своей практике использую такие виды уроков:

Урок – игра;

Урок – соревнование;

Урок – сказка;

Урок – путешествие. (Приложение 4).

Наиболее эффективное средство борьбы с нарушениями осанки, особенно с начальными формами, - физические упражнения; гимнастика до учебных занятий, физкультурные минуты во время уроков, подвижные игры на переменах. Выработку и закрепление навыка правильной осанки провожу во время выполнения различных общеразвивающих упражнений, при которых обязательно сохранять правильное положение тела, упражнения в равновесии и на координацию. (Приложение 5).

Для профилактики нарушений осанки использую ходьбу по полу с небольшим грузом на голове и по гимнастической скамейке, но с обязательным сохранением правильной осанки. Для закрепления навыка правильной осанки в различных частях урока провожу подвижные игры: «Пятнашки в основной стойке», «День и ночь», «Море волнуется раз…», «У ребят порядок строгий». (Приложение 6)

4.Успех в работе, как прием формирования навыка правильной осанки.

Работая на уроках с детьми стараюсь, так управлять их деятельностью, чтобы обязательно каждый ребенок почувствовал «окрыляющую силу успеха». Ребенок, если его усилия не венчаются успехом, начинает терять веру в свои силы, возможности. Постоянные неудачи отбивают охоту учиться. На своих уроках не злоупотребляю попреками, замечаниями, двойками. Напротив, стараюсь похвалить даже за незначительный шаг вперед. У детей повысился интерес к урокам. Они с удовольствием участвуют во внеклассных мероприятиях, как в школе, так и вне школы.

Приложение 1.

Упражнение 1.

Ученики принимают правильную осанку, контролируют смыкание губ и идут обычным шагом с изменением темпа 20-30 сек., повторяя за учителем:

«В путь пойдем мы спозаранку,

Не забудем про осанку».

Упражнение 2.

Школьники встают в круг и в такт стихам дуют на облака; машут на них руками – «прогоняют» их. Затем изображают дождик: поднимают обе руки вверх, потом, расслабив мышцы рук, «бросают» одну руку до уровня плеча, затем до пояса и вниз, потом другую руку – так же.

«Дождик, дождик,

Мы так умеем тоже,

Кап – кап – кап…

Мы разгоним облака

Ветру мы поможем».

Упражнение 3.

Исходное положение – стоя, принять правильную осанку. Читаю стихи, а дети выполняют упражнения: поднимают руки вверх (вдох), затем, согнув в локтях, кисти сжав в кулаки, с силой опускают вниз (выдох).

«Вот веселый трубочист,

Он трубы чистит, чистит,

Руки ходят вверх и вниз,

И крепко сжаты кисти».

Упражнение 4.

Ходьба обычным шагом под ритмичные стихи, затем с высоким подниманием бедра, носок оттянут, руки на поясе, спинка прямая.

Что там? Змейка! Вьется, вьется!

Эй, кто с нами не смеется?

Это ручеёк петляет,

Тот, что зародился в мае.

Так ребята друг за другом

Мчатся, мчатся, мчатся кругом.

И петлею и змеёю.

Кружат и не падают,

И друг друга радуют.

Упражнение 5.

Ходьба обычным шагом, с постепенным замедлением темпа. Учитель контролирует правильность осанки. Дыхательное упражнение со звуковым выдохом «ш ш ш …»

«Мы уходим на носках,

Мы проверили осанку.

Мы идем на пятках

И свели лопатки

Приложение 2

Карточка 1.

Затылком, ягодицами, пятками;

Лопатками, ягодицами, пятками;

Затылком, спиной, пятками;

Затылком, лопатками, ягодицами, пятками.

Карточка 2.

что называется осанкой?

Качество позвоночника, обеспечивающее хорошее самочувствие и настроение;

Пружинные характеристики позвоночника и стоп;

Привычная поза человека в вертикальном положении.

Карточка 3.

Главной причиной нарушения осанки является:

Привычка к определенным позам;

Слабость мышц;

Отсутствие движений во время школьных уроков;

Ношение сумки, рюкзака на одном плече.

Карточки, рисунок с изображением позвоночника, кубики, человечки из проволоки.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.