Православный обряд предание земле. Корни православных похоронных традиций

Православные традиции и обряды настолько тесно переплелись с древнеславянскими, что отделить одно от другого практически невозможно. Особенно это касается похоронных обрядов. Вспомните: всегда, если в доме кто-то умер, завешивают зеркала. Но мало кто знает, что это не православная традиция, а языческая. Батюшка назовет такое действие суеверием, хотя и строго судить не станет. Ведь наши корни и связь с предками настолько сильны, что легче закрыть на что-то глаза, чем пытаться полностью искоренить.

И все же нужно выполнять определенный порядок действий, чтобы провести родственника в последний путь по-православному, без язычества и собственных домыслов.

Подготовка к похоронам

Сразу после смерти тело омывают, читая молитвы. Облачают в чистые, лучше новые одежды, надевают нательный крестик, который покойный носил при жизни. Покойного укладывают в гроб, обрызгивают тело святой водой. Руки скрещивают на груди, обязательно, чтобы правая было сверху левой.

На лоб кладут венчик, рядом крест, в руки - икону (лик Спасителя мужчине, Божьей Матери женщине). Потом читают канон и в доме зажигают свечу или лампадку.

После смерти в храме заказывают Сорокоуст, так называется церковное поминовение за упокой. Похоже, это связано с тем, как православные крестятся - только правой рукой. Говорится, что все, что исходит от правой руки - божественное, а от левой - демоническое. Огонек свечи или лампадки должен гореть все время, пока умерший находится дома. Считается, что покинув тело, душа может испугаться темноты, а свет пламени ее успокоит.

Говоря начистоту, похоронный обряд у православных начинается еще при жизни. То, что наши бабушки “собирали себя на похороны”, очень по-христиански: Церковь одобряет, когда человек готовится к смерти. Это значит, что он осознает ценность жизни и со смирением принимает свою неизбежную участь. Поэтому неудивительно, что у православных сразу после смерти родственника под рукой должны быть и новые одежды, и иконы, и венчик, и свечи. Подразумевается, что все это было заготовлено заранее.

Отпевание и погребение

Отпевание - это не просто молитва за душу покойного. Это прощение всех грехов, в которых раскаялся умерший. Кстати, отсюда и пошла традиция приглашать священника к смертному одру, пока человек еще жив, в сознании и может раскаяться. Те грехи, в которых умерший не успел признаться и попросить за них прощения, батюшка отпустить не может, они “остаются за покойным”.

Есть и множество запретов, которые, тем не менее, в нашей стране часто нарушаются. К примеру, нельзя приглашать оркестр на похороны, кремировать тело, хоронить и отпевать на Пасху или Рождество. Отпевание проходит в храме, проводится уполномоченным лицом - священником. Обряды отпевания и погребения проходят так:

Гроб с телом привозят в церковь или часовню при кладбище, ставят перед алтарем. Возглашается “Вечная память”, священник читает молитву, отпускает покойному грехи. В это время родные держат свечи и молятся за душу близкого. Когда молитва батюшки окончена, родные подходят попрощаться, целуют икону или крест, обходят вокруг гроба. А вот и еще одно распространенное суеверие: гроб не должны нести близкие родственники. На православных похоронах тело умершего несут именно родные, это священный долг и большая честь. После этого гроб закрывают, погружают в катафалк и отправляются на кладбище.

Перед могилой священник читает молитву. Родные кидают на гроб по горсти земли. Обряд погребения завершен.

После этого ставят православный крест. Ставят его не так, как традиционный памятник, а в ногах, чтобы к нему было обращено лицо покойного. Конечно, не всегда есть возможность проводить похороны именно на третий день после смерти или приглашать священника: это платно, причем сумма далеко не символическая. Поэтому отпевание обычно заказывают “заочно”. В этом случае батюшка сам проводит необходимые ритуалы и передает родственникам горсть земли с отпевания. Эту землю надо будет как можно скорее высыпать на могилу.

Православные поминки

После похорон проводится поминальная трапеза. Если есть возможность, родные могут заказать поминки в кафе, если нет, поминают дома. Обычно, пока самые близкие родственники едут на кладбище, кто-то остается готовить. Например, можно попросить помочь соседей.

Поминки проводятся сразу после похорон, то есть на третий день после смерти. Если похоронили раньше, после погребения не поминают, ждут третьего дня. Если позже, тогда в день погребения. На 9, 40 дни и годовщину также поминают. Кстати, предписано в течение всех сорока дней после смерти раздавать милостыню, молиться и совершать всякие богоугодные дела - все это тоже считается поминовением.

Трапеза не должна быть “пышной”, похороны не повод для банкета. Запрещено слушать музыку, но главное, на поминках не должно быть алкоголя! Пусть это будут простые блюда, которые быстро готовятся, потому что поминки лучше проводить в молитве или воспоминаниях о близком, чем хлопоча по хозяйству. Например, традиционно православные поминают усопших кутьей. Это простая каша, приятная на вкус и, как говорят святые отцы, не требующая практически никакой мирской суеты.

Похороны у многих людей вызывают чувства страха и тревоги. И это не удивительно. Ведь в этом обряде прощания с умершим есть не только печальное, но и что-то загадочное, и даже мистическое. Сведущие люди утверждают, что одно неловкое движение во время проведения ритуала может обречь душу умершего на вечные страдания, а также накликать беду на живых. Так ли это на самом деле – неизвестно. Но в любом случае каждый должен знать, что необходимо делать на похоронах. И, главное, как это сделать правильно, чтобы в будущем не списывать свои проблемы и неудачи на совершенные в тот момент ошибки.

Для чего проводят похороны?

Обряд прощания с умершим издавна проводится во всем мире. Он призван выразить дань уважения и почтения людям, которых постигала смерть. Несмотря на значительные отличия между похоронными ритуалами разных культур и вероисповеданий, все они считаются священными и сохраняют главный принцип: родственники, близкие и знакомые усопшего собираются все вместе, чтобы навсегда распрощаться с ним и провести в последний путь.

Также похороны несут мощный информационный посыл. Они напоминают присутствующим, что их существование на земле недолговечно, и рано или поздно смерть придет за каждым. Это заставляет многих серьезно задуматься о своей жизни и пересмотреть свои взгляды.

Таким образом, этот обряд является важной частью нашей культуры и настоящим напутствием к правильной жизни.

Православные похороны

Православная церковь смотрит на смерть, как на переход из земной жизни в вечную. И чтобы попасть на небеса человек должен пройти специальную подготовку. Подготовка эта состоит из нескольких этапов:

  1. Соборование. Перед смертью священник должен провести таинство соборования.
  2. Отпущение грехов. Умирающий человек должен исповедаться церковнослужителю в своих грехах и попросить прощение у Бога и близких.
  3. Причастие. Священник обязательно причащает умирающего перед смертью.
  4. Чтение канона. Священнослужитель должен прочесть умирающему молебное напутствие перед смертью. Также это сделать могут родственники или близкие.
  5. Омовение и переодевание. После того, как умирающий испустил дух, его обязательно нужно омыть чистой водой и насухо вытереть, чтобы он предстал пред Богом чистым. Также покойного одевают в нарядную одежду и укрывают саваном.
  6. Заупокойная лития. За 1-1,5 часа до выноса гроба из дома священнослужитель окропляет гроб и тело святой водой и проводит заупокойную службу с каждением.
  7. Отпевание. Перед погребением священник зачитывает ряд молитв и песнопений. Только после выполнения всех этих этапов, считается, что покойный сможет обрести вечную жизнь в мире ином.

Похоронные правила

Во время подготовки тела, погребения и в определенный период после похорон действует ряд правил, нарушение которых, по мнению православной церкви, чревато тяжелыми последствиями. Вот некоторые из них:

  1. Похороны лучше проводить на третий день после смерти человека.
  2. Нельзя хоронить умерших в воскресенье и на Новый год.
  3. Сразу после смерти все зеркала в доме необходимо занавесить, а часы – остановить. В таком состоянии они должны находиться 40 дней.
  4. Ни на минуту нельзя оставлять усопшего одного в комнате.
  5. Запрещено выносить покойного из дома до полудня и после захода солнца.
  6. Не советуют участвовать в обряде беременным женщинам и детям.
  7. С момента кончины и до погребения родные умершего должны непрерывно читать Псалтырь.
  8. Омывать тело покойного можно только в светлое время суток.
  9. Беременные женщины и те, у которых идет менструальное кровотечение, не могут омывать усопшего.
  10. Погребальная одежда должна быть нарядной и светлой, саван – белым. Если умерла незамужняя девушка, ее одевают в свадебное платье.
  11. В доме, где умер человек, до окончания похорон должна гореть свеча или лампадка. В качестве подсвечника лучше использовать стакан с пшеницей.
  12. Нельзя стирать, подметать и сметать пыль, если в доме покойник.
  13. Не рекомендуется нахождение животных в одной комнате с гробом.
  14. В присутствии покойного здороваются не голосом, а кивком головы.
  15. Глаза и рот умершего должны быть закрыты. С этой целью нижнюю челюсть подвязывают платком, а на глаза кладут монеты.
  16. На лоб усопшего укладывается венчик, длинная бумажная или тканевая полоса с молитвами и образами святых.
  17. Обязательно необходимо надеть на покойного нательный крестик.
  18. Вместе с телом в гроб укладываются все его личные вещи: протезы, очки, часы и пр.
  19. Руки усопшего нужно сложить на груди крестом. Причем правую положить поверх левой.
  20. Ноги и руки умершего должны быть связанными. Перед погребением завязки снимаются и укладываются в гроб.
  21. Под голову, плечи и ноги покойного в гробу нужно уложить подушечки из ваты.
  22. Головы умерших женщин должны быть покрыты косынкой. Также всем присутствующим на похоронах женщинам необходимо иметь головной убор.
  23. Запрещено класть в гроб живые цветы, только искусственные или засушенные.
  24. Гроб с умершим выносят из дома вперед ногами и сопровождают церковным песнопением.
  25. Вынося гроб из дома, необходимо проговаривать: «Покойник один из дома вон» и на несколько минут закрыть в доме или в квартире находящихся там людей.
  26. После выноса гроба необходимо помыть все полы.
  27. Кровные родственники не могут нести гроб и крышку.
  28. С начала ритуала и до момента погребения в левой руке покойного должен находиться крест, а на груди – икона, уложенная ликом к телу. Женщинам на грудь укладывается образ Божьей Матери, мужчинам – образ Христа-Спасителя.
  29. Обходить гроб с усопшим можно только у головы, поклонившись ему при этом.
  30. Во время отпевания вокруг гроба должны стоять 4 зажженные свечи: у головы, у ног и по рукам.
  31. Похоронному шествию следует идти в строгой последовательности: крест, икона Христа-Спасителя, священник со свечой и кадилом, гроб с умершим, родственники, другие участники с цветами и венками.
  32. Каждый, кто встретит похоронную процессию должен перекреститься. Мужчины дополнительно обязаны снять головной убор.
  33. Прощаясь с покойным, необходимо поцеловать венчик на его лбу и икону на груди. Если гроб закрыт, прикладываются к кресту на крышке.
  34. Все участвующие в траурной процессии должны бросить в могилу горсть земли.
  35. В день погребения нельзя посещать могилки других родственников или знакомых.
  36. Не рекомендуется смотреть на гроб с умершим из окон дома или квартиры.
  37. После похорон родные усопшего должны одарить присутствующих пирогами, конфетами и носовыми платочками.
  38. Стулья, на которых стоял гроб, в течение суток нужно ставить ножками вверх.
  39. На поминках из спиртного подается только водка. Пить ее нужно не чокаясь.
  40. Во время поминок для умершего наливают рюмку водки и накрывают ее ломтем хлеба. После поминок рюмка с хлебом стоит еще 40 дней.
  41. На поминальном столе обязательно должна присутствовать кутя. С нее и начинается поминальный обед.
  42. Перед тем как войти в свой дом после похорон необходимо почистить обувь и подержать руки над огнем свечи.
  43. После похорон в течение суток нельзя ходить по гостям.
  44. На следующее утро после погребения родственники и близкие должны отнести на могилу завтрак.
  45. В течение недели со дня смерти из дома покойного нельзя ничего выносить. Вещи умершего можно раздавать не ранее, чем через 40 дней после погребения.
  46. 6 недель после похорон в доме, где жил умерший, на подоконнике должен стоять стакан воды и тарелка с едой.
  47. На могилах юношей и девушек у головы рекомендуют садить калину.
  48. Об умершем человеке можно говорить только хорошо.
  49. За усопшим нельзя сильно плакать и убиваться.

Приметы и суеверия

С похоронами связано множество примет и суеверий. Все они призваны защитить родных, близких и знакомых, которые пришли проститься с умершим, и разъяснить им, как правильно себя вести во время обряда, чтобы не навести на себя порчу. Самыми распространенными из них являются следующие убеждения:

  • Если во время похорон глаза покойного откроются, то тот, на кого упадет его взор, уйдет на тот свет следом.
  • Если подержаться за ноги умершего, уйдет страх перед ним.
  • Если положить под покойника вербу, освященную в церкви в Вербное Воскресенье, она будет отгонять нечисть.
  • Если пшеницей, которая использовалась со стаканом в качестве подсвечника на похоронах, накормить птицу, она умрет.
  • Если перейти дорогу похоронному шествию, можно серьезно заболеть.
  • Если поводить по опухоли всеми пальцами правой руки усопшего, при этом читая «Отче Наш» 3 раза и сплевывая после каждого раза через левое плечо, можно полностью от нее излечиться.
  • Если, увидев покойника в гробу, коснуться себя, то в месте касания может развиться опухоль.
  • Если в гроб попадут чужие вещи и будут погребены вместе с телом, то с владельцами этих вещей случится беда.
  • Если вместе с усопшим закопать фотографию живого человека, этот человек может заболеть и умереть.
  • Если беременная женщина будет присутствовать на похоронах, то родит больного ребенка.
  • Если наступить на полотенце, которое священники во время проведения ритуала кладут возле гроба, то можно заболеть.
  • Если выпить воду из стакана для умершего или съесть его еду, последует значительное ухудшение здоровья.
  • Если по улице кто-то умер и до его похорон посадить огородину, урожая не будет.
  • Если похороны отложить на неделю и более, умерший заберет с собой кого-то из родственников.
  • Если по соседству кто-то умер, нужно заменить питьевую воду, которая стояла в посуде или в бутылках, чтобы не болеть.
  • Если разлить в доме воду, которой омывали покойника, живущие в этом доме могут умереть.
  • Если во время выноса гроба с умершим из дома задеть порог или косяк, его душа может вернуться в дом и принести беду.
  • Если на 40 день после смерти не устроить поминки, душа усопшего будет маяться.
  • Если спать, когда по улице несут гроб, можно пойти на тот свет за покойным.
  • Если ноги умершего теплые, зовет кого-то за собой.

Магические обряды с покойниками

Несмотря на то, что время ведьм и колдунов осталось далеко позади, некоторые все еще практикуют черные ритуалы. И похороны для них по-прежнему остаются излюбленным событием. Они непременно воспользуются возможность, чтобы выполнить магический обряд или раздобыть для него необходимые реквизиты.

Во время обряда прощания и погребения эти люди могут делать такие действия:

  • лечь на место, где умер человек;
  • попросить простынь, на которой лежал покойник;
  • украсть завязки с рук и ног умершего;
  • сколоть губы покойного иголками и потом незаметно забрать их;
  • подменить личные вещи усопшего;
  • пересыпать себе зерно из подсвечника;
  • забрать воду или мыло, которыми проводилось омовение умершего;
  • выходить за гробом спиной вперед;
  • стоя возле гроба с усопшим, завязывать на тряпках узлы;
  • брать землю с могилы и складывать ее себе за пазуху;
  • обсыпать кого-то из присутствующих солью;
  • подкладывать в гроб чужие вещи;
  • закапывать в могилу вещи или предметы;
  • забрать рюмку с водкой умершего или воду с подоконника и пр.

Все эти действия направлены на то, что связать живых людей с умершими и обречь их на болезни и смерть. Поэтому нужно внимательно относиться к посторонним на похоронах, не допускать чужих людей к гробу и в корне пресекать подозрительные манипуляции и воровство.

Также необходимо знать, что если во время ухода за могилой были обнаружены закопанные предметы, их необходимо обязательно сжечь. При этом дотрагиваться до них голыми руками запрещено!

Как вести себя на похоронах

Сегодня похоронами заведуют ритуальные агенты. Они точно знают все правила проведения обряда и всегда вовремя подсказывают присутствующим, как себя вести и что нужно делать.

Что касается остального: примет и магических обрядов, то здесь все зависит от вас. Вы принимаете решение: придерживаться советов или нет, избегать подозрительных личностей на похоронах или не обращать ни на кого внимание. Но в любом случае во время похорон необходимо вести себя сдержанно и осторожно, а к умершему испытывать только положительные чувства.

Пусть подобные события обходят вас стороной и не дают повода для страхов и сомнений. Будьте здоровы!

Порядок проведения православного обряда погребения и поминовения усопших

Первое, что должно быть совершено с телом умершего, - омовение. Омывают покойника теплой водой с помощью мягкой тряпки или губки. Обычно омовение совершают люди старшего возраста.

При этом читается молитва «Трисвятое» («Святый Боже, Святый Крепкий («крепкий» в церковно-славянском языке имеет значение: «сильный», «великий», «могущественный» и др.), Святый Бессмертный, помилуй нас») или просто «Господи, помилуй».

После омовения тело христианина одевают в чистые одежды. После этого покойного по возможности кладут в «саван» (белый покров), в знак того, что умерший, при своем крещении, дал обет проводить жизнь в чистоте и святости, соответствующих званию умершего, в указание того, что он идет к Господу Богу дать отчет в прохождении им государственной или военной службы и исполнении обязанностей, соответствующих его званию. Новые одежды являются так же символом нетления, о котором писал апостол Павел.

Если в момент смерти на человеке не оказалось креста, его сразу же необходимо одеть. Руки и ноги усопшего связывают. Руки складывают крестообразно на груди так, чтобы правая рука находилась сверху левой.

В левую руку вкладывается икона или крест, в знак веры умершего во Христа, Божию Матерь и святых угодников Божиих. Икона для мужчины - образ Спасителя, для женщин - образ Божией Матери. Часто в руку вкладывают крест, а образ полагают на грудь.

Особенно следует обратить внимание на то, чтобы кто-нибудь из присутствующих не позаботился «сохранить на память» воду от омовения, завязки с рук и ног и тому подобные предметы, связанные с мертвым телом. Не секрет, что такого рода вещи успешно используются в черной магии и среди соседей или дальних знакомых может оказаться человек, который воспользуется возможностью кому-нибудь (вполне возможно вам или вашим близким) причинить зло.

На лоб умершего возлагается венец - венчик из полоски бумаги или ткани, на которой расположены образы Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи, а так же текст молитвы «Святый Боже».., в знак того, что умерший, как христианин, вел на земле борьбу за правду Божию и умер с надеждою, по милосердию Божию и ходатайству Божией Матери и Иоанна Предтечи, получить венец на небесах. По объяснению Святителя Филарета, венчик означает, что погребенный умер в общении с Церковью. Венчик дается родственникам умершего в храме, когда заказывается отпевание.

Под плечи и голову кладут подушку обычно сделанную из ваты. Тело в гробу наполовину покрывается священным покровом (в наше время, как правило, простыней) в знак того, что умерший находился под покровом Православной Церкви. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего к выходу. По обеим сторонам гроба - и в головах его - зажигают церковные свечи (в крайнем случае одну свечу в головах), в знак того, что умерший перешел в область света - в лучшую загробную жизнь. Вообще свеча или лампада должны гореть непрерывно все то время, когда в доме находится покойник.

Перед положением покойника, гроб кропят снаружи и изнутри святой водой. Когда тело положено, кропят самого умершего. Если при положении присутствует священник, он может покадить гроб и покойника ладаном.

Существует множество народных обычаев (так называемых «бабушкиных правил»), которые не благословлялись Церковью и исполнению не подлежащих. К таким суевериям можно отнести установление у гроба или на столике с иконами стаканов с водой, вином, водкой «для покойника», хлеба, пшена, соли и чего-либо еще - никто из нас не сомневается, что покойнику уже не нужна материальная пища; завешивание зеркал, открывание окон... и т.д.

Итак, в чем действительно нуждается человек после смерти, так это в молитве о упокоении его души. Не отчаяние и беспредельная скорбь близких, не полуязыческие суеверные ритуалы, не возлияние спиртных напитков, а именно то, о чем мы, к сожалению, обычно забываем - молитва о умершем. Для совершения молитвы о прощении грехов почившего христианина и упокоении его в обителях небесных Церковь на протяжении веков выработала определенные каноны и традиции. Кстати, слово «канон» имеет несколько значений в церковной терминологии. Это не только «закон» или «традиция», но и название одного из видов молитвословия. Существует несколько канонов (молитв), связанных со смертью человека. К примеру: Канон при разлучении души от тела (см. Православный молитвослов).

Если к умирающему приглашен священник, то после того, как будут совершены в последний раз церковные таинства и будет ясно, что смерть уже на пороге, священник читает над умирающим христианином этот канон. Если по какой-либо причине родные не смогли пригласить батюшку, то канон при разлучении души от тела при необходимости должен прочитать любой из родственников или знакомых. Отличия при чтении канона мирянином небольшие: в начале «Молитвами святых отец наших Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас» вместо священнического «Благословен Бог наш...», кроме того, положенная в конце канона молитва «Владыко Господи Вседержителю...» опускается; канон заканчивается молитвой «Достойно есть...» - она обычно печатается на форзаце молитвословов. Канон состоит из восьми песней (первая и с третьей по девятую), каждая из которых состоит из шести коротеньких молитв - ирмоса и пяти тропарей. Перед каждым из первых трех тропарей читается припев «Пресвятая Богородица, спаси нас», перед четвертым - «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу», перед последним - «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». Пометка «Трисвятое» по «Отче наш» означает, что надо читать все молитвы от «Святый Боже...» до конца молитвы «Отче наш...» так, как они расположены в текстах утреннего и вечернего правила (см. в Молитвослове); как читается молитва «Приидите поклонимся...» вы найдете на странице 60.

С «Последованием по исходе души от тела» сложнее: здесь большей необходимостью является присутствие священника. Тем не менее, если это Последование читает мирянин (фактически уже не Последование, а оставшийся от него канон за преставившегося), то происходит это таким образом: в начале тот же возглас «Молитвами святых отец...», «Трисвятое» и по «Отче наш», затем тропари - «Со духи праведных...» (там, где перед тропарем пометка «Слава», читается «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу; «И ныне - так же полностью «И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь». После тропарей читается 90-й псалом - «Живый в помощи Вышняго...» и далее следует канон, который читается так же, как и все остальные каноны; припев перед первым и вторым тропарями - «Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего». После канона - «Достойно есть», «Трисвятое» по «Отче наш», тропари, 12 раз «Господи, помилуй» и молитву «Помяни, Господи, и Боже наш...» По окончании молитвы - «Аминь», после чего, сразу поется «Вечная память».

После окончания Последования по исходе души от тела над усопшим начинают читать Псалтирь. Подробно о порядке чтении Псалтири мы расскажем ниже. В идеале Псалтирь должна читаться непрерывно в течении первых трех днейпосле смерти, но мало для кого такое чтение реально осуществимо, однако, хотя бы один раз Псалтирь по усопшему обязательно должна быть прочитана. Кстати, для того чтобы читать по усопшему Псалтирь или какой-либо канон, мирянин должен взять у священника на это благословение.

Так же желательно периодически читать акафист «За единоумершего», напечатанный в нашем сборнике (см. с. 46) . По правилам, этот акафист читается 40 дней, начиная со дня смерти, ежедневно; и сорок дней перед годовщиной так, чтобы на день годовщины со дня смерти пришлось сороковое прочтение. Есть просто акафист «О упокоении усопших», его можно найти в ранее изданных сборниках акафистов. Акафист отличается от других молитвословий, например от Псалтири, в числе прочего тем, что во время его чтения молящимся не разрешается сидеть.

В сборнике «Избранные акафисты и каноны...» помещены каноны, которые должны использоваться только для частной (внецерковной) молитвы. К ним относятся молитвы за умерших некрещенными, за самоубийц. Однако вопрос об отмаливании самоубийц очень сложный, и без благословения опытного священника не следует приступать к поминовению такого человека, а тем паче, чтению канона «О самовольно живот свой скончавших». Действуя самостоятельно вы не только не поможете самоубийце, но вдобавок можете значительно повредить себе.

Но особенно действенны молитвы за умерших, творимые в церкви, во время Божественной литургии. Для того, чтобы умершего помянули во время принесения бескровной жертвы, вы должны подать в церковный киоск возле храма записку с именем усопшего, данного ему в крещении. В записке должно быть указано: «За упокой», а устно скажите, чтобы имя покойника записали в помяннике «На заказную литургию». Вам дадут просфору, из которой священник вырезает частицу и, опустив ее в чашу с кровью Христовой, молится об упокоении усопшего. Таким образом, грехи умершего омываются кровью Христовой. Это самое большое, что вы можете сделать для умерших дорогих вам людей. По возможности, подавайте записки на заказную литургию в три, семь, двенадцать храмов в один день, особенно на третий, девятый, сороковой день после смерти, а так же на годовщину.

Но вернемся снова к порядку чтения Псалтири. Главное, чтобы по смерти православного христианина Псалтирь за упокоение его души хотя бы один раз была прочитана. Это минимальное требование. А вот особенности порядка чтения уже зависят от возможностей в каждом конкретном случае. Дело в том, что существуют два варианта чтения Псалтири по усопшим: один - «официальный», изложенный в церковной литературе начала века, другой - принятый в современной практике. Последний, разумеется, проще, короче и легче, однако он вовсе не является каким-то «обновленческим», «суррогатным», просто исполнение многих древних правил и канонических требований сейчас для большинства людей нереально. Вот современный общепринятый порядок чтения:

«Молитвами святых отец наших...» и далее с «Трисвятого» по «Отче наш...», тропари («Помилуй нас, Господи...», «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу»; «Честное пророка...», «И ныне и присно, и во веки веков. Аминь.» «Многая множества моих...»). Далее сорок раз «Господи, помилуй» и молитва Св. Троице - то есть все те молитвы, которые стоят в молитвослове под заголовком «Молитвы перед началом чтения Псалтири». И, прочитав молитву:

Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу.

Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви и Богу нашему,

начинают чтение псалмов.

Псалмы читаются сидя (разрешается сидеть чтецу и слушающим), все остальные молитвы (то есть молитвы по окончанию кафизмы, а так же поминовения) читаются стоя. Там, где между псалмами написано «Слава», читаются следующие тексты:

«Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.»

«Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже» (трижды).

«Господи, помилуй» (трижды).

«Упокой, Господи, душу усопшего раба твоего новопреставленного (или рабы Твоея новопреставленныя) (имя), и прости ему (ей) вся согрешения вольная и невольная и даруй ему (ей) Царствие Небесное».

«Слава Отцу... и ныне (до конца).

Там, где в конце кафизмы написано «Трисвятое», читаются молитвы с «Трисвятого» по «Отче наш», и затем - либо тропари, которые напечатаны после кафизмы, либо - допустим любой из вариантов, по желанию - тропари покойны: «Со духи праведных...» до «И ныне: Едина чистая...» и после тропарей - 40 раз «Господи, помилуй» и положенные после кафизмы молитвы. В начале каждой кафизмы читается «Приидите, поклонимся» .

Чтение Псалтири обязательно: сразу после смерти, причем читают под сороковой день и под годовщину. Обычно читают и под девятый день.

Читать Псалтирь может любой мирянин, но он должен попросить на это благословение у священника. Если никто из родных и знакомых читать Псалтирь не сможет, придется договариваться за определенную плату с кем-нибудь из служащих при храмах.

Здесь следует добавить, что в третий, девятый и сороковой дни после смерти человека обязательно следует прочитывать особую кафизму, в которую входит один 118-й псалом. Ее называют поминальной в народе, а в богослужебной практике - «Непорочны». Название это произошло из первой строки псалма: «Блажени непорочнии, в путь ходящии в законе Господнем».

По преданию, Христос с учениками после Тайной Вечери выходил из дома, где она совершалась, с пением именно этого псалма.

17-я кафизма мирянами читается так же, как и всякая другая.

Стихи кафизмы: 1, 2, 12, 22, 25, 29, 37, 58, 66, 72, 73, 88 - читаются с припевом: «Помяни, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея)».

Окончательные стихи первой половины кафизмы (92, 93): «Если б не закон Твой утешением моим был, погиб бы я в бедствии моем, вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня» - поются трижды. После, снова повторяется припев.

Во второй части кафизмы (после слова «Среда») стихи: 94, 107, 114, 121, 131, 132, 133, 142, 153, 159, 163, 170 - читаются с припевом: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы Твоея)». В заключении трижды поются конечные стихи псалма (175, 176): «Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего; ибо я заповедей Твоих не забыл»; и повторить снова припев с прошением упокоить душу усопшего.

После «Славы...» читается молитвенное прошение.

После кафизмы читаются положенные тропари, а за ними псалом 50-й, тропари непорочны, или тропари за упокой, с припевом к каждому стиху из 118-го псалма: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданиям Твоим».

Когда 17-я кафизма читается в церкви, во время панихиды, она разделяется на две половины (статии), и читается несколько иначе.

Из книги Книга 22. Язык духовных миров (старое издание) автора Лайтман Михаэль

16. Порядок проведения собрания (Перевод С. Абаев, Г. Каплан) В Масэхет «Брахот» сказано: «Так будет всегда: человек прежде установит величие Творца, а затем воздаст Ему молитву». Бааль а-Сулам пояснил это: "Тот, кто хочет что-то попросить у кого-либо, попросить о каком-либо

Из книги Загробная жизнь автора Фомин А В

ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ Родительские дни или субботыВ Христовой Церкви каждый день поминается один или несколько святых. Кроме того, каждый день недели приурочен к особому воспоминанию; так суббота посвящена памяти всех святых и умерших. Молясь об усопших ежедневно при

Из книги Свидетельства о умерших, о бессмертии души и о загробной жизни автора Знаменский Георгий Александрович

Важность поминовения усопших Святая Православная Церковь, как благопопечительная мать, заботится о своих чадах, при жизни испрашивает им у Бога здоровья, во всем благопоспешества и оставления грехов, и по смерти возносит о них частые моления к Богу, например, на

Из книги Обряд погребения православного христианина автора Автор неизвестен

Дни сугобого поминовения усопших К этим дням относятся пять вселенских суббот.1) Мясопустная родительская вселенская суббота.Суббота, наступившая за две недели до начала Великого Поста. В этот день Св. Церковь молится за всех православных христиан, умерших

Из книги Требник на русском языке автора Адаменко Василий Иванович

Из книги Таинство, слово и образ автора Мень Александр

Из книги Справочник православного человека. Часть 3. Обряды Православной Церкви автора Пономарев Вячеслав

Из книги Таинство смерти автора Василиадис Николаос

Из книги Православный храм и богослужение [Нравственные нормы православия] автора Михалицын Павел Евгеньевич

IX. ПОСТЫ И ДНИ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ В чем смысл постов? Они прививают навык воздержания, обуздывают плоть, способствуют духовному совершенствованию. Они несут в себе принцип самоконтроля - важнейшего условия внутренней работы. Следование установленному посту, а не тому,

Из книги Первая книга православного верующего автора Михалицын Павел Евгеньевич

Из книги Молитвы и каноны, чтомые по усопшим автора Коллектив авторов

СВЯЩЕННЫЕ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ Молитвы о покойных Итак, усопшие молятся за нас и помнят нас. И потому разве не самое естественное для нас - помнить и молиться о них? Ведь христианская любовь остается крепкой и неизменной и после нашей смерти (1 Кор. 13, 8). Можно даже сказать,

Из книги Светозарные гости. Рассказы священников автора Зоберн Владимир Михайлович

Приносят ли пользу поминовения усопших? Мы обращаем к Богу моления об усопших во время Божественной литургии и панихид, поскольку надеемся и верим в Его человеколюбие и благоутробие, в Его милосердие и благость. И Апостол любви нас побуждает к этому словами: «И вот какое

Из книги автора

Из книги автора

Смерть человека, обряд погребения и церковная молитва за усопшего. Дни особого поминовения усопших Как рождение человека, так и его смерть всегда понимались в православном сознании как таинство, которое всецело зависит от воли Господа. Однако в сознании человечества

Из книги автора

Особые дни поминовения усопших Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно Литургии.При этом в определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере,

Из книги автора

Важность поминовения усопших Святая Православная Церковь, как попечительная мать, заботится о своих чадах, испрашивает им у Бога здоровья и оставления грехов. Особенно на Божественной литургии святая Церковь вопиет к Богу за умерших, твердо веруя, что Честной Кровью

Похороны являются событием, которое предстоит каждому живущему на земле человеку. Принято считать, что смерть – это не конец, а скорее начало новой, загробной жизни.

Этапы похорон

И от того, как прожита обычная жизнь будет зависеть дальнейшее место пребывание души усопшего. Существующий обряд похорон у русских сложился на протяжении многих веков и даже тысячелетий. Данный ритуал состоит из нескольких этапов.

Этап первый – проводы

Во время проводов близкие собирали вещи и облачали в них усопшего. Омовение ушедшего должны проводить люди, которые не связанные с ним родственными узами. На Руси принято было хоронить людей в их лучных одеждах. Как правило, таковыми считались венчальные наряды. Если же покойный не дожил до этого события, то его одевали, как на свадьбу.

Можно одевать на покойника и новые одежды, но, ни в коем случае нельзя для этого использовать вещи, кого-то из родственников. Раньше было принято на протяжении трех дней до похорон над умершим читался псалтырь и соответствующие молитвы. Делать это могли, как родственники, так и специально приглашенные для этого люди.

Похоронные обряды русских предусматривают и такую традицию: после смерти человека, перед образами ставят стакан воды и накрывают его куском хлеба, а на поминках хлебом накрывают рюмку водки. Делают это для души, которая, согласно приданиям может находиться в своем бывшем жилище около полутора месяцев. Также, в доме, где находится усопший, зажигают у его изголовья свечки. Одну зажженную свечу надо поставить на столе, а перед ликами святых (иконами) следует зажечь лампаду.

Этап второй – вынос тела

Вынос тела

Время выноса тела для отпевания устанавливается по договоренности со священнослужителем, который будет проводить отпевание. Как правило, оно назначается между двенадцатью часами и до того времени пока солнце находится на горизонте. После его захода вынос усопшего запрещен.

Чтобы покойник не вернулся в дом и не забрал с собой кого-то из живущих в нем, его необходимо выносить ногами вперед, стараясь не задеть при этом стены или дверь. С этой же целью производят ритуал под названием «замещение места». Для этого, на место, где стоял гроб, ставят стулья и садятся. Затем их на сутки переворачивали вверх ножками. В Сибири, после выноса тела, под угол дома, который находится слева от двери, клали камень, чтобы остальные члены семьи не торопились вслед за усопшим.

Вынос тела характеризуется и наличием морально-этического аспекта, который определяется ярко выраженным эмоциональном состоянии, как родных и близких усопшего, так и в сочувствии иных присутствующих на похоронах лиц. Если родственники на похоронах не плакали, общество их осуждало, считая, что они не достаточно любили ушедшего. Существовали и исключения из правил. Так, матери не имели права плакать по своим умершим деткам, поскольку считалось, что вредит их душам на том свете.

Этап третий – похоронное шествие

Похоронное шествие сопровождается рыданиями близких и родных покойного, а также, их причитаниями. Возглавлял процесс мужчина, который нес в рушнике икону или распятие. После него шли пару человек, которые несли крышку от гроба. Затем священнослужители, после которых следовало 6-8 человек, несущих на плечах гроб. Замыкали шествие родные, близкие и знакомые. Из-за суеверий, которые пришли еще с языческих времен, гроб, как и крышку, старались переносить в перчатках, на специальном полотне. На кладбище покойника приносили или же привозили на санях. Последние потом могли сжечь либо же перевернуть на сорок дней полозьями вверх.

Если на пути похоронного шествия встречались люди, то необходимо было осуществить ритуал «первая встреча». Он символизировал встречу живого и мертвого миров. Встречному давали кусок хлеба, который заворачивали в полотенце. Взамен он должен был помолиться о душе усопшего.

Останавливаться процессия может лишь возле церкви и кладбища, возле мест, которые занимали важную роль в жизни покойного человека или возле крестов, которые в народе так и называют «покойничьи». Чем дольше несут гроб, тем более уважаемым человеком покойный был при жизни.

Этап четвертый – панихида

Панихида

Данный ритуал осуществляется в соответствии с церковными канонами. Осуществляется он перед захоронением умершего. Он может проводиться в церкви или в доме покойника. Приглашенные лица, которые имеют духовный сан читают молитвы и псалмы, которые призваны успокоить душу ушедшего и адаптировать ее в ином мире.

В таких пениях образно показывается путь человека и его мытарства от момента появления на свет и вплоть до смерти. Также в них говорится о Божьем проведении и справедливости, о великой любви Бога к человечеству.

Этап пятый – погребение

Обряд похорон погребение совершают до того, как солнце покинет горизонт. Считается, что с собой оно забирает в потусторонний мир душу. Считается, что родственникам усопшего нельзя закапывать гроб. Подобное поверье связывают с тем, что родные боятся, чтобы покойный с собой не забрал еще кого-то из семьи.

Прощаясь, родные усопшего целуют его в лоб (в венчик), и выражают свое сожаление плачем и причитаниями. После того, как все желающие простятся, священник произносит специальные молитвы, затем гроб заколачивается и опускается в предварительно выкопанную яму. Еще одним элементом прощания является такой ритуал как бросок горсти земли на крышку гроба. При этом, надо произносить такие слова, как «земля пухом».

Иногда, в могилу бросают мелкие деньги, чтобы покойный смог откупить свою могилу либо же для откупа при переправе через реку, которая отделяет наш мир от мира мертвых.

Этап шестой – поминание

Поминание

После того, как могила будет полностью засыпана, на ней, как правило, размещают венки, в их центре живые цветы. Поскольку, согласно обычаям ставить постоянный обелиск можно лишь по прошествии первой годовщины смерти, то на могилке устанавливают временный памятник или крест. На них прикрепляют табличку с информацией об имени и фамилии усопшего, а также, дат его рождения и смерти.

Похоронные обряды предписывают, что по окончанию церемонии погребения родственники умершего организовывают обед для копателей. Эти должен быть скромный стол, на котором обязательно должны быть кутья, блины, водка и другие угощения. Остатки пищи необходимо оставить на могиле, чтобы ими полакомились птицы. Последних ассоциировали з душами умерших ранее людей.

За тем друзья, знакомые и родственники отправляются в дом почившего, где уже накрыт стол для поминания. По окончанию трапезы пришедшим раздаются сладости (печенье и конфеты).

Обряд поминовения в Древней Руси

Несколько веков назад на Руси существовало два вида поминовения умершего: тайный и явный. В первом случае родственники в течении сорока дней раскладывали на подоконники, крылечки соседей подаяния. Это могли быть яйца, хлеб, спички, ткань, полотенца. Приняв такое подаяние, соседи должны были молиться за душу ушедшего. Считалось также, что часть грехов умершего они берут на себя.

При явном поминовении, близкие умершего заказывали в церкви его отпевание. После нее у ворот церкви детям и нищим принято было раздавать пироги и иные сладости.

Чтобы душа не попала в ад, родственники жертвовали денежные средства на церковный колокол, который в дальнейшем, своим звоном смог бы вызвонить грешника из ада. Или можно было пожертвовать соседям петуха, чтобы он пел ежедневно за грехи усопшего.

Также, иногда в конце поминок женщинам, которые оказывали особое содействие в их организации, раздают платки, которые необходимо хранить.

За каждым богослужением Православной Церкви звучит это прошение. Православному сознанию не безразлично, в каких обстоятельствах произойдет разлучение души с телом, и то, достойно ли умирающий встретит этот важнейший момент. Поэтому каждый верующий на протяжении всей жизни усердно молится о том, чтобы Господь не попустил ему внезапной смерти, не дал умереть в нераскаянных грехах.
Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться и время умирать (Еккл. 3, 1-2). Рано или поздно для каждого человека наступает пора перехода от временного земного существования к вечности. Страшно, когда человек умирает, не осознавая этого, цепляясь до последней минуты за призрачные надежды на выздоровление, особенно, если ближние по малодушию скрывают от него правду. Напротив, великое благо, если родственники позаботились о предсмертном напутствии и призвали священника к умирающему (разумеется, не против его желания).

Смерть ожидает каждого из нас, и все же мы часто желаем избежать мыслей о ней. По-христиански мы понимаем земную смерть, как ворота в вечную жизнь. Очень важно подготовить себя духовно и заранее совершить практические приготовления. Вот немного информации о православных обрядах и подготовке похорон.


Почему важно подготовить похороны

Это дает осознать значение жизни человека;
- Это помогает сплотить семью и друзей в выражении чувства любви, горя и печали;
- Это помогает семье, и друзья принять реальность смерти и преодолеть душевные страдания.

Подготовка похорон помогает ослабить боль. Готовясь теперь, Вы можете уменьшить напряжение и снять часть будущего бремени с семьи и друзей.

Основной вопрос при захоронении

Одно из самых важных решений в планировании похорон – что сделать с телом. Однако, для православного христианина нет никакого выбора: согласно святым канонам Церкви, тело покойного христианина должно быть возвращено земле. Кремация определенно запрещается. Тело помещается в гроб и опускается в могилу. Необходимо иметь участок на кладбище, оборудованную могилу или склеп (если требуется законом), и табличку или памятник с изображением Креста.

Донорство органов

Учение нашей Церкви не запрещает пожертвование органов после смерти человека. Напротив, Господь горячо одобряет отдание жизни за своих друзей (Иоанн 15:13). Он, конечно, приветствовал бы отдачу органов, необходимых тем, чья жизнь может быть продлена и сохранена. В Автомобильном департаменте имеются специальные карты донора органов, которые подписывают в присутствии свидетеля и хранятся в вашем бумажнике или кошельке.


Православные похоронные обряды

Тайна, человеческое мучение, смысл потери, желание продолжения общения... все это исстари в каждой культуре и эпохе находило свою форму ритуального выражения. Некоторые из этих форм были освящены в литургической жизни Церкви. Каждый должен помнить принятый в Церкви обычай посещения могил покойных (Фомин вторник, Радоница) и обычай литургического поминовения.

Неусыпаемая псалтирь

Православные литургические обряды для смерти, похорон усопших, и их воспоминания следующие:

Служба на разрешение души от тела. Родственники или близкие друзья тяжело больного должны пригласить к его кровати священника (и певца), чтобы была спета эта живая и духовно наполненная служба.
Служба на разрешение души от тела при длительных страданиях умирающего. Вместе со священником, мы поем молитвы, испрашивая у Бога милостиво позволить Его рабу отойти в мире.
Служба погребения умершего. По существу, это - служба Заутрени, с каноном и другими гимнами, очень напоминающими таковые из Заутрени Великой Субботы - похорон Христа. В идеале, этот обряд должен быть выполнен в церковном храме, с гробом, помещенным в середине храма. Однако, возможны исключения, и этот обряд может быть выполнен или в часовне похоронного бюро или в часовне кладбища. В любом случае, свяжитесь с вашим священником как можно скорее или проинструктируйте вашего распорядителя похорон, чтобы все детали похорон могли быть устроены в соответствии с традициями Церкви.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Панихида, Лития, Парастас, и т.д. Панихиду (также называемую Парастас, Лития или Трисагион) для покойного служат:
- в похоронном бюро вечером перед похоронами;
- в дни особого поминовения: 9-ый день, 40-ый день, ежегодные годовщины, родительские субботы. Так как эти дни известны, вашему священнику (так же как регенту хора) нужно проситься совершить службу заранее.
- Лития (или Трисагион) для покойного может совершаться в конце почти любой службы. Однако, не положено петь Панихиду после воскресной Божественной Литургии (в любом случае, мы не хороним по воскресеньям): в нашем приходе мы обычно поем поминальные службы в субботу вечером, прямо перед Всенощной.

По традиции, когда мы совершаем поминальную службу, родственники или друзья покойного готовят блюдо сваренных зерен пшеницы или ячменя. Его подслащивают сахаром, медом, изюмом или другими сухими фруктами. Это коливо предлагается всем участникам службы в воспоминание слов Господа: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода." (Иоанн 12:24).

Кроме того, те, кто заказывает эту поминальную службу Господу, должны купить и раздать свечи духовенству, певцам, и всем молящимся. Освященные свечи символизируют нашу надежду на воскресение - что Христос, Свет Мира, восставит нас, соединив с Собою в Своем славном Втором пришествии. (Это - та же самая надежда, которую мы выражаем, когда держим освященные свечи на Воскресной службе пасхальной ночью.)

Можно заказать Панихиду за наших умерших родственников и друзей, не бывших членами Православной Церкви?

Строго говоря, нет. Не то, чтобы мы не можем молиться за них (мы можем и должны!), но сама служба целиком предназначена для молитв о почивших православных христианах. Не следует "делать" православных из тех, кто не был и возможно не хотел бы быть православным! Так, что мы можем сделать? В Служебнике священника есть чин поминания неправославных христиан. Он не включает особые литании и гимны, которые были бы не уместны, но содержит Псалмы и гимны, которые являются общим достоянием, а не предназначены специально для православных христиан.

Отпевание в Церкви

Тело покойного, помещенное в гроб, несут – ногами вперед - в церковь для отпевания и устанавливают в центре храма перед алтарем.
- Гроб открыт и образ Христа, или святого покровителя помещен в руки покойного.
- Венчик (с Трисагион (Трисвятым), напечатанным на нем) помещен на лоб покойного.
- Ручной крест помещен в гроб около головы покойного.
- Свечи распределены прихожанам, которые, получая свет от священника, сохраняют их горящими почти до самого конца службы.
- После Отпуста и "Вечной Памяти," друзья подходят, чтобы сказать последнее «прости» покойному. Они могут поцеловать ручной крест, который положен сбоку гроба или икону, помещенную в руки покойного. Самым близким родственникам нужно дать возможность провести несколько минут с покойным одним. Потом гроб закрывают и несут из церкви к катафалку. Хор поет Трисвятое, и колокола тихо звонят.
- Похоронный кортеж следует к кладбищу, где священник поет короткую погребальную службу.

Благословение креста на могиле

С дохристианских времен было общепринято отметить место похорон могильным холмом. Христианская церковь приняла эту традицию, благословляя могильный холмик победным знаком нашего спасения - святым животворящим крестом, который может быть изображен на могильном камне или установлен над могилой. Крест на могильном холмике помещен в ноги похороненного христианина, так, чтобы он оказался обращен лицом к Распятию.

Когда памятник установлен на могиле, родственники покойного приглашают приходского священника на кладбище совершить чин благословения креста.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,
Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

Другие вопросы

Повторим, есть много вопросов и проблем, перед которыми могут оказаться родственники покойного. Например, они могут сделать особое убранство из цветов; гостевую книгу; открытки-извещения; молитвенные открытки; поминки (поминальную трапезу), и т.д. Всякий раз, когда возникают сомнения, не стесняйтесь спрашивать распорядителя похорон и вашего приходского священника: они понимают, что вы чувствуете и сделают все возможное, чтобы ослабить ваше бремя.

Они дадут вам совет относительно подарков или пожертвований, которые Вы можете сделать от имени покойного: это - всегда добрая мысль: ознаменовать завершение земного странствия верующего, делая поминальное пожертвование в его церковь.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ С ИЕРУСАЛИМА

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.