Раннее развитие или Как сделать детство ребенка ярким? Развивающие игры в дошкольном образовании За и против раннего развития.

Любой сознательный родитель задумывается о правильном воспитании своего чада, о его правильном и своевременном развитии. На помощь могут прийти развивающие игрушки. Но стоимость таких игрушек на полках магазинов часто удручает, а в кризис такая игрушка и вовсе не кажется такой уж и необходимой. Да и растут ребятишки быстро, и игрушек им требуется немало, ведь новые ощущения для ребенка - это основной принцип его развития.

Что же делать?

Есть выход - развивающие игрушки не так сложно сделать своими руками. Не нужно думать, что это трудоёмкий процесс. Чтобы создать развивающую игрушку своему чаду, не обязательно быть опытным педагогом, знающим т онкости всех развивающих методик. Любой родитель может с лёгкостью и без особых затрат сделать своими руками развивающую игрушку из разных подручных материалов. Лоскутков, обрезков тесёмок, бусин, пуговиц. Для развития ребёнка не важна дороговизна используемых материалов - ему важны новые зрительные впечатления, новые тактильные ощущения. Если игрушка сделана мамой малыша с любовью - эта энергетика передастся малышу в игре.

А по обучающим и развивающим свойствам самодельные игрушки не уступают аналогичным покупным.


Говоря о мягкой развивающей игрушке, нельзя не упомянуть о развитии тактильных ощущений

В возрасте от 0,5 до года - это самый активный период исследования предметов посредством осязания. Более того, если тактильных ощущений недостаточно, у ребенка хуже развивается головной мозг. Они ему просто жизненно необходимы! В силах родителей "обогатить" для ребенка среду его тактильных ощущений. Чем разнообразнее будут материалы для игрушек, с которыми взаимодействует ребёнок, чем больше будут они отличаться "на ощупь" друг от друга, тем быстрее и полнее будет происходить его развитие.

Например - "сенсорный коврик"

Такой коврик состоит из материалов разных фактур - из гладкого, как атлас, из колючего (например - вязаный из шерсти или пластиковой пряжи для мочалок участок коврика) из шершавого (как креп) и бархатистого (как велюр), из пушистого (как мех) и в рубчик (как вельвет). Он шьется из разных кусочков ткани и обычно простёгивается синтепоном для мягкости. Можно пришить к нему крупные бусины, разных размеров яркие пуговки, шнурочки и ленточки.

Коврик можно постелить ребенку для ползания, а можно повесить на стенку его кроватки.



Игрушки-мешочки или "крупенички". Они сшиты из нетолстой ткани, чтобы прощупывались насыпанные в них горох, фасоль, гречка.

(Через ткань должна хорошо прощупываться набивка, для того, чтобы малыш получал новые тактильные ощущения.)


Для ребятишек постарше можно сделать развивающие "мягкие книжки"

С помощью её мягких страниц, малыш учится считать:


Застёгивать пуговки и "молнию" на "одежде"



Тренироваться застёгивать сандалики:


И даже учиться гигиене:


Изучать окружающий мир, историю


Подключив фантазию, можно сделать из лоскутков и обрезков ткани замечательную обучающую книжку, которая будет только для вашего малыша, с индивидуальным учётом его особенностей, темперамента и предпочтений.

Так же можно сделать игрушки с деталями, которые можно зашнуровывать, расстёгивать-застегивать, крепить на "липучки", перемещать:



Игрушки с деталями (частями), которые можно прикреплять различными способами к основной детали (целому):

Игрушки - пазлы, которые помогают ребёнку изучать форму предметов:


Изучать счёт:

Фото: BlueOrange Studio/Rusmediabank.ru

С самого рождения ребенок не просто растет, но и развивается. И чтобы развитие было гармоничным, малышу необходима помощь родителей. А родители для этого используют разные развивающие игрушки.

Что собой представляют такие игрушки?

– это игрушки, которые чему-то учат. Отличительная особенность таких игрушек в том, что ребенку надо выполнить какую-то задачу, а для этого приходится приложить усилия, подумать, как лучше ее выполнить.

Подобные игрушки развивают воображение, память, фантазию, логику, мышление. Малыши развивают моторику, учат цвета, дошкольники изучают буквы, цифры.

Такие игрушки предлагают ребенку решать разные задачи, которые расположены от простого к сложному. Причем, задачи разные и способы решения разные. А многие задачи слегка опережают способности ребенка. Поэтому развивающие игрушки способствуют интеллектуальному, музыкальному, творческому развитию малыша.

Выбирать игрушки надо правильно. При выборе надо принимать во внимание возраст малыша. Естественно, трехлетнему крохе не стоит покупать игрушку, предназначенную для ребенка пяти лет. Иначе малышу будет слишком сложно, он не справится и потеряет интерес к игрушке. А ребенку шести лет будет неинтересно с игрушкой, предназначенной малышу четырех лет. И никакого развития он не получит.

Кроме того, стоит учитывать интересы чада. Кто-то любит конструировать, кто-то складывать кубики, а кому-то очень интересны наборы для творчества. Конечно, развивать надо всесторонне, но и навязывать ребенку неинтересную для него игру не стоит.

Действительно ли нужны такие игрушки?

Развивающие игрушки необходимы в любом возрасте. Ведь, начиная с двух-трех месяцев, малыш уже начинает активно познавать мир. И в течение первого года у ребенка формируются слуховые, зрительные и ориентировочные реакции, проходит подготовительный этап речевого и эмоционального развития, закладываются основы . Поэтому даже такому крохе нужны игрушки. Лучше всего выбрать погремушки, мячики, объемные фигурки, колокольчики.

С двух до трех лет активно развивается речь, мышление, внимание. Малыш познает окружающий мир в основном руками. Поэтому в таком возрасте требуются различные стаканчики-вкладыши, матрешки, разноцветные пирамидки, шнуровки, крупные бусины, деревянные кубики.

С трех до семи лет постепенно добавляются более сложные игрушки: конструкторы, головоломки, и сюжетно-ролевых игр. Ребенок с помощью игрушек учится осознавать себя, ориентироваться в окружающем мире. Развивающие игрушки необходимы для получения знаний о разных профессиях.

Вот варианты развивающих игрушек: кубики, пирамидки, стаканчики, кубики-животные, неваляшка, мячики, развивающий коврик, игрушки со звуковыми эффектами, мягкие игрушки с развивающими элементами, образные и сюжетные игрушки, наборы для творчества, наборы для ролевых игр, конструкторы, головоломки, настольные игры.

То есть, развивающие игрушки необходимы ребенку для нормального развития. Но какие игрушки лучше выбрать? Стоит ли давать малышу только покупные игрушки или лучше сделать их самостоятельно?

Покупные или самодельные

Не обязательно развивающие игрушки должны быть дорогими. Ведь главная задача таких игрушек в том, чтобы ребенок учился думать и фантазировать, изобретать игру самостоятельно. А покупные игрушки предлагают действовать только в определенных рамках. И малыш должен попасть именно в них, чтобы выполнить определенное задание. Например, надо расставить предметы по возрастанию или по цвету. А может быть ребенок просто хочет поиграть этими предметами? Может он придумал новое применение обычным кубикам или головоломке?

Следовательно, можно покупать более , а можно делать их самостоятельно. Тогда ребенок будет свободен в выборе, не ограничен рамками.

Развивающую игрушку можно сделать из коробки, бутылки, банки, палки, ткани. То есть, из любого безопасного материала. И сам ребенок может смастерить что-то интересное. Например, сделать из коробки ракету или волшебный город. А иногда малышу не требуется даже что-то мастерить, достаточно фантазии и обычная палочка превращается в лошадку. Обычные предметы тоже являются развивающими. Ложки, кастрюлю, баночки с крышками, мешочки с крупами или орехами, пуговицы – все это можно использовать для игры и развития чада. Отличным решением будет делать развивающие игрушки вместе с малышом.

Итак, развивающие игрушки очень важны. Можно приобретать их в магазине, делать самостоятельно, а лучше – и то, и другое. Тогда малыш будет развиваться гармонично, не будет постоянно скован определенными рамками. Это позволит ребенку развивать фантазию, воображение, логику и мышление.

Классификация

Типы, характер, содержание и оформление определяются конкретными воспитательными задачами применительно к возрасту детей с учётом их развития и интересов. Начало применения развивающих игр в педагогических целях в игре допускается в возрасте от (0)1 года, и в зависимости от развития ребенка в каждом частном случае.

  • по возрастным группам:
    • для детей от 0 до 1 года;
    • для детей от 1 года до 3-х лет;
    • для детей от 3-х лет до 7 лет;
    • для детей старше 7 лет и взрослых;
  • по типу:
    • масса для лепки;
    • обучающие (кубики с буквами и цифрами, карточки с изображениями предметов и животных...);
    • конструкторы;

Примечания

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Развивающие игры" в других словарях:

    Игры - получить на Академике актуальный промокод на скидку Conte или выгодно игры купить с дисконтом на распродаже в Conte

    игры, развивающие память - ramieji atminties žaidimai statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Ramieji žaidimai, lavinantys protavimą, dėmesį, atmintį, vaizduotę. Tai mįslių minimas, žodžių (miestų, valstybių), prasidedančių kuria nors raide, vardijimas ir kt.… … Sporto terminų žodynas

    Игры компьютерные дидактические и развивающие - игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер. Представленные в нескольких видах (абстрактно логические, сюжетные, ролевые), компьютерные игры расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный… … Педагогический словарь

    Заставка игры от Virgin Interactive. Ниже представлен список официально издававшихся компьютерных игр по мотивам трилогии Диснея Аладдин. Содержание 1 … Википедия

    Начинающим · Сообщество · Порталы · Награды · Проекты · Запросы · Оценивание География · История · Общество · Персоналии · Религия · Спорт · Техника · Наука · Искусство · Философия … Википедия

    Компьютерные игры - разновидность игр, в которых компьютер выполняет роль ведущего или партнёра по игре, а игровое поле и возникающие по ходу игры игровые ситуации, как правило, воспроизводятся на экране дисплея или обычного телевизора. Описание К.и., включающее … Педагогический терминологический словарь

    Пальчиковые игры это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики у детей. Содержание 1 Описание 2 Значение 3 Примечания … Википедия

    ДЕТСКИЕ ИГРЫ - занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязат. характера, доставляющие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. Манипуляции малыша с погремушкой, «воспитание» кукол, «строительство» песочных и снежных городов,… …

    ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ - специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы Д. и, впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем, М. Монтессори, для нач. обучения О. Декроли. В отеч. пед. практике в 40 50 е гг. Д. и, рассматривались… … Российская педагогическая энциклопедия

    Риторические игры - речевые игры, развивающие навыки межличностного и коллективного эффективного общения. Название «риторические» достаточно условно и объединяет так называемые «психотехнические игры» и «социально психологический ролевой тренинг». Р. и. выполняют… … Педагогическое речеведение

Книги

В дошкольном возрасте развитие личности ребенка и всех его способностей значительно успешнее происходит в игре, чем на занятиях. Термин «развивающие игры» прочно вошел в арсенал педагогов и родителей дошкольников. Однако в большинстве случаев игры, которым приписывается название «развивающих», представляют собой наборы для знакомства с новой информацией и тренировки каких-либо навыков. Это может свидетельствовать о том, что развитие ребенка с точки зрения взрослых понимается исключительно как расширение кругозора и освоение навыков. Эмоциональное благополучие ребенка, его удовольствие, интересы, его самостоятельное творчество при этом как бы не связываются с понятием «развитие», что, конечно же, глубокое заблуждение.

Развитие — всегда появление чего-то качественно нового: отношения к миру и к другим людям, способностей, желаний, интересов и побуждений к действию. Это всегда отражается и выражается в детской инициативности и самостоятельности, когда ребенок сам что- то придумывает, создает, к чему-то сам стремится. Действия под диктовку взрослого, как и ответы на его вопросы (даже правильные) не имеют никакого отношения к развитию ребенка. Напротив, они могут стать тормозом развития, поскольку лишают малыша собственной активности. Исследования последних лет показывают, что дети, с раннего возраста ориентированные на обучение и «раннее развитие», оказались в старшем возрасте менее творческими, менее уверенными в себе, более тревожными и напряженными. Действительное развитие происходит только тогда, когда ребенок сам, по собственному желанию, а значит, с интересом и удовольствием, что-то делает. Поэтому эмоциональное благополучие и полноценное развитие не только не исключают, но и предполагают друг друга. Именно такое сочетание интересов ребенка и задач его развития возникает в развивающих играх.

В ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом, не замечает того, что он развивается, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и открытий. Если на занятии ребенок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.

В то же время дошкольники далеко не всегда могут создать интересную и содержательную игру, в особенности совместную. Не умея хорошо играть и предоставленные сами себе, они могут бесцельно слоняться или совершать примитивные манипуляции. Здесь решающая роль принадлежит воспитателю детского сада, который может вносить в жизнь детей увлекательные и полезные игры. Он должен предложить детям готовый игровой замысел, материал и правила (общения и предметных действий).

В повседневной педагогической практике детского сада на игру фактически не остается времени. Огромные возможности развивающих игр, как правило, не используются. Репертуар игр очень беден и охватывает узкий круг задач (в основном, это сенсорные игры). Особенно мало совместных игр, в которых участвует вся группа. Практически отсутствуют игры, направленные на развитие волевых, нравственных качеств личности и на формирование гуманных отношений между детьми. Кроме того, нередко на занятии развивающая игра подменяется игровыми приемами, где преобладает активность взрослого, или простыми упражнениями.

Использование дидактических игрушек или пособий тоже нередко называют игрой. Стоит дать ребенку в руки пирамидку или матрешку и считается, что игра состоялась. Но это не так.

Развивающая игра — не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии, а специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Цель игры должна формулироваться как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка, не как передача конкретных знаний, умений и навыков.

Игровой замысел представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Достичь такого восприятия можно при построении замысла игры с опорой на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл деятельности. Следовательно, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Во всех случаях замысел реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку. В одних играх нужно что-то найти, в других — выполнить определенные движения, в третьих — обменяться предметами и т.п.

Игровые действия всегда включают в себя задачу, решение которой является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение. Содержание ее может быть самым разнообразным: не убежать раньше времени или назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку за определенное время, заполнить несколько предметов и пр.

Игровой материал побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

Важной особенностью игры являются игровые правила . Они доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Выполнение правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.

Чрезвычайно важна роль воспитателя в игре дошкольников . Чтобы она действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует и направляет ее — он помогает детям преодолевать затруднения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей — участника и организатора — важная отличительная особенность развивающей игры.

Благодаря тому, что развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным достоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в собственных играх — важный показатель развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие из них учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает творческие возможности и способности.

Развивающая игра — довольно эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность. Если правила поведения, декларируемые воспитателем, вне игры обычно плохо усваиваются детьми и часто нарушаются ими, то те из них, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь детей. Большое значение имеет при этом совместный характер игры, так как воспитатель и коллектив сверстников побуждают ребенка к соблюдению правил, т.е. к сознательному управлению своими действиями. Оценивая вместе со взрослым действия сверстников, отмечая их ошибки, ребенок лучше усваивает правила игры, а потом осознает и свои собственные просчеты. Постепенно возникают предпосылки к формированию сознательного поведения и самоконтроля, что является практическим освоением нравственных норм. Правила игры становятся как бы нормой поведения в группе, приносят новый социальный опыт. Выполняя их, дети завоевывают одобрение взрослого, признание и уважение сверстников.

Таким образом, в дошкольном возрасте развивающие игры содержат разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Но, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.

Выбор игры для педагога — дело серьезное и ответственное. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Важно проследить внутреннюю связь предыдущей с последующей, чтобы в каждой игре ребенок опирался на приобретенный опыт и совершал новый шаг в своем развитии.

Именно в такой последовательности выстроены игры в данном пособии. Решающими условиями нормального психического развития ребенка и основой его благополучия в детском саду становятся доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и воспитателем, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Очень важно воспитывать активно-положительное, доброжелательное отношение к сверстникам в младшем дошкольном возрасте при поступлении ребенка в детский сад. Ввести в детский коллектив, научить общаться и дружить — важнейшая задача воспитателя. Ведь оттого, как сложатся отношения ребенка с педагогом и с другими детьми, зависят и его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.

Поэтому на первых этапах необходимы игры, направленные на формирование общения и нравственно-волевых качеств личности. Это подвижные игры-забавы и хороводы. Развитие гуманных, нравственных отношений между детьми и волевых качеств личности происходит в поступках и действиях в пользу другого: помочь, выручить из беды, доставить приятное и пр. Однако выполнение этих действий и поступков требует волевых усилий, умения преодолевать препятствия, владеть собой.

В младшем дошкольном возрасте важное значение имеют игры, направленные на сенсорное воспитание. С помощью них ребенок учится выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов: форму, величину, цвет, а также различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования.

Дошкольники учатся различать и выделять качества предметов, сравнивать их по этим качествам и обозначать соответствующим словом. С развитием моторики у ребенка растет возможность овладения способностями (познавательными, эстетическими, творческими и пр.).

Кроме того, приводятся игры на развитие внимания, мышления и речи. Они открывают широкие возможности для познавательных процессов, поскольку ребенок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка.

В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности, мобилизации усилий. По соотношению этих начал выделяют: игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования. Данные виды не только опираются на интересы младших дошкольников, но и способствуют их развитию, что достигается лишь в том случае, если игра интересна детям. В этом решающая роль принадлежит воспитателю.

Здоровы ли наши дети? Теперь вряд ли кто-то ответит на этот вопрос утвердительно. Все мы понимаем, что хорошее здоровье ребенка требует больших усилий не только родителей, но и всего общества. К сожалению, вниманием к здоровью наших детей мы похвастаться не можем, но, главное, мы часто, конечно, не желая этого, делаем то, что ухудшает здоровье ребенка. Мы редко задумываемся над тем, что по силам нашим детям, какие нагрузки могут нанести вред здоровью, и считаем пустяками то, что может помочь сохранить и укрепить здоровье.

Не стоит недооценивать все эти вопросы, особенно тогда, когда ребенок идет в школу.

Ни для кого не секрет, что в течение последних лет состояние здоровья наших детей катастрофически ухудшается. Все больше и больше детей приходят в школу, уже имея те или иные заболевания, часто хронические. Безусловно, это не проходит бесследно и приводит к комплексу школьных проблем. Почему же так получается?

Школа – очень серьезный, переломный этап в жизни ребенка. Это и существенное изменение привычного образа жизни, новые непривычные нагрузки, серьезный умственный труд, резкое ограничение движений. Ребенок, привыкший играть, много двигаться, вынужден длительное время проводить за партой. Резко уменьшается время отдыха, прогулок, возрастают эмоциональные нагрузки. Ребенку нужно привыкнуть к новому коллективу, к требованиям учителя, к необходимости усидчиво и целенаправленно работать. Безусловно, для детей 7-летнего, а тем более 6-летнего возраста это большой труд и, как показывает практика, для многих малышей – непосильный.

Вполне очевидно, что для преодоления всех этих трудностей, требуется определенная зрелость всех систем организма, сформированность таких компонентов как мышление, память, внимание, развитие моторных, зрительных, пространственных, речевых и других функций и, конечно, а вернее – прежде всего, здоровья, силы для преодоления всех нагрузок.

Часто родители считают, что, научив ребенка читать, считать, малыш уже адаптировался для изучения школьной программы. Вот тут и допускается ошибка родителями.

Другими словами, ребенок скорее прислушивается к внешним стимулам, внешним регуляторам, нежели сам управляет своей интеллектуальной активностью.

Есть основания полагать, что этот нюанс, не понятный педагогам, родителям, может явиться причиной многих проблем в будущем: от нежелания учиться до невротических срывов.

Например, построение нового дома: вы забыли или даже не знали, что вначале надо работать над фундаментом. Так вот, психические процессы ребенка – это и есть тот фундамент, на котором “строится” дальнейшее развитие ребенка.

Иногда человек обладает умственными действиями, но они как бы “не работают”, не очень ему помогают, находятся в каком-то вялом состоянии. В чем причина? Причина заключается в том, что и эти умственные действия нуждаются в дополнительном управлении, в пусковом механизме. Что-то напоминающее автомобиль: каким бы новым он ни был, без топлива, без бензина он не сдвинется с места.

Как обычно рассуждают педагоги, собираясь на занятия? Что бы такое придумать, чтобы было интересно детям, чтобы привлечь их внимание. (Честно говоря, желание это абсолютно педагогически закономерное и психологически трезвое, ибо нельзя научить не слушающегося тебя).

Любой спектакль на уроке (даже очень талантливый) – это внешняя по отношению к личности ребенка регуляция его умственной деятельности.

Ребенком красиво, ярко, талантливо, педагогически точно управляют, но с помощью средств, которые находятся за пределами его личности. Другими, более резкими словами, эксплуатируют непроизвольные, более ранние, биологически низшие формы его внимания. Но каждый знает, что нельзя решить даже простой пример на сложение, только любуясь при этом написанием цифр.

Развитие, как известно, - процесс исключительно преемственный, начало этому процессу должно быть положено в младшем школьном возрасте. Поэтому в теоретической части программы “Развивающая психология” говорится о формировании умственных действий: именно они в младшем школьном возрасте способствуют совершенствованию и развитию основных свойств внимания ребенка.

Именно по всем этим причинам я стала работать над программой “Развивающая психология”, и на сегодняшний день данная программа уже реализует свободные часы времени наших младших школьников.

Цель моей программы: создать оптимальные условия для успешного усвоения школьных знаний и для всестороннего развития личности; научить детей самостоятельно работать; научить их думать и быть уверенными в себе.

Для достижения этой цели я ставлю перед собой следующие задачи: развить психические процессы ребенка: внимание, память, мышление, восприятие.

Занятия по программе “Развивающая психология” проводятся три раза в неделю.

Для каждого класса разработан свой план занятий, где учитывается планирование упражнений по психическим процессам.

Полная разработка планирования упражнений по психическим процессам, схема планирования занятий на каждый день, цель и еженедельный план занятий указаны в самой программе “Развивающая психология”.

С 1-го по 3-ий класс занятия начинаются обязательно с психологической зарядки, которая имеет степень сложности. Она помогает детям быстро включиться в работу, контролировать свой ход действия и начало концентрации внимания.

Для каждого класса занятие необходимо строить по следующему алгоритму.

Первый класс

А. Упражнение на концентрацию внимания для сосредоточенности детей: (“Спрятанные фигуры”, “Переплетенные линии”, “Распутай фигурки”, “Найди фигуру (предмет)”, “Цветной квадрат”).

Б. Дети учатся одновременно концентрировать и распределять свое внимание (данные упражнения готовят детей распределять и переключать свое внимание). (“Распутай фигурки”, “Найди и закрась”, “Найди нужные цвета (знаки)”, “Запомни и закрась (зачеркни)”, “Дорисуй недостающие детали”).

В. Переход на объем-устойчивость внимания с включением заданий по памяти, это могут быть упражнения как со слуховой памятью, так и со зрительной. (Два раза в неделю дается упражнение с включением зрительной памяти: “Найди отличия”, “Запомни и расставь”, “Вопросы по картинкам”, “Что изменилось?”. И раз в три недели – с включением слуховой памяти: “Послушай и нарисуй”.

Г. Данная программа включает отдельные упражнения на распределение-переключение внимания (раз в две недели). (“Раскрась фигуры”, “Расставь знаки”, “Закрась цифру (знак, букву)”).

Д. К распределению-переключению внимания включается и слуховая память такое упражнение, как “Геометрический диктант”, но в 1-ом классе данное упражнение функционирует со зрительной памятью и проводится раз в две недели.

Е. Упражнение на произвольное внимание проводится раз в три недели. (Дети учатся воспринимать информацию чисто на слух, без всяких наглядных пособий).

3. Рассмотрим такой психический процесс как “Восприятие”. Уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей понимать количественные и качественные соотношения предметов, познакомить с такими категориями, как больше и меньше, выше и ниже, короче и длиннее, уже и шире, толще и тоньше, впереди и сзади, справа и слева, ближе и дальше, раньше и позже и т.д. Закрепив данные знания в 1-ом классе, переходим на пространственное восприятие.

Данные задания в 1-ом классе имеют подготовительный этап, которые готовят детей чувственному различию направлений верх и вниз, вперед и назад, направо и налево, являющимся асимметрией человеческого тела.

4. Данная программа предусматривает в одно занятие развитие восприятия и мышления, которое проводится раз в неделю.

Пять часов выделено на развитие классификации, обобщения и двадцать часов – на логическое мышление таких упражнений, как “Аналогия в картинках”, “Логические задачи” - по степени сложности - самые простые и упражнение “Круг”, где дети знакомятся с понятиями “внутри”, “за пределом” и данное упражнение богато тем, что одновременно развиваются все три психических процесса: и концентрация внимания, и распределение – переключение внимания, и слуховая память, и само мышление.

Второй класс

1. Организация и настройка детей на работу, в процессе которой преимущественно стимулируются внимание и память.

2. Задания на развитие внимания и памяти.

А. Упражнения на концентрацию внимания: (“Цветной прямоугольник”, “Большой цветной прямоугольник”, “Посчитай фигурки”, “Корректурная проба”).

Б. Переход на объем и устойчивость внимания с включением зрительной и слуховой памяти. Упражнения со слуховой памятью имеют два направление работы – это упражнение “Рассказ”, которое проводится раз в две недели и упражнение на произвольное внимание, как выше уже было сказано, функционирует параллельно со слуховой памятью, проводится раз в две недели, т.е. эти два упражнения чередуются между собой. Упражнения со зрительной памятью: (“Запомни и расставь”, “Ответь на вопросы”, “Запомни дорожку”, “Узнай фигуры”), проводятся один раз в неделю.

В. Один раз в неделю проводятся задания на развитие распределение-переключение внимания: (“Распредели число по цвету”, “Найди и запиши слова (числа)”, “Закодированное слово”, “Закодированный звук”). Затем переход на упражнение с включением слуховой памяти “Геометрический диктант”. (Если в 1-ом классе включилась зрительная память, то уже во 2-ом классе она отсутствует).

Г. В 1-м классе дети знакомились в виде подготовительного этапа со смысловой (опосредованной) памятью, и упражнения проводились в виде игры-разминки. Во 2-ом классе дети выполняют уже данные задания самостоятельно: (“Слова-двойки”, “Слова по картинкам”, “Запомни слова по ощущению).

3. Во 2-м классе переходим на развитие перцептивного восприятия первой степени сложности. Это психологическая функция обозначает систему действий, направленных на ознакомление с предметом, воздействующим на органы чувств, т.е. чувственно-исследовательская деятельность наблюдения и перцептивное действие.

Перцептивные действия связаны с сознательным выделением той или иной стороны чувственно заданной ситуации, а также различного рода преобразованиями сенсорной информации, приводящими к созданию адекватного задачам деятельности и предметному миру образа.

4. Развитие восприятия и мышления проводятся одним занятием раз в неделю.

Пять часов отводится на классификацию и обобщение и двадцать часов на логическое мышление. (“Логические задачи”, “Круг-круги”).

Третий класс

1. Организация и настройка детей на работу, в процессе которой преимущественно стимулируются внимание и память.

2. Задания на развитие внимания и памяти.

А. Упражнения на концентрацию внимания: (“Латинский квадрат”, “Буквенный квадрат”, “Корректурная проба”).

Б. Переход на объем-устойчивость внимания с включением зрительной и слуховой памяти. (В третьем классе уже больше функционирует слуховая память). Поэтому упражнение “Рассказ” с включением слуховой памяти проводится один раз в неделю с последующим переходом на развитие произвольного внимания также с включением слуховой памяти. Упражнения со зрительной памятью: (“Запомни и расставь”, “Рассказ по картинке”, “Узнай фигуры”).

В. Один раз в неделю проводятся задания на развитие распределение-переключение внимания: (“Распредели число по цвету”, “Найди и запиши слова (числа)”, “Закодированный звук”, “Закодированное слово”). Затем переход на упражнение с включением слуховой памяти “Геометрический диктант”.

Г. Упражнение на развитие смысловой (опосредованной) памяти: (“Слова-тройки”, “Таблица ощущений”, “Слова по рисункам”).

Д. В третьем классе включается развитие логической памяти с помощью наглядного пособия.

А. Продолжение развития перцептивного восприятия по упражнению: “Найди расположение фигур”. Генетическая связь перцептивных действий с практическими действиями проявляется в их развернутом, внешнедвигательном характере. В движениях руки, ощупывающей предмет, в движениях глаз, прослеживающих видимый контур, в движениях гортани, воспроизводящих слышимый звук, происходит непрерывное сравнение образа с оригиналом, осуществляется его проверка и коррекция, а также превращение из процесса построения образа в более элементарный процесс опознания.

Б. Упражнение на развитие пространственного восприятия: (“Ось ординат”, “Образный квадрат”).

В восприятии пространства участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль в этом восприятии принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов.

Необходимо для чувственного различия направлений вверх и вниз, вперед и назад, направо и налево является асимметрия человеческого тела, с асимметрией связана парность работы больших полушарий головного мозга при функциональном их различии. Функциональная асимметрия и асимметрия органов чувств и человеческого тела вообще составляют одно из обязательных условий восприятия пространства. (Б.Г.Ананьев).

При восприятии пространства человек исходит из нормального положения своего тела, когда его вертикальная ось перпендикулярна плоскости земли. Ощущения, поступающие от аппарата равновесия, помогая поддерживать это положение, обеспечивают восприятие направления вверх-вниз.

4. Развитие восприятия и мышления проводится раз в неделю одним занятием.

Упражнения на классификацию и обобщение увеличиваются до 17 часов: (“Выбор правильной классификации”, “Дать определение понятиям”, “Выделение существенных признаков”), включая при этом упражнения на развитие логического мышления: (“Игра в слова”, “Аналогия”). И отдельные упражнения на развитие тоже логического мышления: (“Логические задачи”, “Круги”).

Четвертый класс

1. Организация и настройка детей на работу, в процессе которой преимущественно стимулируются внимание и память.

2. Задания на развитие внимания и памяти.

А. Упражнения на концентрацию внимания: (“Латинский квадрат”, “Буквенный квадрат”).

Б. Переход на объем-устойчивость внимания с включением зрительной и слуховой памяти (“Запиши буквы, запиши слова”, “Словосочетания и вопросы”, “Сам себе режиссер”, “Рассказ”).

В. В четвертом классе упражнения более сложной степени, переход от слов к словосочетаниям и предложениям.

Упражнения на развитие распределение-переключение внимания: (“Найди и запиши словосочетания”, “Найди и запиши примеры”, “Закодированное словосочетание”, “Закодированный звук (в предложениях)”). Затем переход на упражнение с включением слуховой памяти “Геометрический диктант”.

Г. Задания на произвольное внимание имеют третью степень сложности с включением школьной программы и проводятся один раз в неделю.

Д. Развитие логической памяти без наглядного пособия, информация детьми воспроизводится только на слух.

А. Задание на развитие пространственного восприятия имеют третью степень сложности.

Наибольшую информацию о пространстве (до 95%, Ф. Кликс) человеку дает зрение. Пространственное зрение начинается с превращения плоскостного восприятия в глубинное. К двум воспринимаемым измерениям - в высоту и в ширину – добавляется третье – вдаль. В пространственном зрении на плоскости значительная роль принадлежит аккомодации (приспособление) и конвергенции (сближение) глаза, а при восприятии глубины к ним присоединяются функции, выполняемые корреспондирующими и диспаратными точками сетчатки. В процессе пространственного зрения осуществляется зрительная локализация предметов. Движения глаз обязательны для пространственного зрения.

Б. В развитии перцептивного восприятия основную роль играет “Восприятие устной речи” - одна из высших психических функций человека. Такое восприятие является смысловым, т.к. “нормально включает акт понимания, осмысления” (С. Л. Рубинштейн).

Речевое восприятие – неоднородный процесс. В этом процессе с генетической и функциональной точек зрения могут быть выделены уровни различия и узнавания (Н. И. Жинкин). С точки зрения характера “обработки” речевого сигнала выделяется сенсорный перцептивный и смысловой уровни восприятия. Так, в процессе воспитания устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализ и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.

4. Задания на развитие мышления и восприятия проводятся раз в неделю одним занятием.

В четвертом классе – задания только на развитие логического мышления: (“Логические задачи” - простой степени сложности, “Круги”).

Сущность и особенность “Развивающей психологии”

Такие занятия нового типа компонуются на основе развивающих игр и упражнений, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно; они все исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями:

Каждый вид психического процесса представляет собой набор задач; которые ребенок решает с помощью разных фигурок, цвета, цифр, букв, слов и притом самостоятельно.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности в отличие от обучения, где все объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребенке.

Нельзя поэтому объяснить ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, ребенок учится все брать сам из реальной действительности.

Нельзя требовать и добиваться, чтобы с первой попытки ребенок решил задачу. Он, возможно, еще не дорос, не созрел, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.

В развитии восприятия решение задач предстоит перед ребенком в виде рисунка, узора или сооружения каких-то фигур, т.е. в виде видимых и осязаемых вещей. Это позволяет сопоставить наглядно “задание” и самому проверить точность выполнения задания.

Развивающие игры позволяют каждому подняться до потолка своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.

Занятия по “Развивающей психологии” позволяют разрешить сразу несколько проблем, связанных не только с развитием психических процессов, но и с развитием творческих способностей:

Во-первых, развивающие игры и упражнения могут дать “пищу” для развития психических процессов с дошкольного возраста, а также и для творческих способностей;

Во-вторых, их задания – ступеньки всегда создают условия, опережающие развитие способностей; каждый раз самостоятельно до своего “потолка”, ребенок развивается наиболее успешно;

В-третьих, развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и создают атмосферу свободного и радостного творчества;

В-четвертых, играя в эти игры и упражнения со своими учениками, детям дается возможность самим размышлять и принимать решения, не делать за них то, что они могут и должны сделать сами.

Литература

  1. “Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться?” Москва-1993 г., М.М. Безруких, С.П. Ефимова, М.Г.Князева
  2. “Как помочь ребенку с ослабленным здоровьем преодолеть трудности?” Москва-1994 г., М.М. Безруких, С.П. Ефимова
  3. “Психологический словарь” Редакционная коллегия: Москва-1996 г., В.В. Давыдов, В.Н. Зинченко, В.И. Лубовский, Б.Г. Мещеряков, В.М. Муников, Е.Е. Соколова, Д.А. Фирббер, Е.Д. Хомская.
  4. “Развивающие игры” Минск НИ Центр – 1998 г., Л.В. Пилясова.
  5. “Развитие логического мышления” Л.В. Тихомирова, А.В. Басов. “Академия развития” - 1996 г.
  6. “Развитие восприятия у детей – форма, цвет, звук” Т.В. Башаева, Ярославль “Академия развития” - 1998 г.
  7. “Развитие внимания у детей” Л.В. Черемошкина.
  8. “Логика 5-7 лет” Л.Ф. Тихомирова “Академия развития, Академия, К 0 , Академия Холдинг” - 2000 г. (Серия: “Ваш ребенок: наблюдаем, изучаем, развиваем”).
  9. “Как развиваем логической мышление? 800 занимательных задач для детей 6-15 лет” - 2-е издание, испр. и доп. – Москва: АРКТИ, 2003 г. – Зак А. З. (Библиотека психолога-практика)
  10. “Давайте поиграем” - математические игры для детей 5-6 лет.
  11. Н. И. Касабуцкий, Г.Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т.М. Чеботаревская. Под редакцией: А. А. Столяра.
  12. Рецензент методист МГИУУ В.П. Новикова. Москва “Просвещение”, 1991 год.
Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.