Сценарий театрализованного представления, посвященного годовщине полного снятия блокады Ленинграда – «Да будет мерой чести Ленинград». Сценарий проведения концерта, посвящённого прорыву и снятию блокады Ленинграда Сценарий посвященный дню снятия блокады л

Сценарий проведения концерта, посвящённого

прорыву и снятию блокады Ленинграда

14:00 часов,

25.01.13,

малый актовый зал

Звучит мелодия военных лет

1 ведущий:

В жизни у каждого коренного ленинградца есть три дня в году, которые он не забудет никогда. Один трагический, день скорби и печали, - 8 сентября – день установления блокады Ленинграда.

Два других более радостные: 18 января – День прорыва блокады; и 27 января – День полного снятия блокады Ленинграда.

2 Ведущий:

Дорогие ветераны и жители блокадного Ленинграда, к Вам обращаемся мы, Ваши внуки и правнуки. Мы говорим Вам: «Спасибо!» Спасибо, что отстояли Ленинград! Спасибо, что мы живём под мирным небом!

1 ведущий:

Спасибо Вам, дорогие наши!

Встречи с Вами являются для нас уроками мужества, стойкости, любви к своей Родине!

Презентация «Была война, была блокада»

2 Ведущий:

Прорвались все-таки

Бомбят

Горят Бадаевские склады.

В огне пожаров Ленинград

Пришел он-

Первый день блокады.

1 ведущий:

Их будет много - девятьсот!

Но город наш, со смертью споря,

Все одолеет, все снесет:

Обстрелы, холод, голод, горе.

2 Ведущий:

C тех пор прошли уже года

Исчезли с улиц баррикады

Но день тот с нами навсегда-

Жестокий

Первый день блокады

1 ведущий:

900 страшных дней. 900 дней ужаса, обстрелов. 900 дней надежды на победу.

Андреева Екатерина:

Опять война,

Опять блокада, -

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда

Не права!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память - наша совесть.

Она, как сила, нам нужна.

2 Ведущий:

. Флейта.

1 ведущий:

Слово предоставляется ветерану-блокаднику Будрину Борису Фёдоровичу.

________________________:

Стрелки непочиненных часов,

Как трамваи, неподвижно стали.

Но спокойно, под набат гудков,

Девочка играет на рояле.

У нее косички за спиной.

На диване в ряд уселись куклы.

Бомба, слышишь?

В корпус угловой...

Стали стрелки. Город окружен.

До своих - большие километры.

Хлеб, как пряник, съеден по пути.

Раскладушка в ледяном подвале.

Но, как прежде, ровно с девяти

Девочка играет на рояле.

2 Ведущий:

Для Вас, дорогие ветераны, выступает Валентина Караева. Фортепиано. «Ностальгия».

2 Ведущий:

Все ленинградцы встали на защиту своего города. Наряду со взрослыми сражались дети. Им пришлось вынести на своих плечах все тяготы военного времени. Они трудились на заводах, помогали раненым в госпиталях, гасили зажигательные бомбы на крышах. Они трудились, сражались, учились.

Выступление учащихся 3 «А» класса

фон – музыка Шостаковича

Девчонка руки протянула,

И головой на край стола,

Все думали она уснула,

А оказалось - умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли,

В ресницах у подруг слезинки,

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова,

Занятья после похорон.

В далёком тревожном военном году

Под гром батарей у страны на виду,

Стояли со взрослыми рядом

Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь,

Не выпало им дописать, дочитать,

Когда навалились на город

Фугасные бомбы и голод.

И мы никогда не забудем с тобой,

Как наши ровесники приняли бой,

Им было всего лишь тринадцать,

Но были они ленинградцы!

1 ведущий:

Дорогие ветераны, трудно даже представить, что пришлось Вам перенести в те грозные военные годы. Ни вражеские атаки, ни лютый голод, ни холод не сломили Вас!

2 Ведущий:

Осаждённый Ленинград жил и боролся! Ленинградцы оставались героями до последнего вздоха! Все жили с надеждой на торжество победы.

1 ведущий:

Трудные годы, но мы находили,

Время, чтоб петь и плясать.

2 Ведущий:

Для Вас выступает Екатерина Штефан с песней «Ангелы добра».

2 Ведущий:

27 января 1944 года блокада города была снята.

Попова Алеся:

За залпом залп. Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут,

А ленинградцы тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо,

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня ленинградцы плачут...

1 Ведущий: Уважаемые ветераны, мы помним Ваш подвиг! Мы чтим его! Всё человечество в неоплатном долгу перед Вами!

2 Ведущий:

Всем! Всем – кем город был спасён,

И выстоял, и не согнулся!

Вместе:

От всей души земной поклон –

Живым и тем, кто не вернулся!

Сценарий мероприятия, посвященного блокаде Ленинграда

Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник». Видеоряд «Виды Петербурга».

Ведущий 1

Санкт- Петербург - один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.

Ведущий 2

Но у этого города есть и другое имя - Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорённости.

На сцену выходят юноша и девушка.

Девушка: Когда я приезжаю в Ленинград,

Перед закатом солнца чайки стонут.

Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,

Плывут в Неве и никогда не тонут.

Юноша: Из неба, из воды они глядят,

Напоминая мне и Ленинграду,

Что эти звёзды - слава всех солдат,

Прорвавших ненавистную блокаду.

Ведущий 1 Тебе, Великий город!

Ведущий 2 Тебе, Великий Ленинград, посвящается!

Ведущий 1

С начала войны в городе было объявлено военное положение. 10 июня 1941 г. немецко-фашистские войска вошли на территорию Ленинградской области , а 8 сентября 1941 г. немецкие, финские и испанские армии отрезали город от суши, прекратилось сухопутное сообщение Ленинграда с Большой землей. Началась блокада, которая продлилась 871 день.

Ведущий 2

История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в годы воины и жители блокадного Ленинграда

Ведущий 1

В Берлине Гитлер громогласно заявлял: «Через 3 недели мы будем в Ленинграде». Был даже намечен день банкета в гостинице «Астория» и отпечатаны специальные пропуска.

Ведущий 2

К началу блокады в городе были мизерные запасы продовольствия и топлива. Введенные по карточной системе нормы продовольствия снижались много раз. Прекратилась подача электроэнергии. Дерево для растопки печки стоило почти как человеческая жизнь. Остановились трамваи и троллейбусы, вышли из строя водопровод и канализация . Зимой снежные сугробы перекрывали улицы. Жестокий голод и свирепый холод обрушились на город.

Ведущий 1

В декабре 1941 г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах – люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Ведущий 2

Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших – дома и на работе, в магазинах или на улицах.

Чтец 1 «В школе» Ю. Воронов

Девчонка руки протянула

И головой –

На край стола…

Сначала думали –

А оказалось – умерла.

Ее из школы на носилках

Домой ребята понесли

В ресницах у подруг слезинки

То исчезали, то росли.

Никто не обронил ни слова

Лишь хрипло сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Занятья – после похорон.

Факты (выходят и читают по очереди ученики)

1. На строительстве оборонительных рубежей под Ленинградом работало свыше 475 тысяч человек. Вырыто 626 километров противотанковых рвов, 35 километров баррикад в городе, 635 километров проволочных заграждений, 935 километров ходов сообщений, 15 тысяч дотов и дзотов, 22 тысячи огневых точек в городе.

2. 4 сентября 1941 года в 11 часов дня над Ленинградом впервые просвистел вражеский снаряд. Фашисты обстреляли заводы «Большевик», «Красный нефтяник». 6 сентября 1941 года на город упали первые бомбы, которые упали на Охтинский химкомбинат, фабрику «Пятилетка».

3 . За годы блокады на каждый квадратный километр города упало 16 фугасных бомб, 320 зажигательных бомб, 480 снарядов. Разделите дни блокады на эти взрывы, и получится, что на каждый день приходилось по 300 упавших на дома и улицы бомб и снарядов.

4 . Повреждено 7 тысяч 143 здания, разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3 тысячи 174 здания, свыше 9 тысяч деревянных домов пришлось разобрать на дрова, разрушено и повреждено более 3 тысяч 900 промышленных зданий.

5 . Во время артобстрела и прямого попадания бомб в городе было разрушено 22 школы. Пострадали 393 школы. Уничтожено и повреждено 195 зданий детских яслей и детских садов.

Чтец 2

Я в госпитале мальчика видала.
При нем снаряд убил сестру и мать.
Ему ж по локоть руки оторвало,
А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.
Любил ловить зеленый круглый мяч…
И вот лежал – и застонать боялся.
Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,
обрубки рук вдоль тела протянув…
О детская немыслимая стойкость!
Проклятье разжигающим войну!

Проклятье тем, кто там за океаном,
За бомбовозом гонит бомбовоз,
и ждет невыплаканных детских слез,
и детям мира вновь готовит раны.

О, сколько их, безногих и безруких!
Как гулко в черствую кору земли,
не походя на все земные звуки,
стучат коротенькие костыли.

И я хочу, чтоб, не простив обиды,
везде. где люди защищают мир,
являлись маленькие инвалиды,
как равные с храбрейшими людьми.

Пусть ветеран , которому от роду
двенадцать лет,
когда замрут вокруг,
за прочный мир,
за счастие народов,
подымет вверх обрубки детских рук.

Пусть уличит истерзанное детство
тех, кто войну готовит, - навсегда,
чтоб некуда им больше было деться
от нашего грядущего суда.

Ведущий 1

В январе 1942 года Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать здесь непроходимую оборону, а силы Красной армии были еще очень ограничены. Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперед.

На экране карта "Невского пятачка"

Ведущий 2

Основные бои велись на так называемом "Невском пятачке" – узкой полосе земли шириной 300-500 метров и длиной около 1 км на левом берегу Невы. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска несли тяжелые потери. Всего за гг. на "Невском пятачке" погибло более 300 тысяч советских солдат.

Чтец 3

В последний раз во сне тревожном,
Перекосив от боли рот,
Я прокричу неосторожно
Свое последнее: "Вперед!"

И ты запомни: я не умер,
Я в бой ушел в последний раз.
В солдатском сердце замер зуммер,
И с миром связь оборвалась.

На экране карта Дороги жизни.

Ведущий 1

Навсегда вошла в сознании каждого ленинградца Ладожская Дорога жизни. 22 ноября 1941 года толщина льда на Ладожском озере достигла 13 см., а по ледовой трассе пошли первые машины. Эта трасса в донесении называлась скромно "Военно-автомобильная дорога "101". Но ленинградцы дали ей имя, в которое вложили всю свою надежду и благодарность - Дорога жизни. Фашисты непрерывно бомбили и обстреливали дорогу. Гибли люди. Машины проваливались в полыньи. На трассе погибло 1004 автомашины - многие с людьми и грузом. Но легендарная дорога жизни действовала бесперебойно.

Ведущий 2

В январе 1943 г. Красная армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 км. вдоль Ладожского озера. Однако дальнейшие попытки расширить коридор закончились провалом. На освобожденной территории была сразу же сооружена железная и шоссейная дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 тысяч человек гражданского населения.

Чтец 4

Друг, товарищ, там, за Ленинградом,
Ты мой голос слышал, за кольцом,
Дай мне руку! Прорвана блокада.
Сердце к сердцу – посмотри в лицо.
Кровь друзей взывавшая к отмщенью,
На полотнах полковых знамен.
На века убийцам нет прощенья.
Прорвана блокада. Мы идем!
Мы сегодня снова наступаем,
Никогда не повернем назад…
Мой малыш-сынишка – спит, не зная,
Как сегодня счастлив Ленинград.

Ведущий 1

Вечером 27 января 1944 года в честь Победы – разгрома фашистских войск под стенами Ленинграда – над Невой прозвучали залпы торжественного салюта – 24 залпа из 324 орудий

За залпом залп

Гремит салют.

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пестрыми цветут.

А ленинградцы

Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость

Слишком велика -

Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют

Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе

Сегодня ленинградцы плачут…

Ведущий 2

За участие в боях по прорыву блокады около 19 тысяч солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, 25 воинам присвоено звание Героя Советского Союза.

Чтец 6 «Мертвые» Ю. Воронов

Мне кажется:

Когда гремит салют,

Погибшие блокадники встают

Они к Неве

По улицам идут,

Как все живые,

Только не поют.

Не потому,

Что с нами не хотят,

А потому, что мертвые молчат.

Мы их не слышим,

Мы не видим их,

Но мертвые

Всегда среди живых.

Идут и смотрят,

Будто ждут ответ:

Ты этой жизни

Самое страшное, что может случиться с человеком – это война. Она отбирает все родное и близкое: дом, семью, друзей. Тех, кто не пожалел жизни для спасения родной страны, смело можно назвать героями. Их подвиг навеки останется в сердцах людей, для которых они это сделали.

Цель:

Воспитание любви к Родине, уважения к героям Отечества.

Оформление:

Красные флаги, фотографии героев, иллюстрации жизни в Ленинграде во время осады.

Роли:

  • Ведущий

Ход мероприятия

Песня «Не надо войны».

Ведущий: Война… Самое ужасное не только для отдельного человека, но и для всей страны. Что же такое война?

Ученик 1: Это ужасное пламя, которое стремится объять все вокруг себя… но эти обжигающие объятия приводят к неминуемой гибели…

Ученик 2: Это оглушающий грохот артиллерийских снарядов, свист пуль, которые стремятся достичь живой цели…

Ученик 3: Это ужас, застывший на лицах детей, и беспомощность матерей, которые не могут предотвратить страшные события…

Ученик 4: Это трупы близких и родных, которые еще вчера мечтали о счастье и любви…

Ведущий: 22 июня 1941 года рано утром на спящий Советский Союз напали фашисты, управляемые Адольфом Гитлером. В его планы входило быстрое завоевание: через полтора месяца он мечтал вернуться домой с победой. Чего он добивался?

Ученик 1: От большей части народов нашей страны Гитлер хотел избавиться.

Ученик 2: Остальным была уготована судьба рабов в военных поселениях.

Ученик 3: Детям не предполагалось делать никаких поблажек, обучать грамоте их не было нужды, ведь их ждала такая же участь рабов, как и взрослых.

Стихотворение «Первый день войны» (Ю. Инге).

Ведущий: Через два с половиной месяца фашисты оказались у стен Ленинграда, хотя намеревались оказаться там не позже, чем через 3 недели. Адольф Гитлер распорядился даже о банкете в честь будущей победы. Однако его мечты оказались далеки от реальности: Ленинград не собирался сдаваться, он готовился дать врагу отпор.

Ученик 1: На стенах зданий стали появляться плакаты, призывающие защищать город, Родину.

Ученик 2: Организовывались батальоны ополченцев, которые отправлялись на оборонительные рубежи.

Стихотворение О. Берггольц «Я говорю с тобой под свист снарядов…».

Ведущий: Ленинграду фюрер готовил страшную участь он решил его сравнять землей. Достигнуть цели Гитлер планировал путем обстрела из разнокалиберных орудий, а также постоянной бомбежкой. К 8 сентября Ленинград был окружен со стороны суши…

Ученик 1: Блокада длилась ровно 29 месяцев.

Ученик 2: Если поделить количество сброшенных снарядов на длительность блокады, то получится, что каждый день в городе звучало 300 взрывов.

Ученик 3: Зима 1941 года оказалась для ленинградцев суровым испытанием не было ни воды, ни электричества, ни топлива, перестал работать транспорт.

Ученик 4: Голодные, замерзшие, почти без сил, жители города ходили за водой к рекам и каналам.

Стихотворение Г. Семенова «Мужество».

Ученик 1: К началу зимы запасов еды оставалось меньше, чем на месяц. Единственной ниточкой, связывающей город со страной, была Ладога, по которой в Ленинград переправляли еду и воду.

Ученик 2: Когда она замерзла, связь была нарушена. Жителям было неоткуда ждать помощи.

Ученик 3: К концу осени остался только хлеб, да и он выдавался только по карточкам, а нормы его выдачи постоянно сокращались.

Ученик 4: Жители получали очень низкие нормы хлеба. К примеру, рабочие получали 250 г, а остальные жители – в 2 раза меньше.

Ученик 1 (показывает кусочек хлеба): Вот такой кусочек хлеба выдавался детям на целые сутки!

Ученик 3: Таким образом, была проложена военно-автомобильная дорога.

Ученик 4: Ее еще называют «дорогой жизни» – именно от нее зависело спасение ленинградцев.

Стихотворение П. Богданова «Песня о Ладоге».

Ведущий: И все же, несмотря на тяжести и лишения, город не переставал жить. Не смогли фашисты поколебать уверенности жителей в победе, не смогли сломить их боевого духа!

Ученик 1: Даже в самые тяжкие дни работали без перерыва школы.

Ученик 2: На чердаках и крышах были организованы постоянные дежурства для борьбы с зажигательными снарядами.

Ученик 3: Был организован противопожарный полк, роты которого находились во всех районах города.

Ученик 4: Люди старались помочь друг другу, поддерживали в самые трудные минуты.

Ученик 1: Кроме этого, не переставала работать промышленность, создавая танки, самолеты, боевые орудия и снаряды.

Ученик 2: На заводах трудились подростки, которых ранее выпустили из училищ.

Ученик 3: Они работали в ужасных условиях до 14 часов в сутки.

Ученик 4: И вносили неоценимый вклад в разгром фашистской армии.

Песня «Ленинградские мальчишки» в исполнении школьников.

Ведущий: Очень много людей умерло в своих домах, на улице, на рабочем месте…

Стихотворение Ю. Воронова «В школе». Затем – видео или показ слайдов «Из дневника Тани Савичевой».

Ведущий: После того, как не стало мамы, Таня собрала свои записи и ушла из дома. Ее определили в детский дом. Ужасная война отняла у нее всех родных, сделала ее сиротой…

Ученик 1: Враги считали, что тяжелые времена пробудят в жителях Ленинграда низменные инстинкты, которые превратят их в животных.

Ученик 2: Они мечтали о том, что голодающие и замерзающие люди будут ссориться из-за каждого кусочка хлеба, из-за топлива. Думали, что итогом блокады будет легкая победа, что люди рано или поздно сдадутся.

Ученик 3: Гитлер, объясняя свою тактику, даже произнес такие слова: «Ленинград вызреет самого себя».

Ученик 4: Однако он глубоко ошибался – люди Ленинграда не боялись смерти…

Ведущий: 27 января 1944 года случилось счастливое для жителей города событие – армии удалось отбросить фашистские войска от города, положив конец блокаде.

Стихотворение Е. Вечтомовой «Блокада прорвана!».

Ученик 1: Этот день стал самым радостным днем в жизни ленинградцев.

Ученик 2: Позади остались ужасные дни, пришло долгожданное освобождение.

Ученик 3: И в то же время день был самым печальным.

Ученик 4: Ведь с выжившими разделить радость не смогли их близкие и родные, павшие во время блокады.

Говорят, тот, кто не знает истории, вынужден ее повторить. Именно поэтому так важно вспоминать даже ее страшные моменты и периоды. К таким, бесспорно, относится блокада Ленинграда. Почти 900 дней жители города выживали в немыслимых условиях, пытаясь спастись от холода, голода и натиска фашистов. Попробуем понять, как грамотно написать сценарий: «Блокада Ленинграда». Что в нем озвучить, о чем промолчать и как рассказать об этом жутком периоде в истории России современным школьникам.

Исторические факты

Прежде чем начать писать сценарий, посвященный блокаде Ленинграда, стоит вспомнить, что это за период. Именно страшные факты, героизм обычных людей должны быть в нем отражены.

Во-первых, жители города до конца своих дней вспоминали суровую зиму 41-42 годов. В тот год было отключено отопление, не работала канализация, воды в кране не было. А между тем температура на улице редко поднималась выше -18 градусов. Благоустроенные дома, таким образом, превратились в огромные холодные склепы, практически непригодные для жилья. Спасались только так называемыми печками-буржуйками. За неимением дров топились такие печки книгами, мебелью и всем, что могло гореть.

Во-вторых, фашисты не только взяли город во вражеское кольцо, но и регулярно его обстреливали, а также сбрасывали бомбы. Больше 200 тысяч снарядов и бомб было сброшено на жителей Ленинграда.

Однако по статистике, от бомбежек погибло не более 3% жителей. Остальные скончались от тотального голода. И этот факт важно внести в сценарий. Блокада Ленинграда началась 8 сентября 1941 года. На тот момент в городе, в принципе, не было припасов. Очень быстро люди стали голодать и использовать в пищу:

  • мучной клей (им раньше клеили обои);
  • целлюлозу;
  • изделия из кожи (куртки и сапоги обжигали на огне и варили);
  • глицерин.

И многое другое, что сложно сейчас представить. Конечно, на стол попадали и домашние любимцы, и помойные крысы.

Блокадный хлеб Ленинграда

Отдельное внимание нужно уделить хлебу, который делили между собой горожане в те тяжелые дни. В начале оккупации цифры выглядели следующим образом:

  • рабочие получали 600 граммов хлеба;
  • служащие - 400 граммов;
  • дети - 300 граммов.

Это была норма на сутки. При этом хлеб не раздавался бесплатно, его надо было покупать, даже пока шла блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия будет более честным, если озвучить в нем этот факт.

Однако уже в конце ноября 41-го года норму снизили более чем в два раза:

  1. Рабочие стали получать по 250 граммов.
  2. Дети и иждивенцы - 125 граммов.

В тот страшный декабрь от голода скончалось свыше 50 тысяч человек. После чего норму немного повысили.

В этом году в нескольких городах России провели акцию «Блокадный хлеб Ленинграда». Людям предлагали сутки продержаться на 125 граммах хлеба. При этом повара старались максимально воссоздать его рецепт. Добавляли в тесто опилки, кору и целлюлозу. Акция нашла, как своих сторонников, так и ярых противников.

Впрочем, если позволяет бюджет, можно попробовать испечь для зрителей подобный хлеб. Это сделает более живым сценарий. Блокада Ленинграда - слишком тяжелый период в истории нашей страны, чтобы говорить о ней, используя только цифры и факты.

Дневники блокадного Ленинграда

Оживить сценарий помогут воспоминания очевидцев. Правда, надо выбирать отрывки, соблюдая некоторую цензуру. Слишком страшно читать эти записи. Особенно когда речь о детях и подростках, которые пытались выжить в период блокады.

17-летняя школьница Лена Мухина писала о своих планах на жизнь, о мечтах, о своих разговорах с мамой. Но чаще всего она писала о страшном голоде. И ждала, когда этот период закончится:

«Я куплю кило черного хлеба, кило пряников, пол литра хлопкового масла, - рассуждала девушка, - наемся до отвала. Потом мы с мамой напечем разных пирожков». Но даже таким простым желаниям не суждено было сбыться, мама умерла.

Читая дневники блокадного Ленинграда, понимаешь, как мало человеку надо для жизни и для счастья. Именно воспоминания очевидцев, особенно детей, были доказательством страшной вины фашистов перед советскими людьми.

В наше время бытует мнение, что школьников не надо знакомить с подобными дневниками. Но, к сожалению, в окруженном городе их было немало. На Нюрнбергском процессе был представлен дневник 12-летней Тани Савичевой. Это всего 9 страшных записей на листочках. Каждая из них - констатация смерти близкого человека. «Все умерли. Осталась одна Таня».

Именно поэтому выдержки из дневников должны попасть в сценарий: «Блокада Ленинграда».

Каким может быть сценарий блокады?

Итак, мы непосредственно подошли к вопросу о самом сценарии мероприятия. Тут надо отметить, что есть две памятные даты:

  • 8 сентября - день, когда Ленинград оказался в фашистском кольце;
  • 27 января - снятие блокады.

И вспоминать нужно обе. А значит, стоит рассмотреть, каким может быть сценарий: «Снятие блокады Ленинграда» и сценарий: «Жизнь в окруженном городе».

Если писать план празднования освобождения города, то лучше выбрать следующие формы:

  1. Сделать мероприятие в виде концерта.
  2. Группой посетить библиотеку.

Почти 900 дней жизни в «кольце» стоит показать:

  1. В качестве экскурсии по памятным местам.
  2. Попробовать воссоздать в форме ролевой игры.

Пусть никого не смущает слово «игра». Ведь только с помощью такого приема можно точнее понять, как тяжело приходилось горожанам в те страшные дни.

В любом случае, нужно обязательно рассказать о «дороге жизни» через Ладожское озеро. Именно по ней эвакуировали часть населения из Ленинграда, а также завозили продовольствие в оккупированный город.

Сценарий самой блокады

Чтобы наглядней показать, что такое блокада Ленинграда, сценарий мероприятия лучше разделить на две части. В первой показывать наши дни, во второй - период оккупации.

Ведущих также может быть двое. Допустим, мужчина и женщина:

Ведущая (делится с коллегой ). "Почти час выбирала в интернете сносный магазин с роллами. У одних доставка только через час, другие дополнительно напитки привезти отказываются. Это какой-то кошмар".

Выходит девочка, школьница.

Девочка . "Завтра пойдем в школу. Неделю назад нас окружили немцы. Они взорвали Говорят, там хранились мука и другие крупы. Но я помню только аттракцион «Американские горки». Осада города скоро закончится, и продукты привезут. Но этого аттракциона до конца войны не будет" (информация из дневников - примечание автора ).

Ведущий при этом может соглашаться со своей коллегой или, напротив, спорить с ней. Его задача озвучивать факты и цифры:

Ведущий. "В начале осады в Ленинграде находилось 2,5 миллиона горожан. И больше 300 тысяч жителей из области. В официальных документах пишут, что в городе погибли 650 тысяч человек. Однако после снятия осады в Ленинграде осталось чуть больше полумиллиона живых людей».

И на таком контрасте построить весь позволит обычному человеку немного погрузиться в страшную атмосферу блокады. Сравнить с нашими днями.

Мероприятие ко дню снятия блокады

Сценарий «Снятие Блокады Ленинграда» можно начать с 7-ой симфонии Шостаковича. Именно она звучала осенью 41-го года в филармонии. Уже измученные голодом и бомбежкой горожане шли на концерт:

Ведущий. " Гитлер готовил городу страшную участь. «Сравнять с землей», - можно прочитать сегодня в рассекреченном документе. Никакого интереса для так называемых арийцев не представляла. Уже 12 октября 1941 года немцы были уверены, что в городе не осталось живых людей. И тут зазвучала музыка.

Звучит 7-ая симфония Шостаковича. Пока чтец говорит, на сцену могут выходить актеры, играющие ленинградцев, солдат. Садиться и слушать.

Ведущий. "Дмитрий Шостакович дописал свою симфонию уже в окруженном немцами городе".

Солдат. " Я не мог целый день посвятить музыке. Этот день нужен фронту. Но я мог один час послушать концерт".

Ведущий. "Позже, в дневниках гитлеровцев мы прочитаем, что именно во время этого концерта они поняли, что Ленинград не сдастся. И оказались правы. 27 января 1944 года фашисты отступились от города. Этот легендарный день чтут все жители современного Санкт-Петербурга".

Получается, в те жуткие дни люди слушали музыку, ходили в зоопарки, дети посещали школы. Вырабатывали по несколько норм на заводе, как взрослые, так и школьники. Героизм рядового жителя очень важно внести в сценарий. Освобождение Ленинграда от блокады стало возможным потому, что горожане не сдавались.

Сценарий для школьников

Психологи спорят, с какого возраста можно рассказывать детям об ужасах войны. И конкретно об окруженном фашистами городе. Считается, что аккуратно можно начать рассказывать с 3-го класса.

В 9 лет ребята уже могут понять, что такое блокада Ленинграда. Сценарий при этом должен быть мягче, чем для взрослых. В нем не стоит рассказывать о:

  • каннибализме;
  • вопиющем садизме;
  • насилии.

Но в общих чертах о самом периоде рассказать нужно. Что же можно сделать:

  1. Провести экскурсию по памятным местам Ленинграда.
  2. Посетить библиотеку, где в картинках расскажут о событии.
  3. Посетить или самим организовать концерт, посвященный блокаде.

Чем старше школьник, тем насыщеннее будет программа мероприятия.

Экскурсия или ролевая игра

Сценарий, посвященный дню снятия блокады Ленинграда, может быть написан в разных жанрах. К примеру, как детективная история. Можно предложить школьникам несколько часов «прожить в осажденном городе». Сходить в школу, на работу, купить хлеб, а также пройтись по основным блокадным местам.

Где стоит побывать:

  1. В квартире (2-ая линия Васильевского острова, 13).
  2. У памятника герою-школьнику. Известно, что во время боя с фашистами Володя Ермак закрыл телом вражескую амбразуру. У советских солдат появилась возможность самим наступать на немцев.
  3. В зоопарке. За годы войны и блокады жители города не съели ни одного животного из зоопарка. Напротив, всячески старались им помочь выжить. Особенно тяжело было бегемотихе по кличке Красавица. Нехватка воды (как говорилось выше, водопровод одно время не работал) грозила ей смертью. Бассейн Красавицы заполняли водой из Невы.
  4. У памятника детям блокады (сквер на Наличной улице).
  5. У «Опасной стороны». В городе висело 4 таблички, предупреждающие, что «это сторона улицы» наиболее опасна при артобстреле. В настоящее время доска сохранилась на Невском проспекте.

Это далеко не весь список памятных мест, которые можно посетить. Если нет времени разрабатывать свой маршрут, можно воспользоваться услугами экскурсоводов Санкт-Петербурга.

В библиотеке

Конечно, находясь в Санкт-Петербурге, легче почувствовать, что такое блокада Ленинграда. Сценарий мероприятия в библиотеке, составленный на основе воспоминаний, отрывков фильмов, а также исторических фактов, поможет рассказать об этом периоде школьникам из других городов.

Ведущим может выступить библиотекарь. Сначала рассказать о войне, самом осаждении города, о героизме ленинградцев. После рассказа можно показать кино об этом периоде. К примеру, документальный фильм Сергия Лозницы - «Блокада Ленинграда». Лента длится всего 17 минут, но дает очень четкое представление о том жутком моменте в истории нашей страны.

После можно вместе просмотреть вырезки из газет и журналов. Устроить небольшой коллоквиум (обсуждение). Прочитать стихи поэтов того времени. И почтить погибших минутой молчания.

В виде концерта

В свою очередь сценарий концерта «Блокада Ленинграда» можно условно разделить на три блока:

  • песни и танцы;
  • стихи.
  • сценки.

Таким образом, будут задействованы школьники всех возрастов, если речь идет о детях. Да и взрослым людям проще воспринимать информацию в виде концерта.

Песен об оккупационном городе написано немало. В концертную программу можно взять самые популярные. Например, «Балладу о Ленинграде», «Бессмертный Ленинград», «Балладу о Тане Савичевой». Помимо этого, подойдут любые военные песни 40-х годов. Под эти песни можно показывать кадры и фотографии города, поставить танцы, или их просто могут исполнить талантливые певцы.

Стихи о блокаде не составит труда найти и подобрать более подходящие. Если это школьное мероприятие, можно предложить ребятам самим выучить понравившиеся произведения.

Сценки также могут быть разнообразными. Во время представления можно читать дневники и воспоминания людей, переживших блокаду.

P.S. Зачем вспоминать этот период?

В настоящее время можно услышать, что город Ленинград (современный Санкт-Петербург) уже более 70 лет назад был освобожден от оккупации. И, наверное, пора забыть об этом печальном событии. Но это то же самое, что предложить армянам забыть о геноциде 1915 года или евреям об Освенциме.

Это был тяжелый и страшный период. Преступление против целого города: его мужчин, женщин и беспомощных детей. Забыть - это значит простить. Однако с психологической точки зрения, мы не имеем права прощать за других людей. За 630 тысяч погибших (а это только официальные цифры).

Помимо страха, этот период в истории подарил всей огромной стране веру. В мужество и героизм. Недаром ледяное озеро получило название «Дорога жизни». Ленинградцы показали, что бороться надо до последнего. И Советский Союз боролся. Неизвестно, как бы закончилась Великая Отечественная война, если бы не мужество тех храбрых людей из пасмурного города.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.