Сложносочиненное предложение с придаточными времени и места. Смешной случай из жизни Повторение о сложном предложении

1) Все было ясно: они спутали направление и шли совсем в противоположную сторону. (А. Иванов) 2) Иногда слышался плеск, взлетали брызги: это в холодных струях играла рыба. (Э. Шим) 3) Взгляни: безропотно текут речные воды. (Е. Баратынский) 4) Поражает в Крыму одно: все самое прекрасное и величественное создано в XIX веке. (Ф. Абрамов) 5) Реки Севера имеют свой, особый запах: они пахнут древесиной, ибо по ним сплавляют лес. (Ф. Абрамов) 6) Весна нынче идет какими-то короткими перебежками: вдруг все заблестит, потеплеет, а потом снова холод, снова зима.(Ф. Абрамов) 7) Вот пишут: существование снежного человека можно считать документально доказанным. (В. Пелевин) 8) Прифронтовая полоса ожила: туда, к линии огня, шли и ехали войска, грузовики с боеприпасами, двигалась различная техника, оттуда везли раненых. (А. Иванов) 9) Старик в то утро проснулся рано, несмотря на то что поздно лег, и сразу понял: стоит хорошая погода.(П. Проскурин) 10) Завтра уже не увидимся: я выезжаю до зари. (Н. Гоголь) 11) Предстоящего дела в разговоре не касались: все было обговорено и спланировано заранее. (С. Майоров) 12) Дорога, по которой можно было подъехать прямо к дому, оказалась перекрыта: шли ремонтные работы.(А. Маринина) 13) Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось.(В. Шукшин) 14) Место тут великолепное: крутой обрыв спускается вниз, дивный вид на море. 15) Цель его визита была ясна: убедиться, что принятые меры мудры. 16) Мои ожидания не были напрасны: слева мелькнул крутой обрыв глубокого ущелья, с травой на дне, того самого ущелья, в которое нам предстояло углубиться. (И. Ефремов) 17) На перевале оглянулась назад: внизу лежал залитый солнечным половодьем хутор, белели выбеленные домики, на покатой крыше мельницы, отражаясь, искрились солнечные лучи. (М. Шолохов) 18) Замечу кстати: все поэты — любви мечтательной друзья.(А. Пушкин) 19) И знай: пока живут леса, не умирают чудеса. (О. Константинова) 20) Переведя дыхание, огляделась: за окном уже светало, следовательно, время приближалось к девяти. (Е. Яковлева) 21) Дверь за моей спиной скрипнула, я оглянулась: две пары любопытных глаз следили за происходящим из коридора. (Е. Яковлева) 22) Выхожу на веранду и глазам своим не верю: у ворот стоит лошадь. (Ф. Искандер) 23) Я только хочу, чтобы ты знал: к желанной цели тебя приведет не мечта, а разум и труд. (В. Шукшин) 24) Ветер улегся, тайга молчала; только доносился короткий и легкий треск: наверное, лопалась мерзлая кора на соснах. (Э. Шим) 25) Будучи моряком, стоя на вахте, много раз наблюдал я, как восходящее солнце меняет свой цвет: то оно раздувается пылающим шаром, то закрывается туманом или далекими облаками. (И. Соколов-Микитов) 26) Гуляют над землей сырые размашистые ветры, с каждым днем все выше восходит солнце, журчат по долинам, по оврагам, по дорогам и улицам сверкающие ручьи, парят-томятся сбросившие белые одежды поля, поголубел лед на большой Волге, и вот уже слышны отдаленные трески и гулкое позванивание: лед лопается и скоро освободит реку от долгого заточения. А потом зазеленеют поля и леса, вспыхнут на небе белые подушки кучевых облаков, прогремят майские грозы, и мир заполнится запахами цветущих трав и солнца. (А. Жуков) 27) Трудно заметить залегшего в снегу зайца: он первый замечает человека и быстро убегает. (И. Соколов-Микитов)

В сложноподчинённом предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?

В сложноподчинённом предложении с придаточным места придаточное указывает на место (пространство), где совершается то, о чём говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда?

Поставьте вопросы к выделенным придаточным предложениям времени и места.

  1. 1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой.
    2. Как только папа ушёл, я живо оделся в студенческий сюртук и пришёл.
    3. Вот и теперь, когда я вошёл в комнату, Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.
    4. С тех пор как я себя помню, помню и Наталью Савишну.
    5. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят. (По Л. Толстому.)
    6. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу. (А. Чехов.)
  2. 1. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко. (В. Арсеньев.)
    2. Пурпурное, тёмное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краем тёмной зелени лугов. (М. Горький.)
    3. Откуда дует ветер, оттуда и тучи плывут.

124. Прочитайте. Задайте вопросы к придаточным времени. Спишите. Заключите в овал временные союзы; запомните, как они пишутся.

1. Придя домой, когда уже см..ркалось, Мешков застал одного Володю. 2. Перед тем как взят..ся за скрипку, он засучивал рукава рубахи, обн..жал грудь и становился у окна. 3. До тех пор пока (не)узнаешь(?) горя, (не)станеш(?) взрослым. 4. Я тебя отлично вид..ла, пока ты стоял позади толпы. 5. Все смотрели на дверь, оставле(н, нн)ую (полу)открытой, с тех пор как пришла Лиза. 6. Когда Меркурий Авдеевич подош..л к бульвару, аллея была пуста. 7. Она с..дела на постел.. до тех пор, пока ра(с, сс)вет (не)проч..ртил ровненькие л..неечки в щелях став..н.

(К. Федин.)

125. Прочитайте. Задайте вопросы к придаточным места. Спишите. Союзные слова подчеркните как члены предложения. Отметьте значком Х указательные слова, к которым относятся придаточные места.

  1. Откуда ветер, оттуда и счастье.
  2. Куда конь с копытом, туда и рак с клешнёй.
  3. Где тонко, там и рвётся.
  4. Где любовь да совет, там и горя нет.

126. Спишите. В сложных предложениях после главного поставьте вопрос к придаточному и определите его вид. Расставьте пропущенные запятые. В простых предложениях подчеркните с помощью условных обозначений обстоятельства места.

1. Однажды, чаще всего в студё(н, нн)ую ноч(?), река останавли-ва..тся. И там где она сердито громоздила льдины остаёмся нагромождение т..росов. 2. Я всё смотрел на поле открывш..ся передо мной и силился вспомнить где я ещё его видел? <...> A-а, вспомнил. Я видел такое(же) поле, только с жёлтыми хлебами, на картине у школьного учителя. 3. Там где вода выбуривала тугим змеиным клубком и кипела ещё оставалось тёмное, яростное окно ещё (не)замерзшей воды. 4. Над обрывом где уже (не)было деревьев, только таволга акация колючки и выводки горной репы я остановился. 5. Плохо в наших горных местах с сен..косными угодьями. <...> И вот в таком вот месте откуда сено спустить зимой сподручно только отчая(н, нн)ым мужикам на не менее отчая(н, нн)ых и диких конишках считался покос удачным. 6. Куда отправят работать? 7. Я много раз, с разных мест смотрел туда где сливаются Енисей и Манна.

(По В. Астафьеву.)

127. Прочитайте. Определите тип текстов. Подберите одно общее заглавие для двух отрывков. Сформулируйте главную мысль первого фрагмента. С помощью каких сложноподчинённых предложений описано бережное отношение к памяти А. С. Пушкина?

В каких сложноподчинённых предложениях во втором отрывке показано разрушительное для природы течение времени?

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Союзы или союзные слова соединяют в сложноподчинённых предложениях придаточные предложения с главными? Покажите это графически.

I. Дом Пушкина в Михайловском хоть и музей а живой. Он наполнен теплом приветлив и свет..л. И живёт в полной п.рмонии с природой. Когда в рощах цв..тут сосны душистая пыльца обл..ком стоит над домом. А когда на куртинах распускается с..рень ж..смин и ш..повник в доме станов..тся особенно ар..матно. В каждом уголке его всегда живые цветы. Они (не)только собра(н, нн)ы в большие пышные букеты как делал. .сь (в)старь но и просто ра(с, сс)тавлены в подходящих местах. Когда на уса..ьбе расцв..тают липы тогда дом пропитывае..ся зап..хами воска и мёда.

II. После жизни Пушкина многое переменилось в Тригорском. Маленькая кокетливая берёзка стала ныне старым дряхлым деревом юные когда(то) липы «Аллеи Керн» пр..вратились в древних инвалидов на ств..лах которых душ..грейки из мха и лишайника. Пор..дела ганнибаловская Еловая аллея. Время ун..сло многое. Произ..шла и смена пород деревьев. Там где шумели берёзы и липовые рощи т. .перь разросся ельник осина ольшаник. Там где цвели каштаны теперь луговые травы. Многое изм..нилось.

(По С. Гейченко.)

128. Время можно выразить различными синтаксическими средствами. Перестройте каждое предложение, используя для выражения времени разные синтаксические средства.

Образец:

    1. С наступлением вечера температура резко упала.- Наступил вечер, и температура резко упала.- Едва наступил вечер, температура резко упала.

    2. Придя домой, я сразу присоединился к смотревшим телепередачу.- Когда я пришёл домой, то сразу присоединился к смотревшим телепередачу.- Я пришёл домой и сразу присоединился к смотревшим телепередачу.

1. С пр..ходом нового трен..ра тренироваться стало гораздо интереснее. 2. После постройк.. моста через овраг молодёжь с самых отд..ленных улиц зач..стила на стадион. 3. Готовясь к чтению (на)изусть, больше думай о соответстви.. интонации основной мысли высказывания. 4. Директор школы, беседуя с режи(с, сс)ёром местного театра, пр..гласил труппу дать несколько предст..влений для учеников.

129. Составьте по данным схемам сложноподчинённые предложения с придаточными места и времени.

130. Составьте четыре сложноподчинённых предложения с придаточными места (или связный текст, включающий эти предложения) на тему «Я путешествую...».

Возможное начало (для связного текста):

Не один раз в своём воображении я совершал(а) путешествие в разные страны. Я летел(а) самолётом туда...

Данный урок разработан для IX класса и был проведен в рамках моей педагогической практики. Его особенность заключается в том, что он содержит десятиминутный блок работы по повторению и закреплению норм литературного языка (в данном случае орфоэпических, лексических, синтаксических). Согласно точке зрения, разрабатываемой в дипломной проекте, предполагается, что блоки подобного характера нужно включать в содержание уроков для VIII-IX классов как можно чаще, поскольку, с одной стороны, основной материал по орфографии и пунктуации уже изучен и он должен быть осмыслен учащимися в качестве надежной базы для повышения их коммуникативной грамотности, а, с другой стороны, речевые ошибки встречаются в речи школьников все так же часто и их нужно устранять. Блок такой работы, как правило, должен предварять знакомство с новой темой, в противном случае он нарушит целостность изучаемого материала, сделает структуру урока «рыхлой». Задания могут быть тематически не связаны с изучаемой темой. Важно в начале блока работы по повторению и закреплению норм литературного языка правильно и четко мотивировать учащихся на выполнение предлагаемых заданий, что повысит их внимательность, ответственность, познавательный интерес.

Конспект урока

Тема урока : «Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места».

Вид урока : урок изучения нового материала.

Форма урока : комбинированная.

Цели и задачи урока:

1. Образовательные : 1) выявить отличительные особенности сложноподчинённых предложений с придаточными места и времени; 2) формировать у учащихся умение распознавать придаточные места и времени, отличать их от других видов придаточных предложений; 3) выяснить, какие союзы и союзные слова служат средством связи между частями; 4) правильно ставить знаки препинания в указанных типах предложений; 5) формировать умения и навыки анализа структуры таких предложений, продуцирования таких предложений по структурным схемам к ним; 6) повторить ряд норм русского литературного языка; 7) повысить грамотность учащихся.

2. Развивающие : развивать устную и письменную речь учащихся, формировать коммуникативные компетенции.

3. Воспитательные : воспитывать интерес к русскому языку и литературе, воспитывать гармоничную и всесторонне развитую личность учащихся в целом.

Методы и приемы обучения : фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа.

Оборудование: индивидуальные карточки; Русский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений / С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов, Л. А. Чешко. – М., 2004.

План урока:

1. Вступительное слово учителя, организационный момент – 5 мин.

2. Работа по повторению и закреплению норм литературного языка – 10 мин.

3. Знакомство с теоретическим материалом по теме урока – 5 мин.

4. Выполнение практических заданий по теме урока – 20 мин.

5. Подведение итогов урока – 5 мин.

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя, организационный момент. Добрый день. Сегодня нам снова предстоит пополнить свои знания о сложноподчиненном предложении, познакомиться с его новыми разновидностями. Тема достаточно сложная и потребует от вас внимания, сосредоточенности, ответственного подхода, ну и конечно желания работать. А начнем мы как обычно с небольшой работы по изученным ранее нормам русского литературного языка, основное внимание уделяя повышению культуры речи. Как говорится, «повторенье – мать ученья»!

2. Работа по повторению и закреплению норм литературного языка . Современный русский литературный язык – это язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы. Важнейшей особенностью его является нормативность, а это означает, что состав словаря литературного языка строго отобран из сокровищницы национального языка; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепризнанному образцу. Невнимание к нормативной стороне речи приводит к проявлению неграмотности, множеству самых разнообразных речевых ошибок. Сегодня мы обратимся к повторению произносительных, лексических и синтаксических норм современного русского литературного языка и выполним несколько заданий, представленных на учебной карточке № 1

– Прочитай слова, вспомнив произносительные нормы:

Орхид[э]я, сон[э]т, стр[э]сс, т[э]зис, пресса, термин, т[э]мбр, т[э]мп, фанера, шин[э]ль, эпидемия, фон[э]тика, т[э]ст, тенор, д[э]по .

– Вспомните, что такое паронимы (Это слова, близкие по звучании, но совершенно разные по значению).

– Составьте словосочетания из данных слов, вдумываясь в лексическое значение слова.

Концертный (абонемент , абонент). (Безответная, безответственная ) покорность.

(Вдох, вздох ) сожаления.

(Зрительные, зрительские ) аплодисменты.

(Непроницательный , непроницаемый) исследователь.

(Предоставить, представить ) к награде.

(Искусно , искусственно) рисовать.

(Героические , геройские) усилия.

(Драматический , драматичный) кружок.

– Согласуйте подлежащее и сказуемое:

1) Много молодежи пришл...(о) на вечер танцев.

2) Мать с грудным ребенком сел...(а) у окна.

3) Оставшийся десяток тетрадей был... спрятан... в шкаф.

4) Человек пятнадцать геологов был...(и) направлен...(ы) в горы.

– Запишите предложения в тетради. Замените прямую речь косвенной:

«Живей, живей, ребята, подсобляйте!» – крикнул Николай Петрович (Николай Петрович крикнул, чтобы ребята работали живее).

«Да, я знаю вас, Базаров», – подтвердила она (Она подтвердила, что знает Базарова).

«Меня зовут Аркадий Николаевич Кирсанов, – проговорил Аркадий, – и я ничем не занимаюсь» (Аркадий сказал, что его зовут Аркадий Николаевич Кирсанов и что он ничем не занимается).

«Хлопот у меня с мужиками в нынешнем году», – продолжал говорить Николай Петрович (Николай Петрович сказал, что у него много хлопот с мужиками в нынешнем году).

– Проведите обратную замену, преобразовав предложения с косвенной речью в предложения с прямой речью.

Кирилла Петрович спросил у Маши, где она была (Кирилла Петрович спросил у Маши: «Где ты была?»).

Я заметил, глядя на светлое небо, что погода славная будет (Я заметил, глядя на светлое небо: «Погода славная будет!»).

Отец крикнул Феде, чтобы он держал правее (Отец крикнул Феде: «Держи правее!»).

Дубровский спросил, все ли здесь и не осталось ли кого в доме (Дубровский спросил: «Все ли здесь и не осталось ли кого в доме?»).

Сергей спросил тихо, почему она ушла (Сергей спросил тихо: «Почему ты ушла?»).

– Что изменилось в семантике и стилистике высказываний? (Они стали более эмоциональными, но при этом приобрели разговорный характер).

3. Знакомство с теоретическим материалом по теме урока . Перейдем теперь к изучению нового материала. На прошлых уроках мы уже говорили с вами о различных типах сложного предложения. С целью его более прочного закрепления немного повторим их. Вспомните, каких? (Сложносочиненном, сложноподчиненном и бессоюзном).

– Верно. А какие разновидности сложноподчиненных предложений выделяют в русском языке? (Сложноподчиненные предложения с изъяснительными, определительными и обстоятельственными придаточными).

– Как определить вид придаточной? (Задать к ней вопрос от главной части).

– Сегодня мы продолжим изучать обширную группу сложноподчиненных предложений с обстоятельственными придаточными и познакомимся с придаточными времени и места. Их «говорящие» названия облегчат вашу работу. Запомните, что в сложноподчиненном предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы где? куда? откуда?

4. Выполнение практических заданий по теме урока . А теперь, чтобы новый материал лучше заполнился, выполним ряд упражнений.

– Перед каждым из вас учебная карточка с предложениями (учебная карточка № 2). Перепишите их в тетради. Поставьте вопросы к придаточным предложениям, определите их разновидность.

1. Уже смеркалось, когда мы приехали домой .

2. Как только папа ушел (когда? – придаточная времени) , я живо оделся в студенческий сюртук и пришел.

3. Вот и теперь (когда? – придаточная времени) , когда я вошел в комнату , Карл Иванович взглянул на меня исподлобья и снова принялся за дело.

4. С тех пор как я себя помню (с каких пор? – придаточная времени) , помню и Наталью Савишну.

5. Через минуту забудешься и спишь до тех пор, пока не разбудят .

6. Они свернули в сторону и шли по скошенному лугу, пока не вышли на дорогу (до каких пор? – придаточная времени) .

7. Чуть-чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко (где? – придаточная места) .

8. Пурпурное, темное и ласковое небо манило туда, где оно касалось краем темной зелени лугов (куда? – придаточная места) .

9. Откуда дует ветер (откуда? – придаточная места) , оттуда и тучи плывут.

– Какое из данных предложений построено по следующей схеме: [… (…) …]? (третье).

– Чтобы лучше и проще вам было определять вид придаточной, запомните те союзы и союзные слова, которые обычно служат «приметами» (учебная карточка № 3).

Едва

Пока

Перед тем как

До тех пор пока

С тех пор как

Как только

Когда

В то время как

– Составьте с ними несколько предложений и запишите в тетради (самостоятельная работа учащихся).

– Выполним упражнение № 124 (один из учащихся читает задание, один учащийся работает у доски, остальные – в тетрадях). В ходе работы над данным упражнением вы лучше запомните подчинительные союзы и союзные слова, участвующие в организации сложноподчиненных предложений с придаточными времени.

1. Придя домой (когда?), когда уже см е ркалось (непроверяемая безударная в корне слова), Мешков застал одного Володю.

2. Перед тем как взят ь ся (что сделать? в инфинитиве пишем ь ) за скрипку (когда?), он засучивал рукава рубахи , обнажал (н а г) грудь и становился у окна .

3. До тех пор пока не узнаеш ь горя (раздельное написание не с глаголами, написание ь на конце глаголов во 2-м лице ед. числа) (до каких пор?), не станеш ь (раздельное написание не с глаголами, написание ь на конце глаголов во 2-м лице ед. числа) взрослым.

4. Я тебя отлично вид е ла (глагол на -еть ) (до каких пор?), пока ты стоял позади толпы.

5. Все смотрели на дверь, оставл енн ую (суффикс -енн- в причастиях прошедшего времени страдательного залога) полу открытой (приставка полу- ) (с каких пор?) , с тех пор как пришла Лиза.

6. Когда Меркурий Авдеевич подош е л (см. подош е дший ) к бульвару (когда?) , аллея была пуста.

7. Она с и дела (написание проверяемой безударной гласной в корне, ср. с и дя ) на постели до тех пор (до каких пор?) , пока ра сс вет (парные согласные на стыке приставки и корня) не прочертил ровненькие линеечки в щелях став е н.

– А теперь выполним похожее упражнение, но нацеленное уже на закрепление материала по сложноподчиненным предложениям с придаточными места (упр. 125). Перепишите, задав вопросы к придаточным места и подчеркнув союзные слова как члены предложения. Возможность задать вопрос и определенная синтаксическая функция как раз и отличают, как вы помните, союзные слова от союзов. Отметьте значком х указательные слова, к которым относятся придаточные места.

1. Откуда ветер (откуда?) , оттуда и счастье.

2. Куда конь с копытом (куда?) , туда и рак с клешней.

3. Где тонко (где?) , там и рвется.

4. Где любовь да совет (где?) , там и горя нет.

– К какому жанру принадлежат данные предложения? (Пословицы).

– Какую синтаксическую функцию выполняют союзные слова в придаточных предложениях места? (Функцию обстоятельства).

– Ну а последнее задание на сегодня вам поможет лучше усвоить структуру сложноподчиненных предложений с придаточными времени и места. Поэтому вам предстоит поработать со схемами. По данным схемам составьте предложения (проверка методом фронтального опроса).

1. (пока…), […].

2. […], (где…).

3. […], (до тех пор пока…).

4. [… (едва…) …].

5. Подведение итогов урока . Итак, сегодня мы снова говорили с вами о сложноподчиненном предложении, на этот раз с придаточными времени и места. В сложноподчиненном предложении с придаточным времени придаточное предложение указывает на время протекания действия в главном и отвечает на вопросы когда? как долго? до каких пор? с каких пор? В сложноподчиненном предложении с придаточным места придаточное предложение указывает на место (пространство), где совершается то, о чем говорится в главном предложении. Придаточные места отвечают на вопросы где? куда? откуда? Изученный сегодня материал очень важен и является неотъемлемой частью раздела «Сложное предложение». Надеюсь, что мы сегодня интересно и продуктивно поработали. Д/з: упр. № 126.


XIX Туман частью поднимался, открывая мокрые камышовые крыши, частью превращался в росу, увлажая дорогу и траву около заборов. Дым везде валил из труб. Народ выходил из станицы - кто на работы, кто на реку, кто на кордоны. Охотники шли рядом по сырой, поросшей травою дороге. Собаки, махая хвостами и оглядываясь на хозяина, бежали по сторонам. Мириады комаров вились в воздухе и преследовали охотников, покрывая их спины, лица и руки. Пахло травой и лесною сыростью. Оленин беспрестанно оглядывался на арбу, в которой сидела Марьянка и хворостиной подгоняла быков. Было тихо. Звуки станицы, слышные прежде, теперь уже не доходили до охотников; только собаки трещали по тернам, и изредка откликались птицы. Оленин знал, что в лесу опасно, что абреки всегда скрываются в этих местах. Он знал тоже, что в лесу для пешехода ружье есть сильная защита. Не то чтоб ему было страшно, но он чувствовал, что другому на его месте могло быть страшно, и, с особенным напряжением вглядываясь в туманный, сырой лес, вслушиваясь в редкие слабые звуки, перехватывал ружье и испытывал приятное и новое для него чувство. Дядя Ерошка, идя впереди, при каждой луже, на которой были двойчатые следы зверя, останавливался и, внимательно разглядывая, указывал их Оленину. Он почти не говорил, только изредка и шепотом делал свои замечания. Дорога, по которой они шли, была когда-то проезжена арбой и давно заросла травой. Карагачевый и чинаровый лес с обеих сторон был так густ и заросл, что ничего нельзя было видеть через него. Почти каждое дерево было обвито сверху донизу диким виноградником; внизу густо рос темный терновник. Каждая маленькая полянка вся заросла ежевичником и камышом с серыми колеблющимися махалками. Местами большие звериные и маленькие, как туннели, фазаньи тропы сходили с дороги в чащу леса. Сила растительности этого не пробитого скотом леса на каждом шагу поражала Оленина, который не видал еще ничего подобного. Этот лес, опасность, старик с своим таинственным шепотом, Марьянка с своим мужественным стройным станом и горы - все это казалось сном Оленину. - Фазана посадил, - прошептал старик, оглядываясь и надвигая себе на лицо шапку. - Мурло-то закрой: фазан, - он сердито махнул на Оленина и полез дальше, почти на четвереньках, - мурла человечьего не любит. Оленин еще был сзади, когда старик остановился и стал оглядывать дерево. Петух тордокнул с дерева на собаку, лаявшую на него, и Оленин увидал фазана. Но в то же время раздался выстрел, как из пушки, из здоровенного ружья Ерошки, и петух вспорхнул, теряя перья, и упал наземь. Подходя к старику, Оленин спугнул другого. Выпростав ружье, он повел и ударил. Фазан взвился колом кверху и потом, как камень, цепляясь за ветки, упал в чащу. - Молодец! - смеясь, прокричал старик, не умевший стрелять влет. Подобрав фазанов, они пошли дальше. Оленин, возбужденный движением и похвалой, все заговаривал с стариком. - Стой! Сюда пойдем, - перебил его старик, - вчера тут олений след видал. Свернув в чащу и пройдя шагов триста, они выбрались на полянку, поросшую камышом и местами залитую водой. Оленин все отставал от старого охотника, и дядя Ерошка, шагах в двадцати впереди его, нагнулся, значительно кивая и махая ему рукой. Добравшись до него, Оленин увидал след ноги человека, на который ему указывал старик. - Видишь? - Вижу. Что ж? - сказал Оленин, стараясь говорить как можно спокойнее. - Человека след. Невольно в голове его мелькнула мысль о Куперовом Патфайндере и абреках, а глядя на таинственность, с которою шел старик, он не решался спросить и был в сомнении, опасность или охота причиняли эту таинственность. - Не, это мой след, а во,-просто ответил старики указал траву, под которою был виден чуть заметный след зверя. Старик пошел дальше. Оленин не отставал от него. Пройдя шагов двадцать и спускаясь книзу, они пришли в чащу, к разлапистой груше, под которою земля была черна и оставался свежий звериный помет. Обвитое виноградником место было похоже на крытую уютную беседку, темную и прохладную. - Утром тут был, - вздохнув, сказал старик, - видать, логово отпотело, свежо. Вдруг страшный треск послышался в лесу, шагах в десяти от них. Оба вздрогнули и схватились за ружья, но ничего не видно было; только слышно было, как ломались сучья. Равномерный, быстрый топот галопа послышался на мгновенье, из треска перешел в гул, все дальше, дальше, шире и шире разносившийся по тихому лесу. Что-то как бы оборвалось в сердце Оленина. Он тщетно всматривался в зеленую чащу и наконец оглянулся на старика. Дядя Ерошка, прижав ружье к груди, стоял неподвижно; шапка его была сбита назад, глаза горели необыкновенным блеском, и открытый рот, из которого злобно выставлялись съеденные желтые зубы, замер в своем положении. - Рогаль, - проговорил он. И, отчаянно бросив наземь ружье, стал дергать себя за седую бороду. - Тут стоял! С дорожки подойти бы! Дурак! Дурак! - И он злобно ухватил себя за бороду. - Дурак! Свинья! - твердил он, больно дергая себя за бороду. Над лесом в тумане как будто пролетало что-то; все дальше и дальше, шире и тире гудел бег поднятого оленя... Уж сумерками Оленин вернулся с стариком, усталый, голодный и сильный. Обед был готов. Он поел, выпил с стариком, так что ему стало тепло и весело, и вышел на крылечко. Опять перед глазами подымались горы на закате. Опять старик рассказывал свои бесконечные истории про охоту, про абреков, про душенек, про беззаботное, удалое житье. Опять Марьяна-красавица входила, выходила и переходила через двор. Под рубахой обозначалось могучее девственное тело красавицы.
Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.