Доклад: Зоология как наука. Разделы зоологии

Зоология - наука о животных

Замечание 1

Зоология («зоо» - животное и «логия» - учение), - наука о животных.

Определение 1

Зоология - часть биологии, которая изучает разнообразие животного мира, строение тела и жизнедеятельность животных, их распространение на планете, связь с окружающей средой, закономерности индивидуального и исторического развития.

Зоология помогает человеку для понимания своей физической сущности. Изучение зоологии дает возможность охранять животный мир Земли, и обеспечения себя продуктами, одеждой и другими материальными ценностями из животного мира.

Предмет, объект и задачи зоологии

Замечание 2

Предмет – живые организмы царства животных и царства протистов. Объект – определенный вид животного.

Задачи зоологи направлены на изучение:

  • Внутреннего и внешнего строения животных;
  • Жизнедеятельности животных;
  • Индивидуального и исторического развития;
  • Взаимосвязь животных с внешней средой;
  • Географическое распространение животных.

Методы исследования в зоологии

Методы исследования зоологии являются общими для многих биологических дисциплин. Метод наблюдения. Применяется в естественных и специальных условиях. При наблюдении фиксируются изучаемые явления, с помощью записывания и зарисовок.

Эксперимент – активная форма изучения. С помощью опытов преследуется определенная цель и решается ряд возникших вопросов.

Сравнительный метод. Применяется для сравнения изучаемого объекта животного мира. Данный метод помогает классифицировать и анализировать характерные черты близкородственных форм животных.

Мониторинг. Постоянное наблюдение и анализ изучаемых исследований отдельных объектов.

Моделирование. Изучает процессы которые невозможно воспроизвести экспериментально. Данный метод заключается в демонстрации и исследований определенных процессов и явлений, случаемых в животном мире.

Статистический метод. Направлен на статистическую обработку количественного материала, который всестороннее анализируется и в итоге устанавливается определенные закономерности.

Исторический метод. Изучает закономерности и развитие животных.

Зоологический метод – организация мероприятий по борьбе с животными – вредителями сельского и лесного хозяйства.

Эколого-зоологический метод – организация производства рыбных запасов, численности объектов охотничьего хозяйства, акклиматизации полезных животных.

Дисциплины науки зоологии

По задачам исследования зоология делится на дисциплины:

Систематика. Данная дисциплина описывает внешнее и внутреннее строение животных, тем самым систематизирует их по сходству. Систематика включает в себя таксонологию.

Морфология. Исследует внешнее и внутреннее строение животных. Сопоставляет схожесть разных групп животных, и устанавливает закономерности их развития.

Филогенетика. Изучает пути эволюции представителей животного мира.

Эмбриология животных. Изучает индивидуальное развитие животных.

Экология. Взаимосвязь между собой и другими живыми организмами, и неживыми факторами окружающей среды.

Этология. Изучает поведение животных.

Палеозоология. Изучает древних вымерших животных.

Физиология животных. Изучает функции животного организма.

Класс :7

Раздел: Общие сведения о мире животных. (1).

Теме: Зоология - наука о животных

Цель урока : Познакомить учащихся с правилами поведения в ка-бинете биологии, с правилами техники безопасности; дать представ-ление о месте биологии в системе естественных наук, структуре на-уки биологии, познакомить учащихся с основными биологическими дисциплинами, дать понятие о царствах живой природы, о многооб-разии живых организмов; сформировать представление об основных свойствах жизни, об общих и отличительных чертах растений и жи-вотных, дать общее представление о характерных особенностях, объединяющих животный мир; пока-зать многообразие животных на земле, их связь с окружающей сре-дой; дать представление о значении животных в природе и жизни че-ловека.

Оборудование : таблицы с изображением растений, животных, грибов, лишайников, геохронологическая шкала, презентация.

Ключевые понятия и термины: Зоология, морфология, анатомия, цитология, физиология, эмбрио-логия, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогео-графия, этология.

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Формирование знаний, умений, навыков.

1. Зоология (от греч. «зоон» - животное, «логос» - учение) - раз-дел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, стро-ения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека.

Современная зоология - система наук о животных. Среди них мор-фология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение орга-низмов, цитология - их клеточное строение; физиология изучает дея-тельность клеток, органов, систем органов и целых организмов. Основы эмбриологии рассматривают индивидуальное развитие организмов, сис-тематика - классификацию животных. Важную часть зоологии составля-ет экология, рассматривающая взаимоотношения животных между собой, с другими организмами и со средой обитания. Палеонтология изу-чает ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития. В школьный курс зоологии включены основы и других наук: ге-нетики, изучающей закономерности наследственности, зоогеографии - распространение животных, этологии - их поведение.

Зоология изучает различные группы животных: насекомых, рыб, птиц, млекопитающих. Особый мир животных представляют простейшие.

2. Сходство и различие животных и растений

Животные имеют много общих черт с другими живыми организмами. Важнейшие из них следующие: клеточное строение; способность к пи-танию, дыханию, выделению; а также обмен веществ между организ-мом и окружающей средой, размножение, рост, развитие. Животные отличаются от растений по следу-ющим признакам. Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки. В отли-чие от растений животные питаются готовыми органическими веществами. В природных сооб-ществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества. Живот-ные способны воспринимать раздражения и реагировать на них. Они могут активно пере-двигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу. Животные ос-воили все среды обитания: водную, наземную, подземную и воздушную.

3. Многообразие животных

4. Значение животных. Дикие и домашние животные

Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сооб-ществах. Велика роль в природе животных - опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим. Многие животные распро-страняют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхоже-сти, и распространяются на большие расстояния.

Итак, современная зоология - это система наук, имеющих важ-ное теоретическое и практическое значение. Основы ее излагают-ся в настоящем учебнике.

IV. Закрепление знаний, умений, навыков.

1.Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.

2. Рассмотрите рисунки 1,8 и назовите внешние признаки приспособленно-сти отдельных животных к обитанию в почве, воде, на суше, в воздухе, а так-же в организме других животных.

3.Используя рисунок, составьте план рассказа о многообразии и особен-ностях внешнего строения животных.

4. Какие признаки жизнедеятельности характерны для животных? В чем от-личие их от растений?

5. Назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных культур и извест-ные вам способы борьбы с ними.

V. Итог урока.

VI. Задание на дом .

Дома: § 1

В тетради записать значение животных.

Повторить материал по темам: «Характерные признаки растений и грибов», «Признаки живого».

Наука о животных - это зоология. Данная наука изучает все живые организмы, относящиеся к царству Животные.

Зоология - это наука, представляющая собой раздел биологии, в котором изучаются многообразие, строение, жизнедеятельность животных, индивидуальное и эволюционное развитие, их взаимосвязи со средой обитания, распространение, значение в природе и для человека.

Из определения науки о животных видно, что это комплексная дисциплина, так как изучает разные вопросы, связанные с животными. Поэтому зоологию можно еще определить как систему наук о животных . В эту систему входят такие науки как морфология и анатомия животных, физиология, экология, палеонтология, этология и др. Следует понимать, что большинство из этих наук входят в состав ботаники, изучающей растения, а также других разделов биологии, изучающих другие формы жизни. Поэтому говорят, например, об экологии животных или экологии растений.

  • Морфология изучает внешнее и внутреннее строение организмов.
  • Физиология изучает процессы жизнедеятельности в клетках, органах, системах органов, целом организме.
  • Экология изучает взаимоотношения организмов между собой и с неживой природой.
  • Палеонтология изучает ископаемые остатки организмов, их изменение в процессе эволюции.
  • Этология изучает поведение организмов. Данная наука в основном характерна только для зоологии, так как только у животных есть нервная система.

Наука о животных делится на разделы и по другому принципу. Животный мир планеты очень разнообразен: от простейших одноклеточных форм до млекопитающих. Насекомые, черви, рыбы, птицы, звери и другие отличаются между собой по многим признакам. Поэтому в зоологии выделяют науки, изучающие отдельные группы организмов. Например, птиц изучает наука орнитология, насекомых - энтомология, млекопитающих - маммалогия и т. д.

Между растениями и животными есть как сходства, так и различия. Поэтому науки о животных (зоология) и растениях (ботаника) имеют как общее, так и собственную специфику. Общие свойства жизни (клеточное строение, обмен веществ, рост, развитие, размножение и др.) характерны для все живых организмов. В то же время клетки животных имеют некоторые отличия от клеток растений. У животных клеток нет целлюлозной оболочки, пластид, крупной центральной вакуоли. Животные, в отличие от растений питаются готовым органическим веществом, обычно путем его заглатывания (а не всасывания как это происходит у грибов). Животные активно воспринимают раздражения и реагируют на них, обычно могут передвигаться.

В настоящее время на Земле обитает более 1,5 млн. видов животных. По количеству видов их больше, чем растений. Однако биомасса растений на Земле (суше и воде) больше, так как именно они производят органическое вещество, которое нужно им самим и которое служит пищей другим организмам, в основном животным. Среди животных по количеству видов больше всего насекомых (более 1 млн. видов).

Животные распространены почти по всему земному шару. Они обитают в глубинах морей, там где растения жить не могут из-за отсутствия солнечного света. Животные встречаются в полярных зонах, там, где растения не растут из-за наличия постоянного снежного покрова.

Зоология - наука о животных, составляет часть науки о живых существах, биологии.

Предметом зоологии служит изучение животного мира по отношению к строению и отправлениям тела животных, их развитию, распределению по земле, взаимным отношениям их по строению и происхождению и отношениям к окружающему миру. Ввиду отсутствия резкой границы между растениями и животными, область зоологии соприкасается с областью ботаники и до известной степени смешивается с нею в учении о низших представителях обеих групп.

Отдел зоологии, посвященный изучению строения животных, носит общее название морфологии.

Изучение строения животного или известной группы животных, независимо от других, составляет предмет описательной анатомии; если же строение животных изучается путем сравнения различных форм, то эта отрасль зоологии получает название сравнительной анатомии; общей задачей последней является выяснение законов строения животных.

Тончайшее строение животных, изучаемое с помощью микроскопа, служит предметом особой отрасли морфологии - гистологии, но так как между изучением строения животных без вспомогательных оптических средств и изучением с помощью оптических приборов (простых и сложных микроскопов) не существует резкой, определенной границы, то и область гистологии не отграничена определенным образом от области анатомии.

Отправления тела животных составляют предмет физиологии; физиология может быть направлена к выяснению деятельности известного определенного организма, причем другие рассматриваются лишь настолько, насколько это необходимо для понимания явлений, происходящих в изучаемом животном, или же физиология, называемая в таком случае сравнительной, изучает всех животных с точки зрения их отправлений, стремясь выяснить общие законы изучаемых явлений.

Особый отдел физиологии животных составляет учение о психической жизни их - зоопсихология.

Отношения животных к окружающему миру составляют предмет биологии животных в тесном смысле слова (в более широком смысле биологией называется совокупность наук о живых существах); здесь мы тоже можем иметь дело или с биологией данного животного или с общей биологией животных, если исследуются общие законы соотношений между животными и окружающим миром, как органическим, так и неорганическим. Сюда относится изучение влияния на животных различных внешних условий: температуры, света, состава окружающей среды, ее физических свойств, давления, движения или неподвижности окружающей среды и т. д., а также отношений к другим организмам, которые являются их врагами, добычей, средством защиты, источником пищи и т. д.

Не ограничиваясь изучением животного в его взрослом, развитом состоянии, зоология рассматривает, как развивается животное прежде, чем достигнет взрослого окончательного состояния; эта отрасль зоологии называется историей развития, или онтогенией, или эмбриологией. В состав эмбриологии входит, как изучение явлений происходящих внутри яйца, собственно эмбриональное развитие, так и тех изменений, которые совершаются в животном затем - постэмбриональное развитие.

Взаимные отношения между животными могут рассматриваться с точки зрения происхождения их; отрасль зоологии, стремящаяся выяснить, как развивалось животное царство, путем каких изменений и под влиянием каких факторов вырабатывались новые формы животной жизни и в каких отношениях генетических (по происхождению) стоят между собою различные группы животных, - носит название филогении животных. Задачей ее является установление генеалогии животного царства.

Существенную роль по отношению к сравнительной анатомии и к филогении животных играет изучение ископаемых остатков животных, живших в прежние геологические эпохи - палеонтология животных или зоопалеонтология.

Важную отрасль зоологии представляет в новейшее время учение о распределении животных на земле - география животных или зоогеография. На основании фактов распределения животных и с помощью палеонтологии, геологии и общей биологии животных зоогеография стремится выяснить причины и законы современного распределения животных. С точки зрения современных воззрений на происхождение животного царства распределение животных есть такой же результат ряда предшествующих условий, как и самое строение животных; вместе с тем, зоогеография является ценным критерием для проверки положений теорий происхождения животных.

Все перечисленные отрасли зоологии находятся в тесной связи между собою, преследуя свои специальные цели.

Вся зоология распадается на общую и специальную.

Предметом первой служит изучение данных и законов, относящихся ко всему животному миpy; предметом второй является детальное изучение отдельных групп на основании общих воззрений зоологии.

Отделы специальной зоологии носят особые названия по тем группам, которым посвящены: наука о млекопитающих - маммология, о птицах - орнитология, о пресмыкающихся - герпетология, о земноводных - батрахология, рыбах - ихтиология, моллюсках - малакология, насекомых - энтомология, пауках - арахнология, глистах - гельминтология, губках - спонгиология; другие подобные названия менее употребительны.

От теоретической зоологии, имеющей целью чисто научное изучение животных следует отличать прикладную зоологию. Опираясь на данные теоретической зоологии, прикладная зоология изучает животных исключительно с точки зрения экономических интересов человека, с точки зрения их пользы или вреда (прямых или косвенных), способов охранения, размножения или напротив, истребления их. Весьма важное значение получили две отрасли прикладной зоологии - прикладная энтомология (наука о насекомых) и прикладная ихтиология (наука о рыбах).

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.