Значение символических снов Гринева в "Капитанской дочке" А. С


Во второй главе, когда Петр Гринев спасся от бурана, попал в деревню. Там он переночевал в доме у вожатого. Ему снится сон. Он выходит из кибитки и узнает свой родной дом. Там стоит его мать. Она чем-то обеспокоена. Петр интересуется, что же случилось. Мать говорит, что его отец при смерти и просит его, чтобы он поцеловал ему руку и попросил благословения. Петр подходит к постели и видит мужика с черной бородой.

Мужчина заставляет его поклониться, но Петр отказывается, так как это не его родной отец. Тогда мужик вытаскивает топор и Петра окружают лужи крови и мертвые тела. Петр просыпается. Через несколько месяцев Пугачев нападает на Белогорскую крепость, где Петр находится на службе. Петр узнает того мужика из сна. То, что во сне мужик с черной бородой ласково зовет Петра, описывает отношения Пучачева и Гринева, когда Пугачев нападает на Белогорскую крепость. Еще то, что во сне мать говорит, что это его посаженый отец, описывает то, что Пугачев хочет быть посаженым отцом на свадьбе у Петра Гринева и Марии Ивановны.

Обновлено: 2017-10-09

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

А.С.Пушкин в начале своей повести «Капитанская дочка» использовал символический приём – вещий сон. Этим сном автор задаёт тон всему дальнейшему повествованию, предупреждает читателя о грядущих трагических переменах в жизни главного героя.

Пётру Гриневу снится сон в экстремальной ситуации, во время бурана и потери дороги в степи. Понятие «буран» – своеобразный образ, который показывает не только ощущения героя, переживающего расставание с родными, но и предстоящие исторические события того непростого времени.

Перед сном Гринёв знакомится с вожатым – Пугачёвым, и этот человек становится страшным действующим лицом его сна, он тоже имеет свое особое символическое значение.

Следует обратить внимание на будничность и реальность событий, происходящих во сне. Это даже не сон, а видение, уж очень ясно и отчётливо представляется всё Петруше.

Ему снится, что он во время бурана возвращается в родное поместье. И находит своего отца смертельно больным, хочет взять благословение, а вместо него в постели лежит весёлый чернобородый мужик – вожатый. Мать называет его посажённым отцом и просит сына поцеловать у него ручку. Петруша возмущён, ему не нужно такого благословения. Тогда мужик встаёт, вытаскивает топор, и начинается кровавое побоище. Но Петрушу вожатый не трогает, напротив, он всё ласково его просит: «Не бойсь, подойди под мое благословение…»

Если осмыслить сновидение, то можно увидеть предсказание будущего казачьего бунта, а также развитие взаимоотношений между Петром Гриневым и предводителем бунтарей Пугачёвым.

Но сначала мы не придаём большого значения этому сну, как и встрече Петра Гринёва с вожатым. Однако по мере развития сюжетной линии появляются предположения, что мужик похож на Емельяна Пугачёва, а кровавая расправа во сне – казнь защитников Белогорской крепости.

Из сна ясно, что Гринев будет противостоять кровавой расправе. И на самом деле он не встанет на сторону мятежников, не станет целовать руку самозванцу. Но вот породниться с Пугачёвым ему придётся. Если родной отец Петра не дал согласия на его брак с Машей Мироновой, то разбойник и злодей становится символическим посажённым отцом и устраивает счастье Петра Гринёва. Пугачёв был так же ласков к Гриневу, как мужик – вожатый во сне.

Сон Петра Гринёва – пророчество, поэтому он должен был исполниться. На самого героя сон производит неизгладимое впечатление. Он запомнит его навсегда. До конца дней своих Гринёв будет считать, что все события его жизни связаны с этим видением.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Платон Михайлович в комедии Горе от ума Грибоедова

    Платон Михайлович – для читателя это самый запоминающийся герой второго плана в повествовании комедии «Горе от ума». Он часто приходит в гости к Фамусовым, все потому что он давний друг и знакомый Чадского

  • В обыденном мире мы часто сталкиваемся с таким понятием, как «прогресс». Его можно определить, как успех в чем-либо - достижения в спортивной деятельности, прекрасные результаты в обучении или скачок продаж в фирме

  • Сочинение Что это такое Характер (15.3 9 класс ОГЭ рассуждение)

    Очень часто в разговоре о каком-то человеке можно услышать фразу «бесхарактерный человек» или же «сильный волевой характер». А что же такое этот характер на самом деле

  • О чем заставляет задуматься рассказ Матренин двор сочинение рассуждение

    Солженицына, как писателя - философа, всегда волновали вечные вопросы, проблемы современности. Все тревожные мысли не могли не найти свое отражение в его произведении

  • План рассказа Астафьева Стрижонок Скрип

    Скрип вместе со своими братьями и сестрами вылупился из яйца в теплом мамином гнездышке. Им было видно только маленькое пятно света из своего гнезда на берегу реки.

Я не первый, кто указывает сейчас на связь «Капитанской дочки» с фольклором. Но, указывая на нее, исследователи ищут подтверждение этому: кто - в иных образах или мотивах романа, кто - в эпиграфах к главам, кто - в пословицах и поговорках, разбросанных по речам его персонажей.

Первое, что поразило Петрушу во встречном, - это воистину его волчье чутье. «Дымком пахнуло», - объяснил дорожный, почему надо ехать в указанном им направлении, хотя кроме него никакого дымка никто больше не почувствовал. Не услышал его даже ямщик, который по должности обязан быть предельно чуток ко всему, что происходит вокруг (да он и был таким: ведь это он предупредил Петрушу о надвигающемся буране).

Дело не только в том, что пророческий сон Гринева («чудный» называл такие сны сам Пушкин) представляет собой как бы сжатый конспект «странных обстоятельств» жизни героя, которые и занимают целиком его «семейственные записки», являются основным художественным предметом исследования романа «Капитанская дочка». И не в том, что отдельные детали этого сна совпадают с реальностью: Петруша на самом деле отказался целовать Пугачеву ручку, Пугачев на самом деле на него за это не обиделся. Да и посаженым отцом Гринева Пугачев чуть было не стал на самом деле. Точнее, как раз все эти совпадающие с реальностью фрагменты «чудного» Петрушиного сна говорят о возможностях оборотня, которого увидел Гринев в чернобородом мужике. Его окликают отцовским именем, он лежит в отцовской постели, но оказывается не отцом. Все «с печальными лицами» ожидают его близкой кончины, а он весело посматривает на Пет-рушу. Нарубил топором множество народу, залил спальню кровавыми лужами, но к Гриневу ласков - проявляет готовность благословить его…

  • «Бесы»: «Кони стати… “Что там в поле?” - / “Кто их знает? пень иль волк?”»
  • «…Или волк или человек», - говорил, как мы помним, о нем ямщик, не подозревая, конечно, о том, что обозначает самую суть фольклорного образа романного героя. «Вера в превращения или оборотничество, - писал крупнейший наш толкователь фольклора А.Н. Афанасьев, - принадлежит глубочайшей древности; источник ее таится в метафорическом языке первобытных племен». Так веровал народ на Руси в вовкулаков, которые днем (при свете) были обычными людьми, но ночью (во мраке) оборачивались волками. «Они, - рассказывает о вовкулаках А.Н. Афанасьев, - состоят в близких сношениях с нечистыми духами, и самое превращение их в волков совершается при помощи дьявольской».
  • Всем известен незамысловатый сюжет повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Основная сюжетная линия связаны с судьбой дворянского сына Петруши Гринёва, которому отец наказал «Беречь честь смолоду».

    Подъезжая к Оренбургу , где ему предстоит служить верой и правдой государю-императору, Петр Андреевич Гринев попадает в буран. Пока его кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Гринёву снится страшный сон.

    Мужик с черной бородою лежит в постели отца Петра Андреевича, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посаженным отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мертвыми телами. «Страшный мужик» «ласково кличет» его, приговаривая: «Не боись, подойди под мое благословение». В самый апогей сновидения Петр просыпается.

    Сон пропитан эмоциональными переживаниями героя. Петр Андреевич обеспокоен, ему страшно, ужас и недоумение охватывают его. Гринёв сам признаёт, что это "сон, в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни”.

    Вскоре перед нами предстаёт следующая, вполне реальная сцена. Мужиком с бородой оказывается Емельян Пугачёв. Теперь уже не «отец-самозванец», а «царь-самозванец» приезжает в крепость, где живёт Петр, Маша и её родители. При первой же атаке крепость сдаётся, а жители встречают мятежников хлебом и солью. Пленных, среди которых находится и Петруша Гринев, ведут на площадь присягать Пугачеву. Первым на виселице гибнет комендант, отказавшийся присягнуть« вору и самозванцу». Под ударом сабли падает мертвой Василиса Егоровна. Смерть на виселице ждет и нашего героя. Пётр, как и во сне, не желает присягать бандиту и обманщику, но Пугачев милует его. Чуть позже от Савельича Гринев узнает« причину пощады» - атаман разбойников оказался тем бродягой, который получил от него, Гринева, заячий тулуп.

    В данном произведении сон не только раскрывает эмоции и переживания Петра Андреевича Гринёва, а предсказывает грядущие события, то есть является вещим. Почему же Пушкин рассказывает нам вещий сон? Неужели готовит нас к страшному завершению одной из сюжетных линий повести, связанной с судьбой Пугачёва? Безусловно, это так, но сон раскрывает ещё и двойственный характер Емельяна Пугачёва: с одной стороны, перед нами «страшный мужик», который убивает людей, да ещё так страшно, топором, проливая много крови, а с другой - он же «ласково кличет» и хочет благословить Петрушу, словно родной отец!

    Во времена Пушкина, когда Пугачёва считали государственным преступником, такая точка зрения на «народного царя» была очень необычной. Пушкин пытается рассказать нам о Пугачёве как о человеке, не лишённом привлекательности. Да, он разбойник, но Пушкин наделяет героя такими качествами характера и философией, которые располагают к нему читателей: лучше прожить жизнь ярко и сгореть, считает Пугачёв, чем вести жалкое существование раба.

    Таким образом, сон в повести становится средством раскрытия характера одного из главных персонажей исторической повести А.С. Пушкина.

    Совершенно особую роль в романе играет сон Гринева, который он видит сразу же после первой встречи с вожатым-Пугачевым. Неизученность реализма Пушкина 1830-х годов приводит к тому, что символическое начало в нем игнорируется, не принимается в расчет при анализе произведений, в частности «Капитанской дочки». Введение сна Гринева объясняется как предваряющая события информация: Пушкин-де предупреждает читателя, что будет с Гриневым дальше, как сложатся его отношения с Пугачевым. Подобное толкование противоречит самому принципу повествования Пушкина - с его краткостью и лаконизмом, динамически развивающимся сюжетом. Да и зачем, спрашивается, дважды повторять одно и то же: сначала во сне, а потом в реальной жизни? Правда, сон в известной мере наделен и функцией предсказывания последующих событий. Но это «предсказывание» нужно совершенно для особых целей: Пушкину необходимо заставить читателя при встрече как бы со знакомыми фактами возвращаться к сцене сна. Об этой особой роли возвращений будет сказано позже. Вая?-но помнить при этом, что увиденный сон - вещий, пророческий: об этом предупреждает читателя сам Гринев: «Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю с ним странные обстоятельства моей жизни». Давний сон свой Гринев помнил всю жизнь. И читатель должен был его помнить все время так же, как Гринев, «соображать» с ним все случившееся с мемуаристом во время восстания. Подобное восприятие символического смысла обусловливается многовековой народной традицией. Исследователь сновидений в народных верованиях справедливо писал: «С самых древних времен человеческий ум видел в сновидениях одно из наиболее действительных средств для того, чтобы приподнять таинственную завесу будущего». Вещие, пророческие сны, пишет тот же исследователь, опираясь на богатейший материал паблюдений, «никогда не забываются человеком до тех пор пока пе сбудутся» ". Пушкип знал эти верования. Оттого Гринев и пе забывал свой вещий сон. Не должен был его забыпать и читатель. Какой же сон видел Гринев? Ему снилось, что он вернулся домой: «...Матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише,- говорит она мне,- отец болен при смерти и желает с тобою проститься». - Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больпого. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И ккакоймпе стати просить благословения у мужика?» - «Всё равно, Петрушка,- отвечала мне матушка,- это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит»...» Обратим внимание на подчеркнутую реальность событий сна и действующих лиц - все буднично, пичего символического в описанной картине нет. Она скорее нелепа и фантастична, как это часто и происходит в снах: в отцовской постели лежит мужик, у которого надо просить благословения и «поцеловать ручку»... Символическое в ней будет простонать по мере знакомства читателя с сюжетным развитием романа - тогда родится догадка, что мужик с черной бородой похож на Пугачева, что Пугачев так же ласков был с Гриневым, что это он устроил ело счастье с Машей Мироновой... Чем больше узнавал читатель о восстании и Пугачеве, тем стремительнее росла многогранность образа мужика из сна, все отчетливее выступала его символическая природа. Это становится особенно наглядвым в заключительной сцене сна. Гринев не хочет исполнить просьбу матери - подойти под благословение мужика. «Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать... и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах... Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: „Не бойсь, подойд! под мое благословение..."» Мужик с топором, мертвые тела в комнате и кровавые лужи - все это уже открыто символично. Но символическая многозначность проявляется от нашего знания о жертвах восстания Пугачева, о многих мертвых телах и лужах крови, которые увидел Гринев позже - уже не во сне, а наяву.

    Похожие статьи

    © 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.