Современные решения. Контроль уровня и расхода топлива

Существует огромное количество схем, с помощью которых недобросовестные сотрудники, работающие с транспортом и спецтехникой, могут осуществлять махинации с топливом. Специалисты по внедрению контроля за топливом уверяют, что воровство горючего в России существует почти везде, где за этим не следят. Только на одной единице транспорта компании могут ежемесячно не досчитываться около 15 000-30 000 рублей. выяснил, как сотрудники компаний воруют топливо, и узнал у специалистов, как с этим бороться.

Принимать участие в нелегальном бизнесе могут не только водители и механики, но даже порой заведующий гаражом и главный инженер. Эксперты утверждают, что персонал ворует топливо в логистических компаниях в огромных количествах, и противостоять этому можно только при помощи внедрения специальных технологий по расходу за топливом.

По данным компании Omnicomm (разработчик технологических решений для контроля над расходом топлива), затраты на ГСМ (горюче-смазочные материалы) в компаниях, имеющих парк транспорта и спецтехники, составляют около 35% всех расходов, а средний объем хищений топлива в 2011 году вырос на 5%.

Способы воровства необычайно разнообразны: начиная с банального слива топлива из бака с целью дальнейшей перепродажи, заканчивая покупкой "левых" чеков на автозаправках и подкручиванием показаний одометра или счетчика моточасов.

По мнению заместителя генерального директора компании Omnicomm Станислава Емельянова, базу для возможности таких хищений в какой-то степени создает практически полное отсутствие контроля над водителями транспорта и операторами техники после их выезда из гаража. "При хищениях в ход идет все - "левые" чеки, накрутка километража, сговор с заправщиками и прочее, - говорит Емельянов. - Кроме того, узкофункциональные системы контроля такие, как тахографы или GPS/ГЛОНАСС-трекеры, против сливов топлива оказываются малоэффективны, ведь при одном и том же пробеге, но разных режимах работы двигателя, расход топлива может различаться в 2-3 раза. А строительную технику, которая работает, не покидая площадку, вообще бесполезно контролировать при помощи навигационных систем. C другой стороны, рост объема хищений связан и с подорожанием коммерческого топлива и повышением его цены на черном рынке и, как следствие, ценности для расхитителей".


По объему хищений лидирует строительная отрасль

В лидерах по объему хищений в этом году, как и в прошлом, находятся строительная отрасль и добыча полезных ископаемых, что связано с большим расходом топлива строительной техникой, а также невозможностью точного нормирования его расхода при работе навесных механизмов. По словам Емельянова, в этих отраслях объемы хищений составляют до 60% от выделяемого объема ГСМ. Вместе с тем, несколько снизился объем хищений в отрасли грузовых перевозок, что связано с активным внедрением различных систем контроля и мониторинга автотранспорта.

В 2012 году специалисты Omnicomm прогнозируют дальнейший рост уровня хищений за счет общего роста цен на топливо и активизации черного рынка, а также вероятной стагнации заработных плат в отраслях строительства и грузовых перевозок. При этом под давлением рыночного спроса объемы хищений в отраслях, где массово внедряются системы мониторинга, будут снижаться, а в отраслях со слабой системой контроля, таких как, например, строительство - расти опережающими темпами.

"Интересно, что проблемы воровства топлива актуальны не только для России, - продолжает Емельянов. - На зарубежных рынках датчики и системы мониторинга и контроля топлива пользуются большим спросом. Особенно в Аргентине, Бразилии, Вьетнаме, Болгарии, Турции, Чили, Чехии, ЮАР, а также в других странах".

Как бороться с хищениями?

В пресс-службе X5 Retail Group сообщили, что компания очень щепетильно относится к вопросу расходования ГСМ. "Если бы эти расходы росли, мы не могли бы иметь возможность предлагать покупателям низкие цены на продукты, - говорит начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью Владимир Русанов. - В рамках оптимизации логистических процессов, нам удалось наладить эффективный контроль над транспортными издержками и в первую очередь над содержанием и эксплуатацией автопарка. Мы выстроили в компании такую систему учета расхода топлива, проверки и контроля сотрудников, при которой воровство или необоснованное расходование бензина практически исключено".

Что же это за системы учета? "Для успешной борьбы с хищениями топлива требуются специализированные системы контроля его расхода, как самостоятельные - например, для строительной техники, которая не покидает площадку, так и совмещенные с ГЛОНАСС/GPS-трекерами - для грузового транспорта, позволяющие не только отслеживать его положение, но и четко контролировать расход топлива", - говорит Емельянов. - В основе таких систем лежит высокоточный датчик количества топлива в баке, а также специализированный блок управления, отслеживающий параметры работы двигателя и определяющий реальный расход топлива". Он рассказал, что такие системы устанавливаются на самосвалы, экскаваторы, карьерную технику, погрузчики, трубоукладчики, дизельные электростанции, тепловозы, топливозаправщики, буровые установки и другие типы транспортных средств и спецтехники, а также водный транспорт.

Емельянов также подчеркнул, что важным вопросом является соотношение потерь от воровства топлива и стоимости установки такой системы, определяющее срок ее окупаемости. По опыту компании Omnicomm, этот срок никогда не превышает нескольких месяцев, а в некоторых случаях система окупается за несколько недель.

Внедрение системы мониторинга и контроля расхода топлива позволяет пресекать воровство топлива и нецелевое использование техники водителями, эффективно нормировать расходы на ГСМ, контролировать перемещение транспорта, а также соблюдение маршрута и графика движения. Кроме того, интеграция системы контроля расхода топлива в учетную систему компании позволит эффективно пресекать "сложные" схемы хищений, включающие не только водителей, но и менеджмент и бухгалтеров. А в некоторых случаях помогает разрешать спорные вопросы по использованию техники в отношениях с клиентами.

"В целом, применение систем контроля расхода топлива может позволить предприятию почти безболезненно перенести повышение стоимости топлива до европейского уровня в 1,5 евро/литр, которое уже не за горами", - резюмирует Емельянов.

По нормам расхода авто, в зависимости от пробега, с учетом повышающих и понижающих коэффициентов, в зависимости от городской или по трассе йезды и т.п. делается расчет на основе водительских отчетов. У кого перерасход большой - с теми детальный разбор полета.

Если лень в сети полазить, то книжечки такие продаются, типа "учет гсм на предприятии"

cooland, вот как раз камень преткновения в основном и лежит в области повышающих коэфиициентов.
Допустим, говорит мне водитель что простоял два часа в пробке. Как это проверить? Вот и получается что много горючего уходит вот на такие "коэффициенты"..

Не слышали о топливных картах? Пару месяцев назад мы стали сотрудничать с компанией Петрол Плюс Регион: перевели топливные расходы нашего предприятия на систему топливных карт. Очень удобно оказалось в плане отчетности: приходит в электронном виде. Плюс экономия на НДС. Воровство практически исключено – в отчетности отражено, сколько топлива заправил тот или иной водитель. А там элементарно высчитывается: сколько заправил водитель и сколько километров проехал. Если данные сильно отличаются, значит что-то нечисто.
В общем, рекомендую как действенный инструмент контроля.
Плюс еще порадовала одна фишка: возможность отсрочки платежей по карте Магистраль. Причем не требуют залога, как это иногда встречается.

Да, мы тоже ими пользовались. Там в отчетах сразу на "подозрительные" операции обращают внимание. Типа две заправки в течение часа.

Плюсы - не соберешь "лишних" чеков, все только по карте.
Минусы - не на всех трассах есть заправки, их принимающие, но их реально много.

Попробуйте. Следующий шаг (если не помогает) - есть спецдатчики, записывающие все пополнения и расход (и слив, если был) бензина. Данные хранятся в отдельной памяти, могут быть считаны диспетчером. В принципе, для 99% случаев мошенничества хватает. Но недешево стоят.

spiridonov, спасибо! Сначала попробую с топливными картами вариант - переговорю сегодня с хозяином предприятия. Запустим систему, а потом в течение месяца посмотрю за расходами.
Отпишу в сообщество о конечном результате.
Об устройствах разного плана тоже думал - но чтобы оборудовать парк такими штуками понадобится под 10.000. американских рублей. Дороговато, врядли босс пойдет на такой вариант без веских оснований.

Компания с собственным автопарком, насколько бы небольшим он ни был, обязательно сталкивается со статьей расходов на топливо. При этом чем больше автомобилей используется в работе, и чем чаще совершаются поездки, тем сложнее становится контролировать затраты.

Вообще, контроль расходов можно считать обязательным мероприятием при серьёзном подходе к работе, так как правильно сделанные расчеты и своевременно принятые меры по минимизации затрат позволяют существенно сэкономить. Причем экономия будет расти прямо пропорционально росту автопарка.

Проблемы отсутствия контроля

При халатном отношении к отчетности и подсчету расходов на топливо и полном отсутствии контроля компания может столкнуться с целым рядом проблем, связанных, в первую очередь, с недобросовестностью водителей. В качестве примера можно привести:

  • Слив остатков. После рабочей смены или во время простоя служебного транспорта водитель может слить неизрасходованный бензин или ДТ и использовать его для дальнейшей перепродажи или заправки собственного автомобиля.
  • Работа с «левыми» чеками. Этот метод используется в тех случаях, когда топливо приобретается на средства самих водителей, а затраты компенсируются бухгалтерией предприятия по предоставленному чеку. Приобретая «левые» чеки, водитель получает возможность «обналичить» разницу между ними и фактической стоимостью заправки.
  • Личные поездки. Если маршрут автомобиля не отслеживается компанией, водитель может расходовать топливо на собственные нужды и поездки.
  • Накручивание показаний. Во время простоя транспортного средства водители также могут накручивать одометр, компенсируя разницу между его показаниями и истинными значениями в свою пользу.

Это далеко не полный список способов обмануть компанию, поэтому организации, ответственно относящиеся к вопросам расходов и экономии, прибегают к различным методам отслеживания расхода бензина транспортными средствами предприятия. Чаще всего для этого используются специализированные системы контроля расхода топлива .

Разновидности и возможности систем учета

Подобная система представляет собой программно-аппаратный комплекс, позволяющий отслеживать различные параметры использования автомобилей и других агрегатов, работающих на бензине или ДТ. Общий принцип работы заключается в оснащении техники датчиками для сбора определенных данных и последующей передачи их в центральную программу, где диспетчер или другой сотрудник сможет проанализировать полученную информацию, сформировать отчеты и передать их для дальнейшего решения выявленных проблем.

Сейчас организация может выбирать из нескольких разновидностей систем, отличающихся функционалом и, конечно же, стоимостью.

Отслеживание по спутникам

Одна из наиболее доступных систем основывается на использовании программы для ПК или приложения для смартфона и маячков, устанавливаемых на транспортных средствах. За счет подключения их к спутникам GPS и ГЛОНАСС, руководство может не только отслеживать положение автомобиля в реальном времени и все маршруты, но и вести статистику расхода топлива.

Главный недостаток системы - сам способ расчета, так как он основывается на пройденном расстоянии и является полностью математическим, то есть, не учитывает множества особенностей, таких как расход бензина на прогрев двигателя и простой в пробках, а также увеличение расхода, связанное с естественным износом. Кроме того, маячки имеет смысл использовать лишь на движущихся машинах.

Датчики топлива

Вышеуказанное оборудование может быть дополнено датчиками уровня топлива и устройствами, передающими их показания центральной программе. Подобная система стоит дороже, но и предоставляет более достоверные данные, так как все расчеты основываются напрямую на уровне топлива в баке, а не на данных, о движении и теоретическом расходе.

Высокоточная установка

И последний из возможных вариантов контроля расхода топлива - крупная система, включающая не только GPS и ГЛОНАСС-маячки, но и множество других датчиков, в том числе расходомеров, датчиков давления и температуры и других. Она наиболее дорога, но позволяет получить максимум информации о работе каждой машины предприятия, включая спецтехнику.

Наиболее актуальна подобная высокоточная установка для крупнейших предприятий, владеющих не только автомобильным, но и другим транспортом, и расходующих огромное количество топлива при его эксплуатации.

В заключение стоит отметить, что любое из вышеперечисленных средств может эффективно решить, как минимум, часть вышеуказанных проблем и пресечь (или, по крайней мере, обнаружить) неправомерные действия сотрудников. При этом первое решение справляется непосредственно с контролем расхода достаточно плохо, но вполне способно исключить отклонения в маршруте и поездки по личным делам. А более продвинутые системы способны действительно эффективно контролировать каждое транспортное средство даже при наличии большого автопарка.

Готовое решение для учета и контроля топлива, включая заправки, сливы и утечки для сокращения расходов на ГСМ.


Неэффективный расход топлива – это одна из главных проблем для владельцев грузовых автопарков. К тому же, с этим типом транспорта связаны наиболее распространенные виды топливного мошенничества, риск которого всегда существует при отсутствии должного контроля топлива.

Зачем вам контролировать расход топлива?

Решение «Контроль топлива» разработано с учетом всех возможных вариантов нецелевого использования топлива. Благодаря синхронизации ГЛОНАСС, GPS, GSM технологий,датчиков уровня топлива и передовому программному обеспечению решение позволит вам:

  • Контролировать уровень топлива на начало и конец смены
  • Исключать махинации с путевыми листами
  • Выявлять заправки «мимо бака» и сливы топлива
  • Уточнять нормы топлива и выявлять ТС с повышенным расходом

Принцип работы

Принцип работы


1. На транспортное средство устанавливаются:

  • модули спутникового мониторинга
  • датчики уровня топлива

2. Информация от модулей и датчиков поступает на сервер и обрабатывается в ПО «СКАУТ-Платформа».

3. Эффективно контролировать использование топлива на технике пользователи могут с помощью отчетов «Заправки и сливы (групповой)», «Заправки и сливы», «Статистики» и с помощью графиков.

С ПОМОЩЬЮ РЕШЕНИЯ «КОНТРОЛЬ ТОПЛИВА» ВЫ СМОЖЕТЕ:

Вести контроль расхода топлива и выявлять завышенные нормы ГСМ

Выявлять несоответствия между общим объемом заправок и заправками по чеку, фактическим пробегом и пробегом по путевому листу, а также выявление сливов

Увидеть историю движения транспорта, заправок и сливов

На карте в режиме онлайн и в подробных отчетах по e-mail карта с отметкой тех места, где зафиксированы нарушения.

Настроить алгоритмы поиска заправок/сливов топлива
Для определения фактов заправок и сливов в системе и их последующего сравнения используется инструмент Экспертный режим PetrolX. Инструмент позволяет получать максимально достоверные данные о расходе топлива благодаря возможности тонкой настройки алгоритма поиска заправок/сливов топлива. Данные предоставляются в виде графиков высокого качества и детальных таблиц.

Инструмент работает с датчиком уровня топлива PetrolX, который внесен в госреестр средств измерений.

Построить табличные и графические отчеты:

Получать запланированные отчеты и уведомления по событиям
Для оперативного реагирования на внештатные ситуации и нарушения в решении предусмотрена настройка моментальных оповещений. В качестве уведомления на почту приходит письмо с данными по объекту, указанием его точного местоположения и отметкой на карте.

Шаблон уведомления можно гибко настраивать, добавляя туда всю необходимую информацию по объекту и месту инцидента.

Кроме того, в ПО «СКАУТ-Платформа» можно настроить получение отчетов на email, чтобы подразделение, которое занимается учетом топлива (например, бухгалтерия), получало эти отчеты с нужной ей периодичностью.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.