Литературно-музыкальная композиция «Детство, опаленное войной. Литературно-музыкальная композиция «Память» Музыкально лирическая композиция о войне

Литературно-музыкальная композиция «Память».

О себе: В школе работаю 27 лет. Залог своего профессионального успеха вижу в воспитании личности духовно-нравственной, творческой, занимающей активную жизненную позицию и умеющей разобраться в огромном потоке информации. Но, имея немалый опыт в работе с детьми, считаю, что любое общение с ребёнком должно быть пронизано любовью к нему. Тогда и проблемы воспитания и обучения не будут такими острыми и злободневными, как на сегодняшний день. Очень люблю активный отдых на природе и путешествия.

Цель: воспитывать чувство патриотизма, чувство уважения к прошлому своей страны; прививать нравственно-эстетические качества.
Оборудование:
— Плакат с фотографиями о войне, выполненный детьми;
— Выставка детских рисунков о Великой Отечественной войне;
— Выставка книг о Великой Отечественной войне;
— Записи песен о войне, минуты молчания;
— Изображение вечного огня (муляж).

Ход мероприятия.

Ведущий: Приближается один из самых больших и волнующих праздников нашей страны – День Победы. Люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, помнят тех, кто погиб от рук фашистов. Минуло уже более 70-ти лет с того незабываемого и трагического дня, когда люди нашей страны услышали страшное слово «война».
Негромко звучит песня «Священная война» (муз. А. Александрова, сл. В. Лебедева-Кумача).

На её фоне ученики читают стихотворение «Напоминание» М. Луконина.
1. Самый светлый, самый летний день в году,
Самый длинный день Земли – двадцать второго.
Спали дети, зрели яблоки в саду.
Вспоминаем, вспоминаем это снова.
2. Вспоминаем эту ночь и этот час –
Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,
Сквозь повязки неумелые сочась,
Кровь народа заалела в том июне.
3. Шаг за шагом вспоминаем, день за днём,
Взрыв за взрывом, смерть за смертью,
Боль за болью,
Год за годом, опалённые огнём,
Год за годом, истекающие кровью.

Ведущий: Четыре страшных года длилась Великая Отечественная война. Она оставила след почти в каждой семье. Более двадцати миллионов своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна после Великой Отечественной. Тяжёлую войну вынес на своих плечах наш народ.

Учащиеся читают стихотворение В. Занадворнова.
1. Ты не знаешь, мой сын, что такое война!
Это вовсе не дымное поле сраженья,
Это даже не смерть и отвага. Она
В каждой капле находит своё выраженье.

2. Это – изо дня в день лишь блиндажный песок
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это – боль головная, что ломит висок;
Это – юность моя, что в окопах истлела;

3. Это – грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звёзды окопных ночёвок;
Это – кровью омытые письма мои,
Что написаны криво на ложе винтовок;

4. Это – в жизни короткий последний рассвет
Над изрытой землёй. И лишь как завершенье –
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат –
Беззаветная гибель на поле сраженья.

Ведущий: Им, защитникам Родины, воздвигнуты мемориалы Славы, обелиски. На братских могилах никогда не увядают цветы. Сколько могил неизвестного солдата в нашей стране? Очень много! Солдаты погибли за нашу мирную жизнь, за мирную жизнь будущих поколений. И наш долг – помнить об этом!
Звучит песня «Журавли» (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова). Учащиеся читают стихотворение М. Исаковского.

1. Мы здесь не потому, что дата,
Как злой осколок, память жжёт в груди.
К могиле Неизвестного солдата
Ты в праздники и в будни приходи.

2. Он защитил тебя на поле боя,
Упал, ни шагу не ступив назад.
И имя есть у этого героя –
Великой Армии простой солдат.

3. Куда б ни шёл, ни ехал ты,
Но здесь остановись!
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись!

4. И для тебя, и для меня
Он сделал всё, что мог:
Себя в бою не пожалел,
А Родину сберёг.

Ведущий: Враги зверски расправлялись с мирным населением оккупированных территорий, а истребление детей было ещё более страшным преступлением гитлеровцев. Каждому человеку ясно, что дети – это святое, они не воюют, они не вооружены. Они беззащитны и никакой опасности для германского рейха не представляют. Однако фашизм их зверски уничтожал. Уничтожал ещё с большим садизмом и жестокостью, чем взрослых. Многие поэты писали об этом стихи. И один из них – Муса Джалиль. В его честь названа одна из улиц нашего посёлка. Ребята проводили поисковую работу по сбору информации о Мусе Джалиле и сейчас нам подробнее расскажут о нём.

Ведущий: Муса Джалиль написал много стихов о войне и о трагической доле русского народа. Послушайте одно из них.
Тихо звучит «Реквием» В. Моцарта. Ученик читает стихотворение Мусы Джалиля «Варварство».

Ведущий: Большей жестокости не знала наша планета, чудовищней зверства не бывает на свете. Разве можно такое предать забвению?…

Инсценировка «Дети Войны».
Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет.
С е с т р а. Как холодно! И мама не идёт.
Быть может, хлебушка она нам принесёт?
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.

Б р а т. А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.
Не разрываются снаряды здесь,
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко.
Да и кому сейчас легко!

С е с т р а. А помнишь блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я б съела всё одна!

Б р а т. Опять ты о еде заговорила!
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.

С е с т р а. А вот и мамины шаги слышны!

Б р а т (строго). Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей.

Ведущий: В чём были повинны эти дети? Что пришлось пережить всем детям войны? Страх, голод, холод и острую боль, вонзающуюся в детские души как нож!

Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той беды,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть
Она, как сила нам нужна…

Ученики читают стихи Р. Рождественского и С.Шаровой.

1. Поклонимся великим тем годам,
Всем нашим командирам и бойцам,
Всем маршалам страны и рядовым,
Поклонимся всем мёртвым и живым!
(Р.Рождественский)

2. Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(С.Шарова)

Минута молчания /фонограмма/.

Ведущий: Память о войне… Она набатом стучит в наших сердцах, повелевая не забывать подвиг народа, бережно хранить мир, завоёванный ценой миллионов человеческих жизней. И наша память о том страшном времени – это прежде всего книги о Великой Отечественной войне, которые сегодня рядом с нами.

Обзор книг о ВОВ.
«Солдаты Бессмертия» В. Кованого – книга учёного, врача, общественного деятеля – посвящена подвигу медиков в годы ВОВ. Рассказывая о героическом труде солдат в белых халатах, автор, сам участник Великой Отечественной, призывает к сохранению мира на Земле.
«Во имя Родины» — эта книга посвящается представителям различных национальностей, совершившим беспримерные подвиги в годы ВОВ.
«Великая Отечественная в письмах» — в этом сборнике собраны письма, написанные героями и участниками войны на различных фронтах своим родным и близким. Так же сборник иллюстрирован фотографиями.
«Историческая победа» Б. Зверева – рассказывает о всемирно-историческом значении Победы нашей страны над фашизмом, о её источниках и влиянии на послевоенное развитие мира.
«Озарённый первым салютом» — красочный фотоальбом, в котором собраны фотографии военных и послевоенных лет.
«Якутия: во имя Великой Победы» — книга-фотоальбом о воинах-якутянах, учавствовавших в войне 1941 – 1945 годов. Здесь собрано очень много фотопортретов и аннотаций о боевом пути якутских ветеранов войны.
«Говорят погибшие герои» — со страниц этой книги говорят те, кто погиб смертью храбрых в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Письма и документы, представленные в этом сборнике, писались в последние минуты жизни – в застенках гестапо, в тюрьмах и концлагерях, во время тяжёлых боёв. В этих письмах звучит страстный призыв к победе над фашизмом. Патриоты завещают потомкам продолжать борьбу за светлое будущее человечества, за прочный мир между народами.
Почёт и вечная слава всем, кто в годы войны защищал Родину от врага. Давайте не будем забывать о подвигах нашего народа в ВОВ и всегда будем помнить о тех, кто нам дал великий праздник – День Победы!

Ученики читают стихи В. Скородумова и Р. Рождественского.

1. День памяти – Победы праздник.
Несут венков живую вязь,
Тепло букетов красок разных,
Чтоб не терялась с прошлым связь.

2. В девятый день ликующего мая,
Когда легла на землю тишина,
Промчалась весть от края и до края –
Мир победил! Окончена война!

3. Война закончилась, но песней опалённой
Над каждым домом до сих пор она кружит,
И не забыли мы, что 20 миллионов
Ушли в бессмертье, чтобы нам с тобою жить.

Ведущий: Во имя Отчизны –

Все хором: Победа!

Ведущий: Во имя живущих –

Все хором: Победа!

Ведущий: Во имя грядущих –

Все хором: Победа! Победа! Победа!

Звучит песня «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова). На её фоне ведущий читает стихотворение.

Сегодня праздник входит в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом.
Мы поздравляем всех с великим днём,
С днём нашей славы!
Все вместе: С Днём Победы!

Музыка усиливается и все участники поют песню «День Победы».

Использованная литература.
1. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне: в 12 т. – М.: Современник, 1988.
2. Военно-патриотическое воспитание в школе / авт.-сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005.
3. 1418 дней войны: Из воспоминаний о Великой Отечественной / сост. Е.Н. Цветаев, В.С. Яровиков. – М.: Политиздат, 1990.
4. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. – М.: Советская Россия, 1983.
5. Яковлев Н.Н. Весна Победы. – М.: Педагогика, 1985.

Литературно-музыкальная композиция для учащихся начальных классов «Про войну»

В зале звучит песня В. Высоцкого «Ты бы пошел с ним в разведку?». Зрители усаживаются на свои места. Занавес закрыт.

Открывается занавес . На сцене в необычном освещении стоят пластически выстроенные фигуры в красном и в черном. Красные - на правой половине сцены, черные - на левой. Начинает звучать фонограмма песни на стихи Р. Гамзатова, музыку Я. Френкеля «Журавли». Фигуры движутся под музыку. На словах «и превратились в белых журавлей» появляются фигуры в белом «летящие» по сцене в пластическом этюде, имитирующие журавлей. Песня смолкает, все дети уходят со сцены.

Звучит в фонограмме первый куплет песни Б. Окуджавы «Вы слышите, грохочут сапоги?».

Вы слышите, грохочут сапоги?

И птицы отдаленные летят,

И женщины глядят из-под руки,

Вы видите, куда они глядят.

Вы слышите - грохочет барабан:

«Солдат, прощайся с ней, прощайся с ней!»

Уходит взвод в туман, туман, туман...

А прошлое ясней, ясней, ясней.

Проходит шеренга солдат в обмундировании, с оружием. Один остается.

Солдат.

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как крынки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,

Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: «Господь вас спаси!»

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

К. Симонов

Звучит фонограмма песни Б. Окуджавы «Ах, война, что ты сделала, подлая!»:

Ах, война, что ты сделала, подлая!

Стали тихими наши дворы.

Наши мальчики головы подняли,

Повзрослели они до поры.

Под окошком чуть-чуть помаячили

И ушли - за солдатом солдат...

До свидания, мальчики, мальчики!

Постарайтесь вернуться назад.

Парень и девушка, взявшись за руки, проходят через весь зал до сцены, обыгрывая слова песни пантомимой. В конце фонограммы они останавливаются, глядя друг другу в глаза.

Всю ночь не разнимали руки,

Всю ночь не спали мы с тобой.

Я после долгой, злой разлуки

Опять пришла к тебе, друг мой.

Теперь навек - ты веришь? Веришь?

«Любовь одна и жизнь одна...»

И вдруг стучит соседка в двери,

Вошла и говорит: «Война!»

Он. Война уже с рассвета длится.

Она. Войне уже девятый час.

Он. Уж враг за новою границей.

Она. Уж сотни первых вдов у нас.

И в вечность канул день вчерашний.

Ты говоришь: «Ну, как? Не страшно?»

Нет... Ты идешь в военкомат?

Еще не муж, но больше - брат...

Ступай, родной, ведь ты - солдат;

Ты соотечественник мне,

Он. Ив этом - все. Мы на войне.

Звучит фонограмма второго куплета песни Б. Окуджавы «Ах, война».

Ах, война, что ты сделала, подлая,

Вместо свадеб окопы и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим...

Высвечиваются двое, стоящие в разных концах сцены, они как бы обращаются друг к другу на большом расстоянии. Она говорит, а он как бы читает ее письмо.

Как у облака на краю,

Вспоминаю я речь твою,

А тебе от речи моей

Стали ночи светлее дней.

Так, отторгнутые от земли,

Высоко мы, как звезды, шли,

Ни отчаяния, ни стыда,

Ни теперь, ни потом, ни тогда.

Но живого и наяву,

Слышишь ты, как тебя зову,

И ту дверь, что ты приоткрыл,

Мне захлопнуть не хватит сил.

А. Ахматова

Звучит громко шебет птиц.

Выбегают навстречу друг другу одетые в военную форму парень и девушка. Обнимаются.

Он. Люба! Любонька!

Она . Это же просто чудо! Ты - мой комбат!

Он. А ты - мой старшина! Слышишь, как звучит: «Мой старшина!» Солиднее, чем комбат, а? Ну, рассказывай все по порядку!

Она . Подумай только, ведь это случайно! Я могла не встретить тебя! Мы искали свой полк, наш, Сталинградский, но погиб наш заместитель комдива, решили проситься к танкистам. А получилось - к тебе!

Он. Любонька! А помнишь - Крым, твой и мой двор, море, стихи, помнишь, ты приучала меня к Маяковскому...

Она. Я все помню, с самого-самого начала...

Он. Старшина ты мой, через три минуты занятия с командирами взводов. Вечером встретимся.

Она . Ты расскажешь мне, как это ты уже подполковник?

Он. Разве в этом дело? Бить надо врага - вот, что сейчас главное (обнимаются и расходятся).

Опять звучит в записи щебет птиц, потом грохот орудий.

Девочка.

Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву и тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

Ю. Друнина

Звучание музыки несколько секунд. Куплет песни В. Высоцкого «Всю ночь продолжалась кровавая эта потеха...».

Две девочки в форме сидят спина к спине, взявшись за руки.

Юлька.

Мы легли у разбитой ели,

Ждем, когда же начнет светлеть.

Под шинелью вдвоем теплее

На продрогшей, гнилой земле.

Зинка.

Знаешь,- Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,

У меня лишь она одна...

За порогом бурлит весна,

Старой кажется, каждый кустик

Беспокойную дочку ждет...

Знаешь, Юлька, я против грусти,

Но сегодня она не в счет...

Юлька.

Отогрелись мы еле-еле.

Вдруг приказ: «Выступать вперед!»

Снова рядом в сырой шинели

Светлокосый солдат идет.

Зинка.

С каждым днем становилось горше,

Шли без митингов и знамен.

В окруженье попал под Оршей

Наш потрепанный батальон.

Юлька.

Зинка нас повела в атаку,

Пробивались по черной ржи,

По воронкам и буеракам

Через смертные рубежи.

Зинка.

Мы не ждали посмертной славы,

Мы со славой хотели жить!

Юлька.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью

Укрывала я, зубы сжав,

Белорусские ветры пели

О рязанских глухих садах.

Знаешь, Зинка, я против грусти,

Но сегодня она не в счет.

Где-то в яблочном захолустье

Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,

У нее ты была одна...

Пахнет в хате квашней и дымом,

За порогом бурлит весна,

И старушка в цветастом платье

У иконы свечу зажгла.

Я не знаю, как написать ей,

Чтоб она тебя не ждала.

Ю. Друнина

Звучит щебет птиц, раздаются залпы орудий, потом снова слышно пение птиц.

Мальчик.

Кончался бой, и снова птицы пели,

И будто до войны, еще вчера,

Бросая под ноги тяжелые шинели,

Живые танцевали у костра.

Звучит песня «Случайный вальс». Пара танцует, когда остальные поют. Выбегают и весело пляшут под песню «Смуглянка».

Звучит фонограмма песни В. Высоцкого «Мне этот бой не забыть нипочем».

Высвечивается мальчик, который написал и перечитывает письмо отцу.

Мальчик . Здравствуй, дорогой мой папа! Мы живем хорошо, только очень по тебе скучаем. Я теперь с мамой работаю на заводе. И мне дают рабочую карточку. Папка, родненький! Бей фашистов сильнее, чтобы скорее стал мир и все мы были вместе. А то мама очень плачет, думает, что никто не видит. Она говорит, что ей все платья стали велики и поменяла их на молоко и хлеб. А то Сашка болеет. У нашей Мурки три котенка, а Сашок боится, что их убьют фашисты. Папка! Я хочу быть сильным, как ты, и прогнать немцев. И мы опять будем с тобой ловить рыбу и петь про черные глаза. Я тебя очень люблю и жду сильно. Твой старший сын Василий.

Отец мальчика.

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора,

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня,

Пусть друзья устанут ждать,

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души...

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь.

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет: «Повезло».

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

К. Симонов

Звучит фонограмма одного куплета песни Б. Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал». Выходят все дети.

Девочка.

И в День Победы, нежный и туманный,

Когда заря, как зарево, красна,

Вдовою у могилы безымянной

Хлопочет запоздалая весна.

Она с колен подняться не спешит,

Дохнет на почку и траву погладит,

И бабочку с плеча на землю ссадит,

И первый одуванчик распушит.

А. Ахматова

Мальчик.

Победа у наших стоит дверей...

Как гостью желанную встретим?

Пусть женщины выше поднимут детей,

Спасенных от тысячи тысяч смертей,

Так мы долгожданной ответим.

А. Ахматова

Дети поют песню «Рисуют мальчики войну». Несут в зал сначала большие детские рисунки о войне, на последнем куплете — рисунки с цветами, салютом.




























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
(А. Твардовский)

Цель:

  • Воспитать патриотизм, гордость за свою Родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам.
  • Научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя.

Материалы:

  • Плакаты: “Дошли до Берлина”, “Родина – Мать зовёт”

  • Выставка детских рисунков “Никто не забыт - ничто не забыто.”

  • Выставка книг на военную тематику

Подготовительная работа:

  • Конкурс детских рисунков, оформление книжной выставки
  • Заучивание стихов, песен, разучивание танцев
  • Подбор костюмов

(Звучит запись военной песни на сцену выходят 6 учащихся - 3 мальчика и 3 девочки.)

(Слайд №1)

От неизвестных и до знаменитых,
Сразить, которых годы не вольны,

Их миллионы незабытых,
Убитых, не вернувшихся с войны.

Память человеческая строго
Дни считает, как бойцов в строю

Знает мир, что путь ваш был нелегок
К этому торжественному дню.

Война не заканчивается, когда смолкает оружие.
Она продолжается в душах тех, кто в ней участвовал.

Она будет напоминать о себе, пока живы матери,
потерявшие сыновей, пока болят раны воинов.

(Слайд №2)

ВЕДУЩИЙ 1: Каждый год в первые майские дни наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших, кланяется живым.

Более шести с половиной десятилетий прошло с того летнего воскресного дня 1941 года. Но каждый из нас содрогается, услышав строки, бьющие прямо в сердце: “Сегодня, 22 июня 1941года, в 4 часа утра, без всякого объявления войны германские вооружённые силы атаковали границы Советского Союза”. Война...

(Слайд №3)

ВЕДУЩИЙ 2: Прошло 67 лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах, сердцах, мыслях. Да, у времени своя память. Время лечит. А память хранит. Веками человечество пишет и хранит письма. В них история. История страны, народа, человека. Самые сокровенные, самые искренние чувства, которые переживает за свою жизнь человек, хранят эти листочки бумаги.

ВЕДУЩИЙ 1: И пока в школьных музеях, в семейных архивах, в наших сердцах мы храним письма, жива память о тех, кто отдал свои жизни во благо нашего светлого будущего.

(Слайд №4)

ВЕДУЩИЙ 2: Шестьдесят семь лет, назад отзвучали последние выстрелы большой, трудной, трагической и незабываемой Великой Отечественной войны, но не заживают раны в сердцах человеческих. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы не должны забывать о тех, кто “ковал” победу в тылу, кто выстоял эти 1418 дней и ночей и дошёл до Берлина. И в торжественные, праздничные дни Великой Победы, мы вновь и вновь возвращаемся мыслями в те суровые годы, к тем героическим дням.

(Слайд №5)

ВЕДУЩИЙ 1:

Июнь. Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом в мае.

(Слайд №6)

ВЕДУЩИЙ 2:

На незримых фронтах
Необъявленных войн
Нету пауз и нету антрактов.
Все гремит над землей
Нескончаемый бой,
Лязг затворов и танковых трактов.
И к прикладу плечо
Притерпелось уже,
Принимая отдачу тугую,
Этой ночью мой друг
На ничейной меже
Принял в сердце случайную пулю.

(Слайд №7)

(звучит военный вальс, выпускники танцуют)

(Слайд №8)

ВЕДУЩИЙ 1:

Такою всё дышало тишиной,
Что вся земля ещё спала, казалось,
Кто знал, что между миром и войной
Каких-то пять минут осталось.

(слайд №9)

ВЕДУЩИЙ 2:

День был с небом без границ,
Небом синим и бездонным.
День был светел пеньем птиц
И надеждами влюблённых.
Не спешила ночи тень опуститься над землёю.
Это был последний день
Последний день перед страшною войною.

(Слайд №10)

ВЕДУЩИЙ 1: Сколько трудов выпало на долю женщин, матерей, жён в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа... Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. А многие воевали рядом с мужчинами.

(выходят девушки в платках)

(слайд №11)

1 девушка:

Что есть жизнь человека? Дар свыше. В эту жизнь мы приходим для того, чтобы жить, растить детей, быть счастливыми. На земле одно поколение сменяет другое. И нет в истории человечества ни одного поколения, которое не познало бы войны, боли потери близкого человека. Когда больно, когда душа кричит не всегда все можно выразить словами.

(Слайд №12)

2 девушка:

“И начались страшные дни. Жесточайшие бомбардировки не прекращались. Видимо, немцы решили полностью уничтожить город, всех и вся, что в нём находилось. Уже никто не мог покинуть этот город...”

(Слайд №13)

3 девушка:

На фронт сынку я на заре писала,
Водила пальцем по стоке:
- Сынок, - в письме ему сказала, -
Всё хорошо у нас в селе.
Посеяли хлеба, картошку посадили...
Но не писала, как дался тот сев,
О том, что в плуг корову снарядили.
И бабы по бокам, в натуге посинев...
- Сынок, - писала я, - ты будь смелее,
А обо мне не думай, не тужи,
Гони врага проклятого с России,
Отчизне-матери своей служи.
А я дождусь тебя, я не помру без спроса,
Мне много ль надо-то, мне надо-то чуть-чуть:
Вот выдал председатель к севу проса,
Картошка есть ещё. Дотянем как-нибудь.
А ты, мой сын, писал бы мне почаще.
Аль всё бои идут, и нету им конца?
Твои мне письма всех гостинцев слаще
Да фотокарточка героя-молодца.
Ты сделал хорошо, что карточку мне выслал,
Теперь и утром ранним и в ночи
Я будто говорю с тобою в мыслях.
И ты, моя кровинка, не молчи.
Уж отыщи минутку да другую
От сна, от отдыха для мамы оторви
И напиши, что жив-здоров, целую,
Мол, скоро буду дома, только жди.
Я жду, родной, из всех я сил стараюсь.
И сколько нужно будет - столько буду ждать!
А ты, солдатик храбрый, постарайся
Живым остаться и порадуй мать...-

(выходит ученик, исполняет под гитару песню “Здравствуй, Мама!”)

(Слайд №14,15)

Здравствуй, Мама!
Я опять пишу письмо
Здравствуй, Мама!
Все как прежде хорошо
Все нормально, светит солнце
Над горой встает туман
Знаешь, мама, здесь не страшно
Просто здесь Афганистан
Как там наши?
Я во сне всех видел вас
Как сестренка?
Перешла-ль в четвертый класс?
Ты бы, мама, Ольгу в гости
К нам почаще бы звала
И скажи ей, что вернусь я
Чтоб она меня ждала /
Мать читает, а в глазах стоит туман
Мать читает, все здесь правда, что - обман

Сын в земле, а на ладони - листик этого письма
Мать не в силах оторваться от могильного холма
Сын в земле, а на ладони - орден "Красная звезда"
Лишь вчера с соследним ветром
Горе стукнуло в окно
А сегодня, на рассвете
Почтальон принес письмо
В нем живой он, он смеется
И так хочет долго жить
Здравствуй, Мама! Здравствуй, Вечность
Мы не в праве их забыть
Здравствуй, Мама...

ВЕДУЩИЙ 1:

(Слайд №16)

Все то, что в письмах им писали из дому,
Все то, что в песнях с их судьбой сплелось,
Все это снова, заново и сызнова,
Коротким словом – Родина – звалось

ВЕДУЩИЙ 2:

Тех мрачных лет воспоминанье свято,
Претензий никому не предъявить.
Но по плечу российскому солдату
От имени России говорить.

(Слайд №17,18)

1 мать:

На площади опустошённой разрушен вражеским огнём,
Приветливый, многооконный с цветами в окнах детский дом.

2 мать:

Что в мире может быть печальней полуразрушенных печей,
На месте прежней детской спальни, среди обломков кирпичей.

3 мать:

В зале я видела мячик детский, а рядом школьная тетрадь,
Её примял сапог немецкий, оставив грязную печать.

4 мать:

Нет преступления бесцельней, бессмысленней злодейства нет.
И слезы детские и материнскую слезу, мы будем помнить много лет.

(Слайд №19)

1 ребёнок:

Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить,
Почему нашим людям и нашей стране
Столько горя пришлось пережить.

2 ребёнок:

Почему сыновья не вернулись домой.
Сколько жен потеряли мужей?
Отчего красны девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней.

3 ребёнок:

Дети детство узнали в руинах домов
Эту память вовек не убить
Лебеда – их еда и землянка – их кров
А мечта – до победы дожить

(Слайд №20)

4 ребёнок:

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне
чтобы не было войн и смертей
чтобы мамам страны не пришлось хоронить
вечно юных своих сыновей.

(Слайд №21)

ВЕДУЩИЙ 1:

В огне войны сгорело детство,
Но не прошло бесследно, нет,
И носим мы в себе наследство –
И боль, и радость грозных лет...

(Слайд №22)

ВЕДУЩИЙ 2:

И сколько сыновей, великая Россия,
Ты отдала за то, чтобы великой быть.
Безусых, молодых, веселых и красивых,
А ведь они могли сто лет прожить.

(Свет гаснет, выходят участники, у каждого в руке горит свеча, одна из участниц играет на скрипке)

(Слайд №23)

Мы будем жить в рассветах и закатах,
В мерцанье звезд и в шелесте волны.
Мы будем жить в молоденьких солдатах,
В делах страны живущей без войны.
Мы будем жить и в вас, и в ваших детях.
Мы станем ветром, колосом, дождем.
Мы будем жить! И завтра на рассвете
В тяжелый бой за эту жизнь пойдем.

ВЕДУЩИЙ 2:

Возвращаются радость и гордость,
Осыпается траур с лица –
Лишь афганская, терпкая горечь
Не спеша покидает сердца.
Нам в ушедших нельзя воплотиться,
Возвратить им угаснувший свет –
И минута молчания длится
В тех, кто вынул счастливый билет.

(Слайд №24)

ВЕДУЩИЙ 1:

Этим людям мы обязаны очень многим. Но вспоминаем об этом не так часто - один раз в году, 9 мая. В остальное же время - это в лучшем случае чьи-то бабушки и дедушки, в худшем одинокие старики. Они не ждут от нас преклонения или бесконечной благодарности за свои подвиги. Они просто хотят иногда слышать от нас слово “Спасибо!” и чувствовать, что они кому-то нужны.

ВЕДУЩИЙ 2:

Вспомним тех, кто бился на фронте с врагом, кто воевал в партизанских отрядах, кто страдал в фашистских концлагерях. Вспомним тех, кто без сна и отдыха трудился в тылу, кто дошёл до Берлина и Праги, и кого сегодня нет с нами. В память о тех, кто погиб на фронтах Великой Отечественной войны и умер от ран, объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.

(Звучит звук биения сердца)

(Слайд №25)

Мы, дети XXI века, не хотим жить для войны. Мы хотим учиться в школе, играть с друзьями, петь, веселиться, пускать кораблики по весенним лужам, рисовать, запускать в чистое голубое небо воздушного змея, сажать деревца - словом, светло и радостно жить на Земле.

ВЕДУЩИЙ 1:

Есть истории огромный камень,
Мы на нём напишем имена,
Золотом их тиснем, чтоб веками
Помнила и чтила их страна –
Всех, кто умер за свою Отчизну,
За её величье и рассвет,
Всех, кто отдал дорогие жизни,
Чтобы ярче лился счастья свет.

(Слайд №26)

ВЕДУЩИЙ 2:

Война свои “подарки” раздала –
Кому звезду на грудь, кому на холмик,
Кого-то развенчала долгота,
А кто-то вписан в жизни многотомник.
Пусть десять или двадцать лет пройдет.
И время врачевать умеет раны.
Давайте помнить тех, кто не придет.

(Слайд №27)

ВЕДУЩИЙ 1:

Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, люди всей земли!
Пусть наша дружба только вырастает!

(Слайд №28)

ВЕДУЩИЙ 2: И какие бы времена не наступили, истинная школа человеческих ценностей остается неизменной – это верность солдатской дружбе, неистребимая любовь к Отечеству, всегдашняя боль за свою землю.

(Приглашение ветеранов на сцену, поздравление, вручение цветов)

ВЕДУЩИЙ 1:

Не старейте, дорогие бойцы, мальчишки и девчонки войны, о вас еще напишут великие книги, а родная Русь всегда была братской, многонациональной и непобедимой!

Низкий поклон вам, мужественные солдаты Великой Отечественной войны. Живите долго и счастливо.

(все участники выходят и исполняют песню “День Победы”)

Литературно-музыкальная композиция «И все о той войне!»

Разработала: Петросян Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ с. Привольное Ровенского муниципального района Саратовской области»

Цели и задачи: способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге и самоотверженности мальчишек и девчонок военных лет.

Воспитание чувства патриотизма, гордости за советский народ.

Развитие стремления больше узнать о Родине, о её защитниках и их подвигах.

Воспитание доброжелательного отношения к людям разной национальности и к окружающим людям.

Оборудование: Диск с презентацией, мультимедийная установка.

Ход мероприятия.

В зале звучит музыка песен военных лет. Зрители усаживаются на свои места. Ветераны занимают в зале почетные места.

Ведущий 1 . Война - жесточе нету слова

Война - печальней нету слова

Война - святее нету слова

В тоске и славе этих лет

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

Ведущий: Дорогие ребята, уважаемые гости! Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о воздушной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое не топленое жилище, скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Сегодня на нашем мероприятии присутствуют гости: …………, ветеран Великой Отечественной войны Тюкалин Ф.А., вдовы, труженики тыла, дети войны.

Ведущий 2. Сегодня будет день воспоминаний

И в сердце тесно от высоких слов.

Сегодня будет день напоминаний

О подвиге и доблести отцов.

Звучит фонограмма песни «Вставай страна огромная»

Ведущий 1. Семьдесят лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну, самую тяжёлую и жестокую из всех войн в истории нашей Родины. В сердцах людей она жива, потому что до сих пор не залечены её раны, не иссякла боль, не забыты те, кто отдал жизнь за великую Победу. Для нас война….- история!!!

Ведущий 2. 9 мая - Это великий праздник День Победы. Он установлен в честь Победы над гитлеровской Германией в Великой Отечественной войне. Это день радости и торжества, день бессмертной славы и светлой памяти героев.

Ведущий 1: 9 мая праздник – праздник необычный. Всякий праздник, прежде всего радость, веселье, смех, но радость этого праздника переплетается с горем, смех – со слезами….

Инсценировка на сцене: Дедушка и внук (дедушка сидит, смотрит кинохронику, утирая слёзы)

Внук - Почему, дедуля, у тебя слеза?

Почему, дедуля, прячешь ты глаза?

Кто тебя обидел, можешь рассказать?

За тебя я буду драться, буду защищать!

Дедушка

Внучек ты мой милый, нет, не плачу я,

Просто вспоминаю о былых боях,

Когда был я молод, Родину любил

И врагов проклятых под Берлином бил!

Там друзей военных много полегло,

Вспоминать об этом сердцу тяжело!

И Победу в мае встретили не все,

Там лежать остались в утренней росе!

Так живи, мой внучек, и войны не знай,

Каждый год с Победой пусть приходит Май!

Улыбайся солнцу, весело играй,

Но что было с нами, ты не забывай!

(свет выключается идёт кинохроника военных наступательных действий на Берлин)

Ведущий 2 : Шел апрель последнего года мировой войны. Военные действия охватили значительную часть территории Германии: с востока наступали советские войска, а с запада – союзные. Были созданы реальные условия для полного и окончательного разгрома вермахта.

Звучит фонограмма песни «В лесу прифронтовом »

Свет на сцене включается

Сцена 1. Фронтовой лес. На привале у костра собрались лётчик, танкист, пехотинец, моряк.

Лётчик (с грустью) Эх, хорошо - то здесь как…. Тихо. Как раньше (вздыхает) кажется, что война закончилась……

Моряк : (задорно) Что, авиация, приуныла? Эх, брат ты не дрейф, скоро, скоро конец войне, считай в лесах под самым Берлином сейчас сидим. Ты лучше скажи сколько «Юнкеров» насчитал»

Лётчик : (с гордостью) Я- то…8! Да что я, вот в нашей части случай был.

Рассказ лётчика : Вели мы бой вчера на подступах к Берлину. Получили боевое задание- самолёты в воздух. А какой там воздух? Враг из зениток так и жжёт, ты ведь знаешь, что ведь Гитлер издал приказ об обороне Берлина, а в нем говорится: «Оборонять столицу до последнего человека и до последнего патрона... И тут наш старший лейтенант, Георгий Береговой, поднял свою машину и направил на автоколонну. Это фашисты горючее и боеприпасы везли. Стали автомашины взрываться от его метких бомбовых ударов. Но в это время снаряд попал в самолёт Берегового, вырвав кусок фюзеляжа и повредив плоскости. Нужно было прыгать, но это было не в его правилах. С трудом он довёл самолёт, и пересел на другую машину и опять продолжил бомбить подступы к Берлину. Весь день не стихал бой. Вечером нам сообщили, что нашего лейтенанта за этот бой орденом наградили….

(кинохроника)

Ученик: Дни бежали и недели,

Шел войне не первый год.

Показал себя на деле

Богатырский наш народ.

Ленинградская блокада,

Дни и ночи Сталинграда,

Дон и Курская дуга,

И уже назад – ни шагу!

Все вперед, вперед к рейхстагу,

Чтобы там добить врага…(кинохроника)

Песня «Эх, дороги»

Эх, дороги...Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян

Знать не можешь

Доли своей,

Может, крылья сложишь

Посреди степей.

Вьется пыль под сапогами Степями, Полями,

А кругом бушует пламя

Да пули свистят.

Эх, дороги...Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Выстрел грянет,

Ворон кружит...

Твой дружок в бурьяне

Неживой лежит.

Пылится, Клубится,

А кругом земля дымится - Чужая земля.

Эх, дороги...

Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Край сосновый,

Солнце встает,

У крыльца родного

Мать сыночка ждет.

И бескрайними путями,

Степями, Полями,

Все глядят вослед за нами Родные глаза.

Эх, дороги...Пыль да туман,

Холода, тревоги

Да степной бурьян.

Снег ли, ветер,

Вспомним, друзья...

Нам дороги эти

Позабыть нельзя.

Ученик : Они кинулись неистово,

Могильным холодом грозя,

Но есть такое слово выстоять,

Когда и выстоять нельзя

И есть душа - она всё вытерпит

И есть земля - она одна

Большая добрая сердитая,

Как кровь, тепла и солона.

Моряк: Да, лихой парень, ваш лейтенант

Лётчик : А ты чего же по суше ходишь? Тебе ведь положено моря бороздить!

Моряк : ранен я был… Из госпиталя добираюсь. У нас ведь брат, такое приключилось….

Рассказ моряка : был у нас на корабле юнга- мальчишка лет 14, звали Сашей. Эх, и любили мы его все! Так вот в одном последнем бою, на подступах Берлина, угодил снаряд в машинное отделение, где находился Сашка. На мгновение его оглушило и ослепило, сбило с ног взрывной волной. Быстро поднявшись, он почувствовал, как что-то обожгло ему руку. Это из пробоины мотора ударили две мощные струи горячего пара, перемешанного с бензином и машинным маслом. Судну грозил взрыв. Ему бы сорванцу, удирать со всех ног да спасаться, а он стянул с себя ватную куртку, набросил на пробоину и прижал своей грудью. Страшная боль пронзила Сашу, но он лежал до тех пор, пока мы не подоспели. Так вот наш Саша, считай, в самом конце войны был награждён орденом Отечественной войны первой степени….. посмертно.

Танкист: Да, грустный рассказ ты нам поведал, служивый…..Сам то, как поглядим, серьёзно ранен был

Моряк : Это верно, рана до сих пор ноет. Да разве это боль! Сердце у меня сильнее болит- жалко мальчонку.

Медсестра : Не тужи. Дай-ка я тебе рану перевяжу

(кинохроника)

Ведущий 2 : Наступление на Берлин началось с Кюстринского плацдарма на Одере 16 апреля 1945 года, в 3 часа утра по местному времени, войсками 1-го Белорусского фронта. Этому предшествовала мощная артиллерийская и авиационная подготовка, после которой в атаку устремились пехота и танки.

Ученик: Пушки грохочут, пули свистят

Ранен осколком снаряда солдат

Шепчет сестричка «Давай поддержу»

Рану твою я перевяжу.

Всё позабыла и слабость и страх

Вынесла с боя его на руках

Сколько в ней было любви и тепла

Многих от смерти сестричка спасла.

Моряк : Эх, и хорошо сестричка перевязала, ноги прямо сами в пляс просятся.

Исполняется танец «Яблочко»

По окончанию танца, все аплодируют моряку, только солдат пехотинец занят своим делом: склонившись, на коленях пишет письмо

Танкист: Кому письмецо-то?

Летчик: Сыну. Он у меня совсем взрослый стал.

Ведущий 2: Письма с фронта – это особая часть наследия. Их писали в перерывах между боями, отправляли из госпиталей, опускали на станциях. Написанные порой на оберточной бумаге они трудно и долго добирались до адресата.

(кинохроника)

Песня «Фронтовые письма»

Сколько писем солдатских

С той последней войны

До сих пор адресатам

Так и не вручены

Может нет адресата

И писавшего нет..

Так кого же он ищет

Треугольный конверт

припев

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольная повесть

Повесть в несколько строк

"Мол, воюю на совесть..

Слушай мамку, сынок.."

Желтым пеплом покрыла

Треугольники осень

Строчки ливнями смыты

Словно вдовьей слезой

И слова уже стали

Неразборчивы очень

Но до боли понятен

Смысл тех писем простой

припев

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольная радость

Треугольная грусть

Уцелевших три слова

"Я Маруся,вернусь.."

Мы хотим, чтобы знали

Люди нашей страны

Эти письма писали

Нам солдаты с войны

Это так завещали

Все сполна любить

Что они защищали

И смогли защитить

припев

Треугольная небыль

Невозможная быль

В три погибели неба

Пуль шальная кадриль

Треугольник бумажный

Есть мечты и держись

Промелькнуло однажды

"ПОБЕЖДАЕМ..кажись..!"

Ученик: Я шлю тебе письмо из сорок пятого…

Взгляни на снимок, сверстник дорогой.

На нем я вместе с нашими ребятами,

Ученик: Земля стонала вся в огне, в пожарищах,

А мы за жизнь вели жестокий бой.

И рядом на земь падали товарищи,

И каждый был такой же молодой…

Ученик: Я не слыхал, как злая пуля свистнула,

Как я упал и стал землей седой,

Как обелиском стал и песней чистою…

Ты посмотри, какой я молодой….

Ведущий 2: По статистике военных лет, с 1941 по 1945 в армию и на фронт ежегодно доставлялось до 70 мл. писем и примерно столько же шло с фронта родным и близким. В Ровенском музее хранятся десятки писем военнойпоры.

Ведущий 1: Пройдут годы, но солдатские треугольнички, долгожданные гости времен ВОВ, навсегда останутся в истории страны, в летописи огненных лет. Солдатские письма должны жить! Пусть это будет маленькой частицей долга благодарных потомков перед павшими, перед теми, кто сохранил для них честь и достоинство державы.

Танкист : Что загрустили. Вот послушайте, какой я вам случай расскажу.

Горел советский танк – прямое попаданье,

А в танке командир был ранен тяжело.

Броня раскалена, из-под мотора – пламя,

И а смотровую щель не видно ничего.

Из танка командира спас молодой танкист,

Двадцатилетний парень, красив был и плечист.

От старшего товарища на землю опустил,

В горячке не заметил, что враг за ним следил.

Фашист на мощном «тигре» их, безоружных ждал.

Он медленно, упрямо, с насмешкой подъезжал,

И быть бы им раздавленным под траками махины –

Боец не растерялся, вскочил в свою машину.

Она еще горела, дышала и жила,

Она еще терпела, как будто бы ждала.

Вот молодой приятель коснулся рычагов

И, протаранив «тигра», собой убил врагов!

Песня « Три танкиста»

На границе тучи ходят хмуро,

Край суровый тишиной объят.

У высоких берегов Амура

Часовые родины стоят.

Там врагу заслон поставлен прочный,

Там стоит, отважен и силен,

У границ земли дальневосточной

Броневой ударный батальон.

Там живут - и песня в том порука –

Нерушимой, крепкою семьей

Три танкиста, три веселых друга -

Экипаж машины боевой.

Ведущий 2: Женщины-солдатки: матери, сестры, жены, любимые... Сколько лишений и трудов выпало на их долю в эти страшные годы войны. Ждать с войны сына, брата, мужа... Но при этом растить детей, выращивать хлеб, стоять до изнеможения у станка. А многие воевали рядом с мужчинами. Храбро бросались под пули во время бомбежек и обстрелов. Сестры милосердия выносили раненых бойцов с поля боя.

Девушка-медсестра:

Я ушла из детства

В грязную теплушку,

В эшелон пехоты,

В санитарный взвод.

Дальние разрывы

Слушал и не слушал

Ко всему привыкший

Сорок первый год.

Я пришла из школы

В блиндажи сырые.

От Прекрасной Дамы - В «мать» и «перемать».

Потому что имя

Ближе, чем «Россия»,

Не смогла сыскать.

Песня «Вальс фронтовой медсестры» (вторая вальсирует)

Легкий школьный вальс тоже был у нас,

У него судьба была такая:

Помню как сейчас, наш десятый класс

Закружила вьюга фронтовая.

Фронтовой санбат у лесных дорог

Был прокурен и убит тоскою.

Но сказал солдат, что лежал без ног:

"Мы с тобой, сестра, еще станцуем".

А сестра, как мел, вдруг запела вальс,

Улыбнулась всем: "Это я для вас", -

А слеза катилась на улыбку.

Тот мотив, который пелся с болью.

Сколько лет прошло - не могу забыть

Мужество солдатское и волю

Танкист: Меня дома ждет сынок и дочка. Сначала сын всё на войну рвался, да рано мал ещё, только - только подрос. Ну, ничего, вот завоюем победу, и снова наши дети будут улыбаться, и снова будут радоваться детству

Лётчик: и не будут бояться взрывов

Моряк: и снова в руки возьмут игрушки

Медсестра : и снова по утрам побегут в школу

Все : и будет мир!

Танкист : Перед нашей Родиной мы сочтёмся славою,

Все, кто кровью собственной, породнился с ней.

Лётчик: Шла война великая, шла война кровавая

Моряк: Нас война отметила метиной особою

В жизни нет, и не было ничего трудней,

Метиной особою, самой высшей пробою-

Тысяча четыреста восемнадцать дней

Медсестра : Наградила нас она фронтовым содружеством,

Не было содружества крепче и родней,

Под огнём, под пулями закаляла мужество

Тысяча четыреста восемнадцать дней.

1-й куплет песни М. Ножкина «Последний бой»
Мы так давно, мы так давно не отдыхали,
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой.
Припев:
Еще немного, еще чуть-чуть.
Последний бой - он трудный самый.
А я в Россию, домой, хочу,
Я так давно не видел маму!

Под музыку герои уходят со сцены

Ведущий 1: А после госпиталя – снова фронт. Суровые дни сорок пятого. Словно переняв эстафету героев, рядом с взрослыми встали дети.

Ученик: Победа! Славный сорок пятый!

Друзья оглянемся назад

Из сорок пятого ребята

Сегодня с нами говорят

Мы слышим их. Они нам близки

Своим наследием прямым

Они для нас как обелиски

Они сегодняшние мы.

1 й мальчик : тогда нам было 10 лет

Мы помним ночь войны

Не огонька в окошках нет

Они затемнены

1-я девочка : кто прожил только 10 лет,

Запомнит навсегда,

Как потушив дрожащий свет

Ходили поезда

2-й мальчик: во тьме на фронт везли войска

Детей в далёкий тыл

И поезд ночью без гудка

От станций отходил.

1-й мальчик. Т от не забудет никогда

Хоть был он очень мал

Как дорога была вода

И не всегда была еда

И как отец его тогда

За счастье воевал.

Клип «Солдаты войны»

Ведущий 2: Недаром Первый Белорусский

Громил оплот германо-прусский -

Гнездо зачинщиков войны.

Ведущий 1: Недаром Первый Украинский

Ворвался в лабиринт берлинский,

С другой ударив стороны.

Ведущий 2: Соединясь, они Берлину

Несли возмездье в этот день

За Беларусь, за Украину,

За черный пепел деревень!

Танец огня

Ведущий 1: 30 апреля 1945 года, в 14 часов 25 минут, войсками 3-й ударной армии (командующий генерал В. И. Кузнецов, член Военного совета генерал А. И. Литвинов) была взята основная часть здания рейхстага.

Ведущий 2: За рейхстаг была кровопролитная борьба. Подступы к нему прикрывались крепкими зданиями, входящими в систему девятого центрального сектора обороны Берлина. Район рейхстага обороняли отборные эсэсовские части общей численностью около шести тысяч человек, оснащённые танками, штурмовыми орудиями и многочисленной артиллерией.

Ведущий 1: Непосредственный штурм здания рейхстага осуществляла усиленная 150-я стрелковая Идрицкая дивизия (3-й ударной армии), во главе которой стоял генерал Герой Советского Союза В. М. Шатилов. 150-ю дивизию поддерживали 23-я танковая бригада и другие части армии.

Чтец: И вот уже у стен Рейхстага

Ожесточенный бой кипит,

Советских воинов отвага

В последней схватке победит.

И над фашистскою столицей,

Пронзая синеву насквозь,

Как вестник славы, вольной птицей,

Победы знамя вознеслось.

Ведущий 2: К концу дня 1 мая гитлеровские части общим числом около полутора тысяч человек, не выдержав борьбы, сдались. Рейхстаг был полностью очищен от противника.

Ведущий 1: Еще не остыли орудия. Еще догорают пожарища. Еще не подобраны убитые…Пленные сдают оружие. Из подвалов выходят берлинские жители и выстраиваются в очередь за солдатским супом, который выдают на площадях наши фронтовые повара. А над Рейхстагом алеет советский флаг. В ночь на 1 мая разведчики 756-го полка 3-й Ударной армии Михаил Егоров и Мелитон Кантария, русский и грузин, подняли советский флаг над Рейхстагом.

Ведущий 2: В битве за Берлин участвовали и наши земляки, жители ровенского района:

Кочергин Алексей Дмитриевич (с. Привольное)

Борщов Петр Васильевич (с. Приволжское)

Панков Константин Евсеевич (р.п. Ровное)

Елхимов Иван Васильевич (с. Приволжское – 90 лет)

Во время залпов в честь победы

Обрывок дружеской беседы

Случилось ночью слышать мне:

"Москва - в огнях, Берлин - в огне!

Чтец: В девятый день ликующего мая

Когда легла на землю тишина

Промчалась весть от края и до края

Мир победил. Окончена война.

Песня «Виват, Победа!»

Ну вот, и цветущий май, гуляет по мирной земле

Казалось, живи не скучай, но что-то тревожно мне

Быть может, я вспомнил войну, а может германский след

Навстречу идёт ветеран, как-будто вернулся мой дед

Припев:

Вот и встретились наши пути, ветеранов различных войн

Нам Победы своей не найти, но мы помним, какой ценой

Вы дошли до Берлинских стен, и закончили это бой

Но Афган, и Чеченский плен, не дают, обрести, нам покой

Припев

Виват, Победа, виват, виват, Москва, Сталинград

Виват, Киев, Минск, Ленинград, виват, офицер и солдат

Виват, всем, кто выжил в бою, виват, кто остался в строю

И низкий поклон, до земли и вечная память, и вечная слава

За то, что вы мир, сберегли….

Ведущий 1: во время войны погибло 9997 жителей нашего города Энгельса. Саратовская область дала 290 героев советского союза. В Саратове в региональном приволжском издательстве «Детская книга» опубликовано 17 томов «Книг памяти», в которой названы поимённо все наши земляки, защищавшие в 1941-1945 г. страну от фашизма.

Песня «Обелиск»

Обелиск над рекою стоит,

Будто морем хранящий покой.

Плачет мать, обнимая гранит,

Вот и свиделись,

шепчет родной.

И такая стоит тишина.

На осколках горячих,

Прольется в мирный полдень,

Сын в атаку за танком бежал,

Бой жестокий гремел над рекой.

И на теплую землю упал,

Будто к маме прижался щекой.

С неба солнце июльское вьется,

И такая стоит тишина.

На осколках горячих,

Прольется в мирный полдень,

В мирный полдень былая война.

В небеса её сын улетал,

И задумалась мать глубоко.

Гладит камень надежды рука,

А глаза далеко, далеко.

С неба солнце июльское вьется,

И такая стоит тишина.

На осколках горячих,

Прольется в мирный полдень,

В мирный полдень былая война.

С неба солнце июльское вьется,

И такая стоит тишина.

На осколках горячих,

Прольется в мирный полдень,

В мирный полдень былая война.

Ведущий 2: Проходишь мимо обелиска,

Замедли шаг, остановись.

И голову склонивши низко,

Всем победившим поклонись.

МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Ведущий 1: Ради счастья и жизни на свете

Ради воинов, павших тогда,

Да не будет войны на планете

Все: никогда! Никогда! Никогда!

Песня «О той весне»

Кино идет,

Воюет взвод,

Далекий год

На пленке старой...

Нелегкий путь,

Еще чуть-чуть

И догорят войны пожары...

Счастливый май,

Любимый край,

Своих солдат встречай скорее...

От ран обид

Земля дрожит

Теплом души ее согреем...

ПРИПЕВ:

И все о той весне

Увидел я во сне,

Пришел рассвет и миру улыбнулся,

Что вьюга отмела,

Что верба расцвела,

И прадед мой с войны домой вернулся...

В лихом бою,

В чужом краю

Пусть берегут

Любовь и вера,

Чтоб больше их

Пришло живых

И рядовых,

И офицеров...

Придут весной,

Как прадед мой,

И в дом родной

Откроют двери...

Я помню свет

Далеких лет,

В свою страну

Я буду верить...

ПРИПЕВ:...2 раза

Чтецы: Ты нарисуешь яркое солнце

Я нарисую синее небо

Он нарисует колосья хлеба

Мы нарисуем осенние листья

Школу, друзей, ручей беспокойный

И зачеркнём нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны

Исполняется песня «Солнечный круг»

Солнечный круг, небо вокруг -

Это рисунок мальчишки.

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке:

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Против беды, против войны

Встанем за наших мальчишек.

Солнце - навек! Счастье - навек! -

Так повелел человек.

Пусть всегда будет солнце,

Пусть всегда будет небо,

Пусть всегда будет мама,

Пусть всегда буду я.

Ведущий 2: Солнце Родины любимой озаряет всё вокруг

И взлетает белокрылый голубь мира с наших рук-

Ведущий 1: Ты лети по свету, голубь наш, из края в край

Слово мира и привета всем народам передай

Ведущий 2: Мир герои отстояли, помнить их мы поклялись.

Пролетая в синей дали к обелиску опустись

Ведущий 1: Чтобы взрывы не закрыли небо чёрной пеленой

Голубок наш белокрылый, облети весь шар земной.

Дети дарят гостям бумажных белых, голубей, как символ мира на земле

День Победы (кинохроника)

Ведущий : - Здравствуйте, дорогие односельчане, уважаемые гости праздника!

Мы рады приветствовать вас на праздничном концерте, посвящённом Дню Великой Победы. Хотя каждый год мы отмечаем немало светлых, славных дней. Но эти дни – в начале

мая – навечно в памяти людей.

Это было как будто недавно,

Только это мы помним давно,

И ребят, повзрослевших так рано,

И войну нам забыть, не дано.

Молодые, счастливые лица

Этих милых парней и девчат,

И не знали они, что граница

Под прицелом немецких солдат.

Под гармони чудесное пенье

Вихрем вальс их кружил выпускной

Это было как счастья мгновенье

Перед самой жестокой войной.

Споём, мы с вами, негромко задушевно

Простое, деревенское, своё….

Пока жива ты, русская деревня,

Жива и память… Слушайте её!

Музыкальный номер песня «Снова замерло всё до рассвета»

Ведущий: Мирно страна проснулась.

В этот июньский день,

Только что развернулась

В скверах её сирень.

Радуясь солнцу и миру

Утро встречала страна,

Вдруг разнеслись по эфиру

Горестные слова.

И сколько бы не прошло лет, мы всегда будем помнить тот страшный день, когда началась война.

Музыкальный номер песня « Война»

Ведущий: - Дороги войны.. От Бреста до Москвы, а потом обратно.. Сколько их пройдено. И всюду с воинами шагала песня! Песня жила в душе солдата. Песня звала на подвиг, приближая победу.

Музыкальный номер песня «Эх, дороги?»

Ведущий: - Война оставила глубокий след в памяти нашего народа.

Впервые же месяцы войны, помимо мужчин. Добровольцами ушли на фронт тысячи женщин. Они сражались с врагом, спасали раненых на полях боя.

Не умели женщины в погонах

Под руку с мужчинами ходить.

Довелось, ещё не бывшим жёнам,

Раненых из боя выносить.

Их звали ласково, «сёстрёнки»

Душой, как первый снег, чисты.

Носили хрупкие девчонки

На сумках красных кресты

Стихотворение « В госпитале»

Ведущий : - Мощным оружием на фронте была песня. Она помогала в бою и на привале. Но самыми любимыми песнями были песни, о родном крае, о доме.

Музыкальный номер песня «Горит свеча огарочек»

Ведущий: - Защищали Отечество стар и млад.

Воевали, делали оружие, шили одежду, растили хлеб. Работали в две смены. Фронту нужен был хлеб. И так было повсюду, по всей России. Одно желанье жило в их сердцах, не покидавшее несчастных даже в снах.

Желанье – голод утолить,

Хотя бы корочку сухую откусить

И с наслажденьем её жевать…

Музыкальный номер песня «Хлеб всему голова»

Ведущий : - Военные письма, простые листочки-

Солдату от матерей, ей от него,

Любовью и верой согретые строчки-

Они сейчас нам дороже всего

Музыкальный номер песня « Солдатские письма»

Ведущий : - Знали люди, что война –это пропасть, это гибель. Но матери, жёны, сёстры ждали своих фронтовиков. Ждали, даже если приходила «похоронка». Ждали, надеялись и писали письма.

Этот маленький жёлтый листок

Посылаю в землянку к тебе,

Чтобы строчками этими мог

Часто думать в бою обо мне,

Не давая пощады врагу,

Чтоб в землянке порой находясь

Знал: любовь я твою берегу

Вспоминаю тебя каждый час,

Стихотворение Кедрина Дмитрия Борисовича «Солдатка»

Ведущий: - Эти песни одинаково дороги и вам, старшему поколению, и нам, молодым. Потому что они не стареют. В современных пенях всё же вечные темы – о жизни, верности и любви.

Музыкальный номер песня « Два Орла»

Ведущий: Ещё горячность боя

Сердце билось

А в мир уже вступила тишина

Как будто время здесь остановилось,

Не веря вдруг что кончилась война.

евитана об окончании войны

Стихотворение «Весна 45 года »

Ведущий : - Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе, в каждом селе. Созданы мемориальные комплексы, памятники, памятники с красными звёздами хранят имена погибших героев. Но на многих могилах не увидишь табличек с именами, лишь количество захоронённых. Они пали, их нет, но они живут в нас.

Музыкальный номер песня « На братских могилах»

Ведущий: - В юности любви не испытали,

Ворошить не хочется былое

Парни наши смертью храбрых пали,

Полегли они на поле боя.

Сколько таких молодых в расцвете лет, любящих жизнь, не вернулись с войны. Давайте милосердно относится к тем, кто жив,

А мёртвых помнить, и гордится ими.

Музыкальный номер песня « О героях былых времён»

Ведущий: - И снова музыка звучит,

И дарит людям счастье

Пусть окружает вас любовь,

Пусть обойдёт ненастье

Музыкальный номер песня « Над моей Россией»

Ведущий: Проходят годы, меняются поколения, но Великую Отечественную войну будут помнить всегда.

Наши будущие защитники - это подрастающее поколение. На сегодняшних мальчишек можно будет положиться нам с вами.

Музыкальный номер «Будущий солдат»

Ведущий : - Проходят столетья, мелькают годы. Родную страну защищали всегда! И с самых далёких времён было так. Забудь обо всём, коль приблизился враг. Крестьянин, рабочий бросали дела. Когда их защиты Россия ждала.

Музыкальный номер «Три танкиста»

Ведущий :

Когда станут взрослыми наши ребята,

Их тоже служить призовут во солдаты,

Ведь должен мужчина российский любой

Суметь за Россию отправиться в бой.

Пусть парни страну от врагов берегут

И службу военную честно несут.

Мы гордыми будем за наших ребят.

Да здравствует доблестный русский солдат!

Музыкальный номер «Моя армия»

Ведущий: - Мы готовы вновь и вновь

Слушать песни про любовь,

Эта песня тронет душу,

Взбудоражит в жилах кровь.

Музыкальный номер песня «Ковыляй потихонечку»

Музыкальный номер детские частушки

Музыкальный номер частушки

Ведущий : - День весенний солнцем дразнит

Ярок, светел и красив!

Всех гостей на этот праздник

Он сегодня пригласил

Солнце родины любимой озаряет всё вокруг

И взлетает белокрылый голубь мира с наших рук

Ты лети, лети по свету, голубь наш, из края в край

Словно мира и привета всем народом передай.

Мир герои отстояли, помнить их мы поклялись,

Пролетая в синей дали, к обелиску опустись.

Чтобы взрывы не закрыли небо чёрной пеленой,

Голубок наш белокрылый, облети весь шар земной.

Музыкальный номер песня «Птицы белые»

Ведущий : - Мы низко преклоняемся и отдаём глубокую дань уважения тем, кто героически прошёл долгими, тернистыми, боевыми дорогами, а потом возродил родную землю из пепелища после Великой Победы.

Поздравляю всех Вас, дорогие друзья, односельчане, гости праздника с величайшим днём – Днём Победы!

Желаем Вам здоровья,

Любви и удачи. Живите спокойно!

Пусть будет у вас ещё много побед.

А мы оградим вас от всячески бед.

На этом наш концерт заканчивается.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.