Региональная программа благоустройства дворовых территорий. Как включить двор в федеральную программу благоустройства

Вокруг каждого многоквартирного дома располагается придомовая территория, которая принадлежит всем собственникам одновременно. Действующее законодательство предполагает регулярное проведение работ по ее благоустройству. План этих работ, нормативы качества и другие правила подробно описываются в статье.

Нормативы размеров территории, которая относится к придомовой, регулируется в первую очередь Жилищным кодексом (глава 6). Также обращают внимание на градостроительные акты, которые зависят от конкретного населенного пункта, строительные документы и Правила содержания общего имущества, относящегося к многоквартирному дому.

Единой, конкретной формулы для всех случаев не существует. Однако для каждого дома существует план (его можно увидеть в Управляющей компании или ТСЖ), на котором четко обозначены границы территории.

Таким образом, для определения зоны ответственности по уходу и благоустройству дворовой территории сначала следует четко определить её границы . Юридически она может находиться в муниципальной или частной собственности. В последнем случае земля считается принадлежащей одновременно всем собственникам в долях, пропорциональных площадям их квартир.

Ответственный за благоустройство

Если земля принадлежит муниципалитету, то за благоустройство отвечают представители местной Администрации. Если придомовая территория относится к частной собственности, ответственность несут жильцы. Однако в этом случае собственники, как правило, передают (делегируют) свои полномочия определенному юридическому лицу:

  • Управляющей компанией, которая отвечает за содержание общего имущество, озеленение, уборку двора, вывоз мусора и многое другое;
  • Домовому комитету (из числа собственников назначаются соответствующие ответственные лица).

Таким образом, вне зависимости от размера придомовой территории и формы собственности на нее ответственность за благоустройство лежит на собственнике (прямо или опосредованно – т.е. через договор с Управляющей компанией). УК оказывает соответствующие платные услуги, оплачивающиеся по принятому тарифу.

Владельцы квартир вправе требовать исполнения обязательств по договору в полном объеме. С текстом договора можно ознакомиться в компании или взять его у ответственного лица (например, у председателя ТСЖ или у старшего по дому).

Мнение эксперта

Саломатов Сергей

Эксперт по недвижимости

В случае приобретения квартиры в новостройке собственники заключают договор купли-продажи со строительной компанией. Также подписывается акт приема-передачи имущества (как самого дома, так и двора вокруг него). Обязанность застройщика провести благоустройство двора должна быть прописана в договоре. В противном случае собственники не смогут потребовать от него провести соответствующие работы.

Перечень работ по благоустройству

Конкретный перечень работ утверждается на местном уровне – в постановлениях региональных правительств. Обычно подобные программы носят название «Формирование комфортной городской среды».

Окончательный перечень работ может определяться индивидуально по каждому многоквартирному дому. Жильцы на общем собрании собственников вправе самостоятельно определить конкретный список обязанностей Управляющей компании, обслуживающей дом (в пределах своих финансовых возможностей). В перечень работ обычно включаются такие виды:

  1. Уборка всей территории, предназначенной для общего пользования, в том числе выделенных зон для парковок.
  2. Установка мусорных баков и урн.
  3. Устройство проезда из асфальта, тротуаров.
  4. Монтаж бордюров и поребриков.
  5. Содержание фонарей уличного освещения, периодический осмотр и ремонтные работы, устранение последствий аварийных ситуаций.
  6. Установка систем освещения дополнительного назначения (например, подсветка на спортивной, детской площадке и т.п.).
  7. Создание, содержание, расширение, модернизация детской площадки на территории двора (и других зон активного отдыха при наличии – например, турники, тренажеры и т.п.).
  8. Проведение работ по озеленению, содержание кустарников, деревьев, цветочных клумб.
  9. Окрашивание всех стационарных конструкций, установленных на участке, в том числе ограждений, лавочек, урн, опор и т.п.
  10. Сезонные работы, связанные с обеспечением безопасности жильцов и арендаторов – обработка пешеходных дорожек противообледенительной смесью, уничтожение сосулек, наледей, снежного наста и т.п.
  11. Монтаж, обслуживание и ремонтные работы по ограждениям участка, его отдельных зон (например, цветника, детской площадки).
  12. Монтаж во дворе пандусов, перил, прочих устройств для создания комфортной среды для людей с ограниченными возможностями.
  13. Покрытие территории – натуральный или искусственный газон, асфальт.
  14. Монтаж архитектурных сооружений, скульптур, небольших фонтанов т.п.
  15. Создание зон для выгула животных, ограждение, содержание этих территорий.

Объем каждого вида работ имеет собственную единицу измерения – в большинстве случаев это квадратный метр, погонный метр или штуки. Например, бордюры измеряются в погонных метрах, укладка асфальта – в м 2 , а установка урн – в шт.

Перечни работ составляются на каждый год, содержание видов услуг и цены на них уточняются по мере поступления новой информации. Обычно документ утверждается заблаговременно, до наступления нового года.

Нормы проведения основных работ

Конкретные нормативы устанавливаются как на уровне федерального, так и на уровне регионального законодательства (нормативные акты, ГОСТы, СНиПы и другие документы). Основным источником информации является соответствующее Постановление Госстроя.

Асфальтирование

Это одна из наиболее дорогих статей бюджета проведения благоустройства дворов. Как правило, перед принятием решения о ремонте собирается не менее половины жильцов, которые принимают соответствующее решение большинством голосов. Работы производят за счет дополнительного финансирования собственниками (или за счет доходов от аренды части придомовой территории).

Нормативы асфальтирования следующие:

  • высота слоя может отличаться от принятого не менее, чем на 15 см;
  • ширина покрытия непосредственно вокруг дома не менее 100 см;
  • покрытие на дорогах, непосредственно примыкающих к подъездам, а также на стоянке – обязательно.

Правила огораживания

Возведение постоянных ограждений не запрещено законом, однако при проведении работ необходимо учитывать несколько требований:

  1. Ограда не может перекрывать проход, а также автомобильный подъезд к дому.
  2. Территория двора не может быть ограничена полностью – так, чтобы жители других дворов не могли беспрепятственно пересечь ее.
  3. Вместе с тем детская площадка или парковка может быть огорожена полностью.

Ограждения на парковке не должны мешать проезду к дому специальному транспорту (полиция, скорая помощь, пожарные машины и т.п.).

Правила озеленения

При проведении благоустройства двора практически всегда уделяется внимание озеленению территории. Оно осуществляется с учетом таких требований:

  1. Стрижка газонов, кустарников, зеленой изгороди проводится регулярно (несколько раз за теплый сезон).
  2. Полив своевременный, в засушливое лето – усиленный.
  3. Недопустимость самовольного насаждения кустарников и деревьев, равно как и их выкорчевывания.
  4. Соблюдение четких границ зеленой зоны, газонов. Недопустимо расширять ее за счет пешеходных дорожек и других участков.
  5. Не допускается использовать деревья в качестве столбов, опоры, рекламных конструкций и т.п.
  6. Своевременная уборка сухостоя, прошлогодней травы.
  7. Запрещается размещение парковочных мест непосредственно в зеленой зоне.
  8. Допускается возведение невысоких ограждений, сигнальных столбиков для визуального выделения газонов, зоны с деревьями и кустарниками.

Иногда зеленая зона во дворах дополнительно содержит искусственный водоем. В этом случае на собрании собственников необходимо разработать порядок по уходу за водой во избежание засорения пруда, цветения воды и т.п.

Обустройство детской площадки

Ответственность за возведение детской площадки лежит:

  • на застройщике, если в договоре этот пункт был изначально предусмотрен (для новостроек);
  • на собственниках квартир, если придомовая территория уже была приватизирована;
  • на муниципалитете (Администрации), если приватизации пока не было.

Требования к созданию и обслуживанию площадок наиболее строгие, поскольку речь идет в первую очередь о безопасности детей.

В целом при проведении монтажных или ремонтных работ придерживаются таких требований:

  1. Зону для размещения площадки выбирают исходя из того, что она должна быть наиболее удалена от проезжей части, мусорных баков (не менее 20 метров).
  2. По периметру площадку ограждают деревьями, которые будут давать тень летом.
  3. Обязательно создание песчаной подушки для минимизации травм при падении. Замена песка проводится ежегодно.
  4. Поддержание чистоты, соблюдение санитарных норм.

Следить за состоянием территории должны сотрудники Управляющей компании. Они убирают мусор, производят текущий ремонт, осуществляют регулярный осмотр с составлением отчетов и т.п.

Требования ГОСТа по благоустройству детских площадок предписывают создание нескольких зон для разных возрастных групп. На практике реализовать эту идею удается далеко не во всех случаях. Поэтому ограничиваются монтажом как минимум одного турника (тренажера, игровой конструкции) для каждого возраста.

Текущий и капитальный ремонт

Под капитальным ремонтом понимают такие виды работ:

  • озеленение двора кустарниками и деревьями, создание живой изгороди;
  • монтаж ограждений, строений;
  • асфальтирование парковок, внутридворовых дорог и пешеходных дорожек.

В состав текущего ремонта входит:

  • ямочный ремонт автодорог;
  • работы по содержанию ограждений и строений на участке;
  • ремонтные работы на детских и спортивных площадках.

Как принять участие в программе по благоустройству

Содержание дома, в том числе и придомовой территории осуществляется в основном Управляющей компанией, которой жильцы передают эти полномочия по договору. Однако на практике сфера ее ответственности ограничивается , вывозом мусора, подстриганием газонов и т.п. Чтобы провести полное обновление детской площадки, организовать зону отдыха и выполнить другие масштабные изменения, жильцам приходится обращаться в местную Администрацию.

Шаг 1. Проведение общего собрания

Прежде всего, собственники должны собраться на общем собрании, чтобы решить вопрос о составлении плана благоустройства своего двора. На практике один и тот же двор фактически принадлежит сразу нескольким многоквартирным домам. Поэтому целесообразно организовать общее собрание с участием собственников всех квартир, относящихся к микроучастку.

Предварительно собирается инцииативная группа (например, старшие по дому, по подъездам, председатели ТСЖ) и составляют объявление об организации собрания. В нем отражают сведения:

  • о составе инициативной группы;
  • о дате, времени и месте проведения собрания;
  • о повестке дня (в том числе благоустройство двора).

Решение принимается простым большинством голосов. При этом кворум (минимально необходимое количество) составляет 50% от всех собственников. и подписываются участниками.



Итоги собрания доводятся до всех собственников с помощью объявлений в течение 10 календарных дней после принятия решения. Требования к составлению протокола следует уточнять в соответствующем нормативном документе (Приказе).

Шаг 2. План благоустройства двора

На собрании среди прочих вопросов обсуждается перечень, план и порядок проведения работ по благоустройству двора. План составляется с привлечением специалистов или без них. Как правило, собственники приводят полный перечень всех работ, обозначают их на схеме.

После этого определяют форму участия всех жильцов (финансовая – т.е. оплата деньгами или трудовая – выполнение тех или иных работ). Утверждают кандидатуру председателя, ответственного за подачу заявки на благоустройство.

Шаг 3. Подача заявки

Протокол собрания собственников одного или сразу нескольких домов (или протоколы собраний по каждому дому) передаются в местную Администрацию ответственным председателем. Также право обращения имеет любой житель дома. Порядок и сроки рассмотрения зависят от местных регламентов, которые нужно уточнять на месте. При этом можно проверить и то, включен ли дом в программу по благоустройству. Это делается также в Администрации (по запросу) или на официальном сайте (при наличии возможности).

Шаг 4. Ожидание решения

На основе поданных данных муниципалитет самостоятельно составляет дизайн-проект, в котором учитываются пожелания жильцов. Этот документ согласовывается между всеми представителями собственников многоквартирного дома. После согласования проект окончательно утверждается в Администрации (не позднее 1 июля). Затем объявляется конкурсный отбор компаний, готовых осуществить работы по благоустройству, и примерно через 2 месяца определяется победитель конкурса. Сроки и график работ составляются индивидуально.

Дополнительные источники доходов на благоустройство

Финансирование осуществляется не только за счет средств собственников (при оплате квитанций). Также возможен вариант привлечения дополнительных средств за счет:

  • сдачи в аренду части придомовой территории под магазины, организацию парковок и т.п.;

Федеральное правительство дало 20 млрд рублей на благоустройство дворов, парков, набережных и площадей. Это необычно, потому что федеральное правительство не должно заниматься такими вещами. Но вот, занимается.

Идея в том, что Россия дает городам и регионам деньги, а те на эти деньги благоустраивают дворы и парки. После благоустройства придомовые территории войдут в общедомовое имущество и собственники квартир будут платить за их содержание и ремонт.

Чтобы получить бюджетные деньги, регионы, муниципалитеты и жители должны принять собственные программы благоустройства, утвердить проекты и внести посильный вклад. Участвовать можно деньгами или трудом. Тем, кто ничего не вложит, не дадут федеральных денег.

Взять 🌾🌿🍀 в свои руки

Как было раньше?

По жилищному кодексу земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, должен относиться к общедомовому имуществу, но на деле большинство дворов до сих пор не прошли процедуру официальной передачи и считаются муниципальной собственностью. Каждый год власти выделяют деньги из бюджета и решают, где поставить новый фонарный столб, а где - лавочку.

Кроме них ничейным дворам помогали спонсоры и меценаты. За лавочками и урнами у подъездов следили УК и ТСЖ , но из-за постоянной нехватки денег могли делать это нерегулярно и плохо. Озеленением дворов занимались бабушки.

После окончания программы в 2022 году благоустроенные дворы станут частью общедомового имущества и жильцы будут платить за их содержание так же, как платят за содержание подъездов, подвалов и крыш.

Мы теперь должны сами платить за благоустройство?

Да, но прежде чем переложить на жителей ответственность, государство поможет навести порядок в вашем дворе. Для этого власти и выделили деньги на программу благоустройства.

Благоустроят все дворы?

Нет, это зависит от жителей. В 2017 году деньги на благоустройство дадут только тем, кто проявит инициативу и сам поучаствует трудом или деньгами. Жильцы дома должны будут решить, какое им нужно благоустройство, сколько денег они готовы на это потратить и готовы ли поработать в собственном дворе.

А какое участие жителей предполагает правительство?

Чтобы участвовать в программе, надо решить, что именно вы хотите благоустроить, какой вклад готовы внести, кто потом будет следить за сохранностью и кто будет представлять интересы вашего двора. Всё это решается на собрании собственников.

А как происходит принятие решений? Как попасть на собрание жильцов своего дома?

Собрание могут организовать правление ЖКХ , УК или инициативные жильцы. Для этого они должны оповестить всех жильцов дома: расклеить объявления, положить приглашения в почтовые ящики или пригласить собственников лично.

Я хочу парковку во дворе. Что делать?

После 1 апреля уточните, участвует ли ваш регион и муниципалитет в программе благоустройства. Новости об участии появятся в местных СМИ и на официальных сайтах.

Запишитесь на семинар, который организует муниципалитет, и посетите публичные слушания: там вы узнаете местные подробности, сможете получить образцы заявок и других документов.

До 1 июня сами или с помощью правления ТСЖ и УК организуйте собрание жильцов, расскажите о программе, объясните условия. Убедите жильцов в необходимости парковки. Может быть, соседи предложат еще расширить палисадник или обустроить детскую площадку. Не забудьте обсудить формат и размер участия жильцов в благоустройстве.

Зафиксируйте все решения в протоколе собрания и до 1 июня отправьте заявку в муниципалитет. После 1 июня зайдите на муниципальный сайт и убедитесь, что ваш двор включили в программу и запланировали все необходимые работы. Сверьте план с протоколом и заявкой.

А нам бы всего одну лавочку у подъезда.

Одну лавочку вам может установить УК или ТСЖ : это находится в их компетенции и для этого не обязательно участвовать в программе. Обратитесь в свою УК или правление ТСЖ .

А зачем это всё государству?

С помощью программы государство хочет выстроить систему для улучшения комфорта жителей городов. В результате государство хочет не только благоустроить дворы и общественные зоны, но и выработать правила содержания, назначить ответственных и научить власть и жителей сотрудничать.

Я не хочу ничего решать и ходить ни на какие субботники! Я плачу налоги и хочу, чтобы у нас было всё как в Германии! Чтобы кустики стриженые, газоны зеленые, чтобы не было какашек на улицах - как в Америке. Где это всё? Я вас спрашиваю: где?

В Германии за ремонт и содержание многоквартирного дома платят собственники. Ни муниципальные, ни региональные, ни другие власти не выделяют денег на ремонт и благоустройство даже раз в 10 лет.

Платить за коммуналку 400-450 € в месяц для немцев нормально . В эту сумму входит садовник, вывоз мусора, освещение территории, поддержание порядка на парковках, уборка подъездов. Поэтому во многих немецких дворах есть только газон: меньше объектов благоустройства - ниже плата за содержание.

В Италии собственник квартиры платит муниципальный налог на содержание улиц и парков, второй налог - на вывоз мусора, и отдельно - ежемесячные платежи на содержание дома и прилегающей территории. В месяц квартира обходится в 150-300 €. Если во дворе есть парковка, места на ней сдают в аренду. Неважно, живет автовладелец в доме или нет, он будет платить 15-50 € в месяц за машино-место.

В Алабаме домовладельцы , а городские власти штрафуют тех, у кого лужайка недостаточно ухоженная.

Благоустройство дворовых территорий в России отнесено к компетенции региональных и местных властей. Однако за исключением Москвы, отчасти Московской области и Санкт-Петербурга соответствующие органы власти почти не выделяют средств на эти цели. В лучшем случае благоустройство ограничивается центральной частью региональных «столиц». Как правило, это оправдывается нехваткой средств в местных бюджетах.

В 2017 году под эгидой Минстроя РФ была принята проектная программа «Комфортная городская среда». Она рассчитана на срок до 2022 года. Общий объем финансирования по этой программе составляет более 42 млрд. рублей, из которых примерно 25 млрд. рублей планируется направить из федерального бюджета на благоустройство дворовых территорий. Субъекты РФ также должны принять участия в этой программе, выделив на ее осуществление около 17 млрд. рублей. От активности региональных властей и местного населения зависит распределение федеральных средств.

Получить финансирование на благоустройство дворовых территорий в 2019-2022 годах может любой населенный пункт с числом жителей более 1000. Для включения в программу соответствующая территория должна быть передана в долевую собственность жителей прилегающих домов. После завершения работ за «государственный счет» все дальнейшие расходы по ремонту и поддержанию дворовых территорий полностью перекладываются на собственников, т.е. жителей. Они могут участвовать в этом как в денежной, так и в натуральной форме («субботники» и т.п.).

По федеральному проекту выполняются следующие работы:

  • установка мусорных урн и контейнеров;
  • установка скамеек;
  • организация автомобильных парковок;
  • монтаж осветительного оборудования;
  • ремонт дворовых проездов;
  • оборудование детских и спортивных площадок;
  • озеленение.

По данным Минтранса РФ в 2017-2018 годах в рамках этой программы было благоустроено более 20 тысяч дворов в разных городах России. Среди регионов-лидеров по реализации данного проекта:

  • Калужская область;
  • Красноярский край;
  • Чеченская республика;
  • Калининградская область;
  • Томская область.

Благоустройство дворов в Москве и области

В столице России соответствующая городская программа была принята еще в 2011 году. С 2015 года действует городская программа «Моя улица», в рамках которой также осуществляется ремонт и благоустройство московских дворов. Идеологами этих проектов выступили влиятельный институт архитектуры и дизайна «Стрелка» (председатель попечительского А. Мамут), а также датский архитектор Ян Гейл, приглашенный в Москву городскими властями в 2010 году. Гейл известен в Дании и других странах мира своей деятельностью по трансформации и гуманизации урбанистических пространств. Срок действия московских программ благоустройства продлен на период 2019-2022 годов.

В настоящее время в Москве «облагорожены» около 25 000 дворов. Ведется активное обустройство придомовых территорий в т.н. «Новой Москве» (бывшие районы Московской области к юго-западу от столицы). Помимо стандартных работ, аналогичных тем, что выполняются по федеральному проекту, столичные программы включают в себя:

  • расширение и ремонт тротуаров;
  • учреждение велосипедных дорожек и паркингов;
  • укладка плитки вместо асфальтового покрытия;
  • установка шлагбаумов при въезде во дворы (по согласованию с местными жителями);
  • дизайнерское озеленение.

В 2019-2022 годах городское правительство планируют сделать акцент на ремонт и поддержание в должном состоянии уже благоустроенных дворовых территорий.

Обновленные правила

Представленные ниже правила вступят в силу после того, как федеральная программа будет полностью реализована:

  1. На жильцов ложится ответственность за оплату ремонтных и иных работ в подвалах, подъездах, на крышах и во дворах. То есть с государственных и местных органов управления ответственность за поддержание порядка в данном случае снимается.
  2. Решение об объеме денежных затрат и любых работах на придомовых благоустраиваемых территориях будут приниматься непосредственно жильцами дома по решению общедомового собрания. Это значит, что вся ответственность полностью ляжет на коллектив жильцов, поэтому умение совместно принимать решения станет основополагающей для поддержания высокого качества жизни.

Важно! Для упрощения процедуры дальнейшего контроля на собрании может быть выбрано ответственное лицо, которое впоследствии будет определять объем необходимых работ и вложений, которые требуются для поддержания.

Какие работы могут быть сделаны

Для еще не благоустроенных территорий на общедомовом собрании могут быть выбраны следующие разновидности минимальных и дополнительных работ:

  • установка мусорных урн;
  • оборудование площадок для детского досуга;
  • установка скамеек;
  • оборудование мест для занятий спортом;
  • ремонт проездных площадей;
  • организация облагороженных парковочных мест;
  • необходимо освещение площади.


Также, если есть такая необходимость, можно включать в список и дополнительные работы. Их важность потребуется дополнительно обосновать в проекте.

Как это действовало раньше

До того, как была разработана муниципальная программа по облагораживанию, система работала невыгодно для жильцов дома. Дело обстояло так, что они не были ответственными за придомовые территории: ответственность за обустройство и ремонт лежало на управляющих компаниях либо сотрудниках ЖКХ. Деньги на благоустройство выделялись ежегодно, однако, процедура распоряжения ими решалась по факту не заинтересованными лицами.

Таким образом, средства уходили на минимальные, порой индивидуальные нужды, в то время как дворы оставались в том же состоянии, что и раньше. Программа позволяет полностью устранить эту проблему путем финансовой поддержки и переноса ответственности за поддержание качества жизни на по-настоящему заинтересованных в этом людей - жильцов дома.

Эксперты Центра мониторинга благоустройства городской среды проверили, как федеральный проект реализуется в семи регионах: Чувашской Республике, Воронежской области, Приморском крае, Тульской, Новгородской и Томской областях, а также в Республике Удмуртии. Как оказалось, общая проблема для всех регионов – жители плохо информированы о проекте и возможностях участия в благоустройстве. Полный перечень всех обнаруженных недочетов активисты направили в Минстрой России.

Как сообщили эксперты, в Чувашской Республике на официальном сайте Минстроя размещен только проект госпрограммы по формированию городской среды на 2018–2022 гг. При этом заседания межведомственных комиссий проводятся реже чем один раз в три месяца, а глава региона не курирует большую часть мероприятий лично. По состоянию на 31 октября 2017 г. из девяти муниципальных образований только в двух выполнены все работы по благоустройству.

Проверка на месте показала, что в муниципальную программу благоустройства города Чебоксары внесены дворовые территории, которые уже были приведены в порядок в 2013–2016 гг. Кроме этого, во многих случаях при формировании перечня объектов и эскизных проектов гражданам были даны образцы только одного производителя, а при проектировании не соблюдались и не учитывались нормы по созданию безбарьерной среды для маломобильных граждан.

«В Воронежской области, как оказалось, при подаче заявок на благоустройство жители не получали на руки номер поданной заявки. В связи с ускоренными сроками формирования заявок в 2017 г. планы благоустройства дворовых территорий разрабатывались без учета мнения граждан, а фактически были навязаны районными администрациями. Жителям пришлось все это одобрить, так как иначе дворы могли просто не попасть в проект», – отметила координатор Центра мониторинга благоустройства городской среды, член Центрального штаба ОНФ Светлана Калинина.

При этом на сайтах некоторых муниципальных образований в Воронежской области нет информации по реализации проекта «Формирование комфортной городской среды», несмотря на то что все программы должны быть размещены на сайтах муниципальных образований. Также зафиксировано несколько случаев изменения утвержденных гражданами планов благоустройства дворовых территорий, поскольку уменьшилось финансирование проекта. Одна из проблем, с которой эксперты столкнулись в регионе, – отсутствие надлежащим образом оформленных прав граждан на земельные участки под многоквартирными домами (МКД). Из-за этого возникают проблемы по дальнейшему содержанию дворовой территории и имущества, находящегося на ней.

Так, в Приморском крае не вошли в программу по формированию современной городской среды размежеванные дворы, находящиеся в собственности жильцов МКД. Кроме того, выяснилось, что большинство жителей края не знают о реализации проекта и, соответственно, не участвуют в принятии решений. При этом заседание краевой межведомственной комиссии проводится реже чем один раз в три месяца.

По итогам проверки в Томской области эксперты Центра сделали вывод, что представителей органов власти, ответственных за реализацию приоритетного проекта, нужно обучить правилам проведения собраний, основам информационной открытости и контролю за качеством работ. Выяснилось, что в программу по благоустройству на 2018–2022 гг. не включают заявки от жителей, которые не попали в программу в 2017 г., а требуют от людей повторно собирать документы и подавать заявки.

«Очевидно, что в регионе существуют проблемы с комплексным подходом к реализации приоритетного проекта, – пояснил координатор Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды в Томской области Родион Газизов. – К примеру, при благоустройстве дворовой территории внимание необходимо обращать не только на работы по асфальтированию, но и на обустройство ливневой канализации, внешний облик фасада дома, наличие тротуаров. Важно также, чтобы у жителей не возникало вопросов по поводу адекватности соотношения объема фактически проведенных работ и их стоимости, поэтому нужно с людьми разговаривать, советоваться, учитывать их мнение, объяснять, что, как и зачем будет сделано».

В Тульской области эксперты столкнулись с плохим качеством работ по благоустройству. Например, в областном центре по улице Лейтейзена, 4, работы уже завершены, однако, по мнению жителей дома, осталось много недочетов: так, на территории нет газона, вокруг горок и турников – грязь. Недовольны люди также тем, что лишились лавочек возле подъездов. Активисты ОНФ в Тульской области обратили внимание на эти недочеты и проконтролируют, чтобы они были устранены.

В Новгородской области, по мнению экспертов, власти подошли к реализации проекта формально. На практике оказалось, что при формировании современной городской среды чиновники ограничились асфальтированием дворов. Кроме этого, разработанные дизайн-проекты не были утверждены жителями в отдельных районах Новгородской области, а при заседаниях в общественных комиссиях не учитывалось мнение общественников.

В Удмуртии к качеству работ по благоустройству также были замечания. Почти во всех проверенных дворах также лишь отремонтировали асфальтированные дороги, и не везде качественно. Кроме того, претензии имеются к элементам доступной среды, а также к несогласованности проектно-сметной документации с жителями.

«Каждый раз мы напоминаем, что приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды» направлен на то, чтобы вовлечь в процессы благоустройства самих жителей, сделать дворы и общественные пространства удобнее для них. Однако многие граждане просто не знают о существовании проекта, и с этим нужно бороться», – пояснила Светлана Калинина.

Благоустройство дворовых территорий в России отнесено к компетенции региональных и местных властей. Однако за исключением Москвы, отчасти Московской области и Санкт-Петербурга соответствующие органы власти почти не выделяют средств на эти цели. В лучшем случае благоустройство ограничивается центральной частью региональных «столиц». Как правило, это оправдывается нехваткой средств в местных бюджетах.

Федеральная программа благоустройства

В 2017 году под эгидой Минстроя РФ была принята проектная программа «Комфортная городская среда». Она рассчитана на срок до 2022 года. Общий объем финансирования по этой программе составляет более 42 млрд. рублей, из которых примерно 25 млрд. рублей планируется направить из федерального бюджета на благоустройство дворовых территорий. Субъекты РФ также должны принять участия в этой программе, выделив на ее осуществление около 17 млрд. рублей. От активности региональных властей и местного населения зависит распределение федеральных средств.

Получить финансирование на благоустройство дворовых территорий в 2019-2022 годах может любой населенный пункт с числом жителей более 1000. Для включения в программу соответствующая территория должна быть передана в долевую собственность жителей прилегающих домов. После завершения работ за «государственный счет» все дальнейшие расходы по ремонту и поддержанию дворовых территорий полностью перекладываются на собственников, т.е. жителей. Они могут участвовать в этом как в денежной, так и в натуральной форме («субботники» и т.п.).

По федеральному проекту выполняются следующие работы:

  • установка мусорных урн и контейнеров;
  • установка скамеек;
  • организация автомобильных парковок;
  • монтаж осветительного оборудования;
  • ремонт дворовых проездов;
  • оборудование детских и спортивных площадок;
  • озеленение.

По данным Минтранса РФ в 2017-2018 годах в рамках этой программы было благоустроено более 20 тысяч дворов в разных городах России. Среди регионов-лидеров по реализации данного проекта:

  • Калужская область;
  • Красноярский край;
  • Чеченская республика;
  • Калининградская область;
  • Томская область.

Благоустройство дворов в Москве и области

В столице России соответствующая городская программа была принята еще в 2011 году. С 2015 года действует городская программа «Моя улица», в рамках которой также осуществляется ремонт и благоустройство московских дворов. Идеологами этих проектов выступили влиятельный институт архитектуры и дизайна «Стрелка» (председатель попечительского А. Мамут), а также датский архитектор Ян Гейл, приглашенный в Москву городскими властями в 2010 году. Гейл известен в Дании и других странах мира своей деятельностью по трансформации и гуманизации урбанистических пространств. Срок действия московских программ благоустройства продлен на период 2019-2022 годов.

В настоящее время в Москве «облагорожены» около 25 000 дворов. Ведется активное обустройство придомовых территорий в т.н. «Новой Москве» (бывшие районы Московской области к юго-западу от столицы). Помимо стандартных работ, аналогичных тем, что выполняются по федеральному проекту, столичные программы включают в себя:

  • расширение и ремонт тротуаров;
  • учреждение велосипедных дорожек и паркингов;
  • укладка плитки вместо асфальтового покрытия;
  • установка шлагбаумов при въезде во дворы (по согласованию с местными жителями);
  • дизайнерское озеленение.

В 2019-2022 годах городское правительство планируют сделать акцент на ремонт и поддержание в должном состоянии уже благоустроенных дворовых территорий.

Критики московских властей заявляют, что такое благоустройство обходятся слишком дорого. В частности, только в 2017 году из бюджета Москвы на него было выделено около 200 млрд. рублей. Это не только намного превышает расходы по аналогичной федеральной программе, но больше совокупных бюджетов многих регионов России. Известный экономико-географ и специалист по территориальной политике Н.В. Зубаревич назвала такие расходы на благоустройство Москвы «вызывающим потреблением на фоне беднеющей страны». Кроме того, многие отмечают непрозрачность распределения средств по городским проектам, завышенные сметы, различные злоупотребления, низкое качество выполняемых работ, отказ от учета мнения жителей.

В Подмосковье действует программа благоустройства дворовых территорий во многом сходная с московскими проектами. Был принят специальный региональный закон, содержащий в себе «единые стандарты» такого благоустройства. В 2018 году по распоряжению губернатора было учреждено профильное областное министерство. Каждый год в Подмосковье «облагораживается» примерно 1300-1500 дворов. С другой стороны, объем средств, выделяемых на эти цели в Московской области, в разы меньше, чем в столице. Критики отмечают низкое качество проводимых работ, разнообразные нарушения. Выделяемого финансирования в Подмосковье часто не хватает на ремонт и поддержание уже обустроенных дворов.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.