Как любовники отомстили фурцевой. Семейные тайны фурцевых Фурцева биография личная жизнь муж

Самая высокопоставленная женщина СССР покончила с собой от отчаяния?

Екатерина Фурцева, со дня рождения которой прошло ровно 100 лет, — единственная женщина, занимавшая высшие посты в нашем государстве. Что вознесло на вершину власти девушку из Вышнего Волочка? Незаурядные личные качества, случай, удача, симпатия вождей к красивой женщине? Екатерине Алексеевне приходилось пробивать себе путь в обществе, которое не поощряло стремительные женские карьеры. Фурцева — исключение. Она несколько лет была хозяйкой Москвы, затем заняла место на партийном олимпе — вошла в состав президиума и секретариата ЦК КПСС.

На переломном этапе истории нашей страны она принадлежала к числу тех немногих, кто определял судьбу нашего государства.

…24 октября 1974 года она внезапно ушла из жизни. Фурцева не жаловалась на здоровье, и смерть показалась неожиданной и необъяснимо ранней. Она месяц не дожила до шестидесяти четырех лет. В Москве заговорили о том, что министр культуры по своей воле ушла из жизни. В семье версию о самоубийстве наотрез отвергали. Впрочем, семье не очень верили. Потому что один раз Екатерина Алексеевна уже вскрывала себе вены. Эта жизнерадостная, мажорная женщина с ярким темпераментом и сильным характером не могла перенести одного — когда ее отвергают, и в личной жизни, и в политической…

…Но почему она пыталась покончить с собой? Какая печальная тайна делала ее несчастной? Драматической судьбе Фурцевой Леонид Млечин посвятил свою новую книгу в серии «ЖЗЛ».

Карьера ткачихи. Екатерина Алексеевна Фурцева родилась в городе Вышний Волочок Тверской губернии. Ее отец, Алексей Гаврилович, рабочий-металлист, был призван в царскую армию, как только началась мировая война, и погиб в первых боях. Потеря отца — травма, наложившая отпечаток на всю дальнейшую жизнь Екатерины Алексеевны. Она боялась быть брошенной, отвергнутой, оставленной. Екатерина Фурцева сильно зависела от родных, друзей, подруг и любимых мужчин; ей всегда было страшно остаться одной.

Мать, Матрена Николаевна, больше не вышла замуж. Она в одиночку растила сына и дочь. Она была неграмотной, но в Вышнем Волочке пользовалась авторитетом. Екатерина Алексеевна унаследовала от матери характер, способность самостоятельно принимать решения, внутреннюю силу. И все же тщательно скрываемое чувство беспомощности осталось в ней навсегда.

В 1925 году она закончила семилетку и поступила в школу фабрично-заводского ученичества, выучилась на ткачиху. В пятнадцать лет стала к станку. Закрепилось за ней обидное для будущего министра культуры прозвище «ткачиха». Екатерине Алексеевне всегда будут поминать работу за станком — причем высокомерно-презрительно, хотя ничего, кроме уважения и сочувствия необходимость рано начать трудиться не вызывает. За станком Екатерина Фурцева стояла недолго. Комсомол изменил ее жизнь.

Хорошо развитая, спортивная, Екатерина Фурцева соответствовала ожиданиям эпохи. Правда, двадцатые и тридцатые годы — время пуританства. Сексуальность — не тема для обсуждения.

Екатерина Алексеевна Фурцева (1910—1974), министр культуры СССР

А она не в силах скрыть своей женственности, желания любить и быть любимой. Вот и будет она разрываться между желанием ни в чем не уступать сильному полу и неосознанным стремлением встретить настоящего мужчину, рядом с которым она почувствует себя спокойно и надежно.

Шестнадцать месяцев она проработала секретарем Кореневского райкома комсомола в нынешней Курской области, потом приняла новое назначение и больше никогда в поселок не возвращалась. Краеведы уверяют, что раскрыли самую большую тайну ее личной жизни: 25 августа 1931 года Кореневский сельсовет зарегистрировал ее брак с местным плотником. Но уже через три месяца брак распался. Имя первого мужа Фурцевой краеведы скрывают…

Плюс личное счастье. В 1931 году перспективного работника перевели секретарем горкома комсомола в Феодосию. В Коктебеле она увлеклась планерным спортом и добилась, чтобы обком партии рекомендовал ее на Высшие академические курсы Аэрофлота. После курсов Фурцеву отправили в Саратов помощником начальника политотдела авиационного техникума по комсомолу.

Зато здесь к ней пришла первая большая любовь. Она влюбилась в служившего в Саратове летчика Петра Ивановича Биткова. В тридцатые годы пилоты, окруженные романтическим ореолом, пользовались у женщин особым успехом. Инструктор летного звена Петр Битков, рассказывают, был видным, интересным мужчиной. Екатерина Алексеевна инстинктивно искала человека, который служил бы защитой и опорой, способного дать то, чего она была лишена в детстве и юности.

В 1936 году Петра Биткова перевели в политуправление гражданской авиации, и молодая семья перебралась в Москву. Фурцеву взяли в ЦК комсомола инструктором отдела студенческой молодежи, хотя сама она высшего образования не имела и студенческой жизни не знала. А в тридцать седьмом направили учиться в институт тонкой химической технологии имени Ломоносова. Училась Екатерина Алексеевна неважно, потому что сразу пошла по общественной линии. Ее избрали секретарем партийного комитета института. Диплом о высшем образовании инженер-химик Фурцева получила в сорок первом году, накануне войны. Работать по специальности ей так и не удалось.

Начало Великой Отечественной для Фурцевой оказалось вдвойне трагичным. Ее муж в первые же дни войны отправился на фронт. Но ушел он и из семьи. Больше они не жили вместе, хотя именно во время войны у них появился долгожданный ребенок.

Екатерина Алексеевна мечтала о детях, а забеременела только на тридцать втором году, после одиннадцати лет жизни в браке. Как и многое в жизни Фурцевой, обстоятельства, связанные с рождением дочки, обросли слухами и мифами. Поговаривали, будто и не муж вовсе был отцом ребенка, поэтому-то оскорбленный Петр Битков и ушел из семьи…

Рассказывают и другое. Петр Иванович, как это случилось со многими ушедшими в армию молодыми мужчинами, надолго оторванными от жен, встретил на фронте другую женщину, влюбился. Ему ответили взаимностью. И он завел новую семью. Это больше похоже на правду, потому что от дочки Петр Иванович не отказывался, напротив, сохранил к Светлане отцовские чувства до конца жизни.

Самые трудные годы. Крушение первого брака оставило тяжелый шрам. Фурцева никогда не сможет этого забыть. Молодая женщина, страшась одиночества и неопределенности, была готова избавиться от ребенка. Но ее поддержала мать: «Столько лет ждали. Что уж, одного ребенка не воспитаем?» Оставить ребенка в эти первые военные месяцы, самые трудные и опасные для москвичей, было нелегким и мужественным решением.

Беременную Фурцеву эвакуировали в Куйбышев (Самару), где разместились основные наркоматы и иностранные посольства. Роды были благополучными. Екатерина Алексеевна дала девочке свою фамилию. В Куйбышеве они оставались недолго. В отличие от многих других москвичей, которым до конца войны не позволяли вернуться в город, партийного работника Фурцеву ждали в Москве.

Сорок второй год был для Екатерины Алексеевны памятным во всех отношениях. У нее родилась дочь Светлана, и ей предложили новую работу. Растущего молодого работника приметил первый секретарь Фрунзенского райкома партии Петр Владимирович Богуславский и взял к себе в аппарат. Так началась успешная партийная карьера Фурцевой, которая приведет ее на вершину власти.

Возможно, успешно начавшаяся партийная карьера помогла справиться с личной драмой. У Фурцевой сложились особые отношения с первым секретарем райкома Богуславским. Говорят, он ценил не только ее деловые, но и женские достоинства. Молодая Фурцева была очень хороша — яркая, стройная, с бурным темпераментом. Трудно обсуждать то, что произошло между Петром Владимировичем и Екатериной Алексеевной. Это не та история, которой делятся даже с близкими людьми.

Служебные романы похожи один на другой как две капли воды. Общая работа сближала и доставляла удовольствие. Но едва ли такой роман может устраивать женщину. Идут годы, а он не собирается уходить от жены. Мужчина счастлив иметь и жену, и любовницу. А женщины не хотят вечно оставаться в этой роли. Им нужна настоящая семья. Так что, как правило, служебные романы заканчиваются, как только мужчина и женщина перестают работать вместе…


1961 год. Гагарин и Фурцева на приеме в Министерстве культуры по случаю II Московского международного кинофестиваля с его гостями — итальянскими актрисами Джиной Лоллобриджидой (слева) и Маризой Мерлини (вторая справа). Фото: РИА-новости

Первый секретарь. Екатерина Алексеевна Фурцева быстро усвоила основные правила достижения успеха в партийном аппарате и выдвинулась на первые роли. Она сменила Богуславского на посту первого секретаря райкома. Чтобы доказать свое право быть хозяйкой района, ей пришлось усвоить многие привычки и манеры мужчин-руководителей. Она научилась не робеть в мужском коллективе, не смущалась шуточкам известного свойства, могла прилично выпить и при необходимости послать по матушке.

При этом она не забывала, что привлекательная женщина обладает и другими средствами воздействия на мужской коллектив. Организованная, требовательная, собранная и работоспособная, Фурцева неизменно выполняла обещанное. Ее ценили как мастерицу массовых мероприятий. Шла ли речь об очищении районного аппарата от выходцев из Северной столицы в разгар мрачного «ленинградского дела», или о пропагандистском обеспечении столь же позорного «дела врачей», Екатерина Алексеевна неизменно опережала коллег-секретарей.

Она, например, «требовала от институтов, расположенных в районе, выполнения социалистических обязательств к определенным датам: к 1 мая изобрести вакцину и полностью ликвидировать рак, к 7 ноября выпустить действенный препарат против туберкулеза. Изучаете детскую корь? Поработайте так, чтобы к следующему бюро райкома кори не было...»

В партийном руководстве тех лет все были догматиками. Но Екатерине Фурцевой катастрофически не хватало общей культуры и образования, поэтому ее выступления на идеологические темы производили особенно мрачное впечатление.

С 28 июля по 11 августа 1957 года в Москве под лозунгом «За мир и дружбу» проходил Всемирный фестиваль молодежи и студентов, ставший огромным событием. Никогда еще не было такого широкого и практически неконтролируемого общения с иностранцами. Разнообразное начальство, привыкшее жить за железным занавесом, само было напугано и пугало других.

Накануне фестиваля Екатерина Фурцева предупреждала московских чиновников: «Есть слухи, что завезут инфекционные заболевания. Поэтому начали проводить прививки. Но уже было четыре случая каких-то уколов совершено в магазинах, когда девушка стояла в очереди за продуктами, подходит человек, в руку делает укол... Пострадавшие находятся в больнице, состояние их хорошее. Это делается врагами, чтобы создать панику вместо торжества»…

Карьере Фурцевой помогли крупные перемены в московском руководстве, когда Сталин вернул в Москву Никиту Сергеевича Хрущева и поставил во главе столицы. Среди секретарей горкома ему нужна была одна женщина. Никита Сергеевич выбрал энергичную и деловую Фурцеву.

В партийном аппарате женщин продвигали со скрипом. Считалось, что с руководящей работой справятся только крепкие мужчины. На пленуме ЦК 18 марта сорок шестого года Сталин сказал: «Нарком должен быть зверем». Поставив Николая Константиновича Байбакова руководить нефтяной промышленностью, задал ему вопрос: «Какими свойствами должен обладать советский нарком»? Байбаков стал перечислять. Вождь остановил его: «Советскому наркому нужны прежде всего бычьи нервы плюс оптимизм»...

…Бычьих нервов Екатерине Алексеевне Фурцевой явно недоставало. Она была слишком эмоциональным человеком…

Хозяйка города. Через год с небольшим после смерти Сталина, 26 мая 1954 года, Екатерина Фурцева была утверждена первым секретарем городского комитета партии. Ни одна женщина до нее не возглавляла столь крупную партийную организацию. Екатерина Алексеевна стала полноправной хозяйкой огромного города.

В отношении Хрущева к Фурцевой не было ничего личного, что бы тогда ни говорили. Постель редко играла решающую роль в карьерном росте женщины, возможно, потому, что в партийный аппарат, словно нарочно, отбирали дам не слишком привлекательных. Екатерина Алексеевна была в этом смысле исключением. «Мы прежде всего видели в ней женщину, — рассказывал мне Валерий Харазов, в ту пору секретарь Сталинского райкома партии Москвы, — аккуратную, следящую за собой, изумительно одетую. Екатерина Алексеевна производила на нас сильное впечатление, мы ею восхищались».

Но в отличие от Леонида Ильича Брежнева Хрущев хранил верность жене и с особами другого пола устанавливал исключительно деловые отношения. Кстати, снисхождения никому не делал и с женщин спрашивал, как с мужчин.

Свадьба с приданым. Служебную удачу дополнило найденное, наконец, личное счастье. Когда Екатерина Алексеевна работала в московском партийном аппарате, то влюбилась в коллегу-секретаря — Николая Павловича Фирюбина. Он был всего на два года ее старше. Его считали капризным и избалованным женским вниманием.

Роман Фурцевой и Фирюбина был предметом пересудов в Москве. В те времена разводы не поощрялись. Женщина должна исполнять одну роль — самоотверженной жены и матери. Любовница — понятие отрицательное. Николай Павлович Фирюбин не спешил рвать с прежней жизнью, уходить из семьи. Екатерина Алексеевна переживала, хотя больше всего старалась не показать своей слабости. В доме ее сообщение о том, что она выходит замуж за Николая Фирюбина, встретили, мягко говоря, без восторга. Теща и падчерица его сразу невзлюбили. Конечно же, это была ревность. Ни Матрена Николаевна, ни Светлана ни с кем не желали делить Екатерину Алексеевну.

Едва Екатерина Алексеевна и Николай Павлович стали жить вместе, как вмешалась большая политика, мешая их счастью. В первых числах мая 1953 года вновь назначенный министром иностранных дел Вячеслав Михайлович Молотов попросил направить в распоряжение МИД партийных работников. Так стали дипломатами будущий председатель КГБ Юрий Андропов и муж Фурцевой Николай Фирюбин.

В январе 1954 года его сделали послом в Чехословакии. Посла всегда сопровождает жена. Она помимо всего прочего играет важную роль в работе представительства, помогает послу в организации приемов, налаживать отношения с дипломатами других стран. Но Екатерина Алексеевна не захотела пожертвовать карьерой и удовлетвориться ролью жены. Она не поехала с мужем в Прагу. Учитывая особую ситуацию, в ЦК разрешили Фирюбину жить одному, что не дозволялось другим дипломатам.

Для брака длительная разлука не благо. Фурцева переживала, не хотела отпускать мужа надолго. Но и отказываться от посольского назначения было нельзя. Конечно, Николай Павлович предпочел бы видеть жену рядом. Но быть женатым на самой Фурцевой — это тоже льстило его самолюбию. Екатерину Алексеевну точно можно было назвать первой дамой страны, поскольку жены руководителей государства оставались в тени.

При этом в отношениях с женой Фирюбин держался уверенно или, как говорят люди знающие, самоуверенно. Это характерно для властных и высоко себя ценящих мужчин стремление быть хозяином в семье. Он привык, что жена ему угождает. Она очень ценила мужа и хотела сохранить хорошие отношения. Ей казалось, что сделать его счастливым — это и есть ее цель. Свет был не мил, когда муж на нее дулся.

Мемориальная доска на доме №19 по Тверской улице в Москве, где жила Екатерина Фурцева

М а триархат, патриархат и секретариат. ХХ съезд партии сыграл особую роль в жизни нашей страны. Для Екатерины Фурцевой съезд оказался вдвойне важным — она была вознесена на вершину политической власти. Хрущев сделал ее секретарем ЦК и включил в состав кандидатов в члены президиума. В советские времена значение секретариата ЦК никому не надо было объяснять. Однажды Сталин пошутил в узком кругу: «История делится на три периода — матриархат, патриархат и секретариат»…

В практической жизни никакое сколько-нибудь важное назначение не производилось помимо секретариата ЦК. Ни одно министерство или ведомство в стране ничего не могло предпринять, не получив предварительного согласия секретариата ЦК. Появление женщины в составе высшего руководства страны было событием. Но избрание Екатерины Алексеевны понравилось отнюдь не всем. Это было отражением свойственного эпохе мужского шовинизма…

Никита Сергеевич считал Фурцеву своим человеком и продвигал. 29 июня 1957 года он сделал Фурцеву полноправным членом президиума ЦК. Это было громкое назначение. В следующий раз женщина войдет в состав политбюро уже при Горбачеве…

Хрущев сделал ей подарок — вернул Екатерине Алексеевне мужа: Николая Фирюбина назначили заместителем министра иностранных дел. Теперь ничто не мешало Николаю Павловичу и Екатерине Алексеевне жить вместе. На ХХ съезде Николая Павловича Фирюбина избрали кандидатом в члены ЦК КПСС. Так что они с Фурцевой были единственной супружеской парой, которая посещала пленумы Центрального комитета. Конечно, Фирюбину не очень нравилось, что жена занимает более высокое положение. Для советской семьи это было нетипично…

Перерезанные вены. Всего три года Фурцева пребывала на вершине власти. 4 мая 1960 года Никита Сергеевич неожиданно распорядился освободить от должности секретаря ЦК сразу несколько человек, в том числе Екатерину Алексеевну. Ее назначили министром культуры. Что же послужило причиной массовой чистки высшего эшелона партийного руководства? Почему Хрущев в один день разогнал своих ближайших помощников? Он же сам их подбирал и выдвигал…

Считается, что чекисты записали вольные разговоры нескольких секретарей ЦК, которые они вели в своих комнатах отдыха, попивая чай или более крепкие напитки. Ничего крамольного они не говорили, лишь позволяли себе критически оценивать поведение Никиты Сергеевича. Есть и другое объяснение. Хрущев был человеком увлекающимся. Понравившегося работника мог поднять на головокружительную высоту, но, разочаровавшись, с той же легкостью расставался с недавним любимцем и продвигал нового.

Еще год с лишним Фурцева оставалась членом президиума ЦК, высшего органа власти в стране. А вот на ХХII съезде в состав президиума ЦК ее не включили. Это стало для нее страшным ударом. Фурцева и Фирюбин не пришли на вечернее заседание съезда. Екатерина Алексеевна пыталась уйти из жизни. «Сильно подвыпив с горя, — пишет Сергей Хрущев, — а Екатерина Алексеевна злоупотребляла алкоголем, она попыталась вскрыть себе вены. Но рука дрогнула, и самоубийство не удалось. Возможно, она и не собиралась расставаться с жизнью, а просто по-женски пыталась таким образом привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие, но ее поступок произвел противоположный эффект». Да, готовых и способных сочувствовать оказалось немного…

Екатерина Алексеевна болезненно воспринимала утрату атрибутов прежней жизни. Но больше всего переживала, думая о том, как люди вокруг радуются ее падению и злорадствуют… Насчет нравов в политической верхушке она не заблуждалась.

Что заставляет совершать самоубийства крупных политиков уровня Фурцевой? Как-то все это не вяжется с обликом этих людей, решительных, жестких, способных преодолевать любые препятствия. Как правило, такие люди способны устоять при любых стрессах. Но действуют и другие факторы. Вряд ли мы в состоянии понять, что же стало последней каплей для каждого из них…

Между молотом и наковальней. Фурцева была чуть ли не единственным человеком в руководстве страны, искренне заинтересованным в культурном обмене с другими государствами, в том, чтобы наши мастера выезжали на гастроли за границу, а в Советский Союз приезжали иностранные певцы, музыканты, артисты, привозили выставки из лучших мировых музеев.

Зарубежные гастроли были крайне выгодны государству, выдающиеся мастера после возвращения домой сдавали в казну большие суммы в валюте. Поэтому министерство культуры хотя бы из ведомственных соображений было сторонником гастролей. А партийный аппарат и система госбезопасности считали, что лучше никого никуда не выпускать. Достойными ехать в другие страны считали только самих себя.

Екатерина Алексеевна Фурцева с удовольствием открывала для себя мир. Даже для секретаря ЦК поездка была редкостью. Министр культуры же должна была путешествовать по миру в силу прямых обязанностей. За границей женщина-министр неизменно вызывала большой интерес.

В руках министра культуры была немалая власть. Но каждое решение таило в себе угрозу для карьеры. Идеологическая ситуация в стране, атмосфера запретов практически ставила крест на всем, что казалось опасным отступлением от генеральной линии. Система была такова, что в интересах Фурцевой было запретить, а не разрешить, потому что за удачный спектакль похвала достанется режиссеру или артисту. А за «ошибки» отвечать ей.

Желающих запретить было множество, а брать на себя ответственность и разрешать никто не хотел. Иногда она шла наперекор цензуре, брала ответственность на себя. Но чаще должна была — или хотела — помешать появлению на сцене того, что считалось недозволенным. А не дозволялось очень многое.

Но Екатерина Алексеевна не была держимордой. Помимо партийных установок часто руководствовалась личными симпатиями и антипатиями. Главный режиссер театра «Современник» Олег Николаевич Ефремов к пятидесятилетию октябрьской революции поставил пьесу Михаила Филипповича Шатрова «Большевики». Цензура ее запретила. Министр культуры разрешила спектакль. Полгода — невиданное дело! — спектакль шел без разрешения цензуры. В зрительном зале «Современника» — ни одного свободного места. Фурцева не испугалась и не отступила. Пьесу разрешили…

Фурцева и Софи Лорен

Каково быть мужем бабушки? Как же все это случилось? Почему пошли разговоры о том, что Екатерину Алексеевну Фурцеву убирают с поста министра, что ждет ее безрадостная пенсионная жизнь — и, может быть, даже одинокая пенсионная жизнь, поскольку рушилась не только ее политическая карьера, но и отношения с мужем?

Ни по возрасту, ни по настроению она вовсе не собиралась уходить. Наверное, даже представить не могла себя на пенсионном покое. Но, похоже, ее министерские дни были сочтены. И рассчитывать на милосердие товарищей по партии ей не приходилось. В политическом мире нет настоящих человеческих отношений, здесь идет беспощадная борьба за власть или за иллюзию власти.

Говорят, что она сама могла быть жестокой и беспощадной. Привыкла к роли вершителя судеб и к власти над людьми. Странно, что ее не окрестили «железной леди». Хотя само это понятие родилось позже, уже после ухода Фурцевой из жизни. Да она и не была железной! Она была, пожалуй, чересчур чувствительной.

Уже не в юном возрасте Екатерина Алексеевна продолжала волновать мужское воображение. В желании служить министру присутствовал несомненный эротический мотив. Общество восхищалось ее силой, но жаждало увидеть следы тщательно скрываемой женской слабости.

Екатерина Фурцева дружила с Людмилой Зыкиной. Уверяли, что на даче у певицы министр крепко выпивала. За столом, когда спрашивали, что ей налить, Екатерина Алексеевна отвечала одинаково: «Я всегда с мужчинами, я пью водку».

В 1972 году умерла мать, Матрена Николаевна. Для Екатерины Алексеевны это был удар. Она зависела от матери, нуждалась в ее постоянном одобрении. Говорят, что девушки выходят замуж за своих отцов, то есть инстинктивно ищут мужчину с привычными чертами характера. Фурцева же, пожалуй, вышла замуж за свою мать! Мать заставляла ее жить в бешеном темпе: не позволяй себе отдыхать и расслабляться, двигайся от хорошего к лучшему. Так же строились отношения с мужем. Она нуждалась в его расположении. Понимала умом, что не в состоянии угодить ему во всем, но пыталась. Получалось, что единственный способ заставить его быть нежным — угадывать и исполнять все его желания...

Подруги знали, что на душе у нее неспокойно. Она говорила, что ее никто не понимает, что она одинока и никому не нужна. Надо понимать, она имела в виду мужа. Насколько справедливы эти упреки? Сам Николай Павлович о своих отношениях с Екатериной Алексеевной не рассказывал. Во всяком случае публично. Он умер еще до того, как журналисты получили возможность задавать личные вопросы…

Одиночество израненной души. Фурцева занялась постройкой собственной дачи и попросила о помощи «подведомственные учреждения». Желающих посодействовать министру строительными материалами и рабочей силой оказалось множество. При этом кто-то из посвященных написал донос: Фурцева, нарушив государственную дисциплину и партийную этику, приобрела по льготным ценам строительные материалы в Большом театре.

Дело разбирала высшая инквизиция — Комитет партийного контроля при ЦК КПСС, которым руководил бывший руководитель Советской Латвии член политбюро Арвид Янович Пельше. Личная собственность считалась делом антипартийным. Поэтому руководители страны обходили этот запрет и строили дачи на имя родных и близких. Фурцева поступила неосмотрительно, записав дачу на свое имя.

Екатерина Алексеевна признала, что допустила грубую ошибку, сдала дачу. Ей вернули двадцать пять тысяч рублей. Она положила их на книжку и написала завещание в пользу дочери. Но все равно ее решили отправить на пенсию. А она сказала подруге: «Что бы там ни было, что бы про меня ни говорили, я умру министром». Так и случилось…

…Теперь уж не узнать, что именно произошло поздним вечером 24 октября, когда Фурцева вернулась домой. Они с Фирюбиным жили на улице Алексея Толстого. Говорят, что именно в тот день стало известно, что ее ждет пенсия, а Николай Павлович встретил другую женщину. Екатерина Алексеевна не выдержала двойного удара. Тоскливая жизнь брошенной мужем пенсионерки была не по ней...

…Наверное, много раз она мысленно прикидывала, сможет ли жить без работы и без мужа? Эмоционально она полностью зависела от своего положения в обществе, от того, как на нее смотрят окружающие. И, конечно же, от мужа! Одиночество казалось самым страшным. Она даже не могла подумать о том, чтобы порвать с ним и начать все заново с другим человеком.

Не так-то просто обрести покой израненной душе. Как вернуться из глубины несчастья к нормальной жизни? Это мистическое путешествие. Чувства и страхи, испытанaные в детстве, остаются навсегда и возвращаются вновь и вновь, особенно когда мы не в силах справиться со своими проблемами. Она, наверное, понимала, что потеря отца — все это было давным-давно, но какая-то часть мозга по-прежнему воспринимает мир так, словно она еще маленькая девочка, оставшаяся без папы. Страх быть брошенной лишал ее возможности посмотреть на вещи реалистично.

После полуночи Светлане позвонил Николай Павлович Фирюбин: «Мамы больше нет»...

Когда приехали дочь с мужем, в квартире еще находилась реанимационная бригада. Доктор пытался успокоить Светлану: «Даже если бы это случилось в больнице, врачи не смогли бы помочь». Диагноз — острая сердечная недостаточность. Но по Москве пошли разговоры о том, что она вновь решила покончить с собой. И на сей раз попытка удалась…

…Ее первый муж, Петр Иванович Битков, говорил дочери на похоронах, что всю жизнь любил только Екатерину Алексеевну. Он ненадолго пережил Фурцеву. Николай Павлович Фирюбин ушел к Клеопатре Гоголевой, вдове Александра Васильевича Гоголева, покойного секретаря московского обкома партии. Они жили на соседних дачах. Клеопатра Гоголева, которую знакомые называли Клерой, была значительно моложе Фурцевой…

…С годами о Екатерине Алексеевне Фурцевой говорят все лучше и лучше. Дурное забылось. Остались воспоминания о живом и душевном человеке…

Леонид МЛЕЧИН, «Московский Комсомолец»

Министр культуры Екатерина Фурцева уже битый час стояла под окнами родильного дома на улице Веснина. Ноябрьский ветер налетал порывами, норовя хлестнуть мокрым снегом по глазам, она совсем продрогла в своем тонком французском пальто. Время близилось к полуночи. Наконец вышла санитарка и сказала, что еще не скоро. Екатерина Алексеевна развернулась, села в машину и поехала домой.

Петр и Екатерина

Утром Светлана , превозмогая слабость, поднялась с койки и добрела до окна. С высоты третьего этажа она увидала знакомую меховую шапочку, черное пальто с маленьким меховым воротником. «Мама, мамочка дорогая, — она здесь, рядом». Светлана почувствовала прилив необычайной нежности к матери. Теперь и она, Светлана, стала мамой, теперь их трое, и между ними завязался новый крепкий узелок.

В кремлевском роддоме порядки были еще более драконовские, чем в обыкновенном, поэтому Екатерина Алексеевна не смогла увидеть ни дочери, ни внучки, а только убедилась, что роды прошли благополучно.

Свекровь Александра Константиновна ни в какую не захотела, чтобы внучку назвали Екатериной, и когда Светлана с новорожденной появилась дома, имя уже было готово: Марина .

— Если бы родился мальчик, ты ведь не назвала бы его Фролом ? — сказала свекровь Светлане, имея в виду своего мужа, члена Политбюро Фрола Романовича Козлова .

Светлана и ее муж Олег жили с его родителями. Роды притормозили учебу в университете, у Светланы появились «хвосты» по некоторым дисциплинам, и она не торопилась от них избавиться. Но однажды утром раздался телефонный звонок и веселый, но вместе с тем требовательный голос матери отрезвил ее:

— Ты думаешь, если уехала от меня и живешь теперь за высоким забором, так я тебя не достану? Ну-ка, немедленно сдай все «хвосты»!

Светлане всегда было удивительно, как мама, при такой занятости и ответственности на службе, умудрялась быть в курсе ее жизни и вовремя поддержать, посоветовать, помочь. Еще когда Света была маленькой, вдруг появлялись в доме редкие по тем временам мандарины или прелестная французская шубка — в то время как мамы и в Москве-то не было, она была за границей. Ее незримое ласковое присутствие Света чувствовала всегда.

Фурцева бывала в гостях у Козловых не часто. Приехав поздравить Светлану с рождением дочери, Екатерина Алексеевна, глядя с нежностью на спящую в одеяльце Маринку, сказала: «Пусть у нее будет моя фамилия, она ей поможет...» Фурцева знала, что говорила.

Светлана была грудной, когда с фронта — это было в 1942-м — в отпуск приехал Петр Битков и огорошил жену новостью: он от нее уходит, на фронте «полюбил другую». И одиннадцатилетний брак, построенный на взаимности, доверии, общих интересах, рухнул в одночасье. Петр и Екатерина познакомились на Высших летных курсах в Ленинграде, куда Фурцева была направлена учиться по линии комсомола. В тридцатые годы молодежь бредила самолетами и летать было очень престижно. Екатерина и Петр вскоре поженились. Но их взаимную любовь омрачало лишь одно: время шло, а детей не было. Екатерина Алексеевна не стала упрекать мужа в том, что он разбил ее жизнь, хотя по сути так оно и было, оставила ему комнату на Красносельской и, запеленав четырехмесячную Светлану, ушла с чемоданом куда глаза глядят, надеясь, что судьба ей еще улыбнется. Екатерине было тридцать два и надо было начинать жизнь сначала. В то время у нее произошли перемены не только в личной жизни. Оставив науку — она окончила институт и аспирантуру факультета тонкой химической технологии, — Фурцева пошла на партийную работу, став вторым секретарем Фрунзенского райкома партии.

Борщ у Хрущевых

Светлану умыли, причесали, водрузив на голову огромный розовый бант, и нарядили в новое розовое платье. Все это означало, что они с мамой едут в гости. Екатерина Алексеевна объяснила семилетней дочери, как та должна вести себя за столом. Они ехали на обед к Хрущевым . Светлане на всю жизнь запомнился необыкновенно вкусный украинский борщ с пампушками, которым их потчевал за столом гостеприимный Никита Сергеевич .

После смерти Сталина , когда Хрущев возглавил страну, Екатерина Фурцева сыграла очень важную роль в его судьбе. В 1957 году группа соратников по партии, руководимая троицей Каганович Маленков Молотов , организовала заговор с целью сместить Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС. Екатерина Фурцева — тогда первый секретарь Московского горкома и кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС — искренне верила в Хрущева как в прогрессивного руководителя партии и страны и спасла его. Она очень оперативно, в течение двух часов собрала в Кремле всех, кто мог поддержать Хрущева, и заговор провалился. Фурцева после этого стала членом Политбюро. В 1960 году Екатерина Алексеевна выдала дочь замуж за сына члена Политбюро Козлова, и вся партийная элита гуляла на этой свадьбе.

Первый раз Козловы увидели Светлану весной того же года, когда правительственная делегация прибыла в Индию. Фурцева взяла дочь с собой. Она делала так всегда, когда позволяли обстоятельства, — хотела показать ей мир. Александре Константиновне Козловой очень понравилась беленькая, изящная, хорошо воспитанная Светлана, и у нее в уме зародился план познакомить с ней своего сына Олега.

По возвращении в Москву молодые люди познакомились, и Светлана вмиг была очарована высоким темноволосым юношей. Олег красиво ухаживал, дарил букеты. Стоял теплый апрель, они гуляли допоздна, долго прощаясь у подъезда на улице Грановского, где тогда Екатерина Фурцева жила со своим вторым мужем-дипломатом. Прощались до тех пор, пока бабушка с балкона не окликала Светлану домой. Олег сделал предложение через две недели. Фурцева восприняла новость, как и положено маме: «Подумай, дочка. Как же твои планы на будущее?»

— Но у меня, — вспоминает Светлана, — на тот момент, кажется, напрочь отсутствовала способность думать.

Свадьбу играли на государственной даче. На Светлане было маленькое, в талию, платье пастельных тонов из красивейшей, украшенной мелкими-мелкими камешками, индийской ткани. Среди гостей присутствовали Леонид Ильич Брежнев с супругой и дочерью Галей , Анастас Микоян с невесткой Элей , Хрущев с супругой, дочерью Радой и зятем Алексеем Аджубеем , известным журналистом. Никита Сергеевич преподнес в подарок Светлане флакон французских духов и куклу-барышню в роскошном длинном белом платье.

Домострой

Как только Петр ушел из семьи, к Фурцевой приехала ее мать — бабушка Матрена — и стала воспитывать внучку. Екатерина Алексеевна дала Светлане блестящее по тем временам образование: музыка, английский. На улице Грановского Светлана с бабушкой бывали редко, чаще жили на казенной даче — присутствие отчима вносило некоторый диссонанс в их женский спаянный коллектив. Николай Павлович Фирюбин считал, что Екатерина «уж чересчур» любит дочь, к тому же его раздражала теща, которая так и не смогла полюбить нового зятя. Его жена была министром культуры, членом Политбюро, но дома муж старался быть главным. «Катя, соль», — выразительно показывал он глазами на солонку, стоявшую поодаль от него на столе. И все же Светлана любила квартиру на Грановского, гостиную, обитую штофом, камин — мама умела навести уют. Самыми счастливыми были дни, когда мама брала ее с собой в отпуск. Тогда она всецело принадлежала Светлане. Они, бывало, даже спали в одной постели, потому что так много нужно было сказать друг другу, что дня не хватало и не хотелось разлучаться даже на несколько часов сна.

Бывало, пока спускались к морю — Фурцева отдыхала в санатории ЦК КПСС в Сочи, — отсчитывая сто пятьдесят ступенек, Светлана успевала задать все вопросы и получить ответы. А внизу уже ждали знакомые и друзья. Светлана лежала на пляже и сквозь щелки сомкнутых век наблюдала за мамой, которая была увлечена беседой с подругой актрисой Любовью Орловой . Говорили о своем, о женском, о том, что для фигуры полезно плавать по три часа в день и ежедневно играть в теннис, а уж если будет необходимо, можно пойти и на радикальные меры — сделать пластику лица. Светлана смотрела исподтишка на обеих, таких длинноногих, загорелых, стройных, и размышляла с высоты своих пятнадцати лет: «Ну, если в таком возрасте можно выглядеть так, как мама или Любовь Петровна, то у меня еще вся жизнь впереди».

Никогда Светлана не видела маминых слез. Только в дни заговора чувствовалось дома сильное, тревожное напряжение. Фурцева отгораживала дочь от всего, и Светлана видела только парадную сторону ее жизни. Совместные поездки в Югославию, Индию, Японию, Англию, Францию выглядели как сказка: мама, красивая, элегантная, рядом с первыми лицами государств, в окружении знаменитостей.

Итальянские актрисы Джина Лоллобриджида (слева) и Мариза Мерлини, министра культуры СССР Екатерина Фурцева во время II Московского международного кинофестиваля. Фото: РИА Новости / Михаил Озерский

Предательство

Буквально через год после того, как Хрущев гулял на свадьбе Светланы, он предал Фурцеву. Екатерина Алексеевна о том, что ее вывели из состава Политбюро, узнала, когда зачитали новый список его членов на очередном XXII съезде КПСС. Ее имени там не оказалось. Пожалуй, только в этот момент она в полной мере осознала, как она тогда, в 1957-м, рисковала собой, Светланкой. Ведь она выступила одна против заговорщиков, за ее спиной не было никого: ни друзей, ни сильного покровителя. О том, что мама пыталась покончить с собой, вскрыв вены, Светлана узнала самой последней. Екатерина Алексеевна увиделась с дочерью в больнице, когда угроза ее жизни миновала и она уже вполне владела собой.

— Самое страшное, доченька, в жизни — предательство, — сказала тихо и грустно Фурцева.

Пока Екатерина Алексеевна находилась в больнице, семью ее выставили с госдачи, отобрали автомобиль и лишили привилегий. Фурцевой «доверили» лишь пост министра культуры. Это было понижением после той власти, которой она обладала, будучи членом Политбюро. Фрол Романович Козлов в тот период перенес инсульт и был частично парализован. Глядя на годовалую внучку, ползающую по ковру, он молодел душой, и силы снова возвращались к нему. Однажды он сказал домашним:

— Брежнев позвонил, наверное, произошли перемены. Раньше звонил и спрашивал разрешения приехать, а сейчас просто заявил, что едет.

Предположение оказалось верным, вскоре «попросили» из Политбюро и Фрола Романовича. Впереди была та же процедура лишения дачи, автомобиля и привилегий, что и у Фурцевой. Козлова вскоре после этого разбил второй инсульт, долго он не прожил...

Рядом с кинодивами

Сместили и Хрущева. А Фурцева на посту министра культуры осталась такой же самостоятельной, влиятельной и независимой, как и на высоких партийных должностях. Екатерина Алексеевна быстро оправилась от потрясения, и, глядя на нее, никто бы не смог подумать, сколько ей пришлось всего вынести. Она сделала себя сама: одевалась в Париже, занималась теннисом, а в 1965 году решилась на пластическую операцию. Прооперировалась в Москве и тут же улетела в отпуск в Сочи. Вернулась загорелая, помолодевшая, и никто ничего даже не заподозрил. Вращаясь среди звезд мирового кино, постоянно находясь на виду, бывая на приемах у королей и королев, Фурцева вела себя очень естественно. Она смело фотографировалась с кинодивами, не боясь, что будет выглядеть хуже, чем они.

Культурная жизнь страны под руководством Фурцевой преобразилась. Екатерина Алексеевна очень любила кино и, познакомившись в Париже с французским искусством, влюбилась и в город, и в его обитателей. В Москве начались недели французского и итальянского кино. Изголодавшаяся по премьерам публика ломилась в кинотеатры. Стало хорошим тоном разбираться в искусстве западного кино. Приехал на гастроли знаменитый миланский оперный театр Ла Скала. Открылись в Москве выставки французских импрессионистов. По инициативе Фурцевой в эти годы были построены новое здание балетного училища, новый МХАТ, Цирк на проспекте Вернадского, Детский музыкальный театр под управлением Наталии Сац . Пожалуй, этот период был самым счастливым в ее жизни.

Она по-прежнему возила дочь с собой. Светлана запросто в свободную минутку забегала к маме в министерство. У нее на даче в Переделкине собиралось интересное общество: близкая подруга Вера Марецкая — Екатерина Алексеевна умела дружить, подруги у нее сохранялись на долгие годы, — близкие друзья писатель Константин Симонов , актер Ростислав Плятт , режиссер Юрий Завадский . Екатерина Алексеевна ездила в отпуск на Валдай. Там она жила не в санатории, а, прихватив палатку и лодку, устраивалась на природе, у озера, и часами удила рыбу, ухой из которой потом угощался весь санаторий.

Через пять лет замужества Светлана вдруг встретила настоящую любовь. Игорь так же, как и она, работал в АПН, занимался переводами с английского, писал стихи. Между ними возникло взаимное чувство, но у Игоря тоже была семья, и три года влюбленные мучали друг друга, не решаясь на последний шаг.

— Ты посмотри на себя, — говорила Екатерина Алексеевна дочери, — ведь ты уже вся растворилась в нем, тебя уже нет.

Она, конечно, понимала дочь, ведь сама вышла замуж за Светланиного отца по большой любви. Но в то же время чисто по-женски пыталась предостеречь: «Светлана, я десять лет была одна, я знаю, что такое одиночество, когда все праздники, все выходные одна». А когда Светлана все-таки ушла от мужа, Екатерина Алексеевна сказала: «Ни о каких алиментах даже речи быть не может. Разве мы не в состоянии вырастить одного ребенка?» Выйдя за Игоря, Светлана несколько отдалилась от матери — теперь она вся принадлежала любимому. Екатерину Алексеевну это огорчало, она грустила, ведь ее второй брак не был очень счастливым. Особенно одинокой она чувствовала себя, когда умерла бабушка Матрена.

В тот последний день она поздно вечером заехала к дочери. У Светланы и Игоря были гости. Екатерина Алексеевна посидела немного и собралась домой. Позже Светлана позвонила ей — чувствуя неловкость за то, что из-за гостей мало уделила внимания маме, спросила, все ли хорошо. Ей показалось, что у мамы какой-то странный голос, но та заверила ее, что «все хорошо» и что она ложится спать. «До завтра», — как обычно сказала она.

За полночь гости разошлись. Светлана помыла посуду и только направилась в ванную, как зазвонил телефон. Звонил отчим.

— Мамы больше нет, — оглушил он Светлану известием.

Светлане на руки выдали свидетельство о смерти, в котором было написано, что смерть наступила в результате острой сердечной недостаточности. До сих пор Светлана не знает точно, так ли это на самом деле...

На похоронах Петр Битков очень убивался. Он сказал Светлане, что всю жизнь любил «только одну Катю». Вскоре после смерти Фурцевой его тоже не стало. А Николай Фирюбин женился через месяц после похорон.

Олег Табаков: «Она была прежде всего женщиной»

По тем временам женщина в верховных органах власти была нереальным явлением. В этом феномен Екатерины Алексеевны. А для меня она была, прежде всего, удивительно красивой и мудрой женщиной.

Екатерина Алексеевна неоднократно прикрывала спину Олега Ефремова . Он, будучи грешен как все мы, иногда позволял себе отклонения от норм в употреблении алкоголя. Часто бывал просто на грани фола. Знаю, как дважды она отводила от него беду. А в 1970 г. его назначили главным режиссером Московского Художественного театра. При поддержке Фурцевой. Кто-то должен был за него поручиться, а это весьма не просто. Борьба между городским комитетом партии и Министерством культуры была очень жесткой. Одна деятельница Московского горкома даже предлагала мне сдать Олега, предъявив доказательства его «болезни». Я позвонил Екатерине Алексеевне, рассказал об этом, она спросила меня: «Ты послал ее?» Я говорю: «Да!» — «Вот так и надо!» И должен сказать, она успела увидеть правильность своего решения — первые десятилетия деятельности Олега были чрезвычайно активными, интересными, разнообразными. Он привлек по тем временам едва ли не самую лучшую труппу в Советском Союзе: Смоктуновский , Евстигнеев . И самая интересная, гонимая и преследуемая режиссура: Лев Додин , Кама Гинкас . Решиться на это надо было! Если бы у Олега не было поддержки Екатерины Алексеевны, вряд ли бы у МХАТа была такая история. Повторяю, делала все это — ЖЕНЩИНА!

Мне еще не было 35, когда меня назначили директором театра «Современник». Как? Не без ее ведения, конечно. Очень Фурцева симпатизировала и Галке Волчек . Она, еврейка, беспартийная, женщина, все-таки была утверждена на должность главного режиссера «Современника». Опять-таки не без помощи Екатерины Алексеевны. Если человек вызывал у нее доверие, его национальность, партийность не были важны. Екатерина Алексеевна довольно круто умела брать руль на себя. При этом она была веселым, лукавым человеком, но не хитрым. Знала, что красивая. Это сказывалось в том, как она одевалась: носила нейлоновые кофточки с черненьким башмачным шнурком — вроде бы строже не бывает, а все равно она была очень женственна. А уж это либо есть, либо нет — вне зависимости от должности.

Игорь Кваша: «Мы называли ее мама „мама“»

Наш театр «Современник» хотели закрыть. Никто не смел высказаться против. Скоро вернулась из поездки Мама (Екатерина Фурцева) и вызвала меня, Галю Волчек, Нину Дорошину и Олега Ефремова. Человек она была очень резкий, но с самого начала нас удивила: «А, это вы Ефремов? Как же, как же, я вас знаю. Мы с вами встречались на пленумах райкома». Она была первым секретарем Фрунзенского райкома, а Олег — секретарем комсомольской организации Детского театра в этом же районе.

Разговор был жесткий: надо закрывать театр, вы делаете черт знает что. А мы сидим с равнодушными рожами — все равно же закроют — отвечаем только «да» или «нет» и чуть ли не орем на нее. Молодые были, да и терять нам нечего. А Фурцева совершенно спокойна, хотя с ней, наверное, никто еще так не разговаривал. И вдруг она меняет тон разговора: «Вот вы сделали спектакль „Взломщики тишины“ о старых большевиках. А вы знаете, сколько их осталось? — и у нее слезы на глазах наворачиваются. — Их всего четыре с половиной тысячи. Ребята, а как вы их порочите?» И утирает слезы, настоящие!

Она, наверное, думала, что наорет на нас, мы ее испугаемся, а потом даст нам здание. А тут разговор пошел совершенно другой — ласковый, со слезами, с каким-то проникновением: «Мы вам даем здание на площади Маяковского, но мы вас просим все-таки учесть наши порядки, учесть, какая сложная обстановка в стране». И нас не закрыли!

Ее называли «Екатериной Великой», «Хозяйкой», лучшим министром культуры Советского Союза. Екатерина Фурцева стала первой женщиной, которой удалось войти в руководящий состав страны. 14 лет на посту министра культуры превратили Фурцеву в легенду.

Хотя нашлись и те, кто называл Екатерину Алексеевну «кухаркой, управляющей государством». Разброс мнений от хвалебных од до полного отрицания доказывает, что Фурцева – масштабная историческая фигура.

Детство и юность

Родилась Фурцева зимой 1910 года в Тверской области, в деревушке под Вышним Волочком. Выросла в рабочей семье. Отца Екатерина не помнила: Алексей Фурцев погиб на фронтах Первой мировой войны. Мама, работница ткацкой фабрики, ставила дочь на ноги без посторонней помощи.


Екатерина Фурцева в молодости (средняя в нижнем ряду)

Девушка окончила школу-семилетку и в 15 устроилась работать на предприятие, где трудилась мама. Если бы не волевой характер и острый ум Кати, она бы повторила судьбу Матрены Николаевны, которую любила и побаивалась. Но Екатерина Фурцева вырвалась из замкнутого круга нищеты и серых будней, вычеркнув из биографии грохочущие станки, раннюю глухоту и старость в провинции.

Политика

15-летняя ткачиха поступила в комсомол и начала стремительное восхождение по партийной линии. Хрупкую, но бойкую девушку заметили старшие товарищи и направили в поселок Коренево Курской области, где Екатерине предстояло поднимать с колен сельское хозяйство. Но вскоре ее выбрали секретарем местного райкома комсомола и перевели в знойную Феодосию. Здесь Екатерина Фурцева до 1933 года работала секретарем горкома ВЛКСМ и поступила в ряды ВКП(б).


На юге бывшая ткачиха задержалась на 2 года и поехала в Ленинград: Фурцеву отправили на Высшие курсы гражданского Аэрофлота. В Ленинграде Катя влюбилась и вышла замуж за красавца-летчика. Супруги отправились в Саратов, затем в столицу. В Москве Екатерине Фурцевой доверили работу инструктора студенческого отдела аппарата ЦК ВЛКСМ. Начавшаяся война застала молодую женщину в Москве. Муж отправился воевать, а жена – гасить зажигательные бомбы на крышах.


Рождение дочери в 1942-м и война не прервали стремительной карьеры Фурцевой. Из деревни Екатерина вызвала в столицу маму, поручив ей нянчить крошечную дочь, а сама стала секретарем Куйбышевского горкома партии. 8 лет женщина трудилась в райкоме ВКП(б) Фрунзенского района Москвы. Она заняла пост второго секретаря, но вскоре стала первым.


Отличившуюся Екатерину Фурцеву в 1950-м повысили до 2-го секретаря Московского горкома партии. В 1954-м Екатерина Алексеевна заняла пост 1-го секретаря горкома. С 1950-го на протяжении двенадцати лет Фурцеву выбирали депутатом Верховного Совета, а в 1956-м доверили пост секретаря ЦК КПСС. Через год «Екатерина Великая» стала членом Президиума, потеряв полномочия в 1961-м.

Министр культуры

Министром культуры Екатерину Алексеевну назначили в 1960 году. На этом посту Фурцева проработала до смерти. Мнения о личности министра и стиле руководства полярны. Екатерину Фурцеву обвиняют в непонимании искусства, особенно музыки и живописи. А то, что чиновница не понимала, она запрещала.


Так советская молодежь лишились удовольствия наслаждаться вживую выступлениями «Битлз» и «Роллинг Стоунз» – Фурцева не дала разрешения на их гастроли в СССР. Театралы не увидели спектакля «Живой» на Таганке. Мстиславу Ростроповичу и пришлось покинуть страну за то, что приютили . Музыканту за такой проступок по указанию министра культуры не давали сцены.


И все же список добрых дел Екатерины Фурцевой длиннее. Благодаря министру в середине 1950-х в Советском Союзе прошли выставки Дрезденской галереи, а в 1960-х поклонники живописи наслаждались полотнами Святослава Рериха и Фернана Леже. В 1974-м в Третьяковской галерее состоялась выставка работ .


В том же году в страну Советов прибыли картины французских импрессионистов и «Мона Лиза» . В 1960-х слух советских меломанов услаждали пение и Симоны Синьоре, музыка оркестра Бенни Гудмена, а в 1974-м в Большом театре выступили оперные исполнители «Ла Скала».


Особенной любовью Екатерины Фурцевой пользовались театр и кинематограф. В 60-е годы в столице прошла неделя французского и итальянского кино. Артисты БТ отправились на гастроли в Америку, а мхатовцы выступили на сценах Англии, Франции, США и Японии. Фурцевой удалось убедить , чтобы КГБ не влияло на решения о гастролях артистов и деятелей культуры за границу.


В годы правления Екатерины Фурцевой созданы Театр эстрады, Дворец творчества детей и юношества на Ленинских горах, концертный зал «Россия», Театр на Таганке и Цирк на Вернадского. В новые здания перебрались МХАТ, Театр оперетты и Театр имени Моссовета. Благодаря Фурцевой не закрыли «Современник», она содействовала рождению Театра-студии .

Екатерина Фурцева – яркая личность, о которой снято немало фильмов. В 2011-м на экраны вышел сериал Сергея Попова «Фурцева. Легенда о Екатерине». Юную Катю Фурцеву сыграла , а в образе министра культуры Екатерины Алексеевны Фурцевой появилась .

Личная жизнь

Летчик Петр Битков стал первым мужем будущего министра. Они поженились в середине 1930-х, но спустя 5 лет расстались. В этом браке родилась единственная дочь Фурцевой Светлана. Причины развода называют разные. Распространенная – Битков нашел другую женщину, о чем объявил, возвратившись с фронта.

Но существует и версия, по которой женщина родила ребенка от любовника. Когда Петр Битков вернулся с войны, дочери исполнилось 4 месяца. Фронтовику на неверность супруги открыла глаза говорливая соседка. Супруги условились поддерживать первую версию, дабы не унижать бравого летчика и не портить карьеру Фурцевой.


Любовником Екатерины Фурцевой называют секретаря Фрунзенского райкома Петра Богуславского. Тот покровительствовал красивой женщине, помогая продвинуться по службе. Но разводиться с женой, пожертвовав карьерой, Богуславский не пожелал. Отношения прекратились, когда покровителя сняли с должности.


В 1956 году Екатерина Фурцева вышла замуж за дипломата Николая Фирюбина. Этот брак одобрил . Но после назначения Фирюбина послом в Чехословакии жена не поехала за мужем, предпочитая остаться министром культуры.


После возвращения Фирюбина в страну (его назначили заместителем министра иностранных дел), личная жизнь супругов затрещала по швам. Зятя не любила мама Екатерины Алексеевны и ненавидела дочь. Фурцева разрывалась между тремя любимыми людьми, все чаще снимая стресс алкоголем.

Смерть

Екатерина Фурцева осталась одна. У дочери семья, мама умерла, а муж изменял, не скрываясь. Последней каплей в чаше терпения оказался разнос, устроенный . Екатерина Фурцева скончалась октябрьской ночью 1974 года. Официальной причиной смерти врачи назвали сердечную недостаточность.


Говорят, женщина после выпитого алкоголя приняла горячий душ, следствием чего стал сердечный спазм. Но есть и другие версии, по которым Фурцева покончила жизнь самоубийством, выпив горсть таблеток люминала. Екатерину Фурцеву похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с мамой.

  • Екатерина Фурцева отдавала предпочтение непрофессиональным театрам и много сделала для их развития. Министр культуры полагала, что профессиональные театры себя изжили. На собрании режиссеров и артистов, которых Фурцева убеждала в преимуществах непрофессиональных театров, чиновница сделала замечание актеру – тот чертил в блокноте и не смотрел в сторону Екатерины Алексеевны. Она спросила у артиста: «Вам неинтересно?». Ливанов ответил на вопрос вопросом: «Вот вы лично стали бы обращаться к непрофессиональному гинекологу?».

  • Екатерина Фурцева спасла Никиту Хрущева от переворота, когда генсека голосованием хотели отстранить от дел. Она вызвала подкрепление и не дала сместить Никиту Сергеевича. В 1961 году Хрущев «отплатил» Екатерине Фурцевой, унизив и убрав ее из Президиума ЦК. Чиновнице отключили правительственную связь и отобрали дачу. Женщина вскрыла вены в ванной, но ее спасли.

  • Поговаривают, что Екатерина Фурцева сделала пластическую операцию. Она следила за собой, ежедневно делала гимнастику, играла в теннис. Искусствовед Анатолий Смелянский в мемуарах писал, что чиновница симпатизировала и кокетничала с ним.
  • По словам , благодаря Фурцевой комедия «Кавказская пленница» вышла в прокат. играл товарища Саахова, но обнаружилось, что фамилия парторга «Мосфильма» – Саков. Готовую ленту не выпускали, заставляя переозвучить, изменив фамилию. Никулин пожаловался министру, и та решила проблему одним звонком.

«Фурцева Ек. Ал. (1910-74), сов. парт., гос. деятель, с 1960 министр культуры СССР» - это строчки из «Советского энциклопедического словаря». А что за ними?

Екатерину Алексеевну Фурцеву называли Екатериной Третьей, многие боялись ее, многие искали ее расположения, многим она помогла и многим испортила жизнь. Деятельная, эмоциональная Екатерина Фурцева была достойна и любви и ненависти. Она сумела сделать головокружительную карьеру в период «развитого социализма», и, наверно, ее судьба достойна романа или кинофильма. Кстати, такой фильм уже создан режиссером Самарием Зеликиным, и носит название «Екатерина Третья».

Бедная девушка из Вышнего Волочка работала на ткацкой фабрике, как ее мать и бабушка. Она очень мечтала учиться дальше. Мечта осуществилась, она поступила в Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота. Увлечение самолетами в те годы было модным.

В 1930 году Екатерина встретилась в институте со своим первым мужем – Петром Битковым. Они были счастливы, несмотря на трудную жизнь. Екатерина мечтала о ребенке, но ей долго не удавалось родить.

Муж был военным, вскоре переехали в Москву. Как только началась война, он ушел на фронт. А Екатерина ждала первенца, и ей уже шел тридцать второй год. Дочь Светлана родилась в эвакуации в Куйбышеве. Спустя несколько месяцев после рождения дочери Фурцева вернулась в Москву.

Приехав в командировку с фронта, Петр Битков признался жене, что встретил другую женщину, которую полюбил. В то время Екатерина Алексеевна была уже секретарем Фрунзенского райкома партии Москвы. До этого она получила второе образование в Институте тонкой химической технологии, училась в аспирантуре.

Фурцева сделала головокружительную партийную карьеру. Три года она была первым секретарем горкома Москвы, с 1956 года – секретарем ЦК КПСС, в 1957 году она стала членом Президиума ЦК КПСС.

В 1954 году Екатерина Фурцева вышла замуж за дипломата Николая Павловича Фирюбина. Ради Фурцевой он оставил свою жену и двух детей. Поначалу у них были замечательные отношения, но постепенно начались проблемы. Что-то не клеилось, не складывалось, не было взаимопонимания.

А Екатерина Андреевна продолжала заниматься политикой. Она была любимицей Хрущева, но как-то неосторожно высказалась по его поводу по телефону и вскоре из секретарей ЦК КПСС превратилась в министра культуры.

После этого внезапного понижения Фурцева пыталась покончить жизнь самоубийством, вскрыв себе вены. Ее спасли и долго лечили от сильнейшего нервного стресса. Говорили, что Фурцева инсценировала самоубийство, чтобы разжалобить Хрущева. Близкие утверждали, что причина этого поступка крылась в глубокой обиде на Хрущева, которому она безгранично верила. Кстати, Никита Сергеевич так прокомментировал на Пленуме ЦК этот поступок: «У Фурцевой обыкновенный климакс».

В новом качестве Екатерина Алексеевна рьяно взялась за работу. Именно в годы "правления" Екатерины Алексеевны стали проводиться Международный конкурс им. Чайковского, Международный конкурс артистов балета, новые помещения получили Театр оперетты и Театр им. Моссовета, началось строительство спортивного комплекса "Лужники", родился Театр на Таганке, МХАТ возглавил Олег Ефремов.

Это время ее жизни было наполнено многими событиями: дружбой с таланливыми людьми, встречами, поездками, выступлениями. Известно, что Фурцева дружила с Армандом Хаммером. Однажды Хаммер получил в подарок от министра культуры СССР картину Малевича «Черный квадрат» из запасников Русского Государственного музея.

Как человек деятельный она пыталась участвовать во всем. Могла самолично принять решение о повышении зарплаты какому-нибудь понравившемуся артисту, разрешить или запретить спектакль, дать распоряжение пригнать вагон водки в Париж для актеров Большого театра, гастролировавших во Франции…

Вот что вспоминает актриса Наталья Фатеева о съемках фильма «Битва в пути»:

«Опекать ленту взялась сама Фурцева. После каждого ее наезда на студию картину без конца переделывали. В итоге вся вторая часть книги, в художественном плане самая интересная, из фильма ушла. От многих сцен с моим участием во второй половине фильма остался один монолог, да и тот я потом четыре раза переозвучивала, и все четыре раза - с абсолютно разным текстом...»

Она терзала и Михаила Ромма за фильм «Обыкновенный фашизм», могла позволить себе поднять крик, зная, что никто не посмеет ей возразить. Но могла и извиниться, поняв свою ошибку, как это было после выхода на экран фильма Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором вместо назначенной Фурцевой актрисы Макаровой все же снялась Нина Ургант.

В начале 70-х разразился скандал вокруг загородного дома, который был построен Фурцевой будто бы не вполне законно. Встал вопрос даже о выводе ее из состава ЦК КПСС. Она просила создать комиссию и разобраться во всем спокойно. Но комиссию не создали, многим это было на руку. Важен был сам прецедент. Фурцевой объявили выговор. А дачу забрали, правда, вернув за нее деньги.

Все завершилось печально. 24 октября 1974 года Екатерины Фурцевой не стало. Она скончалась внезапно. По медицинскому свидетельству – от острой сердечной недостаточности. По другим сведениям – отравилась. Ходили слухи, что причиной самоубийства стал русский народный напиток, к которому у Фурцевой было пристрастие.

Литература: И.Н.Чернякевич, О.М.Чернякевич ВЕЛИКИЕ СКАНДАЛЫ ХХ ВЕКА, Виталий Вульф «Министр всея культуры», газеты: «Коммерсант», «Независимая газета».

Екатерина Фурцева – одна из самых неоднозначных фигур советского периода. При жизни ее и уважали, и ненавидели. Одного слова Министра культуры СССР было достаточно, чтобы вознести художника на вершину славы или безжалостно уничтожить его карьеру. Но и через много лет после смерти советской Железной леди печать, радио и телевидение не устают обсуждать единственную женщину, вознесенную на Мавзолей в стране, где правили мужчины. Ее вещи – платья, сумки, документы – хранятся в Государственном музее политической истории в Санкт-Петербурге.

ПО ТЕМЕ

Окончить школу, выскочить замуж, пойти работать на ткацкую фабрику. Днем сходить с ума от грохота ткацких станков, вечером – от рева сопливой ребятни, дожить до пенсии и коротать век на жалкие копейки... Подобная судьба ждала всех женщин, родившихся в начале прошлого века в провинциальной российской Тверской губернии. Вначале и Катя Фурцева шла тем же путем. После школы мать, суровая солдатская вдова, поставила дочку к станку. Однако та быстро влилась в ряды коммунистов и вскоре по заданию партии отправилась поднимать сельское хозяйство на юг страны. Затем была партийная работа в Крыму, потом – Ленинград. Советский Союз рвался ввысь, покорять небо. И в духе времени Катя Фурцева упорхнула на летные курсы. А там, где самолеты, обязательно есть летчики, "сталинские соколы". Один из таких орлов пленил сердце красавицы. И без долгих раздумий она стала гражданской женой летчика Петра Биткова. Супруг был хорош собой и статен, а то, что где-то у него осталась законная жена с дочкой, – дело десятое…

В 1941 году Екатерина – уже секретарь Фрунзенского районного комитета Москвы. Такая должность означала принадлежность к партийной (более того – столичной) элите. За плечами Фурцевой – институт и Высшая партийная школа – немногие коллеги могли похвастать таким солидным образованием. Только вот семейная жизнь текла ни шатко ни валко: Битков заводил речи о ребенке, но беременность не наступала. "Может, так оно и лучше, – думала Фурцева, – с дитем не больно-то поработаешь. А тут еще война…" Петра мобилизовали, едва грянула Великая Отечественная. Как горячо и страстно они прощались! А осенью, дежуря на крыше дома во время вражеского авианалета, Екатерина неловко упала, пришлось обращаться к врачу. И тот огорошил: "Десять недель, гражданка!" Что делать? Муж на фронте, у нее партийная работа, да и мать, небось, голову оторвет. Как ни странно, как раз мать, узнав о беременности дочери, заявила: "Нечего даже думать! Столько лет ждали! Неужто одного ребенка не поднимем?" А вот Петр на весть о скором отцовстве отреагировал прохладно. Екатерина списала это на трудное время – до нежностей ли теперь? В мае 1942 года на свет появилась Светлана. А через четыре месяца новоиспеченный папаша заявил жене, что устал "жить с ее работой". И ушел...

Самый верный способ забыться – с головой уйти в работу, боль расставания заглушить усталостью. Так Екатерина и поступила. Хлопот у второго секретаря райкома хватало. Екатерина допоздна засиживалась на работе – в компании первого секретаря и непосредственного наставника Петра Богуславского. Кстати, человека семейного. Был ли роман? А как же! Возможно, все зашло бы дальше, возможно, ради нее Богуславский даже решился бы на развод. Но он в курсе, что его карьера на излете, вот-вот "задвинут". Как напророчил, так и сбылось: его – в резерв, без надежды на возвращение, а Фурцеву – на руководство. И Петр Богуславский стал для нее приятным воспоминанием. Екатерина доверие партии оправдала. Партийные пленумы вела бойко, говорила без бумажки. А заодно осваивала правила игры в мужском мире. Ходы были разные: и нецензурные выражения, и выпивка, и продолжительные застолья, и все прочие "аксессуары" мужского быта. Но цель оправдывала средства. Ценный кадр приметил будущий руководитель СССР Никита Хрущев и переманил в свою вотчину – Московский городской комитет партии. Молва, конечно, по-своему истолковала повышение Фурцевой, придав ему интимную подоплеку. На самом деле сердечный интерес у Екатерины был, но не к простоватому Хрущеву. А к своему подчиненному, Николаю Фирюбину – женатому мужчине, отцу двоих детей, который любил и умел нравиться женщинам. Фирюбин сначала о разводе и не помышлял, да Фурцева и не требовала от него резких движений. И тем самым склонила на свою сторону. В 1955 году, будучи 45-летней женщиной, партийная активистка наконец-то стала законной женой. В первый и последний раз. Что принесло ей супружество? Определенно, в нем было мало тепла. По воспоминаниям современников, Фирюбин был мелким и ехидным человеком, который не мог смириться с карьерным превосходством жены. Оттого и шпынял ее, не гнушаясь унизить при посторонних. Брак этот тяготил всех: Фурцева поняла, что избранник оказался скорее подделкой, нежели бриллиантом, супруг отчаянно ревновал жену к работе, к дочери, к матери. Ему платили той же монетой: Светлана отказывалась ехать с отчимом в одной машине, а теща свирепо вырезала зятя со всех семейных фотографий.

А партийные бонзы тем временем продолжали свои подковерные игры. В одной из таких интриг Фурцевой довелось сыграть решающую роль. Дело происходило уже после смерти Иосифа Сталина. Екатерина достигла немыслимых для женщины карьерных высот – она занимала пост секретаря Центрального комитета КПСС. Именно в этом качестве она поднималась на мраморную трибуну Мавзолея Ленина на Красной площади: с этой трибуны два раза в год, в дни главных праздников страны – 1 Мая и 7 Ноября, руководители СССР принимали военный парад и демонстрацию народного ликования. Как-то раз Фурцевой пришлось присутствовать на узком сборище членов Президиума ЦК. Матерые партийные интриганы – Маленков, Каганович и Молотов – собрались, чтобы свалить другого "матерого" – фактического руководителя страны Никиту Хрущева. Екатерина сразу поняла, куда клонится чаша весов. Большинство членов Президиума голосовали против Хрущева. Как же так – ее покровителя, человека, который расшевелил сталинский муравейник, – и вдруг втоптать в грязь? Возможно, Фурцева и не проигрывала далеко идущих последствий своего поступка, просто среагировала на явную несправедливость. Но как помочь? Спас излюбленный женский прием – Екатерина вышла "припудрить носик". Но вместо туалета помчалась в свой кабинет звонить тем, в чьих силах было не дать произойти новому перевороту. Почти истерично умоляла она всесильных генералов приехать на заседание и не допустить, чтобы Никиту сняли с поста Первого секретаря ЦК. И уговорила. В Кремль приехали народный герой, Маршал Победы Георгий Жуков и несколько его сторонников. Хрущев снова оказался на троне. Как расплатился Никита со своей спасительницей? Сильные мира сего любят тех, кого облагодетельствовали сами. И ненавидят тех, кто видел их в минуту слабости и пришел на помощь. Он сломал ее не сразу, дождался удобного момента. Шел 1960-й год, многие были недовольны политикой Хрущева, затянувшимся неистовым развенчанием сталинского режима. Вот и Екатерина как-то высказала наболевшее в телефонном разговоре с коллегой по партии. На следующий день Хрущев зачитал ей стенограмму той беседы. Разумеется, ему нужен был только повод – и он дождался удобного случая. "Родной Центральный комитет", о котором Фурцева говорила с придыханием, избавился от нее. Екатерина повела себя абсолютно по-женски – вскрыла вены, с тем расчетом, чтобы быть вовремя спасенной. Об инциденте стало известно в ЦК, но вместо сочувствия и извинений получила лишь насмешки. Хрущев назвал ее психопаткой. Фурцева поняла, что больше "женских шалостей" повторять нельзя.

Фурцеву понизили, назначив министром культуры СССР. Именно с этого момента и началась история, за которую ее окрестили Екатериной Великой. Критики сколько угодно могут называть Фурцеву "лидером порабощенной культуры", но факты – упрямая вещь. За время ее руководства советские молодые артисты, участвуя в международных конкурсах и фестивалях, завоевали почти сотню первых премий. В стране появились сотни тысяч библиотек, клубов и дворцов культуры. Фурцева возродила Московский международный кинофестиваль, добилась учреждения конкурса имени Чайковского, Международного конкурса артистов балета. Многим министр культуры помогала – в том числе и своей любимице, всемирно известной оперной диве Галине Вишневской. Эффектным действом Фурцевой (еще когда она руководила городским партийным комитетом Москвы, а фактически – столицей СССР) становится Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 года. Это вообще была самая броская акция хрущевской оттепели. Никогда еще такое количество иностранцев сразу не собиралось в Москве. Изголодавшаяся за времена железного занавеса по общению страна устроила праздник, который до сего дня помнят все, кому удалось тогда к нему приобщиться.

Именно с правлением Фурцевой связывается начало Недель французского кино, когда в Советский Союз приехали уже ставшие великими Жерар Филип, Даниэль Даррье, режиссер Рене Клер. Во Францию Екатерина была просто влюблена. Началось это в 1961-м, когда она повезла советскую картину "Повесть пламенных лет" на Каннский кинофестиваль. Заведенные там знакомства ввели Фурцеву в круг французской интеллигенции и французской компартии, что тогда было подчас одно и то же – с ней общались такие знаменитости, как Луи Арагон и Морис Торез. Ее женская притягательность оказалась весьма действенной. Она способна была обаять и мужчин, и женщин. "Заграницу" она открыла не с высоты министерского кресла, а через совсем "неуставную" дружбу, которая принесла богатейшие плоды. Давно уехавшие соотечественники из-за рубежа стали приносить дары советским музеям. Третьяковская галерея получила картины из бесценной коллекции Сорина. Первый и единственный приезд Марка Шагала, подарившего Пушкинскому музею 75 своих литографий. В составе правительственной делегации Фурцева облетела всю Индию и Непал. Побывала на выставке Святослава Рериха. Екатерина приглашает художника в Советский Союз, и вскоре в Москве открывается его первая выставка. Особенно интересна история появления в СССР знаменитого миланского оперного театра Ла Скала. Это тоже свершилось по решению Фурцевой. Звезды и великий Герберт фон Караян свели с ума меломанов. Директор театра Антонио Гирингелли был в восторге от гастролей и благословившего их министра. Той же осенью 1963 года Большой театр впервые отправился в Милан. И в кабинете директора Ла Скала было подписано соглашение о сотрудничестве двух великих театров, которое действует до сих пор. Десять лет, до конца жизни, Фурцева получала от Гирингелли знаки внимания – письма, цветы, милые венецианские фигурки персонажей комедии дель арте. Как писал сам итальянец – "в память о дружеских отношениях, любви и симпатии".

Последние два года жизни Екатерина провела в одиночестве. Как всегда, спасала работа, но возраст и здоровье уже были не на ее стороне. О событиях 24 октября 1974 года до сей поры спорят. Фурцева не жаловалась на здоровье – и ее смерть показалась неожиданной и необъяснимо ранней. Она месяц не дожила до 64 лет. В Москве заговорили о том, что министр культуры ушла из жизни по своей воле. В семье версию о самоубийстве наотрез отвергали. Впрочем, семье не очень верили – ведь однажды Екатерина уже вскрывала себе вены. Официальная же версия – "острая сердечная недостаточность".

Как бы то ни было, Екатерине Фурцевой за ее жизнь удалось немыслимое: в партийной иерархии, где человек – не более, чем винтик огромной системы, оставаться Личностью и Женщиной. А как назовут – Екатериной Великой или "психопаткой" – уже неважно. Ведь имен ее преемников и вовсе не помнят.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.