Предшкольное образование, как инновационное направление в работе с детьми дошкольного возраста. Цель и задачи предшкольного образования - Документ

Введение

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

1.2 Характер и особенности развития детей в дошкольный период

1.3 Необходимость разработки и внедрения вариативных форм подготовки детей к школе

Глава 2. Практическое изучение подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

2.1 Психолого-педагогические методики изучения подготовки детей к обучению в школе на дошкольном этапе

2.2 Особенности работы подготовительных групп на базе школы Юго-западного административного округа г. Москва

2.3 Особенности работы подготовительных групп детского сада Юго-западного административного округа г. Москва

2.4 Статистический анализ о количестве детских садов и групп на базе школ Юго-западного административного округа г. Москва, осуществляющих подготовку детей к школе

Вывод по главе II

Заключение

1.1 Понятие “подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая

Критерии готовности ребенка к школе. Специалисты в области возрастной психологии считают, что о готовности ребенка к школе следует судить по таким характеристикам, которые отражают особенности его психики в целом и являются новообразованиями, возникшими в его игровой деятельности, но подготовившими переход к учебной.

Л.С. Выготский характеризует возраст как целостную динамическую структуру, которая не является суммой отдельных частей, а имеет центральное новообразование, которое и определяет все психические особенности ребенка шести-семи лет. Этот возраст считается в психологии переходным, критическим. Центральным психологическим новообразованием этого возраста, по Л.С. Выготскому, является "обобщение переживания" - "интеллектуализация аффекта" . Ребенок, который прошел этот период, приобретает принципиально новый вид поведения. До этого периода его поведение диктовалось ситуацией, в которой он находился, которую воспринимал. Теперь он способен не быть на поводу ситуации, он строит свое поведение в соответствии с определенными правилами и социальными нормами. Если ребенок поступил в школу, не приобретя этого качества в игровой деятельности до школы, необходима коррекционная работа. Коррекцию надо производить, используя игровую деятельность ребенка. Исследования Е.Е. Кравцовой показали, что для развития произвольности у ребенка при коррекционной работе необходимо выполнять целый ряд условий. В частности, необходимо сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности, адекватных возрасту ребенка, использование игр с правилами и др.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина»

Кафедра дошкольной педагогики Нижегородского государственного педагогического университета 24–25 октября 2012 года проводит

Международную научно-практическую конференцию (заочную)

«СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»,

Основные направления конференции:

– проблемы модернизации дошкольного и начального образования в современном контексте;

– современные теоретико-методологические подходы к подготовке специалистов дошкольного и начального образования;

– проблема психологической готовности детей дошкольного возраста к обучению в школе;

– использование здоровьесберегающих технологий подготовки детей к школьному обучению;

– развивающие возможности образовательного пространства ДОУ и школы как фактор повышения качества образования;


Оформление материалов

Материалы для публикации набираются в формате Microsoft Word любой версии. Объем материалов: тезисы доклада - 2-3 страницы, статьи - 4-9 страниц. Параметры страницы : размер А-4 – книжной ориентации; верхнее поле – 2 см; нижнее поле – 2 см; левое поле – 3 см; правое поле – 1,5 см. Параметры шрифта: шрифт Times New Roman, размер 14; междустрочный интервал – одинарный. Тексту должны быть предпосланы: название статьи (по центру прописными буквами), на следующей строке справа - фамилия, инициалы автора (авторов), название организации, город (курсивом). Имя файла с материалами пишется на русском языке и состоит из фамилии автора и названия города. Ссылки на источники выполняются по тексту в квадратных скобках (например ), сноски не допускаются. Список использованной литературы приводится в конце статьи под заголовком Литература и оформляется в соответствии с действующим ГОСТом 7.1-2003.

Например:

1. Зебзеева, и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие / . – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 288 с.

2. Николаева, С. Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей / // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. – С. 42-45.

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

, воспитатель МДОУ № 14, Нижний Новгород

Материалы для конференции (заявка, публикация, отсканированная копия квитанции с указанием ФИО плательщика) направляются на электронный адрес оргкомитета: *****@***ru.

Печатный вариант публикации, заявки, копии квитанции об оплате, CD-диск с электронной версией материалов высылаются по почте: г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д. 7, каб. 121, кабинет дошкольной педагогики НГПУ им. К. Минина (второй учебный корпус).

Контактные телефоны :

Подробная информация о конференции размещена на сайте НГПУ: www. *****.

Оплата производится до 30 сентября 2012 года через любое отделение Сбербанка РФ.

Банковские реквизиты : ; УФК по Нижегородской области (НГПУ л/с 20326Х28320); Р/с в ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской обл., г. Нижний Новгород; КБК; ; ; ;

В названии платежа указать: За участие в конференции «Современные технологии подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе».

ИЗВЕЩЕНИЕ

УФК по Нижегородской области

(НГПУ л/с 20326Х28320)

Получатель платежа

Ф. И.О. плательщика

дата

сумма

КВИТАНЦИЯ

УФК по Нижегородской области

(НГПУ л/с 20326Х28320)

Получатель платежа

Р/с в ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области г. Нижний Новгород

Ф. И.О. плательщика

Вид платежа: За участие в конференции «Современные технологии подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе»

дата

сумма


(подпись лица, вносящего деньги)

Оборотная сторона

С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т. ч

с суммой взимаемой платы за услуги банка , ознакомлен и согласен

Информация о плательщике:

Ф. И.О., адрес плательщика

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

Оборотная сторона

С условиями приема указанной в платежном документе суммы, в т. ч

с суммой взимаемой платы за услуги банка, ознакомлен и согласен

« » 201 г. подпись плательщика

Информация о плательщике:

Ф. И.О., адрес плательщика

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

____________________________________________________

З А Я В К А

на участие в Международной научно-практической конференции (заочной)

«Современные технологии подготовки

детей дошкольного возраста к обучению в школе»

Фамилия, имя, отчество___________________________________________________________

Место работы____________________________________________________________________

Должность______________________________________________________________________

Ученая степень, звание____________________________________________________________

Адрес для почтовой связи (с указанием почтового индекса)_____________________________

Контактные телефоны (с указанием кода города)______________________________________

Электронный адрес_______________________________________________________________

Тема тезисов (статьи) _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Направление конференции ________________________________________________________

«Современные и инновационные формы и методы работы на занятиях ИЗО как условие подготовки детей к школе в свете задач модернизации образования»

Глава 1. Теоретические основы проведения занятий ИЗО в свете задач модернизации образования 5

1.1. Состояние проблемы преемственности дошкольного и начального образования 5

1.2. Роль изобразительного творчества в развитии дошкольников и подготовке их к школьному обучению 7

1.3. Организация занятий по изобразительной деятельности в свете требований программ ДОУ 10

Глава 2. Методические основы современного занятия ИЗО с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению 14

2.1. Применение инновационных технологий на уроках ИЗО в ДОУ 14

2.2. Инновационные формы и методы работы на уроках ИЗО 15

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по использованию современных и инновационных форм и методов работы на занятиях ИЗО как условия подготовки детей к школе 20

3.1. Организация исследования 20

Заключение 27

Список использованной литературы 29

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность. Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана не только с отдельными функциями (восприятием, памятью, мышлением, воображением), но и с личностью в целом. В ней проявляются интересы ребенка, темперамент.

В процессе изобразительной деятельности развивается ручная умелость, зрительно-двигательная координация, необходимые для подготовки ребенка к письму. В процессе рисования предметов различной формы, величины и пропорций формируются умения удерживать определенное направление. Знакомство детей с основными формами, близкими к геометрическими фигурам, как плоскими, так и объемными, умение выделить их из окружающей действительности, сравнить их по величине, длине, ширине, высоте, соотносить величину частей изображаемого предмета и их пространственное положение на занятиях по декоративному рисованию способствуют овладению элементарными математическими понятиями.

На занятиях изодеятельностью осуществляются и задачи всестороннего развития личности ребенка: умственное развитие и эстетическое отношение к действительности, нравственное воспитание. В настоящее время воспитателями, педагогами при планировании занятий отбираются современные и инновационные формы работы, способствующие более эффективному и целенаправленному процессу подготовки к школьному обучению.

Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы практико - ориентировочного проекта.

Цель исследования: теоретически и практически изучить современные и инновационные формы и методы работы на занятиях ИЗО как условие подготовки детей к школе в свете задач модернизации образования.

Задачипрактико-ориентировочного проекта:

    Изучить теоретические основы занятий ИЗО в свете задач модернизации образования.

    Рассмотреть методические основы современного занятия по ИЗО с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению.

    Провести опытно-экспериментальную работу по использованию современных и инновационных форм и методов работы на занятиях ИЗО как условия подготовки к школьному обучению.

Объект исследования: процесс подготовки детей к школе.

Предмет исследования: современные и инновационные формы работы на занятиях ИЗО.

Гипотеза: процесс подготовки детей к школе будет проходить эффективнее, если на занятиях ИЗО использовать современные и инновационные формы работы.

Методыисследования: изучение и анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, педагогический эксперимент.

Теоретической основой практико-ориентировочного проекта явились психолого-педагогические учебные и методические пособия, статьи периодических изданий по теме исследования.

Структура работы: введение, три главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы проведения занятий ИЗО в свете задач модернизации образования 1.1. Состояние проблемы преемственности дошкольного и начального образования

Если дошкольное образовательное учреждение дети могут не посещать, то школу, согласно Закону «Об образовании», должны посещать все, достигнувшие 6,5-7 лет. Школа претерпевает радикальные изменения. В настоящее время в стране идет становление новой системы образования. Главной проблемой становится переустройство сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом «Об образовании». Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования - это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.

В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования: от репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач; от механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития; от статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий; от ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения; от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции. Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.

Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.

Современные задачи модернизации образования в сфере подготовки детей к школе основываются на следующих принципах:

    непрерывности развития ребенка;

    общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;

    развития творческих способностей у детей;

    развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;

    развития и укрепления здоровья личности;

    развития духовно-нравственных убеждений личности;

    развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

    преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.

Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются: ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»; создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения; организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности; подготовка перехода от игровой деятельности к учебной; обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности .

В основе подготовки к обучению в школе лежат личностно - ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности. Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности. Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико - синтетические действия.

В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер .

1.2. Роль изобразительного творчества в развитии дошкольников и подготовке их к школьному обучению

Занимаясь творчеством, ребенок приобщается к красоте, синтезируя и интегрируя собственный эстетический опыт с общекультурным. Опыт, который накоплен предшествующими поколениями и передается как на генетическом уровне, так и предметами материальной культуры. В данной связи в структуре этой условно можно выделить ряд элементов. Речь идет о цельности, пропорции, гармонии, ясности, об элементах, которые действуют на нас непосредственно. По своему содержанию они соответствуют выразительным средствам, которые составляют систему изобразительной грамоты. Следовательно, любой творческий продукт невозможно выстроить на хаотичном применении отдельных закономерностей, средств. Для цельности образа необходима цветовая и композиционная гармоничность - основа творчества. Овладевают ею поэтапно, начиная с дошкольного возраста.

Если рассматривать детское изобрази­тельное творчества объективно: в действи­тельности оно существует и проявляется благодаря сверхрассудочной (интуитивной) деятельности. Уже в старшем дошкольном возрасте, определившись с замыслом бу­дущей работы, ребенок выберет нужные краски, определит технику и композицию.

Для реализации любого замысла ребен­ку необходим элементарный опыт отраже­ния. Состоит он из умения применять оп­ределенные правила и закономерности ис­кусства, выступающие неким художест­венно-изобразительным инструментари­ем. Сознательность творчества начинает проявляться только к старшему дошколь­ному возрасту, когда накапливается необходимый художественно - изобразительный и эмоциональный опыт, когда дети начина­ют понимать зависимость между замыслом, своими возможностями, выразительными средствами и характером образа .

По мнению А.В. Запорожца, изобразительная деятель­ность подобно игре позволяет более глубоко осмыслить ин­тересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно, как указывает он же, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенка создается внутренний, идеальный план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью внутренний, он нуждается в материальных опорах, и рису­нок - одна из таких опор.

Американские авторы В. Ловенфильд и В. Ломберт Брит­тен считают, что художественное воспитание оказывает ог­ромное влияние на развитие ребенка. Может случиться, от­мечают они, что наиболее «примитивная» работа может быть более значимой для ребенка, чем прекрасно выполненная, на взгляд взрослого. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом будет снят эмоциональный блок, тормозящий его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые в его творческой работе.

На за­нятиях по изобразительной деятельности расширяется познавательная сфера. Ведь в произведениях ис­кусства отображаются явления природы, раскрываются простые и сложные от­ношения между людь­ми, обнажается вну­тренний мир чело­века. Благодаря искусству ребенок начинает глубже ориенти­роваться в мире. Занятия изобра­зительной дея­тельностью со­пряжены с выпол­нением различных формообразующих движений, тех, что спо­собствуют развитию мел­кой моторики рук. А это, в свою очередь, обеспечивает усложнение мыслительной деятельности, переводит ее на более качественный уро­вень.

Занимаясь рисованием, леп­кой, аппликацией, дети учатся восприни­мать, наблюдать, придумывать образы, размышлять об их структуре, продумы­вать этапы своей работы, фантазировать. Все эти психологические процессы - пока­затель умственного развития. Умственное развитие – это процесс развития познавательных способностей, выработка умения анализировать, сравнивать, обобщать .

Связь дет­ского изобразительного творчества и нрав­ственности проявляется в том, что в ходе ознакомления с произведениями искусст­ва ребенок учится вычленять не только элемент прекрасного, но и ценностный ас­пект. Он начинает понимать значимость красоты для человека, мира и тем самым, учась на собственных образах, доносить до окружающих в процессе созидания и преобразования своего художественно-эстетического опыта эту красоту.

Многие качества личности (умение со­переживать, чувство взаимопомощи, по­рядочность, ответственность и др.), фор­мирующиеся на занятиях по изобразительному творчеству, помогают ребенку разобраться в окружающем мире, в са­мом себе.

Занятия изобра­зительной деятельностью характеризуются не только тем, что дети полностью по­глощены самим творческим про­цессом, но и тем, что учатся организовывать свое ра­бочее место, держать его в чистоте и порядке, вовремя менять воду в стаканчиках, убирать му­сор, снимать лиш­ний клей с рабо­ты и т.д. Само стремление отве­чать за кусочек своего простран­ства, следить за ним, делать его луч­ше, чище формирует важные трудовые ка­чества .

Наличие художественно-творческих способностей у детей 5-7 лет является залогом успешного обучения в школе, поэтому развивать эти способности следует как можно раньше. Занятия рисованием, лепкой и аппликацией способствуют развитию творческого воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти ребенка. Правильное руководство эстетическим развитием детей возможно только в результате изучения и знания их возрастных и индивидуальных особенностей. Развивая интерес к изобразительной деятельности, следует быть внимательным к каждому ребенку, уметь помочь ему, дать нужные указания, поддержать стремление хорошо выполнять работу и объективно оценить его старания. Именно в изобразительной деятельности каждый ребенок может проявить свою индивидуальность.

На современном этапе развития педагогической науки особое значение приобретает проблема художественно-творческого воспитания, его программного обеспечения. Ныне художественно-творческое воспитание - это не только путь развития детской одаренности, но и путь к самореализации личности, способ ее адаптации в социуме. Содержание художественно-творческого воспитания детей на современном этапе определяется актуальными задачами: творческим развитием природной одаренности с учетом возможностей каждого ребенка с помощью различных видов художественно-творческой деятельности; развитием индивидуальности, способности к спонтанному творческому поведению .

1.3. Организация занятий по изобразительной деятельности в свете требований программ ДОУ

В настоящее время существует много программ по обучению дошкольников изобразительному искусству.

Программа по обучению детей дошкольного возраста «Радость творчества» создана О.А. Соломенниковой. Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей 5-7 лет средствами народного и декоративно-прикладного искусства.

Основные задачи программы: расширить представления детей о многообразии произведений декоративно-прикладного искусства; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности; развивать эстетический вкус, умения и навыки рисования; закреплять умение рисовать декоративные элементы; знакомить детей с законами построения геометрического и растительного орнамента.

Программа «Радость творчества» рассчитана на 2 года обучения. Программа на год включает в себя 68 занятий. Специально для программы разработаны конспекты занятий, сценарии праздников и развлечений, диагностика и представлены разные справочные материалы.

Программа может быть использована как специализированная для дополнительного образования детей по художественно-творческому развитию по разделу «Изобразительная деятельность».

Положительными сторонами данной программы является то, что она основана на интеграции речевой, музыкальной, изобразительной, театрализованной деятельности. Все перечисленные виды деятельности автор программы предлагает включать и в занятия по декоративному рисованию. Работу по декоративному рисованию предлагается вести в трех направлениях: практическая деятельность детей; оформление детского сада произведениями декоративного искусства; ознакомление детей с различными видами народного искусства других жанров. Недостатками программы с точки зрения проблематики данного исследования является несоответствие некоторых заданий возрастным особенностям детей.

Программа «Радуга» – комплексная программа воспитания, образования и развития дошкольников, по которой работают детские сады России. Программа обеспечивает всестороннее развитие ребенка, ее важнейшими компонентами являются игра. Для занятий по этой программе созданы комплекты пособий для дошкольников по всем видам деятельности и методические рекомендации для воспитателей.

Основные задачи программы: обеспечение ребенку возможности радостно и содержательно проживать дошкольные годы; всестороннее и своевременное психическое развитие; формирование активного и бережно-уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали).

Содержание программы соответствует семи цветам радуги. Желтый цвет - изобразительная деятельность и ручной труд. Обучение изобразительной деятельности и художественному труду происходит через знакомство детей с образцами народного и декоративно-прикладного искусства (произведения хохломы, гжели, дымковская игрушка и др.). Детей учат рисовать карандашами и красками, лепке на основе знакомства с народной пластикой. Данный раздел программы разработан Т.Н. Дороновой.

Эстетическое развитие дошкольника, не может быть ограничено занятиями по изобразительной деятельности, а должно осуществляться в процессе восприятия природы, искусства и собственной художественной деятельности. Поэтому в программе «Радуга» раздел «Изобразительная деятельность» представлен двумя самостоятельными подразделами: «Красота в жизни и изобразительном искусстве» и «Обучение детей рисованию и лепке».

Первый подраздел направлен на развитие эстетического отношения детей к окружающему миру и формирование у них интереса к природе, красивым предметам быта, декоративно-прикладного и изобразительного искусства. Второй подраздел направлен на развитие творчества детей и формирование изобразительных умений и навыков, необходимых для создания художественно-выразительного образа.

Деление на подразделы связано с тем, что у детей дошкольного возраста развитие восприятия осуществляется гораздо интенсивнее, чем становление произвольности движений, от которых зависит развитие ручной умелости. При этом восприятие играет столь значительную роль в общем и эстетическом развитии, что неправомерно ограничивать его только восприятием тех предметов, которые рисуют или лепят дети. Поэтому авторы вынуждены были разделить эти сферы и представить их в виде двух самостоятельных подразделов.

Работа по формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру (подраздел «Красота в жизни и изобразительном искусстве») только тогда принесет пользу, если идеи, заложенные в нем, будут осуществляться постоянно. Произведения искусства можно размещать на полочке. Полочку надо расположить на уровне глаз детей, т. е. низко, и сказать им, что эта полочка не простая, а волшебная. На ней будут появляться очень красивые предметы и вновь исчезать. Поэтому надо успеть их рассмотреть.

К положительным моментам работы по Программе относятся: отход от жесткой регламентации деятельности детей, применение гибких режимов, разнообразных форм организации обучения и воспитания с широким использованием детского экспериментирования, самостоятельного выбора детьми видов деятельности и их средств, коллективных работ и т.п. Своеобразие программы состоит в том, что активность и интерес детей к занятиям стимулируется смыслообразующими игровыми мотивами. В данной программе ощущается некоторый разрыв между декларируемыми общетеоретическими психологическими основаниями и конкретными целями и содержанием педагогического процесса. По задачам почти не отличается от традиционной .

Коллективом педагогов г. Новосибирска, была разработана программа «Изодеятельность», ведущее место в которой принадлежит декоративному рисованию.

Программа рассчитана на обучение детей от 4-х до 7-ми лет, включает в себя три вида изобразительного творчества: рисование, аппликацию, лепку из пластилина. Предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Выполнение поочередности тем и указанных в них задач занятий обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка.

Реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к декоративному искусству. Принцип тематизма в программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Обучение техническим навыкам и умениям направлено на использование различных приемов с учетом выразительных свойств материалов, особенностей изображаемого образа.

Достоинствами программы является наличие таких принципов в построении, как систематичность, тематизм, учет возрастных особенностей детей. К числу недостатков можно отнести отсутствие оригинальных форм и методов работы, отсутствие инновационности .

Глава 2. Методические основы современного занятия ИЗО с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школьному обучению 2.1. Применение инновационных технологий на уроках ИЗО в ДОУ

Изобразительное искусство – сложный предмет, который содержит в себе знания о композиции, пропорциях, перспективе. Задача современной школы и ДОУ – формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества.

Педагогическая инновация – намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики повышение качества обучения. Очевидно, что невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Для решения этих задач в современном детском саду применяют многочисленные инновационные технологии. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материал (слайды, фильмы, видеоролики, музыка, презентации к занятиям). Так как уроки ИЗО построены на зрительном ряде, использование возможностей мультимедийного оборудования облегчает подготовку воспитателя к занятию, где используется часто наглядность. Погрузиться в мир искусства, побывать в роли художника, дизайнера, архитектора, не требуя при этом материалов, которые детям порой не доступны.

Использование технологии мультимедиа на занятиях сначала воспринимается учащимися на уровне игры, постепенно вовлекая их в серьезную творческую работу, в которой и развивается личность учащегося.

Преимущества использования компьютерных технологий в преподавании ИЗО очевидны: знакомство с любой темой с сопровождением показа видеофильмов, фото, репродукций; «посещение» крупнейших музеев мира; «погружение» в пространство и время; активизация учебного процесса.

В самом общем плане возможности компьютера в оснащении дисциплин, связанных с обучением детей 6 лет рисованию, можно условно определить следующими тремя позициями: обеспечение наглядности в представлении учебных материалов; поддержка контроля знаний и навыков, органично создающая среду для тренажа; организация различных форм креативной деятельности.

Одним из основных требований для преподавателя изобразительного искусства с применением информационных технологий сегодня становится обладание развитой лексикой, интонационно-выразительной речью, психологической свободой общения с публикой. Потому что компьютер готов подменить педагога во многих функциях, и особенно в функции презентации стандартного знания. Он предоставляет в свободное распоряжение ребенка массивы информации, которые ранее способен был дать только преподаватель с иллюстрациями, репродукциями и книгой в руках. Компьютер обеспечивает исключительную наглядность: аудио- и видеоиллюстрации, а также более удобно структурированный, украшенный словесный текст на экране.

В ситуации «мониторной», экранной конкуренции основной функцией (задачей, ролью) воспитателя становится только и исключительно общение. Его стиль – это стиль умного и интересного человека, умеющего «добыть» интересную информацию и интересно ее представить .

При помощи компьютера можно обеспечить наглядность в преподнесении любой учебной информации. Наглядным можно сделать не только занятие, посвященное объяснению теоретического материала, но также тренажер, тест, использовать презентацию различных информационных блоков.

Электронная поддержка контроля-тренинга – тоже очень широкая сфера. Здесь также обеспечивается наглядность и используется технология презентации. Это могут быть репродукции картин, изобразительные эффекты. В слуховых проверках и тренажере – предъявления образцов изобразительного искусства для анализа, угадывания .

2.2. Инновационные формы и методы работы на уроках ИЗО

Исходя из новой концепции художественного воспитания, занятия изобразительной деятельностью можно рассматривать как особый тип занятия, структура которого, элементы движения обучения и воспитания должны подчиняться законам особой формы социальной деятельности - законам искусства. Современное занятие ИЗО в детском саду - это урок-образ , созидателями которого являются воспитатель и воспитанники.

Занятие изобразительным искусством - это своеобразное «педагогическое произведение», «мини-спектакль», художественно-педагогическое действо, имеющий свой замысел, свою завязку, кульминацию, развязку и т.д. .

В изобразительной деятельности ребенок самовыражается, пробует свои силы и совершенствует свои способности. Она доставляет ему удовольствие, но прежде всего обогащает его представления о мире. Именно поэтому современные педагоги и психологи выступают против традиционных - дидактических методов обучения, используемых в дошкольных учреждениях и вынуждающих детей действовать в рамках навязываемых им схем, образцов, представлений, которые не пробуждают их фантазию, а, наоборот, подавляют развитие личности.

Новые подходы раскрепощают ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится, - немного техники, и пятно на листе бумаги превращается в кошечку, дуб-великан, морское чудище. Ребенку легче поставить на листе пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки.

Как показывает опыт, конкретных методик соединения коллективных и индивидуальных форм работы дошкольников в процессе изобразительной, декоративной или дизайнерской деятельности может быть множество. Они рождаются в результате совместного творчества воспитателя и детей. В коллективной изобразительной деятельности дети самостоятельно распределяют обязанности, осуществляют коллективный контроль и самоконтроль, стремятся к согласованным действиям, у них появляется дополнительная энергия, они легче преодолевают трудности и решают сложные творческие задачи, рождается коллективная инициатива и соревнование. Вместе с тем при всем важном значении использования коллективных форм работы в их применении необходимо соблюдение педагогической меры. Если коллективное рисование организуется слишком часто, оно теряет для детей элемент новизны и привлекательности, к тому же затрудняется процесс усвоения дошкольниками новых знаний и умений .

Занятия по рисованию в подготовительных группах детского сада могут включать в себя формы работы с использованием нетрадиционных способов рисования не только на бумаге, но и на ткани – техникой «Батик».

Конечно, технология настоящего батика очень сложна. Но можно предложить и более простой способ, делающий это занятие доступным для детей и взрослых как дома, так и в условиях детского сада. Все занятия направлены на развитие у дошкольников творчества, которое определяется как продуктивная деятельность, в ходе которой ребенок создает новое, оригинальное, активизируя воображение, и реализует свой замысел, находя средства для его воплощения.

Знакомясь с материалами, техникой и способами обработки ткани, дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала, тампонированием и др.

На занятиях используются игры и игровые приемы, которые создают непринужденную творческую атмосферу, способствуют развитию воображения.

Метод индивидуальных проектов предполагает познавательную и исследовательскую деятельность. Большое значение здесь приобретает самообразование, поиск новых приемов работы с материалом, неординарный подход к синтезу материала.

Неотъемлемой частью работы становятся экспериментирование с красками (создание новых оттенков) и совместное разрабатывание способов рисования. Данный вид деятельности позволяет сделать работы детей более интересными, выразительными и красочными .

Дети особенно подвержены своим эмоциям. Возникающие в их непосредственном воображении образы и сюжеты поражают своим необъяснимым сочетанием цвета, формы, невероятностью событий.

Самый интересный в эмоциональном плане путь – это путь случайных неожиданностей. Дети обожают сюрпризы, поэтому занятия такого рода для них всегда праздник.

Современные педагоги широко используют пальчиковую живопись . У детей это вызывает особое удовольствие, когда намазав ладошку или обмакнув пальчик в краску, ребенок оставляет следы на листе бумаги. Он пытается определить, и если находит сходство с чем-либо, тут же дорисовывает недостающие детали. Так появляются динозаврики, гуси-лебеди, цветы и солнце, кусты, деревья и т.д.

Другой интересный вариант неожиданностей – кляксы . Яркие пятна краски на бумаге приобретают самые разные очертания, и вновь возникают образы, понятные только ребенку. Это: птицы, летящие в небе, кустарники, ваза с цветами и др.

В ходе работы с детьми подготовительной группы ДОУ используется еще один способ нетрадиционной техники рисования - монотопия. Особенно удачным и целесообразным считается использование этого способа при обучении детей рисованию пейзажей и сюжетному рисованию, т.к. это отличный способ смешивания красок и быстрого получения нужного фона. В обоих случаях краска наносится на предварительно смоченную водой поверхность листа кляксовым способом. Затем сверху накладывается другой лист и все разглаживается. В процессе разглаживания краски смешиваются, вливаясь одна в другую, и получаются новые цвета и оттенки. В результате припечатывания одного листа к другому вместо одной красочной картинки получается две. И второй лист ребенок может использовать как запасной, на случай неудачи, порисовать на нем в свободное время, а также дома, или подарить другу. В зависимости от темы занятия дети самостоятельно выбирают цветовую гамму красок.

Коллаж, пальчиковая живопись, кляксография, монотопия и другие технологии нетрадиционного рисования способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей .

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по использованию современных и инновационных форм и методов работы на занятиях ИЗО как условия подготовки детей к школе 3.1. Организация исследования

Опытно-экспериментальное исследование состояло из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. В исследовании приняли участие 16 детей старшего дошкольного возраста – подготовительная к школе группа.

На первом этапе исследования была проведена диагностика художественно-творческих способностей детей по методике «5 рисунков» Н.А. Лепской.

Условия: ребенку предлагается придумать и нарисовать пять рисунков на отдельных листах бумаги одинакового размера (1/2 альбомного листа).

Инструкция для детей: «Сегодня я предлагаю вам придумать и нарисовать пять рисунков. Рисовать можно все, что захотите, что умеете рисовать, или что хотели бы нарисовать и никогда еще не рисовали. Вот сейчас у вас такая возможность есть». В инструкции ничего изменять или дополнять ее нельзя. Можно только повторять. На обратной стороне по мере выполнения рисунков пишутся номер рисунка, имя и ответ на вопрос «О чем этот рисунок?».

Показатели:

    Самостоятельность (оригинальность) – фиксирует склонность к продуктивной или репродуктивной деятельности, стереотипное или свободное мышление, наблюдательность, память.

    Динамичность – отражает развития фантазии и воображения (статика говорит об отсутствии плана работы, о несформированной способности находить и создавать замыслы своих рисунков).

    Эмоциональность – показывает наличие эмоциональной отзывчивости на жизненные явления, отношение к изображаемому.

    Выразительность – фиксируется по наличию художественного образа.

    Графичность – осознанное использование художественных средств и приемов работы с различными графическими материалами .

Уровни и их критерии оценки представлены на таблице 1.

Таблица 1

Уровни и критерии оценки диагностики художественно-творческих способностей детей по методике «5 рисунков» Н.А. Лепской

тип и балл

Критерии оценки

Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение

Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень

Показатели для 1 типа, но менее яркие

Показатели для 1 типа, но менее выражены

Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения

Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений

Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности

Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень

Дохудожественный уровень

Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях

Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции

Стереотипный

Репродуктивный

В результате проведенных диагностических процедур были получены следующие данные (таблица 2).

Таблица 2

Фамилия, имя ребенка

Средний балл

Уровень художественной выразительности

М. Сергей

Уровень фрагментарной выразительности

Уровень художественной выразительности

Дохудожественный уровень

Уровень фрагментарной выразительности

Т.Анастасия

Уровень фрагментарной выразительности

Б. Андрей

Дохудожественный уровень

К. Виктор

Уровень художественной выразительности

Дохудожественный уровень

А. Татьяна

Уровень фрагментарной выразительности

Уровень фрагментарной выразительности

Уровень фрагментарной выразительности

К.Владимир

Уровень фрагментарной выразительности

Уровень художественной выразительности

Г. Галина

Уровень фрагментарной выразительности

К. Зинаида

Уровень художественной выразительности

Таким образом, было выявлено, что на уровне художественной выразительности находятся 5 детей старшего дошкольного возраста (31%), половина детей экспериментальной группы – 8 человек (50%) – показали уровень фрагментарной выразительности, остальные 3 дошкольников (19%) оказались на уровне дохудожественном. Это позволяет сделать вывод, что дети в данной группе имеют достаточно хорошую подготовку по изобразительной деятельности, но тем не менее, есть дошкольники с очень низким уровнем художественно-творческих способностей, преобладает количество детей со средним уровнем, что в дальнейшем может создать трудности для таких детей в процессе обучения в школе.

Оригами – японское искусство складывания бумаги. Оно привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведение досуга, но и средством решения многих педагогических задач, в частности развития мелкой моторики. Совершенствуя и координируя движениями пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.

Бумагокручение основано на умении скручивать, полоски бумаги разной ширины и длины, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные и плоскостные композиции. Для бумагокручения можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную бумагу для принтера.

В работая по данной теме мы ставили следующую цель: создание педагогических условий для развития детского художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных приемов работы с бумагой и нитью.

Начиная работу по обучению созданию поделок, основное внимание обратили на освоение детьми основных приемов. Но это не значит, что необходимо исключить творческие задания. Часто обучение техническим приемам идет параллельно с развитием творчества детей. При обучении различным способам преобразования бумаги наиболее значительное место среди используемых методов и приемов занимал показ способов работы. Изобразительная деятельность детей старшей группы имеет свои особенности. Связано это с тем, что дети 5-6 лет окрепли физически, начался процесс окостенения кисти рук, укрепились мелкие и крупные мышцы рук.

Цикл образовательных задач был направлен на знакомство с технологией оригами и обучение детей к данной технике, умение передавать особенности форм и строения предметов, использование сочетание цветовых оттенков, на формирование и закрепление технических умений и навыков.

Работа велась преимущественно во второй половине дня. Индивидуально и по подгруппам. Длительность занятия 30 минут.

На занятиях широко применялись игровые приемы, сюжетные моменты, загадки, этюды и.т.д. На другие дни проводились предварительные работы по предстоящим темам.

Специальные методы и приемы, способствующих развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста по технологии оригами усваивается дошкольниками. У детей под воздействием впечатлений от новых находок в приемах с интегрированием нетрадиционными техниками с бумаги проявляются новые оригинальные способы преобразования, похождение соответствующих выразительно-художественных средств, для воплощения доступных и различных художественных поделок в изонити.

Также мы соединяли занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могли рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. Малышам нравилось заниматься оригами еще и потому, что на каждом занятии обязательно получалась какая-нибудь фигурка, приложил усилие, на первых порах не такое уж и большое - а из бумажного листа всегда получается что-то - хуже, лучше, не важно, зато свое.

Сначала дети выполняли очень простые композиции: загнуть уголки, чтобы получились кружочки разноцветной бумаги - это были яблоки, огурцы, помидоры - и наклеить их на лист бумаги, чтобы получился огород. Или «законсервировать» в банке, сделанной из большого листа бумаги. На Рождество с детьми выполнялась елочная лампа из зеленой бумаги и на ней колокольчик.

Цель следующего вида работы – обучение рисованию с использованием пальчиковых красок.

На занятиях в рамках опытно-экспериментальной работы были использованы различные техники рисования пальчиковыми красками:

    Рисование ладошкой. Отпечатки ладошек превращались в различных зверей и птиц.

    Рисование пальчиками. Отпечаток делался пальчиком. Это уже более сложное действие, требует большей координации и точности. Дети делали отпечаток и дорисовывали его, из нескольких отпечатков составляли рисунок.

    Рисование губками. На занятиях использовались специальные наборы губок и спонжей, или же сделанные из обычной хозяйственной губки. В зависимости от размера губки дети получали большие или маленькие отпечатки.

    Рисование с помощью трафаретов. Положив трафарет на белый лист, ребенок закрашивал пространство внутри трафарета с помощью пальчиков или губки.

    Техника паспарту. Сначала дети делали паспарту: в центре листа рисовали крупное изображение и вырезали по контуру (например, грибок). Затем малыши брали чистый белый лист и несколько капель красок различных цветов, и рисовали, как хочется. Как только лист бумаги был замазан полностью, накладывалось паспарту.

    Монотипия.

После окончания формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, было проведено повторное диагностирование художественно-творческих способностей детей. В результате были получены следующие данные (таблица 3).

Таблица 3

Уровень художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Фамилия, имя ребенка

Средний балл

Уровень художественной выразительности

М. Сергей

Уровень художественной выразительности

Уровень художественной выразительности

Уровень фрагментарной выразительности

Уровень фрагментарной выразительности

Т. Анастасия

Уровень художественной выразительности

Б. Андрей

Уровень фрагментарной выразительности

К. Виктор

Уровень художественной выразительности

Уровень фрагментарной выразительности

А. Татьяна

Уровень художественной выразительности

Уровень художественной выразительности

Уровень фрагментарной выразительности

К. Владимир

Уровень фрагментарной выразительности

Уровень художественной выразительности

Г. Галина

Уровень фрагментарной выразительности

К. Зинаида

Уровень художественной выразительности

В результате было выявлено, что после проведения формирующего этапа, никто из детей старшего дошкольного возраста не показал самый низкий, дохудожественный уровень развития художественно-творческих способностей; 9 детей (56%) показали уровень художественной выразительности; остальные 7 дошкольников (44%) оказались на среднем, фрагментарном уровне развития художественно-творческих способностей.

Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы подтверждают гипотезу исследования.

Заключение

В настоящее время, в условиях изменения не только во всей системе образования, но и во всем обществе, большое значение имеет формирование творческой личности, способной решать задачи в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. В связи с этим одной из важнейших задач общеобразовательных учреждений является развитие у детей способности к творчеству на основе знаний и учета его возрастных и индивидуальных способностей.

Создавая данный практико-ориенировочный проект, я пришла к выводу, что:

    рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста;

    в процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности;

    несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия, что может создать трудности в обучении в школе;

    наиболее эффективными на занятиях ИЗО, как условие подготовки детей к школе, являются современные и инновационные формы и методы работы.

По моему мнению, в данном практико-ориентировочном удачным был для формирующего этапа выбор таких форм работы, как оригами и пальчиковые краски. Это объясняется соответствием данных видов изобразительной деятельности возрастным особенностям детей, их интересам, а также своеобразием и креативностью данных форм работы.

Данный проект научил меня:

    Анализировать учебно-методическую литературу по выбранной теме.

    Проводить диагностические процедуры.

    Осуществлять индивидуальный подход в обучении детей на основе диагностических данных.

    Отбирать наиболее эффективные формы и методы работы с дошкольниками.

    Работать с такими инновационными методами работы на занятиях по ИЗО, как оригами и пальчиковые краски.

    Из опыта работы по данному проекту в дальнейшем мне пригодится:

    Знания о проблеме преемственности дошкольного и начального образования, методических и теоретических основах обучения изобразительной деятельности дошкольников на современном этапе.

    Умения и навыки работы с оригами и пальчиковыми красками.

    Владение методикой работы с детьми старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Список использованной литературы

    Белова Т.В., Солнцева В.А. Готов ли ребенок к обучению в первом классе? - М.: Ювента, 2006.

    Ветлугина Н.А. Самостоятельная художественная деятельность дошкольников. – СПб.: Питер, 2008.

    Гердт Н.И., Пикулева Л.К. Социокультур­ная среда художественного развития детей в дошкольном учреждении: Методическое пособие. - Че­лябинск: Книга, 2008.

    Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Детство-пресс, 2007.

    Зарянова О.Ю., Иванова Л.И., Комарова Т.С., Шилова О.М. Изобразительное искусство детей в детском саду и школе. Преемственность в работе детского сада и начальной школы. – М.: Педагогическое общество России, 2000.

    Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М.: Академия, 2006.

    Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М.: Просвещение, 2006.

    Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. - М.: Эгвес, 2000.

    Пчелинцева Е.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Бумеранг, 2007.

    Развитие личности ребенка: Учебное пособие. / Под ред. Л.А. Головей. - Екатеринбург: У-Фактория, 2005.

    Савенков A.M. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2007.

    Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: Учебное пособие. / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М.: Академия, 2006.

Введение

Глава 1. Теоретические основы подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

1.1 Понятие “подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе" как психолого-педагогическая составляющая

1.2 Характер и особенности развития детей в дошкольный период

1.3 Необходимость разработки и внедрения вариативных форм подготовки детей к школе

лава 2. Практическое изучение подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе

2.1 Психолого-педагогические методики изучения подготовки детей к обучению в школе на дошкольном этапе

2.2 Особенности работы подготовительных групп на базе школы Юго-западного административного округа г. Москва

2.3 Особенности работы подготовительных групп детского сада Юго-западного административного округа г. Москва

2.4 Статистический анализ о количестве детских садов и групп на базе школ Юго-западного административного округа г. Москва, осуществляющих подготовку детей к школе

Вывод по главе II

Заключение

Список литературы

Введение

Выравнивание стартовых возможностей детей дошкольного возраста в качестве необходимого условия их успешного обучения в начальной школе (и на последующих ступенях обучения) является одним из приоритетных направлений государственной политики в области образования. В связи с этим разработка организация, содержание и методическое обеспечение подготовки детей к школе как основополагающего, базисного документа, позволяющего систематизировать работу по выравниванию стартовых возможностей детей дошкольного возраста, является на сегодняшний день весьма актуальной, так как в результате развития вариативных форм дошкольного образования в детских садах, школах, в культурно-образовательных центрах и центрах дополнительного образования (библиотеках, музеях, клубах, домах детского творчества и т.д.) стали функционировать группы кратковременного пребывания по подготовке детей к школе. Подготовка детей к школе ведется и в домашних условиях родителями или гувернерами, а в семьях риска - социальными работниками, что способствует разносторонней и более эффективной подготовке ребенка в школу.

Реализация стратегических направлений развития школьного образования - гуманизации, демократизации, опережающего характера образования, ориентация на непрерывность - невозможна без существенной модернизации начального образовательного звена. При этом логика совершенствования начальной школы заключается не только в увеличении номенклатуры школьных предметов (например, введение в начальной школе изучение иностранного языка и информационных технологий как обязательных), переходе школ к работе по новым программам, учебникам, апробации инновационных форм обучения, но также в доминировании задач развития ребенка, его ключевых компетенций, что отвечает обновленным культурно-образовательным запросам различных слоев и групп населения.

Все это предъявляет повышенные требования к предшкольной подготовке первоклассника, актуализирует проблемы школьной зрелости, подготовки детей к переходу в школу, их готовности к систематическому обучению. К моменту поступления в школу, к завершению дошкольного детства дети должны достичь определенного уровня развития познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, у них необходимо сформировать соответствующие личностные качества. Приоритетной целью на этом возрастном этапе должно стать реальное развитие и социализация ребенка, формирование возрастной культуры и эрудиции, психических и личностных новообразований. Основным результатом этого процесса должно стать формирование у детей интеллектуальной, эмоциональной, коммуникативной готовности к школе. Отсутствие такой готовности у ребенка отрицательно отражается на успешности его обучения, комфортности пребывания в классе.

Именно поэтому в нормативных документах Министерства образования и науки РФ, в научной литературе, в выступлениях педагогов, психологов, физиологов и общественных деятелей предшкольная подготовка рассматривается в логике обеспечения непрерывности образования и поступательного развития ребенка. А отсюда понятна необходимость выделения проблем предшкольного воспитания детей в самостоятельное предшкольное образовательное пространство, которое наиболее эффективно сопрягается с образовательным пространством начальной школы.

В самом деле, предварительный анализ позволил выявить, что в настоящее время подготовка детей к обучению в школе осуществляется на основе следующих организационных форм:

дошкольные образовательные учреждения в их традиционных для России формах (детские сады);

новые формы дошкольного образования на базе групп кратковременного пребывания ребенка в детском саду;

педагогические комплексы "Школа - Детский сад";

введение так называемых "нулевых" классов в школе;

семейные формы подготовки ребенка к школе;

другие формы подготовки, в основном, кружковые, ориентированные на оказание платных услуг населению.

С проблемой диагностики психологической готовности детей к школьному обучению сталкиваются практические психологи, работающие в учреждениях народного образования, такие как Л.А. Венгер, А.Л. Венгер, В.В. Холмовской, Я.Я. Коломинского, Е.А. Пашко и др. .

А. Анастази трактует понятие школьной зрелости как "овладение умениями, знаниями, способностями, мотивацией и другими необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы поведенческими характеристиками" .

И. Шванцара более емко определяет школьную зрелость как достижение такой степени в развитии, когда ребенок "становится способным принимать участие в школьном обучении". В качестве компонентов готовности к обучению в школе И. Шванцара выделяет умственный, социальный и эмоциональный компоненты .

Л.И. Божович еще в 60-е годы указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника. Аналогичные взгляды развивал А.В. Запорожец, отмечая, что готовность к обучению в школе "представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированность механизмов волевой регуляции действий и т.д." .

Таким образом, можно выделить ряд противоречий, существенно тормозящих развитие системы предшкольной подготовки, адекватно отвечающей тенденциям модернизации образования в РФ:

между объективно обусловленным повышением требований к предшкольной подготовке поступающих в первый класс и катастрофическим ростом числа детей, не готовых к школе;

между ориентацией образования на непрерывность и отсутствием сопряженности систем дошкольного и начального школьного образования в требованиях, содержании, технологиях.

Цель: рассмотреть вариативные формы подготовки к школе

Разработка и внедрениепрограммы «Подготовка детей к школе»

в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении

Каменская средняя общеобразовательная школа

«Не догонять прошлое, а создавать будущее»

Тема проекта

Инновационныйпроект « Подготовка детей к школе » ориентированнаразвитиесовременных формвзаимодействиясубъектовобразовательногопроцесса –обучающихся,педагогов,родителей на основе разработки вариативных форм предшкольного образования, адекватных особенностям дошкольного детства, с учетом полноценнойподготовки к обучению в школе.

Цели, задачи и система показателей по достижению целей проекта

Основу политики в области предшкольного образования определяют на наш взгляд три группы стратегических целей:

1. Цели качества:

повышение качества и эффективности системы предшкольной подготовки, разработка и внедрениепрограмм, технологий, реализующих качественную подготовку к школе.

2. Цели доступности:

обеспечение альтернативных форм образования детей старшего дошкольного возраста,повышающих качество образования на последующих его ступенях.

3. Цели управления:

открытие инновационной системы дошкольного образования по обеспечению равных стартовых возможностей для дошкольников; создание условий для обеспечения преемственности дошкольного и общего начального образования

Конечной целью реализации данного проекта является:

реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придающая педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

Задачи:

  1. Организовать процесс обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

2. Разработатьи реализовать образовательнуюпрограмму по основам преемственности дошкольного и начального образования;

3. Обеспечить плавный, бесстресовый переход от игровой к учебной деятельности;

4. Укрепить и развить эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, желание учиться;

5. Организовать деятельность по оказанию психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста;

6. Создать условия для организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста, не посещающими дошкольное образовательное учреждение, посещающими несистематически или посещавшими не на всем протяжении дошкольного детства.

Показатели эффективности реализации инновационного проекта школы

Единица измерения показателя

1. Целевая направленность современного дошкольного образования

Обеспеченность обязательной части программы на достаточном уровне для развития ребенка и успешного освоения программ начального общего образования

Обеспеченность деятельности обучающихся современной материально-технической базой

Рост количества обучающихся, охваченныхподготовкойк школе

Доля учителей, обеспечивающих реализацию ФГТ И ФГОСчерез интеграцию трех видов образовательной деятельности учащихся: учебную, внеучебную и внеурочную деятельности

Внедрение в воспитательный компонент школы элементов социального проектирования учащихся, обеспечивающих высокую эффективность их социализации

Построение системы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, способствующей выявлению и поддержке детей в различных сферах их жизнедеятельности

2. Принципы образовательной деятельности и содержание образования

Повышение роли преемственности с начальным образованием и усиление роли индивидуальных достижений в оценке готовности ребенка к школе

Удельный вес численности учащихся, проходящих обучение по программе, построенной в форме «совместной деятельности», «самостоятельной деятельности»

Повышение интеграции образовательных областей, организация образовательной работы в адекватных возрасту формах

3 . Планируемые результаты дошкольного образования

Увеличение количества и разнообразия программ образования, реализующих направлениявсестороннегоразвития ребенка, реализуемые во всех образовательных областях и адекватных видах деятельности

Повышение удовлетворенности детей и родителей результатами работы: «Социальный портрет» ребенка 7 лет. Интегративные качества, которые ребенок МОЖЕТ приобрести в результате освоения Программы.

4.Мониторинг достижения детьми планируемых результатов

Вовлечение родителей, посредством развития системы государственно-общественного управления, в процесс реализации программы « Подготовка детей к школе», направленной на обеспечение возможности единого старта первоклассников

Повышение адаптации будущих первоклассников к школе на раннем этапе обучения

Мониторинг физических, интеллектуальных, личностных качества ребенка путем наблюдений, бесед и критериально-ориентированных методик

Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

  • Создание системы непрерывного образования дошкольного и начального звена школы, способствующей наиболее успешной адаптации ребенка к школе.
  • Использование образовательной программы для учителей начальных классов «Стратегия и тактика преемственности дошкольного и начального образования в условиях модернизации образования».
  • Увеличение охвата учащихся предшкольным образованием, в том числе платным.
  • Обеспечение готовности учащихся к непрерывному продолжению образования и работе в постоянно изменяющихся социальныхусловиях.
  • Представлениепедагогического опыта учителей школы по обеспечению преемственности в развитии ребенка.
  • Создание условий для сохранения здоровья всех участников образовательного процесса.
  • Обеспечение базового и дополнительного образования, соответствующего государственному стандарту.
  • Активизация участия обучающихся и родителей в решении конкретных образовательных проблем.
  • Оптимизация системы социального партнерства с учреждениями сельского поселения и района.
  • Расширение финансового обеспечения через привлечение дополнительных источников.

Описание основной проблемы и обоснование актуальности её разработки

В своем Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Д.А. Медведев 30 ноября 2010 г. поставил ряд задач по развитию системы дошкольного образования перед руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, руководителями органов местного самоуправления:

а) разработать и реализовать программы реконструкции существующих и строительства новых детских садов;

б) обеспечить поддержку развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственных детских организаций и семейных детских садов, предусмотрев, по возможности, предоставление им соответствующих помещений, применение пониженных ставок арендной платы, льгот по налогу на имущество;

в) предусмотреть создание для детей, не посещающих детские сады, дошкольных групп в общеобразовательных школах.

В настоящее время в территориях отрабатываются различные модели организации предшкольного образования. Все более востребованной в практике становится модель организации подготовительных классов детей 5-7 лет на базе дошкольных образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, общеобразовательных школ.

Мыпредставляем опыт организации предшкольного образования детей 5-6 лет на базе нашей школы, которая одной из первых школ в районепроводит такуюработу.

Данный опыт может быть полезен не только педагогам дошкольного и начального образования, но и родителям, а также всем, интересующимся вопросами организации предшкольного образования детей.

Необходимость открытия подготовительного классана базенашейшколы была обусловлена наличием в селеединственного дошкольного образовательного учреждения,дефицита свободных мест в нём, и вследствие этого высоким процентом детей, не готовых к школьному обучению.

Исходя из выше названных проблем, акцент сделан на предшкольное образование, которое направлено на выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения в получении качественного общего образования, на обеспечение преемственности дошкольного и начального образования.

В основе проекта – идея апробации, внедрения исоблюдения преемственности между ступенями развития и образования – от дошкольного до полного среднего, что обеспечит последовательное устойчивое наращивание уровня образования.

Сроки и этапыреализации проекта

Реализация проекта состоит из трёх этапов.

1-й этап – подготовительный (январь –август 2010 г.)

Цель: научно-теоретическое обоснование проекта.

Задачи:

- Изучение нормативно-правовых документов по проблеме проекта;

- Уточнение целей и задач, основных направлений деятельности по реализации проекта;

- Разработка проекта;

Планируемый результат: разработка проекта (выполнено).

Ключевые мероприятия1-го этапа:

1. Изучение нормативно-правововых документов по проблеме проекта;

2. Анализ уровня профессиональной компетентности педагогов попроблеме подготовке детей к школе:

Мониторинг уровня развития профессиональной компетентности педагогов по вопросампредшкольного образования;

Мониторинг мотивация педагогов к повышению профессиональной компетентности по вопросампредшкольного образования;

3. Проведение мониторингавостребованности организации подготовительного к школе класса на базе МБОУ Каменской СОШ.

4. Разработка проекта, создание творческих мастерскихпедагогов и родителей-специалистов.

5. Создание нормативной базы по организации предшкольной подготовке детей дошкольного возраста.

2-й этап – экспериментальный, коррекционный (август 2010г. – май 2011г.)

Цель: реализация проекта в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

- Организация работы педагогов и родителей-специалистов в творческих мастерских;

- Организация работыподготовительного класса;

- Создание благоприятного психологического микроклимата;

- Промежуточный контроль реализации проекта;

Планируемые результаты:

1. Выявление проблемных зон в деятельности педагогов;

2. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов, направленных на повышение их педагогического мастерства по вопросам подготовки детей к школе;

3. Обобщение опыта краткосрочной работы проекта;

4. Вынесение предложений по коррекции проекта;

Ключевые мероприятия 2-го этапа:

1. Изучение нормативно-правовой, методической базы;

2. Проведение мастер-классов, консультаций в творческих мастерских;

3. Разработка методических рекомендаций для учителей;

4. Изучение, обобщение и представление положительного опыта работы творческих мастерскихна педагогическом совете.

Цель: создание и внедрение проекта « Подготовка детей к школе » - подготовительныйклассв МБОУКаменскойСОШ.

Задачи:

Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста;

Разработкаи реализация образовательнойпрограммы по основам преемственности дошкольного и начального образования;

Обеспечение плавного, бесстресового перехода от игровой к учебной деятельности;

Укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребенка к школе, желание учиться;

Планируемые результаты:

1. Создание и внедрение проекта « Подготовка детей к школе » - подготовительныйклассв МБОУКаменскойСОШ.

Ключевые мероприятия 3-го этапа:

  1. Обновление образовательной программы школы, направленное на выявление и поддержку детей, не охваченных дошкольным образованием, развитие эффективного социального партнерства, сетевого взаимодействия и управления качеством образования.
  2. Контроль за организацией учебного процесса, распределением учебной нагрузки, внешкольной образовательной деятельностью обучающихся подготовительного класса;
  3. Проведениеродителями – специалистамиконсультаций по вопросам на родительских собраниях;
  4. Привлечение к сотрудничеству предприятийсельского поселенияАтепцевское;
  5. Приобретение оборудования имебели для занятий учебной и игровой деятельностью, укрепление материально-технической базы;
  6. Привлечение медицинских работников сельской амбулатории к диспансеризаии и витаминизациидетей.
  7. Размещение результатов работы по проекту на школьном сайте;

Внедрение проекта вобразовательнуюпрактикушколы

Коллектив школы вошел в деятельность по апробации программы обучения и развития старших дошкольников «Подготовка детей к школе» 1 сентября 2010 года.

В словаре С.И. Ожегова дано следующее толкование: «Способ - действие или система действий, применяемые при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь»

Словарь Д.Н. Ушакова: «СПОСОБ, способа, ·муж. 1. Тот или иной порядок, образ действий, метод в исполнении какой-нибудь работы, в достижении какой-нибудь цели. 2. Материальное средство, орудие для чего-нибудь (устар)».

Система действий по внедрению данного проекта:

1. Информирование всех участников образовательного процесса о настоящем проекте.

2. Вынесение проекта на широкое обсуждение всеми заинтересованными сторонами.

3.Разработка системы мероприятий по отдельным этапам внедренческой деятельности.

4. Определение системы методов, инструментария для внедрения проекта.

5. Использованиесовременных педагогическихтехнологий для внедрения данного проекта.

6. Систематическоепроведение анализа и корректировки действий по организации внедренческой деятельности.

Финансовоеиресурсное обеспечение реализации инновационного проекта

Финансовый ресурс

Известно, что для развития школы недостаточно бюджетного финансирования. Определяя разницу между реальными затратами для полноценной деятельности школы в целях реализации инновационных программ и бюджетным финансированием, нами осознана задача поиска дополнительных источников.

Источниками внебюджетного финансирования определены:

1. Социальные партнёры (бизнес - структуры);

2. Платные образовательные услуги;

3. Безвозмездная помощь в виде имущества.

Организационно-управленческий ресурс

Организационно-управленческий ресурс реализуется через структуру управления образовательным учреждением на основе компетентностного подхода:

  • первый уровень (стратегический)- Управляющий совет, Педагогический совет, Родительский комитет, директор ОУ;
  • второй уровень (тактический)- Координационный совет,заместители директора;
  • третий уровень (организаторский)- методические объединения учителей, Совет профилактики, Ученический совет;
  • четвертый уровень (исполнительский)- общественные организации, обучающиеся, педагоги, родители.

В результате информационного поиска, современного опыта педагогической деятельности, анализа социального заказа мы убедились в том, что, чтобы выжить, школа должна измениться. Для этого необходимо вскрыть свои внутренние ресурсы и активно привлечь внешние. В нашей школе мы обнаружили следующие внутренние ресурсы: создание творческих мастерских педагогов с привлечением родителей-специалистов.

Реализуя задачи ПНПО, мы осознаем, что сегодня невозможно обойтись только внутренними ресурсами, собственным потенциалом, необходим выход школы за пределы собственного образовательного пространства. Поэтому мы активно привлекаем и используем внешние ресурсы - представляем публичные отчеты школы, отдельных педагогов в целях открытости и доступности образовательных услуг, оказываемых школой.

1. Проводим Дни открытых дверей, «Круглые столы» по вопросам образования и воспитания с руководителями заинтересованных организаций, массовые спортивные мероприятия с участием родительской общественности, презентации достижений школы, отчетные концерты.

2. Рассказываем об интересных и значимых делах школы в СМИ.

3. Управляющий совет школы активно участвует в решении вопросов обучения и воспитания детей.

Кадровый ресурс

Обеспеченность кадрами, а также постоянное повышение уровня профессиональной подготовки администрации и учителей-предметников.

Социокультурное взаимодействие школы и среды как основополагающий ресурс.

Данный ресурспозволяет выстроитьгоризонтальное взаимодействие между различными учреждениями, работающими над общими проблемами. У участников наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.

Материально-техническое обеспечение: – помещение для занятий и совместной деятельности детей (здание спального корпуса на территории школы); спортивный зал со спортивным инвентарем для детей дошкольного и младшего школьного возраста; видеозал; музыкальный класс, столовая, учебный класс, игровая комната, спальня. Наборы наглядного и раздаточного материала по предметам, образцы для выполнения практических работ, рабочие тетради, письменные принадлежности, аудио - и видеозаписи, наборы настольных игр, мягких игрушек; наглядные пособия для проведения занятий по развитию элементарных математических представлений; развитию речи и обучению грамоте; ознакомлению с художественной литературой. (См. приложение)

Контроль как условие ресурсного обеспечения.

Воплощая на практике позиции гуманизации образования, мы исходим из того, что контроль будет действенным, если он проводится открыто, объективно, доброжелательно и при педагогическом участии.

Цели контроля:

Соблюдение организации учебной деятельности;

Осуществлениепреемственности дошкольногои начального звена;

Организация системы всестороннего развития;

Методы контроля:

Анкетирование;

Тестирование, социальный опрос;

Мониторинг;

Наблюдения, изучение документации;

Анализ занятий;

Беседа,результаты учебной и воспитательной деятельности учащихся;

Анализ исполнения принятых управленческих решений в школе.

Формы организации сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями и иными организациями

Руководствуясь определением новой школы как центра «взаимодействия как с родителями и местным сообществом, так и с учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, другими организациями социальной сферы» ( Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа") МБОУ – Каменская СОШ осуществляет сетевое взаимодействие со следующими учреждениями:

Учреждения, с которыми осуществляется взаимодействие

Направления взаимодействия

Планируемые результаты взаимодействия

МАОУ Учебно-методический центр(г. Наро-Фоминск)

Организация курсов повышения квалификации, оказание методической помощи

Назначение школы узлом сетевого взаимодействия по вопросам здоровьесбережения

Администрация сельского поселенияАтепцевское

Организация спонсорской помощи

Приобретение необходимогооборудования для организации работы подготовительного класса

Каменская амбулатория

Проведение диспансеризации, витаминизации учащихся.

Повышение иммунитета, снижение уровня заболеваемости

МБДОУ детский сад комбинированного вида № 59

Осуществление преемственности.

Успешная адаптация детей к условиям школьной жизни

ДК вселе Каменское

Организация дополнительного образования; проведение совместных культурно-массовых мероприятий

Увеличение количества детей, охваченных дополнительным образованием

МОУ ДОД дом детского творчества № 1 им. В.Волошиной (г. Наро-Фоминск)

Организация дополнительного образования.

Увеличение количества детей, посещающих кружки и секции

Родители - специалисты

Оказание консультативной помощи педагогам и родителям по адресным вопросам;

Повышение уровня образованности, осведомлённости педагогов и родителей.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.