Курдский язык. Курдские языки: алфавит, письменность, территория распространения и уроки для начинающих

Наряду с ассирийцами, армянами, отчасти турками и евреями курды являются потомками народов, принадлежавших к хуррито-урартской (алародийской) языковой группе. Исторически Курдистан был частью государств Ассирия, Урарту, Митанни, Манней. В 850 году до н. э. хурритские наречия были окончательно вытеснены иранскими (в частности, мидийскими). Влияние хурритских наречий прослеживается в эргативном строе предложений современного курдского языка и в курдских топонимах.

В VI—V веках до н. э. династия Ахеменидов захватила территорию Верхнего Междуречья и установила власть над проживавшими там народами. За несколько веков доминирования иранской культуры местное население приняло иранскую религию (зороастризм) и мидийский язык. В начале 1-го тысячелетия н. э. Курдистан являлся частью Империи Сасанидов, в IV—V веках н. э. его территорию захватила Византия, в VI веке он перешел во владение арабов. В это время начали развиваться северо-западные иранские языки, впоследствии распространившиеся и на юго-восток Ирана. В VII веке держава арабов распалась, и Курдистан перешел к Багдадскому Халифату, в XI веке данную территорию захватил Иран, а затем — монголы. С X века происходит распространение общин курдов в Закавказье и Иране. В XIII веке Курдистан вошел в состав Империи Сельджуков. Тесные контакты курдов с тюрками происходили в Малой Азии и на Каспии, в результате чего некоторые из курдских кланов тюркизировались, а отдельные племена тюрков перешли в курдские кланы.

В XVI веке сефевидский Иран и Османская империя развернули борьбу за курдскую территорию. В 1639 году был заключен Зохабский мир, по которому север Курдистана отошел Османской империи, а юг — Ирану. В конце XIX века Курдистан поделили между собой Сирия, Турция, Иран и Ирак. В тот период впервые и прозвучало понятие «курд» (от перс. Гурджистан — Страна волков), которое стали использовать на Ближнем Востоке для обозначения племен, которые говорили на северо-западных иранских языках, происходивших от мидийского. Согласно еще одной версии, «кур-мандж» можно перевести как «сын Мидии».

С 1923 по 1929 год в составе Азербайджанской ССР существовала Курдская АССР. В 1942 году несколько тысяч курдов вместе с месхетинцами были переселены в Среднюю Азию, откуда вернулись только через десять лет, осев в Азербайджане и Армении, однако многие мигрировали в Турцию и Иран. В 1946 году в Иране была создана курдская республика Махабад, просуществовавшая не очень долго. В 1979 году на территории Турции под руководством курдского лидера Абдуллы Оджалана была образована Курдская рабочая партия, выступавшая за права народа. С 1985 года в Брюсселе работает «Курдский парламент в изгнании».

Дополнительная информация о курдском языке:

По культурному и лингвистическому признаку курдские народности можно разделить на курдов, заза-горани, луров, зороастрийцев и курдских евреев. Собственно курды говорят на трех диалектах: литературном курманджи, сорани и переходном. Согласно классификации английского курдоведа Д. Н. Маккензи, курманджи — это северный диалект, курди — центральный, сорани — южный. Диалекты курманджи и сорани являются двумя литературными формами курдского языка, идентичными грамматически, но различными фонетически и лексически. Курдские диалекты характеризуются эргативным строем, порядком слов типа SOV (Subject — Object — Verb ), развитой системой предлогов и постпозиций.

Курманджи. Численность говорящего на данном диалекте населения составляет 8 миллионов человек, из них 3,9 миллиона проживают в Турции, 938 тысяч — в Сирии, 200 тысяч — в Иране, 58 тысяч — в Армении, 20 тысяч — в Азербайджане. Этот диалект подвергался сильному армянскому (фонетически) и турецкому (лексически) влиянию, но в основном он достаточно архаичен. Его литературная форма развилась к XIV веку.

Сорани и курди. На этих диалектах говорят 6 миллионов человек: 3,25 миллиона — в Иране; 2,79 миллиона — в Ираке. Они живут в Ираке и Иране обособленно. Используют арабскую графику, и в лексике прослеживается значительное влияние арабского. Литературная форма диалектов обозначилась в XVIII веке.

К отдельным курдским языкам относят следующие племенные наречия: мукри, сурчи, херки и шеккаки. Сурчи, херки и шеккаки сходны с курманджи, но более консервативны. Мукри чаще соотносят с сорани. В Европе курдский язык начали изучать после издания в Риме в 1787 году первой грамматики курдского языка М. Гарцони. Она содержала основные данные о частях речи, а также 200-страничный итальянско-курдский словарь. В начале XX века интерес к курдскому языку возрос. С 1913 по 1926 год вышло еще несколько работ по грамматике с довольно обширными глоссариями (в основном по диалекту курманджи). Среди авторов этих работ были Э. Соун, Р. Джардин, П. Бейдар, Али Бадирхан Камуран, И.И. Цукерман и Ч.Х. Бакаев.

По мнению одного из известных языковедов-зазаистов Сеидхана Курижа, создание стандартизированной литературной формы курдского языка — процесс сложный и требующий времени. Необходимо уделять внимание стандартизации и развитию всех курдских диалектов. Для того чтобы создать единую терминологическую базу, исследователи курдского языка пытаются сократить различия между диалектами курманджи и заза, а также внедрить общие термины.

Следует также отметить, что курдский был признан одним из языков международной системы образования. Американской службой образовательных тестов курдскому языку был присвоен соответствующий код, теперь среди языков мира он стоит под номером 342. По словам руководителя английского факультета университета Сулеймании Мустафы Аббаса, присвоение данного кода подтверждает тот факт, что курдский язык признан в мировом научном сообществе.

Источники:

  1. http://randevu-zip.narod.ru/caucase/kurd.htm
  2. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=285
  3. http://www.kurdist.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=323

Курдский язык относится к иранской ветви индоиранской группы индоевропейских языков. На самом деле, «курдский язык» – это собирательное название группы диалектов, на которых говорят 16-35 млн. человек в Турции, Ираке, Иране, Сирии и Закавказье. Литература на курдском языке стала появляться только в начале 20 века.

Систематическое сравнение с другими иранскими языками показывает, что курдский язык относится к северо-западным иранским языкам. Согласно теории Д. Макензи (1961 г.), историческая родина курдов могла находиться в центральной части Ирана. Хотя курдский язык имеет долгую историю, о доисламском периоде его существования практически ничего не известно. Один из первых письменных памятников на курдском языке – это «Черная книга», сборник священных текстов езидов. Считается, что ее написал шейх Али ибн Мусафир, основатель этой религии, в 13 веке.

Первая курдская грамматика была издана в Риме в 1787 году. Ее автор – итальянский священник Маурицио Гарцони, 18 лет занимавшийся миссионерской деятельностью в Курдистане. Эта книга сыграла очень важную роль в курдской истории, поскольку она стала первым научным признанием самобытности курдского языка. На значительной территории Курдистана курдский язык некоторое время находился под запретом. Так, в Турции он был запрещен после государственного переворота в 1980 году вплоть до 1991 года.

Сегодня курдский язык имеет официальный статус в Ираке. В Сирии, напротив, издание книг, газет и журналов на курдском языке запрещено. До 2002 года употребление курдского языка в Турции также было сильно ограничено: например, запрещалось его использование в учебных заведениях и в средствах массовой информации. В Турции до сих пор не признается курдское письмо и запрещены курдские имена, которые содержат буквы X, W, Q, отсутствующие в турецком алфавите. В 2006 году турецкое правительство разрешило частным телеканалам вести передачи на курском языке, однако продолжительность этих передач была ограничена: 45 минут в день или 4 часа в неделю. Первый турецкий государственный телеканал на курдском языке начал круглосуточное вещание 1 января 2009 года под лозунгом «Мы живем под тем же небом», а в его передачах используются буквы X, W, Q.

Сегодня литературный курдский язык существует в виде двух региональных стандартов: центрального (сорани), на котором говорят на западе Ирана и основной части иракского Курдистана, и северного (курманджи), распространенного в Турции, Сирии и отдельных областях Ирака и Ирана. В ходе своего развития курманджи претерпел меньше изменений, чем сорани, – как в фонетике, так и в морфологической структуре. Особняком стоит язык горани: он явно отличается от курманджи и сорани, однако с ними его роднит общая лексика, а с сорани – ряд общих черт в грамматике. Несмотря на отличия, горани классифицируется как диалект курдского языка. Отчасти это связано с тем, что его носители, населяющие юг и юго-восток Курдистана, идентифицируют себя как курдов.

Гласные в курдском языке, как и в большинстве современных иранских языков, противопоставляются по качеству: они могут иметь вторичное различие по долготе, не влияющее на общую долготу слога. Однако это различие отражается в системах письма, применяемых в курдском языке, в связи с чем различаются три «кратких» гласных и пять «долгих».

Основная часть курдской лексики имеет иранское происхождение. Довольно много слов заимствовано из фарси и арабского языка, что связано с принятием ислама. Незначительную часть иноязычной лексики составляют заимствования из армянского, турецкого и западноевропейских языков. Есть также и курдские слова с непонятной этимологией.

КУРДСКИЙ ЯЗЫК, язык курдов, один из иранских языков, относящихся к северо-западной группе. Распространен в основном в исторической области Курдистан, разделенной между Турцией, Ираком, Сирией и Ираном. За пределами Курдистана небольшие общины курдов проживают в Армении и Туркмении (ок. 200 тыс. чел.). Общее число говорящих на курдском языке – более 20 млн.

Курдский язык представлен многочисленными диалектами. По одной из существующих классификаций, диалекты делятся на две большие группы: северную – курманджи и южную – сорани. Имеется два варианта литературного языка: в Ираке на основе сорани и в Армении на основе курманджи.

В вокализме насчитывается 9 гласных фонем. Для сорани характерно также наличие дифтонга . В консонантизме 30 согласных фонем. Для диалектов курманджи характерно четкое противопоставление придыхательных и непридыхательных глухих смычных согласных p-p", t-t", k-k" и аффрикат с-с" (в сорани это противопоставление недостаточно четкое), одноударного r и раскатистого , нижнефарингального h и верхнефарингального . В некоторых курманджийских диалектах существует ряд эмфатических согласных . В группе диалектов сорани представлен веляризованный l, которого нет в курманджи. Ударение силовое и, как правило, падает на последний слог. Имена существительные в курманджи характеризуются категориями рода (мужск. и женск.), числа (ед. и мн.), определенности/неопределенности и падежа (прямой, косвенный и звательный). Имеются изафетная конструкция. В литературном языке и некоторых говорах сорани утрачен падеж, а в некоторых говорах (например, в сулеймани) утратилась и категория рода. Глагол имеет две основы (наст. и прош. вр.). Имеется три наклонения: изъявительное, сослагательное и повелительное. В изъявительном наклонении в курманджи 6 видо-временных форм (наст., простое прош., прош. длительное, перфект, плюсквамперфект, будущее), а в сорани пять (нет формы будущего времени; будущее действие выражается формой наст. вр.). Различаются три вида личных окончаний глагола (первичные в формах наст. вр.; вторичные в формах прош. и прош. длительного изъявит. наклонения; окончания перфекта). Выделяются два типа спряжения: субъектное и объектное (только при переходных глаголах в прошедших временах). В сорани при объектном спряжении добавляется местоменная энклитика, присоединяемая либо к глаголу, либо к одному из предшествующих ему слов.

Первые письменные памятники курдского языка, написанные арабоперсидским алфавитом, датируются 11 в. В курдском языке применяются три системы письма: в Ираке используется письмо на основе арабоперсидского алфавита с добавлением некоторых знаков и диакритик, в начале 1930-х годов в Сирии и Турции использовалось письмо на основе латиницы, в Армении на основе русского алфавита с 1946 (с 1921 на основе армянской графики, с 1929 на основе латиницы).

33 Классификация () : Западноиранская подгруппа : , Языковые коды : кур 350 : ku : kur : kur; ckb, kmr, sdh См. также:

Курдский язык (كوردی, Kurdî) - язык курдов, один из представителей западноиранской подгруппы в составе . Распространён в регионе, неофициально называемом .

История

Лингвистическая характеристика

Письменность

А а Б б В в Г г Г" г" Д д Е е Ә ә
Ә́ ә́ Ж ж З з И и Й й К к К" к" Л л
М м Н н О о Ö ö П п П" п" Р р Р" р"
С с Т т Т" т" У у Ф ф Х х Һ һ Һ" һ"
Ч ч Ч" ч" Ш ш Щ щ Ь ь Э э Q q W w

В последнее время бывшие советские курды почти полностью перешли на латиницу. Вопрос о переходе на латиницу также постоянно поднимается в , в том числе и на правительственном уровне; однако реально шаги в этом направлении делаются очень медленно.

Фонологические сведения

Вокализм представлен следующими фонемами:

front central back
short long short long short long
close
mid
open

Слог

Морфологический тип языка

Состав и характер морфологических категорий

Основные способы словообразования

Курдский относится к числу языков с строем.

Структура предложения

Генетическая и ареальная характеристика лексики

Сведения о диалектах

Курдский делится на несколько крупных диалектов, одним из них является диалект курманджи, на котором говорят курды бывшего Советского Союза. Основной ареал его распространения - турецкая, иранская и сирийская части Курдистана. Абсолютное большинство курдов этих регионов называет себя «курманджи», при этом чётко осознавая себя этническими курдами. Известные курдские историки Шараф-хан Бидлиси (2-82), Мах Шараф-Ханум Курдистани (3-47) и Хусрав ибн Мухаммед Бани Арделан (4-100) делят курдов на четыре группы (таифе ), «чей язык и обычаи различаются»: на «курманджи», «лур», «кальхор» (Мах Шараф-Ханум и Хусрав ибн Мухаммед вместо «кальхор» называют «Бани Арделан», подразумевая под последним всех арделанских курдов) и «гуран» («гораны»). Арделанские курды своих непосредственных соседей - курдов-бабанов называли «курмандж» или «курманджи», а себя - курдами. В научной литературе диалект, на котором разговаривают курды-бабаны, принято называть сорани (соранийским) в отличие от курманджи, языка курдов Северо-Западного Курдистана (3-194). Несмотря на то, что диалект сорани входит в южно-курдскую диалектовую группу, бабаны продолжают называть себя «курманджи», и это вызывает особое любопытство ученых - и .

В курдской истории известны случаи, когда носители одного курдского диалекта переходили на другой. В начале века в округ Лейлах (или Эйлак) Сенендженского Курдистана, где прежнее население составляли исключительно гораны, поселились племена горге, шейх-исмаили, байлаванд и джафы - носители диалекта курманджи, который и пришёл на смену «горанийскому» (3-195). Такой же внутрикурдский диалектовый ассимиляционный процесс мы наблюдаем в случае, когда в области Биваниж, расположенной посредине Загросских гор недалеко от Зохаба, на смену старинному биванижскому курдскому говору, который ещё в середине пятидесятых годов нашего столетия наблюдал известный курдский филолог из Ирана доктор Мухаммед Мукри, пришёл диалект сорани (5-153).

Курды племени мукри также называют себя «курманджи», хотя их разговорный диалект - соранийский и относится к южно-курдским диалектам. В письменных источниках мы находим и ещё одно значение - кроме диалектового и самоназвания курдов - слова «курманджи». Курдский историк-этнограф Мела Махмуд Баязиди под словом «курманджи» понимал только оседлых курдов, в качестве альтернативы для этнонима «курд» в значении «кочевник» (6-80). В противоположность этому замечательный русский ученый Т. Ф. Аристова в слове «курманджи», кроме «отражения самоназвания курдов» и названия одного из курдских диалектов, видела ещё и третье значение - «курдского кочевого населения» (7-12).

Таким образом, мы наблюдаем любопытный факт, когда племена, говорящие на соранийском диалекте (бабаны, мукри и др.), называют себя курманджи, используя в качестве самоназвания слово, обозначающее северо-курдский диалект (27), и подчёркивают при этом свою принадлежность к курдскому этносу. Под словом «курманджи» также подразумевают или «оседлое», или же «кочевое» курдское население. Налицо факт отсутствия чётко обозначенного значения слова «курманджи». Так в чём же заключается истинное значение этого слова? Что скрывается за ним? Мы попытаемся ответить на этот вопрос.

Справедливости ради необходимо отметить, что к разгадке значения этого слова очень близко подходил армянский ученый Гр. Капанцян. Ссылаясь на хеттский «Кодекс Закона», датируемый XIV веком до нашей эры, который сообщал о племенах манда и сила, освобождённых от особой повинности lurii (аhhаn), учёный писал: "В связи с темой о мандах я хотел бы здесь научно поставить вопрос и об этническом имени «курмандж», как называет себя большая часть курдов. Это kurmаnj я рассматриваю как сложное слово kurmanj, причём первую часть я принимаю за kur, а вторую часть вывожу из имени mаnda, этого древнего воинственного, распространённого по разным местам народа, или, точнее, племён, хотя есть и поныне курдское племя mаndaka без изменения «d» в «j» («dz»). Здесь понятие «сын» становится как бы формальным словом для принадлежности к племени, вроде суффикса «ак»… Образование курдского национального имени несомненно базируется на этой древней идеологии… Менее удачно было бы курмандж (kurmanj) вывести из сложения «курд» и «мандж», то есть понять как «курды (из племени) мандж» (то есть mаndа). В том и другом случае явствует большое влияние в древности племён mandа. Я оставляю вопрос о сходстве имени manda с матиенами и мадами (=мидийцами), о чем говорилось многими учёными (8-140).

Г. Капанцян, прозорливо связав слова «mаndа» с курдами, несколько раньше на страницах своей работы, говоря о племенах mаndа и sаlа, их отражение стремится видеть в княжеских родах mandakuni и salkuni из древнеармянских источников, и значения слов mandak объясняет как «манд-ец» и «сал-ец» (8-136).

Ключ к разгадке значения слова «курманджи» нам видится в следующем: на заре человечества, когда ещё не было никакой письменности, роль сообщения играли примитивные рисунки. Эти рисунки считаются первым шагом человечества в создании всех видов , так как это был самый лёгкий способ передачи простых понятий. Например, изображение фигурки человека означало «человек», если в его руках был изображён или со - это означало «воин», если имелось изображение газели, и т. д. - перед нами уже «охотник». А если изображён воин, борющийся с каким-нибудь хищным и сильным зверем или мифическим существом, - то мы видим уже героя известной

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.