Двигательные упражнения для детей с овз. Ритмическая гимнастика для детей с овз

Галина Прохорова
Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ

Методическая разработка :

«Кинезиологические упражнения - гимнастика мозга как средство коррекции и развития интеллектуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья »

«Движение может заменить лекарство –

но ни одно лекарство не заменит дви-

Важнейшей проблемой дошкольного детства на современном этапе является постоянно растущее число детей с нарушениями в физическом и психическом развитии . Работая с детьми, я на практике убедилась, что перед педагогом-психологом стоит задача поиска эффективных форм и приемов профилактики и укрепления здоровья малышей в условиях дошкольного образовательного учреждения.

У детей все чаще отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограничены возможности его распределения , снижена вербальная память при относительно сохранной смысловой памяти. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. У них ограничены возможности познавательной деятельности. Дети отстают в развитии словесно – логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом , сравнением и обобщением. У них недостаточно развита ручная моторика , часто нарушена координация движений.

Поэтому, на мой взгляд, актуальна для коррекционно- развивающих групп кинезиология или гимнастика для мозга . Работы В. М. Бехтерева, А. Р. Лурия, Б. Н. Анохина, и. М. Сеченова доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи . Кинезиология актуальна еще и потому, что в настоящее время растет число детей с ММД (30% от общего числа, которые проявляются нарушениями речи, мышления, изменениями качеств психики).

Определенную роль в возникновении играет нарушение асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения .

Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных филосовских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума . Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ также пользовался кинезиотерапией . Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад.

В Россию метод целостного подхода балансирования движений и взаимодействий человеческих энергетических систем привезла из США Керол Хонц, которая преподавала его в Москве с 1991 по 1997 год.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Познакомившись с работами А. Л. Сиротюк я стала использовать кинезиологические упражнения и коммуникативные игры на занятиях и вне занятий.

В своей коррекционно- развивающей работе с детьми я использую следующие кинезиологические упражнения :

1. Растяжки – они нормализуют тонус мышц. Гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение, гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость) мышц.

Гипертонус – проявляется, как правило, в двигательном беспокойстве, нарушении сна. У детей с гипертонусом ослаблено произвольное внимание, нарушены двигательные и психические реакции.

Гипотонус сочетается с замедленной переключаемостью нервных процессов, эмоциональной вялостью, низкой мотивацией и слабостью волевых усилий. Именно поэтому в самом начале занятий ребенку необходимо дать почувствовать его собственный тонус и показать варианты работы с ним на самых наглядных и простых примерах, одновременно обучая возможным приемам релаксации .

2. Дыхательные упражнения .

Дыхание – самая важная физическая потребность тела. Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма (активность мозга , ритм сердца, пульсация сосудов, развивают самоконтроль и произвольность. Умение произвольно контролировать дыхание развивает самоконтроль над поведением. Особенно эффективны дыхательные упражнения для коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

3. Глазодвигательные упражнения .

Они позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Одновременные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергедизацию всего организма. Известно, что движение глаз активизируют процесс обучения. Движения глаз являются одним из необходимых условий осуществления чтения.

4. Телесные упражнения .

При их выполнении развивается межполушарное взаимодействие, снимаются синкинезии (непроизвольные, непреднамеренные движения) и мышечные зажимы. Интересно отметить , что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например, ходьбе, покачивании ногой, постукиванием карандашом по столу ит. д. В результате движений во время мыслительной деятельности простраиваются нейронные сети, позволяющие закрепить новые знания.

При регулярном выполнении реципрокных (перекрестных) движений образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга , что способствует развитию психических функций .

5. Тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует общее развитие речи (морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук , а также является мощным средством повышения работоспособности головного мозга .

Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин. Специалисты насчитывают около 148 точек, расположенных на ушной раковине, которые соответствуют разным частям тела. Точки на верхушке уха соответствуют ногам, а на мочке уха – голове.

7. Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Хотелось бы обратить внимание еще на несколько важных моментов в проведении кинезиологических упражнений :

Во время занятий проводить такие упражнения можно только в том случае, если идет стандартное обучение. Творческую деятельность прерывать кинезиологическими упражнениями нецелесообразно .

Если же детям предстоит , то комплекс упражнений лучше проводить перед занятием.

- кинезиологические упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный, т. е. накапливающий эффект.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При более интенсивной нагрузке и значительные изменения.

Предлагаю вашему вниманию старшего дошкольного возраста на тему : «Осенние листья – путешественники»

Цель : совершенствование коммуникативных навыков через игровые, развивающие и кинезиологические упражнения .

Задачи :

Развитие эмоциональной сферы ; мелкой и крупной моторики;

Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;

Воспитывать у детей желание сотрудничать со сверстниками; учить взаимодействовать друг с другом;

Обобщать знания детей об основных приметах осени, изменениях, происходящих осенью. Закрепить отличительные особенности ранней и поздней осени;

Учить анализировать явления, используя имеющиеся знания об осени в решении задач, выполнении упражнений , заданий.

Развитие речи , познавательных психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) .

Ход занятия:

Дети входят в зал и встают в круг.

Психолог : Здравствуйте. Я рада вас видеть! Давайте все вместе возьмемся за руки и скажем друг другу «Доброе утро!» . Я предлагаю передавать друг другу осенний лист и называть свое имя ласково.

Дети садятся на стульчики.

Психолог : Ребята, какое время года вам больше всего нравится? (Дети отвечают) . А мне больше всего нравится осень. Она навевает романтическое настроение – на деревьях красочный убор, под ногами тихо шелестит шелковый ковер из пестрых листьев. Многие поэты, художники и композиторы любят осень и посвящают ей свои произведения. Мы с вами тоже отправимся в осень.

Упражнение “Слон” .

Задачи : Это упражнение помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше.

Согните колени, прижмите голову к плечу и вытяните руку вперед (ту, которой пишете) . Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.

Психолог : Вот мы с вами «попали в осень» . Осень бывает разная! Каких только цветов и оттенков не увидишь ранней осенью!

Детям демонстрируются репродукции картин ранней и поздней осени.

Обратите внимание, какими яркими, насыщенными красками рисуют художники раннюю осень. А теперь посмотрите, какие цвета используют художники для написания поздней осени? (Дети отвечают, что цвета темные, мрачные) .

Глазодвигательное упражнение «Глаз – путешественник»

Задачи : Расширение поля зрения, улучшение восприятия. Однонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма.

Листья осенние тихо кружатся, (качают руками над головой, провожая кисть руки взглядом вправо, влево) Листья под ноги нам тихо ложатся (приседают) И под ногами шуршат, шелестят, (проводят по полу вправо, влево) (провожают взглядом) И под ногами шуршат, шелестят (встают, водят руками вверх и вниз по очереди, провожая взглядом) Будто опять закружиться хотят. (садятся на стульчики)

Психолог : Падают листья, застилают дорожки разноцветным ковром. Но вот налетел осенний ветер, подхватил листья и закружил их.

Упражнение «КРЮКИ»

Задачи : помогает избавиться от напряжения, способствует объединению эмоции лимбической системы с процессами мышления в лобных долях мозга , приводя к интегрированному состоянию , которое помогает наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.

Для выполнения упражнения «Крюки» вначале скрестите лодыжки, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перенесите одну руку через другую, соедините ладони и возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Вернуться в исходное положение.

Психолог : Ребята, как вы думаете, чем отличается осень от других времен года? Что бывает только осенью? (Дети отвечают : листопад, сбор урожая, птицы улетают на юг и т. д.) Осенью бывает разная погода. Если светит солнце, небо прозрачное, то какими словами можно сказать про осень? (Дети отвечают : Золотая, солнечная, ясная, ранняя и т. д.) Если небо затянуто тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами вы опишите осень? (Дети отвечают : Поздняя, хмурая, пасмурная и т. д.)

Психолог : У меня в руках лист. Давайте с ним поиграем : я говорю слово, а вы передаете друг другу лист и называете слова «родственники» (Дети отвечают : лист, осень, дождь, лужа, ветер, холод, листопад и т. д.) Ребята, давайте немного пофантазируем. Посмотрите внимательно на этот листочек. Откуда он прилетел? Почему листочек так выглядит, что с ним могло приключиться? Как можно его назвать? Давайте вместе сочиним его историю : как он появился на свет, когда? Что листочек мог видеть весной, летом? Кто о нем заботился? А что с листочком случилось осенью?

(Дети составляют импровизированный рассказ.)

Психолог : Какая замечательная история получилась!

Упражнение «Двойной рисунок» .

Задачи : помогают использовать оба полушария гармонично и делать их “перекрестную” работу лучше.

Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно :

Навстречу друг другу;

Вверх - вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой - вниз, и наоборот;

- разводя в разные стороны .

Психолог : Ребята рассмотрите внимательно свои рисунки, на что они похожи? (Ответы детей : на свернувшегося ежика, грустного клоуна, красивую рыбку, трусливого зайчика, на веселую бабочку, нахохлившуюся птичку)

Психолог : Ребята, а теперь давайте отдохнем :

Релаксация «Путешествие на осеннем листе»

Задачи : способствует расслаблению, снятию напряжения.

Сядьте удобнее и закройте глаза. Два – три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на осеннем листе. Прыгните на осенний лист, похожий на корабль. Почувствуй, как ваши ноги, спина, попка удобно расположились на этом корабле. Теперь начинается путешествие. Наш корабль медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть наш лист-корабль перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы . Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что – нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем листе-корабле, и он везет вас назад, на ваше место в зале. Слезьте с листа-корабля и поблагодарите его за то, что он так хорошо вас покатал. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными.

Психолог : Мы встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу. Мы обязательно с вами еще встретимся и поиграем.

Предлагаю вашему вниманию коррекционно- развивающую деятельность с кинезиологическими упражнениями для детей подготовительной группы на тему : «Возвратим зиме память»

Цель : подготовка детей к школьному обучению, развитие познавательных психических процессов.

Задачи : Обобщить знания детей об основных приметах зимы, изменениях, происходящих зимой в растительном и животном мире. Закрепить отличительные особенности ранней и поздней зимы.

Учить анализировать явления, используя имеющие знания о зиме в решении задач, выполнении упражнений , заданий.

Развивать мышление , память, восприятие, школьные навыки.

Оборудование : снежинки с цифрами, карточки с картинками, карточки с недорисованными картинками, резиновые шипованные мячики-ежи, оценочные карточки : солнышко, облачко, тучка, вата.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Психолог (В образе зимы) : Раз, два,три, четыре, пять –становитесь в круг играть.

Как хорошо, что мы сегодня вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. (вдох – выдох три раза) .

А сейчас на свое место сядут те, чье имя я назвала (называть шепотом имена по 3 имени) .

2. Основная часть.

Психолог : Мы отправимся сегодня с вами в сказку. А в сказке есть всегда сказочные герои. В нашей сказке я буду играть роль зимы.

Психолог : Ребята, злая волшебница меня заколдовала. И я не могу вспомнить зимние месяцы, что характерно для зимы.

Ребята, давайте вместе мы поможем сегодня зиме возвратить память.

Телесное упражнение «Перекрестное марширование»

Задачи : Развитие межполушарного взаимодействия. Снятие непроизвольных, непреднамеренных движений и мышечных зажимов.

Дети шагают высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Сделать 6 пар движений. Затем шагать касаясь одноименно колено. Закончить касаниями по противоположной ноге.

В лес отправимся гулять

Будем весело шагать.

По тропиночке пойдем

Друг за дружкою гуськом.

На носочки встали

И к лесу побежали.

Ноги выше поднимаем

И на кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке

Мы весело шагаем.

Психолог-Зима : Вот мы и пришли в лес. А кто же нас встречает в лесу.

ЛЕСОВИЧОК : Здравствуйте ребята, я хозяин леса - Лесовичок. Вы пришли ко мне в гости, а скажите какой лес бывает. (осенний, зимний, сосновый, хмурый, загадочный, сказочный)

Покажите мимикой сосновый лес. Покажите мимикой осенний лес. (Дети показывают эмоции радости, хмурости) . Посмотрите, какой красивый зимний у меня лес.

ЛЕСОВИЧОК : Ребята, посмотрите, сколько много снежинок в лесу. На каждой снежинке написана цифра. Вам надо сейчас надо правильно разложить числовую прямую. (Дети совместно раскладывают цифры от 1до 10) (Коллективная работа)

Психолог-Зима : Ребята, а сейчас надо дорисовать картинки.

ЛЕСОВИЧОК : А давайте теперь с вами скажем про приметы зимы.

А какие зимние месяцы вы знаете?

(одежда человека зимой)

(что происходит с животными зимой)

(что можете сказать про птиц)

(какая погода зимой)

ЛЕСОВИЧОК : Есть такая пословица “ Возле леса жить - голодному не быть!” Как вы можете объяснит эту пословицу.

Какие лесные ягоды вы знаете?

Какие деревья растут в лесу?

А без чего лес не может существовать (без солнце, возы. света) . А еще лесу необходим покой и тишина.

Психолог-Зима : Ура, я все вспомнила, я вспомнила, что птицы улетают в теплые края, насекомые прячутся в щелки, животные меняют мех, а некоторые ложатся в спячку, человек стал тепло одеваться. Спасибо вам.

Упражнение на развитие мелкой моторики руки, массаж пальцев : (с резиновыми шипованными мячиками-ежами) .

Я мячом круги катаю

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Словно я ласкаю кошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапку кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

А теперь, последний трюк,

Мяч летает между рук.

Большой палец мы массируем, чтобы не болела наша голова

Указательный – чтобы дыхание было ровным.

- Средний палец массируем для того, чтобы хорошо работал желудок.

Безымянный – чтобы хорошо работали все наши внутренние органы

Мизинец – чтобы лучше работало сердце.

Психолог - Зима : А скажите мне, что будет, если медведь осенью не нагуляет жир? Стоят на полянке две сыроежки, да поганка. Чего больше, шляпок или ножек (Ответы детей ) .

ЛЕСОВИЧОК : А рядом с моим лесом живет лесник. Он приглашал нас в гости. Ой, кажется метель начинается.

Психолог-Зима : Ребята, а чтобы не замерзнуть, давайте попрыгаем. Чередование перекрестных и односторонних шагов, или перекрестные прыжки. А теперь разотрем ушки, чтобы не замерзли. (Дети массируют мочки ушей) . А теперь потрем ладошки. (Дети массируют ладони рук) .

Психолог-Зима : (Раздаются картинки)

Упражнение на развитие мышления «Какая картинка лишняя. Почему? Объясни свой ответ»

Вот и подошло к концу наше путешествие.

Давайте скажем до свидания нашему Лесовичку.

Психолог : Ребята, перед вами шкала достижений. Оцените себя. Оцените занятие (солнышко, облачко, тучка)

Прощание с группой. Раз, два, три, четыре, пять, скоро встретимся опять.

Такая работа дает положительные результаты в работе с детьми. Дети становятся более внимательными, усидчивыми, целенаправленными. У детей пропадает страх отвечать, они становятся спокойнее, увереннее в себе. Речь из бессвязной и односложной превращается в осознанный рассказ. Детям становятся по силам задания, требующие выполнения классификации, обобщения, систематизации материала.

Необходимым условием любой человеческой деятельности, требующей организованности, точности и напряжения, является высокая активность и сосредоточенность внимания. Именно поэтому внимание считают одним из важных показателей общей оценки уровня развития личности.

Уровень развития внимания и памяти учащихся коррекционного (образовательного) учреждения VIII вида весьма низок. Учащиеся с нарушением интеллекта смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. Вследствие низкого уровня развития внимания они не улавливают многое из того, о чем им сообщает учитель. По этой же причине учащиеся выполняют ошибочно какую-то часть предложенной им однотипной работы. Усвоение, учащимися школьных знаний предполагает некоторую cформированность произвольного внимания. Оно у младших школьников с нарушением интеллекта характеризуется целым рядом нарушений: небольшим объемом, слабой устойчивостью и переключаемостью, малой произвольностью и др. Так, рассматривая и анализируя под руководством учителя предмет, который предстоит зарисовать, ученики-олигофрены слабо фокусируют свое внимание на этом объекте, у них наблюдается отвлечение внимания на другие предметы, находящиеся в их окружении. От восприятия и анализа предмета их легко может отвлечь любой посторонний звук, действие.

Учащиеся с нарушением интеллекта, особенно младшего школьного возраста, испытывают большие трудности при переключении внимания с одного объекта на другой в силу патологической инертности процессов возбуждения и торможения. Чрезмерное количество разнообразных видов деятельности, используемых учителем в ходе урока, приводит к быстрой утомляемости учащихся, следствием которой является неосознанное переключение внимания с выполняемого задания на что-то другое, оказавшееся в поле их зрения, т.е. происходит отвлечение внимания от выполняемой задачи.

Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке с умственно отсталыми детьми необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано возможно большое число рецепторов ребенка. Надо дать возможность ребенку увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования или письма.

Одним из путей повышения познавательных интересов является - введение в урок игровых элементов.

1. Игровые задания на коррекцию и развитие зрительного восприятия:

направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности; данные задания даются на уроке классу или группе; учитывается предмет или тема урока.

Наложенные изображения: предъявляются 3-5 контурных изображения, наложенные друг на друга: цифры, геометрические фигуры, буквы, предметы. Необходимо назвать все изображения.

Спрятанные изображения : предлагаются фигуры, состоящие из элементов букв, цифр, геометрических фигур. Требуется найти все спрятанные изображения.

Зашумленные изображения: предъявляются контурные изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, которые зашумлены, т.е. перечеркнуты линиями различной конфигурации. Требуется их опознать.

Парные изображения: предъявляют два изображения, внешне похожие друг на друга, имеющие до 5-10 мелких отличий. Требуется их найти.

незаконченные изображения: предъявляются изображения с недорисованными элементами (птица без клюва, буква или цифра, геометрическая фигура без деталей). Нужно либо назвать либо дорисовать недостающие детали.

Точечное изображение: предлагаются изображения предметов, геометрических фигур, букв, цифр, выполненных в виде точек. Необходимо назвать данные изображения.

Перевернутые изображения: предлагаются схематические изображения предметов, букв, цифр, геометрических фигур, повернутые на 180°. Требуется их назвать.

Разрезанные изображения: предлагаются части 2-3-х изображений (овощи, геометрические фигуры и др. разного цвета). Собрать целые изображения.

Перекрытые изображения: карточки со словами, цифрами, схематичными изображениями предметов, где верхняя, нижняя или средняя часть карточки скрыта за полоской бумаги. Надо угадать, что спрятано.

Обобщенные схематические изображения: предлагаются фигуры, представляющие собой схематические изображения предметов. Отгадать, что это м.б.

2. Игровые задания на коррекцию и развитие слухового восприятия:

проводятся на уроке в виде минуток отдыха.

Кто что слышит? Дети закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т.д. Назвать источник звука.

Что я делаю? Дети с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т.д.

Кто тебя позвал? Ребенок с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя.

3. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:

Веселые человечки: предлагают карточки со схематичными изображениями человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Необходимо эти упражнения повторить (формирует знание схемы собственного тела – зеркальный перенос положения на себя).

Куда пойдешь и что найдешь? (умение выполнять словесную инструкцию) – в классе в разных местах прячут предметы или их изображения, а ребенку предлагают выполнить ряд действий по их поиску (например: вперед пойдешь – самолет найдешь, вправо пойдешь – машину найдешь и т.д. Куда ты хочешь пойти и что найти?). Ребенок должен оречевлять свои действия.

Найти спрятанный предмет: любой предмет прячут в разных местах класса, а затем по очереди ищут его, выполняя инструкцию педагога – сделай 1 шаг вперед, два шага направо, 1 шаг вперед и т.д. пока не найдут предмет.

4. Игровые задания на коррекцию и развитие ориентации в пространстве:

Чудесный мешочек: в непрозрачный мешок кладут предметы, различные по величине, форме, фактуре (исходя из темы урока). Ученику предлагают найти на ощупь предмет, в котором … 2 гласных звука и т.д.

Ходьба по контуру фигуры: на полу (ткани, бумаге) мелом (карандашом, ручкой) изображают буквы, цифры, геометрические фигуры и предлагают пройти сначала по контуру фигуры с открытыми глазами, а затем с закрытыми (ориентировка на кинестетические ощущения). Ученик может сам загадать фигуру и прошагать ее, а остальные должны ее отгадать.

Ничего не вижу: ребенка просят выполнить с закрытыми глазами любое хорошо знакомое действие – написать мелом слово на доске, собрать принадлежности в портфель, подойти к окну и т.д.

5. Игровые задания на коррекцию и развитие межанализаторных взаимодействий:

Слухо-двигательный анализатор: хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук или слов (число).

Зрительно-двигательный анализатор: подпрыгнуть на месте столько раз, сколько покажут предметов (число на карточке и т.д.).

Слухо-тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько услышишь ударов бубна.

Тактильно-двигательный анализатор: отсчитать на ощупь столько предметов (с закрытыми глазами), сколько раз прикоснутся к твоей руке.

6. Игровые задания на коррекцию и развитие различных видов памяти:

1) Развитие механической и произвольной памяти :

№1 Детям демонстрируется карточка, на которой изображены 8-10 предметов. Время показа 10-20 секунд. надо запомнить как можно больше предметов. Карточка убирается. дети воспроизводят предметы по памяти.

№2 Предлагается по памяти описать то, что было изображено на иллюстрации учебника, с которым только что проводилась работа (непреднамеренное запоминание без установки заранее).

№3 На доске в ряд вывешивают 6-8 карточек (геометрические фигуры, предметы, слова и т.д.). Предлагают внимательно смотреть 10-20 секунд на карточки и запомнить их месторасположение. Затем дети на 1 секунду закрывают глаза, а педагог меняет 2 карточки местами или вовсе 1 убирает, а остальные сдвигает. Предлагает определить – что изменилось? (сначала убирают или меняют крайние изображения, а только потом в средине).

№4 На доске в различных ее местах прикрепляются изображение 6-8 предметов, чисел, букв (однородных и неоднородных). Предлагается внимательно рассмотреть, что где находится в течение 25-30 секунд. Затем доску закрывают. Необходимо вспомнить, какие предметы в каких местах доски находились? Упражнение повторяется 2-3 раза (сами объекты меняются, а также их положение). Вместо доски можно брать лист бумаги и мелкие предметы.

№5 Ребенку показывают 6-8 предметов в течение 10-20 секунд, предлагают хорошо их запомнить. Дети закрывают глаза, а педагог раскладывает предметы в разных углах класса, доступных взору. Нужно отыскать их среди массы других предметов (игра «Искатель»).

№6 Предложить ребенку 8-10 предметов и предложить тщательно рассмотреть в течение 30 секунд («сфотографировать»). Заранее предупреждают, что относительно предметов могут быть заданы любые вопросы (какого цвета карандаши? что сделано из стекла и дерева? и т.д.). Дети должны ответить на разные вопросы, касающиеся просмотренных предметов. Чем неожиданнее вопросы, тем лучше готовятся дети внимательному вглядыванию.

№7 Ученик с закрытыми глазами называет определенные предметы, которые есть в классе (назови все зеленые предметы; назови все предметы круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие и шершавые …), память здесь избирательная.

2) Развитие слуховой памяти :

№1 Учитель читает 5-7 слов, не связанных по смыслу, затем повторяет их, пропустив 1 слов, 2 слова. Дети должны восстановить цепочку слов по памяти.

№2 Учитель называет 1-2 слова, не связанных по смыслу и отдает эстафету (мяч) любому ученику, который должен назвать не только слова, но и добавить к ним еще 1 слово, эстафета идет дальше («снежный ком»). Активизируется словарь.

№3 Дети по команде учителя воспроизводят по памяти ряд двигательных действий: «копать землю», «рубить дрова», «шить», «грозит», «прощается» и т.д.

7. Игровые задания на коррекцию и развитие логических приемов запоминания:

развитие логической памяти предполагает предварительную выработку мыслительных действий, направленных на обработку запоминаемого материала, т.е. его классификацию, установлению смысла всех связей и отношений, выделение главных мыслей в рассказе, схематизация, составление плана. Эти действия используются в дальнейшем в качестве способов запоминания или мнемических приемов («мнемос» - память). Это можно использовать на уроке.

Добавь к слову новое слово: 1-ый ученик называет любое слово (предмет, цифру, букву, геометрическое тело), 2-ой повторяет это слово и добавляет свое из этой же группы, называют до тех пор, пока не названы все слова данной группы. Получается «снежный ком» с логической связью.

Картинка-схема: На доске в столбик крепятся 10-12 картинок с изображениями хорошо знакомых предметов, а на столе учителя лежат карточки с соответствующими схематическими изображениями данных предметов. Игру можно провести по рядам.

Картинка-картинка: на доске крепятся 8 картинок с предметами, а на столе лежат другие картинки, имеющие с первыми смысловые связи (1: трактор, солнце, карандаш, груша, дерево, якорь, цветок, картофель; 2: колесо, лампа, резинка, яблоко, лес, корабль, клумба, книга). Упражнение проводится по рядам в форме взаимно-обратных действий.

Слово-слово: детям предлагают запомнить цепочку из 6-8 слов (холод, молоко, обезьяна, корова, снег, банан). Чтобы лучше их запомнить, требуется предварительно образовать смысловые пары: холод-снег, молоко-корова, обезьяна-банан).

Смысловые ассоциации: предлагают детям слово (курица), к слову необходимо подобрать как можно больше ассоциаций (зерно, петух, цыпленок, яйцо и т.д.).

Схема-слово: ученикам предлагаю схематичные рисунки (погода, время года…), а они составляют рассказ по схеме.

Картинка-рассказ: учитель зачитывает небольшой рассказ, по ходу которого выставляются картинки с изображением отдельных моментов сюжета, т.н. картинный план. Составляют рассказ по серии картинок.

Схема-рассказ: учитель читает рассказ, несложный по сюжету и повествовательного содержания, состоящий из 5-7 эпизодов. По ходу чтения выставляются простые схематичные изображения каждого эпизода рассказа. На основе этой схемы ребенок рассказывает. (колобок)

Пересказ текста по плану: учитель читает небольшой рассказ, состоящий из ряда эпизодов. Затем совместно с детьми каждому эпизоду придумывают заглавие и составляют план рассказа. После этого дети пересказывают.

8. Игровые задания на коррекцию и развитие логического мышления:

для развития логического мышления используют приемы сравнения, обобщения и группировки учебного материала. Эти приемы используются при формировании понятий и представления, при их закреплении, дифференциации и общении, в процессе овладения тем или иным учебным предметом.

1-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне представлений

Характеристика предмета по заданным признакам: детям предлагают дать словесное описание предмета, руководствуясь алгоритмом или схемой описания (предмет: цвет, материал, форма, величина, свойства, вид). Яблоко – красное, круглое, большое, сладкое, сочное, для варенья, фрукт.

Узнавание предметов по описанию: ученики должны определить предмет, спрятанный за ширмой, задавая учителю вопросы относительно свойств и качеств предмета по образцу (см. схему описания выше). Либо: детям предлагают определить предмет по описанию в виде готовой книжной загадки или придуманной самими детьми.

Сравнение предметов: предлагают сравнивать предметы, противопоставляя их один-другому пол ряду признаков (грач черный, а воробей - …; грач крупная птица, а воробей - …; грач – перелетная птица, а воробей - …). Либо дети самостоятельно находят признаки, сравнивая предметы попарно (роза-василек, платье-туфли, тетрадь-книга).

Группировка предметов по их основным свойствам: детям предлагаются карточки с изображением 4-х предметов, три из которых принадлежат одной группе, а 4-ый - лишний. Это можно провести как на геометрическом материале, так и на буквах (гласные-согласные), словах и т.д.

Классификация предметов по заданному (видовому, родовому) признаку: можно проводить на любом предметном материале (одежда, мебель …).

Сериация (упорядочивание) объектов: требуется найти закономерность в расположении объектов, упорядоченных по одному признаку и размещенных в ряд. Для этого можно использовать задания, в которых к уже упорядоченным по этому признаку объектам необходимо добавить еще один такой, чтобы он не нарушал их закономерности (числовые последовательности, рисунки, слова, объекты, признаки и т.д.).

2-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий

Сформированность понятий: предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда).

Конкретизация понятий: предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…).

Определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки).

Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия 9утро-вечер, растения-животные, дождь-снег…).

Исключение понятий: предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 5-ое – нет. Необходимо найти это лишнее слово: береза, сосна, дуб, сирень , ель (дерево-куст).

Выявление общих понятий: предлагают подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река: берег, рыба, рыболов, тина, вода.

Смысловое соотношение понятий: предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - …?

Смысловая сериация: предлагаются задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами. По одному известному признаку надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех?

9. Игровые задания на коррекцию и развитие способности действовать в уме:

Ребусы (буквы, картинки + апостров);

Анаграммы (предлагаются картинки + буквы);

Кроссворды (по теме занятий);

Зашифрованные слова : предлагают ряд последовательно расположенных картинок с изображением предмета. Требуется из названия каждой картинки выделить 1-ый звук, из которых получится новое слово.

10. Игровые задания на коррекцию и развитие умения рассуждать:

Бывает-не бывает: предлагают рассмотреть картинку и модель ситуации, которая в реальной жизни не встречается, надо ответить, почему так не бывает.

Зачем и почему? учитель задает вопросы, а дети на них должны логично ответить. Вопросы могут быть на: угадывание, додумывание, предположение, выяснение причины, выяснение смысла, принятие решения, планирование действий.

Причина-следствие: учитель рассказывает о событии одним предложением (Дети бросили в лесу зажженную спичку.). Ученики должны придумать и описать возможные последствия этой ситуации. Либо: учитель называет следствие, а дети выясняют варианты причин (В лесу начался пожар.).

Рассказ по алгоритму: учитель предлагает детям последовательность описания событий: кто – что – где – зачем – как – когда - …

Пословицы: предлагают простые пословицы, дети дают свое объяснение смысла.

Логические задачи: что тяжелее 1 кг железа или 1 кг ваты?

Важно сочетать разные методы, но учитывать особенности учеников (в зависимости от дефектной зоны и ведущего анализатора), это определяет учитель путем наблюдения за учениками. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.

Список использованной литературы :

  1. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М.: Просвещение,1989.
  2. Заика Е.В., Калмыкова И.А. Как воспитать талантливого ребенка. Сборник игр и упражнений по развитию познавательных и творческих способностей. // Практическая психология и социальная работа. – 2002. - № 7.
  3. Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М.: Просвещение, 1987
  4. Самоукина Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании (психотехнические упражнения и коррекционные программы). - М.: 1992.)

Ритмическая гимнастика для детей с ОВЗ. Статья.

Автор: Забелина Светлана Александровна, музыкальный руководитель.
Место работы: МБДОУ детский сад общеразвивающего вида "Березка", г. Тамбов.

Ритмическая гимнастика - средство оздоровления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Данный материал будет интересен воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физической культуре, логопедам для работы с детьми ОВЗ. Его можно использовать для педагогов в качестве консультаций на семинарах и на педсоветах.
С каждым годом растет количество детей, страдающих нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, ожирением, деятельности органов дыхания. сердечно-сосудистыми заболеваниями. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития и профилактики заболеваний. Одним из таких путей являются занятия по ритмической гимнастике.
По мнению Жака-Далькроза, ритмическая гимнастика призвана раскрепостить творческую энергию человека и через движение под музыку благотворно влиять на состояние всего организма. Его идея основана на том, что человеку свойственна природная склонность к ритму, которая выражается в непроизвольных движениях на услышанную музыку.
Посмотрите на походку балерины, танцовщицы или гимнастки: прямая спина, красивая линия шеи, выворотный шаг от бедра. Специально они не занимаются отработкой техники повседневной ходьбы. Понаблюдайте за их жестами, движениями рук, - они грациозны и красивы. Пользоваться этим в жизни их тоже не обучают. Но двигательный опыт, полученный в ходе многолетних занятий хореографией, танцем, гимнастикой, переносится во все сферы жизни. Чтобы они ни делали, движения их красивы, гибки, пластичны.

Умение передать свои чувства и переживания с помощью красивых жестов, движений, поз, мимики без излишнего напряжения и составляет двигательную культуру человека. Основой ее является мышечное чувство, которое и вырабатывается в ходе занятий ритмической гимнастикой.
Культура движений во многом связана с развитием у дошкольников физических качеств. Ведь без развития силы мышц спины и брюшного пресса ребенок не сможет удерживать правильную красивую осанку долгое время. Плохая координация не позволит ему согласованно выполнять движения руками и ногами одновременно. Недостаточная гибкость снизит впечатление от выполненной позы (равновесие «ласточка»). Излишняя медлительность проявится в плохом сочетании упражнений с музыкой. Быстрая утомляемость, как результат низкой выносливости, не даст до конца контролировать свои действия. Но это не значит, что, развивая физические качества, мы обязательно формируем у детей и культуру движений. В системе специальных методик постановки правильных красивых движений ведущее место отводится ритмической гимнастики во всех ее видах.
На занятиях ритмической гимнастикой идет одновременно развитие физических качеств и формирование базы эстетических движений тела и его частей. Эти два момента настолько связаны между собой, что отделить их друг от друга очень сложно.
Двигательная культура во многом зависит и от психических проявлений личности. В первую очередь от развития внимания, памяти, мышления, представления, воображения ребенка. Если он не внимателен, значит, плохо запоминает упражнения и всегда излишне напрягается при их выполнении. Недостаток образного и логического мышления приводит к ошибкам при выполнении комплексов упражнений. Плохо сформированные представление и воображение не позволят ребенку выразительно создать и передать движениями необходимый образ. Занятия ритмической гимнастикой в большей степени способствуют развитию как моторной, так и слуховой и зрительной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Практическая значимость занятий по ритмической гимнастике состоит в систематическом применении продолжительных, умеренных по интенсивности упражнений с регулируемой физической нагрузкой, способствующих укреплению здоровья. Занятия по ритмике ориентированы на то, чтобы заложить в детей стремление к здоровому образу жизни и самосовершенствованию.
Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет свое название и выполняется под соответствующую музыку, которая, в свою очередь, в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья имеет помимо эстетического фактора еще и корригирующую направленность.
У таких детей нарушено внимание, чувство ритма, темпа, нарушения осанки, общей и мелкой моторики. Занятия по ритмике, вызывая у дошкольников непосредственный интерес, дают возможность учить их подчинять свое поведение и действия определённым правилам. Максимальное использование нами игровой деятельности на занятиях ритмической гимнастикой повышает интерес детей к физическим упражнениям, укрепляет здоровье, повышает работоспособность, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности.
Параллельное изучение на занятиях литературных произведений, повышает кругозор детей. Музыкальное оформление создает благоприятный фон для развития ритмопластических, музыкально-двигательных способностей занимающихся.
Ритмическая гимнастика позволяет приобщать к движению под музыку всех детей – не только способных и одаренных в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных. Таким детям нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путем подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребенка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы. Ведь доказано, что занятия движениями для детей с задержкой или патологией в развитии имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов, что подтверждают исследования Н.А.Бернштейна, И.М.Сеченова, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза. Главное – это помочь ребенку почувствовать музыку в себе, ощутить ее воздействующую силу.
В то же время движения под музыку являются для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить эмоции, реализовать свою энергию, поэтому оно в целом сказывается благотворно на его состоянии здоровья и воспитании.
Веселая музыка занятий, высокая двигательная активность детей создают радостное, приподнятое настроение, заряжают положительной жизненной энергией, способствуют повышению жизненного тонуса. На занятиях не только не запрещается улыбаться, но и приветствуются все проявления хорошего настроения. Часто дети во время выполнения упражнений комплекса напевают мелодии звучащих песен. Это нисколько не мешает им. Яркими жестами, хлопками они выражают свою радость от проделанной работы. Они не замечают усталости, для них нет преград на пути овладения сложными упражнениями. Они уверены в успехе, у них все получается. Сколько ярчайших эмоций и переживаний создают музыка и движения – основные помощники «волшебной феи» - ритмической гимнастики!

Основным направлением реформы системы специального образования является инклюзивное образование, выступающее в качестве реализации права каждого человека на образование (в том числе - права на образование человека с инвалидностью).

Инклюзивное образование - это такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку.

В работе c детьми с ОВЗ мы используем дыхательные гимнастики, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Дыхательная гимнастика - это система упражнений направленная на оздоровления организма.

Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

Насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

Повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

Нормализация и улучшение психоэмоционального состояния организма;

Развитие силы, плавности и длительности выдоха.

В работе с детьми используются дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом (вдох через нос).

Эти упражнения развивают дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.

Пример:

Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ .
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки - пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 - 3 раза.
Упражнение 2. НАСОСИК.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает - вдох, выпрямляется - выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 - 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту - ту - ту - ту.
Как машинка гудит? Би - би. Би - би.
Как » дышит» тесто? Пых - пых - пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.

Упражнение 4. Часики.
Встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторять 10–12 раз.

Упражнение 5. Лыжник.
Имитация ходьбы на лыжах в течение 1,5–2 мин. На выдохе произносить «м-м-м-м-м».
Эти дыхательные упражнения проводится в различных формах оздоровительной работы, во время гимнастики, после дневного сна, на физ. минуткахи в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД). Применение в работе дыхательной гимнастики повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечивает индивидуальный подход к каждому ребенку. Также дыхательная гимнастика прекрасно дополняет любое лечение (медикаментозное, гомеопатическое, физиотерапевтическое), развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.

Использование дыхательных упражнений при проведении коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, а также создание наиболее разнообразной, интересной для ребенка развивающей среды способствует:

Повышению работоспособности, выносливости детей;

Развитию психических процессов;

Формированию, развитию двигательных умений и навыков;

Развитию общей и мелкой моторики;

Улучшают нервно-психическое состояние;

И в итоге способствует социальной адаптации детей с ОВЗ.

Коррекционное игровое занятие для детей с ОВЗ «Как зовут тебя, скажи или просто - покажи!»

Кромаренко Татьяна Вениаминовна, социальный педагог,
ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей», г. Саяногорск


Коррекционное игровое занятие Круг для детей дошкольного, младшего школьного возраста с нарушениями в развитии
Цель: Развитие навыков коммуникативного общения.
Задачи:
- создание условий и формирование у детей мотивации к взаимодействию и общению;
- формирование «образа себя» через игровое взаимодействие с детьми и взрослыми;
- стимуляция игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка.

Участники занятия: социальный педагог, дети, родители (количество участников зависит от индивидуальных особенностей детей, оптимальный вариант 7-9 человек).
Оборудование:
- зал (просторный класс) с ковровым покрытием (занятие проводится на полу);
- музыкальное сопровождение (спокойная и ритмическая музыка);
- большой мяч, большое шелковое покрывало в форме круга, мешочек с разноцветными небольшими пластмассовыми мячиками (по 3шт. одного цвета на каждого участника), ведерки по количеству участников, геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.

Приветствие:
Добрый день! Я рада вас приветствовать на нашем занятии Круг и пригласить в путешествие на воздушном шаре. Чтобы начать наше путешествие, мы все должны встать в круг и взяться за руки (дети и родители встают попеременно). Теперь давайте поприветствуем друг друга, поднимем руки вверх и скажем дружно «Здравствуйте!» (дети и родители, держась, поднимают руки вверх, произносят слово «Здравствуйте», и делают «поклон» вперед).
Молодцы! А теперь, давайте познакомимся и узнаем, кто же, пришел на наше занятие и решил отправиться в путешествие? Познакомиться нам поможет большой мяч! (мяч поможет детям сконцентрировать внимание). Форма мяча – «круг» (педагог показывает геометрическую фигуру – «круг»), (если дети говорящие, можно задать им вопрос: «На какую геометрическую фигуру похож наш мяч? Выберите круг из предложенных фигур»). Мы познакомились с нашим помощником, а теперь будем знакомиться с вами. Приглашаю всех сесть на пол в круг. У меня в руках мяч, я буду по очереди называть имена, а тот, чье имя я произнесу должен сказать «Это я! », назвать свое имя «Миша!» и поднять руки вверх (если ребенок не говорящий, он поднимает руки и пытается произнести свое имя). Давайте, будем знакомиться! (Все участники представляются. Если участник не знает свое имя (или не может говорить), то ему помогают остальные, протягивают руки в его направлении и произносят «Вот Миша» , а родитель данного ребенка, встает у него за спиной, берет его руки и прижимает их к груди ребенка со словами «Я Миша!». Педагог направляет мяч данному участнику, который берет мяч и произносит: «Это я Миша! », затем возвращает мяч педагогу. Знакомятся все участники).
Ритмическая игра «Тук-тук, туки-тук…» (или другая небольшая ритмическая игра, выполняется под музыку с движениями). Игра направлена на эмоциональное единение детей и взрослых, заражение эмоциями. Выполняется в кругу, стоя.
Дети повторяют движения педагога под музыку со словами:

Тук–тук, туки-тук,
Бьет кулак как молоток
(кулачком правой руки стучат по правому колену).
Тук–тук, туки-тук,
Бьет кулак как молоток
(кулачком левой руки, стучат по левому колену).
Тук–тук, тук-туки,
Застучали две руки
(попеременно стучат кулачками).
Тук–тук, туки-тук,
Застучал мой каблучок
(стучат пяткой правой ноги).
Тук–тук, туки-тук,
Застучал мой каблучок
(стучат пяткой левой ноги).
Тук–тук, тук-туки,
Застучали две ноги
(топают ногами).

(дети сходятся к середине круга стуча руками по коленям и топая ногами).
Тук–тук, туки-тук две ноги и две руки (дети расходятся в исходное положение круга, стуча руками по коленям и топая ногами).

Сенсорная игра «Волшебный мешочек» стимулирует активность ребенка.
Педагог приглашает детей занять места в кругу, показывает «волшебный мешок», раздает всем участникам цветные ведерки (в соответствии цветам мячиков). Знакомит с правилами выполнения задания. «Я буду доставать мячик из мешочка. Тот ребенок, у кого такого же цвета ведерко должен поднять руку, сказать «Я, Миша, у меня красный цвет! ». Ребенок получает мячик и помещает его в ведерко. Игра продолжается пока мешок не опустеет. По завершению, все участники должны посчитать количество мячей в ведре. Для этого все достают по одному мячу из ведра, вместе произносят: «один», «два», «три» и кладут в мешок педагога. Завершается игра подсчетом количества мячей в ведре.
Ритмическая сенсорная игра «Ветер дует!» позволяет развивать тактильную сферу, слуховое внимание, восприятие.
Педагог говорит: «Что ж, я вижу, вы уже готовы к путешествию! А на чем можно путешествовать по воздуху? (ответы детей, помощь родителей). Путешествовать можно на разных летательных объектах, а мы с вами отправимся на большом воздушном шаре! И сейчас мы его должны будем поднять и все поместиться под ним! Поможет нам большое цветное шелковое покрывало, оно тоже имеет форму круга. Я предлагаю всем занять места на полу, взяться за края покрывала и под мои слова, поднимая руки вверх, попробуем его раздуть как купол воздушного шара!
«Ветер, ветер дуй сильней»
Ветер, ветер, дуй смелей,
Раздувай шатер большой.
Пусть накроет нас с тобой!
Первым он накроет…
(произносится имя ребенка, ребенок прячется под покрывало)
А вторым накроет … (имя ребенка)
Ну, а третьим будет… (имя ребенка)
А четвертым будет… (имя ребенка)
А теперь уж постарайтесь
Мамы дружно к деткам прячьтесь!
(все участники оказываются под покрывалом)
Педагог обходит всех вокруг, трогает со словами:
«Это что у нас за чудо? Шар воздушный прилетел!
Ты откройся шар скорей, покажи нам всех детей!
Это Миша! Это…
(произносятся имена детей, они выходят из-под покрывала).
Детки, мамы, где у нас? Вы найдите их сейчас!» (дети снимают покрывало с родителей)
Педагог предлагает собрать покрывало со словами: «Ветер, ветер дуй сильней, собери шатер быстрей!» (все вместе собирают покрывало и убирают в чехол).

Окончание занятия. Все участники встают в круг, берутся за руки. Педагог говорит: «Мы сегодня ребята познакомились с вами, подготовили воздушный шар для путешествия, проверили, может ли он всех поместить. И на следующем уроке мы отправляемся в путешествие! Пришло время попрощаться. Скажем дружно «До свидания, спасибо за внимание!» (все держась, поднимают руки вверх и произносят слова, выполняя поклон вперед).
По окончании, педагог обсуждает с родителями результаты занятия.

Используемая литература:
1. Адаптация ребенка в группе и развитие общества на игровом занятии Круг/ Зарубина Ю.Г., Константинова Т.А. – М.: Теревинф, 2009. – 56с. – (Лечебная педагогика: методические разработки).
2. Музыкальные обучалочки / Е.Железнова – М.: ВЕСТЬ-ТДА, 2007.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.