Краткое содержание дед. Николай Некрасов — Дедушка: Стих


Николай Алексеевич Некрасов
Год написания: 1870
Жанр произведения: поэма
Главные герои: мальчик Саша и его дед-декабрист

Очень коротко основную мысль стихотворения Некрасова поможет понять краткое содержание поэмы «Дедушка» для читательского дневника.

Сюжет

Мальчик Саша находит в кабинете отца портрет юного генерала и пытается допытаться у родителей кто он такой. Но они говорят, что он пока мал, чтобы это понять. Спустя время в доме случается большой переполох - все ждут прибытия деда. С его возвращением в семье поселяется радость.

Саша привязывается к дедушке. Он оказывается удивительным человеком, который буквально всё умеет и всё знает. Дед рассказывает внуку много историй о нелёгкой жизни народа, о восстании и лишь мельком о своём в нём участии.

Понять значимость противоборства декабристов, вес принесённых в жертву судеб, карьер и жизней Саша сможет лишь когда подрастёт. Дед надеется, что привьёт мальчишке желание учиться и понимать цену и причины происходящего в его родной стране.

Вывод (моё мнение)

Нужно помнить и уважать прошлое, учить историю своей Родины.

(Посвящается З-н-ч-е)

I
Раз у отца, в кабинете,
Саша портрет увидал,
Изображён на портрете
Был молодой генерал.
«Кто это? - спрашивал Саша. -
Кто?..» - «Это дедушка твой». -
И отвернулся папаша,
Низко поник головой.
«Что же не вижу его я?»
Папа ни слова в ответ.
Внук, перед дедушкой стоя,
Зорко глядит на портрет:
«Папа, чего ты вздыхаешь?
Умер он… жив? говори!»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь».
- «То-то… ты скажешь, смотри!..»

II
«Дедушку знаешь, мамаша?» -
Матери сын говорит.
«Знаю», - и за руку Саша
Маму к портрету тащит,
Мама идёт против воли.
«Ты мне скажи про него,
Мама! недобрый он, что ли,
Что я не вижу его?
Ну, дорогая! ну, сделай
Милость, скажи что-нибудь!»
- «Нет, он и добрый и смелый,
Только несчастный». - На грудь
Голову скрыла мамаша,
Тяжко вздыхает, дрожит -
И зарыдала… А Саша
Зорко на деда глядит:
«Что же ты, мама, рыдаешь,
Слова не хочешь сказать!»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь.
Лучше пойдём-ка гулять…»

III
В доме тревога большая.
Счастливы, светлы лицом,
Заново дом убирая,
Шепчутся мама с отцом.
Как весела их беседа!
Сын подмечает, молчит.
«Скоро увидишь ты деда!» -
Саше отец говорит…
Дедушкой только и бредит
Саша, - не может уснуть:
«Что же он долго не едет?..»
- «Друг мой! Далёк ему путь!»
Саша тоскливо вздыхает,
Думает: «Что за ответ!»
Вот наконец приезжает
Этот таинственный дед.

IV
Все, уж давно поджидая,
Встретили старого вдруг…
Благословил он, рыдая,
Дом, и семейство, и слуг,
Пыль отряхнул у порога,
С шеи торжественно снял
Образ распятого бога
И, покрестившись, сказал:
«Днесь я со всем примирился,
Что потерпел на веку!..»
Сын пред отцом преклонился,
Ноги омыл старику;
Белые кудри чесала
Дедушке Сашина мать,
Гладила их, целовала,
Сашу звала целовать.
Правой рукою мамашу
Дед обхватил, а другой
Гладил румяного Сашу:
«Экой красавчик какой!»
Дедушку пристальным взглядом
Саша рассматривал, - вдруг
Слёзы у мальчика градом
Хлынули, к дедушке внук
Кинулся: «Дедушка! где ты
Жил-пропадал столько лет?
Где же твои эполеты,
Что не в мундир ты одет?
Что на ноге ты скрываешь?
Ранена, что ли, рука?..»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь.
Ну, поцелуй старика!..»

V
Повеселел, оживился,
Радостью дышит весь дом.
С дедушкой Саша сдружился,
Вечно гуляют вдвоём.
Ходят лугами, лесами,
Рвут васильки среди нив;
Дедушка древен годами,
Но ещё бодр и красив,
Зубы у дедушки целы,
Поступь, осанка тверда,
Кудри пушисты и белы,
Как серебро борода;
Строен, высокого роста,
Но как младенец глядит,
Как-то апостольски просто,
Ровно всегда говорит…

VI
Выйдут на берег покатый
К русской великой реке -
Свищет кулик вороватый,
Тысячи лап на песке;
Барку ведут бечевою,
Чу, бурлаков голоса!
Ровная гладь за рекою -
Нивы, покосы, леса.
Лёгкой прохладою дует
С медленных, дремлющих вод…
Дедушка землю целует,
Плачет - и тихо поёт…
«Дедушка! что ты роняешь
Крупные слёзы, как град?..»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь!
Ты не печалься - я рад…»

VII
Рад я, что вижу картину
Милую с детства глазам.
Глянь-ка на эту равнину -
И полюби её сам!
Две-три усадьбы дворянских,
Двадцать господних церквей,
Сто деревенек крестьянских
Как на ладони на ней!
У лесу стадо пасётся -
Жаль, что скотинка мелка;
Песенка где-то поётся -
Жаль - неисходно горька!
Ропот: «Подайте же руку
Бедным крестьянам скорей!»
Тысячелетнюю муку,
Саша, ты слышишь ли в ней?..
«Надо, чтоб были здоровы
Овцы и лошади их,
Надо, чтоб были коровы
Толще московских купчих, -
Будет и в песне отрада,
Вместо унынья и мук.
Надо ли?» - «Дедушка, надо!»
- «То-то! попомни же, внук!..»

VIII
Озими пышному всходу,
Каждому цветику рад,
Дедушка хвалит природу,
Гладит крестьянских ребят.
Первое дело у деда
Потолковать с мужиком,
Тянется долго беседа,
Дедушка скажет потом:
«Скоро вам будет не трудно,
Будете вольный народ!»
И улыбнётся так чудно,
Радостью весь расцветёт.
Радость его разделяя,
Прыгало сердце у всех.
То-то улыбка святая!
То-то пленительный смех!

IX
«Скоро дадут им свободу, -
Внуку старик замечал: -
Только и нужно народу.
Чудо я, Саша, видал:
Горсточку русских сослали
В страшную глушь, за раскол,
Волю да землю им дали;
Год незаметно прошёл -
Едут туда комиссары,
Глядь - уж деревня стоит,
Риги, сараи, амбары!
В кузнице молот стучит,
Мельницу выстроят скоро.
Уж запаслись мужики
Зверем из тёмного бора,
Рыбой из вольной реки.
Вновь через год побывали,
Новое чудо нашли:
Жители хлеб собирали
С прежде бесплодной земли.
Дома одни лишь ребята
Да здоровенные псы;
Гуси кричат, поросята
Тычут в корыто носы…»

X
Так постепенно в полвека
Вырос огромный посад -
Воля и труд человека
Дивные дивы творят!
Всё принялось, раздобрело!
Сколько там, Саша, свиней,
Перед селением бело
На полверсты от гусей;
Как там возделаны нивы,
Как там обильны стада!
Высокорослы, красивы
Жители, бодры всегда,
Видно - ведётся копейка!
Бабу там холит мужик:
В праздник на ней душегрейка -
Из соболей воротник!

XI
«Дети до возраста в неге,
Конь - хоть сейчас на завод -
В кованой, прочной телеге
Сотню пудов увезёт…
Сыты там кони-то, сыты,
Каждый там сыто живёт,
Тёсом там избы-то крыты,
Ну уж зато и народ!
Взросшие в нравах суровых,
Сами творят они суд,
Рекрутов ставят здоровых,
Трезво и честно живут,
Подати платят до срока,
Только ты им не мешай».
- «Где ж та деревня?» - «Далёко,
Имя ей: Тарбагатай,
Страшная глушь, за Байкалом…
Так-то, голубчик ты мой,
Ты ещё в возрасте малом,
Вспомнишь, как будешь большой…»

XII
«Ну… а покуда подумай,
То ли ты видишь кругом:
Вот он, наш пахарь угрюмый,
С тёмным, убитым лицом:
Лапти, лохмотья, шапчонка,
Рваная сбруя; едва
Тянет косулю клячонка,
С голоду еле жива!
Голоден труженик вечный,
Голоден тоже, божусь!
Эй! отдохни-ка, сердечный!
Я за тебя потружусь!»
Глянул крестьянин с испугом,
Барину плуг уступил,
Дедушка долго за плугом,
Пот отирая, ходил;
Саша за ним торопился,
Не успевал догонять:
«Дедушка! где научился
Ты так отлично пахать?
Точно мужик, управляешь
Плугом, а был генерал!»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь,
Как я работником стал!»

XIII
Зрелище бедствий народных
Невыносимо, мой друг,
Счастье умов благородных
Видеть довольство вокруг.
Нынче полегче народу:
Стих, притаился в тени
Барин, прослышав свободу…
Ну, а как в наши-то дни!

* * *
Словно как омут, усадьбу
Каждый мужик объезжал.
Помню ужасную свадьбу,
Поп уже кольца менял,
Да на беду помолиться
В церковь помещик зашёл:
«Кто им позволил жениться?
Стой!» - и к попу подошёл…
Остановилось венчанье!
С барином шутка плоха -
Отдал наглец приказанье
В рекруты сдать жениха,
В девичью - бедную Грушу!
И не перечил никто!..
Кто же имеющий душу
Мог это вынести?.. кто?

XIV
Впрочем, не то ещё было!
И не одни господа,
Сок из народа давила
Подлых подьячих орда.
Что ни чиновник - стяжатель,
С целью добычи в поход
Вышел… а кто неприятель?
Войско, казна и народ!
Всем доставалось исправно.
Стачка, порука кругом:
Смелые грабили явно,
Трусы тащили тайком.
Непроницаемой ночи
Мрак над страною висел…
Видел - имеющий очи
И за отчизну болел.
Стоны рабов заглушая
Лестью да свистом бичей,
Хищников алчная стая
Гибель готовила ей…

XV
Солнце не вечно сияет,
Счастье не вечно везёт:
Каждой стране наступает
Рано иль поздно черёд,
Где не покорность тупая -
Дружная сила нужна;
Грянет беда роковая -
Скажется мигом страна.
Единодушье и разум
Всюду дадут торжество,
Да не придут они разом,
Вдруг не создашь ничего, -
Красноречивым воззваньем
Не разогреешь рабов,
Не озаришь пониманьем
Тёмных и грубых умов.
Поздно! Народ угнетённый
Глух перед общей бедой.
Горе стране разорённой!
Горе стране отсталой!..
Войско одно - не защита.
Да ведь и войско, дитя,
Было в то время забито,
Лямку тянуло кряхтя…

XVI
Дедушка кстати солдата
Встретил, вином угостил,
Поцеловавши как брата,
Ласково с ним говорил:
«Нынче вам служба не бремя -
Кротко начальство теперь…
Ну, а как в наше-то время!
Что ни начальник, то зверь!
Душу вколачивать в пятки
Правилом было тогда.
Как ни трудись, недостатки
Сыщет начальник всегда:
„Есть в маршировке старанье,
Стойка исправна совсем,
Только заметно дыханье…“
Слышишь ли?.. дышат зачем!»

XVII
«А не доволен парадом,
Ругань польётся рекой,
Зубы посыплются градом,
Порет, гоняет сквозь строй!
С пеною у рта обрыщет
Весь перепуганный полк,
Жертв покрупнее поищет
Остервенившийся волк:
„Франтики! подлые души!
Под караулом сгною!“
Слушал - имеющий уши,
Думушку думал свою.
Брань пострашней караула,
Пуль и картечи страшней…
Кто же, в ком честь не уснула,
Кто примирился бы с ней?..»
- «Дедушка! ты вспоминаешь
Страшное что-то?.. скажи!»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь,
Честью всегда дорожи…
Взрослые люди - не дети,
Трус - кто сторицей не мстит!
Помни, что нету на свете
Неотразимых обид».

XVIII
Дед замолчал и уныло
Голову свесил на грудь.
«Мало ли, друг мой, что было!..
Лучше пойдём отдохнуть».
Отдых недолог у деда -
Жить он не мог без труда:
Гряды копал до обеда,
Переплетал иногда;
Вечером шилом, иголкой
Что-нибудь бойко тачал,
Песней печальной и долгой
Дедушка труд сокращал.
Внук не проронит ни звука,
Не отойдёт от стола:
Новой загадкой для внука
Дедова песня была…

XIX
Пел он о славном походе
И о великой борьбе;
Пел о свободном народе
И о народе-рабе;
Пел о пустынях безлюдных
И о железных цепях;
Пел о красавицах чудных
С ангельской лаской в очах;
Пел он об их увяданьи
В дикой, далёкой глуши
И о чудесном влияньи
Любящей женской души…
О Трубецкой и Волконской
Дедушка пел - и вздыхал,
Пел - и тоской вавилонской
Келью свою оглашал…
«Дедушка, дальше!.. А где ты
Песенку вызнал свою?
Ты повтори мне куплеты -
Я их мамаше спою.
Те имена поминаешь
Ты иногда по ночам…»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь -
Всё расскажу тебе сам:
Где научился я пенью,
С кем и когда я певал…»
- «Ну! приучусь я к терпенью!» -
Саша уныло сказал…

XX
Часто каталися летом
Наши друзья в челноке,
С громким, весёлым приветом
Дед приближался к реке:
«Здравствуй, красавица Волга!
С детства тебя я любил».
- «Где ж пропадал ты так долго?» -
Саша несмело спросил.
«Был я далёко, далёко…»
- «Где же?..» Задумался дед.
Мальчик вздыхает глубоко,
Вечный предвидя ответ.
«Что ж, хорошо ли там было?»
Дед на ребёнка глядит:
«Лучше не спрашивай, милый!
(Голос у деда дрожит.)
Глухо, пустынно, безлюдно,
Степь полумёртвая сплошь.
Трудно, голубчик мой, трудно!
По году весточки ждёшь,
Видишь, как тратятся силы -
Лучшие божьи дары,
Близким копаешь могилы,
Ждёшь и своей до поры…
Медленно-медленно таешь…»
- «Что ж ты там, дедушка, жил?..»
- «Вырастешь, Саша, узнаешь!»
Саша слезу уронил…

XXI
«Господи! слушать наскучит!
„Вырастешь!“ - мать говорит,
Папочка любит, а мучит:
„Вырастешь“, - тоже твердит!
То же и дедушка… Полно!
Я уже выроc - смотри!..
(Стал на скамеечку чёлна.)
Лучше теперь говори!..»
Деда целует и гладит:
«Или вы все заодно?..»
Дедушка с сердцем не сладит,
Бьётся как голубь оно.
«Дедушка, слышишь? хочу я
Всё непременно узнать!»
Дедушка, внука целуя,
Шепчет: «Тебе не понять.
Надо учиться, мой милый!
Всё расскажу, погоди!
Пособерись-ка ты с силой,
Зорче кругом погляди.
Умник ты, Саша, а всё же
Надо историю знать
И географию тоже».
- «Долго ли, дедушка, ждать?»
- «Годик, другой, как случится».
Саша к мамаше бежит:
«Мама! хочу я учиться!» -
Издали громко кричит.

XXII
Время проходит. Исправно
Учится мальчик всему -
Знает историю славно
(Лет уже десять ему),
Бойко на карте покажет
И Петербург, и Читу,
Лучше большого расскажет
Многое в русском быту.
Глупых и злых ненавидит,
Бедным желает добра,
Помнит, что слышит, что видит…
Дед примечает: пора!
Сам же он часто хворает,
Стал ему нужен костыль…
Скоро уж, скоро узнает
Саша печальную быль…

Анализ поэмы «Дедушка» Некрасова

Поэма Н.А.Некрасова «Дедушка», написанная в 1870 году, — одно из наиболее популярных и любимых читателями произведений поэта. Оно повествует о дружбе деда и внука на фоне происходящих в то время в России политических событий.

В 1856 году царское правительство объявило об амнистии политических заключенных, виновных в попытке государственного переворота в декабре 1825-го. В поэме – рассказ о приезде пожилого декабриста в имение сына. Встречи с ним с нетерпением ждет его внук – маленький мальчик Саша. Увидев портрет молодого генерала, и, расспросив о нем родителей, Саша понимает, что с дедушкой связана мрачная тайна. Но дедушка добрый и смелый, и, когда он, наконец, приезжает, мальчик видит, с каким уважением относятся к нему мать и отец, как трепетно окружают его заботой.

Образ старика в поэме почти библейский – благородный герой, пострадавший за свой народ, мудрый дед, постепенно раскрывающий внуку основы жизненного устройства. Саша проводит с ним много времени. Они гуляют по округе, наблюдая крестьян, жизнь которых – постоянный труд. Дед разговаривает с людьми, с грустью рассказывает внуку о том, как тяжела их доля, с радостью помогает пахарю в его работе. Он обещает людям скорые перемены к лучшему. Россия стоит на пороге глобальной реформы – отмены крепостного права.

Дедушка много говорит о Тарбагатае – далеком селении в Сибири, где люди свободны. Работая на свое благо, они процветают. Отсутствие принуждения делает людей инициативными, трудолюбивыми и счастливыми. Это гипотетическое место отвечает мыслям декабристов о новом обществе, построенном на принципах свободы и равноправия.

Пожилой генерал благороден, красив, подтянут. Пройдя тяжелые испытания, он благодарен жизни за то, что может быть рядом с семьей, радоваться окружающей природе, проводить время с внуком. И мальчик привязывается к деду, впитывает новые идеи, растет и развивается. На протяжении всей поэмы Саша задает ему вопросы и получает ответ: «Вырастешь – узнаешь!». Таким образом дедушка подводит его к тому, что нужно учиться. И Саша с энтузиазмом берется за учебу, преуспевает в истории и географии, все примечает и запоминает, начинает разбираться в том, как устроена жизнь вокруг.

В этом состоит основная мысль произведения – светлые идеалы уходящего поколения не погибнут, если на смену ему придет воспитанная образованная молодежь. Саша вырастет и воплотит то, о чем мечтал его дедушка.

Маленький Саша однажды увидел в кабинете у отца портрет какого-то молодого генерала и решил спросить, кто это. Отец ответил, что этот человек — его дедушка. Но подробно о нем не стал рассказывать. Так начинается поэма Некрасова «Дедушка

Саша после этого побежал к своей матери и принялся расспрашивать ее, где сейчас находится этот человек, и почему мальчик никогда не видел его. У матери выступили слезы на глазах, она печально ответила сыну, что он все сам узнает, когда вырастет. Вскоре этот таинственный дедушка приехал в гости к семье мальчика. Все дружно его встречали, были счастливы. Саша решил спросить у деда, почему его так давно не было в доме, и где его мундир. Но тот ответил, повторяя слова матери: «Вырастешь — узнаешь». Поэма Некрасова «Дедушка» продолжается следующим образом.

Саша быстро подружился с главным героем, они много времени проводили, гуляя вместе. Дедушка производил впечатление очень мудрого и опытного человека. Он был стройным и статным, с серой бородой и белыми кудрями. По натуре этот человек казался простым, никакой труд его не пугал. Он много рассказывал о деревне Тарбагатай, находящейся где-то за Байкалом. Саша не мог пока понять, где именно она расположена, но надеялся узнать, когда вырастет.

Поэма «Дедушка» (Некрасов), краткое содержание которой мы описываем, рассказывает, в частности, о том, чем занимался главный герой, приехав домой. Дед был генералом, но, несмотря на это, он отлично управлялся с плугом, даже вспахал в одиночку целое поле. Ни минуты не сидел он без труда. Приехав домой, дедушка гулял, наслаждался природой, общением с внуком, все время работал (то на огороде, то за плугом, то что-то штопал, чинил).

А еще он пел песни, рассказывал истории, которые очень заинтересовали мальчика, выросшего в хорошей семье, привившей ему интерес к судьбе и истории российского народа. Дед часто грустил, вспоминая что-то. Когда Саша интересовался причиной этой печали, он отвечал, что все уже прошло, все хорошо. Ведь совсем иное время сейчас, нынче народу полегче. анализ поэмы дедушка некрасов Раньше в стране он видел такое множество страданий, что теперь спокойным и мирным казалось ему все вокруг.

Дед часто исполнял песни о свободном народе, славном походе, красавицах чудных. Справно тянулось время. Дед всегда отвечал на любые Сашины вопросы тем, что говорил: «Вырастешь — узнаешь». У мальчика таким образом появился живой интерес к учебе. Через некоторое время он уже изучал географию, историю. Мальчик мог показать на карте, где находится Петербург, Чита, многое рассказать о быте русского народа. Дед из-за прошлых ранений стал хворать все чаще. Ему теперь потребовался костыль. Он понимал, глядя на Сашу, что мальчик совсем скоро узнает о страшных событиях, произошедших недавно в России, — о восстании декабристов. Так заканчивается поэма Некрасова «Дедушка».

Поэма Некрасова "Дедушка" была написана в 1870 году. В ней рассказывается про маленького любознательного мальчика, который никогда в жизни не видел своего родного деда. Когда возникает их долгожданная встреча, выясняется, что когда-то дедушка был декабристом. Сейчас он возвращается из далекой ссылки.

Сюжет поэмы

Главный герой поэмы Некрасова "Дедушка" - это мальчик, которого зовут Саша. В первых строфах произведения он внимательно изучает портрет своего прародителя. На картине он в форме генерала, причем очень молодого человека. Но за всю свою жизнь Саша так ни разу его не видел.

При этом главного героя интересует судьба его родственника. Он регулярно спрашивает у родителей, почему нельзя увидеться с дедушкой. Ответ на это только один. Узнаешь и поймешь, когда вырастешь.

Спустя какое-то время в жизни Саши происходит радостное событие. Отец ему наконец сообщает, что совсем скоро они смогут увидеть дедушку. Мальчик весь в нетерпении, ему хочется увидеть старика, поговорить с ним. Но нужно подождать, дедушке предстоит проделать долгий путь, прежде чем они встретятся.

Встреча с родственником

Долгожданная встреча в поэме Некрасова "Дедушка" наконец происходит. Приехавшего издалека генерала в отставке встречают с радостью все родные. Саша сразу же интересуется, где он так долго пропадал.

Но, как ни удивительно, тот отвечает в точности так же, как и родители мальчика. Мол, узнаешь и поймешь, только когда вырастешь. Со временем они сильно сближаются. Оказывается, несмотря на большую разницу в возрасте, у дедушки и внука много общих тем и интересов. Они часто проводят время вместе, много гуляют и общаются.

История деда

В поэме Некрасова "Дедушка", краткое содержание которой вы сейчас читаете, рассказывается, что пожилой генерал много лет провел в деревне под названием Тарбагатай. Она была расположена в глуши, вдали от столиц и крупных городов. Туда власти массово ссылали всех неугодных им граждан.

По рассказам самого старика, это местность, расположенная за Байкалом, о которой мало кто знает или когда-нибудь слышал.

Жить в таком поселении любому человеку непросто. Но старому генералу помогло то, что он, невзирая на свое высокое звание, никогда не чурался самой обычной работы. В кратком содержании поэмы "Дедушка" Некрасова обязательно нужно описать, как он однажды поразил испуганного крестьянина: попросил у него плуг, мастерски продемонстрировав, как он с ним управляется. Эти истории очень удивляют теперь и его внука.

Дедушка в стихотворении Некрасова Н. А. сильно переживает за простой народ. Отмечая, правда, что сейчас ему стало немного полегче, а в будущем его участь должна стать еще краше. Вот в этом он нисколько не сомневается.

В результате бывший генерал пробуждает в своем юном и пытливом внуке настоящую тягу к науке и знаниям, мальчик начинает с интересом учиться. Вскоре приходят и первые успехи.

В самом конце поэмы Н. Некрасова "Дедушка" старый генерал признает, что теперь мальчик готов узнать его печальную историю, напрямую связанную с прошлым страны. Так все читатели поэмы "Дедушка" Некрасова Н. А. понимают, в чем был секрет генерала. Он выступил на стороне декабристов. После этого был отправлен в ссылку на много лет.

Как создавалась поэма

В 1870 году впервые увидела свет поэма Николая Некрасова "Дедушка". Начало действия этого поэтического произведения отсылает нас в 1856 год, когда был издан манифест, согласно которому декабристы получили право возвращаться в родные города и поселения из продолжительной ссылки.

В такой же ситуации оказывается и пожилой герой. Стоит отметить, что это собирательный образ. Хотя, по мнению исследователей, у него есть конкретный прототип. Это Сергей Волконский, который приехал из ссылки в 68 лет, будучи глубоким стариком. Но при этом, как признавали окружающие, оставался статным и красивым.

Экс-генерал Волконский, вернувшийся, естественно, разжалованным, очень любил разговаривать с мужиками, что отмечали многие окружающие. Интересно, что крестьянские дети его так и называли - дедушка.

Еще одним прототипом персонажа поэмы Некрасова "Дедушка", анализ которой приведен в этой поэме, является Михаил Бестужев. Он также вернулся из продолжительной ссылки. В 1869 году Некрасов какое-то время близко с ним общался.

Примечательно, что у поэмы есть посвящение Зинаиде Николаевне Некрасовой. В то время она была гражданской женой поэта.

Анализ поэмы "Дедушка" Некрасова

Произведение, которому посвящена эта статья, исследователи относят к реалистичным поэмам. При этом из соображений цензуры, которые существовали в то время в России, автор не указывает прямо, что пожилой герой является декабристом. Формально их деятельность и в то время была под запретом, ведь они обвинялись в попытке свержения государственного строя.

Однако все читатели понимают, о чем идет речь. В качестве подсказок читателю служит то, что дедушка постоянно мечтает о свободе и о том, чтобы богатым был русский народ. При этом обещает, что и солдатам, и крестьянам вскоре заживется намного легче. В этой части поэмы содержится прямой намек на грядущие реформы Александра II, которых в то время ожидали многие представители прогрессивной общественности.

Характеристика главного героя

Некрасов в своей поэме применяет интересный литературный прием. Читатель видит дедушку-декабриста глазами его внука. Причем перед мальчиком проходит вся жизнь доблестного военного.

Сначала он - один из героев освободительной Отечественной войны 1812 году, когда русской армии удалось победить французов. В их доме висит портрет молодого дедушки, на котором он уже стоит в генеральской форме.

Со временем главному герою становится известно, что его дедушка окружен некой печальной и неизвестной тайной. Так глазами главного героя, юного мальчика, узнаем еще одного главного персонажа - его дедушку. Можем понять и догадаться, кем он был в действительности.

Со временем мама Саши начинает ему подробно рассказывать о том, какими качествами обладает его дедушка. Это смелость, доброта, но при этом глубокая внутренняя трагедия.

Когда он, наконец, приезжает откуда-то издалека, всем становится поначалу ясно, что он со всем примирился. Но все дальнейшие события, которые происходят в этом произведении, приводят к мысли, что это совсем не так.

Декабристы

Благодаря исторической основе поэмы Некрасова "Дедушка", которая нам хорошо известна из школьного курса истории, мы знаем, кто такие были декабристы. Одно из их главных отличий от других революционеров и противников режима состоит в том, что практически все было построено исключительно на идеологических и идеализированных соображениях.

Поэтому, даже спустя много лет, дедушку не отпускает мысль о мести и такой необходимой всеобщей народной свободе. Поэтому он даже как-то призывает самого Сашу беречь свою честь и отомстить за обиды, нанесенные ему много лет назад. Некоторым исследователям творчества Некрасова он напоминает библейского героя, который страдает за свой народ. Подобострастно к нему относятся и все родные в реальности. Родной сын падает в ноги, мать Саши начинает бережно и аккуратно расчесывать седые кудри. Саша с интересом и благоговением расспрашивает о ранах, которые есть у дедушки на руке и ноге.

Описывая портрет пожилого героя, поэт не жалеет ярких эпитетов. Он упоминает, что дедушка был древним по возрасту, но при этом все еще оставался красивым и бодрым. У него были целы практически все зубы, а осанка и поступь нисколько не потеряли своей твердости за годы ссылки. Седые кудри и борода, искренняя улыбка придавали его образу особый шарм.

Есть, кстати, в поэме и некоторые черты в описании героя, которые также совпадают с внешностью библейского персонажа. В частности, встречаются перепевы с библейскими фразами о том, что имеющий уши обязательно услышит, а имеющий глаза обязательно увидит.

Природа в поэме

Пристальное внимание в поэме Некрасова уделено окружающей природе. Дедушка подолгу гуляет с внуком, сравнивая ту красоту, которая их окружает, с глухой и безлюдной природой в местах, в которых он отбывал свою ссылку. При этом бывший генерал, несмотря на свой высокий в прошлом статус, ведет себя очень просто. Охотно общается с мужиками. При этом практически ни минуты не может оставаться без дела. Он постоянно что-то чинит, ремонтирует, пашет, копает грядки, тачает, плетет. Всегда быть чем-то занятым он привык за все время, которое провел в ссылке.

К народу его тянет еще и благодаря проникновенному песенному творчеству. Временами он затягивает песни про декабристов и их ссылку. Стоит отметить, что и сам Некрасов посвятил не одно свое поэтическое произведение Волконской или Трубецкой, а сама поэма "Дедушка" открывает целый цикл его поэм, посвященных декабристам.

Некрасов вкладывает свои самые сокровенные мысли в уста дедушки. Так, старик рассуждает, что успешна только та страна, в которой население не ведает, что такое тупая покорность. А верит только в добрую и истинную силу, разум и единодушие. С помощью своего престарелого героя Некрасов сам взывает к читателю, отмечая, что горе и несчастье ждут отсталую и разоренную страну.

Отрицательные персонажи

Интересно, что в этой поэме хватает отрицательных героев. Описывая их несправедливости по отношению к народу, поэт часто прибегает к метафорам. Например, пишет, что господа и чиновники разных мастей просто давят сок из народа.

А вот подьячие, по его меткому выражению, подлые.

Художественные средства

Описывая подьячих и других власть имущих, он их сравнивает с алчной стаей хищников, которые отправляются в неправедный поход против народа, приближая собственную отчизну к неминуемой гибели.

Достается от Некрасова в этом произведении и военным начальникам. Они, по его словам, зазря зверствуют, вгоняя в пятки души солдат так, что после этого зубы их подчиненных сыплются градом. А в строю они даже не позволяют им дышать. В данном случае Некрасов применяет такой распространенный стихотворный прием, как гипербола.

Основная мысль поэмы

Понять основную мысль этого произведения помогает описание исторической поэмы Некрасова "Дедушка". Ее ключевая тема - это необходимость передать новым поколениям ценности, которые истинны с точки зрения автора и главных героев, в первую очередь - самого отставного генерала. А это счастье и абсолютная народная свобода, богатство и процветание государства.

Некрасов пытается донести до читателя свою главную мысль - дело декабристов не погибло. Оно по-прежнему живо и имеет большое количество последователей. Его продолжают вести новые не менее образованные и патриотичные представители молодежи.

Композиция поэмы

Поэтическое произведение Николая Некрасова состоит из 22 небольших глав. Интересно, что сразу несколько из них заканчиваются одинаковым рефреном: "Вырастешь, Саша, узнаешь". А еще несколько глав различными риторическими вопросами: "Кто? Кто же имеющий душу мог это вынести?"

По размеру поэма сравнительно небольшая, при этом ее действие охватывает несколько лет. Все начинается с вопроса, который совсем маленький мальчик Саша задает про своего дедушку, которого увидел на портрете.

Завершается поэма искренним желанием Саши узнать печальную историю своего престарелого родственника.

Есть в поэме несколько вставных эпизодов, в которых дедушка пускается в рассказы о поселениях в Сибири, которые он там встретил.

Сама поэма написана поэтом трехстопным дактилем. Женская рифма в ней чередуется с мужской.

Маленький Саша однажды увидел в кабинете у отца портрет какого-то молодого генерала и решил спросить, кто это. Отец ответил, что этот человек – его дедушка. Но подробно о нем не стал рассказывать. Так начинается поэма Некрасова “Дедушка

Саша после этого побежал к своей матери и принялся расспрашивать ее, где сейчас находится этот человек, и почему мальчик никогда не видел его. У матери выступили слезы на глазах, она печально ответила сыну, что он все сам узнает, когда вырастет. Вскоре этот таинственный дедушка приехал в гости к семье

Мальчика. Все дружно его встречали, были счастливы. Саша решил спросить у деда, почему его так давно не было в доме, и где его мундир. Но тот ответил, повторяя слова матери: “Вырастешь – узнаешь”. Поэма Некрасова “Дедушка” продолжается следующим образом.

Саша быстро подружился с главным героем, они много времени проводили, гуляя вместе. Дедушка производил впечатление очень мудрого и опытного человека. Он был стройным и статным, с серой бородой и белыми кудрями. По натуре этот человек казался простым, никакой труд его не пугал. Он много рассказывал о деревне Тарбагатай, находящейся где-то за Байкалом. Саша

Не мог пока понять, где именно она расположена, но надеялся узнать, когда вырастет.

Поэма “Дедушка” (Некрасов), краткое содержание которой мы описываем, рассказывает, в частности, о том, чем занимался главный герой, приехав домой. Дед был генералом, но, несмотря на это, он отлично управлялся с плугом, даже вспахал в одиночку целое поле. Ни минуты не сидел он без труда. Приехав домой, дедушка гулял, наслаждался природой, общением с внуком, все время работал (то на огороде, то за плугом, то что-то штопал, чинил).

А еще он пел песни, рассказывал истории, которые очень заинтересовали мальчика, выросшего в хорошей семье, привившей ему интерес к судьбе и истории российского народа. Дед часто грустил, вспоминая что-то. Когда Саша интересовался причиной этой печали, он отвечал, что все уже прошло, все хорошо. Ведь совсем иное время сейчас, нынче народу полегче. анализ поэмы дедушка некрасов Раньше в стране он видел такое множество страданий, что теперь спокойным и мирным казалось ему все вокруг.

Дед часто исполнял песни о свободном народе, славном походе, красавицах чудных. Справно тянулось время. Дед всегда отвечал на любые Сашины вопросы тем, что говорил: “Вырастешь – узнаешь”. У мальчика таким образом появился живой интерес к учебе. Через некоторое время он уже изучал географию, историю. Мальчик мог показать на карте, где находится Петербург, Чита, многое рассказать о быте русского народа. Дед из-за прошлых ранений стал хворать все чаще. Ему теперь потребовался костыль. Он понимал, глядя на Сашу, что мальчик совсем скоро узнает о страшных событиях, произошедших недавно в России, – о восстании декабристов. Так заканчивается поэма Некрасова “Дедушка”.

(2 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Творчество Николая Алексеевича Некрасова (1821 – 1877) в области детской поэзии было новым шагом в ее развитии. Хорошо понимая значение...
  2. Николай Алексеевич Некрасов – новое течение в истории русской литературы. Он первый ввел тему простого народа и наполнил рифмы разговорными...
  3. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877) – вершина творчества Некрасова. Это подлинная энциклопедия русской дореформенной и пореформенной жизни, произведение,...
  4. Из стихотворений Некрасова, надо назвать еще одно – «Накануне светлого праздника» (1873). Оно привлекает проникновенным изображением простого люда – кузнецов,...
Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.