Откуда пошло название «вшивая» интеллигенция. Почему интеллигент "вшивый"? Вшивая интеллигенция, или Как поэт и артист пытались высмеять Путина, а обосрались сами

В Советском Союзе ругаться, оскорбляя других людей, считалось признаком невоспитанности и хамства. Но часть населения проявила смекалку и заменила некоторые нецензурные обороты вполне приемлемыми ругательствами, которые не стыдно было сказать при детях. Эти словосочетания и сегодня можно услышать в разговоре. Одно из таких выражений: «вшивая интеллигенция».

После революции 1917 года было решено сформировать новую интеллектуальную элиту из групп:

  • рабочих;
  • крестьян.

Старая элита была репрессирована и ассоциировалась с угнетателями простого народа. Ее ненавидели. Политики того времени называли вшивой интеллигенцией тех, кто был не согласен с новой властью.

Во времена Советского Союза разделение людей на классы особенно ощущалось. Умственный труд многие рядовые жители страны не считали важным, поэтому к людям с высшим образованием часто относились с презрением. Рабочий класс презрительно употреблял такое выражение в значении «тот, кто считает себя гораздо умнее других людей».

Лагерное выражение

Есть еще одно предположение о происхождении этой фразы: ее приписывают узникам сталинских лагерей в начале 50-х годов ХХ века. Это время повальных арестов, которые применялись к:

  • представителям криминальных структур;
  • людям, считавшимся интеллектуальной элитой.

Известно, что в лагерях педикулез был распространенным явлением, которое не щадило никого - ни представителей рабоче-крестьянского сословия, ни интеллигенцию.

Сегодня можно услышать выражение «вшивый интеллигент» по отношению к людям, которые не способны прокормить себя и защитить. Умственный труд до сих пор не ценят по достоинству, поэтому часть населения, которая относит себя к интеллигенции, в большей степени - малообеспеченные люди.

Друзья! Спасибо всем за поздравления!
Тепло и солнечно от ваших слов...
Вы сейчас, пожалуй, самая мощная поддержка в моей жизни!
Вот так получается, работаешь несколько десятилетий, бегаешь, встречаешься, анализируешь, пишешь, публикуешь...
А настоящее творческое счастье приходит потом в маленьком скромном бложике... :)
Спасибо огромнейшее!!!

По следам ваших комментариев возник вопрос, который и хочу предложить сегодня к обсуждению...

Эту виртуальную открытку прислал мне человек, очень сильный духом, с острым взглядом, замечающим все самое прекрасное в жизни, Вадим Гореликов 52vadim :

"Перо, бывает, и перевешивает, если обмакнуть кончик в чернила," - ответила я.
Ведь действительно так!

А Александр Дятлов , aborigenarbata , посмотрев на мои написал:
"Не ожидал совмещения столь интеллигентного образа с любовью к драке." (Спасибо за комплимент про интеллигентный образ!)

И вот тут Александр затронул вопрос, который давно собиралась с вами обсудить.
Имеет ли право (должна ли) интеллигенция драться? Может ли пишущий человек отложить перо и взяться за камень, или просто сжать кулак?

Во-первых, что такое интеллигентность ? Существует масса определений. Мне больше всего нравится: благородство души плюс образование . Уж не помню, кто сказал.
Образование вступать в драку никак не мешает. А вот благородство даже заставляет в определенных случаях, если речь идет о защите чести и достоинства.
При этом стоит учесть, что главная беда интеллигента в том, что он думает о людях лучше, чем они о нем. Так что кулаками он начнет махать лишь в крайнем случае.

Во-вторых, давайте вспомним прошлое...


Пушкин занимался боксом. Тренеров тогда не было, но он доставал книги с описанием приемов из-за границы.

Набоков в автобиографической повести "Другие берега" описывает свой дом:

"В этой части обширной библиотеки приятно

совмещались науки и спорт: кожа переплетов и кожа боксовых

перчаток. Глубокие клубные кресла с толстыми сиденьями стояли

там и сям вдоль книгами выложенных стен. В одном конце

поблескивали штанги выписанного из Англии пунчинг-бола,-- эти

четыре штанги подпирали крышеобразную лакированную доску, с

которой висел большой, грушевидный, туго надутый кожаный мешок

для боксовых упражнений; при известной сноровке, можно было так

по нему бить, чтобы производить пулеметное "ра-та-та-та" об

доску, и однажды в 1917-ом году этот подозрительный звук

привлек через сплошное окно ватагу до зубов вооруженных уличных

бойцов, тут же удостоверившихся, впрочем, что я не урядник в

засаде. "


Боксом занимались Байрон, Конан Дойл, Хеменгуэй, Лондон, Чаплин, Бельмондо, Дейнека, Толстой, Сухово-Кобылин, Гиляровский...
Пифагор стал чемпионом по кулачному бою на олимпийских играх в Древней Греции в 588г. до нашей эры.
А сколько писателей принимало участие в боевых сражениях?! И ведь частенько отправлялись на фронт добровольно.

Так должен ли интеллигент драться?

Интеллиге́нция (лат. intelligentia, intellegentia - понимание, познавательная сила, знание) - особая социально-профессиональная и культурная группа людей, занятая преимущественно в сфере умственного труда, обладающая чуткостью, тактом и мягкостью в проявлениях, ответственная за поступки и склонная к самоотречению.

Википедия.

Интеллигент же - это представитель профессии, связанной сумственным трудом (инженер, врач, ученый, художник, писатель), и человек, обладающий умственной порядочностью.
Д.С. Лихачев.

Они мнят себя мозгом нации… На самом деле это не мозг нации, а её говно.
В.И. Ленин

Я считаю русских мужчин в массе своей животными, существами даже не второго, а третьего сорта. Когда я вижу их - начиная от ментов, заканчивая депутатами, то считаю, что они, в принципе, должны вымереть. Чем они, к счастью, сейчас успешно и занимаются.

Артемий Троицкий. Интеллигент.

Есть такое замечательное русское выражение: «вшивая интеллигенция». Казалось бы - парадокс! Ну какое могут иметь отношение вши к интеллигенции? Никакого. Можно все быстренько списать на парадоксальность русской души, вековое рабство, Ивана Грозного, Сталина и еще что-нибудь - тут надо только как следует в носу поковыряться и размазать по бумажкам, но не все так просто.

Кстати, о ковырянии в носу с размазыванием. Премьер наш, такое ощущение, что намеренно ведет себя не как интеллигент. Это он нарочно. Это он специально. Интеллигенция это чувствует и не одобряет. Народ, что интересно, доволен. Народ нехорошо хмылится и поглядывает в сторону человека в очках: «Эк его корчит!». Рейтинг растет.

Не все так просто. У российской интеллигенции и народа накопилось множество вопросов друг к другу. И один из этих вопросов: кто для кого?

Есть у меня друг - большая умница. Отучился в одном из лучших вузов страны, защитил диплом, съехал по лестнице этого вуза в холодильнике (традиция такая) и уехал в богатую европейскую страну. Работать и приносить пользу. Приезжает раз в год, дышит Родиной и уезжает обратно в Европы. И как-то у нас с ним зашел разговор на интересную тему

Ты что, не понимаешь, что ты должен работать здесь? Здесь, понимаешь? Вот тут вот, и нигде больше?

Это кому это я должен?

Стране. Народу. Тебе образование для чего дали? Чтоб ты Европу подымал или Россию?

Я сам свое образование получил. Сам поступал, сам зачеты сдавал, сам диплом защищал.

А Бауманку ты сам строил? Профессоров оплачивал? Образование им давал? Лаборатории создавал?

Друг мой - человек порядочный, честный. С того нашего разговора прошла уже пара лет. Он все собирается назад - на Родину. Пока так и не приехал, но хоть не делает вид, что все так, как надо. Тот наш с ним разговор состоялся в тот момент, когда интеллигент решает, что он никому не должен.

Возможно, и даже весьма вероятно, что мне удалось его разубедить. Во всяком случае, это он каждый свой приезд возвращается к нашему старому разговору, а не я. Но возможен и следующий шаг - когда интеллигент решает, что не он что-то должен народу, а народ - ему. Основанием для этого служит разница в уровне образования и культуры. Он - замечательный. Он - культурный. Он - образованный. Сравните его и этот народ. Кто лучше? А если лучше, то, следовательно, народ должен служить ему, а не наоборот. Так ведь?

А есть и третий шаг. Дело в том, что народ у нас уж очень не ретиво служит. Служит наш народ интеллигенции, откровенно говоря, плохо. Недодают. Не слушаются. Не внимают с почтением. Словом, совершенно не понимают, где их место и где его - интеллигента. Ну, такой народ, понятное дело, просто интеллигента не заслуживает. Раз народ обделяет интеллигента, то интеллигент считает себя вправе этот народ презирать. Хотя бы.

Ну, потыкать ему во всякие места лакированной туфлей. Плюнуть в рожу в интернете, благо интеллигент рассчитывает, что народ интернета не читает и никогда не узнает о некоторых пикантностях. Все ж между своими.

У народа, как это ни странно, есть другое мнение. Есть мнение, что у народа мнений быть не может, но это не так. На самом деле мнение у него есть, просто его редко кто может высказать. Для того, чтобы что-то высказывать, нужно хоть как-то относится к интеллигенции, а про нее мы только что уже говорили.

Мнение у народа есть. И мнение это заключается в том, что он - народ - породил интеллигенцию. И причем не просто так, а для собственных нужд. И интеллигенция - это не какая-то существующая в вакууме данность, а часть народа. Его инструмент. Такой же, как армия, крестьяне, рабочие и прочее. Это для интеллигента, который ясно видит разницу между собой и армейским сержантом, которому когда-то чистил сапоги, между собой и рабочим, которого уговаривал починить унитаз как следует, между собой и крестьянином, которого видел только в окно пролетающего мимо деревни поезда, - нож острый. Как это - он инструмент у этих? А народ тем не менее, загибая пальцы, считает: на мои труды институты построили, преподавателей обучили, стипендии обеспечили, гонорары оплачивали, исследования вели. Всеобщее бесплатное образование на чьем горбу вытащили? ВГИКИ, МХАТы, МГУ, РГГУ, МПГУ, МФТИ и пр. на чьи деньги содержаться? Кто все это создал?

И самое главное - для чего? Зачем?

У народа есть - смешное для интеллигента - мнение, что интеллигент порожден народом для его, народа, благополучия. То есть примерно так же, как родители рожают детей и стремятся дать им образование лучшее, чем у них, - для того, чтобы дети жили лучше, чем они, и не забывали заботиться о стариках.

Родители где-то недоедают, где-то в кино недохаживают, чтобы их отпрыск мог есть не то, что дают, а то, что он заказывает и ходить не в кино, а в театр. При этом было бы неплохо, если бы он при этом родителям домик подправил, деньжат подбросил на лекарства, ну и взял стариков в театр. Ну, хоть разок. А что самое важное - вырастил бы новое поколение, которое будет уже летать в космос как к себе на дачу, выращивать искусственные органы в пробирке и нести свет в массы методом психотронного излучения Домашнего Задания прямо в мозг. При этом делать все это не где-то в неопределенном месте, а там, где его породили.

В первом поколении, как правило, проблем нет. Новоиспеченный интеллигент еще помнит, как это бывает, когда нечего жрать, а поле приходится вскапывать не при помощи трактора, а при помощи всей семьи и какой-то матери. Поэтому интеллигент со страшной силой строит тракторные заводы, проектирует трактора и прочие Т-34. Особенно если помнит, что бывало в гражданскую/первую мировую без танков и Ил-2, если помнит, что было в гражданскую/первую мировую без самолетов.

Дальше - сложнее. Второе поколение интеллигентов уже не понимает, что такое пахать землю голыми руками, но знает, что значит жить в коммуналке семей на пять. Он становится строителем. Третье поколение уже не знает ни первого, ни второго. Оно уже потомственный инженер/литератор/врач. Оно уже думает о том, а додают ли ему все, что ему положено по его высокому званию. Сравнивает с коллегами из соседних и не очень соседних стран и понимает, что нет - недодают. Потомок негодует.

Интеллигенту (вшивому) непонятно, что тот стейк, который он сейчас ест, это и есть та самая причина, по которой окружающий его электорат жрет картошку. Что это ему это все отщипнуто понемногу ото всех и дадено, чтобы он каким-то образом улучшил породившему его народу жизнь: добавил комфорта, безопасности, улучшил медицину, питание, воспитал, окультурил…. Но интеллигент доедает стейк и закатывает родителю в рожу плевок. Во-первых, почему не фуа-гра, а какой-то стейк? Во-вторых, родитель какой-то некультурный! Пальцы грязные, в ухе ковыряет - нет в нем никакого понимания изящества и культуры. Тьфу тебе в рожу!

Он не понимает, что он делает умом, но душа его при этом уже в ужасе. Все же русская культура работает, работают какие-то стереотипы и смутные воспоминания о том, как это бывает, когда родителю - в рожу… Где-то всплывают воспоминания о прочитанном в школе «Тарасе Бульбе», где образованный сын вдруг решает, что Родина - это там, где ему хорошо, а потом отец говорит ему «Я тебя породил? Я тебя и убью!»

Увы, мысль о том, что как не стоит предавать отца и товарищей ради женщины, так и не стоит предавать свой народ ради фуа-гры/демократии/общества потребления/свобод уже не может прийти ему в голову. Вся его голова полностью занята исключительно собой. Потому что его проблемы - намного выше тех проблем, что у народа. Ему нужен музыкальный центр для прослушивания «Лед Зеппелин». Какие могут быть запросы еще у тех, кто слушает Толкунову? Это же почти животные.

Но где-то внутри бьет и бьет тревогу какой-то колокольчик. Фигура отца, беспощадного судьи постоянно возникает в воображении.

Поэтому интеллигент сначала начинает ненавидеть Гоголя. Потом Петра Первого. Потом Ивана Грозного (его иногда раньше), ну и, наконец, он начинает бояться и ненавидеть Сталина.

А вы думали, что я про Сталина сегодня так и не скажу? Ну, извините.

Все эти фигуры сливаются для него в одну и становятся портретом России. Ненавистным, страшным лицом. Лицом породившего их отца, патерналистской фигурой, воплощением этого ужасного народа, который может призвать к ответу, заявить о том, что он должен, должен, должен! А если он не чувствует своего долга, то он вовсе не интеллигенция, а вша! А вшу можно и прихлопнуть.

Тут может возникнуть вопрос: что ж теперь, про русского и слова плохого не скажи? А если он этого заслуживает?

Посмотрите на эпиграф к этой статье. На последнюю часть.

Что следует помнить российскому интеллигенту, чтобы не стать «вшивой интеллигенцией»? Нужно помнить заповедь «Чти отца своего и матерь свою». В данном случае: чти народ свой и Родину свою. Не нужно быть Хамом в своей семье. Даже если народ не так хорош - пьян, глуп, необразован, невоспитан… не смейся над ним. Возьми покрывало и укрой наготу его, пятясь задом. Говори о недостатках, но всегда помни, что говоришь о недостатках родителя и кормильца. То есть говорить ты обязан с сыновней почтительностью.

Ирония судьбы заключается в том, что само слово «интеллигенция» - русское. На Западе, на который наши интеллигенты молятся, такого слова нет. Там есть слово интеллектуал. А в словарях напротив «интеллигенция» стоит - «русск.». Именно в нашей стране диплом попытались конвертировать в дворянскую грамоту, а обязанность в привилегию.

Русский/российский народ терпелив. Он дает много времени на осознание своих ошибок перед ним. Поэтому есть еще время на то, чтобы что-то исправить перед тем, как мы услышим «Я тебя породил, я тебя и убью!»

Так что же - у нас нет нормальной «не вшивой» интеллигенции? Сказать такое - значило бы оклеветать множество достойных людей: инженеров, разрабатывающих ПАК ФА за двадцать тысяч в месяц, учителей, врачей… Да, много их. Только ими пока и держимся.

Надолго ли?

Отрывок из книги «В зоне уз» — том второй, «Независимость строгого режима»

Печаль и грусть за расставанья,
Не описать её никак! Нет слов таких.
Одна награда за страданья,
Держать в объятиях любимых.

Эта ругательная фраза «вшивая интеллигенция » появилась в сталинских лагерях начале 50-х годов прошлого века, как определение касты политических заключенных, из числа интеллектуальной элиты и даже они не застрахованы от вшей в бараке. Вши, как впрочем, клопы, и тараканы и прочие «сожители» тюремной системы были и есть неотъемлемой частью невольничьего пространства. Но об этом позже, а сейчас…

В первой половине 90-х годов прошлого века отмечалось возрождение лагерной системы в Узбекистане, доставшейся стране еще со сталинских времен. Более того, возрождался каторжный труд в тюрьмах и появились места для ссылки политических заключенных, выглядело это так, что формально, человек был осужден за уголовное преступление, а в реальности он был политическим заключенным, оппозиционером, журналистом, правозащитником, религиозным деятелем, неугодным бизнесменом или просто недовольным действующей властью. По сути это были рабы, в прямом смысле этого слова и соответствующим к ним отношением.

Правительство, МВД и СНБ Узбекистана составляли план проведения репрессий против инакомыслящих, духовенства и оппозиции. Опыт, показал положительные результаты, и его стали внедрять далее по всей республике, а международные партнеры вновь образованного независимого государства позорно молчали, когда из республик Центральной Азии исходили первые жалобы о нарушениях прав человека, внесудебных казнях и пытках. Главным укрывателем преступлений Ислама Каримова стала Германия, а потом США и Израиль.

К сожалению, мы видим, как «мировое правительство» разделяет диктаторов на «плохих» и «хороших», так же как они делят террористов на «злых» и «добрых». Например, Саддам Хусейн – в свое время полностью вооруженный США, был несомненно «хороший» диктатор с которым мирились и сотрудничали, но попав в немилость, он сразу стал «плохим» и наслаждался внедренной демократией, болтаясь виселице с полным ртом мух.

Уссама бин Ладен был «хорошим» террористом, пока убивал советских солдат в Афганистане, но после того как его «паханы» выпустили Аль-Каеду на вольные хлеба, а выпускник разведшколы ЦРУ с маркировкой «Made in USA», стал врагом США и террористом номер один.

Так вот, это лишь два примера, хотя навскидку можно перечислить полсотни, «хороших» и «плохих» парней. Вся проблема тут в так называемых «двойных стандартах», я думаю что, нельзя черное называть белым, как нельзя пить серную кислоту, так и нельзя делить диктаторов на «плохих» и «хороших». Зло остается злом!

Это вдвойне позор для этих без преувеличения сказать, ведущих демократических стран в Мире. Например у народа Германии похоже короткая историческая память, в свое время они начали две Мировые войны – закончившиеся весьма печально для немецкого народа, именно немцы создали самые страшные концлагеря и внедрили «этнические гетто», а после окончания Второй Мировой войны немцы поклялись – «Никогда больше».

Так почему Германия замалчивает и всячески покрывает возрожденную систему концлагерей, гестаповские пытки, истребление оппозиции и политические репрессии в Узбекистане? Именно то, что было создано нацистами в Германии. Неужели немцы забыли о своей клятве – «Никогда больше» или концлагеря на территории других стран это уже не концлагеря и кровь невинных жертв, это вовсе не кровь, а так — лишь водичка?

Почему США, как «мировой поборник прав человека и демократии во всем Мире», по крайней мере, они так себя называют, остаются глухими и слепыми к жалобам и сообщениям о пытках, политических репрессиях, внесудебных казнях, запрета всяческой оппозиции и ущемления свободы слова в Узбекистане?

Видимо, в «мировом правительстве» полагают, что пытки в Ираке, Белоруссии и России, это пытки, а допросы арестованных с применением истязаний времен средневековой инквизиции в Узбекистане, это не пытки, и не мучения? И что не может не шокировать, так это визиты политических тяжеловесов, а также мировых звезд эстрады и спорта, в республики Центральной Азии, их любезности с диктаторами, на фоне не прекращающихся жалоб и неопровержимых доказательств из этих стран, о политических репрессиях, использовании рабского труда детей, фактическое существование концлагерей и гонениях на всяческое инакомыслие. Наличие этих факторов не отвергают даже сами диктаторы, но они оправдывают свои изуверства – борьбой с международным терроризмом, подбрасывая своим оппонентам наркотики и оружие и осуждая их на длительные сроки по уголовным статьям.

На Востоке говорят, что если часто и долго смотреть на Луну – можно стать идиотом! Если верить официальным докладам о состоянии прав человека в Узбекистане, то возможно потерять рассудок!

Примечательно, чем больше ООН докладывают о продвижениях в сфере прав человека в Центральной Азии, тем хуже в реальности обстановка в этих республиках. Почему бы, для начала, не обрушить гвалт критики на Центральноазиатских феодалов? Кто может себе представить, что допустимы любезности и рукопожатия с лидерами стран изгоев? Правильно, потому что их руководители признаны диктаторами, но президенты – князья из Центральной Азии, чья репрессивная политика более опасна и чревата началом нового конфликта способного поразить огнем гражданской войны, весь регион, с вполне очертаемыми формами Третьей Мировой войны. Среднеазиатские князьки ничем не отличаются от своих иранских или северокорейских коллег.

Данное действо в концепции ООН называется геноцид и не я это придумал.

В сегодняшнем Узбекистане идут политические репрессии, узаконены пытки, физическое истребление противников режима, запрещена оппозиция, возрождены сталинские лагеря, есть неопровержимые факты о лагерях смерти, «Жаслык КИН–71 », «Караулбазар КИН -25 » и «Андижан Т-1 ».

Доказано, полноценное и многолетнее функционирование карательной психиатрии в закрытой клинике «Чукурсай» на окраине Ташкента, где ставятся медицинские эксперименты на живых людях, запрещенными препаратами.

В Узбекистане официально используется детский труд, запрещенный всеми возможными декларациями международных организаций. Тюрьмы заполнены политическими и религиозными заключенными, которые осуждены по уголовным статьям.

Хотя и другие страны, в том числе и в Европе, вынуждены молчать о преступлениях против человечества в Центральной Азии, трусливо озираясь на «дядю Сэма», и на протяжении многих лет никак не могут поставить на место хлопкового наместника.


Тротуарная плитка, произведенная в концлагере близ Карши, фото из личного архива автора

Лишь иногда, можно слышать осторожную критику со стороны России, но и там знают меру, Узбекистан остается основным поставщиком хлопка, газа, золота, урана и ссориться с Ташкентом, значит остановить многочисленные заводы и фабрики легкой промышленности, завязанные на узбекском «белом золоте» и поэтому можно даже судьбой соотечественников пожертвовать, пусть даже этнических русских будут резать и убивать.

Следуя утверждениям ныне покойного Бориса Немцова, начале 2000-х годов Путин заключил договор с Туркменбаши, — «Русские взамен на газ», что развязывало руки Туркменистану и этнических русских, вполне официально стали выселять из законного жилья в центре Ашхабада и селить в резервациях, которые тут же были прозваны «русские гетто». Русские в Туркмении, были достаточно зажиточные люди и имели шикарное жилье, машины и прочие ценности, которое у них отобрали. В те времена покинуть страну было почти невозможно, так же как нереально выехать из Северной Кореи. Ты хоть раз слышал критику России за дискриминацию соотечественников? Нет?! Так ее и не было, потому что газ, получаемый из Туркмении идет в Европу, а это очень большие деньги.

Как бы не старались Вован с Димоном, показать свою заботу о русских в Туркменистане или Узбекистане, а деньги решают всё. И откровенно говоря, им плевать, что сырье для российского легпрома, собрано детскими руками, было время, когда весь Мир отказался покупать футбольные мячи из Пакистана, потому что они были сделаны на фабрике, где частично использовался детский труд, то есть пакистанские дети — это дети в полном понимании этого слова. А дети из Узбекистана, это кто, недочеловеки что ли? В ООН об этом «не знают» им важнее другое, как скорее разворовать деньги выделенные для голодающей Африки. Об этом ты прочитаешь здесь и очень много.

Достаточно вспомнить коррупционный скандал с Коджо Аннаном, который на правах сына генсека ООН продавал за взятки выгодные контракты в Африку, но при этом программа борьбы с нищетой и голодом в Кыргызстане и Таджикистане, умышлено топилась в общем потоке бюрократии.

Копошить грязное белье ООН себе дороже, всяк кто осмелится поднимать эту тему, сразу получит обвинения в расизме. Удобная позиция не так ли?

Ответ на эти вопросы прост как банан без кожуры.

Во-первых, Ислам Каримов предстает перед мировым сообществом этаким борцом с международным терроризмом в Центральной Азии, осуждая политических оппонентов или просто недовольных за причастность к терроризму, при этом щедро раздавая им длительные тюремные сроки за хранения наркотиков и оружия.

Во-вторых, есть веские основания полагать, что между Узбекистаном и правительствами вышеуказанных стран, есть договоренность, официальный Ташкент, дает им пользование своими базами, а партнеры, кроме денег за аренду, не суют свой нос во внутренние дела и не вынимают вату из ушей, когда правозащитники сообщают о массовых нарушениях прав человека.

В-третьих, этим странам любой ценой нужен союзник в Центральной Азии, в том числе и для транспортировки афганского героина в Европу, а это большие деньги, а поэтому можно и нужно иногда зарывать глаза на крики о помощи из камер пыток. Кроме того окружая Россию поясом недружественных соседей, они имеют в официальном Ташкенте предсказуемого падишаха, пусть даже с задатками ишака, которого тянут за уши опытнее погонщики из-за окена. На такие «мелочи» не принято обращать внимание, важна цель, а пресловутые права человека всегда можно повернуть как оглобли, в том числе и против Каримова.

Есть вполне конкретные рекомендательные меры по исправлению этой ситуации, которые будут выгодны всем, кроме Ислама Каримова, нужно поставить Узбекистан в жесткие рамки санкций и прекратить всяческую поддержку, финансирование правящей элиты и не восстанавливать их до тех пор, пока в Узбекистане не появятся заметные улучшения в сфере прав человека, прекратятся репрессии и пытки, будет разрешена оппозиция и свобода слова, не на словах, а на деле. Данные меры имеют целый пакет рекомендаций, все заинтересованные субъекты могут их получить при желании.

Но на Востоке говорят, «нельзя телегу впереди лошади запрягать », так и невозможно объять необъятное, Ислам Каримов, хитрый лис. Взять хотя бы пример с расстрелом демонстрантов в Андижане в мае 2005 года, он мгновенно «забыл» все обиды и прибежал, в Москву и как говорят блатные «на цырлах» к Путину и убедил Владимир Владимировича встать на его сторону.

Но на заре «независимости» правительство Узбекистана, руководимое бывшим коммунистом Исламом Каримовым «навесило» на спецслужбы план проведения политических репрессий против оппозиции в республике, с целью подавить на корню всякое инакомыслие. Практикуя средневековые пытки, спецслужбы подавляли всякое бунтарство на корню, так как слухи о замученных на смерть и как правило невинных жертвах быстро распространялись в народе и холодили кровь даже у стойких духом людей. Особенно впечатлительные из уст в уста пересказывали ужасы об гомосексуальном изнасиловании арестованных, а также об изнасиловании, жен, матерей, дочерей на допросах, в присутствии мужчин, а учитывая, что Узбекистан все-таки где более 75 % мусульмане и всякая мысль о сексуальном насилии, а тем более о гомосексуальном, несовместима с жизнью, и эффект от таких слухов превосходил всякие ожидания следователей. Подозреваемые на допросах, «раскалывались» как пасхальные яйца о край стола и под страхом что его «посадят на бутылку» или «опустят» сознавались, даже в соучастии в убийстве царской семьи.

Таким образом, методом проб и ошибок, спецслужбами Узбекистана был разработан план политических репрессий и внедренный в несколько этапов.

«Первая волна» массовых репрессий, 1992 год , затронула духовенство и лидеров оппозиции, всех политических активных деятелей.

«Вторая волна» массовых репрессий, 1997 год , поглотила недовольных режимом, интеллигентов, бизнесменов, общественных деятелей. Под маховик которой попал и твой покорный слуга.

«Третья волна» массовых репрессий, 1999 год , самая крупная по масштабам, от нее пострадали в основном умеренные, т.е. мирные мусульмане.

«Четвертая волна» массовых репрессий, 2002 год , в основном коснулась, тех же мусульман и оппозицию, что была в подполье, еще журналисты и правозащитники.

«Пятая волна» массовых репрессий, 2004 год , адресная атака правительства на демократические проявления. Были открытые подавления недовольных в республике или появления оппозиции.

Какова тенденция этих мер и каковы цели политических репрессий в современном государстве?

А все просто, на воле невозможно собрать воедино большую команду для осуществления какой либо цели, например, на большой промышленной стройке или другом крупном промышленном объекте. На свободе, не будут вместе работать талантливый инженер и хороший прораб, чертежник и конструктор. А за решеткой все банально просто. Сначала человека помещают в откровенный ад, где чудовищные пытки, издевательства, глумления, и главное, к чему нельзя привыкнуть, это голод, как визитная карточка всех тюрем и концлагерей Узбекистана. К этому нельзя привыкнуть, о голоде можно говорить много и долго, но потом все это прекращается и человека измученного до безумия вдруг переводят в лагерь, где условия неволи кажутся ему уже райскими по сравнению с тем, что было раньше в тюрьме, на этапе предварительного следствия.

На свободе, конкуренция, интриги, скандалы, борьба за лидерство, за деньги и прочие блага. А что в концлагере или в ссылке? Инженеру, миску плова и чертежнику 50 грамм чая и все в порядке, а еще прорабу пачку сигарет и все трудятся не покладая рук. Так создавалось и строилось независимое государство Узбекистан. Это и есть одна из целей проведения массовых репрессий в этой стране, но основная мишень этих мероприятий, это политически активная оппозиция, то есть физическое истребление всех тех, кто представляет хоть малейшую опасность для действующей власти.

Если же советские зоны и тюрьмы были предназначены для использования труда заключенных во благо государства и перевоспитания уголовных элементов, то лагерная система современного Узбекистана, это механизм физического и морального уничтожения людей, полного разложения личности, а значит и деморализации общества путем устрашения неотвратимыми репрессиями, итогом которых будет неизбежная смерть от пыток или голода в тюрьме. Но были и некоторые исключения. Правящий режим понимал, что недопустимо уничтожать физически интеллектуальную элиту общества, но и выпускать их на свободу тоже было опасно, потому что на Востоке всегда говорили, – «Прощеный враг – никогда другом не станет ». Так их и держали, на достаточном удалении от крупных населенных пунктов и всякое нарушение ссыльными режима грозило им возвращением в концлагерь, где их неминуемо ждали пытки или смерть от непомерного принудительного труда.

Доходы некоторых регионов Узбекистана, до 50% составляли от деятельности располагавшихся в них концлагерях, поскольку заключенные были дешевой рабочей силой, где даже смертность узников была обычным производственным процессом. Труд в этих зонах организовывался гестаповским способом, где главными аргументами были голод и неотвратимые пытки и побои, в случае отказа от работы или невыполнения нормы, которая была чрезмерно завышенной и устанавливалась как условие получения и без того мизерной пайки.

Места для отбывания особых заключенных, окрещенные в народе «поселенки», быстро набрали популярность в виду своей доступности и облегченного режима содержания. Приговор для отправки на «поселение» почему то называли «химия», в прочем самих заключенных называли то «поселенщики», то «химики», то «условники», а то и просто «зеки».

Что такое «химия»? Действо это обрело название от словосочетания – «химичить», наверное, имелось в виду сговор с милицией для облегчения участи заключенных.

По сути, «поселение», это тоже одна из мер подавления классовых врагов правящим режимом, потому как жизнь любого человека, ничего не значила, о чем красноречиво говорит гробовое молчание нынешнего руководства ГУИН о жертвах карательной индустрии, как части системы современного Узбекистана. Смертность заключенных вроде как есть, есть и трупы, иногда даже выдаваемые родственникам. Как правило, это умершие от болезней или неоказания медицинской помощи, от пыток, самоубийств, голода, а также еще неведомо от чего, а вот статистики, вроде как нет. В поселке Газли, был случай, когда умер от кишечного заболевания парень 27 лет, Семен Савалиди, но докладывать в Ташкент об этом случае администрации поселка было равносильно, что навлечь на себя нежелательную проверку, а посему труп бросили под бульдозер, чтобы списать смерть на несчастный случай.

И не много истории, после развала Советского Союза, было такое время, больше похожее на эйфорию и анархию одновременно, когда старое государство уже было уничтожено, а новое еще не создано. Правительства многих государств «осиротевших» после уничтожения «монстра» СССР, толком не понимали, что же им теперь делать с советским наследством. Не исключение и Узбекистан, которому достались крупные промышленные гиганты, аграрная система и естественно так или иначе привязанная к ней система исполнения наказаний. Во время советской власти, по крайне мере, пост-сталинский период, тюремная система Узбекистана не имела карательной функции, а лишь выполняла решение суда по исполнению наказания.

Бывалые зеки, прошедшие эти зоны в хрущевский и брежневский периоды утверждают, что в 60-е, 70-е и 80-е годы прошлого века, даже воры в законе и авторитеты уголовного мира Советского Союза, давали большие взятки, чтобы попасть в зоны Карши, Навои, Чирчик, Зарафшан, Учкудук, Алмалык и прочие. На жаргоне эти зоны именовались «рай-зона» и подтверждение этому можно найти в рассказах бывалых уголовников. Еще бы! Умеренный климат, удаленность от Москвы, а значит от проверяющих органов, щедрая земля, воздух и восточный менталитет, где крали все, всегда и всё, было на руку ворам в законе. В отличие от лесоповалов в сибирской тайге или производственных зон в лесах Мордовии, зоны Узбекистана действительно выглядели привлекательными для элиты уголовного мира.

Но за прошедшее время тюремная система претерпела серьезные изменения. Точнее сказать, была реанимирована сталинская машина лагерей и репрессий, доставшаяся Узбекистану от Советской Власти. Молодому и независимому государству надо было, решить две важные задачи, избавиться от внутренних врагов и развивать экономику страны. Благо тюремная и лагерная системы были живы, оставалось лишь запустить механизм массовых репрессий. Причины для этого были более чем обоснованные, борьба с терроризмом, наркотрафиком, организованная преступность и т.д.

Более того, правящий режим стал привлекать на свою сторону криминальный мир, потому как они были удобным инструментом в борьбе с оппозицией и духовенством внутри тюремной системы. Воры и бандиты, были близки по социальной лестнице к некоторым членам правящего режима. Хотя и «братва» тоже подвергалась жесткой обструкции со стороны новой власти, большая часть лидеров преступного мира была либо изгнана из Узбекистана, либо уничтожена, но были и те, кто пошел рука об руку с Мустаккиличной властью.

Ярчайшие представители этого класса приспособленцев в Узбекистане являются бывшие авторитеты преступного мира, а ныне серьезные предприниматели и меценаты, Гафур Рахимов по прозвищу «Гофур» и Салим Абдувалиев по прозвищу «Салим». В середине 90-х в Узбекистане «Салимовские» и «Гафуровские» бригады наводили ужас на всякого в Узбекистане, их побаивались даже менты, а единственные кто мог им противостоять, это «афганцы», которые со смаком разбивали головы бойцам и бригадирам обоих рэкетирских бригад в Ташкенте.

Но мы отвлеклись.

В местах лишения свободы, тоже были люди Салима и Гафура и это выгодно всем. Огромная армия заключенных нуждалась во внутренних командирах, эту функцию легко выполняли «смотрящие», проще говоря, уголовники с опытом прежних отсидок и имеющие некоторые лидерские задатки. Уголовники быстро приспособились к новым условиям, благо обстоятельства для сосуществования, двух, казалось бы противоречивых миров были достаточно взаимовыгодные. Они жили, помогая друг другу, как муравьи и тля. Ты знаешь, почему нельзя избавиться от мелких «сахарных» муравьев в саду? Одним из факторов их сожительства, является простой круговорот дерьма в природе, мураши оставляют на деревьях сладкую жидкость, а тля питается ею, оставляя после себя экскременты, вполне съедобные для муравьев. Так они и сосуществуют! А ты что не знал? Ну посмотри как ни будь во фруктовом саду. Так и менты, гадят, а ЭТО поедают блатные и наоборот!

Но случались и курьезы, когда в одну зону попадало два или три лидера одновременно, как не могут ужиться в берлоге два медведя, так и на зоне невозможно мирное сосуществование двух авторитетов.

Начинались внутренние войны, еще в сталинские времена прозванные «сучьи войны», 1947-53 годов, но в условиях Узбекистана, блатные в своих «разборках» больше походили на блох, которые спорят о том, кто же хозяин собаки на которой они сидят, о чем ты наверное читал в прошлых главах.

Но сама репрессивная система понимала, что нужно управление тюремным населением изнутри, для чего подбирались лишь те авторитеты, которые были «ручными», то есть подчинялись требованиям администрации лагерей. Проще говоря, система репрессий, породила новую систему внутри себя самой, причем, как и каждая копия, вновь созданная система была хуже оригинала.

Поселенки или колония-поселение, были вполне применимой альтернативой для всех, как для зеков, так и для власти, были те, кто давал немалые взятки, чтобы попасть на поселение, это лучше чем подыхать в лагерях Карши или Навои от голода и болезней.

Идеологические преступления, а проще говоря, преступления против действующей власти, впервые датируются в древнем Китае, примерно 2000 лет назад, когда людей судили только за тип мыслей, которые делились на степень тяжести, в зависимости от личности бунтаря, а потом бедолагу предавали публичной казни на площади. Если по-простому, то это были обычные политические репрессии, людей называли врагами, только за мысли, потому как голову, в которой селились нестандартные идеи, следовало отделить от туловища, посредством отсечения тяжеленным топором, лучшая гарантия от перхоти и что субъект уже никогда не станет на путь саботажа.

Через 2000 лет, нечто подобное стали использовать в Узбекистане, то есть людей судили, а иногда и казнили, за образ бунтарских мыслей, пусть даже и не высказанных и не осуществимых. Это называется статьи 157 и 159 Уголовного Кодекса Республики Узбекистан, о чем подробно изложено в Уголовном Кодексе Республики Узбекистан, в «ГЛАВЕ IX » в разделе «ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН » . Статьи 157 «Измена государству» и 159 «Посягательства на конституционный строй Республики Узбекистан», (кстати сказать, по которым в Узбекистане заочно осужден твой покорный слуга ) предусматривает до 20 лет лишения свободы, одна и до 20 лет другая, что в условиях современного Узбекистана равносильно смерти, только в отличие от древнего Китая, где смерть через отрубание головы была мгновенной, в Узбекских казематах, смерть будет мучительной и долгой. Ты мне не веришь? Уверяю тебя, что попади ты в руки, (не дай Бог конечно), в подвал МВД либо в ИВС ГУВД г.Ташкента, ты будешь молить всех известных тебе Богов о том, чтобы они даровали тебе смерть как награду в избавлении от мучений и пыток.

И наконец, немного юриспруденции, Узбекистан грубо нарушает , а именно,
статью 3 – « Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность»
статью 4 – « Никто не должен содержаться в рабстве или в подневольном состоянии»
статью 5 – « Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию»
статью 13 – « Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства»

Любопытно, знают ли ближайшие партнеры Узбекистана, об этом, хотя и многие страны Европы, также часто нарушают Всеобщую декларацию прав человека , а именно, статью 14 « Каждый человек имеет право искать убежища от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем. Это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления, или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций».

Как и в гитлеровской Германии и сталинском СССР, места поселения заключенных в Узбекистане, обычно располагаются в отдаленных от всякой цивилизации местах, работы тут никакой нет, основное население это немощные старики, женщины и дети, а также алкоголики и тунеядцы, не нашедшие себя в жизни. Работоспособное население бежит из этих мест в крупные города в поисках работы и лучшей жизни, но даже найдя работу и жилье в крупном городе, эти люди иногородние гастарбайтеры, а на местном диалекте «мардикёры», частенько становятся легкой добычей в руках не чистых на руку ментов. Зачастую их сажают в тюрьму, сначала за нарушение паспортного режима, а потом навешивают на них преступления, чтобы выполнить «план» спускаемый из МВД. Вот такой парадокс, по всей Европе люди перемещаются, живут и работают свободно, а в Узбекистане можно приехать из Самарканда в Ташкент и угодить в тюрьму за нарушение паспортного режима.

Народ Узбекистана остается жить в тюрьме, всякий городишко буквально окутан колючей проволокой и получается, что перемещаясь из одного города в другой можно попасть в неволю, потому что есть закон, запрещающий свободное перемещение граждан в пределах страны. Значит ли это, что весь Узбекистан, одна большая тюрьма?

Политические заключенные всегда были несомненной «элитой» этих мест всегда будут ярко выделяющиеся из серой массы зеков – поселенщиков, они не такие как все, они иные…

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.