Задания по русскому языку имя существительное. Занимательные игровые задания по русскому языку

Материал будет полезен для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Содержит задания творческого и поискового характера.

Просмотр содержимого документа
«Творческие задания для самостоятельной работы по теме "Имя существительное" 3 класс»

Тема: Имя существительное

Цель: расширить и обобщить знание о существительном как части речи, закрепить умения выделять существительные в тексте и правильно употреблять их в речи, определять лексическое и грамматическое значение существительных.

Развивать логическое мышление, смекалку, умение выделять лишнее, классифицировать, обобщать. Совершенствовать внимание, конструктивные умения, связную речь.

Друзья!

Страна Родная Речь приглашает вас в путешествие. Вы встретитесь с очень интересными словами – именами существительными. Выполнив задание этой программы, вы убедитесь, какая важная часть речи - существительное, потренируете свою память, наблюдательность, внимание и смекалку. Смело отправляйтесь в дорогу знаний! Желаю вам успехов!

Совенок Филя

Задание 1.

Прочитайте слова. Подумайте, на какие группы их можно разделить (поставьте вопросы к словам. Запишите слова в два столбика.

Хлеб, печенье, сахар, белка, дерево, бабочка, ветер, жираф, комбайн, дедушка, олень, ребенок, пенал, друг.

Как называются такие слова?

Задание 2.

Незнайка, Буратино и Карлсон выполняли такое же упражнение, как предыдущее. Все сказочные герои допустили по одной ошибке. Найдите ошибку в каждом столбике, с найденными словами составьте предложения и запишите их .

Тетрадь сказка врач

Пенал рассказ комбайн

Учитель библиотекарь вертолет

Линейка стих ракета

Учебник басня спутник

Задание 3.

Среди данных слов найдите и выпишите:

а) существительные;

б) однокоренные слова;

в) синонимы.

Известие, болезнь, звать, призывать, болеть, сообщение, вызов, больной зовут, название.

За дание 4.

Прочитайте предложение. Почему одно и то же слово в первом предложении написано с маленькой буквы, а во втором - с большой?

Ночью всю землю укрыл белый пушок. От радости Пушок прыгал и визжал.

Попробуйте сами составить подобное предложение со словом «звездочка».


Сделайте вывод и запишите его:

Имена собственные пишем с ___________ буквы, а нарицательные - с ____________ буквы.

Задание 5.

Подберите нарицательные существительные к группам собственных. С какой буквы вы их напишете?

Донецк, Горловка, Енакиево, Москва, Орёл - это… .

Н. Михалков, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов - это... .

Андрей, Николай, Ирина, Елена - это... .

Пушок, Мурка, Дружок, Орлик - это... .

Задание 6.

Догадайтесь, как можно разделить данные существительные на три группы.

Футбол, футболка, зайчонок, окно, лист, листья, шофер, ребенок, комбайн, аквариум, астра, черешня, сердце, телеграмма, лицо.

Запишите слова в три столбика, определив их род.

Задание 7.

а) подберите к данным словам однокоренные, но другого рода, обозначьте род в скобках, нарисуйте рисунки.

Ученик, гусь, футболист, еж, школа, машина, снежок, больница.

Образец: коза (ж.р.), козленок (с.р.).

б) запишите верное высказывание:

Существительные изменяются по родам.

Существительные имеют постоянный род.

Задание 8.

а) Прочитайте стихотворение. В каком числе стоят существительные? Выпишите только существительные во множественном числе, поставьте их в форму единственного числа.

ДЛЯ ЧЕГО РАСТУТ ЦВЕТЫ?

Для чего растут цветы?
Чтобы солнце было ближе.
И котёнок, что на крыше,
Не боялся высоты!
Для чего дожди идут?
Чтоб умылся дом под душем,
А мы бегали по лужам,
Ведь от этого растут!

В. Зайцев

Образец: Кусты - куст, деревья - дерево.

б) прочитайте существительные. Попробуйте изменить их по предыдущему образцу.

Молоко, санки, ножницы, телевидение, детвора, дрова, доброта.

Получилось ли у вас это? Почему? Сделайте вывод и запишите его:

Некоторые существительные употребляются только в форме ________________ числа или в форме ______________________ числа.

Составьте предложения со словами "санки" и "детвора". Обозначьте в скобках число существительных.

Задание 9

Составьте и запишите словосочетания со словом "белка". Выделите окончания существительных.

Прыгает (кто?)…; хвост (у кого?) у...; улыбнулся (кому?) ...; увидел (кого?) ...; наблюдал (за кем?) за...; шубка (на ком?) на… .

По собственному выбору составьте три предложения с этими словосочетаниями.

Задание 10.

Отгадай загадки, запиши отгадки к ним в алфавитном порядке, обозначь в скобках их род и число.

1) Отворилась тихо дверь,
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся мягкой лапкой.

2) Один льет, второй пьет, третий растет.

3) Зубов много, а не едят,

Все хватают, а себе ничего не оставляют.

Где пройдут - там чисто станет.

Кто его убьет, тот свою кровь прольет.


5) Стоит на дороге, всем мешает,

Кто идет, тот толкнет,

А с дороги никто не убирает.

6) Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.

7) Ну и капризный конь у Матвея:

Бегает быстро - стоять не умеет.

8) Два брата через гору живут,

А никогда друг к другу в гости не ходят.

Среди отгадок найдите и подчеркните существительное, которое нельзя изменить по числам. Есть ли у него род?

Вспомните и запишите еще несколько таких слов.

Задание 11.

Прочитайте существительные. Можно ли догадаться, из какого рассказа они «выпали»? Попробуйте восстановить рассказ, используя эти слова:

День, небо, ветер, тучи, капли, молния, гром, ливень.

В двух предложениях по выбору подчеркните подлежащее и сказуемое. Нарисуйте то, о чем вы рассказали.

Друзья!

Вы выполнили задания, связанные с существительными? Надеюсь, что вам удалось преодолеть все трудности, узнать больше об этой части речи.

До новых встреч!

Совенок Филя

Морфология. Имя существительное. 5класс.
«А»

1. Запишите существительные, распределяя их в 2 столбика.
Одушевлённые Неодушевлённые

Книга, планета, бабушка, шахтёр, журналист, профессия, кнопка, учёный, газета, учитель.

2. Выписать сущ. в 2 столбика: а) имена собственные, в) имена нарицательные.

Столица Казахстана – Астана. Самый красивый город в республике Алматы теперь называют «южной столицей». Над ним возвышаются горы Алатау. За горами расположено чудесное озеро Иссык – куль.

3. Запишите сущ., распределяя их по родам.

Женский род мужской род средний род сущ. общего рода

Земляника, месяц, стекло, забияка, осина, пшеница, восток, сердце, трамвай, ябеда, обжора, ужин, яблоко, утро, зерно, умница, недотрога, песок.

4. Определите склонение существительных.

Дорога, роща, речь, меч, счастье, детство, дядя, юноша, отец, ночь, печь.

5. Образуйте от существительных форму множественного числа.
Магнитофон, путешествие, парашют, спортсмен, профессия.

«В»
1. Перепишите, заключая в кавычки собственные наименования
Кинофильм Морозко, рассказ Чук и Гек, кинотеатр Байкал, журнал Костер, пьеса Снежная Королева.

2. Прочитайте ряды синонимов. Запишите их, распределяя по родам.
Дорога, путь, направление;
Штиль, затишье, тишь;
Вид, картина, зрелище;
Договор, соглашение, конвенция;

3. Укажите имена существительные общего рода. Запишите их.

«Ах ты, обжора! Ах, злодей!- тут Ваську повар укоряет, - не стыдно ль стен тебе…»
Почуя серого так близко забияку, псы залились в хлевах и рвутся вон на драку. Как ни полезна вещь, цены не зная ей, невежда про нее свой толк все к худу клонит. «А ведь, признайся, есть из кумушек моих таких кривляк пять-шесть…»

4. Запишите существительные, распределяя их в два столбика: 1) существительные, имеющие формы только множ. числа; 2) существительные, имеющие форму только единственного числа.

Крестьянство, чернила, очки, шахматы, листва, посуда, отвага, ворота, каникулы, сметана, сахар, мужество, ножницы, прятки.

1. Перепишите. Определите род существительных. Прилагательные в скобках напишите в нужной форме.

Имя (известный), фамилия (знакомый), деталь (запасной), снегирь (красногрудый), молодежь (современный), рысь (хищный), флигель (небольшой).

1. Перепишите, вставляя окончания глаголов и прилагательных по смыслу. Подчеркните слова общего рода.

Новоя ученица в классе оказал… больш… забиякой. Новый ученик оказал… больш… забиякой.
Антон никогда не был так… невеждой. Даша никогда не был… так… невеждой.

2. Выпишите существительное, от которых нельзя образовать форму множественного числа.

Молоко, металл, коллега, аллея, упорство, территория, исследование, сметана, мастер, родня, растение, посуда.
3. Запишите словосочетания в две колонки: 1) с О в окончании,2) с Е в окончании.

Светить свеч.., идти с поклаж.., укрыться плащ.., быть молодц.., прослыть удальц.., скакать зай ц.., окружить кольц.., вытирать полотенц.. .

Занимательный материал при изучении имени существительного 1. Стихотворение про существительное Всему название дано и зверю и предмету, Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету, И всё, что может видеть глаз, Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, Означено словами. Оно живет ведь в мире этом, Даёт название предметам. 2. Диалог про существительное - О какой части речи это стихотворение? - Что такое имя существительное? Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы Что? Кто?, обозначает предметы, события, явления природы. Имя существительное – важнейшая часть речи. Без него невозможно говорить ни о чем на свете, ни о тепле, ни о жизни. Каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Малыш произносит свое первое словоэто тоже имя существительное. 1. Конкурс “Что мы знаем об имени существительном” Имена существительные имеют мужской, женский и средний род. Бывают хитрые имена существительные – УМНИЦА, МОЛОДЕЦ, СИРОТА – они имеют общий род. Некоторые имена существительные можно отнести к имени существительному, как женского, так и мужского рода. Например: И ТИХАЯ ЛУНА.КАК ЛЕБЕДЬ ВЕЛИЧАВЫЙ. ПЛЫВЕТ В СЕРЕБРИСТЫХ ОБЛАКАХ.– здесь имя существительное ЛЕБЕДЬ – мужского рода, а у Александра Сергеевича Пушкина: ГЛЯДЬ. ПОВЕРХ ТЕКУЩИХ ВОД ЛЕБЕДЬ БЕЛАЯ ПЛЫВЕТ Имя существительное Лебедь – женского рода. - А сейчас внимание: перед вами слова, нужно определить их род. Команда “Друзья” Команда “Победа” Радио Шампунь Очередь Память Корень картофель пальто мозоль мысль рояль Имена существительные изменяются по числам. (нестандартная форма урока – деление на команды) - Посмотрите внимательно на доску. Команда ДРУЗЬЯ читает имена существительные в единственном числе, А команда ПОБЕДА эти же имена существительные читают во множественном числе, а потом наоборот -из множественного – в единственное число переводит команда ПОБЕДА. Команда “Друзья” Команда “Победа” Окно Конь Озеро Брат Дерево друзья облака дни колосья дворцы Учитель: Внимание! Какая команда назовет больше имен существительных, которые употребляются только во множественном числе. Команда, которая назовет больше слов, победит. Дети: Джинсы, очки, ножницы, вилы, весы, часы, деньги, обои, кудри, брюки, ворота, сливки, переговоры, дрова, грабли, каникулы выборы… Учитель: Сейчас я прочитаю отрывок из поэмы А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, а вы посчитайте сколько имен существительных в этом отрывке. Возок несется чрез ухабы, Мелькают мимо будки, бабы Мальчишки, лавки, фонари, Дворцы, сады, монастыри, Бухарцы, сани, огороды, Купцы, лачужки, мужики, Бульвары, башни, казаки, Аптеки, магазины, моды, Балконы, львы на воротах И стаи галок на крестах. Дети: Здесь 28 имен существительных Учитель: А как еще изменяются имена существительные? Дети: Имена существительные изменяются по падежам. Определите, какими частями речи являются подчеркнутые слова В полях, некошеных косой Все утро дождик лил косой. Дочь грома капля –егоза, Кончая свой высотный путь, Летела с круч, закрыв глаза, В лицо земли, боясь взглянуть, Скользнув с небесного стекла, В ладонь цветка она стекла. Дети: Косой – чем? Имя существительное Косой – какой? – имя прилагательное Стекла – с чего? Имя существительное Стекла – что сделала? глагол Наиболее ярко употребляются имена существительные в пословицах, поговорках, загадках. Из слов, записанных на доске, надо составить пословицы. Команда «Друзья» 1. Монастырь, не, уставом, в, ходят, чужой, со, своим. 2. Другому, яму, упадешь, не, сам, в, нее, рой. 3. Один, семь, отрежь, раз, примерь, раз. Команда «Победа» 1. Не, все, лес, волка, смотрит, как, корми, он, в. 2. Погонишься, за, ни, не, двумя, зайцами, одного, поймаешь. 3. Коню, не, в, даренному, зубы, смотрят. 2. Загадки Отгадайте загадку и определите часть речи. 1.Стоит дом. Кто в него войдет, тот ум приобретет. (Школа, сущ.) 2.Белый зайчик прыгает по черному полю, слезы проливает, дети считают и их стирают.(Мел, сущ.) Раскрыть скобки. 1.Язык (до) Киева (до) ведет. 2.Хорошее слово (до) сердца (до)йдет. За победу капитаны приносят своей команде 2очка. 5. «Слово-змейка» Например: салют-трава-арбуз-….. составить цепочку слов – предметов, существительных, как можно длиннее. 6. Сказка о одушевленных и неодушевленных существительных Такое удивительное Имя Существительное В Морфологическом царстве, в Частеречном государстве жили-были король Язык, королева Грамматика и прекрасная принцесса Морфология. Их царство было замечательным. На каждой улице цвели цветы: розы, нарциссы, тюльпаны и многие другие. Повсюду летали птицы, бабочки, водились и животные. В городе Морфологии есть 3 улицы. Первая – самая главная, Самостоятельная, вторая – Служебный переулок, третья – проезд Междометий. На первой улице жили Существительные, Глаголы, Числительные, Прилагательные, Наречия и Местоимения. В Служебном переулке – Союзы, Предлоги и Частицы. А в проезде Междометий обитали Ах, Ох, Ой, Ай, Ух и другие. Но вернемся к улице Самостоятельной. Самый интересный житель ее – Имя Существительное. Это было маленькие гномы. Их было полнымполно. Они слыли очень любопытными. Существительные везде бегали и спрашивали: «Кто? Что? Кто? Что?». У них имелось много настоящих друзей, которые помогали Существительным везде и всегда. А также там жили существа, которые всегда подлизывались, когда Существительным предлагали работу в предложениях. К верным друзьям относились одушевленные и неодушевленные особи. Одушевленные были важными господами, энергичными, веселыми, в ярких одёжках. Они постоянно играли важную роль. А неодушевленные ходили в темном и были мрачные. Еще находились там жители, имеющие нарицательные и собственные имена. Все Имена Существительные часто играли в слова. Нарицательные называли предметы, а собственные давали им имена. Все жители делились по родам: мужской, женский и средний. Они разделили город на три части и не хотели друг с другом дружить. Поэтому Существительные Белка, Солнце и Конь не могли подружиться. А еще в этом городе находился район Склонений. Склонения как знаки Зодиака: родился с окончанием -А, -Я – будешь 1-м склонением, родился с окончанием -О, -Е – будешь 2-м склонением, а родился с нулевым окончанием женского рода – будешь 3-м склонением. Жили в городе еще и эльфы. Это окончания единственного и множественного числа. Они прилетали и улетали в зависимости от падежей. Окончания очень любили пошутить, постоянно пристраиваясь к комунибудь или к чему-нибудь и видоизменяясь. И это всех очень веселило и развлекало. Вот такое оно удивительное, Имя Существительное.

Разноуровневые задания по теме: «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»

Собственные и нарицательные.

1 уровень .
Запиши слова в два столбика.
Чиж, Москва, город, дуб, Казахстан, Дарья, голубь, океан, река, Нина, лев, окно, Амур.


2 уровень.
Все существительные из предложений запишите в два столбика .
Борис Петрович Житков уходил на лодке далеко в море. Щенок Бим любит пить вкусное молоко.

3 уровень.
Составьте предложения и запишите их. Подчеркните имена собственные .
Бурёнка, на, паслась, корова, лугу. Кошки, были, Мурки, котята, у, Мурзик, и, Васька.
Орлика, пруду, к, ведёт, коня, Алёша. Живёт, Миша, деревне,у, в, Дубки, бабушки.

Род имен существительных.
1 уровень.
Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам. (мужской /женский/ средний)
Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.


2 уровень.
Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных .
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.


3 уровень .
Составьте рассказ, используя данные слова :
Утро, дождь, плащ, луч солнца, зонт, туча, лето.
Определите род всех имён существительных .

Число имён существительных .
1 уровень.
Запишите слова в два столбика . (единственное / множественное )
Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.

2 уровень.
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы. Укажите род и число существительных .

Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.

3 уровень.
Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.

Склонение имён существительных.
1 уровень.
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам .
Посеяла на грядке , шишки ёлки , пронёсся по степи , напиши бабушке , вечер за книгой , альбом подруги , протекает по равнине , был за школой , забыл о задаче .


2 уровень.
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.


3 уровень.
Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите падеж имён существительных .
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.

Падежные окончания имён существительных.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж . Выделите окончания.
О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… .


2 уровень .
Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите падеж и род. Выделите окончания.
В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .

3 уровень.
Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.
Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).

Множественное число (склонение).
1 уровень.
Просклоняй во множественном числе существительные :

бури, грибы.


2 уровень.
Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания, определите падежи имён существительных .
Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).


3 уровень.
Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падежи имён существительных.
Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег скопился … .
Деревья кажутся то …, то …, то … .
Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.

Обобщающий урок, проводится в форме лингвистической игры, предназначен для учащихся 5 класса. Лингвистический турнир позволяет в игровой форме повторить и систематизировать сведения об имени существительном как части речи, стимулировать творческую и познавательную активность учащихся, развивать коммуникативные навыки, критическое мышление, совершенствовать навыки работы в группе, навыки контроля и самоконтроля, учить правилам работы в команде, развивать интерес к предмету через ситуацию успеха.

Занятие включает в себя разные виды заданий: отгадывание загадок, составление "морфологического портрета" имени существительного, "аукцион" слов, решение лингвистических уравнений, "собери слова", "угадай слово". Кроме того, учащиеся готовят творческое представление команд в форме инсценировки, песни по теме занятия.

Цели урока: в игровой форме повторить и систематизировать сведения об имени существительном как части речи; стимулировать творческую и познавательную активность учащихся: развивать коммуникативные навыки, критическое мышление; совершенствовать навыки самостоятельной работы и работы в группах, навыки контроля и самоконтроля; учить правилам работы в группе, в команде; воспитывать культуру учебного труда, развивать интерес к предмету через ситуацию успеха.

Оборудование урока: экран, диапроектор, карточки с заданиями, призы победителям, «волшебный»пакет.

Ход урока
Вступительное слово учителя:
- Ребята, мы изучили большую и интересную тему «Имя существительное». Сегодня я предлагаю вам в игровой форме вспомнить всё, что мы узнали об этой удивительной части речи. Форма нашего урока - лингвистический турнир. Такая форма работы вам знакома. В этом году вы принимали участие в школьной олимпиаде по русскому языку, в Общероссийской олимпиаде «Русский медвежонок», в Международной олимпиаде и показали высокие результаты. Если вы по-настоящему заинтересуетесь лингвистикой, то в старших классах сможете участвовать в Ломоносовском турнире.

Вспомним, что обозначает слово «турнир».(Слайд №2)
Турнир (нем. яз.): 1. Военное состязание рыцарей в средневековой Западной Европе;2.Форма проведения личных или командных соревнований при числе участников больше двух.
- Обратите внимание на ключевые слова: личные или командные соревнования. Эти слова накладывают на вас определённую ответственность.

Чтобы исход турнира был успешным, надо знать и выполнять определённые правила. (слайд №3)

Правила лингвистического турнира.
1) Своей команде помогай,
Другим командам не мешай.
2) Настойчив будь, но не спеши.
Своим ответом не смеши.
3) Гордись успехами своими
И уважай успех других.
4) Не хвастайся сверх меры, не кричи -
Зазнайства это палачи!
Всё усвоили?
Вперёд,
Любознательный народ!
Будет турнир занимательный,
Слушайте задания внимательно,
А кто уснёт, -
Тот ни с чем и уйдёт!

1. Представление имени существительного командами (приложение №1)

  • «Разрешите представиться»(команда «АБВГДейка»)
  • «Капризная иностранка»(команда «Почемучки»)
  • «Удивительные существительные»(команда «Лингвистята»)

2. Разминка. (Отгадывание загадок.За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)
*** Лежал, лежал
Да в реку побежал. (Снег)
*** Не живое,
А на всех языках говорит. (Эхо)
*** День и ночь стучит оно,
Словно бы заведено.
Будет плохо,
Если вдруг прекратиться этот стук. (Сердце)
*** За тобою он плетётся,
Хоть на месте остаётся. (След)
*** Зверь я горбатый,
А нравлюсь ребятам. (Верблюд)
*** Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Пока он не пройдёт. (Дождь)
*** Круглые глаза мигают,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит в дупле погожим днём. (Сова)
*** И в дождь, и в зной
Надёжный друг
Укрыться нам поможет:
Протянет он десятки рук
И тысячи ладошек. (Дерево)
*** Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт -
В лесу подснежник расцветёт. (Весна)
*** Какое домашнее животное любит
Смотреть на новые ворота? (Баран)
*** Как называется глаз автомобиля? (Фара)
*** Как называется свежезамороженный дождь? (Град)
*** Как называется архитектурное строение пчёл? (Улей)
*** Кто такой лесной барабанщик? (Дятел)
*** Назовите продукт, который маслом не испортишь. (Каша)

3. Составление «морфологического портрета» имени существительного (каждая команда получает по 1 баллу за правильный ответ)

  • Дождь (нарицательное, мужской род, 2 склонение, единственное число, именительный падеж);
  • сова (нарицательное, одушевлённое, женский род, 1 склонение, единственное число, именительный падеж);
  • сердце (нарицательное, неодушевлённое, средний род, 2 склонение, единственное число, именительный падеж)

Вопрос учителя: - Почему вы не определили синтаксическую роль существительных?
(Чтобы определить синтаксическую роль имени существительного, надо ввести существительное в состав предложения)

4. «Аукцион» (слайд №2)
А) Знакомство с понятием.
Аукцион (лат.яз.) - способ продажи товаров, при котором товар приобретается тем лицом, который предложил за него наивысшую цену

Б) Задание командам: за одну минуту назвать:

  • ФИО известных писателей;
  • ФИО известных композиторов;
  • ФИО известных художников

(За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу)

5. «Бумеранг» (слайд №2)
А) Знакомство с понятием
Бумеранг (англ. яз.) - изогнутая деревянная метательная палица, которая, описав кривую, возвращается к метателю.

Б) Задание командам: подобрать прилагательные к существительным (выигрывает тот, кто последним назовёт прилагательное)

  • Жюри (строгое)
  • Кольраби (вкусная)
  • Шимпанзе (весёлый)
  • Рояль (чёрный)
  • Такси (новое)
  • Кофе (чёрный)
  • Кафе (красивое)
  • Мадам (пожилая)
  • Салями (свежая)
  • Тбилиси (красивый)
  • Тюль (новый)
  • Сухуми (замечательный)
  • Мозоль (шершавая)
  • Повидло (кислое)
  • «Юманите» (утренняя)
  • Миссисипи (широкая)

6. Решение лингвистических уравнений (по 2 для каждой команды)
1. Земля - земель
Туфля - Х

2. Ботинки - ботинок
Сапоги - Х

1. Директор - директора
Торт - Х

2. Носки - носков
Сапоги - Х

1. Плейер - плейеры
Профессор - Х

2. Ананасы - ананасов
Яблоки - Х

7. Подберите антонимы.
Злость (доброта)
Трусость (смелость)
Равнодушие (активность)
Лень (трудолюбие)
Лживость (честность)
Ссора (дружба)

8. Конкурс капитанов (по 3 балла за каждый правильный ответ)
1. «Молчанка». Показать существительное с помощью жестов (болельщики угадывают; карточки на выбор капитанов)

  • бутерброд
  • шпаргалка
  • комар

2. «Собери слова»
Совет- -щик-
Гон- -онок-
Медвеж- -чик-
Велосипед- -ик-
Хваст- -ун-
Нож- -ист-
Замоч- -ек-

3. Подберите существительные к словам:
Полоскать…
Поласкать…
Отварить…
Отворить…
Сидеть…
Седеть…

9. Задание для всех участников (проводится // с конкурсом капитанов): составить и записать как можно больше существительных из букв слова существительное.
(Существо, лещ, щель, вещь, ноль, твист, ус, стул, сон, нос, тон, лето, совет, лес, село, енот, олень, ствол, лов, вол, свист)

10. Конкурс эрудитов (участвует те учащиеся, кто набрал больше всего баллов) (слайд № 11)

  1. Что изменится в словах гвоздик, замок, если перенести ударение с первого слога на последний?
  2. Могут ли эти слова быть разными частями речи? Докажите свою точку зрения. Рой, вой, печь, пропасть, больной.
  3. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова.

Посадила мама в печь пироги с капустой печь.
Снежное покрывало всю землю покрывало.
Рыбаки ели сухой хлеб с ухой.

11. «Волшебный пакет». Отгадайте, что находится в пакете.
Этот предмет универсальный. Он даёт информацию о правописании, лексическом значении, правилах произношения существительных. Тем, кто забыл морфологические признаки имени существительного, этот предмет поможет их вспомнить. Этот предмет - наш друг и незаменимый помощник!
(Приложение к учебнику русского языка)

12. Подведение итогов. Награждение победителей.

Приложение №1
Представление командами имени существительного.
1) Команда «АБВГДейка» (Сценка)
Всем привет!

Разрешите представиться. Меня зовут Существительное. Учитывая моё имя, можно понять, что я самая существенная часть речи в русском языке. Я вполне самостоятельная и независимая и не нуждаюсь ни в чьей помощи. Я могу отвечать на вопросы кто? Что?, обозначаю предмет, явления природы, чувства и состояния человека. В предложении могу быть любым членом. У меня есть постоянные морфологические признаки: захочу - буду собственным или нарицательным, одушевлённым или неодушевлённым, мужского, женского или среднего рода! Есть у меня и склонение: 1, 2 и 3!

Но скажу откровенно: я бываю капризной и непредсказуемой, наверное, поэтому моя отличительная особенность - непостоянство. Я легко употребляюсь в единственном и множественном числе, а падежи меняю, как перчатки! Самоеприятное для меня - быть одушевлённым. Но, к сожалению, ко мне приклеиваются слова мертвец и покойник, а это так ужасно!

Отмечу без ложной скромности, что без меня вся наша жизнь была бы скучной и неинтересной. Представьте себе, что вы говорите: «Падают, жёлтые, красные…» Что падает? Кто жёлтый? Ничего не понятно! Другое дело предложение с моим участием: Падают на землю жёлтые и красные листья. Правда, так лучше?

А какие стихи пишут с моей помощью! Вспомним замечательное стихотворение А.Фета:
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
В этом стихотворении 23 существительных и ни одного глагола!
Относитесь ко мне с уважением, и я всегда буду дружить с вами!

2) Команда «Почемучки» (Инсценировка)
Капризная иностранка
Однажды в словарь русского языка прибыло Иностранное Слово. Наш язык всегда поддерживал дружеские отношения с другими языками, поэтому Иностранное Слово встретили очень любезно. Это слово оказалось Существительным, поэтому ему предложили на выбор любое склонение.
- Только сначала нужно выяснить, какого Вы рода,- объяснили ему.
- Пардон, - сказало Иностранное Существительное. - Я так давно езжу по всему миру, что совсем позабыло свой род.
- Но как же Вы тогда будете склоняться? - удивился Словарь.
- Склоняться? Перед кем склоняться? Я никогда ни перед кем не склоняюсь, я личность независимая и свободная.
- Позвольте, - возмутился Словарь. - Ведь существует обычное правило вежливости. Существительные склоняются в знак уважения к другим словам, с которыми они встречаются в тексте, а также в знак признания Единых Правил Грамматики.
- Мерси, - ответило Иностранное Существительное. Это не в моих правилах, меня это не касается.
- Тогда мы не сможем Вас принять, - сказали Существительные Первого и Второго склонения.
Существительные Третьего склонения ничего не сказали. Они были очень воспитанными и деликатными, потому что все принадлежали к женскому роду.

Так Иностранное Существительное поселилось в русском языке в качестве несклоняемого.

Но не может слово жить в тексте без общения с другими словами. Иностранному Существительному захотелось поближе познакомиться с Глаголами и Прилагательными. Познакомившись с ними, Иностранное Слово очень быстро убедилось, какие это простые, отзывчивые и воспитанные слова.

Ради Несклоняемого Существительного спрягались Глаголы, с ним согласовывались Прилагательные. Это было так приятно, что Иностранному Существительному стало стыдно капризничать.

Постепенно Иностранное Существительное нашло свой род и оценило его по-настоящему. В русском языке оно обрело родину, и сегодня иностранные слова кофе, такси, салями, рояль стали полноправными жителями русского языка. А капризное Иностранное Существительное стало вежливым и деликатным!

3) Команда «Лингвистята» (Песня)
Здравствуйте!
Мы разносклоняемые существительные! Нас целое племя: 10 существительных на -мя и существительное мужского рода путь. От всех остальных существительных мы отличаемся тем, что в родительном, дательном и предложном падежах мы склоняемся, как существительные 3 склонения и имеем окончание -и. А в творительном падеже у нас окончание -ем (ём), как у существительных 2 склонения. Мы весёлые, озорные, любим пофантазировать. Послушайте песню, которую мы сочинили про себя.
Есть история про племя.
Лишь весной наступит время,
Племя мирно сеет семя,
Хоть пахать и сеять - бремя.
У коровы полно вымя,
Папуаске нужно имя
Для сынишки сочинить
И корову подоить.
Но вожак наш - ногу в стремя,
Прилепив перо на темя,
Над собою поднял знамя,
Раздувает распри пламя:
Призывает всех опять
Не работать - воевать!
Но не хочет племя вновь
Проливать напрасно кровь,
Всем милее мирный путь…
Песню нашу не забудь!


Полный текст материала Лингвистический турнир по теме "Имя существительное"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.
Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.