14 крестовый поход. Причины крестовых походов

Крестовые походы – военно-колониальное
движение западно-европейских феодалов в
страны Восточного Средиземноморья в XIXIII веках (1096-1270гг).
Всего было совершено 8 походов:
Первый – 1096-1099 гг.
Второй – 1147-1149 гг.
Третий – 1189-1192 гг.
Четвертый – 1202-1204 гг.
Восьмой – 1270 год.
…….

Причины крестовых походов:
Желание римских пап распространить свою власть на
новые земли;
Желание светских и духовных феодалов приобрести
новые земли и увеличить свои доходы;
Стремление итальянских городов установить свой
контроль над торговлей в Средиземном море;
Стремление избавиться от рыцарей-разбойников;
Глубокие религиозные чувства крестоносцев.

Участники крестовых походов и их цели:
Участники
Цели
Результаты
Католическая Распространение влияния христианства на Авторитета
крестовые
церковь
Восток.
походы
церкви
не
Расширение
земельных
владений
и добавили.
увеличение числа налогоплательщиков.
Земли не получила.
Короли
Герцоги и
графы
Рыцари
Города
(Италия)
Купцы
Крестьяне
Поиски новых земель в целях расширения
королевского войска и влияния королевской Усилилась тяга к красивой
власти.
жизни и роскоши.
Обогащение
владений.
и
расширение
земельных Изменения в быту.
Включение в торговлю.
Заимствование восточных
изобретений и культур.
Поиски новых земель.
Многие погибли.
Земли не получили.
Установление контроля за торговлей в Оживление торговли и
Средиземном море.
установление
контроля
Интерес к торговле с Востоком.
Генуи и Венеции над
торговлей в Средиземном
море.
Поиски свободы и собственности.
Гибель людей.

I Крестовый поход (1096-1099 годы)
Участники- рыцари из Франции, Германии, Италии
1097 год – освободили г.Никею;
1098 год – захватили г.Эдессу;
1099 год – штурмом овладели Иерусалимом.
Было создано государство Триполи, княжество
Антиохское, графство Эдесское,Иерусалимское
королевство.
Постоянной военной силой, защищающей Святую
Землю, стали духовно-рыцарские ордена: Орден
Госпитальеров (рыцари Мальтийского креста) Орден

Значение Первого крестового похода:
Показал насколько влиятельной силой стала
католическая церковь.
Переместил огромную массу людей из Европы на
Ближний Восток.
Усиление феодального гнета местного населения.
На Востоке возникли новые христианские
государства, европейцы захватили новые владения
в Сирии и Палестине.

II Крестовый поход (1147-1149 годы)
Причины - борьба покоренных народов.
Поход возглавил Людовик VII Французский и
германский император Конрад III.
Поход на Эдессу и Дамаск.
Полная неудача крестоносцев.

III Крестовый поход (1189-1192 годы)
Мусульмане создали сильное государство во главе с
египетским султаном Саладином.
Он нанес поражение крестоносцам около Тивериадского
озера, затем в 1187 году изгнал их из Иерусалима.
Цель похода: вернуть Иерусалим.
Возглавляли три государя: германский император Фридрих
I Барбаросса, французский король Филипп II Август и
английский король Ричард Львиное Сердце.
Поход успеха не имел.

Причины поражения Третьего крестового
похода:
смерть Фридриха Барбаросса;
ссора Филиппа II и Ричарда Львиное Сердце,
уход Филиппа в разгар сражения;
недостаточно сил;
нет единого плана похода;
крепли силы мусульман;
нет единства среди государств крестоносцев в
Восточном Средиземноморье;
огромные жертвы и трудности походов, уже
нет столько желающих.

Наиболее трагичным в движении крестоносцев являлся
организованный
в 1212 году детский крестовый поход.

Число походов росло, но все меньше участников они
собирали. И самое главное, душевный глубокий подъем,
который владел первыми крестоносцами, исчез почти без
следа. Конечно,
были и те, кто жертвовал жизнью за дело
веры. Таков, например, вождь двух последних походов,
французский король Людовик IX Святой. Но, даже рыцари с
прохладцей откликались на призывы папы.
Наступил день, когда с разочарованием и горечью было
произнесено: «Нам час пришёл – за ратью рать – Святую
землю покидать!» В 1291 году последняя крепость
крестоносцев на Востоке пала. Это был конец эпохи крестовых
походов.

Крестовые походы – вооруженное движение народов христианского Запада на мусульманский Восток, выразившееся в целом ряде походов в продолжение двух столетий (с конца XI до конца XIII) c целью завоевания Палестины и освобождения Гроба Господня из рук неверных; оно является могущественной реакцией христианства против усилившейся в то время власти ислама (при халифах) и грандиозной попыткой не только завладеть некогда христианскими областями, но и вообще широко раздвинуть пределы господства креста, этого символа христианской идеи. Участники этих походов, крестоносцы, носили на правом плече красное изображение креста с изречением из Святого Писания (Лук. 14, 27), благодаря чему и походы получили название крестовых.

Причины крестовых походов (кратко)

Выступление в было назначено на 15 августа 1096 года, Но раньше чем приготовления к нему были окончены, толпы простого народа, под предводительством Петра Пустынника и французского рыцаря Вальтера Голяка, отправились в поход через Германию и Венгрию без денег и запасов. Предаваясь по пути грабежу и всякого рода бесчинствам, они были отчасти истреблены венграми и болгарами, отчасти достигли греческой империи. Византийский император Алексей Комнин поспешил переправить их через Босфор в Азию, где они окончательно были перебиты турками в битве при Никее (октябрь 1096 г.). За первой беспорядочной толпой последовали другие: так, 15.000 немцев и лотарингцев, под предводительством священника Готшалька, отправились через Венгрию и, занявшись в прирейнских и придунайских городах избиением евреев, подверглись истреблению со стороны венгров.

Крестоносцы отправляются в первый крестовый поход. Миниатюра из рукописи Гийома Тирского, XIII в.

Настоящее ополчение выступило в Первый крестовый поход только осенью 1096 г., в виде 300.000 хорошо вооруженных и превосходно дисциплинированных воинов, под предводительством самых доблестных и знатных рыцарей того времени: рядом с Готфридом Бульонским , герцогом Лотарингским, главным предводителем, и его братьями Балдуином и Евстафием (Эсташем), блистали; граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, герцог Роберт Нормандский (брат английского короля), граф Роберт Фландрский, Раймунд Тулузский и Стефан Шартрский, Боэмунд, князь Тарентский, Танкред Апулийский и другие. В качестве папского наместника и легата войско сопровождал епископ Адемар Монтейльский.

Участники Первого крестового похода прибыли различными путями в Константинополь, где греческий император Алексей вынудил у них ленную присягу и обещание признать его феодальным сеньором будущих завоеваний. В начале июня 1097 войско крестоносцев появилось пред Никеей, столицей сельджукского султана, и после взятия последней подвергалось чрезвычайным трудностям и лишениям. Тем не менее, им были взяты Антиохия, Эдесса (1098) и, наконец, 15-го июня 1099, Иерусалим , бывший в то время в руках египетского султана, безуспешно пытавшегося восстановить свое могущество и разбитого наголову при Аскалоне .

Взятие Иерусалима крестоносцами в 1099. Миниатюра XIV или XV вв.

Под влиянием известия о завоевании Палестины в 1101 г. двинулось в Малую Азию новое войско крестоносцев под предводительством герцога Вельфа Баварского из Германии и два других, из Италии и Франции, составившие в общей сложности армию в 260.000 человек и истребленные сельджуками.

Второй крестовый поход (кратко)

Второй крестовый поход – кратко , Бернард Клервоский – краткая биография

В 1144 году Эдесса была отнята турками, после чего папа Евгений III объявил Второй крестовый поход (1147–1149), освобождая всех крестоносцев не только от их грехов, но вместе с тем и от обязанностей относительно их ленных господ. Мечтательный проповедник Бернард Клервоский сумел, благодаря своему неотразимому красноречию, привлечь ко Второму крестовому походу короля французского Людовика VII и императора Конрада III Гогенштауфена. Два войска, составлявшие в общей сложности, по уверениям западных хронистов, около 140.000 латных всадников и миллион пехотинцев, выступили в 1147 г. и направились через Венгрию и Константинополь и Малую Азию, Вследствие недостатка продовольствия, болезней в войсках и после нескольких крупных поражений план отвоевания Эдессы был оставлен, а попытка нападения на Дамаск не удалась. Оба государя возвратились в свои владения, и Второй крестовый поход окончился полным неуспехом

Государства крестоносцев на Востоке

Третий крестовый поход (кратко)

Поводом к Третьему крестовому походу (1189–1192) послужило завоевание Иерусалима 2 октября 1187 могущественным египетским султаном Саладином (см. статью Захват Иерусалима Саладином). В этом походе участвовали три европейских государя: император Фридрих I Барбаросса , французский король Филипп II Август и английский Ричард Львиное Сердце . Первым выступил в Третий крестовый поход Фридрих, войско которого по пути возросло до 100.000 человек; он избрал путь вдоль Дуная, по дороге должен был преодолевать происки недоверчивого греческого императора Исаака Ангела, которого только взятие Адрианополя побудило дать свободный проход крестоносцам и помочь им переправиться в Малую Азию. Здесь Фридрих разбил в двух сражениях турецкие войска, но вскоре после этого утонул при переправе через реку Каликадн (Салеф). Сын его, Фридрих, повел войско далее чрез Антиохию к Акке, где нашел других крестоносцев, но вскоре умер. Город Акка в 1191 сдался на капитуляцию французскому и английскому королям, но открывшиеся между ними раздоры принудили французского короля вернуться на родину. Ричард остался продолжать Третий крестовый поход, но, отчаявшись в надежде завоевать Иерусалим, в 1192 заключил с Саладином перемирие на три года и три месяца, по которому Иерусалим остался во владении султана, а христиане получили прибрежную полосу от Тира до Яффы, а также право свободного посещения Святого Гроба.

Фридрих Барбаросса - крестоносец

Четвертый крестовый поход (кратко)

Подробнее - см. в отдельных статьях Четвёртый крестовый поход , Четвертый крестовый поход – кратко и Взятие Константинополя крестоносцами

Четвертый крестовый поход (1202–1204) имел первоначально целью Египет, но участники его согласились оказать помощь изгнанному императору Исааку Ангелу в его стремлении снова взойти на византийский трон, что увенчалось успехом. Исаак вскоре умер, а крестоносцы, отклонившись от своей цели, продолжали войну и взяли Константинополь, после чего предводитель Четвертого крестового похода, граф Балдуин Фландрский, был избран императором новой Латинской империи, просуществовавшей, однако, только 57 лет (1204–1261).

Участники четвёртого крестового похода у Константинополя. Миниатюра к венецианской рукописи "Истории" Вильгардуэна, ок. 1330

Пятый крестовый поход (кратко)

Не принимая во внимание странного Крестового похода детей в 1212 году, вызванного желанием испытать действительность воли Божьей, Пятым крестовым походом можно назвать поход короля Андрея II Венгерского и герцога Леопольда VI Австрийского в Сирию (1217–1221). Вначале он шёл вяло, но после прибытия с Запада новых подкреплений крестоносцы двинулись в Египет и взяли ключ для доступа в эту страну с моря – город Дамиетту. Однако попытка захватить крупный египетский центр Мансуру успеха не дала. Рыцари ушли из Египта, и Пятый крестовый поход окончился восстановлением прежних границ.

Штурм крестоносцами Пятого похода башни Дамиетты. Художник Корнелис Клас ван Виринген, ок. 1625

Шестой крестовый поход (кратко)

Шестой крестовый поход (1228–1229) совершил германский император Фридрих II Гогенштауфен . За долгие отсрочки начала похода папа отлучил Фридриха от церкви (1227). На следующий год император всё же отправился на Восток. Пользуясь раздорами тамошних мусульманских владетелей, Фридрих завёл с египетским султаном аль-Камилем переговоры о мирном возвращении христианам Иерусалима. Чтобы поддержать свои требования угрозой, император и палестинские рыцари осадили и взяли Яффу. Угрожаемый ещё и султаном дамасксксим, аль-Камиль подписал с Фридрихом десятилетнее перемирие, вернув христианам Иерусалим и почти все земли, некогда отнятые у них Саладином. По окончании Шестого крестового похода Фридрих II короновался в Святой Земле иерусалимской короной.

Император Фридрих II и султан аль-Камиль. Миниатюра XIV века

Нарушение перемирия некоторыми пилигримами повело через несколько лет к возобновлению борьбы за Иерусалим и к окончательной его потере христианами в 1244 г. Иерусалим отняло у крестоносцев тюркское племя хорезмийцев, вытесненное из прикаспийских областей монголами во время движения последних на Европу.

Седьмой крестовый поход (кратко)

Падение Иерусалима вызвало Седьмой крестовый поход (1248–1254) Людовика IX французского , давшего во время тяжкой болезни обет сражаться за Гроб Господень. В августе 1248 французские крестоносцы отплыли на Восток и провели зиму на Кипре. Весной 1249 армия Людовика Святого высадилась в дельте Нила. Вследствие нерешительности египетского полководца Фахреддина она почти без труда взяла Дамиетту. Задержавшись там на несколько месяцев в ожидании подкреплений, крестоносцы в конце года двинулись на Каир. Но у города Мансуры путь им преградила сарацинская армия. После тяжких усилий участники Седьмого Крестового похода смогли переправиться через рукав Нила и даже на время ворваться в Мансуру, но мусульмане, воспользовавшись разделением христианских отрядов нанесли им большой урон.

Крестоносцам следовало отступать к Дамиетте, однако вследствие ложных понятий о рыцарской чести они не поспешили сделать это. Вскоре их окружили крупные сарацинские силы. Потеряв множество солдат от болезней и голода участники Седьмого Крестового похода (почти 20 тысяч человек) были вынуждены сдаться в плен. Ещё 30 тысяч их товарищей погибло. Христианские пленники (в том числе и сам король) были освобождены лишь за огромный выкуп. Дамиетту пришлось вернуть египтянам. Уплыв из Египта в Палестину, Людовик Святой ещё около 4 лет провёл в Акке, где занимался обеспечением христианских владений в Палестине, пока смерть его матери Бланки (регентши Франции) не отозвала его на родину.

Восьмой крестовый поход (кратко)

Вследствие полной безрезультатности Седьмого крестового похода и постоянных нападений на христиан Палестины нового египетского (мамлюкского) султана Бейбарса тот же король Франции Людовик IX Святой предпринял в 1270 году Восьмой (и последний) крестовый поход. Крестоносцы поначалу вновь думали высадиться в Египте, но брат Людовика, король Неаполя и Сицилии Карл Анжуйский , склонил их плыть в Тунис, который был важным торговым конкурентом Южной Италии. Выйдя на берег в Тунисе, французские участники Восьмого Крестового похода стали ждать прибытия войска Карла. В их тесном лагере началась чума, от которой умер сам Людовик Святой. Мор причинил армии крестоносцев такие потери, что приехавший вскоре после смерти брата Карл Анжу предпочёл прекратить поход на условиях выплаты правителем Туниса контрибуции и освобождения им христианских пленников.

Смерть Людовика Святого в Тунисе во время Восьмого Крестового похода. Художник Жан Фуке, ок. 1455-1465

Конец Крестовых походов

В 1286 отошла к Турции Антиохия, в 1289 г. – ливанский Триполи, а в 1291 – Акка, последнее крупное владение христиан в Палестине, после чего они вынуждены были отказаться и от остальных владений, и вся Святая Земля соединилась опять в руках магометан. Так окончились Крестовые походы, стоившие христианам стольких потерь и не достигшие первоначально намеченной цели.

Итоги и последствия крестовых походов (кратко)

Но они не остались без глубокого влияния на весь склад общественной и экономической жизни западноевропейских народов. Последствием Крестовых походов можно считать усиление власти и значения пап, как главных их зачинщиков, далее – возвышение королевской власти вследствие гибели многих феодалов, возникновение независимости городских общин, получивших, благодаря обнищанию дворянства, возможность покупать льготы у своих ленных владетелей; введение в Европе позаимствованных у восточных народов ремесел и искусств. Итогами Крестовых походов было увеличение на Западе класса свободных земледельцев, благодаря освобождению от крепостной зависимости участвовавших в походах крестьян. Крестовые походы содействовали успехам торговли, открыв ей новые пути на Восток; благоприятствовали развитию географических знаний; расширив сферу умственных и нравственных интересов, они обогатили поэзию новыми сюжетами. Ещё одним важным итогом Крестовых походов было выдвижение на историческую сцену светского рыцарского сословия , составившего облагораживающий элемент средневековой жизни; следствием их было также возникновение духовно-рыцарских орденов (Иоаннитов, Тамплиеров и Тевтонов), игравших немаловажную роль в истории. (Подробнее - см. в отдельных статьях

Участники Крестовых походов именовались крестоносцами.

Начало Крестовым похо-дам было положено в 1095 г., когда папа Урбан II на церковном со-боре в южнофранцузском городе Клермоне призвал всех правовер-ных христиан отправиться в Палестину и освободить «гроб Госпо-день» из рук мусульман. Призыв Папы нашёл немедленный отклик в душах людей , но, кроме искреннего религиозного порыва, мож-но обнаружить и ряд причин социального характера, способство-вавших началу массового движения за освобождение «гроба Господ-ня».

В XI в. в Европе утверждается право майората, согласно кото-рому феод наследовался только старшим сыном феодального сеньора, младшие же сыновья были вынуждены искать себе доход путём службы при дворе более могущественных сеньоров или ко-роля. Поэтому для них Крестовый поход казался реальной возмож-ностью получить доходное земельное владение на Востоке.

Для об-нищавших крестьян Крестовый поход представлялся средством улучшения своего материального положения, приобретения зем-ли, свободной от власти сеньора.

Отправиться на Восток побужда-ло обещание Папы простить всем участникам Крестового похода их грехи и долги перед церковью.

Само папство рассматривало крестоносное движение как возможность усиления своего автори-тета, что было особенно актуально в эпоху борьбы за инвеституру с императорами Священной Римской империи .

Наиболее успешным стал Первый крестовый поход (1096—1099 гг.) , в ходе которого у сельджуков был отвоёван ряд террито-рий на Ближнем Востоке, в том числе и город Иерусалим. Успех крестоносцев был во многом определён разрозненностью действий мусульманских государств против европейцев.

На отвоёванных территориях было создано четыре христиан-ских государства (Иерусалимское королевство, Эдесское графство, княжество Антиохия и графство Триполи), в которые была перене-сена господствовавшая в Западной Европе феодальная система. Все прочие Крестовые походы, по сути, представляли собой лишь по-пытки удержать завоёванные территории, но выполнить эту задачу крестоносцам не удалось. К концу XIII в. европейцы утратили все свои владения на Ближнем Востоке.

Крестовые походы на Восток явились наиболее общим и продол-жительным проявлением крестоносного движения. Однако соверша-лись они и в других направлениях.

Крестовые походы в Прибалти-ку

В на-чале XIII в. центром альбигойской ереси стала Тулуза, а тулузский граф даже покро-вительствовал еретикам. Против альби-гойцев было организовано несколько Крестовых походов. В 1226 г. французский король Людовик VIII во главе крестоносного войска покорил Тулузское графство, которое было включено в состав коро-левского домена. Стремясь больше не допустить столь масштабного и глубокого распространения еретических учений, католическая церковь в XIII в. учредила инквизицию — специальный орган, ос-новной функцией которого было выявление и искоренение ересей.

Крестовые походы на Восток имели серьёзные последствия для европейцев: знакомство с восточной культурой , приобщение евро-пейских сеньоров к восточной роскоши, расширение рациона пи-тания, приобретение новых географических знаний и др.

Крестовые походы: хронология, суть, участники, ход событий и результаты.

Крестовые походы – серия нескольких военных походов, носивших религиозный характер, направленных против мусульман Ближнего Востока, и произошедших в XI-XIII веках. Вся суть крестовых походов состояла в освобождении от неверных святого города – Иерусалима.
На самом же деле, освобождение Иерусалима – это лишь прикрытие римскими папами настоящей цели походов, которая состояла в завоевании новых земель для церкви, прихожан, а значит и денег.

Предпосылки крестовых походов

Христианский мир в конце XI века просто загнивал и народ искал пути искупления своих грехов. Сама идея пойти воевать во имя церкви и Господа давали им эту надежду на искупление. Убить неверного, освободить святой город – вот цели к спасению. Так считали каждый простолюдин и дворянин католического мира.
Реальной предпосылкой к началу походов стала тяжелая ситуация Константинополя, когда мусульмане взяли в осаду город, а император Византии умолял начать крестовые походы против неверных.
В 1095 году папа Урбан объявил, что святое воинство начинает святой поход в Палестину, дабы уничтожить мусульман и навсегда изгнать их Ближнего Востока.

Хронология событий и ход крестовых походов

Первый святой поход был начат в 1096 году. В первом походе приняли участие значительные силы Франции, германские княжества, множество влиятельных графов небольших средневековых государств. Всего, армия крестоносцев насчитывала несколько десятков тысяч человек, большая часть которых – ополчение. Но войско крестоносцев не было единим, каждый граф, князь и феодал действовал в большей части раздельно, так как был уверен, что сам способен уничтожить мусульман и освободить святой город.
В 1097 году крестоносцы одержали первую победу, захватив город Никея и разбив войска султана Килидж-Арслана, путь в Малую Азию был открыт. На своем пути крестоносцы захватывали множество городов и основывали там свои королевства и графства: Эдесса, Антиохия, Иерусалимское королевство, графство Триполи. Поход сопровождался многочисленными спорами, крестоносцы завязывали скандалы за каждый взятый город.
В июле 1099 года общими усилиями крестоносцев был захвачен святой город. Захват города сопровождался чудовищной резней всего мусульманского населения, что вызвало чудовищную волну недовольства среди всего мусульманского мира.
В 1101 году в святую землю пришла новая волна крестоносцев. Византия тем временем начала отвоевывать свои территории, воспользовавшись слабостью мусульманского мира. На территории Сирии и Палестины возникли монашеские ордены: тамплиеры и госпитальеры, активно участвовавшие в войне против мусульман.
Второй крестовый поход начался спустя более чем сорок лет и продолжался два года (1147-1149). В этом походе крестоносцы не одержали успехов и оказались в трудном положении – они со всех сторон были окружены врагами, взятые в кольцо мусульманским миром.
В 1174 году пришел к власти гениальный мусульманский полководец Саладин, который поклялся вернуть святой город. В период меж вторым и третьим походом, Иерусалимом правил молодой король, который не смотря на смертельную болезнь смог придерживаться мира с мусульманами.
После смерти короля Балдуина, отношения между крестоносцами и мусульманами начали резко ухудшаться. В 1187 году Саладин разбил большое войско крестоносцев и нанес им сокрушительное поражение. За этой победой последовал захват многих городов, ранее контролируемых христианскими королевствами. 2 октября этого же года Саладин захватывает Иерусалим, но позволяет христианам мирно покинуть город.
Успехи Саладина спровоцировали Третий крестовый поход, датируемый 1189-1192 годами.
Император Священной Римской империи Фридрих Барбароса собрал огромную армию крестоносцев в 100 тыс. человек и повел на святую землю. Но во время перехода одной из бурных рек, император утопился, а большая часть его армии вернулась домой.
Вскоре в святую землю прибыли войска Англии и Франции, в том числе и сам Ричард Львиное Сердце. Армия крестоносцев смогла взять Акру после двухлетней осады и нанесла несколько поражений армии Саладина, однако святой город отвоевать не удалось. 1193 год стал радостным для всего христианского мира – Саладин умер.
Четвертый крестовый поход нанес больше вреда, нежели пользы. В его ходе был захвачен и разграблен крестоносцами Константинополь, а Византия существенно утратила свою силу.
Пятый крестовый поход (1217-1221) также закончился полной неудачей, крестоносцы получили ряд поражений и полностью потеряли Египет.
Шестой крестовый поход (1228-1229) уже с самого начала был провальным, так как крестоносцы опять действовали разрознено, что и стало главной причиной их поражения в святой земле. Тогда как мусульмане действовали сообща, не игнорируя реальную угрозу в виде войска крестоносцев. Христиане потеряли множество город, а сам Иерусалим уже больше никогда не попадал в руки христиан, уход крестоносцев со святой земли стал лишь вопросом времени.
Французский король Людовик IX в ходе Седьмого крестового похода (1248-1254) пытался вернуть инициативу христианам, но и он потерпел сокрушительное поражение, попав при всем этом в плен. Его армия была растерзана голодом и язвой, а армия мусульман закончила дело.
Восьмой крестовый поход (1270-1272), как и предыдущие закончился провалом. Ситуацию усугубляли монголы и черная смерть. У крестоносцев больше не было большой армии, дабы удержать последнее графство Триполи.
Таким образом, крестовые походы закончились полным поражением для христианского мира и пирровой победой для мусульман. В ходе войн обе стороны потеряли множество людей и мирное население. Крестовые походы послужили для Европы как катализатор к новым научным открытиям, появился интерес к восточной культуре.
Главной причиной поражения крестоносцев, следует считать их раздробленность, ведь они не действовали как единая боевая машина, а лишь ссорились и спорили, кто из них одержал победу и захватил тот или иной город. И как видим, такой подход не смог сломить мусульманский мир.

Что такое крестовые походы? Это военные компании, в которых участвовали крестоносцы, а их инициаторами всегда являлись папы римские. Однако сам термин «крестовый поход» разными учёными трактуется по-разному. Существуют 4 точки зрения на данное историческое явление:

1. Традиционное представление, подразумевающее военные действия в Палестине. Их цель заключалась в освобождении Иерусалима и Храма Гроба Господня от мусульман. Это длинный исторический период с 1095 по 1291 годы.

2. Любая военная компания, санкционированная папой римским. То есть если есть санкция понтифика, то, значит, это крестовый поход. Сами же причины и географическое положение никакого значения не имеют. Сюда относятся и походы в Святую Землю, и походы против еретиков, а также политические и территориальные разногласия между христианскими странами и монархами.

3. Любая война в защиту христианской веры, связанная с латинской (католической) церковью.

4. Самое узкое понятие. Оно включает в себя лишь начало религиозного пыла. Это Первый крестовый поход в Святую Землю, а также походы простолюдинов и детей (Детский крестовый поход). Все остальные военные компании уже не считаются крестовыми походами, так как являются лишь продолжением первоначального порыва.

Крестовые походы в Святую Землю

Эти походы разбиты историками на 9 отдельных военных компаний от Первого крестового похода (1096-1099) до Девятого крестового похода (1271-1272). Однако данное деление не совсем соответствует истине. Пятый и шестой походы можно было бы считать одной военной компанией, так как в них вначале косвенно, а затем и непосредственно принимал участие германский император Фридрих II. То же самое можно сказать о Восьмом и Девятом крестовых походах: Девятый являлся продолжением Восьмого.

Причины крестовых походов

Паломники посещали Гроб Господний в Палестине на протяжении многих веков. Мусульмане при этом не чинили никакие препятствия христианам. Но 24 ноября 1095 года римский папа Урбан II в городе Клермоне (Франция) произнёс проповедь, в которой призвал христиан силой освободить Гроб Господний. Слова понтифика произвели на людей огромное впечатление. Все закричали: «Так хочет Бог» и пошли в Святую Землю.

Первый крестовый поход (1096-1099)

Состоял этот поход из двух волн. Вначале в Святую Землю пошли толпы плохо вооружённых простолюдинов, а уже за ними двинулись хорошо экипированные отряды профессиональных рыцарей. Путь и первых, и вторых шёл через Константинополь в Малую Азию. Первую волну всю уничтожили мусульмане. Обратно в столицу Византийской империи вернулись лишь единицы. А вот отряды под командованием герцогов и графов достигли больших успехов.

Второй крестовый поход (1147-1149)

По прошествию времени владения христиан в Палестине заметно уменьшились. В 1144 году эмиром Мосула была захвачена Эдесса, а также большая часть земель Эдесского графства (одно из государств крестоносцев). Это стало причиной Второго крестового похода. Возглавили его французский король Людовик VII и германский император Конрад III. Они вновь пошли через Константинополь и испытали много невзгод от алчности греков.

Третий крестовый поход (1189-1192)

Султан Саладин 2 октября 1187 года захватил Иерусалим, и Иерусалимское королевство осталось без столицы. После этого римский папа Григорий VIII объявил Третий крестовый поход. Возглавили его король Англии Ричард Львиное Сердце, король Франции Филипп II и германский император Фридрих I Барбаросса (Рыжебородый).

Первым начал поход Барбаросса. Он двинулся со своим войском через Малую Азию и одержал несколько побед над мусульманами. Однако при переправе через горную речку утонул. После его гибели большая часть германских крестоносцев повернула назад, а оставшиеся воины Христа продолжили поход под командованием герцога Фридриха Швабского (сын погибшего императора). Но этих сил было мало, и они не сыграли никой решающей роли в данной военной компании.

Четвёртый крестовый поход (1202-1204)

Пятый крестовый поход (1217-1221)

Иерусалим оставался в руках мусульман, и римский папа Гонорий III провозгласил Пятый крестовый поход. Возглавил его венгерский король Андраш II. Вместе с ним крест возложили на себя австрийский герцог Леопольд Славный и голландский граф Виллем. Венгерские крестоносцы первыми прибыли в Палестину, но их военные действия никак не изменили существующую политическую обстановку. Поняв бесплодность своих попыток, Андраш II отбыл на родину.

Шестой крестовый поход (1228-1229)

Этот крестовый поход назвали «походом без похода», а возглавившего его германского императора Фридриха II «крестоносцем без креста». Император был человеком высокообразованным и сумел без военных действий, а лишь путём переговоров вернуть Иерусалим христианам. Он даже провозгласил себя королём Иерусалимского королевства, но не был утверждён ни римским папой, ни собранием знатных феодалов королевства.

Седьмой крестовый поход (1248-1254)

В июле 1244 года мусульмане вновь захватили Иерусалим. В этот раз освобождать святой город вызвался французский король Людовик IX Святой. Во главе крестоносцев он, как и его предшественники, отправился в Египет в дельту Нила. Его войско захватило Дамиетту, а вот наступление на Каир закончилось полным крахом. В апреле 1250 года крестоносцы были разбиты мамлюками, а сам французский король попал в плен. Однако уже через месяц монарха выкупили, заплатив за него огромные деньги.

Восьмой крестовый поход (1270)

Этот поход вновь возглавил Людовик IX, жаждущий реванша. Но со своим войском отправился он не в Египет или Палестину, а в Тунис. На африканском берегу крестоносцы высадились возле древних развалин Карфагена и разбили военный лагерь. Воины Христа хорошо его укрепили и стали ждать союзников. Но стояло жаркое лето, и в лагере вспыхнула эпидемия дизентерии. Французский монарх заболел и скончался 25 августа 1270 года.

Девятый крестовый поход (1271-1272)

Что касается Девятого крестового похода, то он считается последним. Организовал и возглавил его английский наследный принц Эдуард. Он никак не проявил себя на землях Туниса, а поэтому решил прославить своё имя в Палестине. Никто не оказал ему помощи и поддержки, но принц решил полагаться больше на дипломатию, чем на военную силу.

Крестовые походы против еретиков

Помимо военных компаний против иноверцев били организованы аналогичные компании и против христиан, попавших в разряд еретиков. Вина этих людей заключалась в том, что их религиозные взгляды не совпадали с официальными догмами католической церкви. Тут уже крестоносцам не нужно было совершать трудные, полные лишений походы в далёкие азиатские земли. Еретики жили в Европе под боком, а поэтому оставалось только безжалостно их уничтожать, не тратя силы и энергию на длительные переходы. Инициировали крестовые походы против еретиков тоже папы римские при полной поддержке своей паствы.

Альбигойский крестовый поход (1209-1229)

В XI веке на юге Франции в Лангедоке большим авторитетом начало пользоваться дуалистическое учение, известное под названием катаризм. Его носители катары проповедовали концепции, кардинально расходящиеся с традиционно христианскими. Очень скоро этим людям навесили ярлык еретиков, а в 1209 году римский папа Иннокентий III объявил против них Альбигойский крестовый поход, так как катаров ещё называли альбигойцами. Название произошло от города Альби, считавшегося центром катаризма.

Крестовые походы против гуситов (1420-1434)

В Чехии в 1419 году начались волнения, которые спровоцировали последователи Яна Гуса – гуситы. Они объявили римского папу антихристом и стали ратовать за новые религиозные обряды. Понтифик, германский император Сигизмунд и все немцы заявили, что это жуткая ересь. Против гуситов было организовано 5 крестовых походов, при этом погибла половина населения Чехии.

В противовес крестоносцам гуситы создали народное войско. Во главе него встал разорившийся рыцарь и опытный воин Ян Жижка. Он проявил настоящий полководческий талант и не потерпел ни одного поражения. Воины Христа вынуждены были призвать на борьбу с чешскими еретиками точно таких же чехов, но придерживающихся более умеренных взглядов. Их купили посулами и обещаниями, и в Чехии разразилась междоусобная война, результатом которой стало поражение гуситского движения.

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.