Почитание святителя феодорита. Большая биографическая энциклопедия - феодорит архиепископ рязанский Смотреть значение Феодорит, Архиепископ Рязанский в других словарях

Святитель Феодорит (1551-1617) св. архиепископ Рязанский и Муромский в 1605-1617. Происходил из знатной семьи. Принял монашество по благословению св. Патриарха Иова. В 1604 стал архимандритом рязанского Спасского монастыря. В 1605 рукоположен сщмуч. Гермогеном (будущим св. Патриархом, в то время Митрополитом Казанским) во Епископы Рязанские и Муромские. Возведен в сан Архиепископа. 8/21 мая 1605 принимал участие в браковенчании самозванца Лжедимитрия I с Мариной Мнишек. После разоблачения и низвержения самозванца участвовал в венчании на царство Царя Василия Шуйского. При помощи и покровительстве Царя воздвиг Успенский собор. В 1609 открыл мощи святителя Василия Рязанского и совершил их перенесение в новопостроенный Успенский собор. Особо чтил Феодотьевский образ Божией Матери и повелел сделать с него списки. Участник Великого Поместного Церковного и Земского Собора 1613 года. Именно св. архиепископ Феодорит в Неделю Православия, 21 февраля 1613 года, вопрошал народ с Лобного места о том, кого следует возвести на престол, и услышал в ответ общий голос – «Природного Царя Михаила Феодоровича!». Возглавил посольство Великого Собора, возвестившее Михаилу Феодоровичу Романову известие о его всенародном призвании на Царство и умолявшее принять это призвание. Вплоть до своей блаженной кончины являлся одним из сподвижников и духовных наставников первого Царя из Дома Романовых. Почил 10 сентября ст.ст. 1617 и был погребен в Архангельском соборе Рязанского Кремля. Ныне мощи почивают в рязанском Троицком соборе. Общецерковно почитается в Соборе Рязанских и Соборе Костромских святых. В Рязанской епархии, кроме того, установлено его особое местное почитание.

Дни памяти: 10/23 сентября (день преставления в 1617), 23 января/5 февраля (в Соборе Костромских святых), 10/23 июня (в Соборе Рязанских святых)

10/23 сентября. Иже во святых отца нашего Феодорита, Архиепископа Рязанскаго и Муромскаго

Тропарь, глас 5: Наставниче смирения и благочестия, правило веры и добродетели, Церкве светильниче, святителю Феодорите, паству свою благочестно упасл еси и ко Христу привел еси, темже венцем славы от Господа украшен, молися прилежно Царю Славы, да спасет души наша

Кондак, глас 5: Добрый кормчий быв кораблю Церкве Рязанския, молитвенниче о пастве своей неусыпный, храня дух веры в ней и благочестия, святыя мощи святителя Василия пренесл еси и чудотворный образ Богоматери Феодотьевския в годину напастей ей указал еси яко источник исцелений и неоскуднаго утешения, попечение о Земле Российстей творя, на Царство Русское ЦАРЯ МИХАИЛА воззвал еси. Святителю отче Феодорите, поминай нас, достойно чтущих святую память твою, да спасет Господь души наша.

Угодник Божий, святитель Феодорит, родился при царе Иоанне Грозном в 1551 году. О детстве его и родителях достоверных сведений не сохранилось. Существует лишь предание, что он происходил из знатного рода Шереметевых и имел поместья в Рязани.

В 90-е годы ХVI века он принял монашеский постриг в честь священномученика Феодорита Антиохийского, а затем и священнический сан. Благословил его на это патриарх Иов. Угодник Божий Феодорит неустанно трудился, молился и упражнялся в других иноческих подвигах.

Будучи в зрелом возрасте, он был избран на епископское служение, и в 1605 году митрополит Гермоген (будущий патриарх- священномученик) рукоположил священноинока Феодорита во епископа Рязанского и Муромского. В те времена это была обширная епархия. В ее состав входили, кроме Муромских и Рязанских земель, и части нынешних Липецкой, Воронежской, Тульской и Тамбовской епархий. Архипастырское служение святителя Феодорита началось в годину, когда русскому народу были опущены великие испытания: страна находилась во власти самозванца Лжедмитрия, предававшего ее в руки врагов. Поляки и казаки жгли города и села, грабили народ. Тогда же, промыслом Божиим, явились и могучие духом люди. Многие из них принадлежали к духовному сословию. Одним из таких молитвенников и печальников за землю Русскую был святитель Феодорит. Он заботился о спасении рязанцев как от внешних, так и от внутренних врагов, усмиряя мятежи, готовые вспыхнуть в городе. Благородный облик пастыря, чуждого политических амбиций, радевшего о мире в своем Отечестве, непрестанно заботившегося о своей пастве, вызывал глубокое уважение. С первых дней служения владыке Феодориту нередко приходилось находиться в столице. Важные государственные дела требовали его частого присутствия. Сразу же после свержения Лжедмитрия I святитель Феодорит вместе с другими архипастырями обратился с Лобного места к народу о созыве Земского собора для избрания государя и Патриарха. Вскоре он участвовал в духовном торжестве при венчании Василия Ивановича Шуйского на царство.

В те же дни, вместе с царем и знатными духовными и светскими лицами, рязанский архиерей встречал честные мощи невинно убиенного царевича Димитирия, перенесенные по царскому повелению из Углича в Москву в 1606 году. Позже святитель Феодорит участвовал в торжествах по возведению на патриарший престол митрополита Гермогена, будущего священномученика, состоявшихся в Успенском соборе Московского Кремля. Все эти события сблизили святителя Феодорита с государем. Рязанский архипастырь сердно заботился о нуждах духовенства, терпевшего лишения вместе с народом. В ответ на его ходатайство, государь пожаловал милостивую грамоту, наделявшую рязанское духовенство более широкими правами на материальное обеспечение.

Святитель Феодорит также заботился и о благолепии храмов и духовном благополучии своей паствы. Он понимал важность и необходимость перенесения захоронения святителя Василия Рязанского в более защищенное место. Архипастырь посчитал, что мощам святителя подобало бы упокоиться в обнесенном крепкими стенами Рязанском Кремле, в Успенском соборе (ныне Христорождественском) соборе. Для этого требовалось завершить его перестройку, начатую восемь лет назад. Но народ тогда терпел большие лишения, и средств у него не было. Рязанский архипастырь снова обратился за помощью к государю Василию Шуйскому, который незамедлительно откликнулся на челобитную владыки и прислал каменщиков «для церковныя поделки… И приказал над ними смотреть, чтоб церковное дело делали хорошо, и крепко, и вечно и доделали бы тогожъ лета». Одновременно обновляли и внутреннее убранство храма, а на левом клиросе возле иконостаса сооружали каменную гробницу. В 1606 году собор был доделан вчерне, и на следующий год архиепископ Феодорит его освятил. Более трехсот лет почивали останки святителя Василия Рязанского в земле. А когда архиепископ Феодорит открыл останки святителя Василия, то люди узрели великое чудо - что тело его за сотни лет тлению не подверглось. 10 (23) июня 1609 года архиепископ Феодорит торжественно перенес святые мощи от Борисоглебской церкви в Успенский (ныне Христорождественский) собор Рязанского Кремля. К этому великому событию Рязанской епархии святитель Феодорит готовился должным образом: в честь святителя Василия «сложил хвалебные песнопения в стихирах, тропарях и кондаках, составил жизнеописание и приказал изобразить святителя Василия на иконе».

В часы скорбей и народных бедствий смутного времени архиепископ Феодорит вместе с православными рязанцами не раз молился у мощей святителя Василия, возлагая упование на ходатайство новопрославленного угодника Божия и получая утешение.

Благоустройство города Рязани, в особенности постройка величественного Успенского собора и прославление святителя Василия, происходило во время тяжелой войны с Польшей, когда Сигизмунд III осаждал русские города. А Рязань служила примером возрождения для терпящего бедствия народа, который вселял надежду и укреплял его дух.

Для воспитания в народе веры и благочестия у владыки Феодорита находилось мудрое и властное слово. Проявляя ревность и усердие к православным святыням в этот тяжелый период русской истории, святитель Феодорит тем самым хотел засвидетельствовать ту великую истину, что опорой государства и его внутренней силы является православная вера и что залог будущего России и процветания ее – утверждение в православии всего русского народа. Когда народная смута достигала пределов Рязанской епархии, то святитель Феодорит умело ее искоренял, действуя твердо и мудро. Только благодаря этому Переяславль Рязанский оставался одним из сохранивших верность московскому царю Василию Ивановичу Шуйскому. Неотразимое влияние святителя Феодорита на своих современников сплотило около него самоотверженных защитников веры и Церкви, горевших желанием бороться за свободу русского народа и, таким образом, Рязанская земля сделалась одним из центров движения по избавлению России от ее врагов. Вскоре Шуйский был лишен царского престола. Святой Феодорит прозорливо видел, что после незаконного свержения Богом данного царя, возникнет еще большее волнение и нужно ждать еще больших опасностей для веры и Церкви Православной.

Когда в России объявился Лжедмитрий II, то рязанцы не признали его царем. Их дружина, возглавляемая Прокопием Ляпуновым, с архипастырского благословения преосвященного Феодорита, отогнала от родного города войска самозванца. А позже очистила от врага рязанские города Пронск, Михайлов, Зарайск. В декабре 1610 года, после убийства Лжедмитрия II, поляки заняли Москву и вскоре стали в ней полноправными хозяевами. Возникла опасность воцарения польского короля Сигизмунда на русском престоле, которое угрожало духовным основам русской государственности – сохранению Православной веры.

Среди русских началось движение по освобождению столицы от врагов и изгнанию их из Отечества, вдохновителем которого стал святитель Гермоген, патриарх Московский, поддержанный всеми русскими иерархами. Рязанский владыка в числе первых откликнулся на призывы пламенного молитвенника за землю Русскую. Святитель благословил Прокопия Ляпунова разослать в разные города грамоты, призывавшие идти к Москве, «имея боевой запас и продовольственный запас». «Поспешите к царствующему граду на разорителей веры христианской… Не будем медлить ни часу: каждое мгновение дорого, когда должно спасать Отечество…», – взывали святой Феодорит и Ляпунов к сердцам православных людей. Стремление объединить силы в борьбе с захватчиками нашло горячий отклик во всех русских землях. Враги Православия не могли спокойно взирать на столь кипучую деятельность рязанцев. Они послали отряды казаков разорять «рязанские места». Ляпунов пошел на них, но к грабителям подоспели новые силы… Вновь коленопреклоненно взывал владыка Феодорит к Всесильному Богу и Стене Необоримой рода христианского о победе православного ополчения над иноверцами. Чаяния владыки – молитвенника и миротворца – сбылись. С его архипастырским напутствием на выручку к Прокопию пришел с отрядом Зарайский воевода князь Димитрий Михайлович Пожарский. В его лице Ляпунов приобрел верного союзника для общей борьбы. Враги были разбиты и бежали, Ляпунов же и Пожарский поехали вместе в Рязань, где по приказанию Преосвященного Феодорита «им была оказана торжественная встреча под звон колоколов».

Вскоре Прокопий Ляпунов назначил сбор ратной силы под Шацком. К нему на Рязанскую землю весь февраль 1611 года стягивались отряды из 25 городов, в их числе подошли калужане во главе с бывшим приверженцем Лжедмитрия I, боярином Димитрием Трубецким и отряд донских казаков атамана Заруцкого. Светлыми, вдохновенными словами, но с внутренней болью напутствовал Рязанский архипастырь это разноликое войско. В марте, во время распутицы, собранное ополчение двинулось к столице. Впереди шла дружина князя Пожарского. Но не зря болело сердце святого. Князь Пожарский, вступив с передовым отрядом в Москву, был тяжело ранен, а Прокопия Ляпунова предательски изрубили восставшие казаки. Не повернулся еще весь русский народ к покаянию, не смягчился еще гнев Господень, не прошла еще Русь отмеренных ей испытаний.

События в России продолжали стремительно развиваться. После смерти одного из лучших воевод – Прокопия Ляпунова, предатель интересов России – атаман казацкого табора Иван Заруцкий – принял под свое покровительство вдову обоих самозванцев Марину и решил искать себе сообщников с целью возведения на престоле сына-младенца. Услышав об этом, священномученик Патриарх Гермоген нашел возможность послать из заключения грамоту в Нижний Новгород, в которой говорил: «Пишите в Казань к митрополиту Ефрему: пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они стояли крепко и не принимали Маринкина сына на царство, – я не благословляю. Да и в Вологду пишите к властям о том, и к Рязанскому владыке: пусть пошлют в полки учительную грамоту к боярам, чтоб унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили».

Из этой грамоты видно, что Патриарх возлагал на архиепископа Феодорита Рязанского надежды, что тот святительской властью и молитвами, пользуясь авторитетом как в боярской, так и в народной среде, будет вдохновителем освободительного движения в своей епархии.

В это время нижегородский земский староста Косьма Минин-Сухорукий объявил о троекратном явлении ему преподобного Сергия, велевшего «собирать казну для военных людей и идти для очищения государства Московского от врагов». Среди нижегородцев начались сборы средств на составление ополчения. Возглавить его единодушно было поручено князю Димитрию Михайловичу Пожарскому, который залечивал раны, полученные в сражении за Москву. Помня пример Священной Истории, когда лишь после строгого поста, укрепившего духовные и телесные силы колен Израилевых, они смогли освободиться от тяжкого ига филистимлян на поле брани, ополченцы «постилися по своему изволению, от недели до субботы…в понедельник, во вторник и среду ничего не ели, не пили, в четверг и пятницу сухо ели». Полякам теперь предстояла не разноликая и разноверная толпа ополченцев, а сплоченная Свыше могучая боевая сила. Движение русских людей в защиту Отечества и Православия закончилось полным торжеством. Наступил конец Смутного времени. Изнуренные безвластием, исстрадавшиеся от беззаконий русские люди решили объединиться для избрания единого царя. В начале 1613 года в Москву стали съезжаться выборные всей земли.

Присутствовало на нем и рязанское представительство во главе с владыкой Феодоритом. Святое дело требовало сугубой подготовки: заседаниям собора предшествовали три дня строго поста и молитвы по всей России. 21 февраля 1613 года – в неделю торжества православия – Господь вложил в сердца русского народа единодушную мысль об избрании на царство Михаила Федоровича Романова. Собор поручил святителю Федориту обратиться с Лобного места к народу. Все собравшиеся на Красной площади единодушно поддержали решение Собора. Переяславль Рязанский, ведомый наставлениями и молитвами святителя Феодорита, в числе первых присягнул на верность богоизбранному царю.

Также Земский собор поручил возглавить посольство к царю Михаилу Романову архиепископу Рязанскому и Муромскому Феодориту. Послы несли грамоту, в которой народ умолял Михаила Федоровича Романова: «Русская держава без покрова; венец ея осиротел; отечество рыдает, что у него нет отца. Прииди к нам, сладкая надежда всей земли русской! Царь по сердцу всего народа избранный!».

Только после долгих уговоров святителя Феодорита юный царь согласился принять московский престол, а угодник Божий благословил его Федоровской иконой Божией Матери. Это произошло 14 марта 1613 года. С тех пор все царственные особы из Дома Романовых, имеющие иностранное происхождение и сочетавшиеся браком с великими князьями, получали отчество Федоровна.

Святитель Феодорит оставался в Москве до коронации царя, а в конце июля 1613 года он отбыл в свою епархию. Главной заботой святителя стало восстановление разоренных храмов и монастырей, снабжение их необходимыми священными принадлежностями. Не забывал владыка Феодорит и об облегчении участи обедневших в Смутное время простых жителях Рязанской епархии. До конца своей жизни не оставлял он и государственных забот, участвуя в заседаниях Земского собора.

10 (23) сентября святитель мирно отошел ко Господу и был погребен в Архангельском соборе Рязанского кремля – некрополе Рязанских владык. Память святителя Феодорита всегда свято чтилась не только в рязанском крае, но и во всем Российском государстве. Когда император и члены Дома Романовых бывали в Рязани, они обязательно посещали Архангельский собор, чтобы помолиться на панихиде у места захоронения святителя.

По благословению Приснопамятного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена 12 января 1987 года архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит был прославлен в лике Рязанских святых. В настоящее время мощи святителя Феодорита открыто пребывают в Борисо-Глебском соборе города Рязани для всенародного почитания.

Память его совершается 10 (23) сентября в день преставления, 10 (23) июня в Соборе Рязанских святых,10 (23) сентября в Соборе Липецких святых, 23 января (5 февраля) в Соборе Костромских святых.

Источники

1. Макарий, мит. Московский. История Русской Церкви. Кн. 6. М., 1995.

2. Иоанн (Снычев), митр. Русь соборная. СПб, 1993.

3. Святые земли Рязанской. ООО Издательство «Дело», 2010.

4. А. Ю. Клоков, Л. А. Морев, А. А. Найденов, Евфимия (Воронина), мон. Четыре века святой Задонской обители. Липецк, 2010.

5. Л. А. Морев. Благословением святителя Феодорита // Задонский паломник. Православный альманах Задонского Рождество - Богородицкого монастыря. 2011 – № 84.

6. Иеромонах Серафим (Питерский), Т.М. Панкова. Житие и акафист святителю Феодориту, архиепископу Рязанскому и Муромскому. Рязань, 2001.

В истории нашего Отечества было много всевозможных испытаний, ниспосылаемых ему по неисповедимым судьбам Промысла Божия. Но редко когда эти испытания достигали такой силы, как в смутное время, известное в народной памяти как «лихолетье».

Вскоре после мученической кончины царевича Димитрия и после смерти Феодора Иоанновича, последнего русского царя из дома Рюрика, на Руси стали появляться самозванцы - сначала расстрига Гришка Отрепьев, затем - Тушинский вор, Болотников и многие другие, свободно разгуливавшие по многострадальной Руси. Но Бог хранил Святую Русь. Он послал ей избавителей, благодаря которым она стряхнула с себя позор бесчестия и унижения и быстро расцвела в могучее и славное государство. Одним из молитвенников и печальников за землю Русскую был святитель Феодорит, архиепископ Рязанский и Муромский.

Архиепископ Феодорит трудился на благо Отечества и Церкви в самые печальные для России времена - знал Иоанна Грозного, сына его, кроткого Феодора, видел падение дома Годунова, времена самозванцев, слабое царствование Шуйского, распад государства без царя; видел он и надежду России - государя Михаила Романова.

Родился святитель в 1551 году, в царствование Иоанна Васильевича Грозного. О детстве его и родителях достоверных известий не сохранилось. Существует, впрочем, предание, что святитель был близким родственником боярина Шереметьева, имел поместья в Рязани. Будущий архиепископ принял монашеский постриг не ранее 1569 года, при патриархе Иове, благословившем его на принятие иноческого чина.

В 1605 году, в сложное для России время, предусмотрительный Гермоген, будущий патриарх, в то время митрополит Казанский, рукоположил Феодорита во епископа Рязанского и Муромского и возвел в сан архиепископа. С этого момента архиепископ Феодорит принимал участие практически в каждом государственном событии, и деятельное его участие всегда сопровождалось благими последствиями.

А положение России в то время было бедственным: страна находилась во власти самозванца Лжедмитрия, предававшего ее в руки врагов. Поляки и казаки жгли города и села, грабили народ. Предвидя новые опасности, архиепископ Феодорит старался по возможности ослабить их воздействие по крайней мере в своей епархии: заботился о спасении рязанцев как от внешних, так и от внутренних врагов, усмиряя готовые вспыхнуть в городе мятежи.

Недолго царствовал Лжедмитрий (с 17 апреля 1605 по 17 мая 1606 года). Василий Иванович Шуйский, покровитель святителя Феодорита, сверг самозванца с престола и стал государем всея России. Будучи тогда в Москве, святитель Феодорит участвовал в духовном торжестве при венчании Шуйского на царство.

В те же дни, вместе с Шуйским и знатными духовными и светскими лицами, рязанский преосвященный встречал мощи святого царевича Димитрия, перенесенные, по царскому повелению, из Углича в Москву. Эти события сблизили Феодорита с государем. Близкий к царю, святитель Феодорит ходатайствовал пред ним о рязанском соборном духовенстве, надеясь иметь верных помощников в деле управления верующими. Царь, в свою очередь, пожаловав духовенству грамоту, согласно которой оно наделялось широкими правами на материальное обеспечение и взимание торговых пошлин - получил в его лице твердую опору своему престолу.

Усердно заботясь об обеспечении духовенства, архиепископ Феодорит не забывал и о благоустроении своего престольного града. Еще в 1598 году архиепископ рязанский Митрофан заложил новый соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, который не удавалось закончить целых восемь лет. Архиепископ Феодорит решил закончить постройку, но, не имея достаточных средств, обратился к Василию Ивановичу Шуйскому. Шуйский охотно исполнил просьбу архипастыря. 26 июня 1606 года он прислал в Переяславль Рязанский каменных дел подмастерья Сергейку Абрамова и с ним - 24 каменщика. Царь приказал святителю Феодориту смотреть за ними, «чтобы церковное дело сделали хорошо, и крепко, и вечно и доделали бы тогожъ лета». Пятиглавый Успенский собор, согласно приказу царя, был окончен в том же, 1606 году.

Благолепно украсив соборный храм Успения Божией Матери, святитель Феодорит имел духовную радость видеть прославление первосвятителя Рязанского Василия. То были бедственные для России времена смут и самозванцев. Василий Иванович Шуйский едва держался на престоле. Троицкая Лавра, единственный оплот царя, была в осаде ляхов и казаков. Переяславль Рязанский в числе немногих городов оставался верным царю. Но волнения проникали и сюда. В это крайне сложное время Промыслу Божию угодно было прославить Первопрестольника Рязанской Церкви и явить в нем ангела-утешителя страждущим, молитвенника и ходатая бедствующей Церкви, стража града Переяславля и всем верующим великого заступника.

Более трехсот лет почивали останки первого рязанского епископа Василия в земле. В 1609 году святые мощи первого епископа Рязанского были обретены нетленными. Архиепископ Феодорит открыл его святые мощи и люди узрели великое и преславное чудо - тело первосвятителя Василия за сотни лет не подверглось тлению. 10 июня (23 июня по новому стилю) архиепископ Феодорит торжественно перенес их от Борисоглебской церкви в Успенский (ныне Христорождественский) собор рязанского кремля.

Извещенный свыше, архиепископ Феодорит не дерзнул открыто положить святые мощи Первосвятителя в соборе, ибо это не угодно было самому праведнику. Святые мощи его были положены под спудом, на левом клиросе подле иконостаса. Но благоговейный рязанский владыка сделал все, что требовалось для священной памяти и прославления праведника. Архиепископ Феодорит внес имя Первосвятителя Василия в число святых. Сложил в его честь стихиры, тропарь, кондак, составил житие, написал летопись перенесения святых мощей святителя из Борисоглебского в Успенский (Христорождественский) собор, благословил изобразить лик новопрославленного святого на иконе. Именно стараниями архиепископа Феодорита была богато украшена и гробница святого Василия.

Икону Пресвятой Богородицы, с которой Первосвятитель Василий прибыл в Старую Рязань, стали именовать «Молением святого Василия, епископа Рязанского и Муромского», а впоследствии - Муромской. У святых мощей святителя Василия, пред иконой Пресвятой Богородицы архиепископ Феодорит вместе с православными рязанцами не раз молился в часы скорбей и народных бедствий смутного времени, возлагая упование на милость Царицы Небесной и ходатайство новопрославленного угодника Божия.

Следует заметить, что благоустройство града Рязани, в особенности постройка величественного Успенского собора и прославление святителя Василия, происходило во время тяжелой войны с Польшей, когда Сигизмунд III осаждал русские города. Таким образом Рязань показывала пример возрождения, укрепляя народный дух. Можно с уверенностью сказать, что город в эти годы приобрел общерусское значение.

Издревле пребывает Рязань под благодатным покровом Матери Божией в чудотворной иконе Ее, именуемой Феодотьевской. Пред святым ликом Ее преклонялись в молитвах рязанские архиереи, великие князья рязанские с боярами и всем православным народом. Исполненный благоговения к святыне своего престольного града, архиепископ Феодорит повелел написать с чудотворной иконы две копии, одну из которых с подобающей честью препроводил в село Феодотьево, откуда принесена была, после многочисленных чудотворений, в 1487 году в Рязань; другую копию с чудотворной иконы поставил в Борисоглебском кафедральном соборе. Здесь находится она и поныне.

1613 год запечатлел в летописях истории России великий и славный подвиг архиепископа Феодорита в деле избрания на Всероссийский престол Михаила Феодоровича Романова.

По освобождении Москвы от врагов вожди ополчения Дмитрий Трубецкой, Димитрий Пожарский, Кузьма Минин вместе с боярами и именитыми мужами решили избрать царя Русской земли. Принеся горячую молитву Вседержителю о благополучном исходе великого и святого дела, архиепископ Феодорит поспешил в Москву. Прозорливая душа его помнила страдальца за веру и Отечество патриарха Гермогена, указавшего перед смертью на избранника.

21 февраля, в Неделю Православия, помолившись, архиепископ Феодорит в сопровождении келаря Троицкой Лавры Авраама Палицына, архимандрита Новоспасского монастыря Иосифа и боярина Василия Петровича Морозова вышел на лобное место и спросил собравшийся в бесчисленном множестве на Красной площади народ, кого хотят они иметь себе царем? «Михаила Феодоровича Романова», - был единственный ответ. Так глас народа, как глас Божий, оправдал решение судеб Всевышнего - царствовать Михаилу!

Немедленно присягнула Михаилу Романову вся Москва, а вслед за ней -другие области. Уже 4 марта воевода Переяславля Рязанского присягнул Михаилу.

Между тем нареченный царь Михаил и не помышлял о царствовании. По освобождении из польского плена он тотчас удалился со своей матерью, инокиней Марфой Иоанновной, в свое костромское имение и жил в Костромском Ипатьевском монастыре.

На Земском Соборе понимали, как трудно будет склонить мать-инокиню благословить сына на царство, а сына - принять царство, и потому назначили в Кострому посольство из мужей духовно мудрых и именитых, а во главе его поставили опытного в делах веры и благочестия, благодатного архиепископа Рязанского Феодорита. В напутствие себе и посольству принял он от лица Собора святыню Москвы - икону Успения Пресвятой Богородицы, написанную святым митрополитом Петром, образ самого святителя Петра с сопрестольниками его святителями Алексием и Ионою, московскими чудотворцами.

14 марта, в воскресенье четвертой недели Великого поста, по совершении заутрени, архиепископ Феодорит облачился в святительские одежды, благословил облачаться в ризы всему бывшему с ним духовенству и, подняв кресты и иконы, посольство стало переправляться через Волгу. Храмы близлежащих костромских сел приветствовали посольство колокольным звоном. К шествию посольства архиепископа Феодорита присоединилось - в сопровождении горожан - все костромское духовенство с крестами, хоругвиями и чудотворной иконой Божией Матери Феодоровской. Единый торжественный крестный ход направился вдоль берега к Ипатьевской обители. Навстречу из стен монастыря вышел крестный ход иноков в сопровождении будущего царя и его матери-инокини. Печаль лежала на кротком лице Михаила и его матери: они предчувствовали, что ради них устроено это торжество).

«Такая почесть мне и на мысль не всходила... - молвил Михаил, - вручите державу мужам, заслугами прославившимся и паче меня того достойными».

Потрясенный отказом, молил рязанский святитель Михаила и мать его, инокиню Марфу Иоанновну, не противиться Промыслу Божию. Но мать и сын оставались непреклонны. И тогда представил им архиепископ Феодорит, какие великие бедствия ждут Россию, со святыми образами вновь пришел к ним и молил не оставлять землю Русскую.

И, собрав силу духа, Марфа Иоанновна молвила: «Вот вам жертва, от меня требуемая, жертва Отечеству... Когда Богу так угодно, да будет так. Я благословляю Михаила Феодоровича на царство. Став царем, да будет первым слугою Отечества».

«Премудрость Божия осенит его, и десница Вышнего совершит все его начинания!» - воскликнул архиепископ Феодорит.

Михаил, преклонив чело свое под благословение архиепископа Феодорита, с преданностью воле Божией молвил: «Когда есть на то воля Божия, и воля государыни матери моей, да будет так».

И когда Государь сел на царском кресле, произнесено было многолетие и наречен был Михаил Феодорович «всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержцем». Архиепископ Феодорит с собором духовенства и народом, принося Государю верноподданническое поздравление, поклонились ему до земли.

По благословению архиепископа Феодорита по всем храмам в течение трех дней пели молебны и звонили в колокола. По его же мудрому благословению и советом духовенства тогда же было установлено совершать в 14-й день марта (по старому стилю) празднество в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Феодоровской.

Окончив великую миссию по избранию на царство Михаила Романова, государственная деятельность архиепископа Феодорита не прекратилась: тогдашнее состояние России требовало усиленной деятельности членов Земского Собора. Пограничные города, служившие России оплотом, находились в руках иноземцев; в Новгороде господствовали шведы; в Смоленске и Чернигове - поляки; Рязань, Кашира и Тула с трудом отбивались от татар... Вся земля была опустошена: люди ратные умирали с голода; в казне не было ни копейки. Царские сокровища были расхищены и увезены в Польшу. И многоопытному властителю не под силу, без содействия Земского Собора, устроить такое государство. И Собор, во главе с митрополитами, архиепископами и епископами, стал верным и надежным советником царя. Потрудившийся в деле призвания и возведения на престол юного Михаила, архиепископ Феодорит и теперь помогал государю и словом, и делом, и силой убеждений и в последние годы своей жизни увидел уже плоды трудов государя и своих. Еще при жизни его начали исчезать один за Другим враги Отечества, начались переговоры со, шведами, возвращавшими России Новгород, Старую Руссу, Порхов, Гдов; с поляками об обмене пленными, в числе которых находился и отец Государя митрополит Филарет. Но Господь не привел архиепископу Феодориту дожить до возвращения из плена страдальца.

В свободное от государственных дел время преосвященный Феодорит спешил посетить Рязань. Неустроенность епархиальных дел требовала его присутствия. Жители Рязани сильно пострадали от врагов Отечества, многие села были разорены, другие - сожжены, одни монастыри опустели, другие остались без поддержки. Архиепископ Феодорит ходатайствовал пред Государем о поддержке пострадавших в смутное время, и после умиротворения России приходы мало-помалу обустраивались, храмы обновлялись.

Истекал 65-й год жизни архиепископа Феодорита, 11-й год его архипастырской и государственной деятельности. Два обстоятельства, случившиеся почти одновременно, сильно подорвали его здоровье. В 1616 году в рязанские пределы вторгся Лисовский с шайкой и за короткое время опустошил много сел и деревень между Рязанью и Коломной. В том же году недалеко от святительских палат вспыхнул пожар. Он быстро распространился среди тесных строений, и жертвами пламени быстро оказались множество домов и церквей. Скорбь на скорбь ложилась в душе сострадательного сердца архиепископа Феодорита. Оскудевали средства для помощи пострадавшим, на устроение храмов Божиих их не оставалось вообще. Архиепископ Феодорит готов был пожертвовать последним, но труды и заботы приближали его к последним дням земной жизни: 10 сентября (по старому стилю) 1617 года на 66-м году он мирно отошел ко Господу. Погребен святитель Феодорит в Архангельском соборе рязанского кремля.

В 1999 году, в День Святого Духа, в Свято-Троицком монастыре Рязани состоялось торжественное прославление архиепископа Феодорита. Торжественное богослужение, по окончании которого святитель Феодорит был причислен к Собору Рязанских святых, возглавил архиепископ Рязанский и Касимовский Симон.

Ныне святые мощи святителя Феодорита почивают в Троицком монастыре города Рязани.

Тропарь, глас 5-й

Наставниче смирения и благочестия, правило веры и добродетели, Церкве светильниче, святителю Феодорите, паству свою благочестно упасл еси и ко Христу привел еси, темже венцем славы от Господа украшен, молися прилежно Царю Славы, да спасет души наша.

Кондак, глас 5-й

Добрый кормчий быв кораблю Церкве Рязанская, молитвенниче о пастве своей неусыпный, храня дух веры в ней и благочестия, свтителя мощи святителя Василия пренесл еси и чудотворный образ Богоматери Феодотьевския в годину напастей ей указал еси яко источник исцелений и неоскуднаго утешения, попечение о земле Российстей творя, на царство Русское царя Михаила воззвал еси. Святителю отче Феодорите, поминай нас, достойно чтущих святую память твою, да спасет Господь души наша.

Мощи святителя Феодорита были перенесены из Свято-Троицкого мужского монастыря г. Рязани в Борисо-Глебский собор 20 июня 2002 г. по благословению митрополита Рязанского и Касимовского Симона (Новикова).
Угодник Божий святитель Феодорит был рукоположен в святительский сан, по некоторым сведениям, из архимандритов Рязанского Спасского монастыря в 1605 году уже в довольно зрелом возрасте. О его предыдущей жизни почти нет сведений. Возможно, он происходил из знатного рода Шереметевых. Известно, что монашеский постриг и священнический сан он принял по совету патриарха Иова в 90-е годы XVI века.
Архипастырское служение святителю Феодориту Господь предуготовал нести в суровое, неспокойное время – в годы Смуты, когда народ вышел из повиновения Божиим и человеческим законам. Лишь неусыпными молитвами своего верующего народа, а более же – предстательством Богородицы, великих святых и сонма новомучеников, жестоко пострадавших от иноверцев, Русская Церковь сумела преклонить гнев Господень на милость и отстоять Православную веру.
С первых дней служения важные государственные дела требовали частого присутствия владыки Феодорита в столице. В те годы Господь явил честные мощи невинно убиенного царевича Димитрия, чтобы «утешить верных и сомкнуть уста неверным». 3 июня 1606 года они были перенесены из Углича в Москву. Почти все москвичи встречали мощи вне стен города. В числе высшего духовенства, рядом с царем и царицей святитель Феодорит осматривал нетленные честные останки царевича.
Во время этого шествия Господь озарил Владыку Феодорита мыслию: могила Первосвятителя Рязанского Василия после перестройки Борисо-Глебской церкви находится вне ее стен и может быть подвергнута случай-ному или намеренному осквернению. Прозорливый архипастырь предчув-ствовал разрушение Старого острога, где находился этот храм и мощи свя-того. Архиепископ посчитал, что мощам святого Василия более подобало бы упокоиться в обнесенном крепкими стенами Рязанском кремле, в Успенском (ныне Христорождественском) соборе.
Но перестройка храма, начатая еще в 1598 году епископом Митрофа-ном, не велась уже в течение восьми лет. Поэтому святитель обратился за помощью к царю Василию Ивановичу Шуйскому. В 1606 году собор был до-делан вчерне, а на следующий, 1607, год архиепископ Феодорит освятил его.
Стремясь подражать духовному облику и государственной мудрости святителя Василия, владыка Феодорит сложил в честь него хвалебные песнопения, составил жизнеописание и приказал изобразить его на иконе. Теперь все было готово к перенесению честных мощей Первосвятителя Рязанского, и вот 10 июня 1609 года они были перенесены в Успенский собор и помещены «под спуд», где покоятся и поныне.
Архиепископ Феодорит в тяжкие годы Смутного времени, чтобы поднять в народе веру и благочестие, поучал паству своим мудрым и властным словом. Проявляя ревность и усердие, он тем самым хотел засвидетельствовать ту великую истину, что опорой государства и его внутренней силой является Православная вера и что залог будущего Руси и ее процветания – утверждение в Православии всего русского народа.
Рязанский владыка в числе первых откликнулся на призывы пламенного молитвенника за землю Русскую – священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, когда среди народа началось движение по освобождению столицы от врагов и изгнания их из Отечества. К молитвенному воззванию святитель Феодорит решил присоединить и собственный дар Церкви. Памятуя о необыкновенном чуде, явленном Господом на небе равноапостольному царю Константину перед битвой с нечестивым Максен-тием, святитель Феодорит пообещался вложить в Рязанский Успенский со-бор драгоценный напрестольный крест. На этот раз сбылись чаяния владыки – молитвенника и миротворца. Враги были разбиты и бежали. Тогда же святитель Феодорит повелел «поновить» чудотворный «Феодотьевский» образ Божией Матери – столетиями чтимую рязанцами чудотворную икону и написать на оборотной его стороне образ «Воздвижение Честнаго Креста Господня».
Движение русских людей на защиту Отечества и веры закончилось полным торжеством Православия, когда против поработителей встала сплоченная Свыше, могучая боевая сила. Наступил конец Смутного времени. Трехдневным молебным пением «со вся звоном» отпраздновала Россия свое освобождение от польских и литовских захватчиков.
Изнуренные безвластием, исстрадавшиеся от беззаконий, русские люди решили объединиться для избрания единого царя, положив тем самым основание умиротворению. В самом начале 1613 года в Первопрестольную стали съезжаться выборные всей земли Русской. Присутствовало на нем и большое рязанское представительство во главе с владыкой Феодоритом. Его сопровождали: «Спасский архиморит Рофаил, Солотчинскаго монастыря архиморит Трифон, Николы Заразскаго протопоп Дмитрей, Лгова монастыря игумен Игнатей»...
Святое дело требовало сугубой подготовки: заседаниям Собора предшествовали три дня строгого поста и молитвы по всей России. Ради полноты и строгости покаяния пост был наложен даже на грудных младенцев и домашний скот.
21 февраля 1613 года – в неделю Торжества Православия – Господь вложил в сердца русских людей единодушную мысль об избрании на цар-ство Михаила Федоровича Романова-Юрьева. Собор поручил святителю Феодориту обратиться с Лобного места к народу. С ним вышли Новоспасский архимандрит Иосиф, Троицкий келарь Авраамий Палицын и боярин Василий Петрович Морозов. Все, собравшиеся на Красной площади, единодушно одобрили решение Собора.
Дума, снова постившись и помолившись усердно, принесла присягу новому царю. За Думой присягнула и вся Москва. Переяславль Рязанский, ведомый наставлениями и молитвами святителя Феодорита, в числе первых присягнул на верность Богоизбранному царю. К 25 февраля многие русские города последовали примеру рязанцев.
Земский Собор постановил: ехать к Михаилу Федоровичу Великому посольству и возглавить его архиепископу Рязанскому и Муромскому Фео-дориту. С ним отправились в путь: три архимандрита – Чудовский, Новоспасский и Симоновский, три протопопа, одним из которых был Зарайский протопоп Димитрий (Леонтьев), Троицкий келарь Авраамий Палицын, боярин Феодор Иванович Шереметев, родственник молодого царя, и князь Владимир Иванович Бахтеяров-Ростовский, несколько окольничих, стольников и выборных людей из разных городов. С «Владимирскою» иконой Пресвятой Богородицы, написанной святителем Петром, и образом Московских чудотворцев, Посольство, возглавляемое архиепископом Феодоритом, 2 марта 1613 года выехало из Москвы. Святитель нес грамоту, в которой народ умолял Михаила Феодоровича Романова: «Русская держава без покрова; венец ея осиротел; Отечество рыдает, что нет у него отца. Прииди к нам, сладкая надежда всей земли русской! Царь, по сердцу всего народа избранный!»
Вечером 13 марта в Костроме процессию в сопровождении множества народа встретило все костромское духовенство – в облачениях, с крестами и чудотворной «Феодоровской» иконой Божией Матери. «Заутра же архиепископ Феодорит со всем Освященным Собором облекошася в ризы, и болярин Феодор Иоаннович и вси пришедшии с ним, учредивше чины по до-стоянию, и вземше честный крест, и выше помянутый чюдотворный образ Пресвятыя Богородицы, и прочия иконы святыя», двинулись к Ипатьевскому монастырю.
Юный Михаил Феодорович с матерью, инокинею Марфою Иоанновною, встретил их за монастырскими воротами. Помолившись со слезами Господу и Его Пречистой Матери, они приложились ко кресту и чудотворным иконам. Приняв благословение святителя Феодорита, все пошли в церковь Живоначальной Троицы.
«И Феодорит, Архиепископ Резанской и Муромской, Государю Михаилу Феодоровичу от Освященного Собора правил челобитье и говорил: "Преосвященный Кирилл, Митрополит Ростовский и Ярославский, и архи-епископы, и епископы, архимандриты и игумены, и весь Освященный Собор Вас, Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея России благословляют и Бога молят, и челом бьют"» – принять русский престол.
Михаил Романов долго не соглашался, да и мать государя, несмотря на все доводы, приведенные в Соборной грамоте и убедительные речи Ря-занского владыки, не хотела, чтобы сын ее принял такой тяжкий крест. И вот, когда все слова, казалось, иссякли, святитель взял икону Пресвятой Богородицы, написанную святителем Петром, и другие чудотворные образы, принесенные из Москвы, и сказал: «Для того ли икона сия совершила столь дальний путь? Вы не можете преслушаться святых икон; не народом, а ими избраны вы на великое дело – повинуйтесь Богу!» После этого Марфа Иоанновна не могла больше сопротивляться и, пав на колени пред чу-дотворным «Феодоровским» образом Богоматери, со слезами просила у Нее спокойствия государству и счастья сыну. Потом промолвила: «Да будет святая воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего, наставь его на путь истины, на благо Себе и Отечеству».
«А Государь Царь и Великий князь Михаил Феодорович всея России прошение принял и Государем Царем и Великим князем всея России на Московском и на всех великих государствах Российскаго царствия за многим молением и челобитьем учинися в царском наречении. И посох, и бла-гословение от Преосвященного Феодорита, Архиепископа Резанскаго и Му-ромскаго, и от всего Освященнаго Собора прияти изволил, и многолетие ему, Государю, пели».
В Москве с нетерпением ждали известий от посольства. Архиепископ Феодорит, получив от царя Михаила Феодоровича согласие, вместе с дру-гими в тот же день – 14 марта 1613 года – составил «Известительную гра-моту» и с нарочитыми отправил ее в Москву. Грамота прибыла в Москву 24 марта, накануне праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, была прочитана во всеуслышание и принята со всеобщим ликованием.
Святитель Феодорит оставался в Москве до венчания нового государя на царство. Одно из первых дел Земского Собора, в которых архиепископ Рязанский должен был принять участие, – составление единственного в своем роде в русской истории государственного акта – «Утвержденной гра-моты» об избрании Михаила Романова на царство. От святителя Феодорита – главного участника тех событий – можно было услышать самые подробные и обстоятельные сведения о свершившемся 14 марта. Он с возможною полнотою и верностью мог передать слова нового царя Михаила и его матери и обрисовать картину призвания новоизбранного царя. «Утвержденная грамота» была составлена в мае и скреплена подписями духовных и светских лиц.
Венчание царя Михаила Феодоровича на русский престол состоялось 11 июля 1613 года. Святитель Феодорит также принимал участие в этом торжестве.
В конце июля 1613 года Рязанский владыка отбыл в свою епархию. С собой святитель привез списки с той «Феодоровской» чудотворной иконы Божией Матери, которой он благословлял первого царя из династии Рома-новых. Один из списков был предназначен для Борисо-Глебского храма.
Всегда, пребывая в столице или на Рязанской кафедре, помнил за-ботливый архипастырь о нуждах своей епархии, которая принадлежала к числу наиболее пострадавших в период Смутного времени от польских и литовских войск: «Села разрушены и сожжены, церкви разрушены, иные сгорели, иные остались «без пения» и запустели; запустели и некоторые обители. Многие жители селений были или побиты, или уведены в плен, или разбежались по разным сторонам».
Без сомнения, главной архипастырской заботой святителя Феодорита стало восстановление разоренных храмов и обителей, снабжение их необ-ходимыми священными принадлежностями. Не забывал владыка Феодорит и об обедневших в Смутное время простых рязанских жителях. Он постоянно ходатайствовал перед государем об оказании им милости, об освобождении от тяжких повинностей и даровании им различных льгот.
10 сентября 1617 года святитель Феодорит мирно отошел ко Господу и был погребен в Архангельском соборе Рязанского кремля.
Память святителя всегда свято чтилась не только в Рязанском крае, но и во всем Российском государстве. Среди деяний, им совершенных, только два – обретение мощей одного из величайших светильников и мо-литвенников земли Русской – святителя Василия, Рязанского чудотворца, и благословение на царство Михаила – первого царя из династии Романовых, которую завершил святой царственный мученик Николай, – уже могли бы запечатлеть имя Рязанского архипастыря в душах современников и потомков и в анналах истории.
Святитель Феодорит, архиепископ Рязанский и Муромский, был прославлен в лике местночтимых Рязанских святых 12 января 1987 года. Его святые мощи были обретены 18 июня 1998 года в Архангельском соборе в склепе святителя Мелетия вместе с мощами Рязанских святых и останками других Рязанских архипастырей, перезахороненных в 1978 году в связи с реставрационными работами в Архангельском соборе. Через три месяца, 18 сентября 1998 года, мощи святителя Феодорита были перенесены в Рязанский Свято-Троицкий монастырь в храм преподобного Сергия Радонежского. Через четыре года он были перенесены в Борисо-Глебский собор.
Память святителя Феодорита совершается 10/23 июня, в день Собора Рязанских святых, и 10/23 сентября, в день преставления этого угодника Божия.

Православная Церковь отпраздновала память святителя Феодорита, архиепископа Рязанского и Муромского. 23 сентября исполнилось 400 лет со дня его преставления. Святитель Феодорит, управлявший Рязанской епархией в 1605-1617 годах, явился одним из самых видных и активных иерархов Русской Церкви того времени.

Родился будущий архипастырь в середине XVI века и происходил из знатного боярского рода Шереметевых. Монашеский постриг Феодор Васильевич, так звали его в миру, принял в 1590-х годах с наречением имени Феодорит. Тогда же по благословению Патриарха Иова он был посвящен в священнический сан. Архиерейское служение владыки Феодорита на Рязанской кафедре началось в 1605 году, в самый тяжелый период в истории Русской Церкви и государства, который известен под названием Смутного времени. Святителю Феодориту сразу после архиерейской хиротонии довелось принять активное участие в церковных и гражданских событиях столицы. После свержения самозванца Лжедмитрия I в 1606 году он принял участие в венчании на царство Василия Шуйского, в перенесении мощей царевича Димитрия из Углича в Москву, в возведении святителя Гермогена на Патриарший престол.

Впервые мысль о перезахоронении Первосвятителя Василия Рязанского появилась у архиепископа Феодорита Рязанского 3 июня 1606 года, когда он участвовал в торжественной встрече и перенесении святых мощей царевича Димитрия Угличского в Архангельский собор Московского кремля.

Во время лихолетья Смутного времени, когда разорялись города и села, монастыри и храмы, владыка Феодорит, желая уберечь святые мощи от поругания, окончательно решил перенести их в более защищенное и надежное место - в Рязанский кремль. Для этого необходимо было завершить ремонтные работы и устроить новую гробницу в Успенском (с 1753 г. Христорождественский) соборе. Готовясь к столь важному событию, архиепископ Феодорит составил жизнеописание святителя Василия, благословил написать его икону и «сложил в честь него хвалебные песнопения в стихирах, тропарях и кондаках».

Когда всё было готово, 10 июня 1609 года после Божественной литургии состоялось большое церковное торжество - гроб с мощами святителя Василия был перенесен из Борисоглебского храма в Успенский собор. Торжественное шествие возглавил владыка Феодорит, который нес в руках икону святого Василия. Святые мощи были положены под спудом на левом клиросе рядом с иконостасом, а часть их в серебряном ковчеге была вложена вверху гробницы для благоговейного поклонения верующих. Таким образом, в лице святителя Василия земля Рязанская обрела своего покровителя и ходатая пред Богом.

Это деяние архиепископа Феодорита оказалось своевременным и оправданным. В июле 1618 года, уже по преставлении владыки Феодорита, большой отряд «черкас» под предводительством гетмана Сагайдачного напал на Переяславль-Рязанский. После неудачной попытки взятия кремля они опустошили и разрушили храмы и весь город. От пожара и разорения Борисоглебский храм так сильно пострадал, что спустя некоторое время рухнул. Но кремль нападавшие захватить не смогли. Таким образом, все хранившиеся в нем рязанские святыни сохранились.

После гибели Лжедмитрия II смута в русской земле продолжилась. Казацкий атаман Иван Заруцкий, воспользовавшись нестроениями, решил поставить на Московский престол сына вдовы обоих самозванцев Марины Мнишек. Узнав об этом, священномученик Патриарх Гермоген сумел из заключения передать свою грамоту в Нижний Новгород, в которой просил нижегородцев, чтобы они писали Казанскому митрополиту Ефрему и властям Вологды «не принимать Маринкиного сына на царство». Он также просил писать и к Рязанскому владыке Феодориту: «пусть пошлет в полки учительную грамоту боярам, чтоб унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за дом Пречистой, и за чудотворцев и за веру, так бы и совершили». Из этого видно, что Патриарх Гермоген надеялся, что архиепископ Феодорит своей святительской властью, молитвами и авторитетом среди бояр и народа будет вдохновителем патриотического освободительного движения в своей епархии. Рязанский владыка своей деятельностью оправдал чаяния своего Первосвятителя.

При архиепископе Феодорите Рязанская земля стала одним из оплотов освободительного движения русского народа против иноземных и иноверных захватчиков и изменников, помогавших им. По благословению святителя Феодорита первое Рязанское ополчение во главе с рязанским дворянином Прокопием Ляпуновым и зарайским воеводой Димитрием Пожарским в 1611 году вышло на освобождение Москвы от поляков. Но предательство казаков помешало освобождению столицы. Ляпунов был коварно убит казаками, а князь Пожарский тяжело ранен в бою с поляками на московских улицах. Благодаря своему архипастырю Рязань в Смутное время не признала власти самозванца и польского короля.

После изгнания врагов из Москвы вторым Нижегородским ополчением Земский собор именно архиепископу Феодориту поручил обратиться к народу в феврале 1613 года об избрании на царство Михаила Романова и возглавить Великое посольство к юному царю, чтобы просить его «стать на царство». Архиепископ Рязанский и Муромский успешно справился с поручением собора. Шестнадцатилетний будущий царь находился вместе с матерью, инокиней Марфой, в Костромском Ипатьевском монастыре.

В марте 1613 года посольство, прибыв в Кострому, объявляет Михаилу Романову о волеизъявлении народа. На отказ Михаила Федоровича архиепископ Рязанский Феодорит, стоявший перед ним с иконой Феодоровской Божией Матери, сказал: «Не противься воле Божией. Не мы предприняли сей подвиг, но Пречистая Божия Матерь возлюбила тебя, устыдись пришествия Ея». После этого он добился от Михаила согласия стать царем, благословил его Богородичной иконой и вручил ему посох. 11 июля 1613 года в Московском кремле владыка Феодорит принимал участие в венчании на царство Михаила Романова. По благословению владыки Феодорита в Костроме была написана копия с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери для рязанского Троицкого монастыря.

После этих событий святитель Феодорит в конце лета 1613 года прибыл, наконец, в свою епархию. Главной заботой архипастыря стало приведение в порядок церковной жизни, восстановление разоренных храмов и святых обителей, оказание помощи нуждающимся клирикам и пасомым. Также его приглашали на Земский собор для решения церковных и государственных дел.

10/23 сентября 1617 года святитель Феодорит мирно почил о Господе и был погребен в Архангельском соборе. 30 лет назад, в 1987 году, по благословению Святейшего Патриарха Пимена он был прославлен в лике Рязанских святых. 18 июня 1998 года мощи святителя Феодорита были обретены. В настоящее время они пребывают в Борисоглебском соборе г. Рязани. Святитель Феодорит и ныне молится за свою Рязанскую паству у Престола Господня на небесах.

Протоиерей Анатолий Лазарев

Похожие статьи

© 2024 dvezhizni.ru. Медицинский портал.